Требования безопасности при проведении занятий по вождению

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 20.09.2024

Методическая подготовка является одной из основных форм руководства обучением вождению машин.
В процессе методической подготовки руководители занятий приобретают знания о содержании, последовательности и способах обучения по всем упражнениям Курса вождения, а также осваивают наиболее правильные и целесообразные методы проведения занятий, обеспечивающие быстрое и твердое усвоение обучаемыми необходимых знаний и приобретение практических навыков.

Методическая подготовка руководителей по обучению вождению осуществляется на показных и инструкторско-методических занятиях, инструктажах, проводимых в соответствии с расписанием занятий, методических совещаниях, а также путем самостоятельной работы офицеров по овладению методикой обучения вождению машин.

Показные занятия

проводятся для показа образцовой организации и методики обучения по новым и наиболее сложным темам вождения, а также в тех случаях, когда обучение по какому-либо упражнению проводится некачественно.

Показные занятия должны быть тщательно подготовлены, правильно организованы и проведены. Только тогда они достигают своей цели.

Инструкторско-методические занятия

Инструкторско-методические занятия являются основной формой методической подготовки офицеров и инструкторов по вождению и проводятся обычно за несколько дней до отработки очередного упражнения по вождению боевых машин.

На инструкторско-методическом занятии ставятся цели выработки единства взглядов на организацию занятия и использование наиболее целесообразных приемов в ходе его проведения, совершенствования методических и практических навыков командиров подразделений в выполнении приемов и действий в роли обучаемых. Такие занятия проводят командиры, которые по должности на две ступени выше обучаемой категории командиров.

Руководитель инструкторско-методического занятия при подготовке должен полностью изучить содержание упражнения по Курсу вождения, методические указания настоящего пособия, ознакомиться с маршруте танкодрома или подобрать, если необходимо, участок местности дл практического вождения, который бы соответствовал условиям упражнения. Кроме того, следует просмотреть литературу по данной теме, чтобы повторить правила вождения. После этого он разрабатывает план проведения инструкторско-методического занятия с личным составом, продумывает и организует материальное обеспечение. План проведения инструкторско-методического занятия утверждается старшим начальником.

Материальное обеспечение на инструкторско-методическом занятии должно быть такое же, как и при проведении занятия по данному упражнению с личным составом подразделения. Окончательно материальное обеспечение каждого учебного места определяется при участии офицеров, присутствующих на инструкторско-методическом занятии, в зависимости от принятых методов обучения.

Инструкторско-методическое занятие с офицерами

Инструкторско-методическое занятие с офицерами целесообразно разделить на три части.

В первой части рекомендуется рассмотреть порядок проведения занятия по данному упражнению с личным составом. С этой целью руководитель заслушивает двух-трех офицеров по организации и порядку проведения занятия. Затем, указав преимущества и недостатки каждого из предложений, руководитель устанавливает единый порядок проведения занятия, в соответствии с которым офицеры и должны будут проводить занятие с личным составом по отработке данного упражнения.

Во второй части инструкторско-методического занятия следует определить наиболее правильные методы обучения личного состава по основным вопросам содержания упражнения на всех учебных местах, а также проверить подготовку офицеров к проведению занятий с личным составом.

Эту часть занятия можно провести в таком порядке. Руководитель предлагает одному из офицеров изложить постановку задачи по выполнению упражнения так, как он сделал бы это при обучении личного состава. Офицер, выступающий в роли руководителя занятия, ставит задачу по упражнению. Затем постановкой вопросов двум-трем обучаемым повторяются условия, объем, последовательность, оценочные показатели выполнения упражнения и нормативы по скорости выполнения упражнения. Руководитель при необходимости делает замечания или одобряет действия офицера.

После этого вся группа переходит на одно из учебных мест.

Руководитель инструкторско-методического занятия предлагает одному из офицеров действовать в роли руководителя этого учебного места, остальным офицерам – в роли обучаемых. Назначенный офицер проводит обучение в последовательности и методами, которые он считает наиболее целесообразными. Руководитель инструкторско-методического занятия в это время в ход занятия не вмешивается. После изложения основных вопросов, подлежащих изучению на данном учебном месте, руководитель инструкторско-методического занятия предлагает офицерам высказать свои замечания по действиям руководителя на учебном месте. В том случае, если офицерами будет высказано предложение проводить обучение в иной последовательности и другими методами, руководитель занятия, если он считает это целесообразным, разрешает предложившему офицеру провести обучение по-своему. После этого руководитель может заслушать мнение еще нескольких офицеров, а затем проводит разбор, в котором определяет и указывает наиболее правильные последовательность и методы обучения личного состава на данном учебном месте. Примерно в таком же порядке разбираются все вопросы и на других учебных местах. При этом руководитель должен стремиться вести занятие так, чтобы офицеры сами находили правильные методы обучения, не ожидая его указаний.

При смене учебных мест целесообразно выбрать такую последовательность, которая будет методически наиболее правильной при обучении личного состава.

Во второй части занятия определяется также необходимое материальное обеспечение, проверяется знание офицерами изучаемого материала и уточняются все неясные вопросы по содержанию упражнения.

При проведении занятия на учебном месте по практическому вождению машин необходимо, кроме того, уделить внимание разбору характерных ошибок, допускаемых обучаемыми, указать способы их устранения, а также установить единый подход к оценке действий обучаемых при управлении машиной. Здесь же проводится инструктаж по мерам безопасности. Полезно, чтобы присутствующие на занятии офицеры хотя бы один раз провели машину по маршруту упражнения, которое будет выполнять личный состав.

Третья часть занятия – заключение и подведение итогов. Руководитель кратко повторяет организацию и методы проведения предстоящего занятия с личным составом, установленные на инструкторско-методическом занятии, обращает внимание на ошибки, допускаемые в ходе обучения поданной теме, исходные данные по подготовке к предстоящему занятию и составлению планов-конспектов проведения занятий на учебных местах, указывает, как организовать материальное обеспечение и социалистическое соревнование в ходе занятий. Серьезное внимание руководитель уделяет требованиям безопасности, особенно если обучение вождению будет проводиться ночью.

Инструкторско-методические занятия с инструкторами по вождению

Инструкторско-методические занятия с инструкторами по вождению

имеют несколько иную организацию и иную методику проведения. Их цель – повторить с инструкторами по вождению содержание упражнения и необходимые правила вождения машин, изучить маршрут движения, научить их методически правильно обучать личный состав, установить единство в методике обучения и в оценке действий обучаемых при практическом вождении.

Инструкторско-методические занятия обычно проводятся со всеми инструкторами или по группам, за несколько дней до обучения личного состава по данному упражнению в большинстве случаев на маршруте танкодрома (местности), полностью подготовленном к практическому вождению. Занятия проводятся, как правило, перед каждым упражнением, но могут проводиться и перед отдельными занятиями, особенно перед ночными.

Подготовка руководителя к проведению инструкторско-методического занятия с инструкторами по вождению примерно такая же, как и при подготовке к занятию с офицерами. При этом за два-три дня до проведения занятия руководитель обязан составить план проведения инструкторско-методического занятия, который утверждается старшим начальником. В это время необходимо выдать инструкторам по вождению задания на подготовку к предстоящему занятию, в которых указать тему занятия, вопросы, подлежащие изучению, и рекомендуемую литературу. Это позволит инструкторам прибыть на занятие подготовленными, что повысит качество обучения и сократит учебное время на его проведение.

Инструкторско-методическое занятие с инструкторами по вождению также состоит из трех частей.

В первой части, которая может проводиться в классе, руководитель напоминает инструкторам название и номер упражнения, сообщает цель занятия, количество отводимых моторесурсов и учебного времени на выполнение упражнения. Кроме того, он кратко излагает организацию занятия, называет учебные места и указывает их расположение. Затем методом беседы, решением задач-летучек повторяются условия, объем, последовательность, оценочные показатели выполнения упражнения и нормативы по скорости выполнения упражнения, а также необходимые правила вождения.

При неправильных или неточных ответах обучаемых руководитель разбирает допущенные ошибки, указывает, к чему они могли бы привести при практическом вождении, и сам дает правильный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Затем руководитель дает указания инструкторам о порядке оценки действий обучаемых и учета выполнения оценочных показателей.

Вторая часть занятия проводится на маршруте выполняемого упражнения, нале руководитель проводит инструкторов по маршруту упражнения участок местности, на котором будет проводиться обучение. Останавливаясь на характерных участках маршрута (подъемы, спуски, заграждения, ограниченные проходы и т.п.), руководитель проверяет знание инструкторами размеров установленных на маршруте препятствий, а также методом беседы кратко повторяет правила вождения при преодолении данного отрезка маршрута, обращая их внимание на особенности рельефа местности и качество грунта. Одновременно разбираются наиболее вероятные ошибки и указываются пути их предупреждения. При необходимости инструкторам показывается методика обучения вождению по элементам маршрута (на отдельных ограниченных проходах, заграждениях, труднопроходимых участках местности и т.п.). Для этого используются одна – две машины, на которых в роли инструктора и обучаемого действуют присутствующие на занятиях инструкторы.

Руководитель с группой инструкторов размещается около препятствия (труднопроходимого участка местности) и подает команду, по которой машины подходят к препятствию и преодолевают его. При допущении грубых ошибок в вождении машин преодоление препятствий может быть повторено. Затем обучаемый и инструктор выходят из машины, и в присутствии всей группы обучаемый докладывает инструктору о выполнении задания, показаниях контрольных приборов и ошибках, допущенных им при вождении.

Приняв доклад, инструктор подробно разбирает допущенные обучаемым ошибки и указывает, как необходимо действовать, чтобы их избежать. При этом он объясняет все правила вождения и приемы, обеспечивающие правильное преодоление препятствия (участка местности). Если инструктор плохо справился со своей задачей, руководитель может назначить другого обучаемого или сам выступить в роли инструктора.

После этого руководитель проводит разбор обучения на данном препятствии и дает окончательные указания по методике обучения. Здесь же устанавливается единство в оценке действий обучаемых при вождении на данном участке маршрута.

Примерно в такой же последовательности проводится обучение и на других участках маршрута, причем в качестве обучаемых и инструкторов действуют уже другие лица, назначаемые руководителем. На инструкторско-методическом занятии такой метод обучения целесообразно применять только на наиболее сложных и характерных элементах упражнения. Это позволит без снижения качества занятия сократить затрачиваемое на него учебное время.

После этого вся группа направляется на исходную линию.

Руководитель вновь назначает на машину инструктора и обучаемого и с их участием показывает методику обучения на исходной линии, при выполнении упражнения на маршруте, во время доклада обучаемого инструктору, а также при разборе инструктором ошибок, допущенных обучаемым. Во время движения машины по маршруту руководитель вместе с группой располагается на командном пункте или в другом месте, удобном для наблюдения за движением машины. К моменту прибытия машины с маршрута группа переходит на исходную линию и здесь продолжает наблюдать за методикой обучения.

К обсуждению действий обучаемого и инструктора руководитель привлекает других инструкторов, а сам обобщает и исправляет их ответы. Кроме того, руководитель подробно останавливается на требованиях безопасности при обучении вождению по данному упражнению.

Изучение методики обучения по всему маршруту повторяется несколько раз для того, чтобы методы и приемы обучения были полностью усвоены всеми присутствующими инструкторами.

В последующем руководитель занятия дает возможность каждому инструктору провести машину по маршруту, чтобы лучше ознакомиться с ним и усвоить его особенности.

В третьей части инструкторско-методического занятия руководитель проводит разбор, во время которого указывает качество усвоения инструкторами основных учебных вопросов занятия, а также обращает их внимание на характерные ошибки, допускаемые в ходе обучения по данной теме, сообщает исходные данные для подготовки к предстоящему занятию, обращает внимание на необходимость поддержания воинской дисциплины среди обучаемых во время занятия. В заключение он ставит инструкторам задачу по подготовке к обучению курсантов практическому вождению.

Методические совещания

проводятся в масштабе воинской части один-два раза в год с целью распространить передовой опыт обучения вождению машин. На совещаниях рассматриваются отдельные сложные или вызывающие различное толкование вопросы, проводится обмен опытом по организации и методике обучения вождению машин, ставятся задачи по ее совершенствованию.
На совещаниях, как правило, выступают командиры передовых подразделений и наиболее опытные методисты.

Инструктаж

проводится руководителем занятия с руководителями учебных мест и инструкторами по вождению накануне занятия с личным составом. Во время инструктажа должны быть решены все вопросы, связанные с организацией и материальным обеспечением занятий, а также даны необходимые методические указания.

Самостоятельная работа

может проводиться путем изучения методических пособий и разработок, статей по организации и методике проведения занятий по вождению машин, помещенных в печати, а также путем выполнения офицерами индивидуальных заданий по составлению методических разработок.

При организации подготовки и проведения занятий и учений командир (начальник) обязан:

- проверить исправность и подготовку обмундирования, снаряжения и средств индивидуальной защиты личного состава с учетом времени года, местности и условий проведения занятий и учений;

- определить маршруты движения машин и порядок перевозки личного состава к местам занятий, через железнодорожные переезды и мосты;

- организовать предрейсовую подготовку боевых машин и транспортных средств;

- провести целевые инструктажи водителей транспортных средств и старших машин по требованиям безопасности при перевозке личного состава, а также специальные занятия по требованиям безопасности со всем личным составом (перед учениями);

- на занятиях и учениях использовать только технически исправные вооружение и военную технику;

- провести оформление всей установленной документации;

- перед непосредственным выполнением каждой из задач (работ) устанавливать и доводить до личного состава требования безопасности, организовать контроль их строгого соблюде-ния на всех этапах занятий и учений.

На занятиях по тактической подготовке запрещается:

- перевозить личный состав на необорудованном и технически неисправном транспорте;

- на остановках выходить на левую сторону дороги; находиться между машинами и отдыхать под ними;

- поворачивать башню, преодолевать опасные препятствия с десантом на танке;

- вести огонь по личному составу холостыми патронами из стрелкового оружия ближе 100 метров, а холостыми выстрелами - ближе 200 метров;

- бросать взрывпакеты, осветительные и сигнальные патроны в расположение подразделений, на боевую и другую технику, а также в направлении легковоспламеняющихся предметов;

- трогать и подбирать снаряды, мины, взрывпакеты, запалы, взрывчатые вещества и производить их разборку; подбирать предметы, заражённые учебными рецептурами имитации отравляющих веществ противника;

- наезжать и выходить на поля имитации;

- наводить квантовые дальномеры на людей и животных;

- проводить занятия на неисправной технике и неисправном вооружении;

- начинать переправу танков под водой, БМП, БТР и другой техники на плаву без готовой к работе эвакоспасательной службы;

- располагать личный состав, размещать технику ближе 300 метров от высоковольтных линий;

- прогревать двигатели машин при закрытых окнах и дверцах, спать в кузовах, кабинах машин при работающих двигателях или обогревательных приборах.

Кроме того, необходимо:

- при спешивании следить, чтобы не зацепиться за наружные детали боевых машин предметами обмундирования, снаряжения, средствами химической защиты;

- при выполнении инженерных работ (отрывке окопов, убежищ и т. д.) следить, чтобы не задеть шанцевым инструментом рядом находящегося военнослужащего;

- ночью назначать хорошо видимые ориентиры, на боевых машинах должны гореть габаритные и башенные фонари;

- при совершении марша на технике строго соблюдать дисциплину марша;

- при низкой температуре организовать взаимное наблюдение с целью предупреждения случаев обморожения;

- при расположении на месте, особенно во время отдыха, строго соблюдать противопожарные мероприятия, а также принимать меры против угара.

На учениях запрещается:

- перевозить личный состав на необорудованных автомобилях;

- преодолевать опасные препятствия танками с десантом;

- наезжать танками и другой техникой на поля имитации, окопы и другие сооружения, занятые личным составом;

- вести огонь из танков и БМП при открытых люках, а из танков, кроме того, при нахождении на них десанта;

- вести огонь холостыми патронами из стрелкового оружия по личному составу, расположенному ближе 100 метров, а холостыми артиллерийскими выстрелами - ближе 200 метров;

- усиливать заряды холостых патронов, артиллерийских выстрелов, взрывпакетов, осветительных и сигнальных патронов, бросать их в расположение подразделений, на танки, БМП, БТР и другие объекты, а также вблизи легко воспламеняющихся предметов;

- трогать и подбирать неразорвавшиеся снаряды, мины, гранаты, взрывпакеты, запалы, заряды взрывчатых веществ;

- подбирать предметы, заражённые учебными рецептурами имитации отравляющих веществ противника;

- располагать и подрывать имитационные поля огневых фугасов ближе 500 метров, производить имитацию ядерного взрыва табельными средствами ближе 250 метров, сжигать учебные ядовитодымовые смеси и подрывать имитационные фугасы ближе 100 метров, а взрывпакеты и имитационные гранаты - ближе 25 метров от личного состава, легковоспламеняющихся материалов, населённых пунктов, на реках и водоёмах;

- двигаться машинам с высоко поднятыми антеннами по населённым пунктам и под линиями электропередач;

- развёртывать радио- и радиорелейные станции ближе 100 метров от высоковольтных линий;

- располагать личный состав, размещать технику и укладывать провода электровзрывных сетей ближе 300 метров от электростанций (подстанций), высоковольтных линий, железных дорог и мощных радиостанций;

- проводить работы с радиоактивной пылью, с учебными рецептурами имитации отравляющих веществ противника без средств индивидуальной защиты, вне учебных центров (полигонов) и специально отведённых площадок;

- производить заражение учебными радиоактивными веществами и рецептурами имитации отравляющих веществ противника участков местности, расположенных от населённых пунктов ближе трёх километров, бросать их в реки и водоёмы, выбрасывать тару из-под учебных рецептур имитационных средств и огнесмесей в поле, закапывать в землю и оставлять без охраны.

- не допускать посторонних лиц и транспорт на участки вождения, на исходной линии и на маршруте должно находиться строго ограниченное количество людей; их задачи, местонахождение и порядок перемещения определяются руководителем занятия;

- определять маршруты и порядок движения машин, обеспечивающие безопасность вождения;

- маршруты не должны проходить вблизи танкоопасных мест; танкоопасные места должны быть огорожены и обозначены ясно видимыми знаками, запрещающими движение;

- все люки должны быть закрыты и застопорены, а личный состав должен находиться на своих местах (в случае необходимости инструктору по команде руководителя занятия разрешается открыть люк);

- на все занятия по вождению выделять дежурного врача (фельдшера, санинструктора) и санитарную машину;

- использовать для обучения вождению только технически исправные машины, имеющийся на машинах ЗИП должен быть правильно уложен и закреплен.

2. Производить пуск двигателя и начинать движение машины разрешается только по команде руководителя занятия.

Перед пуском двигателя проверяется положение рычага переключения передач, который должен находиться в нейтральном положении, и подается предупредительный звуковой сигнал. Подача звукового сигнала повторяется при трогании машины с места.

3. Команды на движении машин с исходной линии должны подаваться руководителем занятия по радио или с помощью светофора. Инструктор (командир машины), находясь в машине, должен иметь постоянную связь по МГУ с обучаемым и по радио – с руководителем занятия.

4. Во время движения по маршруту объезжать впереди стоящую машину разрешается только по команде руководителя занятия или инструктора (командира машины). На машине, остановившейся из-за технических неисправностей, должен быть немедленно выставлен хорошо видимый знак аварийной остановки (красный флажок на башне или крыше, а ночью – красный свет). Машина должна быть в кратчайший срок отведена с маршрута на расстояние, обеспечивающее безопасность движения других машин.

При вождении ночью экипаж (механик-водитель) машины, остановившейся на маршруте, обязан немедленно доложить по радио руководителю занятия об остановке и показать место стоянки включением фар, сигнальным фонарем, а при необходимости и ракетой. Для этой цели на каждой машине должны быть 3–5 ракет красного огня и сигнальный фонарь.

5. Перед преодолением танком препятствий (заграждений), на которых возможно утыкание пушки в грунт, необходимо придать ей необходимый угол возвышения или развернуть башню пушкой назад.

6. Движение машины задним ходом разрешается только по сигналам, подаваемым регулировщиком, находящимся впереди машины не ближе 10 м, или по командам инструктора (командира машины), подаваемым по ТПУ при наблюдении через открытый люк. Движение бронетранспортеров задним ходом, кроме того, разрешается, если водитель просматривает путь движения назад через люки или открытую дверь.

7. Личный состав, назначенный для восстановления препятствий и для контроля за качеством вождения, при прохождении машины должен находиться в стороне от препятствий в обозначенном месте (безопасном), осматривать препятствия только после прохождения машин. Руководитель должен иметь связь с личным составом, находящимся у препятствий. Наряд, регулировщики и личный состав на препятствиях должны знать сигналы управления машиной и иметь флажки (ночью – сигнальные фонари) для остановки ее при необходимости.

8. На машинах, находящихся ночью на маршруте, должны быть включены габаритные фонари и, кроме того, на башнях танков, БМП (корпусов бронетранспортеров) установлены световые знаки (фонари) с номерами, по которым можно следить за движением машин.

Запрещается:

- садиться в машину, выходить из нее и находиться впереди и сзади нее при работающем двигателе;

- начинать движение без команды руководителя занятия, инструктора или сигнала регулировщика;

- двигаться с незастопоренными люками и без подачи предупредительного сигнала;

- находиться во время движения на корпусе и башне машины;

- находиться вбоевой машине без шлема и в количестве, превышающем состав экипажа;

- использовать для вождения технически неисправные машины;

- останавливать машину у закрытых поворотов;

- ремонтировать машину на маршруте и на проходной линии;

- продолжать движение при отсутствии видимости.

1.3.5. Меры безопасности при вытаскивании
и буксировке машин

Перед началом эвакуации застрявших (затонувших) машин тщательно проверить исправность и крепление всех применяемых тяговых и такелажных средств, анкерных устройств, буксирных тросов.

Все работы по эвакуации проводятся под командой ответ­ственного лица, назначенного командиром. Лица, не имею­щие отношения к выполняемой работе, к месту эвакуации не допускаются.

Нагрузка на лебедки, тросы, блоки, полиспасты не должна превышать предельно допустимой.

Соединять тросы следует с помощью канатных зажи­мов. Размеры их должны соответствовать диа­метру троса и предполагаемой нагрузке. Все соединения тросов опробовать путем предварительной нагрузки с после­дующей подтяжкой зажимов.

Правильность монтажа полиспаста, крепление бло­ков, тросов, соединительных деталей, анкеров необходимо проверять путем постепенного увеличения нагрузки на ходо­вой конец троса полиспаста.

Вытаскивать машины следует плавно, не допуская резких рывков и внезапных остановок.

В процессе вытаскивания машин запрещается:

- находиться у натянутых тросов на расстоянии ближе дли­ны сцепа;

- стоять сзади (по направлению эвакуации) вытаскиваемой машины или находиться на ней;

- выглядывать из люка механика-водителя вытаскиваемой машины;

- стоять сбоку машины при самовытаскивании с использова­нием бревна по направлению оси бревна ближе 5 м;

- находиться под поднятой машиной (или ее частью), пока под нее не будут подведены надежные опоры.

При буксировке необходимо поддерживать надежную связь между экипажами буксирующего тягача и букси­руемой машины.

Перед буксировкой башню буксируемого танка, БМП и САУ повернуть стволом назад и надежно застопорить пуш­ку и башню.

Если тяговым средством является танк, то у него башня и пушка должны быть застопорены стволом вперед.

Перед троганием с места механик-водитель тягача (танка) должен убедиться, что перед машиной и в зоне сцепа никого нет, и только после этого начинать движение. Во вре­мя буксировки на остановках необходимо тщательно прове­рить крепление тросов для жесткой сцепки.

При буксировке машин по ледяной переправе, мос­там, высоким насыпям, крутым спускам и подъемам крышки люков башни и люка механика-водителя должны быть откры­ты, а в тягаче и буксируемой машине должны находиться только механики-водители.

Во время буксировки запрещается:

- идти между буксируемой машиной и тягачом или же ря­дом со сцепом на расстоянии менее 3 м;

- удерживать буксируемую машину от наката на тягач или толкать ее с помощью подручных средств (бревна, рельса, шпалы и т. п.);

- останавливаться на подъемах, спусках, перевалах, мостах и других ограниченных проходах (при вынужденных останов­ках принять немедленно меры к эвакуации машины с препят­ствия);

- буксировать неуправляемые машины на мягкой сцепке.

1.3.6. Меры противопожарной безопасности

Основными причинами возникновения пожаров является:

- хранение химических веществ, способных вступать в реакцию в одном помещении (кислород и ГСМ);

- разведение костров и применение открытого огня, курение вблизи с хранилищами и техникой;

- обслуживание деталей и узлов бензином, керосином и другими горючими жидкостями;

- оставление в машинах загрязненных топливом и маслом обтирочных материалов;

- скопление на двигателе и под ним грязи, смешанной с топливом и маслом;

- прогревание двигателя непосредственно открытым пламенем (паяльной лампой и т.д.).

Средства тушения пожаров в частях,
подразделениях и на технике

В воинской части приказом командира назначается внештатная пожарная команда (как правило – ремонтная рота), которая оснащается пожарным автомобилем и огнетушителями.

На объектах БТВТ для тушения пожаров имеется система ППО, кроме этого, бронетанковая и автомобильная техника укомплектована огнетушителями.

Основные правила и способы тушения пожаров

Личный состав пожарных и нештатных по­жарных команд для работы непосредственно в зоне пожара без боевой одежды и снаряже­ния не допускается.

Работа личного состава пожарных команд в местах с наличием газов и паров жидкостей допускается только в специальных герметизи­рованных защитных комплектах и изолирую­щих или фильтрующих противогазах. Для сня­тия концентрации газов и паров объекты сле­дует орошать распыленной водой.

При сильном тепловом излучении личный состав, работающий со стволами, должен обес­печиваться теплоотражательными костюмами, защитными экранами и выполнять работу под защитой водяных струй.

При явной угрозе обрушения или взрыва личный состав выводится в безопасное место по заранее установленному сигналу руководи­теля тушения пожара.

При работе на высотах следует применять страхующие приспособления, исключающие падение работающих. Работа на лестнице со стволом, ножницами допускается только при закреплении карабином.

Для работы со стволом на высотах выде­ляется не менее двух человек.

До начала тушения и разборки объекта не­обходимо обесточить все расположенные на участке работы сети, отключить газовые сети и приборы. Отключение электропроводов пу­тем их резки допускается при напряжении в сети не выше 220 В и только в том случае, когда другими способами обесточить сеть нельзя. Не выяснив, что обнаруженный провод обесточен, следует считать его под напряжени­ем и принимать необходимые меры безопас­ности.

Запрещается сбрасывание с этажей и кры­ши объекта предметов без предварительного предупреждения об этом работающих у объ­екта.

Работая с пеной, растворами пенообразова­телей, нужно избегать попадания их на кожу и, особенно, глаза.

Недопускать применения пенных огнетуши­телей для тушения оборудования, находящегося под напряжением электрического тока свыше 36 вольт.

При тушении пожара в помещениях с нали­чием химических веществ следует выяснить у начальника объекта их характер и не допус­кать применения средств, вступающих в реак­цию с этими веществами.

При разборке конструкций зданий прини­мать меры, чтобы не ослаблять несущих кон­струкций и не вызывать обрушений, по воз­можности не повреждать электросети и элек­троустановки.

В результате разборки конструкций мате­риалы, затрудняющие действия по тушению пожара, своевременно удаляются.

При разборке конструкций, угрожающих падением, место предполагаемого их падения оцепляется составом наряда, высылаемого на пожар от воинской части, а работающий лич­ный состав по соседству предупреждается или удаляется.

Работа на пожаре в дыму допускается толь­ко в изолирующих или фильт­рующих противогазах.

При тушении пожара зимой нужно при­нимать меры к предупреждению переохлаж­дения и обморожения работающих.

При тушении пожара зимой на чердаках пе­редвигаться по крыше и чердаку следует с предосторожностями, не ходить по обвисшей кровле и на участках перекрытия с признака­ми горения.

На затяжных пожарах зимой руководитель тушения пожара обязан предусмотреть регу­лярную смену и отдых личного состава в теп­лых помещениях, организовать медицинское обслуживание.

При тушении пожара в парках боевых ма­шин немедленно эвакуировать горящую техни­ку, одновременно с эвакуацией техники охла­ждать несущие конструкции здания.

2. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ

БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Безопасность занятий по вождению обеспечивается всеми участниками: командирами (начальниками), руководителями занятий, их помощниками, инструкторами, водителями и обслуживающими лицами, которые должны соблюдать требования безопасности, поддерживать порядок, дисциплину и принимать все меры для предотвращения несчастных случаев или дорожно-транспортных происшествий.

Тренировочные площадки должны находиться на удалении не менее 20 м от отдельных деревьев, столбов, различных сооружений и не иметь неровностей и других препятствий. Для проведения занятий необходимо разметить края площадки ограничителями (стойками, конусами, автомобильными шинами и т. д.) или контрастной краской.

Для выполнения каждого упражнения (задания) необходимо предусматривать такие территорию и траекторию движения, чтобы исключить столкновение машин между собой и с окружающими объектами,

Лица, обслуживающие вождение (медперсонал, помощники по установке оборудования и др.), должны находиться на безопасном расстоянии и не препятствовать проведению маневров. Их задачи, местонахождение и порядок действий определяет руководитель занятия.

Опасные места на маршрутах следует огораживать и обозначать ясно видимыми знаками (фонарями).

Выполнение упражнения (задания) должно начинаться по команде руководителя занятия (инструктора). Также по команде должны проводиться смена направления движения, учебных мест и заканчиваться отработка упражнения.

Скорости, дистанции и интервалы между машинами должны полностью обеспечивать безопасность вождения и исключать обгоны, объезды и другие маневры, не предусмотренные условиями упражнений (заданий). Следует также учитывать пути передвижения машин, чтобы исключить пересечение траекторий их движения, кроме случаев, предусмотренных условиями выполнения упражнений.

Особое внимание участников занятий следует обращать на обеспечение безопасности при выполнении упражнений на дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления, группой машин, а также на отработку приемов торможения, прохождения поворотов, обгонов, движения задним ходом.

Водитель машины, сделавший вынужденную остановку, должен принять все меры для предотвращения дорожно-транспортного происшествия и немедленно установленным сигналом сообщить об этом руководителю занятия.

При выполнении упражнения (задания) машины, непосредственно не занятые в вождении, и неисправные машины должны находиться (быть выведены) в зоне безопасности.

Все участники вождения должны быть ознакомлены с требованиями безопасности и пройти инструктаж перед занятиями, о чем должна быть сделана соответствующая запись в журнале с росписью инструктируемых.

Запрещается:
- допускать к выполнению упражнения (задания) водителей, не знающих условия его выполнения, Правил дорожного движения, требований безопасности;
- движение без команды руководителя занятия (помощника), инструктора или сигнала регулировщика;
- вождение неисправных машин;
- ремонт на маршрутах (местах) выполнения упражнений;
- выполнять посадку в машину, выходить из нее и находиться впереди или сзади машины при работающем двигателе;
- находиться личному составу во время движения в кабине в количестве, превышающем норму, установленную для данной машины, а также в кузове автомобиля.

Требования безопасности при погрузке машин на транспортные средства

Перед началом погрузки руководитель погрузки должен проверить исправность железнодорожной платформы (макета платформы), погрузочной площадки и аппарели, подготовку машины и платформы к погрузке, обращая особое внимание на состояние приводов управления механизмами поворотов и тормозов, надежность торможения железнодорожной платформы башмаками (упорами).

Погрузка машин с неисправных погрузочных площадок, погрузка на малогабаритные, недостаточной грузоподъемности или неисправные платформы запрещается.

Во время погрузки (выгрузки) на платформе находится только руководитель погрузки (инструктор). Обучаемые, не занятые погрузкой, располагаются на безопасном удалении от места погрузки.

В ночное время погрузочная площадка и железнодорожная платформа должны освещаться так, чтобы были видны края погрузочной площадки и платформы, а свет не ослеплял водителя.

При заезде (съезде) машины на платформу запрещается кому-либо, кроме водителя, находиться в машине.

Руководитель погрузки должен находиться на таком месте, откуда он мог бы видеть положение колес машины во время движения, а его сигналы были бы хорошо видны водителю.

Водитель обязан:
- убедиться в отсутствии грязи, снега и обледенении на колесах машин;
- пускать двигатель, начинать движение и выходить из машины только по сигналу руководителя погрузки;
- выбрать направление движения при погрузке с бокового погрузочно-выгрузочного устройства, чтобы угол между машиной и платформой составлял около 30°;
- двигаться по погрузочно-выгрузочным устройствам, железнодорожным платформам и переходным мосткам на низшей передаче, плавно, не делая резких рывков и поворотов;
- внимательно следить за сигналами руководителя погрузки и быть готовым немедленно остановить машину.

Требования безопасности при эвакуации машин

Состояние тяговых и такелажных средств, анкерных устройств и соединительных деталей перед их использованием должно быть тщательно проверено. Нагрузки на лебедки, тросы и блоки не должны превышать норм, установленных для них техническими условиями (инструкциями по эксплуатации).

При вытаскивании и буксировании машин тросы к буксирным крюкам, тягово-сцепным устройствам надежно закрепляют при неработающих двигателях. Надежность закрепления тросов (буксиров) проверяет инструктор (руководитель занятия, командир подразделения) непосредственно перед началом вытаскивания или буксирования.

Всеми действиями водителей тягача и вытаскиваемой машины руководит инструктор (руководитель занятия, командир подразделения), находящийся в таком месте, откуда он их хорошо видит.

Предварительное натяжение тросов, а также последующее трогание машины с места во всех случаях самовытаскивания, вытаскивания и буксирования должны выполняться плавно, без рывков. После предварительного натяжения тросов проверяют их крепление.

Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между транспортными средствами не более 4 м, а гибкая – 4–6 м. При гибкой сцепке связующее звено через каждый метр должно быть обозначено сигнальными щитками или флажками.

Запрещается:
- допускать к месту вытаскивания машины лиц, не имеющих отношения к работам;
- пользоваться неисправным оборудованием, тросами с порванными нитями;
- стоять около натянутых тросов и по их направлениям ближе, чем на расстоянии длины тросов;
- стоять сбоку машины ближе 5 м при вытаскивании ее с помощью бревна;
- находиться под машиной, если под нее не подставлены надежные опоры;
- делать остановки буксируемой машины и тягача на подъемах, спусках, у закрытых поворотов, на перекрестках и мостах;
- буксировать на гибкой сцепке в гололедицу;
- перевозить личный состав в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля;
- буксировать машину со скоростью более 50 км/ч;
- буксировать на гибкой и жесткой сцепке машины с неисправными тормозами и рулевым управлением.

Буксируемая машина в любое время суток должна быть обозначена габаритными огнями, а при их неисправности – знаком аварийной остановки, укрепленным на ней сзади.

Требования безопасности при движении через железнодорожные переезды и мосты.

При движении через железнодорожный переезд водитель должен уступить дорогу приближающемуся поезду (локомотиву, дрезине).

Перед переездом водитель должен убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины) и руководствоваться положением шлагбаума, световой и звуковой сигнализацией, дорожными знаками и разметкой, а также указаниями и сигналами дежурного по переезду. Сигналом, запрещающим движение, является положение дежурного, обращенного к водителю грудью или спиной, с поднятым над головой жезлом (красным флагом) или с вытянутыми в сторону руками.

Запрещается въезжать на переезд при закрытом либо начинающем закрываться шлагбауме, а также при запрещающем сигнале светофора или включенной звуковой сигнализации (независимо от положения шлагбаума и при его отсутствии). Если светофор выключен, а шлагбаум открыт или его нет, водителю разрешается начинать движение через переезд только после того, как он убедится в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

При вынужденной остановке на переезде водитель должен высадить людей и принять меры для освобождения переезда.

Если машину не удается удалить с переезда, водитель должен:
- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
- оставаться возле машины и подавать сигнал общей тревоги (серии из одного длинного и трех коротких сигналов);
- при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки (круговое движение руки с лоскутом яркой материи или с хорошо видимым предметом днем, с факелом или фонарем – ночью).

Запрещается:
- пересекать железнодорожные пути в неустановленных для этого местах;
- объезжать стоящие перед закрытым шлагбаумом транспортные средства;
- самовольно открывать шлагбаум или объезжать его;
- выезжать на переезд, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
- выезжать на переезд, пока впереди идущая машина не освободит его.

При движении по мостам необходимо:
- двигаться с установленной скоростью, дистанцией, без резких поворотов и торможений;
- в случае вынужденной остановки впереди идущей машины остановиться, не сокращая установленной дистанции.

Запрещаются стоянка и разворот машин на мостах.

Требования безопасности при вождении в колонне

При вождении машин в колонне необходимо строго выдерживать установленные дистанции между машинами; двигаться по правой стороне дороги, следить за сигналами управления и немедленно их выполнять. Всякое изменение порядка движения машин, а также остановки делать только по команде командира (старшего колонны). При вынужденной остановке машину отводить на обочину дорога или в сторону от проезжей части.

Водители остановившихся машин снова занимают свое место в колонне только на привалах или остановках с разрешения старшего колонны. Обгон движущейся колонны запрещается.

На остановках в хвосте и голове колонны должны выставляться регулировщики: днем – с флажками, ночью – с фонарями; личному составу разрешается выходить только на правую сторону дороги.

На всех машинах колонны при движении днем должен быть включен ближний свет фар.

Перед движением через железнодорожный переезд командир (старший колонны) обязан остановить колонну, выставить регулировщиков, установить дежурный тягач с буксирным тросом и, убедившись в полной безопасности, дать команду на движение через переезд.

2.6. Требования безопасности на занятиях с использованием электрифицированных и механических тренажеров

Руководитель занятия доводит до обучаемых требования безопасности по эксплуатации электрифицированных и механических тренажёров, применяемых в части (подразделении) для обучения личного состава эффективной и безаварийной эксплуатации вооружения и военной техники. Для этих целей он использует руководства по эксплуатации тренажёров и разработанные в части (подразделении) инструкции.

2.7. Требования безопасности при проведении спортивных игр и соревнований, преодолении полосы препятствий, занятиях по гимнастике, плаванию, рукопашному бою и лыжной подготовке.
2.7.1. Предупреждение травматизма при проведении спортивных игр и соревнований обеспечивается:
- правильной организацией и методики проведения занятий;
- соблюдением правил игры;
- контролем за состоянием площадок и полей, оборудованием и инвентарем;
- тщательной подготовкой одежды и обуви, использованием защитных средств;
- соблюдением дисциплины;
- поддержанием высокой физической подготовленности занимающихся.

2.7.2. Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий, обеспечивается:
- вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест приземления при прыжках с высоких препятствий;
- увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток;
- очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления;
- строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

2.7.3. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике обеспечивается:
- высокой дисциплинированностью военнослужащих;
- соблюдением техники выполнения физических упражнений и хорошим знанием приемов самостраховки;
- соблюдением методики обучения гимнастическим упражнениям и требований безопасности;
- надежной помощью и страховкой при выполнении опорных прыжков и упражнений на снарядах;
- проверкой технического состояния снарядов (растяжек, карабинов, стопорных устройств и т.п.);
- проверкой надежности крепления рук и ног при выполнении упражнений на снарядах и тренажерах.

Во избежание получения травм и заболеваний в каждом бассейне устанавливаются правила поведения, которые необходимо соблюдать:
- пользоваться только личным имуществом (резиновая шапочка, очки, плавки, купальник, тапочки, полотенце, мыло, мочалка, пакет для обуви);
- посещать занятия только с разрешения врача;
- входить в раздевалку бассейна только в спортивной обуви;
- мыться с мылом под душем перед выходом к воде;
- входить в воду только с разрешения руководителя занятия в плавках или купальнике, с резиновой шапочкой на голове;
- плавать только по правой стороне дорожки в 5-7 м друг от друга;
- не разрешается сидеть на поплавках, разделяющих дорожки, устраивать различные игры в воде, а также плавать поперек дорожек, топить друг друга, производить прыжки с вышки (трамплина);
- выходить из воды можно только с разрешения руководителя занятия.

После окончания занятия необходимо помыться под душем, просушить волосы, адаптироваться и только после этого покинуть бассейн.

Удары при выполнении приемов с партнером при отсутствии защитных средств необходимо только обозначать.

2.7.6. Предупреждение травматизма на занятиях по лыжной подготовке обеспечивается:
- проверкой подгонки креплений к обуви, обмундирования, снаряжения и оружия;
- учетом величины физической нагрузки на занятиях и своевременным ее снижением;
- разучиванием приемов горнолыжной техники на склонах, свободных от деревьев, кустов, пней, камней, ям, канав и других препятствий;
- точным указанием направления движения и дистанции между военнослужащими на подъемах, спусках, торможениях и поворотах, а также мест построения после выполнения упражнения;
- наблюдением за обучаемыми и взаимонаблюдением;
- оказанием немедленной помощи при появлении признаков обморожения.

При проведении специализированных занятий по вождению автомобиля необходимо обязательно соблюдать установленную программу обучения и правила вождения автомобилей:

1) Нельзя допускать посторонних лиц, либо транспорт на участки, где проводятся занятия по вождению.

2) Поставленные задачи и порядок обучения определяется руководителем занятия, который составляет исходные маршруты и линии.

3) Строго придерживаться установленных маршрутов и движения автомобилей по проложенному пути.

4) Для обучения вождению автомобиля использовать только технически исправную технику.

5) Запускать двигатель и приводить автомобиль в движение только по команде инструктора.

обучение вождению автомобиля

Во время проведения занятия по движению одиночных автомобилей, согласно маршрута, с препятствиями, установленного руководителем занятий устанавливаются увеличенные дистанции. Объезд учеником впереди стоящих автомобилей разрешается только по команде инструктора или руководителя занятий.

Если во время движения автомобиль выходит из строя, такой автомобиль вывозят за пределы маршрута, чтобы не мешать запланированным занятиям. Устраняют техническую неисправность автомобиля. При вождении в темное время суток, необходимо обозначить место стоянки включением габаритных огней. Движение задним ходом разрешается только по команде мастера.

Лица, назначенные для восстановления препятствий или для контроля за правильностью выполнения упражнения по вождению, должны находится на стороне и не ближе 20 м от препятствий в безопасном месте и осматривать препятствия только после прохождения автомобилей.

Запрещается:

- Личному составу находиться в кузове автомобиля во время движения

- Вождение технически неисправного автомобиля

- Обгон впереди идущего автомобиля ( за исключением, где этот прием отрабатывается или совершенствуется).

- Остановка автомобиля у закрытых поворотов.

- Ремонт автомобиля на маршруте.

При движении одиночного автомобиля через неохраняемые железнодорожные переезды водитель обязан лично убедиться в том, что на подходах к переезду нет поездов, отдельных локомотивов или дрезин. При наличии опасности остановится, не доезжая 10 м до первого рельса.

Через железнодорожный переезд автомобиль нужно вести на одной из низших передач, не изменяя скорости движения, без остановок и поворотов.

Выезжать на переезд только тогда, когда впереди идущий автомобиль сойдет с него. В случае остановки на переезде об этом сообщают дежурному по переезду и принимаются меры по немедленной эвакуации автомобиля.

Как переезжать железнодорожный переезд

По мостам на местных дорогах следует двигаться на низжей передаче, выдерживая установленную дистанцию и направляя автомобиль по оси проезжей части.

Перед началом занятия мастер должен проверить исправность железнодорожной платформы (макета платформы) и погрузочной площадки (аппарелей), обратив внимание на надежность торможения железнодорожной платформы башмаками или шпалами. Погрузка автомобилей на неисправные, малогабаритные и недостаточной грузоподъемности платформы запрещается. Погрузка и разгрузка должны производится на низжей передаче. Погруженный на железнодорожную платформу автомобиль должен быть установлен симметрично относительно продольной и поперечной оси платформы. На автомобиле должны быть полностью затянуты тормоза и включена низшая передача.

Преодоление водной преграды возможно только после тщательной ее разведки, оборудования переправы и организации эвакоспасательной службы. Глубина брода должна быть на 15-20 см меньше указанной в тактико-технической характеристике автомобиля. Границы брода обозначаются вехами, расставленными через 5-10 м, или флажками на натянутой веревке (проволоке). Крутизна въездов и выездов не должна превышать 10-12 градусов.

При переправе по льду в автомобиле должны находиться только обучаемый и мастер. Дверцы кабины должны быть открыты. До начала переправы обязательно проверяется толщина льда у берегов, на середине реки и определяется возможность переправы. Дистанция между автомобилями устанавливается в зависимости от толщины льда и веса переправляемого автомобиля.

Езда по льду

При вытаскивании и буксировке автомобилей, крепление тросов к буксирных крюкам, гусеницам и ведущим колесам должно быть надежным, тросы должны прикрепляться при неработающих двигателях. Надежность закрепления тросов или жестких буксиров на буксирных крюках проверяется руководителем занятия (мастером) непосредственно перед началом вытаскивания или буксировки.

Всеми действиями водителей тягача и вытаскиваемого автомобиля руководят мастера, находящиеся в таком месте, откуда их хорошо видно. Предварительное натяжение тросов, а также последующее трогание с места во всех случаях самовытаскивания, вытаскивания и буксировки нужно делать плавно, без рывков. После предварительной натяжки тросов проверяется их крепление.

Во время вытаскивания и буксировки запрещается:

- Допускать к месту вытаскивания лиц, не имеющих отношения к работам по вытаскиванию

- Пользоваться неисправным оборудованием.

- Стоять около натянутых тросов на расстоянии ближе, чем длина троса.

- Стоять около автомобиля, вытаскиваемого с помощью бревна, ближе 5 м.

- Находится под автомобилем, пока под него не будут подставлены надежные опоры.

При движении в колонне водители обязаны:

- Строго выдерживать скорость движения автомобиля и дистанцию, указанные руководителем занятия.

- Двигаться по правой стороне дороги, следить за сигналами управления и немедленно их выполнять.

- Всякие изменения порядка движение автомобилей в колонне, а также остановки делать только по команде руководителя занятия.

- Не обгонять автомобили колонны.

- При вынужденной остановке автомобиль отвести на обочину дороги или в сторону от проезжей части.

- На остановках личному составу запрещается выходить на левую сторону дороги.

Читайте также: