План мероприятий по устранению причин дтп

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Получить комплект шаблонов на эл. почту за 5 минут и в 3 шага.

План мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

В соответствии с Федеральным законом №196 - ФЗ "О безопасности Дорожного Движения" от 10.12.1995 г. (ред. 02.07.2021), юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны анализировать и устранять причины ДТП (дорожно-транспортное происшествие), с участием эксплуатирующих ими транспортных средств (ст. 20). Любое ДТП, в независимости от места его происшествия, с участием автомобиля которое эксплуатирует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, подлежит учету.

Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 обязывает при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов обеспечивать проведение анализа и устранения причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Для предупреждения ДТП проводят следующие мероприятия


В целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок. Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи. Допускается ведение журнала в электронном виде. Сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с ФЗ N 63 от 06.04.2011 г. "Об электронной подписи".

В этих целях на предприятии должен быть проведен ряд мероприятия по обеспечению БДД. В части касающейся повышения квалификации водителей и работников, управляющих служебным транспортом, и в целях обеспечения профессиональной подготовки водителей, должны проводиться ежегодные обучения на знания БДД по 20-ти часовой программе. Приказом руководителя утверждается ежегодный учебно-тематический план ежегодных занятий по БДД , с ведением журнала учета учебных занятий по БДД . Кроме этого, руководителем издается Приказ о создании комиссии по проверке знаний водителями БДД .

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций. Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, при проведении практических занятий - до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личную карточку водителя .

Соответственно, для того чтобы полноценно обеспечить БДД на предприятии, одним из основных внутренних документов должен быть Учебно-тематический план ежегодных занятий по БДД. Поскольку закон обязывает юр. лиц и ИП такой план вести, такие контролирующие органы, как УГАДН, Ространснадзор, в обязательном порядке его запрашивают и просматривают.

Учебно-тематический план

ежегодных занятий по БДД состоит из следующих разделов и учебных тем:

  • Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте
  • Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения
  • Профессиональное мастерство водителя транспортного средства

Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП:

  • Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях
  • Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд
  • Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях
  • Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей
  • Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров
  • Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств

Нормативно-правовое регулирование дорожного движения

  • Общие требования к водителю в нормативных документах
  • Проверка знаний водителями правил дорожного движения
  • Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

  • Первая помощь при ДТП
  • Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи
  • Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи

Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения

  • Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте
  • Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств

Программа и план ежегодных занятий с водителями обязательно должны входить в комплект документов по БДД . При проверке, УГАДН всегда проверяет д окументы , подтверждающие профессиональную подготовку водителей, а также документы, подтверждающие повышение профессионального мастерства водителей.

В пакет документов по БДД входит более 50-ти документов: инструкции, приказы, акты, положения, графики, планы, журналы, путевые листы. Предлагаем Вам получить полный пакет таких образцов и шаблонов за 5 мин. Документы высылаются на эл почту. Внесите данные сотрудников и автомобилей, распечатайте, подпишите, сформируйте папку - к проверке УГАДН готовы!

Вы можете за 5 минут получить " Комплект готовых шаблонов" по БДД на эл. почту после оплаты.

Для ведения деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и для прохождения проверок надзорными органами: МАДИ, ГИБДД, УГАДН, Ространснадзор, Автотранспортная инспекция.

Многие знают о Ежегодном плане мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, но не все имеют о нем четкое представление. В статье кратко поясню что это за план и каким документом он регламентирован.

  • 6. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.

Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, включает в себя следующие пункты:

Для обеспечения контроля за выполнением перечисленных мероприятий необходимо организовать проведение проверок их исполнения. Об этом сказано в пункте 5 Приказа Минтранса РФ № 7. Согласно пункту 5 контроль за соблюдением мероприятий должен проводиться с определенной периодичностью:

  • Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
  • Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.

Если остались вопросы, можете задать их в комментариях ниже.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

2 комментария

Добрый день!
Т.е. теперь (в 2021 году) данный план мероприятий не требуется? Приказ №7 утратил силу, а в 145-м Приказе пункт о ежегодном планировании отсутствует! Или же появился какой-то еще документ, требующий наличия этого Плана?

Совершенно верно. В новом Приказе Минтранса № 145 нет требования о ежегодном планировании мероприятий БДД. Так же нет такого требования в других нормативных правовых актах касающихся организации БДД.

  • анализироватьи устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Таким образом, все организации эксплуатирующие транспортные средства, независимо от рода деятельности и типа эксплуатируемых транспортных средств, в случае ДТП с принадлежащим им транспортом, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий.

Анализ причин ДТП

Анализ дорожно-транспортных происшествий необходим для определения причин ДТП и для последующего устранения этих причин. Для осуществления анализа нужно собрать определенные сведения необходимые для определения причины ДТП.

Согласно пункту 14 Приказа Минтранса № 145, в случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

Так же в пункте 14 Приказа № 145 перечислены сведения которые необходимо собрать для осуществления анализа ДТП. При осуществлении указанного анализа устанавливаются:

1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее — водитель):

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве (данные сведения устанавливаются также в отношении других водителей — участниках ДТП (при наличии);
  • прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, — обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
  • соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;
  • соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
  • наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;
  • прохождение повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;

Смотрите также: Прекращение государственного учета и снятие транспортного средства с государственного учета

2) в отношении транспортного средства:

  • модель транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта — бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
  • наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;
  • наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
  • соблюдение периодичности технического обслуживания транспортного средства, а также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за его проведение;
  • наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;
  • наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;

3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;
  • соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
  • меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

Собранные сведения необходимо подтвердить документально. Например, сведения о водителе подтверждаются копиями паспорта, водительского удостоверения, приказа о приеме на работу, листа испытания (стажировки) и т.д.

В каком виде оформляются результаты анализа ДТП в Приказе № 145 ничего не сказано, но можно оформить в виде акта, в который вносятся все перечисленные выше сведения, и к которому прикладываются копии подтверждающих документов. Акт с копиями подтверждающих документов должны храниться не менее трех лет.

Смотрите также: Пример приказа о создании комиссии по расследованию ДТП с актом служебного расследования

Так же стоит обратить внимание что в Приказе Минтранса № 145, в отличии от Приказа № 7, отсутствует требование составлять ежегодный план мероприятий по предупреждению ДТП.

Приказ Министерства транспорта РФ № 145 обязателен к исполнению для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов и эксплуатирующих автобусы и грузовые автомобили для собственных нужд.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

15 комментариев

Добрый день! Подскажите пожалуйста, в каком законе регламентирован срок проведения служебного расследования?

Алиса, есть приказ Минтранса 49 от 26 апреля 1990 года.
Как ни странно, но он действующий.

Леонид, спасибо за ответ, были сомнения по поводу действия документа… организации то такой уже нет. )))

Мое мнение состоит в том, что инструктаж может проводить только человек аттестованный в УГАДН, а следовательно имеющий профильное образование или переподготовку.
С мнением, что проводить инструктаж может любое лицо назначенное руководителем, я не согласен.
Инструктируя водителя, необходимы знания, а знания приобретаются в процессе обучения. И только программа обучения специалиста БДД (256 часов обычно), позволяет эти знания приобрести.
Доверять инструктировать водителей не специалисту по БДД, сравнимо тому если доверить вырезать аппендицит сантехнику а не хирургу.

Тут выходит другой интересный момент, специалист (инженер) по БДД единица ИТР и работает по пятидневке, а ТС выезжают круглосуточно и предрейсовые инструктажи обычно проводят выпускающие механики (КТС) или диспетчеры.
Еще в приказе интересная формулировка поо поводу предрейсовых инструктажей :
7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).

Что же теперь, если водитель весь год катается по одному и тому же маршруту, он должен пройти инструктаж только один раз, но зачем ему тогда информация о погодных условиях.

Я думаю они имели в течении дня, но опять же к кому это применимо, какой предрейсовый инструктаж может быть у таксистов?

Люди писавшие приказ оторваны от реальности и производства.

Павел, вот мне не очень понятно почему вы пытаетесь подогнать график работы транспортной компании под график работы ответственного за БДД ? Это проблема вашего руководителя. Если не хватает одного специалиста БДД или КТС для бесперебойной работы компании, то нужно принимать в штат 3, 5, 10. Ровно столько — сколько нужно для организации нормальной работы компании.
Если в компании есть ответственный за БДД , существует программа инструктажей , разработанная на основе инструкций по БДД специалистом и утвержденная руководителем -что мешает ответственному за тех состояние ТС проинформировать водителя о погодных условиях, опасных участков на маршруте , протяженности рейса и тд?
Естественно при условии — назначения приказом о проведении инструктажей.
А закорючки в приказах Минтранса нет смысла искать .Открывай любой — найдешь несоответствия .

Леонид, поделитесь Вашим мнением, каким именно квалификационным требованиям должен соответствовать инструктирующий?
КТС, ответственного за БДД или достаточно уполномочить любого другого сотрудника?

Охотно Павел . Поделюсь своим мнением. Сугубо личным.
Цель проведения инструктажа водителя состоит в том , чтобы максимально снизить риски возникновений ДТП и донести до водителя нужную информацию.
И априори — это естественно обязанность специалиста ответственного за ОБДД
Но практика показывает совершенно иной результат — это может быть связано с графиком работы ИТР, с моментами когда компания разбита на отделения и тд .Это можно долго перечислять.
Именно для этого существует делегирование каких либо полномочий приказом руководителя организации.
Ответственным за БДД являетесь не вы, а руководитель вашей организации. Это он делегировал вам эти полномочия.
Если инструктаж водителей проводит НЕ специалист ответственный за БДД , а сотрудник уполномоченный приказом руководителя . то мы с вами должны понимать следующее:

Инструктаж проводится на основании программы инструктажей , разработанной специалистом ответственным за БДД
Программа инструктажа составляется на основании инструкций . разработанных ответственным за БДД

Василий , отлично что вы когда пишете комментарии, стали к этому добавлять то , что это только ваше личное , но не авторитетное мнение.

Леонид, судя по тому, что вы мои комментарии просматриваете и комментируете, то оно (мнение) таким продолжает быть.

Василий , я просматриваю не ваши комментарии , а комментарии всех пользователей . Просматриваю потому ,что мне интересно мнение каждого пользователя данного сайта.
Я не хочу менять вашу точку зрения на те или иные законодательные акты, хотя она порой кроме улыбки , ничего другого не вызывают. Опыт к вам придет со временем.
Но повторяю — это хорошо ,что вы стали писать то , что это ваше личное мнение, а не авторитетное , как вы писали ранее))))).
Если бы пользователи этого сайта прислушивались к вашему авторитетному мнению — то до сих пор , они руководствовались вашей информацией , что Устав автомобильного транспорта ФЗ — 259 распространяет свое действие на любые организации , эксплуатирующие ТС , независимо от сферы деятельности.
А Охрана труда и БДД никак между собой не связаны. Вы же так ранее выражались — мухи отдельно , котлеты отдельно ?
А новый приказ Минздрава 29 н , который регулирует прохождение м/о перед приемом на работу и прохождения периодических м/о вы каким то образом связали со старым приказом Минздрава 835 н — , который регулирует порядок прохождения предрейсовых м/о.

Хаос какой то в вашей голове происходит Василий . Вам так не кажется?

Ну а если вы такой понимающий , то предлагаю вам выполнить следующие требования ФЗ — 259.
Когда повезете ( к примеру) бухгалтера в ИФНС — не забудьте его провести по маршруту, утвержденному руководителем организации, обязательно выдать ему билет или повесить табличку ЗАКАЗНОЙ.

Василий , вы как считаете ?

Вернусь к заданному на этом сайте вопросу.
Каким же квалификационным требованиям должен соответствовать работник, проводящий инструктаж?
3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
Предполагаю ответ на мое обращение в МУГАДН можно считать не актуальным.

постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";

распоряжение МВД России от 15.03.2019 N 1/2617 "Об организации и осуществлении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения".

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУОБДД МВД России).

Предотвращение рисков возникновения нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения;

снижение количества нарушений обязательных требований;

создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;

формирование модели социально ответственного и добросовестного поведения субъектов надзора;

снижение количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП, происшествие);

снижение количества погибших и раненных людей в ДТП.

Выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;

установление и оценка влияния видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий на эффективность профилактической работы;

повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции;

создание системы консультирования субъектов надзора, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Сроки реализации программы

Программа профилактики нарушений рассчитана на 2020 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Уменьшение административной нагрузки на субъекты надзора;

повышение уровня правовой грамотности субъектов надзора;

обеспечение единообразия понимания обязательных требований субъектами надзора;

снижение количества погибших и раненых в ДТП.

1. Аналитическая часть

Из них в 24347 ДТП установлены факты отсутствия горизонтальной дорожной разметки. Вторым часто встречающимся недостатком транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети является отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (9857), третьим - недостатки зимнего содержания (5594).

Количество ДТП на автомобильных дорогах в границах железнодорожных переездов, где установлены нарушения обязательных требований, в текущем году снизилось на 34,7% (120 - 2017 г., 141 - 2018 г., 92 - 2019 г.), число погибших - на 60,3% (46 - 2017 г., 53 - 2018 г., 21 - 2019 г.) и раненых - на 26,4% (139 - 2017 г., 174 - 2018 г., 128 - 2019 г.).

Остается сложной ситуация с аварийностью в местах производства дорожных работ, где достигнуто незначительное снижение количества ДТП (1194 - 2017 г., 1056 - 2018 г., 1000 - 2019 г.), при этом количество погибших участников дорожного движения остается существенным (177 - 2017 г., 194 - 2018 г., 151 - 2019 г.).

В 2019 году незначительно снизилось (на 3%) количество ДТП по вине водителей автобусов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (2868 - 2017 г., 3255 - 2018 г., 3155 - 2019 г.).

Отмечается рост на 3,6% происшествий с участием технически неисправных автобусов (569 - 2017 г., 494 - 2018 г., 512 - 2019 г.).

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется МВД России в целях обеспечения соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Надзорная деятельность осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" - применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий.

Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 г. предусмотрены мероприятия в отношении 1246 субъектов надзора (информация представлена на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на портале ФГИС "Единый реестр проверок" Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Надзорная деятельность также ориентирована на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

В 2019 году осуществлялось информирование субъектов надзора и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в частности демонстрировались проблемные аспекты в соблюдении обязательных требований, выдавались соответствующие рекомендации, разъяснялись положения имеющихся и новых обязательных требований, а также порядок их применения.

Так, за 6 месяцев 2019 года проведено 10586 публичных мероприятий с приглашением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них конференций и семинаров - 2291, консультаций - 8295. С целью сокращения количества внеплановых проверок подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне субъектам надзора объявлено 1308 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В целях обеспечения информационной доступности на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения и проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в целях оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения при проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, в ходе анализа профилактической работы установлено, что в каждом третьем субъекте Российской Федерации (34) не осуществляется обобщение правоприменительной практики с последующим опубликованием соответствующих докладов для всеобщего сведения, в связи с чем субъектам надзора не предоставляется развернутая информация о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований и основных причинах и условиях их совершения (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Крым, Тыва, Удмуртия, Чеченская Республики, Забайкальский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Белгородская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский - Югра автономные округа, города Москва и Севастополь).

В 38 субъектах не используется в рамках профилактической деятельности объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха - Якутия, Тыва и Чеченская Республика, Алтайский, Забайкальский, Пермский, Хабаровский края, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Курская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский - Югра и Чукотский автономные округа, город Москва).

При этом по состоянию на 6 месяцев текущего года в 15 из указанных выше субъектов Российской Федерации отмечается рост погибших в дорожно-транспортных происшествиях (республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Алтайский, Красноярский, Пермский края, Белгородская, Магаданская, Тверская, Томская, Ульяновская области и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

В 6 подразделениях Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне не осуществляется разъяснительная и консультационная работа, а также информирование субъектов надзора по вопросам соблюдения обязательных требований, не проводятся публичные мероприятия (республики Алтай, Крым и Чеченская Республика, Курская область, Ханты-Мансийский - Югра и Чукотский автономные округа).

Успешная реализация программы профилактики нарушений в 2020 году будет способствовать достижению отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" целей, в том числе по снижению к 2024 году смертности результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году - стремление к нулевой смертности), а также уменьшению количества фактов нарушений обязательных требований и увеличению доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МВД России.

Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 предъявляются требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом к следующим субъектам транспортной деятельности:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют

  • перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования
  • перевозки грузов автомобильным транспортом на основании договора перевозки
  • перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров
  • эксплуатацию грузовых автомобилей, с разрешенной максимальной массой которых превышает 3500 кг и автобусов


Как самостоятельно начать процесс обеспечения БДД при эксплуатации транспорта

 Безопасность дорожного движения

Краткое пособие по ведению документации о безопасности дорожного движения с нуля

Сегодня многие организации и индивидуальные предприниматели используют в своей коммерческой деятельности транспорт. В этой статье хотелось бы как можно кратко рассказать о минимальных требованиях законодательства в области применения безопасности дорожного движения для лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность и эксплуатируют транспорт. Законодательство о БДД состоит из объемной структуры законодательных и нормативных правовых актов: Федеральных законов, Приказов Минтранса, Минтруда, Минобразования и Минздрава, постановлений Правительства, положений, стандартов и рекомендаций, изданных этими ведомствами. Законы периодически меняются, и те лица, которые не занимаются именно транспортной деятельностью, не перевозят пассажиров и грузов на регулярной основе, тем сложно разобраться во всех этих нюансах и правилах. Большая часть юридических лиц и ИП эксплуатируют автомобили для обеспечения своей индивидуальной хозяйственной деятельности, имея в собственности, или на иных правах владения, от одного автомобиля. Это может быть и автомобиль курьера, и просто сотрудника организации (сам ИП) и прочие нужды для использования транспортных средств. Но поскольку закон обязывает организовывать, соблюдать и обеспечивать безопасность дорожного движения всеми участниками предпринимательской деятельности при эксплуатации ими автотранспортных средств, то, как говорится, "Закон-есть закон!" - нужно исполнять.

статья 20 Федерального закона О безопасности дорожного движения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД - ЭТО РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
пять видов

      • Мероприятия по организации работы должностных лиц
      • Мероприятия по соблюдению охраны труда и отдыха водителей, а так же их обучению
      • Мероприятия по проведению обязательных медицинских осмотров
      • Мероприятия по анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД
      • Мероприятия по контролю технического состояния и своевременного технического обслуживания транспортных средств

      Всего пять основных шагов, каждый из которых требует собственной и специфичной организации. Для того чтобы все вышеперечисленные мероприятия были подтверждены и зафиксированы, они должны быть документально оформлены.

      Обеспечение БДД - это и нормативные документы об исполнении проведенных мероприятий по безопасности дорожного движения в организации или у ИП.

      Для многих мер по обеспечению БДД закон не предлагает типовых форм и каких-либо образцов, оставляя на выбор самим участникам транспортной деятельности разрабатывать их форму и утверждать собственными локальными внутренними документами организации. Эти же документы необходимы при проверках надзорных органов, которые их проверяют на предмет соответствия требованиям закона, но не требовательны к их оформлению и текстовому наполнению.

      Какие нормативные документы нужны для обеспечения безопасности дорожного движения
      ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

      Итак, для того, чтобы все документы имели юридическую силу, они должны быть утверждены приказом руководителя. Руководитель - генеральный директор, либо лицо исполняющее его обязанности на законных основаниях, например по доверенности. Индивидуальный предприниматель или физическое лицо (самозанятый) так же имеют статус руководителя.


      Шаг 1. Подготовка документов к организации специалистов-должностных лиц

      В рамках мероприятий по организации работы должностных лиц, руководитель должен назначить специалистов и в связи с этим издает следующие приказы:

      • приказ о назначении специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения
      • приказ о назначении контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
      • приказ о назначении диспетчера автотранспорта
      • приказ о проверках соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

      Должностные лица должны исполнять свои обязанности в соответствии с их должностными инструкциями. Поэтому, за приказами о назначении, руководитель утверждает следующие документы:

      • должностная инструкция специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения
      • должностная инструкция контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
      • должностная инструкция диспетчера автотранспорта

      После того как основные специалисты назначены, переходим к следующему блоку мероприятий, непосредственно связанных с водительским составом.

      Шаг 2. Подготовка документов по соблюдению охраны труда и отдыха водителей, а так же их обучению

      Это самый объемный перечень нормативных документов и проводимых мер, необходимых для обеспечения безопасной работы с транспортом. Здесь потребуются инструкции по охране труда водителя при эксплуатации автомобиля в различных условиях. Дополнительно необходимо стажировать, обучать и проверять знания водителей по безопасному вождению и бережному отношению к техническому состоянию транспортного средства.

      В зависимости от категории транспорта, который используется в организации, руководитель утверждает обязанности водителей и издает следующие документы:

      • должностная инструкция лица, управляющего легковым автомобилем
      • должностная инструкция лица, управляющего грузовым автомобилем
      • должностная инструкция лица, управляющего автобусом

      Далее руководитель утверждает перечень таких инструкций по охране труда для водителей:

      • инструкция по охране труда для водителя автомобиля
      • инструкция по охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)
      • инструкция водителя по мерам безопасности при вождении автопоездов
      • инструкция оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии
      • инструкция по охране труда для водителей, выезжающих в командировку (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации
      • инструкция водителя при движении автомобиля и стоянке в темное время суток
      • инструкция по охране труда для водителя автобуса
      • инструкция по мерам безопасности при перевозке детей
      • инструкция по экстренной эвакуации пассажиров из салона автобуса при дорожно-транспортных происшествиях
      • инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов
      • инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте
      • инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах
      • инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения в темное время суток, туман, снегопад, гололёд
      • инструкция по мерам безопасности при преодолении спусков и подъемов
      • инструкция для водителя по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта
      • инструкция по безопасности на паромах, баржах, платформах
      • инструкция водителя об особенностях работы в весенне-летний период
      • инструкция водителя об особенностях работы в осенне-зимний период

      В этап обучения и проверки знаний водителей входят: стадия испытаний, процесс инструктажа и стажировки, проверка знаний.
      В этих целях руководителем издаются следующие приказы:

      • приказ о проведении инструктажей по безопасности перевозок, с Положением
      • приказ о прохождении стажировки водителем
      • приказ о назначении водителя-наставника
      • приказ о допуске к самостоятельной работе водителя
      • приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения

      Для прохождения инструктажей и стажировок должны быть разработаны программы , утвержденные руководителем:

      • программа стажировки водителей
      • программа проведения вводного инструктажа по безопасности перевозок
      • программа проведения предрейсового инструктажа по безопасности перевозок
      • программа проведения сезонных инструктажей по безопасности перевозок
      • программа проведения специального инструктажа
      • учебно-тематический план ежегодных занятий с водителями (20ч)
      • журнал учета инструктажей водителей
      • журнал учета учебных занятий по БДД (20-часовая программа)

      После успешного прохождения испытаний, стажировок и проверки знаний БДД, на водителей оформляются:

      • лист испытаний водителя
      • листок стажировки водителя
      • график рабочего времени водителя на месяц
      • личная карточка водителя

      Итак, мы назначили специалистов и возложили на них должностные обязанности. Провели испытания и стажировку водителей, обучили их и проинструктировали. Назначили водителей и возложили на них должностные обязанности.
      Следующим шагом будет исполнение мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров.

      Шаг 3. Подготовка документов для проведения медицинских осмотров водителей

      Для проведения медицинских осмотров, в организации должно быть введено "Положение о проведении обязательных медицинских осмотров". Как и все предыдущие нормативные документы, которые действуют внутри организации, руководитель утверждает следующие локальные акты:

      • приказ об утверждении положения о проведении обязательных медосмотров водителей
      • план-график прохождения обязательных периодических медицинских осмотров водителей

      Медицинские осмотры должны быть оформлены и зафиксированы в журнале.

      • журнал учета обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей
      • журнал учета предсменных, предрейсовыхмедицинских осмотров водителей
      • журнал учета послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей

      Теперь у нас назначены специалисты с должностными обязанностями, определен комплект документов для работы с водительским составом, решен вопрос организации обязательных и периодических медосмотров. Переходим к следующему этапу, мероприятиям по предотвращению и избежанию чрезвычайных ситуаций. При эксплуатации автомобилей, такие ситуации называют дорожно-транспортные происшествия.

      ШАГ 4. Подготовка документов по анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД

      В процессе эксплуатации транспортных средств, должностным лицам следует проводить мероприятия по профилактике соблюдения правил дорожного движения, чтобы не допускать дорожно-транспортных происшествий с участием эксплуатируемых ими автомобилей. В этих целях руководитель приказом утверждает положение о служебном расследовании ДТП и положение о комиссии по проведению расследования. Должны быть утверждены следующие приказы:

      • приказ об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. положение о порядке проведения служебного расследования ДТП
      • приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
      • акт служебного расследования ДТП
      • план мероприятий по предупреждению ДТП
      • журнал учета дорожно-транспортных происшествий
      • журнал учета нарушений правил дорожного движения
      • журнал учета проверок органами контроля


      ШАГ 5. Подготовка документов по обеспечению контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием транспортных средств

      Контролировать технического состояние и техническое обслуживание в организации должен контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта. Руководитель издает приказ о введени порядка организации и проведения контроля техсостояния транспорта. На контролера возлагаются должностные обязанности по исполнению приказа, согласно его должностной инструкции:

      • приказ о порядке организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств
      • должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению технического состояния и эксплуатацию ТС
      • журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств
      • положение о порядке организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС
      • план-график технического обслуживания транспортных средств

      Наряду с обязанностями проведения предрейсового и предсменного контроля, в целях исключения выпуска на линию технически неисправных автомобилей, контролер оформляет путевые листы. При выпуске транспортного средства на линию, в путевых листах ставится отметка о прохождении контроля. Если при проведении контроля неисправностей в техническом состоянии ТС не выявлено, в путевом листе ставится отметка "Выпуск на линию разрешен". Отметка подтверждается подписью с ФИО контролера , проводившего контроль, датой и временем его проведения.

      Возлагая обязанности по оформлению, ведению и учету путевой документации на контролера технического технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, руководитель подписывает должностную инструкцию:

      • должностная инструкция лица ответственного за выдачу и учет путевых листов

      В зависимости от категории транспорта, который используется в организации, должны быть утверждены формы путевых листов:

      • путевой лист легкового автомобиля
      • путевой лист грузового автомобиля
      • путевой лист автобуса
      • журнал учета движения путевых листов
      • журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии


      Вышеуказанный алгоритм оформления документов соответствует поэтапной последовательности введения всех мероприятий, необходимых для обеспечения БДД на предприятии. Придерживаясь краткого изложения, осталось кратко перечислить законодательные акты, на основании которых каждый из вышеперечисленных нормативных документов должен применяться в организации.

      • Трудовой Кодекс №197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 09.03.2021)
      • Федеральный закон №99-ФЗ от 04.05.2011 (ред.31.07.2020) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
      • Постановление Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 (ред. 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)
      • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
      • Приказ Минтранса №282 от 31.07.2020 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
      • Приказ Минтранса №283 от 31.07.2020 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью"
      • Приказ Минтранса №264 от 29.07.2020 "Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

      Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования к проведению медицинских осмотров:

      • Постановление Правительства РФ №1502 от 19.09.2020 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
      • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
      • Приказ Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 "О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств"
      • Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР №49 от 26.04.1990 "Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий"

      Постановление Правительства РФ №1527 от 23.09.2020 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами"

      Читайте также: