Уровень подготовки водителя транспортного средства влияет на

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Автомобильный транспорт — источник повышенной опасности, его владельцы несут юридическую ответственность даже при отсутствии вины в совершенном правонарушении[1].

Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу[2], рабочему времени, времени отдыха[3] и дисциплине труда лиц[4], работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде.

Важно!

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ, ПРИНИМАЕМЫХ НА РАБОТУ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В системе обеспечения безопасности движения надежность водителя играет существенную и основную роль — 70 % ДТП происходит по вине водителей автомобилей. Поэтому повышение профессиональной надежности водителей — одно из важнейших направлений деятельности по профилактике и снижению уровня аварийности на автомобильном транспорте.

Надежность водителя рассматривается как его способность действовать в соответствии с определенными требованиями профессии как в обычных, так и в критических ситуациях в течение определенного промежутка времени. В конечном итоге надежность водителя включает:

  • профессиональную пригодность, в которую входит состояние здоровья, психологические и личностные качества;
  • профессиональную подготовленность (уровень профессиональных знаний и навыков) и опыт вождения;
  • высокую работоспособность и степень утомления;
  • состояние организма, обусловленное приемом лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя.

Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения[5].

К сведению

Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством)[6]. Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 328 ТК РФ, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Работник, принимаемый на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, также в соответствии со ст. 23 Федерального закона о БДД, ст. 69, 213 и 328 ТК РФ, обязаны при приеме на работу проходить обязательные медицинские осмотры[7] и психиатрические освидетельствования[8].

Обратите внимание!

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения определен Порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[9].

Данный Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — профотбор, транспортные средства), и их профессионального обучения (далее — профобучение), распространяется на юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) (далее — работодатели), осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работники, которые принимаются на работу к работодателям (далее — водители), осуществляющим перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соответствовать требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом[10], если иное не установлено законодательством РФ, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.

При проведении профотбора водителей рекомендуется использовать МР 2.2.0085-14[11] — содержат сведения по вредным факторам, которые рекомендуется включать в список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, а также различные типы психофизиологических тестов, которые позволят на ранних стадиях собеседования выявить у водителей склонность к психическим расстройствам, которые могут оказать влияние на уровень профессиональных рисков.

При проведении профессионального обучения (стажировки) водителей также можно руководствоваться РД-200-РСФСР-12-0071-86-12[12]. Данный Руководящий документ не обязателен для применения, так как не является нормативно-правовым актом, и может применяться в части не противоречащем законодательству.

Мы рекомендуем

Работодателю стоит разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок проведения профотбора и профобучения водителей в организации, который должен быть интегрирован с системой управления охраной труда, а также с системой управления безопасностью дорожного движения (при наличии).

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОДИТЕЛЕЙ

Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями[13].

Цель профессионального отбора водителей — привлечь к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством РФ.

У работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, должны быть в наличии права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Работники должны представить следующие документы: водительские права, трудовую книжку, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика и др. Если документы соответствуют установленным требованиям, работодатель проводит собеседование с такими работниками.

Цель собеседования — подтвердить соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям квалификационными требованиями.

Собеседование проводится в устной форме.

Результаты собеседования заносятся в листы собеседования (п. 11 Порядка прохождения профотбора), которые должны храниться не менее пяти лет. Порядок хранения листов собеседования устанавливается работодателем.

Пример Листа собеседования для кандидатов в водители,

принимаемых в организацию, осуществляющую деятельность

по перевозке грузов неспециализированными автотранспортными средствами (грузовыми автомобилями)


Обратите внимание!

[1] Статья 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ.

[2] Статья 328 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

[3] Статья 329 ТК РФ, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

[4] Статья 330 ТК РФ.

[6] Абзац 10 ст. 2 Федерального закона о БДД.

[7] В соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — Порядок проведения медосмотров).

[8] В соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

[9] Утверждено Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок прохождения профотбора и профобучения водителей).

[10] Утверждены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 (далее — квалификационные требования).

[12] РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986.

[13] Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1.

Н. Панфилов,
специалист по охране труда

Задание:законспектировать ответы на указанный ниже вопросы, конспекты предоставить преподавателю на занятии для проверки и выставления оценки.

Проблемные вопросы для конспектирования:

1. Определение надёжности водителя?

2. Психофизиологические качества: пригодность, подготовленность и работоспособность?

3. Влияние квалификации, образования, стажа работы, и возраста на надёжность водителя?

Ответы на вопросы:

Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения.




Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность [3]. Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надёжной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга. Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведённых до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Профессионализм определяется также уровнем психологической подготовленности водителя, т. е. формированием у него психофизиологических свойств, которые обеспечивают надёжность работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надёжного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения. Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надёжности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Работоспособность снижается после приёма алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетённом состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создаёт угрозу возникновения ДТП. Обстоятельства, при которых возникают и протекают ДТП, чрезвычайно разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по их предупреждению. Кроме того, классификация видов происшествий приводит к единообразию учёта и возможности проведения успешного анализа на его основе.

старший преподаватель, кафедра Организации деятельности ГИБДД, Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова

302027, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, 2, оф. 416

Amelichkin Aleksei Viktorovich

Senior Lecturer of the Department of the STSI Activity Arrangement at Oryol Law Institute under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Lukianov

302027, Russia, Orlovskaya oblast', g. Orel, ul. Ignatova, 2, of. 416

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:


Ключевые слова: подготовка, водитель, транспортное средство, программа, статистика, безопасность, дорожное движение, правовое регулирование, положительный опыт, стратегия

Abstract: The subject of the research is the system of legal relations in the sphere of road safety. The object of the research is the social relations arising in the process of training vehicle drivers of different kinds and categories. The aim of the research is to analyze the legal basis that regulates the sphere of training vehicle drivers of different kinds and categories. The author touches upon the problems of the legal regulation of the training process in the Russian Federation and focuses on the experience of the foreign states in training vehicle drivers as well as peculiarities of the educational process of training vehicle drivers. The methodological basis of the research includes dialectical, historical, structured system, comparative law, statistical, formal logic and other methods. The novelty of the research is caused by the need to improve the legal mechanism of training vehicle drivers in order to ensure road safety. The author uncovers peculiarities of training vehicle drivers based on the so-called Scandinavian system that has gained a good reputation in many countries of the European Union. The main conclusions of the research are the following: there is the need to review the program of professional training of vehicle drivers in order to develop necessary skills required by real-life conditions, implementation of learn driving maneuvers and issuance of temporary driver's license to young drivers for two years. The scope of the research results include legislative activity of state authorities, education and research of road safety.

law regulation, road traffic, security, statistics, program, vehicles, driver, preparation, positive experience, strategy

Анализ сложившейся обстановки, исследование нормативно-правовых источников в области обеспечения безопасности дорожного движения показал, что они частично требуют правовой оптимизации с учетом современных требований в области дорожного движения. Основополагающие законодательные акты в области безопасности дорожного движения принимались более двадцати лет назад. В конце 20 века дорожное движения не было таким разнообразным, динамичным, сложным и многогранным, как в настоящее время, а вносимые изменения в законодательство, зачастую не отражают динамику развития правоотношений в области дорожного движения [1] .

Проблемы в области подготовки водителей транспортных средств непосредственно связаны с безопасностью дорожного движения, так как качество подготовки водителей механических транспортных средств, напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Чем больше неподготовленных водителей будет выезжать на дорогу, тем выше будет аварийность в области безопасности дорожного движения. Поэтому на государственном уровне во многих странах мира данную сферу органы государственного контроля и надзора развивают исходя из социально-экономических, культурных и правовых особенностей той или иной страны.

Согласно статистическим данным в области обеспечения безопасности дорожного движения за 2018 год в Российской Федерации было совершено 168 099 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, что на 0,8 % меньше в сравнении с 2017 годом, в таких авариях погибло18 214 человек, что 4,6 % меньше в сравнении с годом ранее. В целом положительная тенденция на уменьшение смертности на российских дорогах омрачается неизменными показателями в области качества управления транспортным средством, так более 88% процентов аварий происходит по вине водителей транспортных средств, причем наибольшее количество таких аварий происходит по вине водителей легковых автомобилей [2] .

Положительный опыт иностранных государств, с высокими показателями безопасности дорожного движения, особенно в контексте подготовки водителей механических транспортных средств, необходимо анализировать и, при необходимости, применять в нашей правовой системе, тем самым повысив качество подготовки водителей для нашей страны и безопасность дорожного движения в целом.

Здесь стоит сказать о том, что за последние 30 лет в области безопасности дорожного движения в России было сделано немало, так начале 90-х годов прошлого века социальный риск в России составлял 23,8 погибших. Таким образом, за почти 30 лет показатели социального риска снизились в 1,7 раза, что не может не радовать субъектов участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения. Однако такие страны как Финляндия за рассматриваемый период добились более существенного снижения аварийности с 13 погибших на 100 тысяч населения до 4,9 погибших, то есть в 2,6 раза, что свидетельствует более качественной и эффективной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения [4] .

Таким образом, в рамках реализации указанных направлений можно выделить конкретные задачи, которые должны будут выполнены на основании Стратегии до 2024 года, применительно к подготовке водителей транспортных средств, а именно:

- разработка и реализация специальных, в том числе образовательных, программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах;

- осуществление комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров и грузов, стимулирующих к соблюдению требований безопасности;

-совершенствование требований к уровню знаний и навыков управления транспортными средствами, необходимых для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий;

-совершенствование форм и методов учебного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей, в максимальной степени учитывающих опыт стран развитой автомобилизации и обеспечивающих качественную подготовку кандидатов в водители, в полной мере адаптированных к участию в дорожном движении;

-осуществление практических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, прежде всего на основе федеральных, региональных и муниципальных программ;

-оптимизация компетенции органов управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения;

-формирование институтов подготовки и повышения квалификации специалистов в области безопасности дорожного движения, в том числе по вопросам организации дорожного движения;

-организация изучения и распространения отечественного и зарубежного опыта в сфере управления безопасностью дорожного движения [5] .

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что только комплексные меры в сфере подготовки водителей транспортных средств могут существенно снизить социальный и транспортный риск в области безопасности дорожного движения.

Учебный план по подготовке водителей транспортных средств содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия 190/188 часов (соответственно с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией). Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Также, на основании действующего законодательства предметы, обозначенные в базовом цикле, при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории не изучаются, тем самым обучение сокращается на 84 часа.

Специальный цикл включает учебные предметы:

Профессиональный цикл включает учебные предметы:

Экзамены в ГИБДД состоят из теоретического и практических экзаменов - экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.

Экзамены принимаются в следующей последовательности:

а) теоретический экзамен;

б) экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством;

в) экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения [8] .

Следовательно, фактически кандидатам в водители приходится сдавать одно и то же два раза, вначале в автошколе, а потом в ГИБДД, что по логики должно положительно сказываться на знаниях, умениях и навыках обучающихся водителей. Однако статистика в области сдачи экзаменов в ГИБДД говорит о том, что только каждый третий кандидат в водители сдаёт в ГИБДД экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения с первого раза [9] . Данные обстоятельства говорят о том, что подготовка кандидатов в водители в автошколах желает лучшего, и именно практическая составляющая требует совершенствования.

При этом, соотношение количества занятий в аудитории и занятий, на которых кандидаты в водители непосредственно отрабатывают навыки по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения составляет 3:1, то есть в настоящее время при подготовке водителей транспортных средств основное внимание уделяется именно теоретическим, а не практическим навыкам и умениям, что не может положительно сказываться на безопасности дорожного движения, когда кандидат в водители получает заветное право и реализует его в условиях дорожного движения.

Однако как показывает правоприменительная практика развитых стран, в которых безопасность дорожного движения находится на более высоком уровне, чем в России необходимо делать упор при обучении водителя именно на умения быстро ориентироваться в реальных дорожных условиях, а у нас много времени отводится на автодром и теоретические знания.

Кардинальным образом подготовка водителей транспортных средств отличается в Финляндии, где упор делается непосредственно на отработку навыков в реальных дорожных условиях. Неслучайно данную страну в условно можно сравнить с нашей, так как дороги там заснеженные, как и у нас, финны любят ездить быстро, как мы, но смертность на дорогах и количество аварий на душу населения у них в разы ниже, чем у нас. К тому же показатель социального риска 30-ти летней давности Финляндии близок к сегодняшнему показателю в России, а актуальный на сегодня показатель социального риска в Финляндии – это тот показатель, к которому нам необходимо стремится. Достаточно знать, что в 2016 количество аварий в стране упало до рекордно низких показателей не только в истории страны, а и в истории Европы.

На экзамене около полчаса уходит на теорию, где задается всего 70 вопросов, которые поделены на тематические группы 50 вопросов по правилам дорожного движения в виде визуальных картинок, где можно допустить не более 7 ошибок, далее теоретические вопросы общего характера 15 вопросов, где можно ошибиться лишь в 4 ответах и заключительный блок 5 вопросов допускается лишь одна ошибка. После этого ещё час времени уйдет на поездку по городу, где обучающийся выполняет необходимые команды экзаменатора.

Только после того как экзаменатор убедится в наличии необходимых навыков и умений у кандидата в водители ему выдают временные права сроком на два года. В этот период обучающемуся разрешается управлять транспортным средством, но с существенными ограничениями, при этом если начинающий водитель дважды в течение одного года нарушит правила дорожного движения, то ему будет вынесен запрет на управление транспортным средством. Надо не только соблюдать правила дорожного движения, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения, который проверяется преподавателем автошколы. В этот период задача обучающегося водителя не нарушать правила дорожного движения, иначе постоянных прав не видать.

Этим заканчивается первый этап обучения и начинается второй этап, также не менее важный, чем первый. В этот период обучающийся должен активно ездить и вести электронный дневник, который проверяется преподавателем автошколы. Как только преподаватель автошколы убедится в том, что необходимые навыки и умения у обучающегося сформированы, его вновь приглашают в автошколу, где он проходит небольшой курс теории и осуществляет часовую поездку с инструктором по вождению в условиях дорожного движения. Только после того как преподаватель автошколы убедился в наличии необходимых навыков по управлению транспортным средством, кандидат в водители переходит к третьему заключительному этапу обучения – экстремальным приемом вождения. Третий этап как правила проводится на специальном полигоне для экстремального управления транспортным средством. Где отрабатываются навыки управления в условиях скользкой дороги. Данный этап включают в себя не только теорию вождения, а и улучшение навыков практического вождения (разные траектории прохождения поворотов, скоростное вождение, вождение в темное время суток, на скользком треке и т.д.).

Только после того как инструктора по вождению автошколы убедятся в том, что обучающий готов к получению постоянных прав ему они выдаются, если навыки по безопасному правлению транспортным средством не сформировались то обучение продолжается.

Таким образом, в Финляндии обучение проходит довольно продолжительное время. Однако результатом такой деятельности, является получение необходимых знаний, умений и навыков по управлению транспортным средством в реальных условия дорожного движения и как следствие высокие показатели безопасности дорожного движения.

Подводя итог вышеизложенного, в целях повышения эффективности мер по обеспечению безопасности дорожного движения, необходимо переработать программу профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, в целях увеличение времени обучения кандидатов в водители, для формирования необходимых практических навыков и умений по управлению транспортным средством в реальных условиях дорожного движения, внедрить в программу подготовки водителей курс по контраварийной подготовке водителей транспортных средств, а также ввести практику выдачи временных прав для молодых водителей сроком на два года.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи



Работоспособностью называется способность человека с наименьшими затратами энергии выполнять производственные операции без снижения темпа и качества. Немало ДТП происходит из-за ошибок, допускаемых водителями в результате снижения работоспособности. Основной причиной этого является утомление: процесс, наступающий в результате деятельности. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжелая напряженная работа, выполняемая с удовольствием, меньше утомляет, чем выполнение более легкой, но неприятной работы. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели. На рис. 100а показаны основные стадии работоспособности. Первая стадия характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости обычно продолжается 1-1,5 ч, после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2-2,5 ч (вторая стадия). В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате энергии. Поэтому несмотря на то, что наибольшая интенсивность движения бывает в середине дня, в этот период совершается наименьшее число ДТП. Третья стадия характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое можно приостановить, устроив перерыв на обед (см. рис. 100а - заштрихованная зона). Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, но характер ее изменения повторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности становятся короче, а третий период - снижение работоспособности - наступает раньше. Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низка (см. рис.100 б).




В результате упадка сил происходит расстройство ранее сформированных навыков. У водителя это проявляется, например, в изменении рабочей позы. Он садится более глубоко, сильнее наклоняя корпус вперед или заваливаясь назад. Такая поза затрудняет пользование рулевым колесом, педалями, рычагами, а также наблюдение за дорогой и приборами. Утомленный водитель менее точно выполняет приемы управления, неоправданно часто поворачивает рулевое колесо, пропускает необходимые корректирующие действия.

Положительные эмоции (хорошее настроение) способствуют более быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Под влиянием эмоционального возбуждения, интереса к работе, ответственности за порученное дело или при опасности водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости. Отрицательные эмоции (плохое настроение) приводят к быстрому утомлению, выбывают чувства неуверенности, сомнений, страха.

На утомление водителя влияют не только характер информации и его отношение к ней, но и ее количественные характеристики, называемые информационной нагрузкой. Часть информационной нагрузки для водителя составляет интенсивность движения. при большой интенсивности движения (более 300 авт./ч на двух- и трех-полосных дорогах) утомление наступает относительно быстро. (однако при управлении автомобилем в условиях, когда на дороге пет других участников движения, при однообразном ландшафте, из-за монотонной обстановки и вынужденной бездеятельности водитель быстрее чувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения, хотя признаков утомления при этом еще может и не наблюдаться.

В течение смены водителю приходится работать в разнообразных условиях, в том числе и в потоках с различной интенсивностью, полому он должен быть готов к изменениям своего эмоционального напряжения. Опасным может быть резкое возрастание сложности дорожных условий (например, при выезде из тихого переулка на оживленный проспект крупного города). Если водитель, зная о предстоящей смене условий движения, внутренне подготовился к такому усложнению дорожной обстановки, то эмоциональное напряжение изменится не столь значительно, как при неожиданном переходе.




У ставший водитель может избежать ошибок даже при внезапном осложнении дорожной обстановки, если будет более внимателен и готов к действиям. Для этого требуется волевое усилие, благодаря которому в течение некоторого времени работоспособность сохраняется на достаточном уровне. Однако любое волевое усилие требует затрат тельной энергии, что влечет за собой дополнительное утомление и учащающиеся ошибки водителя при управлении автомобилем.

Утомление, развивающееся в течение рабочего дня, проходит после отдыха. Если же чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении. Причиной переутомления может быть недостаточный отдых. Особенно это касается водителей, ежедневно работающих по 12 ч и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, сонливостью днем и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. При неоднократном появлении признаков переутомления следует обратиться к врачу. Основным средством предупреждения переутомления является правильная организация работы с обязательным полноценным и своевременным отдыхом.

Зевота, ощущение тяжести тела, рассеянное внимание, изменение частоты пульса и артериального давления, желание поменять позу или положение рук на рулевом колесе являются первыми признаками утомления. Они неопасны и легко устраняются кратковременным отдыхом. Характерным симптомом утомления являются сонливость и засыпание водителя за рулем, что нередко приводит к ДТП. Утомленный водитель может некоторое время преодолевать сонливость и надежно управлять автомобилем, но засыпание может наступить внезапно. Поэтому, если водитель за рулем почувствует сонливость, нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражнения. Продолжать путь можно только после снятия сонливости.

Для предупреждения сонливости или заторможенного состояния, вызываемого монотонными условиями движения, можно включить радиоприемник, беседовать с пассажиром, жевать кислые конфеты или сушеные фрукты.

Согласно действующему законодательству, продолжительность ежедневной работы водителей при 6-дневной рабочей неделе не должна превышать 7 ч, а накануне выходных -6 ч. При этом время на подготовительно-заключительные работы включается в состав рабочего времени. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. В тех случаях, когда невозможно соблюдать указанный режим, допускается введение суммированного учета рабочего времени. Причем продолжительность рабочей смены не должна превышать 10 ч, а с разрешения министерства (ведомства) и ЦК профсоюзов - не более 12 ч.

В течение рабочего дня также нужно чередовать труд и отдых. Если движение продолжается 3-5 ч, необходимо примерно через час делать 5-10-минутный перерыв, во время которого полезны кратковременные (2-3-минутные) физические упражнения для мышц спины, рук и ног. После 2-го и 4-го часа работы целесообразно выпить сладкий чай, кофе.

Особое значение для водителя имеет правильно организованное питание, так как нарушение режима и плохое качество питания приводят к быстрому нарастанию утомления и заболеваниям. Нежелательно изменять привычное время обеда и заменять горячие блюда холодной закуской. Водителям, совершающим дальние рейсы, рекомендуется брать с собой горячую пищу в термосе.

подробнее об аутогенной тренировке можно узнать из специальной литературы.

Большое влияние на работоспособность водителя оказывают подготовка и содержание рабочего места и микроклимат кабины. Регулировка сиденья и спинки должны обеспечить положение тела водителя, исключающее излишнее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности. Загрязнения, повреждения и завешивание стекол, а также подвешивание различных безделушек, сокращающих поле зрения водителя, недопустимы, так как ухудшают условия обзорности и приводят к более быстрому утомлению.

Микроклимат кабины характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения. Температура воздуха в кабине должна быть в пределах +15. +25°С, а наиболее благоприятная температура +18. +20°С. Пониженная температура воздуха уменьшает быстроту и точность движений, а работа при повышенной температуре быстрее утомляет водителя, снижает его внимание и увеличивает время реакции. Эффективной мерой снижения температуры воздуха при сильной жаре является вентиляция кабины. Большая влажность воздуха при высокой температуре способствует переохлаждению водителя и простуде. Для большинства людей нормальной является влажность воздуха 30-70%.

Читайте также: