Воспитание дисциплинированности и ответственности у водителя

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 20.09.2024

Целью подготовки водителей является формирование комплекса знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих эффективное и надежное выполнение водительской деятельности. Эта цель осуществляется в процессе подготовки водителей.

ВложениеРазмер
korsun_al_na_portal.docx 13.93 КБ

Предварительный просмотр:

Совокупность последовательно выполняемых учебных действий образует основное содержание учебной деятельности, которое определяют следующие факторы: цель подготовки и соответствующий ей комплекс действий, образующих содержание водительской деятельности, т. е. той деятельности, которая должна быть сформирована в результате подготовки в соответствии с заданными критериями эффективности и надежности; психологические закономерности формирования соответствующих знаний, умений, навыков, качеств; психолого-педагогические и методические возможности, обусловленные уровнем развития средств и методов подготовки и ее организацией; соответствующие характеристики обучаемых и обучающих; для обучаемых – это исходный уровень развития качеств, а также знаний, умений и навыков, необходимых для овладения профессией; для обучающих – специальная и педагогическая квалификация и отношение к своим профессиональным обязанностям.

Процесс подготовки реализуется с помощью системы подготовки, в которую входят следующие компоненты:

руководящий персонал, преподаватели и мастера производственного обучения (П), вспомогательный персонал, т. е. те, кто организует подготовку, управляет учебной деятельностью учащихся и учебно-воспитательным процессом в целом, а также осуществляет необходимые вспомогательные функции;

квалификационные требования к выпускникам учебного заведения, определяющие цель подготовки;

учебные планы, программы и методики подготовки;

средства подготовки – учебные пособия, оборудование, автомобили, тренажеры, а также учебные помещения и территории;

организационные формы подготовки.

Система подготовки подразумевает определенную структуру взаимодействия указанных компонентов.

Функциональная система подготовки водителей представляет собой целенаправленную, планомерную, определенным образом организованную совместную деятельность учащихся, преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей автошкол, а также вспомогательного персонала. Функциональная система включает деятельность учащихся – учебную деятельность, осуществляемую в соответствии с целью подготовки по учебным планам и программам с помощью определенных средств и методов в определенных организационных формах. Учебная деятельность непосредственно или с помощью специальных средств управляется деятельностью преподавателей и мастеров производственного обучения – деятельностью обучения – и преимущественно через нее организуется руководителями учебных заведений и обеспечивается в материально-техническом отношении вспомогательным персоналом.

Целью подготовки водителей является формирование комплекса знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих эффективное и надежное выполнение водительской деятельности. Эта цель осуществляется в процессе подготовки водителей.

Результат процесса подготовки должен соответствовать его цели. Это означает, что в результате процесса подготовки учащиеся овладевают необходимым комплексом знаний, умений и навыков, соответствующих заданному уровню подготовленности к выполнению водительской деятельности, и приобретают при этом требуемые качества. Имеется в виду подготовленность к эффективному и надежному выполнению водительской деятельности во всем диапазоне типичных, а также практически возможных дорожно-транспортных условий и ситуаций.

Процесс подготовки водителей включает обучение и воспитание. Обучение – это формирование водительских знаний, умений и навыков. Воспитание – формирование качеств, необходимых водителю для эффективного и надежного выполнения водительской деятельности. Воспитание водителей осуществляется в процессе их обучения. Поэтому процесс подготовки – это фактически единый учебно-воспитательный процесс.

Необходимо иметь в виду, что воспитание водителей не ограничивается формированием только специальных водительских качеств, но предполагает также совершенствование таких общетрудовых и гражданских качеств личности, как чувство ответственности, коллективизм, самокритичность, трудолюбие. Это особенно важно, поскольку водитель управляет транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности.

Специфическим компонентом обучения и воспитания является тренировка. Тренировка водителей – это закрепление и совершенствование водительских умений и навыков, а также развитие соответствующих качеств, осуществляемых в процессе упражнений, т. е. повторного (многократного) выполнения учебных действий.

Таким образом, цель подготовки достигается лишь в результате последовательного прохождения ряда этапов подготовки. Каждый этап подготовки характеризуется определенными уровнями начальной и конечной подготовленности обучаемых, выступающими как промежуточные цели подготовки.

Надежность водителя в значительной мере зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность и чувство ответственности. Надежность водителя определяется и его правосознанием, а также отношением к соблюдению установленных правил.


Недисциплинированность, как сознательное нарушение порядка и правил, влечет за собой наиболее опасные последствия при нарушении ПДД. Типичные нарушения ПДД — это превышение допустимой скорости, нарушение правил проезда перекрестков, других опасных участков и взаимодействия с участниками движения, управление автомобилем в болезненном состоянии или после употребления алкоголя, выезд на неисправном автомобиле и т. д. При управлении автомобилем водитель обязан заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения. Это достигается при соблюдении требовании ПДД и учете возможных ошибок других участников движения, вплоть до готовности отказаться от своих намерений, даже если при их реализации водитель может оказаться формально прав.

В современных условиях интенсивного движения особое значение приобретает такая проблема, как выполнение требований взаимной-предупредительности участников движения. Особенно важным является вопрос взаимоотношений водителей и пешеходов. Для многих наших городов типичным, например, является игнорирование требований пропуска пешеходов на пешеходных переходах и при выполнении поворотов. Нередки случаи, когда водитель пропускает их, сопровождая грубыми окриками, звуковым сигналом, или близко подъезжает и запугивает их.

Многие водители не считают нужным подавать вообще или заблаговременно предупредительные сигналы о своих намерениях. Часто их подают таким образом, что намерения водителя предугадать трудно, например, когда обгон выполняется и завершается с включенным левым указателем поворота.

На дорогах встречаются множество случаев, когда требуется участиеие и взаимная помощь водителей, причем в таких ситуациях может оказаться любой, а разрешаются они в зависимости от внутренней культуры и воспитанности того, кто сидит за рулем. Не случайно, что часто попытка уделить внимание и оказать помощь вызывает у некоторых удивление. Проблемы безопасности на дорогах будут решаться успешнее, если все участники движения будут взаимно доброжелательны и терпимы, добры и готовы к взаимопомощи.


Как известно, пунктом 13.2 Правил дородного движения Российской Федерации запрещается выезжать на перекресток проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. В данном случае на перекресток разрешается выезжать, только если Вы намерены совершить поворот или разворот.

Попробуем привести алгоритм действий, который поможет водителю правильно проанализировать ситуацию и не допустить нарушения п. 13.2 ПДД РФ.


Двигающийся перед Вам автомобиль въехал на перекресток.

Анализ ситуации: С учетом затрудненного движения автомобилей в попутном направлении, есть вероятность, что автомобиль, двигающийся перед Вами, не успеет выехать с перекрестка до окончания действия разрешающего сигнала светофора. В этом случае, начнут движение автомобили поперечного направления и упрутся в этот автомобиль, который станет для них помехой.

Ваши действия: Следует остановиться перед перекрестком и следить за развитием ситуации, чтобы определить Ваши дальнейшие действия.

Этап 2 — Вариант 1: Двигающийся перед Вами автомобиль не успел проехать перекресток на разрешающий сигнал светофора.

Ваши действия: Не выезжать на перекресток на текущий разрешающий сигнал светофора.

Этап 2 — Вариант 2: Автомобиль перед Вами проехал перекресток и остановился непосредственно за ним.

Анализ ситуации: Несмотря на то, что перекресток перед Вами свободен, за ним отсутствует свободный участок дороги для размещения Вашего автомобиля. Таким образом, выехав на перекресток, Вы не сможете с него выехать. В этой связи существует большая вероятность, что Вы создадите препятствие для движения транспорта в поперечном направлении, т.е. нарушите ПДД.

Ваши действия: Следует не выезжать на перекресток на текущий разрешающий сигнал светофора.

Этап 2 — Вариант 3: Автомобиль перед Вами проехал перекресток, а также отъехал от него на расстояние, позволяющее разместить за перекрестком и Ваш автомобиль.

Анализ ситуации: Перекресток свободен, у Вас имеется возможность с него выехать, по-прежнему действует разрешающий сигнал светофора. Три эти предпосылки дают основания полагать, что Вы можете без нарушения ПДД проехать перекресток.

Следует пересечь перекресток.

Приведенный алгоритм не претендует на истину в последней инстанции. Возможно, алгоритм не самый простой, возможно, не способствует скорому достижению пункта назначения, но он действует, позволяет соблюдать ПДД и не совершать административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.13 КоАП РФ, за которые предусмотрен штраф в размере 1000 рублей.

Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:

- безопасность и уверенность;

ВложениеРазмер
tema_no2._eticheskie_osnovy_deyatelnosti_voditelya.docx 30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Этические основы деятельности водителя.

Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:

- безопасность и уверенность;

Всё чем дорожить человек, находится на одной чаше весов.

На другой чаше весов наши мимолетные стремления:

- одобрение сторонних людей;

Эти ценности могут привести к опасному поведению за рулём.

Каждое действие водителя – это выбор. Не забывайте! Автомобиль – это средство повышенной опасности!

Ежедневно поворачивая ключ в замке зажигания, помните, что могут открыться двери в больницу или тюрьму.

Вынимая ключи из своего автомобиля, вы вынимаете ключи и из тех дверей, которые могли открыться для Вас сегодня.

В большинстве случаев зависит от Вас, где и с кем Вы сегодня проведёте ночь и завтрашний день.

Легкомысленное вождение может разрушить вашу жизнь.

Дисциплинированность – знание и строгое соблюдение Правил дорожного движения. Проявляются в:

- уважении других водителей;

- в культуре поведения на дороге;

- в соблюдении технических правил эксплуатации автомобиля.

Недисциплинированность – сознательное нарушение известных Вам правил и ограничений..

Люди, которые в обычной жизни не отличаются высокой культурой, ведут себя так же и на дорогах.

Начиная обучение в автошколе, задайте себе вопрос: для чего я это делаю?

- я думаю, что это круто;

- я думаю, что мне это пригодится в жизни;

- я хочу быть таким же, как и все успешные люди.

Такая логика ошибочна. Значит, истинная цель не ясна. И, как следствие, возникает легкомысленны подход к обучению вождению.

В приоритете должно быть – получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Безопасно управлять своим будущим автомобилем, решая с его помощью свои жизненные повседневные задачи.

Два основных мотива человека:

Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель, достижение которой однозначно расцениваем как успех. Например: освоить технику управления автомобилем в совершенстве и тогда появляется стремление добиться в этой области совершенства и мы находим средства и совершаем действия, которые направлены на достижение поставленной цели. Осознавая для себя мотив достижения успеха, люди реально оценивают свои возможности и ошибки как в жизни, так и на дороге и не перекладывают свою ответственность на других.

Второй основной мотив человека – это избегание неудач. И тогда цель человека заключается не в достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у человека нет цели и у него появляется неуверенность в себе потому, что у него нет веры в достижении успеха. Он боится, что его могут осудить и обидеть. Этот страх зачастую проявляется в агрессивном поведении. У человека возникает закрытостьполучения новых знаний и навыков.:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;

- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;

- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;

- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;

- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот, завышена.

Всё это не способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Личность - это совокупность индивидуально выраженных морально-ценностных, психических и физических, врождённых и приобретённых свойств человека.

К основным свойствам личности относятся: потребности, направленность, интересы, способности, темперамент, характер.

Потребности - называется психическое состояние, переживаемое человеком, когда он испытывает нужду в чём-либо. Потребности делятся на материальные (пища, одежда, жильё) и духовные (труд, общение с людьми, приобретение знаний).

Направленность личности – это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими в его деятельности. В зависимости от сферы проявления различают морально-идеологическую, профессиональную и бытовую направленность.

Под интересами понимают отношения человека к предметам и явлениям жизни. Интересы характеризуются положительной эмоциональной окрашенностью, стремлением познать интересные для человека явления, предметы, события и овладеть ими.

Способности – это индивидуальные способности психики, от которых зависит успешность какой-либо деятельности.

Различают общие и специальные способности.

Общие способности присущи многим людям, и благодаря этим способностям один и тот же человек может успешно овладеть различными видами деятельности.

Специальные способности – это такие способности личности, которые позволяют достигнуть высоких результатов в какой-либо узкой области деятельности.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами :

- хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений;

- лёгкость формирования двигательных навыков;

- высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения и суставно-мышечного чувства;

-скорость и точность сенсомоторных реакций;

- быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений;

- хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания;

- хорошая зрительная и оперативная память;

- высокая готовность памяти;

- настойчивость, решительность, смелость, терпение;

- инициативность и сообразительность.

На поведение человека в любой ситуации неминуемо влияет его темперамент.

Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности, и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

(кровь, жизненная сила)

Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активностью.

Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко переживать даже не зная события, преобладают отрицательные эмоции.

Сангвиник – сильный, активный, выносливый, быстро переключает внимание, быстро принимает решения, доброжелательный, любит риска. Поэтому сангвиник водит автомобиль энергично, с хорошей динамикой. Он способен долго оставаться за рулём, долго сохранять адекватную оценку дорожной ситуации. Однако его личная импульсивность может приводить к ошибочной оценке дорожной ситуации.

Флегматик – сильный, устойчивый, выносливы, медленно переключает внимание, медленно принимает решения, доброжелательный. У него спокойный и уверенный стиль вождения. Высокая скорость на дороге флегматику противопоказана из-за низкой скорости его мозговых процессов. Флегматик редко рискует ради удовольствия.

Меланхолик – слабый, неустойчивый, истощаемый, сложно принимает решения, тревожный, осторожный, за рулём он себя ведёт нервно и неуверенно. Теряется в интенсивном потоке мегаполиса.

Холерик – нездоровая агрессия, обилие лишних движений и стремление произвести впечатление.

Факторы риска при вождении автомобиля.

У человека не зависимо от его темперамента, всегда присутствует склонность к риску. Если он находится в компании, то склонность к риску возрастает. При действиях в одиночку его склонность к риску снижается. Так же склонность к риску снижается с опытом и возрастом.

Рискованный стиль вождения:

- резкий старт и торможение;

- частые перестроения без необходимости;

- желание вовлечь в свои дорожные игры других водителей;

Низкая внутренняя самооценка человека всегда толкает его на самоутверждение за счёт автомобиля :

- выбор престижной марки автомобиля;

- выбор привлекательного цвета автомобиля;

- выбор мощной аудио системы автомобиля.

Как правило под этой маской скрывается неуверенный в себе человек, требующий ежеминутного признания своей значимости.

Что влияет на формирования стиля вождения?

Водитель должен уметь распознавать на дороге других водителей, относящихся к опасным категориям по следующим признакам :

- неуверенный стиль вождения;

- водитель такси или маршруток;

- водители служб доставки;

- автомобили имеющие внешние повреждения.

Основные причины низкого уровня безопасности дорожного движения:

- меры по совершенствованию управления дорожным движением отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей;

- социально-психологический климат в дорожном движении оставляет желать лучшего.

Этика водителя связанна с прогнозированием развития ситуации и, следовательно необходима как важный элемент взаимодействия на дорогах.

Этичное поведение на дороге предполагает не использовать преимущество, данное правилами в ущерб другим участникам движения. Оно напротив, предполагает помочь другим участникам движения, чтобы в итоге помочь себе:

Этичное поведение – это осознание, что люди могут иметь притуплённое чувство опасности в том числе, и на дороге, а именно:

При парковке не закрывайте пожарные гидранты и люки.

Паркуясь помните о других водителях.

Этичное поведение так же предполагает:

  1. Что при парковке своего автомобиля, надо думать и о других водителях;
  2. Не садитесь за руль при болезненном состоянии, поскольку оно снижает реакцию водителя на дороге;
  3. Водитель берёт ответственность на себя за жизнь и здоровье своих пассажиров.

И ещё если можно отказаться от поездки – откажись!

И самое главное – уступай дорогу автомобилям экстренной помощи!

  1. Прочитай лекцию.
  2. Ответь на вопросы в тетради:

- Ваш тип темперамента.

- Какие особенности Вашего вождения характерны при Вашем темпераменте?

- Назови категории участников дорожного движения, требующие особого внимания?

- Как могут повлиять на стиль Вашего вождения Ваши близкие?

- Какое влияние оказывают на водителя киноиндустрия и реклама?

- Невербальный язык общения на дороге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку "Экономические основы деятельности фирмы"

Урок разработан на основе учебного материала И.В. Липсиц. Данный материал изучается в разделе главы "Что такое фирма и как она действует на рынке", предназначен для учащихся 11 классов базового курса.


Ориентировочная основа деятельности учителя по подготовке метапредметных уроков

Презентация показывает как подготовить метапредметный урок.


Дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА".

Дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА".


Психофизиологические основы деятельности водителя. Тема 1.

Веду часы у водителей. Не смогла найти презентаций к лекциям. Может быть кому-нибудь пригодится.


Лекции, практикум и билеты по дисциплине "Психофизиологические основы деятельности водителя"

Лекции по дисциплине "Психофизиологические основы деятельности водителя" разработаны на основе учебного пособия "Курс лекций по учебному предмету "Психофизиологические основы деяте.

Методическая разработка "Психофизиологические основы деятельности водителя"

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательной школы. Данная дисциплина является частью программы базового курса подготовки водителей транспортных средств всех катего.


Статья "Об основных этических основах концепции И.П. Иванова"

В статье рассматриваются различные аспекты понятия нравственной направленности личности, гуманистический характер воспитательных отношений и позиции педагога, заложенных в концепции коллективной творч.

Читайте также: