Программы гранты и конкурсы по формированию ресурсов для решения вопросов местного значения

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Конкурс направлен на выявление и поддержку талантливых молодых граждан, желающих принять активное участие в развитии муниципального управления в Российской Федерации.

К участию в Конкурсе приглашаются молодые люди в двух возрастных категориях: от 12 до 17 лет и от 18 до 28 лет.

Всероссийский конкурс проходит во всех 85 субъектах Российской Федерации по 10 номинациям:

Конкурс проводится в два этапа:

- 1 этап – заочный, проводится с 25 января 2022 года по 5 мая 2022 года;

- 2 этап – очный, проводится в период с 10 мая 2022 года по 30 июля 2022 года.

Рассмотрение материалов Экспертным советом Конкурса и определение победителей заочного этапа производится с 6 по 10 мая 2022 года.

На заочный этап Конкурса принимаются работы в формате описания предлагаемой инициативы, предложения в соответствии с выбранной номинацией в соответствующей структуре и форме конкурсной работы (Приложение 1) совместно с электронной презентацией (от 10 до 15 слайдов, формата Power Point, PDF).

На очном этапе Конкурса рассматриваются работы по номинациям в виде:

- Электронной презентации (от 10 до 15 слайдов, формата Power Point, PDF).

- Видеофильма (является дополнительным материалом по усмотрению автора, хронометраж до 3 минут).

Очный этап Конкурса включает в себя публичную защиту конкурсных работ по каждой номинации и возрастной категории, образовательную и культурную программы, торжественное награждение участников и победителей очного этапа Всероссийского конкурса.

Очный этап Конкурса проходит в рамках мероприятий организаторов Конкурса, итоговые мероприятия Конкурса проходят в городе Москва.

Работы победителей очного этапа Конкурса могут получить информационную поддержку и рекомендации для практической реализации в регионах и муниципальных образованиях.

Положение о Конкурсе разработано и непосредственно связано с реализацией задач, поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, подчеркнутых на заседании Совета по развитию местного самоуправления, связанных с важностью местного самоуправления в реализации национальных проектов, которая возрастет многократно, если будут прочные, действенные контакты между муниципалитетами и гражданским обществом.

Одной из наиболее актуальных проблем, тормозящих развитие современного общества, является недостаточная активность населения, нежелание людей принимать участие в решении вопросов местного значения, ходить на муниципальные выборы, референдумы, обращаться с правотворческой инициативой к должностным лицам и органам местного самоуправления, участвовать в публичных слушаниях, собраниях, конференциях и т. п.

Одним из наиболее действенных методов решения проблем современного общества является мотивация населения к активному участию в общественной жизни и создание условий для осуществления возможности участия жителей в решении вопросов местного значения.

Проведение Всероссийского конкурса позволит расширить количество заинтересованных молодых граждан, готовых активно участвовать в преобразовании муниципальных образований, будет способствовать формированию навыков участия в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы на местном уровне, а также позволит получить новые правотворческие инициативы и предложения для решения задач развития муниципальных образований нашей страны.

Жители станут проявлять заинтересованность в улучшении жизни на территории муниципального образования и чувствовать свою ответственность за состояние и результаты деятельности.

Приглашаем к участию!

от 7 марта 2018 года N 237

(с изменениями на 16 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 2018 года N 237

Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды

(с изменениями на 16 декабря 2021 года)

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены муниципальные образования - победители Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - конкурс), в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при поощрении победителей конкурса, для реализации проектов создания комфортной городской среды, представленных участниками конкурса в составе заявок на участие в конкурсе (далее - конкурсная заявка), порядок организации и проведения конкурса, а также порядок деятельности федеральной конкурсной комиссии по организации и проведению конкурса (далее - федеральная комиссия).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"исторические поселения" - населенные пункты, не являющиеся городами федерального значения или административными центрами субъектов Российской Федерации, полностью или частично включенные в перечень исторических поселений федерального значения или перечень исторических поселений регионального значения;

"малые города" - населенные пункты, имеющие статус города, с численностью населения до 100 тыс. человек (включительно);

"мероприятия" - мероприятия по благоустройству общественных территорий населенного пункта, предусмотренные проектом, направленные в том числе на улучшение архитектурного облика населенного пункта, создание пешеходных и туристических маршрутов, условий для рекреации и занятий спортом, повышение уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия жителей в малых городах и исторических поселениях, в том числе мероприятия по созданию и восстановлению дорожных покрытий, устройству освещения, ливневой канализации, озеленению, созданию и размещению малых архитектурных форм, а также по созданию инфраструктуры, обслуживающей общественные пространства;

"общественные территории" - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, пешеходные зоны, парки и иные территории общего пользования, определяемые в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

"победитель конкурса" - муниципальное образование, определенное победителем федеральной комиссией на основании ее решения;

"проект" - проект создания комфортной городской среды, представленный участником конкурса в составе конкурсной заявки и содержащий описание в текстовой и графической формах функций одной или нескольких взаимосвязанных общественных территорий населенного пункта, комплекса мероприятий по их благоустройству, а также описание прогнозируемого развития общественной территории населенного пункта в случае реализации проекта;

"реализованный проект" - результат, достигнутый победителем конкурса по завершении выполнения комплекса мероприятий, предусмотренного проектом;

"финалист конкурса" - муниципальное образование, заявка на участие в конкурсе которого по итогам предварительного рассмотрения и оценки конкурсных заявок межведомственной рабочей группой включена в состав конкурсных заявок, вносимых в федеральную комиссию для определения победителей конкурса.

3. Конкурс проводится ежегодно в отношении представляемых муниципальными образованиями:

проектов, реализация которых предусмотрена в 2019-2020 годах, - до 1 июня 2019 г.;

проектов, реализация которых предусмотрена в 2020-2021 годах, - до 1 марта 2020 г.;

проектов, реализация которых предусмотрена в 2021-2022 годах, - до 1 сентября 2020 г.;

проектов, реализация которых предусмотрена в 2022-2023 годах, - до 1 сентября 2021 г.;

проектов, реализация которых предусмотрена в 2023-2024 годах, - до 1 сентября 2022 г.;

проектов, реализация которых предусмотрена в 2024-2025 годах, - до 1 сентября 2023 г.

5. К участию в конкурсе не допускаются:

а) муниципальные образования, представившие конкурсную заявку, предусматривающую реализацию проекта на территории населенного пункта, в отношении которого муниципальное образование было определено победителем предыдущего конкурса;

б) муниципальные образования, представившие конкурсную заявку, предусматривающую реализацию проекта на территории населенного пункта, в отношении которого муниципальное образование было определено победителем прошедших конкурсов и на территории которого имеется проект, реализация которого не завершена на дату представления в федеральную комиссию конкурсной заявки;

в) муниципальные образования, на территории которых имеются незавершенные объекты государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, реализация которых не была завершена в соответствующем финансовом году в соответствии с Правилами предоставления и распределений субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренными приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

6. Конкурс проводится в отношении представленных муниципальными образованиями проектов по следующим категориям:

а) "исторические поселения". Проекты, представленные муниципальными образованиями для участия в конкурсе в категории "исторические поселения", должны быть разработаны для ценной в историко-культурном отношении территории населенного пункта, на которой представлена историческая застройка, формирующая его историко-градостроительную среду, сосредоточены группы недвижимых памятников истории и культуры, участки древнего культурного слоя и элементы природного и историко-культурного ландшафта, составляющие индивидуальный исторически сложившийся облик муниципального образования;

б) "малые города". В зависимости от численности населения, проживающего в малых городах, категория "малые города" делится на следующие подгруппы:

I подгруппа - малые города с численностью населения от 50 тыс. человек до 100 тыс. человек (включительно);

II подгруппа - малые города с численностью населения от 20 тыс. человек до 50 тыс. человек (включительно);

III подгруппа - малые города с численностью населения до 20 тыс. человек (включительно).

Победители конкурса в категории "малые города" определяются в каждой из указанных подгрупп.

7. Определение победителей конкурса осуществляется федеральной комиссией, состав которой утверждается Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, являющимся куратором национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации), по представлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Председателем федеральной комиссии является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В состав федеральной комиссии в обязательном порядке включаются представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации. Заместителями председателя федеральной комиссии являются представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Регламент работы федеральной комиссии утверждается председателем федеральной комиссии.

8. Основными функциями федеральной комиссии являются:

а) определение количества победителей конкурса в каждой категории и подгруппе конкурса на основании предложений межведомственной рабочей группы, определение победителей конкурса;

б) определение общего размера премии для каждой категории и подгруппы участников конкурса с учетом общего объема премиального фонда конкурса и общего объема премиального фонда, приходящегося на соответствующую категорию с учетом пункта 24 настоящих Правил;

в) утверждение формы конкурсной заявки, способа и формы ее представления, технических требований к ее оформлению и состава включаемых в нее сведений, а также методики оценки конкурсных заявок, определяющей в том числе процедуру проведения оценки конкурсных заявок (далее - методика оценки);

г) утверждение состава межведомственной рабочей группы с учетом положений пунктов 21 и 22 настоящих Правил (далее - межведомственная рабочая группа) и регламента ее работы;

д) утверждение перечня и регламента работы экспертов, привлекаемых для участия в рассмотрении и оценке конкурсных заявок (далее - эксперты);

е) решение иных вопросов организации и проведения конкурса.

9. Орган местного самоуправления, принявший решение об участии в конкурсе, обеспечивает проведение общественного обсуждения проекта жителями населенного пункта, на территории которого предусматривается реализация проекта, на предмет выбора общественной территории, на которой будет реализовываться проект. В рамках проведения общественного обсуждения орган местного самоуправления не позднее 12 февраля 2019 г. для конкурса, проводимого в 2019 году, не позднее 1 ноября 2019 г. - для конкурса, проводимого до 1 марта 2020 г., и не позднее 1 марта года проведения конкурса - для последующих конкурсов принимает решение об участии в конкурсе, начале приема предложений от населения об общественной территории и определении пунктов сбора таких предложений. Указанное решение в этот же срок публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте соответствующего муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Продолжительность приема предложений не может быть менее 10 календарных дней со дня опубликования решения органа местного самоуправления.

Прием предложений от населения на предмет выбора общественной территории, на которой будет реализовываться проект, в электронной форме осуществляется, в том числе с использованием информационной системы, предназначенной для проведения голосования граждан в возрасте от 14 лет по отбору территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", согласованной с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для использования субъектами Российской Федерации (далее - платформа для голосования). Информация о сроках приема предложений от населения об общественной территории и платформе для голосования публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте соответствующего муниципального образования в сети "Интернет".

✓Особый приоритет – социальная и досуговая активность в ЗАТО.

✓Стоимость подарков - менее 3000 за единицу.

✓Минимальное софинансирование - 25%.

✓Максимальное количество мероприятий в календарном плане - 5.

✓Дозаполнения электронной формы полностью напишите заявку в текстовом редакторе: эл.кабинет часто теряет текст.

КОГДА: январь – март

НА ЧТО ДАЮТ: Вовлечение местных жителей в развитие своей локальной территории средствами культуры.

В приоритете: Возрождение идентичности малых городов и сел; Развитие творческого потенциала жителей, в первую очередь, детско-юношеской аудитории; Содействие разнообразию культурной жизни малых городов и сел; Развитие междисциплинарных, межведомственных, меж поколенческих форм взаимодействия.

✓Конкурс проходит в два этапа. На первый этап организации представляют Проектное предложение. Полуфиналисты участвуют в образовательном семинаре, подают заявку на 2 й этап.

✓Приоритет у проектов, которые предполагают сотрудничество с местной властью и бизнесом, творческими коллективами.

✓Активное включение детско-юношеской аудитории в реализацию проекта.

✓На зарплаты штату - 20% от сметы. ✓Заявку могут подать органы территориального управления и общественные советы без образования юр. Лица

✓Можно получить индивидуальную консультацию по написанию заявки у координатора конкурс

КОГДА: 24 января - 1 марта

НА ЧТО ДАЮТ: Профинансируют 100 творческих проектов. Каждый творческий проект должен быть строго направлен на одну или несколько из следующих целей:

1) укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;

2) популяризацию русского языка и литературы;

3) популяризацию народных художественных промыслов и ремесел. Творческие проекты должны быть представлены строго в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества.

✓Проекты межрегионального характера в приоритете.

✓Заявки подаются в Минкультуры на бумажном носителе.

✓Результаты конкурса смотреть на официальном сайте Минкультуры в разделе: Министерство/ Департаменты/ Департамент регионального развития и приоритетных проектов/ Документы/ Протоколы заседания Экспертного совета по подведению итогов рассмотрения заявок некоммерческих организаций, претендующих на получение субсидий из федерального бюджета для реализации творческих проектов в сфере культуры.

КОГДА: февраль – начало марта

НА ЧТО ДАЮТ: Распространение эффективных практик в сфере профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

✓На I этапе Заявитель подает описание практики: она уже реализована, есть подтвержденные результаты, она перспективна для распространения.

✓Победители I этапа подают полную заявку на II этап.

✓Наличие у организации квалифицированного бухгалтера. ✓Подачи всех заявок двух этапов - до 12.00 в день дедлайна.

Общероссийский конкурс Здоровое поколение Охрана психического здоровья детей. Сумма гранта до 200 т.р.

НА ЧТО ДАЮТ: Профилактические программы, направленные на снижение рисков десоциализации, виктимности, явлений насилия, агрессии, включая проявления буллинга в образовательных организациях, противоправного поведения детей и подростков; Программы, направленные на предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников и повышение их квалификации по вопросам психического здоровья детей и подростков; Профилактические программы для детей и подростков, реализуемые людьми старшего поколения.

✓Наличие методических материалов, включая пособия, рекомендации;

✓Наличие кадровой системы, способной обеспечить качественный уровень профилактической программы, ее непрерывность и преемственность; ✓Описание механизмов по интеграции профилактической программы в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций, организаций социальной защиты населения.

Грант Минкультуры РФ по этнокультурным проектам для субъектов РФ. Развитие татарской национальной культуры в регионах РФ. Сумма гранта до 500 т.р.

КОГДА: март – апрель

НА ЧТО ДАЮТ: Сохранение культуры, традиций и обычаев, развитие татарской национальной культуры в субъектах РФ. Формирование у молодежи этнической идентичности татарского народа. Этнокультурный потенциал татар, проведение научных и научно-практических конференций по проблемам татарского этноса.

✓Поддержка проекта со стороны бизнеса, местной власти, СМИ, будет преимуществом.

Контакты: 8 (843)2647395

Конкурс Новый театр Фонд Михаила Прохорова. Развитие независимого театра в России. Сумма гранта до 1,5 МЛН

КОГДА: с марта по апрель

НА ЧТО ДАЮТ: На спектакли и специально созданные театральные произведения. В приоритете Грантодателя проекты, инициированные начинающими режиссерами или командой молодых актеров, творческих деятелей; имеющие инновационный характер (инновационность может быть связана с выразительными средствами спектакля, а также с новым экспериментальным характером драматургии или современным переосмыслением классики); предполагающие творческую работу по формированию и развитию театральной зрительской аудитории.

✓Организация-заявитель может быть собрана специально для проекта

✓Заявка отправляется в Красноярск в печатном виде с электронной копией

✓Проекты фестивалей, театральных лабораторий допускаются к участию.

✓Фонд принимает и внеконкурсные заявки на грант. Заполненную заявку нужно отослать секретарю Экспертного совета Ольге Захаровой: zakharova@prokhorovfund.

Благотворительный фонд В. Потанина. Музей 4.0. Развитие экспериментальных практик в музейном деле. Сумма гранта до 5 МЛН

✓Участвуют не только музеи, но и НКО, у которых в Уставе прописана деятельность в сфере культуры/искусства.

✓Корпоративные музеи коммерческих предприятий не могут участвовать в конкурсе. Школьные, университетские музеи допускаются к участию. ✓Можно подать несколько заявок от 1 организации, но от разных авторов проектов. Автор проекта (заявитель) может не входить в штат организации.

✓На оплату труда, аренду площадей под мероприятия и продвижение проекта можно запрашивать средства.

Новая роль библиотек в образовании. Финансирование социокультурных проектов библиотек. Сумма гранта до 800 т.р.

КОГДА: с марта по апрель

НА ЧТО ДАЮТ: Продвижение лучших образцов грамотного позиционирования библиотек как жизненно-важного элемента для развития современного общества, основанного на познании. В приоритете поддержка образования, образовательных программ, конкретных учебных курсов.

✓Для проектов отдельных библиотек сумма гранта составит 300 т.р., для сетевого проекта - 800 т.р.

✓В конкурсе могут принять участие библиотеки любого подчинения: университетские, школьные, больничные, церковные, тюремные и т.д. ✓Библиотеки из других регионов могут принять участие в конкурсе, если создадут сетевой проект, включающий библиотеки территории конкурса. Сибирский, Уральский, Дальневосточный ФО, Воронежская, Калужская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Самарская, Белгородская обл.

КОГДА: апрель – май

НА ЧТО ДАЮТ: Поддержка и сопровождение низко ресурсных кровных семей на разных этапах семейного неблагополучия, с риском отказа / отобрания ребенка из кровной семьи; Поддержка и сопровождение кровных семей, где один или два родителя имеют проблемы со здоровьем (ОВЗ, инвалидность, ментальные проблемы); Поддержка и сопровождение семей, где один или два родителя имеют алкогольную, наркотическую или иную форму зависимостей; Работа по повышению родительских компетенций, ненасильственного воспитания детей в кровных семьях; Работа с детьми и членами кровных семей, подвергшихся семейному насилию (в т.ч. проживающие в кризисных центрах временного проживания); Поддержка и сопровождение кровных семей с детьми, имеющими проблемы со здоровьем (ОВЗ, инвалидность), девиантное поведение и пр.; Реабилитация кровных семей и активизация ресурсов кровных родственников на сохранение или возврат ребенка в кровную семью / поддержка отношений детей с кровными родителями и родственниками; Сопровождение кровных семей после возвращения детей и иные эффективные практики в сфере профилактики социального сиротства, работы с кровной семьёй.

✓Программы, направленные только на обучение специалистов и издание методических материалов, не поддержат

✓Инновационные программы - 800 т.р., с доказанной эффективностью - до 1,5 млн.

✓Победители получают целевое пожертвование на реализацию проекта, экспертную поддержку проекта, участие в обучающих мероприятиях.

✓Наличие у организации квалифицированного бухгалтера

✓Нужен отчет в Минюст и справка о наличии расчетного счета

КОГДА: до 15 мая

НА ЧТО ДАЮТ: Формирование активной жизненной позиции и социальную адаптацию граждан старшего поколения, развитие самоорганизации и взаимопомощи при участии пожилых людей. В приоритете: Пожилые-пожилым: профессиональная и добровольческая помощь по уходу за пожилыми людьми; Пожилые-сообществу: диалог поколений и развитие местного сообщества при участии пожилых; Сообщество-пожилым: помощь пожилому человеку и его ближайшему окружению, осуществляющему уход; Предотвращение дискриминации по возрасту и снижение рисков мошенничества в отношении пожилых людей.

✓Долгосрочный эффект. ✓Активное вовлечение пожилых людей в проект.

✓Проект реализуется в малом городе (до 52 000) или селе. ✓Дотации для НКО 150 т.р., для инициативной группы физ.лиц - 30 т.р.

Музей. Сила места. Фонд Потанина. Усиление роли музеев как общественных и культурных институтов. Сумма гранта не определена.

НА ЧТО ДАЮТ: Поддержка музейной деятельности организаций, стремящихся выйти за рамки традиционной деятельности и расширить область ответственности в сторону решения социально-экономических задач. Проекты направлены на комплексное развитие территорий, развитие диалога субъектов культурной деятельности, укрепление связей музейных организаций с социально-ориентированными партнерами для достижения общих целей.

ЧТО ВАЖНО: ✓Автор заявки должен пройти обучение в Образовательной программе Фонда

✓В команде присутствуют не менее 3х специалистов, прошедших Образовательную программу Фонда

✓Основной состав команды – сотрудники разных организаций! ✓Административно-хозяйственные расходы – не более 10%

✓Срок реализации проекта – не менее 18 и не более 36 месяцев

✓Лимит запрашиваемых средств не определен, по опыту победителей – не более 15 млн.

Контакты: 8 (495) 149 30 18 Алексей Казаков

КОГДА: с 1 октября до 17 декабря

НА ЧТО ДАЮТ: финансовая грамотность; правовая грамотность; освоение он-лайн сервисов; психология и педагогика; культура, искусство, история, краеведение; здоровый образ жизни; профессиональное просвещение; самообучение и взаимопомощь; развитие навыков предпринимательства среди пожилых людей.

ЧТО ВАЖНО: ✓Можно использовать несколько тематических линий в проекте

КОГДА: декабрь – февраль

НА ЧТО ДАЮТ: Поддержка проектов в сфере истории и культуры, а именно театрального, музейного и библиотечного дела, целевые группы которых – люди старше 55 лет, инвалиды по зрению, слуху или мобильности не моложе 18 лет; Поддержка эко-инициатив с привлечением местного сообщества: оборудование природных объектов, эко-тропы, зеленые насаждения; Обеспечение доступа к культурно-досуговым организациям, площадкам и парковым и природным зонам города для людей си ограниченной мобильностью.

✓Нужны письма-поддержки от городских властей

*ГЕОГРАФИЯ: Брянская область, Вологодская область, Воронежская область, Забайкальский край, Иркутская область, Красноярский край, Нижегородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Пермский край, Приморский край, республика Башкортостан, республика Бурятия, республика Удмуртия, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тюменская область, Хабаровский край, Челябинская область, Ярославская область.

КОГДА: свободный график

НА ЧТО ДАЮТ: Лот N 1.Подготовка и проведение военно-исторических реконструкций (пункт 3.1.5 Программы); Лот N 2. Поддержка молодежных поисковых отрядов и объединений (пункт 3.1.21 Программы); Лот N 3. Реализация проектов патриотической направленности, реализуемых волонтерскими (добровольческими) организациями (пункт 4.1.2 Программы). ЧТО ВАЖНО:

✓Могут участвовать детские и юношеские общественные объединения, кроме казенных.

✓Размер гранта не установлен, но суммы запросов победителей - 700 т.р. -1,4 млн.

✓Заявку нужно предоставить в бумажном и электронном виде Оператору Конкурса (Роспатриот) до 14.00 в день дедлайна.

✓Есть положительный опыт в реализации проектов подобной направленности

✓Собственный вклад и дополнительные ресурсы для реализации проекта.

Контакты:8 (499) 967-86-70, доб.7016, Понарин Александ

Участники – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет из всех субъектов Российской Федерации (студенты, аспиранты, молодые предприниматели и специалисты, молодые общественные деятели и ученые).

Номинации конкурса охватывают весь спектр вопросов социально-экономического развития российских территорий. Ежегодно содержание номинаций (техническое задание) уточняется в федеральных органах исполнительной власти и партнеров по профилю.

Тематика отражена в номинациях: социальное обслуживание и социальная поддержка граждан; охрана здоровья и популяризация здорового образа жизни; поддержка семьи, материнства, детства и защита традиционных семейных ценностей; поддержка молодежных инициатив; развитие науки, образования и просвещения; проекты в области культуры и искусства, сохранения духовного наследия; защита прав и свобод человека и гражданина; экология и охрана окружающей среды; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников; патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти; инициативы в области благотворительности и добровольческой деятельности, содействие развитию некоммерческого сектора и социально ориентированных НКО, общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Участники: лидеры НКО, руководители социальных проектов, публичные активисты, социально активные граждане, социально ответственные компании.

от 14 февраля 2020 года N 441

Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий физическим лицам на реализацию проектов по развитию территориального общественного самоуправления, полученных по итогам краевого конкурса проектов

(с изменениями на 25 февраля 2022 года)

(преамбула в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805)

1. Утвердить Порядок предоставления грантов в форме субсидий физическим лицам на реализацию проектов по развитию территориального общественного самоуправления, полученных по итогам краевого конкурса проектов, согласно приложению к настоящему постановлению.

(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805)

3. Контроль выполнения постановления возложить на заместителя мэра города по связям с общественностью и средствам массовой информации Митрофанова Д.В.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

УТВЕРЖДЕН
Постановлением
администрации города Хабаровска
от 14 февраля 2020 г. N 441

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАНТОВ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПОЛУЧЕННЫХ ПО ИТОГАМ КРАЕВОГО КОНКУРСА ПРОЕКТОВ


1. Общие положения

(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 08.12.2021 N 4665)

Источником финансового обеспечения Грантов являются иные межбюджетные трансферты, предоставленные из бюджета Хабаровского края в порядке, предусмотренном Положением о предоставлении грантов местным бюджетам.

(п. 1.1 в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805)

1.2. Понятия и определения, используемые в настоящем Порядке:

- Гранты - денежные средства, предоставляемые из бюджета городского округа "Город Хабаровск" однократно, на безвозмездной и безвозвратной основе на финансовое обеспечение затрат в целях поддержки территориальных общественных самоуправлений, являющихся физическими лицами;

- ТОС - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа "Город Хабаровск" для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения;

- Объекты благоустройства территории, на которой осуществляется ТОС, и (или) объекты, направленные на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих в границах территории ТОС, - дворовые (придомовые) территории, детские и спортивные площадки, уличные тренажеры, хоккейные и спортивные коробки, горки, мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов, столбы для освещения улиц, уличные фонари, колодцы, скважины, устройство ливневой канализации, лотки для отвода сточных вод, автомобильные парковки, остановки, пешеходные мосты, дорожки (тротуары), памятные места, парковые зоны и скверы, территории общественных кладбищ, сцены, сценическое оборудование и сценические костюмы, спортивный инвентарь, памятные знаки и мемориальные доски, малые архитектурные формы, громкоговорители, средства видеонаблюдения и связи, ограждения.

(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 08.12.2021 N 4665)

(п. 1.2 в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805)

1.3. Главным распорядителем как получателем бюджетных средств является администрация города Хабаровска в лице управления по связям с общественностью и СМИ, до которой в соответствии с бюджетным законодательством как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление муниципальных грантов на соответствующий финансовый год (далее - администрация города Хабаровска в лице управления по связям с общественностью и СМИ).

(п. 1.3 в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805)

1.4. Гранты предоставляются физическим лицам, уполномоченным собранием или конференцией граждан ТОС представлять интересы ТОС в установленном порядке на получение средств Гранта и действующим в интересах соответствующего ТОС, созданного в установленном законодательстве порядке на территории городского округа "Город Хабаровск", представителям органов ТОС (далее - Получатель гранта), в целях поддержки ТОС, являющимися физическими лицами, на реализацию проектов по развитию ТОС, включенных в правовой акт Правительства края о предоставлении Грантов в форме иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края (далее - правовой акт Правительства Хабаровского края), по результатам краевого конкурса проектов ТОС в соответствии с Положением о предоставлении Грантов местным бюджетам.

(в ред. постановлений администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805, от 25.02.2022 N 603)

1.5. Грант предоставляется на основании Соглашения о предоставлении из бюджета городского округа "Город Хабаровск" гранта в форме субсидии, заключенного между администрацией города Хабаровска, в лице управления по связям с общественностью и СМИ и Получателем гранта, в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом финансового департамента администрации города Хабаровска (далее - Соглашение).

(п. 1.5 в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 08.12.2021 N 4665)

1.6. Грант предоставляется Получателю гранта до начала реализации проекта.

1.7. Гранты носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не определенные настоящим Порядком.

(п. 1.7 в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805)

1.8. Сведения о Грантах размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при формировании Проекта решения о бюджете городского округа "Город Хабаровск" (проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете городского округа "Город Хабаровск").

(п. 1.8 в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 08.12.2021 N 4665)

2. Условия и порядок предоставления Гранта

(в ред. постановлений администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805, от 08.12.2021 N 4665)

- извещение с указанием сроков, времени и места приема заявлений и документов на предоставление Гранта (далее - Извещение);

- копию правового акта Правительства Хабаровского края;

- список проектов ТОС (по месту организации ТОС в границах соответствующего комитета по управлению районом), на реализацию которых предоставлены Гранты из бюджета Хабаровского края, и объемы указанных Грантов, предусмотренные правовым актом Правительства Хабаровского края.

Срок приема заявлений и документов составляет 12 рабочих дней со дня начала срока приема заявлений и документов, указанного в Извещении.

2.2. Условия предоставления Гранта:

- наличие проекта ТОС, на который запрашивается Грант, в правовом акте Правительства Хабаровского края;

- абзац исключен. - Постановление администрации г. Хабаровска от 13.05.2021 N 1805;

- согласие Получателя гранта и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по Соглашению на финансовое обеспечение затрат Получателя гранта, на осуществление проверок главным распорядителем, предоставляющим Грант, соблюдения ими порядка и условий предоставления Гранта, в том числе в части достижения результатов его предоставления, а также проверок органами муниципального финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Положение о согласие, предусмотренное в настоящем абзаце, включается в Соглашение;

(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 25.02.2022 N 603)

- заключение Соглашения между администрацией города Хабаровска в лице управления по связям с общественностью и СМИ и Получателем гранта;

- запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций.

2.2.1. Требования, которым должен соответствовать Получатель гранта на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения:

- абзац исключен. - Постановление администрации г. Хабаровска от 25.02.2022 N 603;

- отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет городского округа "Город Хабаровск", из которого планируется предоставление Гранта в соответствии с настоящим Порядком, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед городским округом "Город Хабаровск", из бюджета которого планируется предоставление Гранта в соответствии с настоящим Порядком;

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) может позиционировать себя как социально ориентированную некоммерческую организацию. В таком качестве ТОС может выигрывать гранты и получать субсидии из бюджетов различных уровней — в частности, в рамках региональных программ и конкурсов социально значимых проектов. Деньги выделяют на проекты, которые жители сами одобрили.

На заметку: Также деятельность ТОС финансируется за счет личных средств граждан

Какие вопросы помогают решить ТОСы

Практика показывает, что ТОСы могут помочь органам МСУ в решении практически любых вопросов местного значения. В таблице ниже мы привели примеры из практики российских муниципалитетов.

К каким работам можно привлекать ТОСы

Вопрос местного значения, сфера деятельности органа МСУ Примеры работы, в которой могут помочь ТОСы
Благоустройство 1. Установка, ремонт детского игрового или спортивного оборудования, малых архитектурных форм.
2. Озеленение, художественное оформление территории.
3. Благоустройство скверов, парков, пешеходных дорожек.
4. Уборка территорий, организация и проведение субботников, демонтаж некапитальных строений.
5. Оборудование площадок для выгула собак.
6. Обустройство парковок.
7. Установка видеонаблюдения за объектами благоустройства и озеленения
Работа с детьми и молодежью 1. Работа с трудными подростками и неблагополучными семьями, организация профилактической работы с подростками.
2. Создание молодежных секций.
3. Взаимодействие с молодежью и образовательными организациями по направлениям: соучаствующее и социальное проектирование.
4. Организация и проведение конкурсов среди молодежи.
5. Организация отдыха детей в каникулярное время
Дорожная деятельность 1. Асфальтирование дорог.
2. Ремонт пешеходных и автодорожных мостов
Обращение с ТБО Организация вывоза мусора из частного сектора города
Физкультура и спорт Развитие дворового спорта
Организация досуга Проведение культурно - спортивных мероприятий, конкурсов
Муниципальные услуги 1. Организация независимой оценки качества исполнения муниципальных услуг.
2. Опросы пользователей услуг, проживающих на территории ТОС.
3. Оказание социально значимых услуг по месту жительства граждан
Строительство и ремонт социальных объектов 1. Строительство спортивных сооружений, объектов для активного отдыха.
2. Ремонт школ, клубов, домов культуры, объектов ЖКХ
Муниципальные выборы, референдумы, голосования по выбору общественных территорий для благоустройства Подготовка и проведение выборов в органы власти, референдумов, тематических голосований, соцопросов, анкетирований
Поддержка социально незащищенных слоев населения Обучение пожилых людей работе на компьютере и общению в соцсетях
Общественный порядок Содействие работе участковых уполномоченных полиции

Руководителей и членов ТОС можно задействовать в мероприятиях по осуществлению общественного контроля, привлекать к участию в работе общественных советов, разработке программ инициативного бюджетирования и социальных программ. Активисты могут стать партнерами социальных предпринимателей.

Как создать условия для развития ТОС

ТОСы могут существовать в крупных и малых городах, а также на сельских территориях. Далее расскажем, что необходимо для создания и развития ТОСов в муниципальном образовании.

Сформируйте нормативную базу

Органы МСУ должны принять муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов территориального общественного самоуправления, независимо от того, приняты ли аналогичные документы на уровне региона. Примерный перечень мы привели ниже.

Примерный перечень актов, которые составят нормативную базу для развития ТОС


Кроме того, можно включить планы или программы развития территорий, на которых созданы ТОСы, в состав стратегии развития муниципального образования. Некоторые ваши коллеги уже опробовали такую практику и оценили ее положительно.

ПРИМЕР 2. В 2014 году органы МСУ Новосибирска приступили к формированию стратегии развития города. Активисты ТОС задумались над тем, как в соответствии с этой стратегией будут развиваться микрорайоны города, где есть территориальное общественное самоуправление. Так возникла идея составить комплексные планы социально — экономического развития территорий.

Каждый орган ТОС подготовил свой план в пять этапов.

1. В ходе опросов и анкетирования жителей города выявили задачи, которые надо решить, степень их значимости, готовность граждан принять участие в их решении.

2. Привлекли представителей организаций жизнеобеспечения города, органов МСУ, СМИ, культурно-просветительских, образовательных, спортивных, общественных организаций. С предприятиями и организациями, которые выразили готовность участвовать в реализации плана развития территории, органы ТОС подписали соглашения.

3. Согласовали план с администрацией района города.

4. Организовали и провели общественное обсуждение.

5. Утвердили план на собрании или конференции ТОС.

Позже планы заменили комплексными программами развития территорий. На городской конференции ТОС в 2019 году была одобрена инициатива включения этих программ в стратегию развития города в качестве отдельного документа. Разработчики стратегии согласились с активистами.

Окажите активистам поддержку

Активистам, которые захотят объединиться в ТОС, потребуется информационная, организационная, консультационная, методическая поддержка. Органы местного самоуправления могут предоставить ее различными способами.

Для поддержки общественных инициатив и ТОС органы МСУ могут создать муниципальные учреждения.

На заметку: Разместите информацию о региональной поддержке ТОС на официальном сайте муниципального образования и в местных СМИ

Наладьте взаимодействие с ТОСами

Для взаимодействия органов МСУ с ТОСами создайте в местной администрации или при главе муниципального образования специальные структуры. Это могут быть отделы, управления, советы, работающие на постоянной основе, или временные комиссии для реализации отдельных проектов. В состав таких комиссий и советов должны входить представители органов ТОС и местной власти.

ПРИМЕР 5. В Абакане, Ангарске, Бердске, Саяногорске, Сургуте, Кемерове, Удан-Удэ представители ТОС входят в состав различных общественных советов. В Кургане созданы координационные советы ТОС при главе муниципального образования. В Омске и Новосибирске кроме координационного совета создан экспертный совет по развитию ТОС.

Можно приглашать представителей ТОС на заседания и совещания в местную администрацию, чтобы обсудить аспекты взаимодействия или реализации совместного проекта или мероприятия. Возможны и другие формы совместной работы.

ПРИМЕР 6. В Омске должностные лица органов МСУ проводят выездные приемы граждан в комитетах ТОС. В ходе таких приемов инициативы граждан можно сразу обсудить с органами ТОС на предмет реализации.

Какие процессы создают стимулы для развития ТОС

Реализация национальных проектов в муниципальных образованиях может стать стимулом для организации деятельности ТОС.

Еще один стимул для создания новых ТОСов — преобразование муниципальных районов в муниципальные округа. Ликвидация поселений приводит к тому, что населенные пункты отдаляются от местной власти. Возможности решать вопросы местного значения на отдаленных территориях сокращаются. ТОС в этом случае может выступать альтернативой администрациям ликвидированных поселений, но лишь частично. ТОС не обладает властными полномочиями, не имеет бюджета, не может принимать общеобязательные для исполнения муниципальные акты.

Как повысить эффективность ТОСов

Рекомендация: Организуйте встречу представителей органов ТОС с членами общественных и добровольческих организаций и помогите в разработке проекта соглашения

Организуйте взаимодействие органов ТОС с общественными организациями и волонтерскими отрядами. Это позволит увеличить ресурсы при реализации целей и повысить эффективность работы ТОС. Взаимодействие возможно в рамках соглашений между ТОСами и этими организациями.

Некоторые активисты в Новокузнецке и Новосибирске совмещают должности председателя совета многоквартирного дома и председателя ТОС. Это также увеличивает ресурсы и возможности для реализации социальных проектов и решения проблем территории. В Ангарске, Красноярске, Саянске, Томске советы ТОС объединились с советами МКД. Объединение ресурсов и опыта положительно отразилось на решении местных задач. Вместе оказалось проще преодолеть пассивность и иждивенческие настроения местных жителей.

Важная деталь: Минус регистрации в качестве юрлица — необходимость вести бухучет и документооборот, сдавать отчетность

Порекомендуйте активистам зарегистрировать орган ТОС в качестве юридического лица. Тогда ТОС сможет предлагать свои проекты и получать ресурсы для их реализации через участие в грантовых конкурсах различных организаций. Кроме того, юридические лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать договоры как с органами МСУ, так и с другими юрлицами или гражданами. Наличие статуса юридического лица и счета в банке позволяет ТОС активнее привлекать финансирование для реализации своих проектов.

Повысить эффективность работы ТОС помогут современные технологии.

Проектируемые кварталы были определены заранее, их границы совпали с границами ТОС. Из числа студентов были определены модераторы. Они организовывали работу групп. Дискуссию в группах дополняла работа с тремя видами карточек — желательных, нежелательных и вероятных сценариев развития умных технологий. Среди желательных участники указали автоматизированные системы парковок, полезные и умные приспособления, улучшение экологической ситуации. Среди нежелательных — отсутствие человеческого общения и личных контактов, парковки вместо газонов, излишнее видеонаблюдение, потерю исторического наследия. Среди вероятных — ухудшение экологической ситуации, увеличение оттока жителей из города, усиление электронного контроля, развитие искусственного интеллекта, появление новых технологичных арт-объектов, использование возобновляемых источников энергии, появление новых видов транспорта. Результаты проведения мероприятия лягут в основу разработки документов стратегического планирования.

НАТАЛЬЯ МАЛЬКОВЕЦ, доцент кафедры экономики и управления Новокузнецкого института Кемеровского государственного университета, ответственный секретарь секции местного самоуправления Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

Читайте также: