Профессиональная деятельность водителя оценивается требованиями

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Методические рекомендации MP 2.2.0085-14
"Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 6 февраля 2014 г.)

Обозначения и сокращения

ВСР - вариабельность сердечного ритма

ЖКТ - желудочно-кишечный тракт

ИБС - ишемическая болезнь сердца

ИУПВ - интегральный уровень профессионального воздействия

ЛИАЗ - Ликинский автобусный завод

ЛТ - личностная тревога

МАЗ - Минский автомобильный завод

ПДК - предельно допустимые концентрации

РТ - реактивная тревога

СМОЛ - сокращенный многофакторный опросник личности

СОЭ - скорость оседания эритроцитов

УЗИ - ультразвуковое исследование

ФВД - функция внешнего дыхания

1. Область применения

Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы.

Среди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения. Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Экономическое развитие страны сопровождается увеличением парка транспортных средств и ростом численности работающих во всех подразделениях транспортного комплекса. Работники транспортной инфраструктуры в настоящее время составляют значительную часть работающего населения любого современного города. Несмотря на то, что за последние годы произошло некоторое улучшение технических данных автотранспортных средств, эксплуатирующихся на дорогах страны, труд водителя по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. В комплексе производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье, функциональное состояние и работоспособность водителей, наибольший вклад приходится на нервно-эмоциональное напряжение, повышенный уровень шума и вибрации, нагревающий микроклимат, загазованность и запыленность.

Усугубляют действие факторов рабочей среды внепроизводственные факторы, например такие, как малоподвижный образ жизни, наличие вредных привычек.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте в последние годы не имеет тенденции к снижению. При этом дорожно-транспортные происшествия наносят экономике страны значительный ущерб. Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Следует отметить, что водители автобусов часто оказываются в эпицентре транспортных проблем, поскольку работа по жесткому графику и установленному маршруту не позволяет избежать "пробок". Эта ситуация усугубляется и постоянной ответственностью за безопасность пассажиров. Из-за недостатка времени на осмотр водителей в начале и конце смены снизилось качество предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Не осуществляется надлежащий контроль условий труда и отдыха водителей. Это приводит к тому, что виновниками дорожно-транспортных происшествий часто являются водители в силу различных обстоятельств, в том числе и в результате нарушений состояния здоровья вследствие неблагоприятных условий труда. Вышеизложенное предъявляет повышенные требования к профессионализму лиц, осуществляющих движение автотранспорта, к надежности и безопасности их труда.

Под профессиональной надежностью водителя принято понимать его способность в течение определенного времени работать "без отказов", то есть без ошибок в управлении транспортным средством, без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения отдельных действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных систем организма и психики человека.

Условия труда водителя значительно увеличивают риск развития нарушений функции различных органов вследствие перенапряжения регулирующих систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), и при увеличении стажа могут стать причиной формирования ряда производственно обусловленных заболеваний (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, ожирение, патология опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта). Основные профессиональные заболевания водителей: шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия, мьппечно-тонические синдромы соответствующей локализации, вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" дает следующее определение: "Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан. с учетом тяжести этого вреда" (статья 2). Профессиональный риск - это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса.

Оценка риска нарушения здоровья работников от воздействия факторов производственной среды позволяет не только прогнозировать вредные эффекты воздействия, но и определить приоритетные, эффективные, менее затратные управленческие решения, обеспечивающие повышение работоспособности и надежности профессиональной деятельности водителей. Поскольку от работы водителей во многом зависит безопасность дорожного движения, большое значение имеет определение значимости отдельных профессиональных факторов, их экспозиции для оценки риска возникновения того или иного патологического процесса.

Для предупреждения нарушений состояния здоровья водителей автотранспортных средств необходимо применение методов ранней, донозологической диагностики. Это послужит основой для первичной профилактики нарушений здоровья. Объективный контроль состояния здоровья является основой для вторичной и третичной профилактики заболеваний при разработке комплекса оздоровительных мероприятий.

Настоящий документ предлагает алгоритм оценки и прогноза профессионального риска в группе водителей с использованием значимых профессиональных факторов, изменение которых качественно и количественно соотносится с показателями состояния здоровья и может влиять на профессиональную надежность данной группы работников.

В настоящих методических рекомендациях впервые предлагается комплексный клинико-гигиенический подход с применением математических алгоритмов в оценке профессионального риска нарушений здоровья водителей автотранспортных средств с целью обеспечения профессиональной надежности данной группы работников.

Внедрение метода позволит дифференцированно определять индивидуальные факторы профессионального риска, выявлять на ранних стадиях нарушения состояния здоровья водителей, целенаправленно планировать профилактические мероприятия, что будет способствовать сохранению их здоровья, высокой работоспособности и профессиональной надежности.

3. Формула метода

Методика оценки и прогноза профессиональной надежности риска развития профессиональной и производственно обусловленной патологии отличается применением комплексного клинико-гигиенического подхода и метода математического моделирования, включающего индивидуальную оценку профессионального риска.

4. Материально-техническое обеспечение

- стандартное оборудование санитарно-химической лаборатории;

- стандартное оборудование для проведения измерений физических профессиональных факторов;

- стандартное оборудование клинико-диагностической лаборатории;

- стандартное оборудование клинико-иммунологической лаборатории;

- стандартное оборудование биохимической лаборатории;

- стандартное оборудование кабинета функциональной диагностики;

- персональный компьютер для программной психодиагностики и статистической обработки материала.

4.2. Стандартные опросники теста СМОЛ, теста Спилбергера, теста Шульте.

5. Содержание метода

5.1. Профессиональный риск и методы его оценки в профессиональной группе водителей автотранспортных средств.

5.2 Первый этап оценки профессионального риска должен включать анализ факторов рабочей среды и трудового процесса. С этой целью следует использовать материалы изучения условий труда водителя, если возможно - в динамике за весь период его работы, в том числе по результатам аттестации рабочих мест.

5.3. Для получения более полной информации о состоянии воздушной среды в кабине водителя при проведении обследований пробы воздуха желательно отбирать непосредственно в зоне дыхания, с использованием персональных дозиметров в соответствии с Государственным стандартом СССР "Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" (ГОСТ 12.1.005-88 от 29 сентября 1988 г. N 3388).

5.4. На основании анализа уровней загрязнения и данных о токсичности веществ следует определить приоритетный перечень загрязнителей с учетом следующих показателей:

- кратность превышения допустимых регламентов (ПДК) содержания вещества в 1 воздуха рабочей зоны;

- отнесение вещества к 1- и 2-му классам опасности;

- наличие отдаленных эффектов воздействия - канцерогенного, мутагенного, эмбриотоксического, тератогенного;

- наличие веществ с однонаправленным действием.

5.5. Для организации мониторинга состояния воздушной среды в кабине водителей автобусов и расчета профессионального риска, связанного с их воздействием, приоритетными следует считать следующие ингредиенты, характерные для автомагистралей крупных городов:

- взвешенные вещества, оксиды углерода, азота, свинец, концентрации которых могут превышать ПДК;

- бенз(а)пирен, свинец, как относящиеся к 1-му классу опасности;

- диоксид азота, бензол, формальдегид, марганец, как относящиеся ко 2-му классу опасности;

- бенз(а)пирен, бензол, формальдегид, как канцерогенные вещества, относящиеся к 1-му классу по классификации Международного агентства по изучению рака - с достоверно установленной канцерогенной опасностью для человека.

5.6. При оценке уровня воздействия химических веществ и определении риска необходимо учитывать однонаправленное действие ингредиентов, при котором наблюдается суммирование эффекта:

- диоксидов азота, взвешенных веществ, формальдегида, углеводородов (), критическими органами при хроническом воздействии которых являются органы дыхания;

- свинца, оксида углерода, бензола, действующих на центральную нервную систему;

- бензола, оксида углерода, свинца, вызывающих изменения со стороны крови.

5.7. Количественная оценка риска для отдельных веществ проводится на основании расчета коэффициента опасности (HQ):

АС - средняя концентрация, (применительно к профессиональной группе водителей целесообразно определить среднегодовую концентрацию с учетом сменных и сезонных колебаний загрязнения воздуха на рабочем месте водителя);

- референтная (безопасная) или предельно допустимая концентрация, .

Допустимым считается уровень воздействия, если величина .

5.8. Для оценки неканцерогенного риска для водителей, обусловленного комбинированным воздействием смеси химических веществ, присутствующих в кабине водителя и обладающих однонаправленным вредным действием и/или воздействующих на одни и те же органы и системы организма, целесообразно использовать метод расчета индекса опасности (HI):

Допустимым считается воздействие смеси веществ, если величина . При превышении HI значения 1 вероятность возникновения вредных биологических эффектов возрастает.

5.9. Расчет канцерогенного риска (CR) от воздействия бенз(а)пирена, формальдегида, бензола и других проводится с использованием данных о величине экспозиции и значении факторов канцерогенного потенциала - фактора наклона, единичного риска - в соответствии с "Руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" (Р 2.1.10.1920-04).

Расчет показателей индивидуального канцерогенного риска с использованием фактора канцерогенного потенциала (slope factor - SF) проводится по следующим формулам:

UR - единичный риск при профессиональной экспозиции, ;

SF - фактор наклона или канцерогенного потенциала, мг/кг/день (прилож. 1);

- доля рабочих дней в году;

T - стаж работы, лет;

- доля продолжительности экспозиции к средней продолжительности жизни;

- доля легочной вентиляции за смену к суточной в .

CR = C x UR, где, (4)

CR - число дополнительных случаев рака за счет воздействия канцерогенных веществ в экспонируемой группе;

C - средняя концентрация за весь период производственной деятельности, .

5.10. Канцерогенный риск при комбинированном воздействии нескольких химических соединений рассматривается как аддитивный. Расчет суммарного канцерогенного риска проводится по формуле:

- общий канцерогенный риск при ингаляционном поступлении нескольких канцерогенных веществ;

- канцерогенный риск для j-го канцерогенного вещества.

Индивидуальный риск на уровне более и менее считается приемлемым для профессиональных групп. Индивидуальный риск более неприемлем для профессиональных групп.

5.11 С целью оценки профессионального риска от воздействия других факторов рабочей среды и трудового процесса следует проводить измерения шума, вибрации, микроклимата в кабине автомобиля, освещенности на рабочем месте водителя, тяжести и напряженности труда стандартными методами, применяющимися при гигиенических исследованиях, с определением классов условий труда в соответствии с "Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05).

5.12. Измерение факторов рабочей среды следует проводить на протяжении всего маршрута движения автобуса, поскольку на результаты измерения влияют особенности маршрута, интенсивность движения, качество дорожного покрытия, шумовой климат улицы, рельеф местности.

5.13. В качестве приоритетных физических факторов рабочей среды у водителей необходимо рассматривать:

- микроклимат в кабине автомобиля, который по степени вредности может оцениваться как вредный первой и второй степени (классы 3.1 - 3.2);

- уровни звука и инфразвука (при нормативах соответственно 60 дБА и 110 дБ лин. условия труда могут соответствовать на разных марках автобусов классам 2 - 3.2);

- уровни общей и локальной вибрации (виброускорение) (при нормативах соответственно 74 дБ и 109 дБ условия труда в зависимости от вида автотранспорта могут соответствовать классам 2 - 3.1).

5.14. При оценке тяжести труда следует учитывать рабочую позу, количество стереотипных рабочих движений за смену, статическую нагрузку при приложении усилий, прилагаемых к педалям, рычагу ручного тормоза, рулевому колесу, а также физические нагрузки при выполнении ремонтных работ.

5.15. Напряженность труда оценивается по эмоциональным, интеллектуальным, сенсорным нагрузкам, режиму труда и монотонности нагрузок.

5.16. С целью оценки профессионального риска для каждого представителя профессиональной группы водителей необходимо определить интегральный уровень профессионального воздействия (ИУПВ), который выражается количественно в условных единицах:

- для оценки воздействия химических веществ или их смеси, а также пыли -это коэффициент опасности (HQ) или индекс опасности (HI);

- для воздействия физических факторов и факторов трудового процесса - класс условий труда, оцененный в условных единицах - 2-й класс - 0 усл. ед., классы 3.1 - 1 усл. ед., 3.2 - 2 усл. ед., 3.3. - 3 усл. ед., 3.4 - 4 усл. ед., 4-й класс - 5 усл. ед.

5.17. При расчете ИУПВ необходимо учитывать возрастные коэффициенты (), вычисленные на основании данных о распространенности хронических заболеваний в группе водителей в различных возрастных группах. В табл. 1 они приведены для классов болезней, занимающих первые ранговые места, при этом за единицу принята заболеваемость, относящаяся к возрастной группе 40-49 лет.

Возрастные коэффициенты для расчета риска развития хронической патологии в группе водителей автотранспортных средств

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. обязан работать надежно.

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков.

Могут быть выделены следующие основные на­правления работы по обеспечению надёжности води­телей, поддержанию их профессиональных и психофизиологических качеств, изложенные в документах:

"Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях. " (см. прил. 6) и «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения. " (см. прил. 5).

Подбор водительских, кадров. Здесь в первую очередь учитывается:

- наличие водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;




- наличие справки о прохождении медицинского освидетельствования;

- соответствие квалификации, опыта и стажа работы водителя требованиям, установленным для конкретных перевозок. Так к управлению автобусами, "осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трёх последних лет (см. прил. 7), к перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортных средств данной категории не менее трёх лет [10].

Организация стажировки водителей.

- лица, впервые направленные на работу в качестве водителя после окончания учёбы;

- водители, переведённые на новый тип ТС;

- водители, переведённые на новый маршрут автобусных перевозок;

- водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года;

- водители, назначаемые для работы на горных маршрутах.

Стажировка должна проводиться в реальных условиях движения на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно.

Стажировка осуществляется под руководством водителя-наставника, который подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах на менее 5 лет, легковых и грузовых автомобилей - не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений ПДД, не совершивших за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебных заведениях и имеющих свидетельство водителя-наставника, и назначается приказом по предприятию. Водитель-наставник ведёт учет работы стажёра, заполняя стажировочный лист, в котором по завершению стажировки оформляется заключение о допуске стажёра к самостоятельной работе. Результаты стажировки заносятся в лицевую карточку водителя.

Продолжительность стажировки (до одного месяца) зависит от стажа работы водителя, срока перерыва, сложности перевозок и определяется индивидуально для каждого водителя. Водитель, не получивший допуск к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы или подлежит увольнению.

Поддержание и контроль состояния здоровья водителей обеспечивается за счёт прохождения периодического медицинского освидетельствования и контроля состояния водителей перед выездом на линию.

На предприятиях организуются предрейсовые медицинские осмотры водителей, а для водителей автобусов организуются предрейсовые и послерейсовые осмотры. Осмотры проводятся в соответствии с "Инструкцией о проведении предрейсовых осмотров" (прил. 12) медицинским работником или специально подготовленным инструктором по проведению профилактических осмотров водителей. При осмотрах осуществляется сбор анамнеза (опрос- водителя о его состоянии, настроении, жалобах), измерение температуры, артериального давления, частоты пульса, оценка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе. После осмотра в путевом листе ставится штамп о допуске к рейсу и подпись проверяющего. При отклонениях от нормального состояния штамп в путевом листе не ставится, и водитель направляется в лечебно профилактическое учреждение для экспертно-врачебного заключения. Данные о предрейсовом осмотре заносятся в специальный журнал (см. прил. 12).




Соблюдение режима труда и отдыха является важнейшим направлением по обеспечению надёжности водителя. Нормативы устанавливаются трудовым законодательством и "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" [прил. 13]. Продолжительность нормального рабочего времени -8 часов в сутки и 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учёт рабочего времени, при этом продолжительность работы не должна превышать 10 часов в сутки. В случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать доехать до места отдыха, продолжительность смены может быть увеличе­на до 12 часов.

Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов. Средняя эксплуатационная скорость автомобиля на междугородных перевозках установлена в настоящее время 49 км/ч, следовательно, максимальное задание, которое можно дать водителю по пробегу автомобиля, не нарушая его режим труда и отдыха, - 490 км за сутки.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, то в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

В состав рабочего времени водителя включается:

- время управления автомобилем;

- время остановок для кратковременного отдыха;

- подготовительно-заключительное время для вы­полнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию;

- время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя;

- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля.

В процессе трудовой деятельности водитель пользуется правом на отдых - это:

- кратковременный перерыв на отдых до 15 минут после трех часов непрерывного управления автомобилем (включается в рабочее время водителя), в дальнейшем такой отдых предоставляется не более чем через каждые 2 часа работы;

- длительный перерыв для отдыха и питания (0,5 - 12 часа) предоставляется не позднее чем через 4 часа после начала работы;

- ежедневный (междусменный) отдых не менее 11 - 12 часов;

- еженедельный отдых (выходные дни продолжительностью не менее 42 часов);

- отдых в праздничные дни;

Информирование водителей. Условно можно выделить два основных направления информирования.

1. Обеспечение водителей необходимой информацией об аварийной обстановке в регионе (городе, районе, области) включает сведения:

- - о наиболее характерных ДТП, обстоятельствах их возникновения;

- о местах концентрации ДТП в регионе, опасных условиях движения и работы на маршруте;

- о нарушениях ПДД и других норм БД. Указанная информация периодически (раз в квартал и непосредственно после тех или иных происшествий) доводится до водителей в форме занятий, бесед, а также с применением средств наглядной агитации (плакатов, схем, информационных листков).

2. Обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения на маршруте перевозок. Данная информация доводится до водителей в форме инструктажей и включает сведения:

- об условиях движения и наличии опасных участков;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при се­зонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов;

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности водителей по обеспечению БД.

Инструктажи регистрируются в специальном журнале текущих инструктажей. Возможна запись или постановка штампа в путевом листе "Осторожно гололед", "Осторожно туман" и т. п.

Кроме того, на предприятии должны быть организованы вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте (проводятся при приёме водителя на работу и при начале работы на новом месте), а также повторный (проводится не позднее шести месяцев после вводного).

Для водителя автобуса одним из способов представления информации об условиях движения на маршруте является выдача ему перед выездом на линию схемы маршрута с указанием опасных участков и рас­писания движения на маршруте.

Обеспечение условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей осуществляется путём организации ежегодных занятий с водителями по 20-часовой программе (прил. 14). Занятия организуются без отрыва от производства и обязательны для всех водителей. В ходе занятий изучаются основы безопасности управления автомобилем, причины и условия ДТП, особенности управления автомобилем в сложных дорожных условиях, типичные дорожные ситуации повышенной опасности, ответст­венность за нарушение норм и правил, действующих на транспорте.

О прохождении курса занятий и сдаче экзаменов делается отметка в личной карточке водителя. Предприятие имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе.

Задание:законспектировать ответы на указанный ниже вопросы, конспекты предоставить преподавателю на занятии для проверки и выставления оценки.

Проблемные вопросы для конспектирования:

1. Определение надёжности водителя?

2. Психофизиологические качества: пригодность, подготовленность и работоспособность?

3. Влияние квалификации, образования, стажа работы, и возраста на надёжность водителя?

Ответы на вопросы:

Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения.




Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность [3]. Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надёжной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга. Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведённых до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Профессионализм определяется также уровнем психологической подготовленности водителя, т. е. формированием у него психофизиологических свойств, которые обеспечивают надёжность работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надёжного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения. Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надёжности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Работоспособность снижается после приёма алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетённом состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создаёт угрозу возникновения ДТП. Обстоятельства, при которых возникают и протекают ДТП, чрезвычайно разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по их предупреждению. Кроме того, классификация видов происшествий приводит к единообразию учёта и возможности проведения успешного анализа на его основе.

г. Симферополь, ул. Маяковского , 14, лит. А, аудитория 204

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Минтранс вводит новые квалификационные требования к водителям и специалистам с 1 января 2021 года


Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2021 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2020 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.


КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАСАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?


ДЛЯ КАКИХ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ?


Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:

КАКИЕ НОВШЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ТРЕБОВНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 2021 ГОДА?


Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:

1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:

В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.

2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:

Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

3. Диспетчер:

В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.

4. Водитель:

В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:

  • Водитель, перевозящий пассажиров должен:
    • уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
    • знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.
  • Водитель грузового транспорта должен:
    • знать правила использования тахографов

Также установлено, что водитель грузового транспорта может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.

Учебный центр "Сфера охраны труда" осуществляет профессиональную переподготовку специалистов по безопасности дорожного движения, контролеров технического состояния автотранспортных средств в соответствии с актуальными квалификационными требованиями, а также проводит повышение квалификации водителей авторанспортных средств по различным направлениям, в том числе по оказанию первой помощи.

Подробная информация - по телефону:

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

О других многочисленных измнениях транспортного законодательсва, вступающих в силу в 2021 году, читайте в материале на нашем сайте.

Читайте также: