Танк модернизации на ниве образования

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

На днях появилась информация об очередной модернизации Лады 4х4. Масштаб предлагаемых доработок ничтожен - скорее речь идет об исправлении багов. Не верите? Тогда вспомним все ключевые изменения модели, которые действительно улучшили характеристики машины.

Волжский автомобильный завод приступил к производству Нивы (ВАЗ-2121) в 1977 году. Машина имела весьма оригинальную конструкцию. Небольшой трехдверный жесткий несущий кузов, постоянный полный привод и массовое применение стандартных агрегатов заднеприводного семейства ВАЗ.

Использовались узлы от флагмана легкового семейства того времени — ВАЗ-2106. От него Ниве достался двигатель рабочим объемом 1,6 л и мощностью 80 л.с. со всем навесным оборудованием, 4-ступенчатая коробка передач, задние фонари и даже элементы комбинации приборов. Получившийся компактный и юркий вездеход пользовался высоким спросом не только в нашей стране, но и очень хорошо продавался за рубежом. Модель выпускалась полтора десятка лет без серьезных модернизаций. Недаром те времена называли застоем.

Новое имя для Нивы

А еще на обновленную Ниву стали устанавливать 5-ступенчатую коробку передач. Значительной переделке подвергли заднюю часть кузова. Снизили погрузочную высоту до уровня пола багажного отделения и, соответственно сделали выше третью дверь. По бокам от дверного проема установили специально разработанные задние фонари.

Топливные игры

Модификация ВАЗ-21215 с дизельным двигателем Peugeot XUD9 выпускалась мелкосерийно, в основном для экспорта, но в малых количествах попадала и на внутренний рынок.

Модификация ВАЗ-21215 с дизельным двигателем Peugeot XUD9 выпускалась мелкосерийно, в основном для экспорта, но в малых количествах попадала и на внутренний рынок.

Длина — величина переменная

Еще один параметр, который много раз пытались изменить при создании новых модификаций Нивы, это длина машины. Тем, кому обычная Нива казалась чересчур компактной, предназначалось несколько вариантов:

ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / METHODOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / МЕТОДИКА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION THROUGH PERSONAL DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР. / DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN THE DIALOGUE OF CULTURES.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пассов Е.И.

Аннотация. Несмотря на кажущуюся личностную направленность данной статьи, она посвящена важнейшим научным проблемам, связанным с методикой как наукой. Ее цель заключается в достижении взаимопонимания по ключевому вопросу: что есть подлинное, а не геномодифицированное иноязычное образование ? Автор пытается доказать, что именно процесс иноязычного образования , а не процесс обучения иностранным языкам должен стать объектом методики как науки. Главная мысль заключается в объяснении того, что необоснованная геномодификация иноязычного образования как феномена уводит методику как науку в сторону от подлинного вектора ее развития. Особое место в статье отведено аналитике как одному из условий развития методической науки.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пассов Е.И.

Принцип многоцелевых упражнений и заданий на развитие субъектной позиции в программах дополнительного профессионального иноязычного образования

Genetically Modified “Foreign Language Education” of N.D. Gal’skova (What May it Lead to?)

Abstract. Though the article may seem to be personality oriented, it is devoted to the basic scientific problems which are connected with methodology as a science. The aim is to reach mutual understanding on the key issue: what is real, not genetically modified foreign language education. The author is trying to prove the idea that it is precisely the process of teaching the foreign language through personal development of the student not just teaching foreign language by itself, should become the subject matter of methodology as a science. The article points out the fact that the unjustified gene-modification of foreign language education as a phenomenon leads away methodology as a science, deprives it of its real development essence. Special attention is paid to analysis which is considered to be one of the main conditions of the development of methodology as a science.

УДК 372.881.1 ББК 74.4

Н.Д. ГАЛЬСКОВОЙ (К чему оно может привести?)

Аннотация. Несмотря на кажущуюся личностную направленность данной статьи, она посвящена важнейшим научным проблемам, связанным с методикой как наукой. Ее цель заключается в достижении взаимопонимания по ключевому вопросу: что есть подлинное, а не ге-номодифицированное иноязычное образование?

Автор пытается доказать, что именно процесс иноязычного образования, а не процесс обучения иностранным языкам должен стать объектом методики как науки.

Главная мысль заключается в объяснении того, что необоснованная геномодификация иноязычного образования как феномена уводит методику как науку в сторону от подлинного вектора ее развития. Особое место в статье отведено аналитике как одному из условий развития методической науки.

Ключевые слова: иноязычное образование, методика иноязычного образования, развитие индивидуальности в диалоге культур.

GENETICALLY MODIFIED "FOREIGN LANGUAGE EDUCATION" OF N.D. GAL'SKOVA (What May it Lead to?)

Abstract. Though the article may seem to be personality oriented, it is devoted to the basic scientific problems which are connected with methodology as a science. The aim is to reach mutual understanding on the key issue: what is real, not genetically modified foreign language education.

The author is trying to prove the idea that it is precisely the process of teaching the foreign language through personal development of the student not just teaching foreign language by itself, should become the subject matter of methodology as a science.

The article points out the fact that the unjustified gene-modification of foreign language education as a phenomenon leads away methodology as a

science, deprives it of its real development essence. Special attention is paid to analysis which is considered to be one of the main conditions of the development of methodology as a science.

Keywords: foreign language education through personal development, methodology of foreign language teaching, development of personality in the dialogue of cultures.

Данное название может показаться странным. Но оно не случайно.

Что же случилось такого особенного, из ряда вон выходящего, что потребовалось посвящать одной из работ Н.Д. Гальсковой специальную статью? отдельную — особую! — главу?

Именно поводом. Причина кроется глубже. Она — не в различии мнений, что нормально. Она — в поступке, точнее — в плоскости этических норм науки.

Не имея возможности представить статью Н.Д. Гальсковой целиком, я позволю себе изложить свои комментарии к ней, из которых, надеюсь, читателю будет ясна позиция моего оппонента.

Казус с данной статьей не единственный, и потому несколько слов о ее предыстории.

Если случайности повторяются от случая к случаю, то это уже не случайность, а признак закономерности.

Впрочем, хватит. Перейду непосредственно к обещанным комментариям.

Вы что-нибудь поняли? Признаюсь: я — нет, не помогло ни десятикратное прочтение, ни коллеги, кстати, тоже неглупые профессионалы.

См. книгу пятую упомянутой серии.

Зачем такая вербальная эквилибристика? Куда приведут даже ведущие методисты, если мы не будем лечить терминосклероз методики? [подробно см.: 1]. Что, труды членов редколлегии журнала ИЯШ не подлежат редактуре? Своего рода коллегиальная неприкосновенность?

мои последние работы, она не могла не понять, что в них представлен (пока в зародыше) новый метод (скорее даже метаметод), который, не сомневаюсь, придет на смену тому, что сейчас царит в методике, включая и коммуникативность как методологию методики [см.: 2; а также 1].

рассмотрено у меня конкретно в каждой ипостаси, а как ценность — в целом. Но не помню, у кого еще. Было бы интересно, у кого еще и почему констатация безличная.

Рассматривая функции иноязычного образования, автор статьи называет две ведущие функции — культурно-интегрирующую и культу-росозидательную. С наличием куль-туросозидающего потенциала трудно спорить, так как это признано уже давно. Но его реализация возможна

только в том случае, если содержанием иноязычного образования является иноязычная культура. Насколько мне известно, Наталья Дмитриевна придерживается иного мнения.

8 На основании всего изложенного выше, Наталья Дмитриевна предлагает формулу иноязычного образования (ИО):

ИО = воспитание + развитие + познание + обучение (преподавание).

А теперь, уважаемый читатель, взгляните на формулу Пассова.

В субстанциональном аспекте Генетический код методики иноязычного образования можно представить так:

где О — общение, У — ученик, 1 — знак интеграции. Эту формулу можно рассматривать как ДНК методики.

Именно факт определения четырех аспектов подлинного иноязычного образования в последствие стал основанием для определения генома (генетического кода) методики. Но поскольку еще до этого методика была определена как теория и технология иноязычного образования, это привело к пониманию смысла нашей науки. Вот он:

Методика - это наука, порождающая, охраняющая и развивающая генетический код образования

(само)воспитание + (само)развитие + (само)познание + учение (изучение и в конечном итоге овладение

обучающимся предметным и процессуальным содержанием деятельности, а также способами усвоения этого содержания)

По этому случаю приведу цитату из своей концепции иноязычного образования.

«.В традиционном обучении все внимание направляется именно на них (навыки и умения — Е.П.), а не на развитие, воспитание духовности, путем приобщения к ценностям. Таким образом, все поставлено с ног на голову, ибо как раз ценности (а не навыки и умения) опре-

деляют главное для человека - его направленность, его развитие.

Как известно из названия моей концепции, она направлена на развитие индивидуальности (в трех ее человеческих ипостасях — индивид, субъект, личность), то есть человека — homo moralis. Разве это не значит, что моя концепция иноязычного образования призвана осуществлять именно чело-векообразующую функцию?

1ПП Но иноязычному образованию (ис-

И этого Наталья Дмитриевна статьи не заметила?

«Нам нужно постараться понять, в каком мире мы живем, где мы в этом мире, как смотрим на роль образования и его значимость для общества, на этические и антропологические основания нашей позиции, что мы понимаем в конце концов под Методикой и ее значением в мире образования.

Не к этому ли может привести генномодифицированное иноязычное образование?

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пассов Е.И. Мутагенез методики: как спасти науку [Текст] / Е.И. Пассов. - Липецк, 2012.

2. Пассов Е.И. Метод диалога культур [Текст] / Е.И. Пассов. - Липецк, 2011.

3. Пассов, Е.И. Флогистон для образования, или Компетенции в роли цели [Текст] / Е.И. Пассов. - Липецк, 2011.

4. Пассов, Е.И. Танк модернизации на ниве образования. Позиция гражданина и профессионала [Текст] / Е.И. Пассов. - М., 2008.

1. Passov E.I. Mutagenez metodiki: kak spasti nauku [Mutagenesis methodology: how to save science], Lipetsk, 2012.

2. Passov E.I. Metod dialoga kul'tur [The method of the dialogue of cultures], Lipetsk, 2011.

3. Passov E.I. Flogiston dlja obrazovanija ili Kompetencii v roli celi [Phlogiston for education, or Competences as a goal of education], Lipetsk, 2011.

4. Passov E.I. Tank modernizacii na nive obrazovanija. Pozicija grazhdanina i profes-sionala [Tank of modernization in the field of education. The position of the citizen and professional], M., 2008. ■

Ни для кого не секрет, что Нива, по мимо отличных внедорожных качеств, колоссальной ремонтопригодности и определенного "простора для творчества" имеет и множество недоработок и недостатков, да и особым комфортом тоже не отличается. Исходя из этого - предлагаю небольшую подборку "лайфхаков" по, "пятиминутной" и не только, доработке Нивы.

1. Ветровики боковых стекол . Они позволяют приоткрывать стекла в дождь и снег, что само по себе устраняет запотевание, что, по мимо всего прочего, положительно влияет на нашу безопасность , а при включении печки помогает не потеть в салоне. Если не сэкономить при покупке, они действительно не ломаются и не отклеиваются даже в 30 градусный мороз . На вкус и цвет все фломастеры разные, так что о внешнем виде говорить не будем (хотя мне внешний вид автомобиля с ветровиками нравится). Единственное - между окончанием дефлектора и началом крепежного треугольника зеркала может возникать зазор (как на фото ниже) , через который может прилетать вода из луж от встречных автомобилей, поэтому этот недостаток нужно учитывать.

2."Ноздря" на воздухозаборник капота. "Ноздря" способствует более интенсивному обдуву от штатной печки самотеком. На скорости 40 км\ч уже ощущается небольшой поток теплого воздуха, на трассе-же, часто, приходится прикрывать заслонку. Так же, по заявлениям некоторых нивоводов, она уменьшает запотевание стекол в дождь, но, как по мне, это утверждение крайне сомнительно. Ноздря ставится без каких-либо дополнительных отверстий, но иногда может быть щель между капотом и "ноздрей". Путей решения множество, но самый простой - прозрачный герметик.

3. Накладка тоннеля с подстаканниками (не урбан) . Можно купить центральный пластик Урбан, но у него оба подстаканника маленькие и расположены очень близко к рычагу понижайки, так что использовать их по назначению неудобно. Какой конкретно вариант купить - решать вам, но мое мнение - эта доработка "маст хэв" и мало того, что добавляет много удобства при езде, так еще и дает ощущение "уюта" в салоне и улучшает внешний вид.

Легендарная Нива, которая ныне зовется "4х4" стоит на конвейере уже как 42 года.

Не мудрено, что за такое значительное время конструкторы и инженеры проводили модернизации, чтоб гордость Автоваза соответствовала современным стандартам.

Давайте пробежимся по масштабным изменениям, которые проводились за это время.

Итак, первый рестайлинг у Нивы случился спустя 16 лет с начала производства машины. Изменилась не только внешность, но и обозначение модели: ВАЗ-2121 стал называться ВАЗ-21213.

Но мне хотелось бы рассказать какие изменения были произведены в недавнем времени.

ВАЗ по соглашению с General Motors уступил бренд Niva в 2001 году. Машину переименовали в Ладу 4х4. Взамен АВТОВАЗ постепенно получил множество полезных модернизаций, освоенных на соплатформенной Chevrolet Niva:

  • нерегулируемые ступичные подшипники;
  • новые поворотные кулаки передней подвески с уменьшенным плечом обката;
  • увеличенные сайлентблоки нижних рычагов подвески;
  • редуктор передней оси отсоединили от двигателя и прикрепили к балке передней подвески;
  • сцепление фирмы Valeo;
  • 9-дюймовый вакуумный усилитель тормозов и новый главный тормозной цилиндр;
  • увеличены размеры амортизаторов, изменено нижнее крепление задних амортизаторов.

Также серьезной модернизацией Нива подверглась в 2009 году.

Появились новые нижние рычаги с более крупными сайлент-блоками, а поворотные кулаки были унифицированы с Chevrolet Niva: уменьшилось плечо обкатки и улучшились кинематические свойства подвески. За счёт применения новых амортизаторов она стала более энергоёмкой, а ходы увеличились со 150 до 170 мм. Изменились углы установки нижних штанг сзади относительно продольной оси, а задние амортизаторы встали почти вертикально.

А совсем недавно завод объявил о том, что были модернизированы ступичные подшипники вместе с поворотными кулаками, а амортизаторы стали газонаполненными.


Выйдя на внутренний и зарубежный рынки в середине семидесятых, вазовская Нива произвела настоящий фурор. Ведь компактная машина опередила своё время, предложив невиданный доселе набор потребительских качеств. Больше, чем легковушка, но еще не утилитарный внедорожник – ВАЗ-2121 был предтечей современных кроссоверов. Правда, с одной важной оговоркой – серьезным внедорожным потенциалом благодаря постоянному полному приводу, наличию понижающих передач и даже блокировки межосевого дифференциала.

Улучшить хорошее

Вместе с тем, многие советские автомобилисты отказывались от Нивы из-за того, что в сравнении с Жигулями она была не слишком практичной – маленький багажник, тесный салон, да и залезать на заднее сиденье через небольшие боковые двери было не очень-то удобно. Возможно, именно поэтому уже в конце восьмидесятых на ВАЗе начали работать над модернизированным вариантом автомобиля, в котором особенности Нивы проявлялись бы не так ярко.

Первый важнейший параметр, который решили изменить конструкторы – колесная база. Её увеличение на 150 мм должно было как облегчить посадку-высадку задних пассажиров, так и увеличить пространство для ног. Кроме того, увеличение габаритной длины кузова должно было благоприятно отразиться и на объеме багажного отделения.

Уже в 1979 году был изготовлен опытный образец ВАЗ-2121У. Колесную базу удлинили интересным способом: разрезав кузов, в центральную часть вварили более широкую стойку, а длина передних дверей при этом осталась прежней. Конечно, машина выглядела немного непропорционально, но для "поисковых" работ и выявления отличий в поведении удлиненной Нивы такой вариант вполне подходил.

XM-2

Второе важное нововведение, которое должна была получить модернизированная машина – иная трансмиссия. Предполагалось, что вместо отдельной "раздатки" на обновленной Ниве появится КП, где и раздаточная коробка, и обычная будут совмещены в один агрегат. Это должно было благоприятно сказаться на комфорте – ведь чего греха таить, уровень вибраций и шумов у полноприводной Нивы был заметно выше, чем у обычных Жигулей.

На ВАЗе внимательно следили и за достижениями мирового автопрома. Ведь в то время на раллийных трассах как раз начала победоносно блистать Audi со своей полноприводной моделью Quattro.

"Кваттра" отличалась от Нивы компоновкой, а также типами подвесок, выполненными по схеме McPherson как спереди, так и сзади. Именно МакФерсон должен был появиться на серийной "восьмерке", поэтому решение это принципиально вазовцам было отнюдь не в диковинку. Единственная сложность, которую предстояло решить – правильное совмещение постоянного полного привода Нивы с макферсоновскими стойками, которые, как известно, требуют наличия на кузове характерных "чашек".

В ходе работ по модернизации Нивы в Тольятти в заводских условиях решили проверить и жизнеспособность модификации 4х2, то есть заднеприводной Нивы, лишенной "раздатки", переднего моста и одного из карданов. Ведь как только ВАЗ-2121 появился в продаже, многие советские автомобилисты недоумевали по поводу того, что привод на передние колеса у этой машины выполнен неотключаемым. Некоторые умельцы пошли еще дальше и в гаражных условиях демонтировали детали полного привода, превращая таким образом Ниву в автомобиль классической компоновки.

XM-3

lada_niva__limited_edition__3

Разумеется, большинство конструкторов было против подобного "тюнинга", поскольку из-за короткой базы и развесовки лишенная ведущего "передка" машина становилась слишком "вертлявой" и неустойчивой. Да, снаряженная масса снижалась на несколько десятков килограммов, расход топлива уменьшался на 10-15%, но. при этом катастрофически ухудшалась проходимость, а еще на скользкой дороге заднеприводная Нива могла резко сорваться в неконтролируемый занос. В ходе испытаний на заводе возникло несколько аварийных ситуаций, которые дали однозначный ответ: серийная Нива может быть только полноприводной. Правда, не так давно на ВАЗе вновь возвращались к этой теме и даже озвучивали возможность выпуска заднеприводной Нивы – но дело вновь ограничилось словами. И по всей видимости, к лучшему.

Работам по модернизации Нивы в тот период несколько мешала "восьмерка", на которую на заводе были брошены практически все силы, а со стороны министерства именно на эту модель выделялось финансирование, в то время как относительно доработок Нивы никаких официальных директив "сверху" не поступало.

Однако на заводе по итогам доработок планировали разработать и представить в Министерство техническое задание на обновленную Ниву уже в 1985 году, а годом позже по нему собирались изготовить опытные образцы. Таким образом, уже к концу восьмидесятых вторая версия Нивы теоретически могла встать на конвейер, что было бы весьма кстати с учетом того, что базовый ВАЗ-2121 выпускался с 1977 года.

Однако в ходе дальнейших работ был сделан довольно неутешительный вывод: основные недостатки модели 2121 за счет модернизации "малой кровью" победить не получится, поэтому необходима разработка нового автомобиля (с индексом 2123).

В этот момент, по сути, на ВАЗе и определились с тем, что наработки Нивы лягут в основу полноприводника следующего поколения, которым в начале двухтысячных и стала Нива с фамилией Chevrolet.

Ходовые макеты

Но в 1988 году никто на заводе и предположить не мог, что на решетке Нивы когда-то появится золотой крест. В то время там занимались испытаниями ходовых макетов с незатейливыми названиями ХМ-01 и ХМ-02, в ходе которых конструкторы занимались оценкой и доводкой шасси и рулевого управления. Сравнивали прототипы, разумеется, с обычной старушкой-Нивой.

Кроме широкой средней стойки, прототипы отличались бамперами и задней оптикой от ВАЗ-2107

Кроме широкой средней стойки, прототипы отличались бамперами и задней оптикой от ВАЗ-2107

Результаты оказались обнадеживающими: не сильно уступая ВАЗ-2121 в проходимости, ходовые макеты "улучшенной Нивы" по ездовым качествам и уровню комфорта были сравнимы даже с "восьмеркой", не говоря уже о Жигулях!

Еще одно важное преимущество прототипов над серийной Нивой – "лёгкий руль", реализованный благодаря использованию реечного механизма оригинальной конструкции, усилия на котором были снижены на 60%. Фактически, по этому параметру прототипы были сравнимы с переднеприводной Самарой!

Правда, испытатели отмечали, что улучшение устойчивости, управляемости и плавности хода не прошло даром – крены по сравнению с "двадцать первой" увеличились, а на рулевое управление при движении в колее приходили ощутимые удары.

Передние и задняя независимые подвески ХМ-01 обеспечивали лучшую проходимость, ведь у машины просто не было характерного "чулка" заднего моста.

Удивительно, но практические испытания прототипов на тяжелом бездорожье (включая зимники) показали, что ХМ-01 по проходимости превосходит не только "старшую сестру" модели 2121, но и тяжелые внедорожники вроде отечественного УАЗа и американского Chevrolet Blazer, который также принимал участие в сравнительных заездах.

Испытания на дорогах с твердым покрытием позволили конструкторам понять, что необходимо изменить в настройках подвески и реечного рулевого управления, чтобы улучшить ходовые качества новой модели в сравнении с Нивой. Практически сразу специалисты ВАЗа пришли к выводу, что снизить уровень вибраций и ударов на рулевом колесе поможет установка демпфера и рулевого управления с гидравлическим усилителем.

Проверка внедорожного потенциала помогла и ответить на вопрос, какими должны быть лучшие универсальные шины для Нивы. Интересно, что на прототипах использовались очень необычные колеса – обточенные ступицы обычного диска Нивы с ободьями от УАЗа, на которые были установлены шины Я-288 размерности 185/80 R15 от микроавтобуса РАФ-2203.

XM-6

Оказалось, что проходимость прототипов сильно зависит от давления в шинах: только при снижении параметра до 1,0 атмосферы с "обычных" 1,5-1,8 атмосфер шины переставали зарываться в сыпучий песок.

Прямая зависимость проходимости от рисунка протектора и состава смеси заставили конструкторов активизировать сотрудничество с НИИШП. Их результатом стали опытные шины Макет-4 размерности 195/70 R15. Именно "пятнадцатый диаметр" был утверждён для новой модели, поскольку узкие и высокие 16-дюймовые шины ВлИ-10 (не говоря уже о зубастых ВлИ-5) не обеспечивали требуемых параметров курсовой устойчивости и плавности хода. Ну а поскольку на 15-дюймовых колесах в СССР в то время ездили лишь РАФы и УАЗы, это и объясняет использование ободьев и шин от этих автомобилей на ходовых макетах.

Впрочем, в период с 1988 по 1991 годы на ВАЗе совместно с НИИШП работали над разными размерностями шин для будущей модели 2123. В частности, рассматривался даже вариант колес 185/65 R15 – то есть, такой же размерности, как у современного Логана. Разумеется, на таких низкопрофильных шинах ХМ-01 сразу сильно потерял в дорожном просвете и смотрелся довольно несуразно.

XM-8

XM-711

XM-722

В ходе работы над прототипами конструкторы пытались найти новое место для запасного колеса, которое сначала хотели разместить снаружи кузова под полом багажника (как на Renault Duster). Однако в итоге "запаска" переехала на дверь задка, хотя это очень не нравилось некоторым тольяттинским дизайнерам. Конечно, висящее на корме пятое колесо здорово утяжеляло дверь и требовало изготовления специфических кронштейнов крепления, но из всех зол пришлось выбрать наименьшее – то есть, именно такой вариант.

Запасное колесо на прототипе установили под багажником. Обратите внимание на задние фонари – они от семёрки.

Запасное колесо на прототипе установили под багажником. Обратите внимание на задние фонари – они от семёрки

В ходе практических испытаний было выявлено, что применение схемы МакФерсон в задней подвеске является не слишком целесообразным, а размерность передних стоек требовала увеличения.

Свою работу выполнили

Ходовые макеты позволили ответить на важный вопрос – что же делать с обычной Нивой? Было решено, что наработки по прототипам ХМ-01/02 будут реализованы в рамках работы над моделью 2123, ну а в случае с ВАЗ-2121 решили ограничиться малой кровью – удлинить заднюю дверь до бампера, несколько осовременить интерьер и увеличить рабочий объем двигателя до 1,7-1,8 литра. Именно такая машина с индексом 21213 и должна была заменить на конвейере модель 2121, ставшую к концу восьмидесятых уже настоящей долгожительницей ВАЗа.

Перипетии девяностых годов, связанные с распадом СССР, не лучшим образом сказались на судьбе новых моделей. Если "двести тринадцатую", пусть и с задержками и осложнениями, все же в несколько этапов удалось запустить в серийное производство, то модель 2123 удалось полноценно освоить уже лишь в рамках СП с General Motors. Что, конечно, отнюдь не умаляет труда и заслуг тольяттинских конструкторов, создавших новую Ниву, а также довольно удачно осовременивших ВАЗ-2121, которая, пусть и в изрядно модернизированном виде, вот уже почти четыре десятилетия выпускается на АвтоВАЗе.

Принципиальные отличия прототипов от ВАЗ-2121:

  • двигатель объемом 1,8 л
  • реечный рулевой механизм
  • независимые подвески
  • схема тормозной системы
  • расположение запасного колеса
  • 15-дюймовые колеса

Читайте также: