Возмещение страхового случая по осаго проводки в бюджетном учреждении

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение страхового случая по осаго бюджетный учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Возмещение страхового случая по осаго бюджетный учет

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: ОСАГО: отражаем в учете суммы страховой премии и страхового возмещения
(Гудова Т.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 9) Пример 3. Казенное учреждение культуры застраховало служебный автомобиль по договору ОСАГО. В результате ДТП причинен ущерб данному автомобилю. Потерпевшей стороной признано учреждение. На основании акта о страховом случае страховая компания произвела страховое возмещение, сумма которого составила 70 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению платежей в бюджет и их учету.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Как отразить в бюджетном учете расчеты по суммам, выплачиваемым страховщиком в качестве возмещения вреда в рамках заключенного договора ОСАГО?
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 12) Обоснование: В соответствии с Указаниями N 65н доходы, полученные учреждением в виде сумм, выплачиваемых страховщиком в качестве возмещения вреда, в рамках заключенного договора ОСАГО, относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" аналитической группы подвида доходов бюджетов и отражаются в бюджетном учете по статье 140 КОСГУ.

Нормативные акты: Возмещение страхового случая по осаго бюджетный учет

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Росприроднадзора от 22.01.2009 N 13
"Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю" Средства, поступающие от страховых организаций на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, используются на возмещение вреда, возникшего в результате наступления страхового случая, в соответствии со сметой.

В большинстве случаев на балансе каждого казенного учреждения числится транспортное средство, используемое в служебных целях. Рассмотрим правомерность использования бюджетных средств в целях добровольного страхования транспорта, а также поднимем вопрос отражения в бухгалтерском учете расходов по договорам страхования ОСАГО и КАСКО.

Бюджет на КАСКО

Страхование транспортных средств – КАСКО – относится к добровольному страхованию. Так как единственным источником финансирования казенного учреждения являются средства бюджета соответствующего уровня, правомерно ли использовать бюджетные средства в целях оплаты договора добровольного страхования имущества?

Однозначного прямого запрета на осуществление оплаты по договорам добровольного страхования за счет бюджетных средст законодательство РФ, в том числе и БК РФ, не содержит. Однако, если учреждением принято решение произвести за счет бюджетных средств такого рода расходы, то оно должно иметь обоснование и экономическую целесообразность. Кроме того, его следует согласовать с распорядителем.

Это определено тем, что согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель обеспечивает адресность и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями (далее – БА) и лимитами бюджетных обязательств (далее – ЛБО), распределяет БА и ЛБО по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете. Казенным учреждением ведется исполнение обязательств по заключенным контрактам и договорам за счет бюджетных средств в пределах, доведенных ему ЛБО с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В судебной практике был прецедент, когда суд постановил признать оплату договоров КАСКО за счет бюджетных средств законной – в Постановлении ФАС СЗО от 12.03.2013 по делу № А66-6208/2012. Такое решение было обусловлено тем, что учреждение получило разрешение от главного распорядителя средств на заключение госконтрактов по добровольному страхованию.

Порядок отражения страховых премий и страхового возмещения

В порядке, предусмотренном договором обязательного страхования, страхователь обязан внести плату страховщику за страхование – данная плата составляет сумму страховой премии.

Рассмотрим бухгалтерские записи более детально:

ДТ 401 50 227 – КТ 302 27 735 – начислен расход будущего периода в сумме полиса ОСАГО;

ДТ 401 20 227 – КТ 401 50 227 – ежемесячная операция (в течение срока действия полиса ОСАГО) по включению расходов будущих периодов в состав расходов текущего финансового года.

В случае наступления страхового случая страхователю выплачивается денежная компенсация – страховое возмещение – для покрытия ущерба в имущественном страховании и страховании гражданской ответственности. Страховое возмещение может быть, как в денежном эквиваленте, так и в натуральной форме. В части страхования транспортных средств может быть выполнен ремонт автомобиля или же могут быть заменены некоторые делали.

Исходя из Письма Минфина РФ от 18.06.2015 № 02-06-10/35435, в случае оплаты страхового возмещения казенному учреждению в виде денежных средств они должны быть перечислены в доход бюджета.

В силу положений Инструкции №162 н в бухгалтерском учете следует отразить начисление дохода ввиду суммы страхового возмещения:

ДТ 209 43 565 – КТ 401 10 143 – отражена дебиторская задолженность страховой организации по перечислению суммы страхового возмещения по договору ОСАГО.

В большинстве случаев на балансе каждого казенного учреждения числится транспортное средство, используемое в служебных целях. Рассмотрим правомерность использования бюджетных средств в целях добровольного страхования транспорта, а также поднимем вопрос отражения в бухгалтерском учете расходов по договорам страхования ОСАГО и КАСКО.

Бюджет на КАСКО

Страхование транспортных средств — КАСКО — относится к добровольному страхованию. Так как единственным источником финансирования казенного учреждения являются средства бюджета соответствующего уровня, правомерно ли использовать бюджетные средства в целях оплаты договора добровольного страхования имущества?

Однозначного прямого запрета на осуществление оплаты по договорам добровольного страхования за счет бюджетных средств законодательство РФ, в том числе и БК РФ, не содержит. Однако, если учреждением принято решение произвести за счет бюджетных средств такого рода расходы, то оно должно иметь обоснование и экономическую целесообразность. Кроме того, его следует согласовать с распорядителем.

Это определено тем, что согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель обеспечивает адресность и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями (далее — БА) и лимитами бюджетных обязательств (далее — ЛБО), распределяет БА и ЛБО по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете. Казенным учреждением ведется исполнение обязательств по заключенным контрактам и договорам за счет бюджетных средств в пределах, доведенных ему ЛБО с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В судебной практике был прецедент, когда суд постановил признать оплату договоров КАСКО за счет бюджетных средств законной — в Постановлении ФАС СЗО от 12.03.2013 по делу № А66-6208/2012. Такое решение было обусловлено тем, что учреждение получило разрешение от главного распорядителя средств на заключение госконтрактов по добровольному страхованию.

Порядок отражения страховых премий и страхового возмещения

В порядке, предусмотренном договором обязательного страхования, страхователь обязан внести плату страховщику за страхование — данная плата составляет сумму страховой премии.

Рассмотрим бухгалтерские записи более детально:

ДТ 401 50 227 — КТ 302 27 735 — начислен расход будущего периода в сумме полиса ОСАГО;

ДТ 401 20 227 — КТ 401 50 227 — ежемесячная операция (в течение срока действия полиса ОСАГО) по включению расходов будущих периодов в состав расходов текущего финансового года.

В случае наступления страхового случая страхователю выплачивается денежная компенсация — страховое возмещение — для покрытия ущерба в имущественном страховании и страховании гражданской ответственности. Страховое возмещение может быть, как в денежном эквиваленте, так и в натуральной форме. В части страхования транспортных средств может быть выполнен ремонт автомобиля или же могут быть заменены некоторые делали.

Исходя из Письма Минфина РФ от 18.06.2015 № 02-06-10/35435, в случае оплаты страхового возмещения казенному учреждению в виде денежных средств они должны быть перечислены в доход бюджета.

В силу положений Инструкции № 162 н в бухгалтерском учете следует отразить начисление дохода ввиду суммы страхового возмещения:

ДТ 209 43 565 — КТ 401 10 143 — отражена дебиторская задолженность страховой организации по перечислению суммы страхового возмещения по договору ОСАГО.

Владение автотранспортным средством связано с определенными рисками: ДТП, угоном, повреждением на автостоянке. Для того чтобы компенсировать возможные потери, вызванные этими обстоятельствами, владельцы транспортных средств, в том числе бюджетные учреждения, на балансе которых находятся автотранспортные средства, страхуют их.

В настоящее время основными документами, регулирующими вопросы страхования, являются:

Страховать автогражданскую ответственность можно как за счет бюджетных средств (как правило, если автомобиль приобретен на такие средства), так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (если автомобиль приобретен за счет средств, полученных от этой деятельности).

Общие положения

При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается договор гражданского страхования в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 40-ФЗ. Суть договора – установление обязанности одной стороны (страховщика) за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении определенного события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки застрахованного имущества либо убытки в отношении иных имущественных интересов страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной суммы (страховой суммы) (п. 1 ст. 929 ГК РФ).

Договор гражданского страхования является публичным и начинает действовать с момента, определенного в нем. Если этот момент в договоре не указан, то со дня уплаты страхового взноса (ст. 957 ГК РФ).

Срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности – один год (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). При этом следует учесть, что если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия договора не уведомил страховщика о своем отказе о продлении договора, то он автоматически продлевается на следующий год. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем 30 дней. Страховая премия при новом сроке действия договора уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами.

Законодательством РФ предусмотрены случаи прекращения договора автогражданского страхования. Так, согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.08.06 № 525 договор страхования может быть прекращен до окончания срока действия в случаях:

  • ликвидации юридического лица – страхователя;
  • ликвидации страховщика;
  • гибели (утраты) транспортного средства, а также иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Страхование автогражданской ответственности осуществляется по страховым тарифам, утвержденным Правительством РФ. С 1 января 2006 года – по Страховым тарифам по обязательному страхованию гражданской ответственности и владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.05 № 739.

Бухгалтерский и налоговый учет страховых премий

Согласно ст. 954 ГК РФстраховая премия – это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в порядке и сроки, установленные договором страхования.

При страховании автогражданской ответственности в отношении автомобиля, приобретенного за счет бюджетных средств, страховая премия уплачивается страховщику за счет выделенных из бюджета бюджетных ассигнований.

Рассмотрим на примере, какими записями в бухгалтерском учете будут отражаться данные операции.

Пример.

Бюджетное учреждение заключило со страховщиком договор обязательного страхования автогражданской ответственности сроком на один год в отношении двух автомобилей, приобретенных за счет бюджетных средств. Автомобили используются в уставной деятельности организации. Страховая премия составляет 1 500 руб. за каждый автомобиль.Уплата страховых премий осуществлена за счет бюджетных средств. Лицевой счет бюджетной организации обслуживается в территориальном органе Федерального казначейства.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В случае если автомобиль приобретен за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и страховая премия также уплачена за счет этих средств, бюджетное учреждение вправе включить страховые платежи в себестоимость продукции (работ, услуг) после вступления в силу договора страхования.

Пример.

Изменим условия предыдущего примера. Автомобили были приобретены за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и страховая премия была уплачена также за счет этих средств.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В целях налогообложения страховых премий в состав расходов при налогообложении прибыли включаются расходы как на добровольное, так и на обязательное страхование имущества (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на обязательное страхование при расчете налогооблагаемой прибыли учитываются в составе прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством. Если они не утверждены, то такие расходы включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Учет страховой премии в целях налогообложения зависит от применяемого бюджетной организацией метода учета доходов и расходов. Так, если бюджетная организация при исчислении налога на прибыль применяет кассовый метод признания доходов и расходов, то страховая премия в качестве расхода признается после ее оплаты, причем независимо от того, была произведена оплата разовым платежом или частями (ст. 273 НК РФ). В случае если бюджетная организация в целях налогового учета определяет доходы и расходы по методу начисления, то согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по страхованию автогражданской ответственности признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Стоит отметить, что признание в расходах сумм страховых премий равномерно в течение всего налогового периода не будет считаться ошибкой и может использоваться налогоплательщиками при расчете налога на прибыль.

Обратите внимание: если в течение срока действия договора страхования произошла смена собственник имущества (транспортного средства), то договор страхования прекращается и страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за неистекший период. Страховая премия возвращается в течение 14 календарных дней со дня получения страховщиком информации о досрочном прекращении договора (п. 33 Правил № 263).

Выплата страхового возмещения

При наступлении страховых случаев страхователю выплачивается страховое возмещение. В соответствии с п. 44 Правил № 263 для получения возмещения причиненного вреда организации представляют в страховую компанию:

  • справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Минфином РФ. Отметим, что Приказом МВД от 25.09.06 № 748 утверждена новая форма справки о дорожно-транспортном происшествии, которая прилагается к заявлению о выплате страховой суммы по ОСАГО;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (если его заполнял потерпевший).

На основании п. 19 Правил № 238 в заключении должны быть указаны:

полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, ФИО, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководитель поручил проведение экспертизы;

  • дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
  • основание для проведения экспертизы;
  • полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
  • полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;
  • перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки;
  • нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;
  • сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;
  • описание проведенных исследований;
  • обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы их применения;
  • выводы по каждому из поставленных вопросов.

В случае если страховщик (потерпевший) с выводами экспертизы не согласен, он может организовать повторную экспертизу с привлечением другого эксперта-техника. Расходы, связанные с назначением и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет ее инициатора, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином (п. 20 – 22 Правил № 238).

В статье 7Закона № 40-ФЗ определен предельный размер страховой суммы, которую страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) выплатить потерпевшим в возмещение причиненного им вреда. Он составляет 400 000 руб.: в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 000 руб. и не более 120 000. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Бухгалтерский учет и налогообложение страхового возмещения

Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете поступления страховых выплат при наступлении страхового случая и их расходование.

Пример.

Бюджетное учреждение осуществляет как уставную, так и приносящую доход деятельность. В октябре 2006 года автомобиль, приобретенный за счет бюджетных средств, попал в ДТП. В ноябре 2006 года на специальный счет в территориальном органе Федерального казначейства поступило страховое возмещение в размере 40 000 руб.

В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам были предусмотрены расходы на ремонт автомобиля. Ремонтные работы обошлись бюджетному учреждению в 30 000 руб. (без НДС), оставшаяся сумма – 10 000 руб. – была перечислена в бюджет.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является на территории РФ обязательным (далее – ОСАГО). Без такой страховки невозможна эксплуатация автомобилей, в том числе служебных. Поскольку практически в каждом казенном учреждении имеется служебный автомобиль, и не один, тема, связанная с ОСАГО, является одной из актуальных и острых тем. В данной статье рассмотрим, какими документами следует руководствоваться при заключении договора ОСАГО, а также выясним порядок отражения в бюджетном учете операций по выплате страховой премии и поступлению выплат от страховщика.

Правовые основы взаимоотношений участников в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности регулируются следующими нормативными документами:

Стоит отметить, что неисполнение учреждением обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет наложение административного штрафа в размере 800 руб. (п. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1ст. 15 Закона № 40‑ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств (страхователями) путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Для заключения такого договора страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ):

  • заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (если иное не предусмотрено Законом № 40‑ФЗ и иными нормативными актами). Стоит отметить, что до 1 августа 2015 года вместо диагностической карты также принимаются ранее выдаваемые талоны технического осмотра или талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.

Казенное учреждение в целях заключения договора ОСАГО вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать ему в заключении такого договора. В случае необоснованного отказа страховых организаций от заключения договоров ОСАГО или заключения договоров при условии приобретения дополнительных услуг учреждение вправе обратиться в суд. В соответствии со ст. 15.34.1 КоАП РФ необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности договора обязательного страхования, либо навязывание страхователю дополнительных услуг, не обусловленных, например, требованиями Закона № 40‑ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц такой страховой организации в размере 50 000 руб.

Страховая премия

Страховой премией называется плата за услуги страхования. Размер страховой премии устанавливается договором ОСАГО.

Согласно п. 2.2 Правил № 431‑П страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке при заключении договора обязательного страхования.

Страховая премия по договору ОСАГО рассчитывается страховщиком как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком их применения. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384‑У.

Страхователь имеет право потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик, в свою очередь, обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя (п. 2.1 Правил № 431‑П).

Максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России (п. 4, 6 ст. 9 Закона № 40‑ФЗ).

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если согласно договору страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действовавшим на момент ее уплаты страховым тарифам (п. 3 ст. 8 Закона № 40‑ФЗ, п. 2.1 Правил № 431‑П).

Датой уплаты страховой премии считается день поступления денежных средств в кассу страховщика наличными или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

Расходы по уплате страховой премии нельзя отнести к одному отчетному периоду (месяцу), поскольку договор ОСАГО действует в течение года.

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету данного счета как расходы будущих периодов, а затем подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Порядок включения расходов будущих периодов (суммы страховой премии) в течение срока действия договора ОСАГО в состав текущих расходов устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Например, признание таких расходов может осуществляться равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом положений п. 124 Инструкции № 162н начисление страховой премии по договору ОСАГО отразится в бюджетном учете следующей бухгалтерской записью:

1) начисление суммы страховой премии при заключении договора ОСАГО:

2) признание расходов будущих периодов в составе текущих расходов:

Казенное учреждение заключило договор ОСАГО на период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2016 года в отношении служебного автомобиля. Стоимость страховки (страховая премия) составила 12 000 руб. Согласно учетной политике начисленная сумма страховой премии учитывается на момент заключения договора в расходах будущих периодов, а затем ежемесячно в течение действия договора включается в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Страховые выплаты

По договору ОСАГО страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (то есть осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (ст. 1 Закона № 40‑ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона № 40‑ФЗ страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 руб.

Страхователь, являющийся потерпевшим вследствие наступления страхового случая, вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ).

Заявление страхователя-потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, определенными Правилами № 431‑П, направляется страховщику по месту нахождения его самого или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.

Под прямым возмещением убытков понимается возмещение страховщиком по требованию страхователя-потерпевшего вреда, причиненного его имуществу, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств (п. 1 ст. 14.1 Закона № 40‑ФЗ):

  1. в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, застрахованным по договору ОСАГО;
  2. дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).

Согласно п. 15 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может производиться:

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с Правилами № 431‑П и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

Таким образом, средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежат зачислению в определенном порядке в бюджет.

Вместе с тем финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должно осуществляться в общеустановленном для получателей бюджетных средств порядке путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.

Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 БК РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Учитывая вышеизложенные нормы, Минфин в письмах от 16.05.2012 № 02‑03‑09/1740, от 07.11.2012 № 02‑13‑06/4672 сообщает, что в соответствии с положениями ст. 217 БК РФ возможно увеличение бюджетных ассигнований и ЛБО для осуществления расходов по устранению ущерба, нанесенного государственному (муниципальному) имуществу, находящемуся на праве оперативного управления у получателей бюджетных средств, при поступлении в бюджет сумм от страховых организаций путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Основаниями для внесения изменений в сводную бюджетную роспись являются поступление в бюджет сумм по искам о возмещении вреда, причиненного имуществу, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности, и увеличение в пределах указанных поступлений бюджетных ассигнований на выполнение функций казенных учреждений, связанных с устранением последствий вреда, причиненного объектам государственного (муниципального) имущества.

С применением данного счета расчеты по суммам, выплачиваемым страховщиком в качестве возмещения вреда в рамках заключенного договора ОСАГО, отразятся в бюджетном учете с помощью следующих бухгалтерских проводок:

Если казенное учреждение является администратором доходов бюджета

Читайте также: