Выбегание с низкого старта до команды стартера называется гандикап

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.09.2024

Зав. кафедрой:_______________(А.В. Дуркин)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кировская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Кафедра физической культуры

Методические указания для студентов

4 курса специальности педиатрия

к практическому занятию № 136

по дисциплине физическая культура

Тема: Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции.

Цель занятия:Совершенствовать технику низкого старта и бега по дистанции.

Задачи:

1. Совершенствовать технику специальных беговых упражнения легкоатлета.

2. Совершенствовать технику низкого старта и бега по дистанции.

3. Развивать скоростные качества повторным методом.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: технику специальных беговых упражнения легкоатлета,

технику низкого старта.

2. после изучения темы: технику спринтерского бега, методы развития скоростных

качеств средствами легкой атлетики.

Студент должен уметь:

  1. Правильно выполнять низкий старт и бег по дистанции.
  2. Определять и применять разнообразные средства в практике физической культуры, направленные на развитие скоростных способностей.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Оценка техники выполнения низкого старта.

2. Беседа по теме занятия. Техника низкого старта, техника бега по прямой на короткие дистанции, правила соревнований в беге на короткие дистанции, содержательные характеристики повторного метода.

3. Практическая работа.Выполнение разминочного бега на пульсе 120 -130 уд/мин.,

комплекса общеразввивающих упражнений на основные группы мышц,

совершенствование техники специальных беговых упражнений,

совершенствование техники низкого старта и бега по дистанции, выполнение

повторного бега с низкого старта 2 по 60 м., 2 по 80 м. и 1 раз 100 м. для развития

скоростных качеств. Интенсивность 95 – 100 % от максимальной. ЧСС 180 – 190

уд/мин. Отдых до ЧСС 120 уд/мин.

Домашнее задание: развивать скоростные качества, силу рук, ног и пресса.

Ситуационные задачи для разбора на занятии.

На занятии дается задача на знание техники выполнения специальных беговых упражнений легкоатлета.

К каждому виду специальных беговых упражнений легкоатлета подберите наиболее

подходящий ответ, обозначенный буквой:

1. бег, поднимая бедро А: заброс пятки точно под бедро

2. бег, захлестывая голень Б: широкий вынос бедра вперед-вверх

3. бег прыжками В: подъем бедра до параллели с землей

4. подскоки Г: максимальный толчок вверх

Правильный ответ: 1 – В, 2 –А, 3 – Б, 4 - Г

Рекомендуемая литература:

  1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2008. – 366 с.: ил.

Методические указания подготовлены: Шубиной М.В., ст. преподавателем кафедры физической культуры ________

Зав. кафедрой:_______________(А.В. Дуркин)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кировская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Кафедра физической культуры

Методические указания для студентов

4 курса специальности педиатрия

к практическому занятию № 137

по дисциплине физическая культура

Тема: Развитие физических качеств средствами легкой атлетики.

Цель занятия:Развивать скоростно - силовые качества.

Задачи:

1. Совершенствовать технику специальных беговых упражнений легкоатлета.

2. Совершенствовать технику низкого старта.

3. Развивать скоростно - силовые качества.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: технику специальных беговых упражнения легкоатлета, технику спринтерского бега.

2. после изучения темы: методы развития скоростно – силовых качеств средствами легкой атлетики.

Студент должен уметь:

  1. Правильно выполнять низкий старт, правильно выполнять специальные беговые упражнения легкоатлета, прыжок в длину с места.
  2. Определять и применять разнообразные средства в практике физической культуры, направленные на развитие скоростно - силовых способностей.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Знания техники выполнения прыжка в длину с места.

2. Беседа по теме занятия. Правила соревнований в спринтерском беге, правила соревнований по прыжкам в длину с места, техника выполнения низкого старта, методы развития скоростно – силовых качеств. качеств.

3. Практическая работа. Выполнение разминочного бега на пульсе 120 -130 уд/мин в течение 10 мин., комплекса общеразввивающих упражнений на основные группы мышц, специальных беговых упражнений, ускорений с низкого старта на отрезках 30 – 60 м., выполнение многоскоков 3 раза по 40 м и прыжков в длину с места.

Домашнее задание: развивать скоростно - силовые качества, силу рук, ног и пресса.

Ситуационные задачи для разбора на занятии.

На занятии дается задача на знание теоретических основ легкой атлетики.

Выбегание с низкого старта до команды стартёра называется:

Правильный ответ: В

Рекомендуемая литература:

  1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2008. – 366 с.: ил.

Методические указания подготовлены: Шубиной М.В., ст. преподавателем кафедры физической культуры ________

Зав. кафедрой:_______________(А.В. Дуркин)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кировская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Кафедра физической культуры

Методические указания для студентов

4 курса специальности педиатрия

к практическому занятию № 138

по дисциплине физическая культура

Тема: Ходьба и бег как оздоровительные средства.

Цель занятия:Развитие общей выносливости с помощью оздоровительного бега.

Задачи:

1. Укрепить здоровье.

2. Способствовать развитию общей выносливости с помощью оздоровительного бега.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: средства и методы укрепления здоровья.

2. после изучения темы: технику оздоровительного бега и ходьбы.

Студент должен уметь:

  1. Контролировать состояние организма во время занятия.
  2. Определять и применять разнообразные средства в практике физической культуры, направленные на оздоровление организма

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Оценка техники стайерского бега.

2. Беседа по теме занятия. Техника и методика оздоровительного бега, принципы тренировочных занятий оздоровительным бегом.

3. Практическая работа.Выполнение разминочного бега на пульсе 120 -130 уд/мин.,

комплекса общеразввивающих упражнений на основные группы мышц, медленный

бег по стадиону в течение 30 мин. на пульсе 130 – 140 уд/мин., упражнения на

гибкость, растяжку (махи, наклоны, выпады, шпагаты, мостики на опору).

Домашнее задание: развивать в домашних условиях силу рук, ног, и пресса,

оздоравливать организм посредством оздоровительного бега и ходьбы.

.4. Ситуационные задачи для разбора на занятии.

На занятии дается задача на знание техники выполнения оздоровительного бега. Задача:

Ногу на грунт при оздоровительном беге нужно ставить:

А: движением сверху вниз на носок

Б: движением сверху вниз на всю стопу

В: движением с пятки на носок

Г: движением с пятки на всю стопу

Правильный ответ: Б

Рекомендуемая литература:

  1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2008. – 366 с.: ил.

Методические указания подготовлены: Шубиной М.В., ст. преподавателем кафедры физической культуры ________

Зав. кафедрой:_______________(А.В. Дуркин)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кировская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Кафедра физической культуры

Методические указания для студентов

4 курса специальности педиатрия

к практическому занятию № 139

по дисциплине физическая культура

Тема: Ходьба и бег как оздоровительные средства.

Цель занятия:Развитие общей выносливости с помощью оздоровительного бега.

Задачи:

1. Способствовать повышению работоспособности организма.

2. Укрепить здоровье.

3. Способствовать развитию общей выносливости с помощью оздоровительного бега.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: средства и методы укрепления здоровья.

2. после изучения темы: технику оздоровительного бега и ходьбы.

Студент должен уметь:

  1. Контролировать состояние организма во время занятия.
  2. Определять и применять разнообразные средства в практике физической культуры, направленные на оздоровление организма

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Оценка техники стайерского бега.

2. Беседа по теме занятия. Техника и методика оздоровительного бега, принципы тренировочных занятий оздоровительным бегом.

3. Практическая работа.Выполнение разминочного бега на пульсе 120 -130 уд/мин.,

комплекса общеразввивающих упражнений на основные группы мышц, медленный

бег по стадиону в течение 35 мин. на пульсе 130 – 140 уд/мин., упражнения на

гибкость, растяжку (махи, наклоны, выпады, шпагаты, мостики на опору).

Домашнее задание: развивать в домашних условиях силу рук, ног, и пресса,

оздоравливать организм посредством оздоровительного бега и ходьбы.

.4. Ситуационные задачи для разбора на занятии.

На занятии дается задача на знание техники выполнения оздоровительного бега. Задача:

При самоконтроле во время оздоровительного бега нужно учитывать:

А: скорость пробегания дистанции

Б: количество потоотделения

В: частоту сердечных сокращений

Д: время занятий

Правильный ответ: Б,В,Г

Рекомендуемая литература:

  1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2008. – 366 с.: ил.

Методические указания подготовлены: Шубиной М.В., ст. преподавателем кафедры физической культуры ________

Зав. кафедрой:_______________(А.В. Дуркин)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Министерства здравоохранения и социального развития

Кафедра физической культуры

Методические указания для студентов

5 курса специальности педиатрия

к практическому занятию № 141

по дисциплине физическая культура

Тема: Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции.

Цель занятия: Совершенствовать технику бега по дистанции и технику финиширования в спринтерском беге.

Задачи:

1. Совершенствовать технику специальных беговых упражнения легкоатлета.

2. Совершенствовать технику бега по дистанции и технику финиширования.

. 3. Развивать скоростные качества повторным методом.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: технику специальных беговых упражнения легкоатлета, технику

высокого старта, бега по дистанции и технику финиширования в спринтерском беге.

2. после изучения темы: технику спринтерского бега, методы развития скоростных

качеств средствами легкой атлетики.

Студент должен уметь:

1. Правильно выполнять бег по дистанции и технику финиширования в спринтерском

2 Определять и применять разнообразные средства в практике физической

культуры, направленные на развитие скоростных способностей

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Знания техники низкого старта, стартового разгона и техники

бега по дистанции.

2. Беседа по теме занятия. Правила соревнований в беге на короткие дистанции,

техника финиширования в беге на короткие дистанции, методы развития

3. Практическая работа. Выполнение разминочного бега на пульсе 120 -130 уд/мин

в течение 10 мин., комплекса общеразввивающих упражнений на основные

группы мышц, совершенствование техники специальных беговых упражнений,

выполнение подводящих упражнений при обучении технике финиширования в

беге на короткие дистанции, выполнение повторного бега с высокого старта 2 по

Если соревнование проходит с учётом гандикапа, спортсмен может показать абсолютно лучшее время, но при этом не быть победителем. Звучит парадоксально. Однако бывалые атлеты уже знакомы с системой гандикапа, которая используется на некоторых стартах, в том числе и чемпионате России по марафону.

Рассказываем подробнее, что такое гандикап и где с ним можно встретиться.

Что такое бег с гандикапом

Гандикап – это определённое время в минутах и секундах, когда более сильные дают фору более слабым. Применяется такая система для того, чтобы уравнять всех бегунов и дать им одинаковые возможности претендовать на победу.

Любительские соревнования с гандикапом куда более непредсказуемые, чем старты с традиционной системой выявления победителя. В обычных гонках зачастую можно заранее определить лидеров, тогда как в забегах с гандикапом интрига держится до самого конца. Это также подстёгивает самых быстрых бегунов, ведь соперников становится во много раз больше.

Как рассчитывается гандикап

Время гандикапа рассчитывается таким образом, что теоретически все бегуны должны финишировать точно в одно и то же время. Это означает, что независимо от ваших способностей у вас есть столько же шансов пересечь финишную черту первым, как и у любого другого бегуна. Пусть даже вы пробежите 10 км за 40 минут, имея гандикап в условные три минуты, вы опередите участника, финишировавшего за 38 минут и не имеющего такой форы.

Организаторы стартов устанавливают гандикап по-разному. Кто-то обращается к разнице между лучшим временем трассы у мужчин и женщин, кто-то высчитывает сложные уравнения, беря статистику результатов по возрастным группам.

Забеги с гандикапом

Обратите внимание на следующие беговые события, которые используют систему гандикапов. И тогда у вас будет шанс попробовать свои силы в уравненной борьбе.

Весенний полумарафон в Омске

Казанский марафон

В Казанском марафоне гандикап уже не возрастной, а гендерный. Женщины из элиты стартуют раньше мужчин на 18 минут 45 секунд. В 2019 году Степан Киселёв стал абсолютным победителем Казанского марафона, блестяще отыграв гандикап у Сарданы Трофимовой и придя на финиш в считанных секундах впереди неё.

В 2021 году сделать то же самое ему не удалось, хотя он снова выиграл гонку в мужском зачёте. А абсолютным победителем Казанского марафона 2021 стала Луиза Дмитриева.

Ярославский полумарафон

Скачайте тренировочные планы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня. -20% по промокоду APRIL до 4 апреля!

Чемпионат России по марафону

Главный старт профессиональных марафонцев организуется с системой гендерного гандикапа с 2018 года. Преимущество женщин составляет от 17 до почти 19 минут.

В двух именитых томских забегах проводится Гран-при среди любителей, в котором для определения победителей учитывается возрастной гандикап. Своеобразной точкой отсчёта стала возрастная группа 23-39 лет, не имеющая никакого гандикапа.

Например, для участниц 40-44 года гандикап составляет 4 минуты 5 секунд, у такой же возрастной группы мужчин – 3 минуты 10 секунд.

Что такое низкий старт

Это особое положение тела спортсмена при начале забега, когда бегун опускается на покрытие и опирается о него руками. С низкого старта принято начинать спринтерские дистанции.

Бег с низкого старта: техника, виды, ошибки

История появления

В 1887 году на соревнованиях среди студентов Йельского университета, США, бегун Чарльз Шерилл встал в низкий старт перед началом забега. Он удивил и насмешил как своих соперников, так и судей, ведь в то время принято было стартовать стоя.

Судьи сначала не разрешали Шериллу бежать из такого положения, но атлет настаивал на своём. И так как в правилах не были прописаны подобные нюансы, пришлось позволить Чарльзу стартовать из нетипичной позы. К немалому изумлению всех присутствующих, он с лёгкостью выиграл этот забег.

Как оказалось, идея необычного старта пришла к Шериллу во время путешествия по Австралии. Она наблюдал за кенгуру и заметил, что перед прыжком животное пригибается к земле, и это позволяет ему делать мощный толчок и развивать скорость до 70 км/ч.

Шерилл адаптировал эту идею для бега и начал выигрывать одно соревнование за другим. Новшеством заинтересовались специалисты, начали активно его изучать и пришли к выводу, что методика очень эффективна.

Какие дистанции бегают с низкого старта

Все, в которых необходимо разогнаться за короткое время и набрать максимальную скорость:

  • Спринт: 60, 100, 200 и 400 м
  • Барьерные дисциплины: 60 м с/б, 100 м с/б, 110 м с/б, 400 м с/б
  • Эстафетный бег: 4х100 м и 4х400 м, где участник первого этапа начинает гонку с низкого старта.

Для чего нужен низкий старт

Такая техника позволяет мощно оттолкнуться от дорожки и сделать стартовый разгон наиболее эффективным, что очень важно в спринтерских дисциплинах, где на счету каждая сотая доля секунды.

По сравнению с высоким стартом, где корпус бегуна располагается практически вертикально и нужно потратить дополнительное время, чтобы перенести его вперёд, низкий старт даёт возможность расположить центр тяжести тела далеко за точку опоры – стартовую линию.

Современные специалисты выделяют 4 типа низкого старта:

Скачайте тренировочные планы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня. -20% по промокоду APRIL до 4 апреля!

Первая колодка располагается на расстоянии примерно 1,5-2 стопы от линии старта. Вторая устанавливается на расстоянии 1-1,5 стопы от первой.

При этом типе старта расстояние между передней колодкой и стартовой линией увеличено и составляет около 3 стоп. Отрезок между первой и второй колодкой остаётся прежним.

В этом случае от линии старта следует отмерить 1,5 стопы, а между колодками 1 стопу.

Здесь расстояние между колодками сокращается до половины стопы, а до первой колодки остаётся таким же, как и в обычном старте – 1,5-2 стопы.

Применяют эти виды в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, силы ног и его реакции на сигнал.

Стартовые колодки и их применение

Стартовые колодки – это специальное приспособление, позволяющее спортсмену упереться в них ногами и оттолкнуться при старте. В те времена, когда покрытие на стадионах было ещё гаревым, спортсмены специальной лопаточкой выкапывали себе углубления в дорожке для мощного первого толчка.

В современном виде стартовые колодки появились примерно через 40 лет после того, как низкий старт пришёл в лёгкую атлетику. Они представляют собой две небольшие наклонные платформы, регулируемо крепящиеся на металлическую жёсткую рамку. Угол наклона, расстояние между ними, а также расстояние до стартовой линии может меняться на усмотрение спортсмена.

Колодки фиксируются на дорожке при помощи определённого количества шипов в их основании, благодаря чему они неподвижны во время старта.

Техника

Бег с низкого старта разделяется на три фазы:

Бег с низкого старта: техника, виды, ошибки

Правила

Помимо определённых телодвижений, которые совершает спортсмен в зависимости от трёх команд судьи, существуют ещё правила низкого старта.

Потом правила ужесточили: после первого фальстарта участник получал предупреждение или жёлтую карточку, после второго – снимался с соревнований. В современных условиях любой участник, сделавший фальстарт, автоматически дисквалифицируется.

Этой участи не избегают даже мэтры лёгкой атлетики. Великий спринтер, многократный чемпион мира и олимпийский чемпион Усэйн Болт в финале бега на 100 м на чемпионате мира в Тэгу в 2011 году сделал фальстарт и был дисквалифицирован. Таковы нынешние правила, не позволяющие допускать ошибок.

Ошибки при выполнении

Наиболее распространённые ошибки при выполнении низкого старта – это:

Упражнения для освоения техники

Для освоения техники такого старта, в первую очередь, нужно многократное и правильно выполнение всех трёх фаз. Также необходимо, чтобы спортсмен в тренировочном режиме подобрал для себя удобное расстояние для установки стартовых колодок. Обычно это 1,5-2 стопы от линии старта до первой колодки и 1-1,5 стопы между первой и второй колодкой.

Низкий старт – это квинтэссенция мощи, быстроты и скорости, поэтому для его освоения подойдут все те же методы и упражнения, которые используются в спринтерских тренировках. Например:

Низкий старт требует высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Ученики пятых классов еще не способны в положении наклона выполнить мощное отталкивание с одновременным активным выносом бедра маховой ноги. Поэтому основным средством при обучении должно быть применение различных специальных упражнений для овладения отталкиванием.

Непосредственный бег с низкого старта не должен быть главным средством подготовки (обучения), так как многократное повторение низкого старта в неправильном исполнении приводит к закреплению ошибок.



Упражнение 2. Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.




Учитель проверяет правильность принятия стартовых поз всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены.

Только после того, как занимающиеся поняли и прочувствовали стартовые позы и научились выполнять их, можно переходить к обучению началу бега с низкого старта.


Упражнение 4. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя).

Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе их выполнения.

Упражнение 5. Установка стартовых колодок. Передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя— 1,5—1 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45—50°, задняя — 60—80°. По ширине расстояние между колодками обычно равно 10—12 см.


Упражнение 7. Выталкивание от стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.


Упражнение 8. Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Движение при выходе со старта выполняется максимально быстро. Двигательная (предстартовая) установка для учащихся должна быть направлена не на сильное отталкивание от колодок, а на быстрое выполнение первого шага.

Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта
Упражнение 1. Из положения руки в упоре (туловище вертикально или в небольшом наклоне) оттолкнуться руками от опоры, выполняя ими беговые движения.


Упражнение 2. Стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога поднята, согнутая в колене. По команде резкая смена ног (внимание акцентируется на быстром подъеме маховой ноги).

Упражнение 3. Стоя в упоре у гимнастической стенки на согнутой (толчковой) ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением маховой.





Упражнение 5. Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена. По сигналу учителя быстро перейти на бег.


Упражнение 6. И. п. — стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение с переходом на бег.


Упражнение 7. Быстрая смена ног в различных положениях: а) в упоре лежа руки на гимнастической скамейке; б) одна нога ставится на скамейку; в) в глубоком выпаде; г) держа гимнастическую палку на плечах.

Упражнение 8. Прыжок в длину с места из положения низкого старта: а) без колодок; б) с опорой о стартовые колодки.



Упражнение 10. Старт из положения стоя на одном колене (маховая нога), туловище прямо, руки за спиной, на поясе или опущены вниз.


Упражнение 11. Бег в упоре лежа 5с — 7с переходом на бег по дистанции.

Упражнение 13. Бег с низкого старта с опорой руками на высоте 30 — 40 см от беговой дорожки. В виде опоры можно использовать параллельно поставленные гимнастические скамейки, тумбы и пр. на расстоянии, позволяющем после старта пробежать между ними.

Упражнение 14. Старты из разных исходных положений: а) сидя на полу лицом (или спиной) вперед; б) лежа на животе; в) лежа на спине головой (или ногами) к линии старта.



Упражнение 15. Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в бег по дистанции.


Упражнение 16. Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции.


Упражнение 17. И.п. — полуприсед или присед. Бросок мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.


Упражнение 18. Максимальное давление на стартовые колодки при различных углах в коленном суставе в изометрическом режиме.

Список использованной литературы:

1. Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.

Читайте также: