Перечислите психические свойства личности которые влияют на качество вождения

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Петров Владислав Евгеньевич
Московский городской психолого-педагогический университет
магистрант факультета экстремальной психологии


Аннотация
Статья посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на стиль управления транспортным средством. Выделенные детерминанты были структурированы в зависимости от различных оснований классификации. Детализированы такие группы факторов как факторы, относительно независящие от людей (факторы непреодолимой силы, ситуативные факторы), и факторы, непосредственно зависящие от людей (социально-психологические факторы, индивидуально-психологические особенности водителя). Особое внимание было уделено психологически значимым детерминантам. В ходе эмпирического исследования оценена распространенность факторов. Опасное управление транспортным средством во многом связано с нахождением водителей в состоянии алкогольного опьянения, демонстраций социально-ожидаемого поведения за рулём, а также психофизиологическими и психологическими особенностями человека, которые препятствуют или наоборот провоцируют агрессивное вождение. Результаты исследования могут быть использованы как в деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей, так и в целях изучения личности действующих водителей.

Petrov Vladislav Evgenyevich
Moscow City Psychological and Pedagogical University
master student of the faculty of extreme psychology


Abstract
The article is devoted to the study of factors that influence the management style of the vehicle. The selected determinants were structured depending on different classification bases. Detailed such groups of factors as factors that are relatively independent of people (the factors of force majeure, situational factors), and factors directly dependent people (socio-psychological factors, individual psychological characteristics of the driver). Special attention was paid to the psychologically significant determinants. In the empirical research assessed the prevalence of factors. Dangerous driving is largely due to the presence of drivers in an alcohol intoxication, demonstrations of socially expected behavior behind the wheel, as well as psychophysiological and psychological features of the person that hamper or on the contrary provoke aggressive driving. The results of the study can be used as in the activities of educational institutions, carrying out preparation of drivers and to investigate the identity of active drivers.

В настоящее время проблема обеспечения безопасности дорожного движения актуальна как никогда. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в России гибнет в среднем 25 тыс. человек, около 210 тыс. человек получают травмы и увечья, причиняется значительный материальный ущерб. Прибавим к этому искалеченные судьбы, утрату прежнего качества жизнедеятельности и т.п. Представляя масштабы проблемы безопасности дорожного движения, без преувеличения можно утверждать, что современное общество стоит перед одной из основных угроз своего существования. Всё это обусловливает поиск путей обеспечения безопасности на дорогах.

Направления решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения разнятся. При всей значимости правовых, экономических, технических, психолого-педагогических и иных мер обеспечения безопасности дорожного движения, перспективным является оценка и оптимизация стиля управление транспортным средством. К сожалению, случаи хамского поведения на дороге, вызывающего, агрессивного и рискованного стиля вождения возникают все чаще, что требует соответствующего реагирования не только со стороны законодателя, общества, сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД, но и специалистов, в первую очередь, психологов [1].

В противовес опасному вождению можно выделить надёжность управления транспортным средством как интегральное качество личности и стиль, связанный с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, с исключением создания помех для иных водителей, их уважением, с предсказуемостью поведения на дороге и др. Таким образом, изучение стиля управления транспортным средством имеет как научный, так и практический интерес.

Стиль управления транспортным средством следует рассматривать как относительно устойчивую совокупность приёмов и технических действий водителя, а также его личностных особенностей, связанных с приведением транспортного средства в движение, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с дорожной ситуацией, предназначением и техническими возможностями транспортного средства. Стиль управления как константная характеристика во многом определяется не только специальными знаниями, умениями и навыками вождения, но и индивидуальными качествами личности водителя. Стиль управления как стиль деятельности хотя и не в решающей мере зависит от индивидуальных особенностей человека, но определяет своеобразие её выполнения [2]. На него оказывают влияние различные факторы, выступающие как вероятностная детерминирующая сила.

В настоящей статье мы рассмотрим опасный стиль вождения как устойчивую характеристику управления транспортным средством, а также факторы, препятствующие и потенцирующие соответствующее поведение водителя. Исследование проводилось на теоретическом и экспериментальном уровнях. Теоретический уровень позволил описать факторы, оказывающие влияние на стиль управления транспортным средством. Констатирующий эксперимент был направлен на уточнения потенциала влияния того или иного фактора на стиль управления транспортным средством.

В ходе проведённого анализа литературы и статистики дорожно-транспортных происшествий, а также экспресс-опроса водителей на теоретико-гипотетическом уровне изучены обстоятельства, которые влияют на формирование у водителей опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством.


Рис. 1. Классификация факторов, детерминирующих опасный стиль управления транспортным средством

Разнообразие и многоплановость факторов, детерминирующих опасный стиль управления транспортным средством, были учтены при разработке соответствующей классификации (рис. 1).

В зависимости от того, от каких обстоятельств исходит побудительная сила нарушить правила дорожного движения либо удержаться в рамках правового поля можно выделить два направления: 1) факторы, относительно независящие от людей; 2) факторы, непосредственно зависящие от людей. Каждое из направлений представлено двумя группами факторов.

1.1. Группа факторов непреодолимой силы (под воздействием факторов этой группы соблюдение правил дорожного движения теряет всякий смысл; водитель вынужден придерживаться опасного стиля управления транспортным средством). Представителями этой группы являются:

исполнение представителями профессий особого риска служебных обязанностей с опорой на опасное вождение (например, управление специальным автотранспортом в особых ситуациях – преследование полицией преступника, прибытие экстренных служб на место катастрофы, доставка автомобилем скорой медицинской помощью тяжелобольного в больницу и т.п.);

поведение в чрезвычайной ситуации (например, массовое, в состоянии паники бегство (выезд на мото- и автотранспорте) людей из населенного пункта в случае эпидемий, перемещение транспорта в ходе ведения боевых действий).

1.2. Группа ситуативных факторов (опасное управление транспортным средством детерминируется особой дорожной или жизненной ситуацией; водитель имеет возможность выбора между безопасным (в сочетании с некоторыми негативными последствиями для себя или окружающих) и опасным стилями). К факторам этой группы можно отнести:

необходимость оперативного перемещения пассажиров или груза (например, доставка отцом дочери-роженицы в родильный дом, компенсация времени в пути при опоздании на работу и т.п.);

состояние транспортной инфраструктуры (например, необходимость постоянного маневрирование из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна – выбоины, открытые канализационные люки, искус ственные помехи движению (старые покрышки, выпавший из автомобилей груз и т.п.), обледенелые участки дороги, проведение ремонта дорожного полотна и т.п.);

вынуждено-опасное управление (например, с целью привлечения внимания сотрудников ДПС ГИБДД при угоне транспортного средства с водителем; нарушение правил дорожного движения в связи с действиями сотрудников правоохранительных органов и т.п.);

криминальная ситуация (например, нарушение правил дорожного движения с целью ухода от преследования, стремление затеряться в потоке транспортных средств и т.р.).

2.1. Группа социально-психологических факторов (на управление транспортным средством первостепенное влияние оказывает определённый или неопределённый для водителя круг лиц, окружающие; т.е. стиль вождения модулируется мнением третьи лиц, отношением, социальными установками и др.). Доминирующими в этой группе выступают:

общественное мнение в отношении границ правомерного поведения за рулём, порицание или одобрение водительских девиаций (отношение общества или отдельных, в первую очередь, референтных водителю, социальных групп к оценке опасности управления транспортным средством);

мотивированное опасное поведение (например, превышение скоростного режима водителем такси при значимом финансовом стимулировании оперативной доставки пассажира в аэропорт; опасное вождение по указанию руководителя, который торопится, и т.п.);

успешность/неэффективность деятельности органов государственной власти и управления, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения (Госавтоинспекция, Росавтодор и др.);

особенности правового регулирования общественных отношений, связанных с опасным управлением транспортным средством (правовая оценка степени общественной опасности агрессивного вождения как деяния).

2.2. Группа факторов, связанных с индивидуально-психологическими особенностями личности водителя (особенности управления транспортным средством связаны с личностью водителя, его психическим состоянием и поведением; опасное поведение – это своеобразная проекция личности на текущие условия жизнедеятельности и дорожную ситуацию). В этой группе в первую очередь следует выделить:

способствующие безопасному вождению – дисциплинированность (социальная нормативность), самоконтроль (волевая регуляция) и ответственность;

амбивалентно влияющие на безопасность управления транспортным средством – тревожность, самонадеянность, активность (энергичность);

криминальная инсценировка нарушений правил дорожного движения (умышленная демонстрация опасного стиля управления транспортным средством из криминальных побуждений)

психическое состояние водителя (например, состояние алкогольной или наркотической аддикции, аутодеструктивное поведение);

отклонения в психике водителя (например, управление транспортным средством психически больным человеком).

В зависимости от продолжительности действия тот или иной фактор может носить как кратковременный (например, ситуативно-агрессивное поведение какого-либо участника дорожного движения, возбужденное психоэмоциональное состояние или опьянение водителя, необходимость срочно доставить больного родственника в больницу и т.д.), так и длительный (наличие у водителя агрессивности и стремления к самоутверждению, несовершенство правового регулирования и административной практики в отношении лиц с опасным управлением транспортными средствами, неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д.) характер. Конкретной дорожной ситуации и поведению водителя на дороге объективно свойственны свои специфические факторы как длительного, так и кратковременного характера.

Правовая направленность последствий поведения за рулём позволяет выделить факторы, препятствующие опасному управлению, и факторы, провоцирующие опасное управление транспортным средством.

Следует выделять объективные и субъективные факторы опасности при управлении транспортным средством.

Объективный фактор опасности – это фактор, создающий реальную угрозу жизни и здоровью людей, безопасности дорожного движения и т.п. вне зависимости от того, как он воспринимается конкретным человеком.

Субъективный фактор опасности – это фактор, зависимый от индивидуального восприятия человеком дорожной ситуации. Субъективность придает ситуациям специфический характер. Например, ситуация на дороге может не быть объективно экстремальной, но воспринимается индивидом как таковая.

Как и следовало ожидать, большую осведомленность о фактах и детерминации опасного управления транспортным средством проявили сотрудники Госавтоинспекции: 93,1 % (298 чел.) респондентов-сотрудников против 42,3 % (127 чел.) респондентов-водителей. Мнение этих групп опрошенных имели существенные различия. Так, подавляющее большинство сотрудников (60,7 %) связало опасное управление транспортным средством с нахождением водителей в состоянии алкогольного опьянения, в то время как водители (27,6 %) первопричиной считают демонстрацию социально-ожидаемого поведения за рулём.

Респонденты сошлись во мнении о том, что важная роль (второе место в перечне факторов, мнение более 20 % опрошенных) отводится психологическим особенностям личности водителей (т.е. таким психофизиологическим и психологическим свойствам человека, которые препятствуют или наоборот провоцируют агрессивное вождение).

Таблица 1. Факторы, определяющие агрессивность-безопасность стиля управления транспортным средством

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

Дети


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 813 171 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2014 3300
  • DOCX 29.6 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шевченко Алексей Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Российские школьники не примут участие в мировом исследовании PISA

Время чтения: 3 минуты

Роспотребнадзор смягчил меры по COVID-19 в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин подписал указ о выплатах для нуждающихся семей с детьми от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Школьник из Подмосковья научил ворон сортировать мусор

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-семинар о привязанности к взрослому в жизни ребенка

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы :

· ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, что непосредственно влияют на органе чувств (различают ощущение зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

· восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;

· психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

· внимание - широкий объем и распределение внимания, его скорая переключаемость и стойкость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

· эмоционально-волевая реакция - эмоциональная стойкость, завадостійкість, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

· оперативное мышление - скорость оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

· личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, смекалка, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от скорости оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предусмотреть ее возможные изменения и никогда не попадати в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель добывает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

При руссе автомобиля, перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя - с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) к ответу на него действием, которое загодя не определил и к выполнению которого не был подготовлен, - представляет 0,8 из, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы - 1 из и более.

Простые, загодя определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, невзирая на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4. 0,6 с), потому что содержит в себе и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги из педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Реакция в опасной зоне занимает особенное место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, к ответу на них простым, загодя определенным действием, к осуществлению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), загодя готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель производит на подъезде к возможному месту опасности, тот это время (0,2. 0,3 с) называется порою реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию. Путь, проходной автомобилем за время разных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рис. 5.6.


Рис. 5.6. Путь автомобиля, пройденный за время разных видов реакции водителя

Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавания, гребли, легкая атлетика. Занятие спортом содействуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятие такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия в течение всего изменения. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон длительностью не менее 7 год, чтобы чувствовать себя бадьор, что отдохнули, физически полноценным работником.

Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию нервные центры, которые возбуждают, непосредственно управляют важными функциями. Систематическое занятие вступительной гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

Необходимая физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 год езды. Задание паузы - предупредить развитие усталости, ускорить течение окислительно-восстановительных процессов, способность поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физкультурную паузу нужно проводить с появлением первых признаков снижения работоспособности.

При длинной езде по автомагистрали, где отсутствующие пересекания в одном уровне с другими дорогами, где нет сигнализации (светофоров) и можно двигаться на высоких скоростях, возникает специфический вид усталости - дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, невнимательностью, недомоганием, отчужденностью, наступлением более-менее резко выраженным ослаблением рефлексов, замедлением времени реакции. В таком случае необходимо остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: повороты, наклоны, вращения туловища и председателя, прогибания у поясницы, сгибания и разгибания рук и ног.

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что малая нагрузка не выявляет никакого влияния на организм, больше способствуют чрезмерному влиянию и приносит вред. Благоприятный эффект достигается только при нагрузке средней величины. Достаточно объективным показателем для определения степени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса растет на 30 %. (Да, при частоте пульса в состоянии спокойствия 70 ударов в 1 хв число ударов после упражнений средней нагрузки сложит 70 + 21 = 91 уд.)

Для того, чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством в состоянии усталости, если это состояние может повлиять на безопасность движения. Поэтому управлять автомобилем можно до тех пор, пока не наступит усталость.

Удлинение времени поездки более 8 год вызывает изменения в организме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количеству которых особенно резко растет после 10 часов непрерывной работы за рулем.

Между двумя длительными поездками ( до 8 ч) должен быть как минимум 10 часовой отдых, который включает 7. 8 год нормального сна. Если поездка была длительной (более 8 ч), то после нее отдых должен быть не менее 12 часов. Усталость резко растет в условиях недосыпки: водители начинают засыпать уже через 3. 5 часов движения.

Важный фактор снижения усталости - использование в поездке кратковременных перерывов. Установлено, что более целесообразные кратковременные перерывы после относительно кратковременной езды, чем длительные перерывы после длительной поездки. Поэтому рекомендуется делать 10 минутный перерыв после первых 3 часов движения, а потом через каждые 2 ч. Эти перерывы лучше использовать для активного отдыха. При непрерывном управлении автомобилем более 5 год необходимый отдых длительностью 30 мин.

Характерным симптомом усталости является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным случаям с чрезвычайно тяжелыми последствиями. Засыпание при управлении автомобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего между 24 и 5 часами утра. Засыпанию способствует отсутствие нормального сна перед ночной поездкой, например, когда время отправления в туристические поездки назначают на 4-5 часов утра. В этих условиях водитель выезжает в длительную поездку, прервав нормальный сон, и через 3-4 год движения у него наступает опасная сонливость. Выезжать в длительную многочасовую поездку нужно только после нормального отдыха и хорошо выспавшись.

В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участников движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на доброжелательное отношение ко всему окружающему: пропустить водителя, который спешит, или пешеход, ехать без спешки и нервозности.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Подготовила:

Анпадистова

Татьяна Александровна,

учитель истории,

обществознания и географии

Узловского района

Психические процессы и психические свойства личности

Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основными функциями психики человека являются следующие: регулятивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная.

Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.

В современной психологической литературе выделяют четыре основных вида психических явлений , это:

- психические процессы,

- психические состояния,

- психические свойства и психические образования.

Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.

С другой - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, - это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то:

восприимчивость и впечатлительность,

эмоциональная возбудимость и устойчивость,

настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся:

Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Имеется в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.

Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности – не являются врождёнными, они вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется. Выделяются четыре основных психических свойства:

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

Дети


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 813 171 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2016 6464
  • DOCX 38.1 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Воловатов Михаил Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Бесплатный интенсив по развитию навыков будущего у детей

Время чтения: 2 минуты

Путин подписал указ о выплатах для нуждающихся семей с детьми от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор смягчил меры по COVID-19 в школах

Время чтения: 2 минуты

Российские школьники не примут участие в мировом исследовании PISA

Время чтения: 3 минуты

Стартовали профессиональные олимпиады для российских педагогов

Время чтения: 1 минута

В России разрабатывается чат-бот по проблеме буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: