Кто управляет троллейбусом водитель или машинист

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

По закону пол водителя не имеет никакого значения. Любой человек может управлять тем транспортным средством, которым захочет. Главное – чтобы у него было действующее водительское удостоверение и отсутствовали медицинские противопоказания.

Однако в случае с пассажирским транспортом у представителей обоих полов есть явные предпочтения. Так, автобусами в большинстве своем управляют мужчины, а вот троллейбусами и трамваями – женщины. Почему же так сложилось?

Заблуждения

Есть ошибочный стереотип, который давно показал свою несостоятельность. Многие считают, что представительницам прекрасного пола не под силу управлять сложными механизмами, например, транспортом, который не оборудован АКПП. Сторонники подобных взглядов утверждают, что электрическая техника устроена примитивно, поэтому женщины и отдают ей предпочтение.

Самое интересное, что те, кто так говорят, никогда даже не сидели в кабине троллейбуса или трамвая и не имеют представления о том, как ими управлять. А ведь если разобраться, не имеет значения, на каком транспорте вы перевозите людей. Это в любом случае требует досконального знания Правил дорожного движения и предельной внимательности.

Обслуживание электрической техники имеет ряд специфических нюансов. Например, перед каждой поездкой на троллейбусе требуется проверять исправность вставок на токоприемниках. Если они повреждены, может произойти обрыв линии. Оценка работоспособности вставок и их замена являются задачей того, кто управляет данным транспортным средством. И женщины-водители, забираясь на крышу троллейбуса и используя гаечные ключи, прекрасно с ней справляются.

В управлении трамваем тоже есть ряд особенностей, о которых неподготовленный человек даже не подозревает. И хотя в нем отсутствует руль, вместо него имеется сложный пульт управления, приспособиться к которому непросто. Одни только системы торможения чего стоят. Например, в модели 71-619КТ их три: электродинамическая, механическая и магниторельсовая. В более старых трамваях таких систем было четыре: рекуперативно-реостатная (служебная), механическая дисковая (для дотормаживания), электромагнитная рельсовая и механическая.

Трамвай движется благодаря наличию контактной сети, которая разбита на отрезки протяженностью 350 метров. В местах их соединения располагаются секционные изоляторы, которые в режиме тяги проезжать нельзя. Это требует от водителя максимальной бдительности, так как если он зазевается, произойдет поломка. Если же остановиться на изоляторе, вагон потребуется сдвигать с места на буксире. Поэтому расположение опасных участков приходится учить наизусть.

Особого внимания требует проезд пересечений трамвайных линий с троллейбусными. Малейшая неосторожность может вызвать обрыв.

Итак, очевидно, что дело вовсе не в простоте вождения. То, что управлять троллейбусом или трамваем легче, чем автобусом – заблуждение. Многие курсанты, приходящие учиться на водителя электрического транспорта, быстро понимают, насколько это сложно, и уходят, не доучившись.

Еще одно неверное мнение заключается в том, что женщинам труднее маневрировать в потоке транспорта. Троллейбусы же едут лишь по строго отведенной полосе, а трамваи и вовсе – по рельсам. В перестроениях нет необходимости, поэтому задача упрощается. А это значит, что с ней вполне справится и представительница прекрасного пола.

Данное утверждение еще более абсурдно, чем предыдущее. Ведь женщины управляют не только троллейбусами и трамваями! Они ездят на всех видах колесного транспорта и при этом успешно маневрируют. Кстати, несмотря на подобные стереотипы вопрос о том, представители какого пола чаще попадают в ДТП, до сих пор остается открытым.

Реальные причины

На самом деле это явление по большей части – отголосок Великой Отечественной войны. До 1941 года электрический транспорт водили в основном мужчины (автобусов в то время было очень мало). Потом все они ушли на фронт, а женщины взяли эту нелегкую задачу на себя.

Война закончилась, а традиция осталась. Девушки с охотой продолжали поступать на курсы вождения. А вот управление появившимися в большом количестве автобусами досталось мужчинам.

Преподаватели курсов утверждают, что управление трамваем требует постоянной бдительности и огромного терпения. Нужно одновременно нажимать на кнопки и следить за ситуацией в салоне. По их словам, у мужчин зачастую не хватает внимательности, чтобы справляться с несколькими задачами одновременно. Женщины же от природы приспособлены к этому несколько лучше.

Есть еще одно обстоятельство. До недавнего времени ремонт сломавшегося рейсового автобуса был задачей самого водителя. В одиночку женщине не под силу поменять огромное колесо или починить мотор (хотя, конечно, здесь могут быть и исключения). Поэтому они и избегали работать на данном виде транспорта, предпочитая электрический. Трамваи и троллейбусы в случае серьезной поломки ремонтируют специалисты, которые прибывают на место в течение нескольких минут.

В настоящее время ситуация изменилась. В каждом автопарке есть бригада, которая занимается устранением неисправностей. Водителям же это дело предпочитают не доверять, так как ремонт все-таки требует специальных навыков. На место вызываются рабочие, которые и производят необходимые манипуляции. Поэтому вакансии водителей автобусов сегодня открыты и для девушек.

Коррекционно – образовательные: Закрепить знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.

Коррекционно–развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи: образование и использование в речи форм ед. ч. и мн. ч. существительных, согласование числительных с существительными;

Учить детей составлять рассказ о транспорте с помощью мнемотаблицы.

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, мышление, мелкую моторику пальцев рук и координацию речи с движением.

Коррекционно–воспитательные: Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность.

Предварительная работа:

Оборудование:

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кому я скажу, пожалуйста.

(дети перечисляют разные виды транспорта и показывают на доске)

- Как, одним словом можно назвать эти предметы? (транспорт).

- Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

- Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

- Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

- Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт,

- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

- Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).


Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с этим заданием.

2. Беседа о профессиях. Загадка:

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (Ответы детей).

Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей)

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

Но, может быть, кто-то из вас захочет управлять не только автомобилем, но и самолетом. Как называется человек, который управляет самолетом?

Человек, который управляет самолетом, называется летчиком.

Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он?

Он должен быть смелым, отважным, умелым.


По той же схеме выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл.

Две ладошки я прижму.

И по морю поплыву.

Две ладошечки, друзья,

Это лодочка моя.

Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер)

Кто летает на самолете? (смелый летчик)

Кто управляет поездом? (зоркий машинист)

Кто летает на ракете? (умелый космонавт)

Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан)

Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист)

Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).

5. Физкультминутка.

Представите ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.

Мы по воздуху летим, (руки в стороны, корпус наклонен вперед)

Мы на палубе стоим, (корпус наклонен вперед, рука у лба, смотрим вдаль)

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

6. Работа по мнемотаблице.

Вы должны составить рассказ о понравившемся транспорте, а поможет нам мнемотаблица:

Название транспорта, его вид.

Какой он: описать его внешний вид, цвет.

Для чего он предназначен.

- Начну я: Это автобус, наземный вид транспорта, потому что ездит по земле. Автобус перевозит пассажиров. Он большой, красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Для движения ему нужен бензин. Автобус моют, ремонтируют. Заслушать 3-4 рассказа.

Цель: дать понятие о видах наземного транспорта.

Задачи: познакомить с видами наземного транспорта : пассажирский, грузовой, специальный; назначение транспорта. Формировать интерес к технике.

повторить названия профессий людей,управляющих транспортом.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

- (Показ картинок с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, велосипеда, мотоцикла,)

Подскажите мне, водитель троллейбуса управляет чем? (троллейбусом). А машинист управляет … (поездом) ; вагоновожатый управляет … (трамваем) .

В. : - Ой, посмотрите, к нам приехала машина. Давайте рассмотрим ее внимательно. У машины есть дверь. А если их много, то как можно сказать? (двери). Вот окно. Если их много? (окна). Чем машина освещает дорогу, когда темно? (фарами). На чем сидит водитель, когда управляет машиной? (сиденье). Без чего машина не сможет двигаться? (без колес). А у машины одно колесо? Как можно сказать: много (колес) .

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход!

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю. Дети двигаются из одного конца группы в другой,

держа в руках воображаемый руль.

Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

-Ответьте мне, что движется быстрее: велосипед или мотоцикл; трамвай или автобус; поезд или автобус? (проводится с показом иллюстраций транспорта) .

-Молодцы, а сейчас попробуйте сказать наоборот:

Грузовик большой, а велосипед (маленький) .

Автобус высокий, а автомобиль … (низкий) .

Поезд длинный, а автобус … (короткий) .

Трамвай тяжелый, а велосипед … (легкий) .

Велосипед медленный, а мотоцикл … (быстрый) .

-Молодцы, справились и с этим заданием, а сейчас сядем в автомобили и поедем домой.

-Едем – едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)

На машине легковой.

Въехали на горку: хлоп - (руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось. Стоп! (руки через стороны вниз, присесть) .

-Молодцы, вы все аккуратно вели свои автомобили, приехали домой без аварий.

Автобус, троллейбус, трамвай – это пассажирский транспорт. Почему его так назвали? (Ответы детей). Ребята, а есть еще и грузовой транспорт. Кто знает, что он возит? Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и покажите мне, где здесь грузовой транспорт? А еще у нас есть и машины специального назначения. Они оказывают быструю помощь, если случилась беда. Послушайте и отгадайте эти машины.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2349 “Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств”


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2349 “Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств”

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 г. N 2349

Перечень
работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств

I. Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, промышленный транспорт, дорожное хозяйство

Работы

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Профессии

Водитель мототранспортных средств

Водитель транспортно-уборочной машины

Водитель электро- или автотележки

Машинист бетоносмесителя передвижного

Машинист битумировочной машины

Машинист бурильно-крановой самоходной машины

Машинист дорожно-транспортной машины

Машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах

Машинист катка самоходного с гладкими вальцами

Машинист крана автомобильного

Машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог

Машинист машины для нанесения пленкообразующей жидкости

Машинист машины для устройства укрепительных полос

Машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ

Машинист смесителя асфальтобетона передвижного

Машинист укладчика асфальтобетона

Машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей

Должности

Диспетчер автомобильного транспорта

Диспетчер службы движения

II. Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен

Работы

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Профессии

Машинист железнодорожно-строительной машины (самоходной)

Машинист крана (крановщик) при работе на самоходных железнодорожных кранах

Машинист эскалатора метрополитена

Помощник водителя дрезины

Помощник машиниста дизель-поезда

Помощник машиниста железнодорожно-строительной машины (самоходной)

Помощник машиниста крана (крановщика) на самоходных железнодорожных кранах

Помощник машиниста паровоза

Помощник машиниста тепловоза

Помощник машиниста мотовоза

Помощник машиниста электровоза

Помощник машиниста электропоезда

Помощник машиниста эскалатора метрополитена

Машинист рельсового автобуса

Помощник машиниста рельсового автобуса

Помощник машиниста газотурбовоза

Водитель специализированной техники на комбинированном ходу

Должности

Дежурный по приему и отправлению поездов метрополитена

Дежурный стрелочного поста

Дежурный по станции метрополитена

Дежурный по железнодорожной станции (внеклассной, 1 класса)

Диспетчер эскалаторной службы

Диспетчер маневровый железнодорожной станции

Диспетчер подъездного пути

Дежурный по переезду

III. Гражданская авиация

Работы

Обслуживание (управление), предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования воздушного движения

Профессии

Диспетчер управления воздушным движением

Должности

Диспетчер аэродрома (зона взлета и посадки судов)

Диспетчер аэроузлового центра

Диспетчер-инструктор управления воздушным движением

Диспетчер диспетчерского пункта круга

Диспетчер диспетчерского пункта круга и пункта посадки

Диспетчер пункта подхода или направления

Диспетчер районного центра

Диспетчер стартового диспетчерского пункта

Старший диспетчер-инструктор, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением

Диспетчер-инструктор службы движения, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением

Старший диспетчер службы движения, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением

Диспетчер службы движения, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением

Работы

Управление в полете пилотируемым гражданским воздушным судном пилотом, находящимся на его борту

Профессии

Пилот гражданской авиации

Должности

Пилот-стажер (пилот под наблюдением)*

Командир воздушного судна*

Командир авиационного звена (командир звена)

Заместитель командира авиационной эскадрильи (авиаэскадрильи)

Командир авиационной эскадрильи (авиаэскадрильи)

Заместитель командира летного (авиационного) отряда

Командир летного (авиационного) отряда

Начальник инспекции по безопасности полетов

Начальник летно-методического отдела (отдела стандартов)*

Заместитель летного директора*

Заместитель генерального директора (руководителя) по летной работе

Генеральный директор (руководитель)*

Работы

Управление беспилотным воздушным судном пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)

Профессии

Внешний пилот гражданской авиации беспилотного воздушного судна

Должности

Пилот-стажер (пилот под наблюдением)*

Командир воздушного судна*

Командир авиационного звена (командир звена)

Заместитель командира авиационной эскадрильи (авиаэскадрильи)

Командир авиационной эскадрильи (авиаэскадрильи)

Заместитель командира летного (авиационного) отряда

Командир летного (авиационного) отряда

Начальник инспекции по безопасности полетов

Начальник летно-методического отдела (отдела стандартов)*

Заместитель летного директора*

Заместитель генерального директора (руководителя) по летной работе

Генеральный директор (руководитель)*

Работы

Навигация в полете пилотируемого воздушного судна по его месту положения в пространстве штурманом, находящимся на его борту

Профессии

Штурман гражданской авиации

Должности

Штурман воздушного судна*

Главный штурман (его заместители)*

Генеральный директор (руководитель)*

Работы

Управление в полете системами воздушного судна, входящими в компетенцию находящегося на борту пилотируемого воздушного судна бортинженера (бортмеханика)

Профессии

Бортовой инженер (механик) гражданской авиации (бортинженер, бортмеханик)

Должности

Бортовой инженер воздушного судна (бортинженер)*

Бортовой инженер-инспектор (-инструктор)*

Бортовой механик воздушного судна (бортмеханик)*

Бортовой механик-инспектор (-инструктор)*

IV. Морской и речной транспорт

Работы

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Профессии

Матрос 1 класса

Матрос 2 класса

Машинист помповый (донкерман)

Старший машинист помповый (донкерман)

Моторист 1 класса

Моторист 2 класса

Старший моторист (машинист)

Моторист самостоятельного управления судовым двигателем

Моторист (машинист) рефрижераторных установок

Машинист котельной установки (кочегар) судна

Первый помощник механика

Второй помощник механика

Третий помощник механика

Электрик 1 класса

Электрик 2 класса

Оператор специальных устройств земснарядов

Старший пожарный матрос

Спасатель - старший матрос

Должности

Старший помощник багермейстера-капитана

Первый помощник багермейстера-капитана

Второй помощник багермейстера-капитана

Третий помощник багермейстера-капитана

Сменный помощник багермейстера-капитана

Заместитель главного диспетчера

Главный механик подводного аппарата

Диспетчер по флоту

Старший диспетчер по флоту

Старший диспетчер порта

Диспетчер службы движения

Старший диспетчер службы движения

Инженер-диспетчер по движению флота (по флоту)

Капитан морского порта

Заместитель капитана морского порта

Главный инспектор государственного портового контроля

Старший инспектор государственного портового контроля

Инспектор государственного портового контроля

Специалист-инспектор государственного портового контроля

Заместитель капитана рейда

Старший помощник капитана

Второй помощник капитана

Третий помощник капитана

Четвертый помощник капитана

Сменный помощник капитана

Старший помощник капитана-кранмейстера

Второй помощник капитана-кранмейстера

Сменный помощник капитана-кранмейстера

Старший помощник капитана-механика

Второй помощник капитана-механика

Сменный помощник капитана-механика

Капитан подводного аппарата

Помощник капитана подводного аппарата

Помощник капитана сдаточного

Старший помощник капитана сдаточного

Второй помощник капитана сдаточного

Третий помощник капитана сдаточного

Капитан (старший моторист-рулевой) патрульного, спасательного катера

Помощник капитана патрульного, спасательного катера

Сменный помощник капитана патрульного, спасательного катера

Капитан скоростного судна

Старший помощник капитана скоростного судна

Командир дноочистительного снаряда

Помощник командира дноочистительного снаряда

Первый помощник командира дноочистительного снаряда

Второй помощник командира дноочистительного снаряда

Третий помощник командира дноочистительного снаряда

Сменный помощник командира дноочистительного снаряда

Командир землесоса, земснаряда

Помощник командира землесоса, земснаряда

Первый помощник командира землесоса, земснаряда

Второй помощник командира землесоса, земснаряда

Третий помощник командира землесоса, земснаряда

Сменный помощник командира землесоса, земснаряда

Старший механик (судовой)

Второй механик (судовой)

Третий механик (судовой)

Четвертый механик (судовой)

Сменный механик (судовой)

Механик на дноочистительном снаряде

Механик на землесосе, земснаряде

Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы

Оператор диспетчерской движения и погрузочно-разгрузочных работ на морском (речном) транспорте

Старший оператор диспетчерской движения флота

Старший механик подводного аппарата

Старший механик на плавучем кране

Старший электромеханик на плавучем кране

Старший электромеханик (судовой)

Второй электромеханик (судовой)

Третий электромеханик (судовой)

Четвертый электромеханик (судовой)

Сменный электромеханик (судовой)

Помощник электромеханика (судового)

Первый помощник электромеханика (судового)

Второй помощник электромеханика (судового)

Третий помощник электромеханика (судового)

Электромеханик на землесосе, земснаряде

Электромеханик подводного аппарата

Оператор системы управления движением судов (СУДС)

Радиооператор глобальной морской службы спасения при бедствиях (ГМССБ)

Механик по судовым системам

Командир земснаряда - механик

Первый помощник командира земснаряда - первый помощник механика

Помощник командира земснаряда - помощник механика

Первый помощник командира-механика земснаряда

Второй помощник командира-механика земснаряда

Третий помощник командира-механика земснаряда

Помощник капитана по радиоэлектронике

Помощник капитана по пожарной-технической части

Помощник капитана по безопасности

Помощник капитана по пассажирской части

Начальник радиостанции (радиоспециалист)

Капитан спасательного судна

Спасатель - второй помощник капитана

Спасатель - старший помощник капитана

Спасатель - третий помощник капитана

Лоцман - морской лоцман второй категории

Старший лоцман - морской лоцман первой категории

* Указанные в строке должности могут иметь производные наименования должности (главный, ведущий, старший), а также следующие дополнения:

конкретный вид и (или) тип воздушного судна;

базы авиационной охраны лесов;

комплексы (авиационные, летные, летно-технические);

группы (авиационные, летно-транспортные, летные);

учебные заведения гражданской авиации: училища (летные, летно-технические), колледжи (летные, летно-технические, авиационные), высшие авиационные (летные) училища;

эскадрильи (авиационные, отдельные авиационные, летно-транспортные, летные, летно-методические);

звенья (авиационные, летно-транспортные, летные);

отряды (авиационные, отдельные авиационные, летно-транспортные, летные, учебно-тренировочные, учебно-летные);

подразделения по обеспечению полетов;

летно-производственные службы (отделы);

центры (авиационные, учебно-авиационные, учебно-тренировочные, учебно-методические, подготовки авиационного персонала);

отделы (летные, учебно-летные, летно-методические, летно-штурманские);

инспекции по безопасности;

инспекции по безопасности полетов;

государственный надзор за безопасностью полетов;

о летной подготовке;

об организации летной работы;

о летно-методической работе;

Обзор документа

Лицам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается аналогичная работа по совместительству.

Правительство РФ обновило перечень соответствующих работ, профессий и должностей. Прежний перечень утратил силу в рамках механизма "регуляторной гильотины".

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: