Стремясь избежать столкновения марина резко нажала на тормоз когда спидометр автомобиля показывал

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 9 класс ЧАСТЬ 1 Мониторинг формирования функциональной грамотности Естественно-научная грамотность

3 1. У какого из автомобилей будет самый короткий тормозной путь, если все три автомобиля начинают торможение при одной и той же скорости и во время торможения колеса полностью заблокированы? Отметьте один верный вариант ответа. А. У автомобиля с шинами 1. Б. У автомобиля с шинами 2. В. У автомобиля с шинами 3. Г. Одинаковый у всех трёх автомобилей. 2. Какие шины будут быстрее других изнашиваться (стираться) при условии, что все они эксплуатируются в одинаковых условиях? Отметьте один верный вариант ответа А. Шины 1. Б. Шины 2. В. Шины 3. Г. Все три одинаково. 9 класс Естественно-научная грамотность 3 стр. из 27

6 Чтобы гарантировать высокое качество шин и повысить безопасность даже для таких любителей быстрой езды, как Марина, проводятся испытания шин разных марок на различных дорожных покрытиях. Важная характеристика, которую определяют во время этих испытаний, коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием, иначе говоря, коэффициент трения покоя между шиной и дорогой. Один из способов определения коэффициента сцепления шин с конкретным дорожным покрытием схематично изображен на рисунке ниже. В процессе испытания грузовой автомобиль должен сдвинуть с места легковой автомобиль, у которого колеса заблокированы тормозами. 5. Что показывает динамометр (обозначен на рисунке цифрой 3) в тот момент, когда грузовому автомобилю удаётся сдвинуть с места легковой автомобиль? Отметьте все верные варианты ответа. А. Величину силы тяжести, действующей на легковой автомобиль. Б. Величину силы тяжести, действующей на грузовой автомобиль. В. Величину силы тяги, действующей на легковой автомобиль. Г. Величину силы трения покоя, действующей на легковой автомобиль. Д. Величину силу трения покоя, действующей на грузовой автомобиль. 9 класс Естественно-научная грамотность 6 стр. из 27

7 Молодой инженер, занимающийся испытанием новых шин, предложил ещё один метод измерения коэффициента сцепления. Суть этого метода он схематично изобразил с помощью очень простого рисунка 6. Объясните, в чём состоит этот метод определения коэффициента сцепления шины с дорогой. Запишите свой ответ. 9 класс Естественно-научная грамотность 7 стр. из 27

9 1. В прежние времена в России чай заваривали кипятком из самовара. После этого заварочный чайник ещё некоторое время стоял сверху на самоваре и подогревался паром, часто его ещё и накрывали полотенцем. Для чего заварочный чайник ещё некоторое время грели паром? Отметьте один верный вариант ответа 1. Чтобы ускорить химические процессы, идущие в чайных листьях. 2. Чтобы ускорить переход веществ, содержащихся в листьях, в настой чая. 3. Чтобы разрушить клетки в листьях чая. 4. Чтобы ускорить переход жидкости в газообразное состояние. 9 класс Естественно-научная грамотность 9 стр. из 27

10 Все виды чая можно сделать из листьев одного чайного куста. Главную роль в получении определённого сорта чая играет реакция ферментации, в ходе которой полезные для организма танины окисляются в другие вещества. Чем дольше длится процесс, тем темнее будет чай. На графиках ниже показано содержание некоторых веществ в чае разных сортов. 2. Используя данные графиков и информацию из Таблицы 1, приведённой выше, определите сорта чая, которые более безопасны для людей с проблемами сердечно-сосудистой системы. Свой ответ объясните. Сорта чая: Объяснение: 9 класс Естественно-научная грамотность 10 стр. из 27

11 Оставшаяся с вечера на воздухе заварка чая на следующее утро значительно изменяется. Она приобретает тёмный цвет, становится мутной, теряет характерный вкус и аромат. На поверхности появляется тонкая тёмная плёнка (на фото: вид пленки на поверхности чая под микроскопом). 3. Каковы возможные причины произошедших изменений с заваркой чая? Запишите свой ответ. 9 класс Естественно-научная грамотность 11 стр. из 27

12 Лена из-за недостатка времени часто заваривает чай из пакетика. Однажды она по ошибке опустила пакетик в чашку с водой комнатной температуры и заметила, что заварка окрасила воду. Правда, цвет раствора был менее ярким, чем при опускании пакетика в горячую воду. Лену заинтересовал этот случай. Она нашла в Интернете сведения о свойствах чая в пакетиках. Таблица 2. Сравнительный анализ пакетированного черного чая LipTop GreenF Rich Содержание кофеина + + Содержание танина Содержание витамина С Содержание дополнительных красителей Какой марки мог быть пакетик чая, который использовала Лена? Выберите одну или несколько марок чая и объясните свой выбор. А. LipTop Б. GreenF В. Rich Объяснение: 9 класс Естественно-научная грамотность 12 стр. из 27

13 Есть немало людей, которые испытывают бессонницу, если пьют чай на ночь. При этом считается, что бессонницу вызывает кофеин. Чтобы исследовать, действительно ли виноват кофеин, была сформирована группа из 100 человек, которые испытывают бессонницу после вечернего чая. Эта группа исследовалась в течение нескольких дней. При этом исследователи могли давать людям либо обычный чай (содержащий кофеин), либо чай, из которого химическим путем был удалён кофеин. Ни один человек из группы не знал, какой именно чай ему дают. 5. Какой план исследования позволит получить ответ на поставленный вопрос? Отметьте один верный вариант ответа. А. Всем людям в группе дают на ночь обычный чай. Б. Все пьют на ночь обычный чай, кроме одного случайно выбранного человека, которому каждый раз дают чай без кофеина. В. Случайно выбранная половина людей из группы на всём протяжении исследования пьёт на ночь обычный чай, а другая половина чай без кофеина. Г. Всем людям в группе в первый день дают на ночь обычный чай, во второй день чай без кофеина, в третий день обычный чай, в четвертый чай без кофеина и т.д. 9 класс Естественно-научная грамотность 13 стр. из 27

17 4. Какова роль генетического материала, то есть молекулы ДНК или РНК, содержащейся внутри вирусной частицы? Запишите свой ответ. Вирусы живут исключительно в живых организмах: людей, животных, растений, грибов и бактерий. Без вирусов была бы невозможна эволюция жизни на Земле, но вместе с тем вирусы способны вызывать болезни у любых живых организмов. Человечество знает массовые вирусные заболевания (эпидемии и пандемии), уносящие сотни тысяч, а порой и миллионы жизней. Опасность эпидемий резко уменьшилась после изобретения вакцинации. Например, такая смертельно опасная вирусная болезнь, как оспа, практически полностью исчезла на Земле благодаря массовому вакцинированию. Однако состав вакцин против некоторых вирусных заболеваний приходится часто менять. Например, вакцины для профилактики обычного сезонного гриппа меняются каждый год. 5. Каким свойством вирусов объясняется необходимость каждый год делать прививку против гриппа? Отметьте один верный вариант ответа. А. Очень маленькие размеры Б. Способность адаптироваться к условиям среды В. Способность проникать в клетки живого организма Г. Способность размножаться внутри живого организма 9 класс Естественно-научная грамотность 17 стр. из 27

22 4. Саша знал о том, что разные полушария мозга заняты разными функциями. Он наткнулся на интересный эксперимент, показывающий не только эти разные функции полушарий, но и важную роль мозолистого тела. Какие утверждения, приведённые ниже, соответствуют наблюдаемым результатам эксперимента Роджера Сперри? Отметьте все верные варианты ответа. Из-за рассечения мозолистого тела НЕ передавалась информация из одного полушария мозга в другое. ПРАВОЕ полушарие не воспринимало информацию из ЛЕВОГО поля зрения испытуемого. ПРАВОЕ полушарие воспринимало информацию из ЛЕВОГО поля зрения испытуемого, но не могло выразить ее в форме речи. ЛЕВОЕ полушарие не воспринимало информацию из ПРАВОГО поля зрения испытуемого. ЛЕВОЕ полушарие воспринимало информацию из ПРАВОГО поля зрения испытуемого и могло выразить ее в форме речи. 9 класс Естественно-научная грамотность 22 стр. из 27

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 9 класс

Многие водители уделяют большое внимание выбору шин для своих автомобилей. При этом их интересует, насколько эффективное торможение обеспечивают шины разных марок и размеров, а также насколько быстро происходит износ шин. Основными параметрами шины являются её диаметр и ширина. Представьте, что три одинаковых автомобиля едут по одному и тому же дорожному покрытию с одинаковой скоростью. На автомобилях стоят колеса с шинами, сделанными из одной и той же резины, но имеющими разные размеры: на первом автомобиле – шины 1, на втором – шины 2, на третьем – шины 3 (см. рисунок).





В прежние времена в России чай заваривали кипятком из самовара. После этого заварочный чайник ещё некоторое время стоял сверху на самоваре и подогревался паром, часто его ещё и накрывали полотенцем. 1.Для чего заварочный чайник ещё некоторое время грели паром?

Отметьте один верный вариант ответа 1. Чтобы ускорить химические процессы, идущие в чайных листьях. 2. Чтобы ускорить переход веществ, содержащихся в листьях, в настой чая. 3. Чтобы разрушить клетки в листьях чая. 4. Чтобы ускорить переход жидкости в газообразное состояние.

Все виды чая можно сделать из листьев одного чайного куста. Главную роль в получении определённого сорта чая играет реакция ферментации, в ходе которой полезные для организма танины окисляются в другие вещества. Чем дольше длится процесс, тем темнее будет чай. На графиках ниже показано содержание некоторых веществ в чае разных сортов.

2. Используя данные графиков и информацию из Таблицы 1, приведённой выше, определите сорта чая, которые более безопасны для людей с проблемами сердечно-сосудистой системы. Свой ответ объясните. Сорта чая


Оставшаяся с вечера на воздухе заварка чая на следующее утро значительно изменяется. Она приобретает тёмный цвет, становится мутной, теряет характерный вкус и аромат. На поверхности появляется тонкая тёмная плёнка (на фото: вид пленки на поверхности чая под микроскопом).

3. Каковы возможные причины произошедших изменений с заваркой чая? Запишите свой ответ.

С древности для приготовления теста для хлеба хлебопёк смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто длительно месят и помещают на несколько часов в тёплое место, чтобы начался процесс брожения. Ферменты, вырабатываемые дрожжами, являются катализаторами реакций брожения (наибольшая скорость реакции достигается при 35 o С, а при 40 o С реакция прекращается, так как дрожжевые грибки гибнут). На разрезе качественного хлеба, приготовленного из кислого теста, видно множество мелких отверстий. Это результат химических реакций, протекающих с выделением углекислого газа, воды (пара) и других газообразных продуктов. В реакциях участвуют молекулы крахмала и белков, которые разлагаются на более мелкие молекулы при температурах 70-80 o С. В процессах созревания и выпечки теста образуются глюкоза, спирт, кислоты, газы и другие органические и неорганические вещества, создающие структуру и особый вкус, аромат хлеба.

При выпечке хлеба происходят различные физические и химические процессы. Отнесите перечисленные ниже процессы к той или иной группе в таблице:

Впишите номера процессов в соответствующие столбцы таблицы.

1) Прогревание теста. 2) Крахмал при выпечке переходит в растворимую форму и разлагается на более мелкие молекулы. 3) Осуществляется влагообмен между тестом – хлебом и паровоздушной средой пекарной камеры. 4) Белки теряют воду, при этом разрушаются их пространственные структуры. 5) Происходит теплообмен в тесте – хлебе. 6) Крахмал поглощает воду при замесе теста, набухает.

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 7 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-4. Почему реки текут?

1. Какова основная причина того, что река течёт?

Выберите один ответ.

А) Притяжение Земли

В) Притяжение Луны

С) Разница между температурами воздуха в верховьях и низовьях реки

D) Разница атмосферных давлений в верховьях и низовьях реки

Серёжу заинтересовало, от чего зависит скорость течения реки. Он прочитал, что каждую реку можно описывать с помощью графика, который называется профилем реки (см. рисунок). По горизонтальной оси такого графика откладывается длина реки, а по вертикальной оси – высота местности, по которой течёт река.

2. Ниже в одном и том же масштабе показаны профили трёх рек, на которых побывал Серёжа. Река А Река В Река С. Впишите в окошки ниже обозначения профилей эти трёх рек в порядке возрастания средней скорости течения реки.



Серёжа решил провести следующий эксперимент. На выбранном участке реки он сначала опустил на поверхность воды щепку в самом глубоком месте и стал с секундомером следить за её движением относительно берега. Потом он проделал то же самое на мелководье.

3. Что хотел узнать Серёжа из этого опыта? Запишите свой ответ.

Русло реки может где-то сужаться, а где-то расширяться. Например, русло может сузиться там, где река течёт между скалистыми берегами. Обычно при сужении русла у реки ускоряется течение.

4. Почему при сужении русла у реки обычно ускоряется течение? Запишите своё объяснение.

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 6 класс

На работе у Алёшиного папы используют жидкий азот. В обычных условиях азот – это газ, из которого почти на 80 % состоит воздух. Азот становится жидким при температуре примерно на 200 градусов ниже, чем температура замерзания воды. Если налить жидкий азот, например, в кастрюлю или чайник, то он почти мгновенно испарится. Однако жидкий азот можно хранить очень долго (много дней) в обычных помещениях при комнатной температуре. Для этого его заливают в так называемый сосуд Дьюара, конструкция которого показана на рисунке 2.


Алёша решил провести такое исследование. Вначале он налил в один стакан 200 г воды, а в другой точно такой же стакан – 200 г подсолнечного масла. Затем он поставил оба стакана в холодильник на несколько часов, после чего убедился, что и вода, и масло приобрели там одинаковую температуру 4 о С. После этого вылил воду и масло в два совершенно одинаковых небольших термоса. Затем он хорошо закрыл термосы и оставил их на кухне, где температура воздуха составляла 25 о С. Через 6 часов он открыл термосы и измерил температуру воды и масла.

4. Какую гипотезу собирался проверить Алёша в своем исследовании? Ответ:

(тормозной путь автомобиля - это расстояние,которое он проезжает после того,как водитель нажал на тормоз). а) Вычислите тормозной путь автомобиля,который едет со скоростью 60 км/ч ; 100 км/ч. б) Во сколько раз больше тормозной путь автомобиля при скорости 80 км/ч; чем при скорости 40 км/ч?

Ответ или решение 1

  1. Для констатации факта зависимости тормозного пути автомобиля s от его скорости ∨ данную формулу перепишем в виде: s(∨) = 0,2 * ∨ + 0,005 * ∨².
  2. а) Вычислим тормозной путь автомобиля, который едет со скоростью 60 км/ч. Имеем s(60) = 0,2 * 60 + 0,005 * 60² = 12 + 18 = 30. Когда автомобиль движется со скоростью 100 км/ч, то его тормозной путь будет равен s(100) = 0,2 * 100 + 0,005 * 100² = 20 + 50 = 70. Таким образом, тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч равен 30 метрам, а при скорости 100 км/ч – 70 метрам.
  3. б) Для того, чтобы ответить на поставленный в задании вопрос, сначала вычислим s(80) = 0,2 * 80 + 0,005 * 80² = 16 + 32 = 48 и s(40) = 0,2 * 40 + 0,005 * 40² = 8 + 8 = 16. Следовательно, тормозной путь автомобиля при скорости 80 км/ч равен 48 метрам, а при скорости 40 км/ч – 16 метрам. Это означает, что тормозной путь при скорости 80 км/ч в 48 : 16 = 3 раза больше чем тормозной путь при скорости 40 км/ч.

Ответы: а) 30 м; 70 м. б) в 3 раза.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: