От момента когда водитель автомобиля заметит опасность до момента

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

На прошлом уроке мы познакомились с явлением инерции. Это явление вездесущее и происходит с любыми телами: большими и маленькими, живыми и неживыми. Ни одно тело мгновенно остановить нельзя, оно будет сохранять свою скорость.

Цель сегодняшнего урока – рассмотреть самые распространённые в повседневной жизни проявления инерции и их последствия, чтобы затем самостоятельно осознанно и правильно поступать с учетом знаний полученных сегодня на уроке.

Рассмотрим некоторые случаи проявления инерции.

Представьте себе, что вы едите на экскурсию в экскурсионном автобусе. Вы захотели пройтись по автобусу, постоять в проходе. Сопровождающий сделал вам замечание и попросил сесть на место. Разумны ли требования сопровождающего?

Давайте рассмотрим две ситуации (автобус резко трогается с места и автобус резко останавливается) и продемонстрируем это на опыте.

Если автобус резко трогается с места, то ноги пассажира, связанные трением с полом, начинают двигаться вместе с полом вперёд, а тело продолжает сохранять состояние покоя относительно земли. В результате пассажир откланяется в сторону, противоположную движению автобуса.

Наоборот, при резкой остановке автобуса ноги пассажира, связанные трением с полом, вместе с ним останавливаются, а тело продолжает двигаться относительно земли в прежнем направлении, поэтому пассажир отклоняется вперёд.

Итак, вы теперь понимаете разумность этого требования и будете, как положено, сидеть, а не стоять.

В правилах дорожного движения записано, что водитель и пассажиры обязательно должны быть пристёгнуты. Давайте послушаем, какие страшные беды бывают из-за инерции, если не пользоваться ремнями безопасности. Зачитывается заметка из газеты.

Задача № 1.

Ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от отклонения вперёд. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?

Задача №2.

Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

Задача №3.

От момента, когда водитель автомобиля заметит опасность, до момента, когда он примет необходимые для её избежания меры, проходит от 0,5 до 1 секунды.

Какой путь пройдёт автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, за время, соответствующее этим значениям?

На слайде № 7 показано как меняется тормозной путь в зависимости от скорости автомобиля.

Во время движения по дороге в темное время суток нет ничего более коварного, чем неожиданно наступившее ослепление. Водитель на некоторое время не видит дорогу.

Острота зрения человека в темный период времени в 20 раз хуже, чем днём.

Вот тут и оказывается роковым появление на проезжей части пешехода или препятствия. Считается, что на неосвещенных дорогах каждое десятое происшествие в темное время суток происходит из-за ослепления водителя автомобиля.

В правилах дорожного движения многих стран введены положения об обязательном ношении пешеходами одежды со световозвращающими элементами или катафотов при движении по дороге в темное время суток.

Задача №4.

Какой путь водитель проезжает “вслепую” при ослеплении на 10 секунд при скорости 50 км/ч и 80 км/ч?

Задача №5.

Определите минимальное безопасное расстояние до автомобиля, если ширина проезжей части 8м, его скорость 60 км/ч, а скорость пешехода 1м/с.

Легковой автомобиль движется со скорость 60 км/ч по сухой асфальтовой дороге. На проезжую часть неожиданно вышел пешеход. Водитель увидел пешехода и своевременно начал принимать все необходимые меры для остановки автомобиля.

Полный остановочный путь автомобиля при данных условиях равен 38 метров. Отсюда видно, что если водитель заметил пешехода за несколько метров, то остановить машину на безопасном расстоянии он не может.

На слайде № 10 показан тормозной путь автомобиля в зависимости от состояния проезжей части при одинаковой скорости движения.

Задача №6.

С какой целью конструкцией автомобиля предусмотрено, чтобы при нажатии на педаль тормоза автоматически загорались красные тормозные сигналы сзади автомобиля?

Задача №7.

Если автомобиль оборудован шинами с шипами, которые предотвращают скольжение по льду, на автомобиле устанавливают специальный знак (большая буква “Ш”).

Где находится этот знак – на переднем или заднем стекле автомобиля?

Если бы все участники дорожного движения, прогнозировали и предвидели появление опасных ситуаций и действовали безопасно, то проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране в настоящее время не стояла очень остро.

Ежегодно на дорогах Московской области происходит более 14 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает почти 100 и получает ранения около 1400 подростков в возрасте до 16 лет.

В условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой одну из главных проблем государства.

После обсуждения и решения задач учащиеся выполняют тест.

1. Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу?

А – Переходить дорогу под прямым углом к тротуару и не останавливаться без необходимости.

В – Как можно быстрее перебежать дорогу.

С – Медленно переходить дорогу.

2. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?

А – Сзади автобуса.

В - Спереди автобуса.

С - Дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу.

3. Как правильно и безопасно перейти дорогу, если на проезжей части не видно машин?

А – Остановиться на проезжей части, посмотреть налево и направо и только после этого - переходить, продолжая наблюдать.

В – Машин нет – значит можно переходить.

С – Быстро перебежать дорогу, пока на проезжей части нет машин.

4. Какие “бытовые” привычки опасны на дороге?

А – Разговаривать во время движения.

В – Внезапно выбегать из-за кустов, из-за угла дома или из-за других препятствий.

С – Все выше перечисленные привычки.

5. К противоположной стороне улицы подъезжает “твой” автобус. Твои действия?

А – Побыстрее перебежать дорогу, чтобы успеть на автобус.

В – Остановиться, посмотреть налево и направо и только после этого переходить дорогу, продолжая наблюдать.

С – Посмотреть налево и переходить дорогу.

6. Как ты будешь переходить дорогу, если опаздываешь?

А – Шагом.

В – Бегом.

С – Шагом, предварительно приостановившись для наблюдения.

7. Что должны, по возможности, предпринять пешеходы при движении по загородной дороге в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости?

А – Идти, по возможности придерживаясь правой стороны дороги, по ходу движения транспортного средства.

В – Идти навстречу транспортного средства, надеть яркую нарукавную повязку или прикрепить к своей одежде световозвращающие элементы.

С – Идти, придерживаясь правой стороны и освещая дорогу фонариком.

D – Имеет, если поблизости нет движущихся в его направлении автомобилей.

8. От чего зависит длина тормозного пути?

А – От массы и скорости автомобиля.

В – От состояния дороги.

С – От всех перечисленных факторов.

9. Водитель и пассажир транспортного средства, оборудованного ремнями безопасности, обязаны быть пристегнуты:

А – Только при движении по горным дорогам.

В – Во всех случаях при движении транспортного средства.

С – Только при движении по автомагистралям.

10. Имеет ли право пешеход переходить дорогу, если в основном светофоре включен зеленый сигнал, а в пешеходном – красный?

А – Не имеет права.

В – Имеет право.

С – Имеет, если поблизости нет движущихся в его направлении автомобилей.

Подведение итогов.

Мы, участники дорожного движения, должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью, предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. В этом нам помогут знания, полученные на уроках физики.

От момента, когда водитель автомобиля заметит опасность, до момента, когда он примет необходимые для её избежания меры, проходит от 0, 5 до 1 секунды.

Какой путь пройдёт автомобиль, движущийся со скоростью 60 км / ч, за время, соответствующее этим значениям?


60 км / ч = 60000м / 3600с = 16, 67м / с

5 до 1 секунды автомобиль пройдёт путь от 8, 33 до 16.


Какой путь пройдёт автомобиль , движущийся со скоростью 36 км / ч за 10с ?

Какой путь пройдёт автомобиль , движущийся со скоростью 36 км / ч за 10с ?


Какой путь проходит свободно падающая капля без начальной скорости за четвертую секунду с момента отрыва?

Какой путь проходит свободно падающая капля без начальной скорости за четвертую секунду с момента отрыва.


Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 54 км / ч выключает двигатель и тормозит?

Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 54 км / ч выключает двигатель и тормозит.

Автомобиль останавливается, пройдя путь 45 м.

Определите ускорение и время движения до остановки.


Определите ускорение автомобиля, если при разгоне за 15 секунд он приобретает скорость 54 км / ч?

Определите ускорение автомобиля, если при разгоне за 15 секунд он приобретает скорость 54 км / ч.

Какой путь он за это время проходит?


Ускорение автомобиля при разгоне составляет 2м / с2, Какой путь пройдет автомобиль за время t = 10c?

Ускорение автомобиля при разгоне составляет 2м / с2, Какой путь пройдет автомобиль за время t = 10c?

Чему равна скорость автомобиля в момент времени t = 10c?


Автомобиль двигаеться со скоростью 4 м / с и при торможении двигался с ускорением 1м / с ?

Автомобиль двигаеться со скоростью 4 м / с и при торможении двигался с ускорением 1м / с .

Какой путь пройден автомобилем за 5 секунд с момента торможения?


СРОЧНООО?

Известно время движущегося автомобиля 10 м.

За это время он прошел путь 109.

Найдите среднюю скорость движущегося автомобиля?


Водитель легкового автомобиля, движущийся равномерно со скоростью v = 90км / ч, на время t = 2с отвлекся от дороги и посмотрел в сторону?

Водитель легкового автомобиля, движущийся равномерно со скоростью v = 90км / ч, на время t = 2с отвлекся от дороги и посмотрел в сторону.

Как далеко за это время ушел автомобиль?


Какой путь пройдёт автомобиль движущийся со скоростью 36 км / ч за 10 с?

Какой путь пройдёт автомобиль движущийся со скоростью 36 км / ч за 10 с?


Водитель начинает тормозить в тот момент, когда спидометр автомобиля фиксирует скорость 72 км / ч?

Водитель начинает тормозить в тот момент, когда спидометр автомобиля фиксирует скорость 72 км / ч.

Через какое время автомобиль остановится, если он двигался с ускорением 2м / c?

Каким был его тормозной путь?

Вы находитесь на странице вопроса От момента, когда водитель автомобиля заметит опасность, до момента, когда он примет необходимые для её избежания меры, проходит от 0, 5 до 1 секунды? из категории Физика. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Пусть эта сила X Н По теореме Пифагора : 75 = √ (45² + X²) Возведем в квадрат : 75² = 45² + X² X² = 75² - 45² = (75 - 45) * (75 + 45) = 30 * 120 = 3600 X = √ (3600) = 60 Н Ответ : F₁ = 45 Н F₂ = 60 H.


Ну что все они очень твёрдые.


Вот эта формула Q - количество теплоты.


Очень легкая задачка! Ответ : 60 Н.


№ 1 x₁ = - 5 + 5 * t x₂ = 10 - 2 * t x₃ = 2, 5 № 2 x₁ = 1 + 3 * t x₂ = 1 - t.


V = Vo + at Vo = V - at t = V - Vo / a a - ускорение v - скорость Vo - начальная скорость.


Нет не одинаковы. В газированой воде есть углерод. В газообразном состоянии. А кипяток это просто нагретая вода которая испарается.


Воспользуемся формулой для расчета механического давления.


Можно взять 3 по 70 и 4 по 30 ^ 70 * 3 + 30 * 4 = 210 + 120 = 330 пФ.


Во втором стакане с горячей водой внутренняя энергия больше т. К. кинетическая энергия движения малекул больше за счет большей температуры, чем больше температура тем выше скорость движения малекул тем больше кинетическая энергия , а значит и внутре..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Цель: формирование представления об остановочном пути.

Задачи:

  • Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно;
  • Повторять правила дорожного движения на улице и дороге;
  • Развивать внимание, память;
  • Выработать чувства опасностей перед быстро движущимся транспортом;
  • Воспитывать осторожность, осмотрительность.

Ι. Организационный момент

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот,

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимателен

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

ΙΙ. Объяснение нового материала. Знакомство с остановочным путём транспортных средств.

  1. Повторение о видах транспортных средств и их назначении. Отгадывание загадок.

Что за чудо – этот дом,

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином? (автобус)

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех куда надо он быстро домчит,

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чём же мы с вами по городу едем? (трамвай)

На груди его звезда,

А над ним воздушных линий

Протянулись провода. (троллейбус)

Силач на четырёх ногах

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино. (грузовик)

В синем небе он летает,

Возит грузы и людей,

Там, где нет других путей. (вертолёт)

Виды транспорта: воздушный, морской, сухопутный, речной, железнодорожный.

- Какой транспорт перевозит пассажиров? (Автобус, .троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси и т.д.)

- Какой транспорт перевозит грузы и какие? (Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и др.)

- Какие машины помогают убирать улицы? (Снегоочистители, поливальные и др.)

ВложениеРазмер
opasnost_perehoda_pered_blizko_dvigayushchimsya_transportom.docx 253.82 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование представления об остановочном пути.

  • Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно;
  • Повторять правила дорожного движения на улице и дороге;
  • Развивать внимание, память;
  • Выработать чувства опасностей перед быстро движущимся транспортом;
  • Воспитывать осторожность, осмотрительность.

Ι. Организационный момент

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот,

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимателен

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

ΙΙ. Объяснение нового материала. Знакомство с остановочным путём транспортных средств.

  1. Повторение о видах транспортных средств и их назначении. Отгадывание загадок.

Что за чудо – этот дом,

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином? (автобус)

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех куда надо он быстро домчит,

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чём же мы с вами по городу едем? (трамвай)

На груди его звезда,

А над ним воздушных линий

Протянулись провода. (троллейбус)

Силач на четырёх ногах

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино. (грузовик)

В синем небе он летает,

Возит грузы и людей,

Там, где нет других путей. (вертолёт)

Виды транспорта: воздушный, морской, сухопутный, речной, железнодорожный.

- Какой транспорт перевозит пассажиров? ( Автобус, .троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси и т.д.)

- Какой транспорт перевозит грузы и какие? ( Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и др.)

- Какие машины помогают убирать улицы? (Снегоочистители, поливальные и др.)

  1. Рассказ учителя . Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущими машинами?

Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. При торможении транспортное средство проходит по инерции какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы наехать на пешехода. Положение усугубляется в ненастную погоду (дождь, гололёд, снег), когда дорога скользкая. В такую погоду переходить дорогу и улицу особенно опасно.

От скорости движения автомобиля зависит безопасность движения. Безопасной является скорость, которая обеспечивает остановку автомобиля до места опасности. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути или дистанция безопасности.

Остановочный путь – это расстояние, которое пройдёт автомобиль после того, как водитель заметил опасность, до момента, когда машина полностью остановится, не доезжая до места остановки. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути.

Одна секунда… много это или мало?

Для пешехода одна секунда – пустяк: шаг шагнуть.

А для водителя автомобиля та же секунда порой весьма серьёзная.

За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает больше 16 с половиной метров. А если её скорость 80 километров в час, то 22 метра.

Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же, всё равно спешит перебежать дорогу перед самым её носом.

Ему и невдомёк, что водитель при всём желании, при всём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, всё равно не успеет вовремя остановиться. Особенно в том случае, когда дорога скользкая или идёт под уклон. Тормозной путь при этом всё удлиняется и удлиняется. В результате при скорости 80 километров в час да на покрытой корочкой льда шоссе машина окончательно остановится только через 400 (!) метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра машина трудно управляема.

Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться сломя голову наперерез машинам.

Расстояние между вами и автомобилем должно быть таким, чтобы вы успели перейти через дорогу. Примерно такое расстояние между тремя фонарными столбами.

Вот почему и нет силы, которая моментально остановила бы движущийся автомобиль. От начала торможения, с момента нажатия на тормозную педаль, до полной остановки автомобиль проходит некоторое расстояние. Это путь торможения.

б) Ни одну машину остановить мгновенно нельзя. Запомни это навсегда!

Пусть, скажем, машина едет сравнительно медленно, делая не больше тридцати километров в час. И после того, как шофёр нажмёт до отказа на педаль исправного тормоза, она по инерции проскользит на неподвижных колёсах ещё метров семь-восемь.

А машина, идущая со скоростью шестьдесят километров в час, т.е. с той скоростью, которая разрешена легковым машинам на большинстве улиц города, проскочит не меньше тридцати метров.

И это на сухом асфальте и при неизношенных шинах, на которых ещё не стёрся выпуклый рисунок протектора. Именно этот рисунок цепляется за почву и останавливает машину.

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля. Что мы – водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

Стрелка спидометра, вздрагивая, показывает: 20, 30, 40. Мы едем со скоростью 40 километров в час – это достаточная и вполне умеренная скорость для езды по городу на легковом автомобиле…

С момента нажатия на педаль тормоза колёса начинают вращаться медленнее, даже останавливаются. Но автомобиль ещё не остановился. Путь, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки, называется путём торможения.

А путь, который проходит автомобиль с того момента, когда водитель заметил опасность, до полной остановки, называется остановочным путём.

Таким образом, остановочный путь равен пути, проходимому за время реакции водителя, плюс путь торможения.

Мальчик утёр рукавом последнюю слезинку и, заикаясь, попросил дяденьку милиционера, чтобы тот не говорил об этом случае папе с мамой и не сообщал в школу.

- Я больше никогда не буду бегать по улице…

А ведь всё могло кончиться иначе. Как? Попробуйте перечислить все возможные последствия поступка этого мальчика…

Мальчик мог получить увечье, мог остаться инвалидом.

Чтобы не наехать на мальчика, водитель мог бы повернуть направо или налево, будучи не в состоянии остановить машину, заехать на тротуар и наехать на пешеходов. Водитель мог бы свернуть с дороги, наехать на столб или здание, получить травму и т.д.

Чтение стихотворения И. Лешкевича. Работа над стихотворением.
Гололёд.
Февраль был тёплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут ещё снежку метель
На тротуар набросила.
Скользит автобус голубой.
Не зря шофер волнуется –
Ребята – школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой - от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается…)
на мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
- Почему так волновался водитель, завидев детей?
- Вспомните, что такое тормозной путь?
- Сравните тормозной путь в летнее и зимнее время. (Показ иллюстрации)

ΙΙΙ. Подведение итогов урока .

  1. Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль?
  2. Что такое путь торможения?
  3. Что такое путь, проходимый за время реакции водителя?
  4. Один автомобиль едет со скоростью 10 км/ч, а другой – 30 км/ч. Который из них остановится раньше, если водители станут тормозить одновременно?
  5. Почему нельзя перебегать дорогу перед приближающимся автомобилем?
  6. Когда и в каком случае легче остановить автомобиль: летом или зимой, на сухой или мокрой дороге?
  7. Почему при торможении автомобиля раздаётся визг тормозов?
  8. Есть ли у велосипедиста и у пешехода путь торможения?
  9. Если грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью. То который из них остановится после торможения раньше?

Дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный транспорт – зона повышенной опасности.

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об .


Презентация к уроку в 5 классе "Опасности на воде и водном транспорте".

В представленной работе рассмотрены вопросы: причины происшествий на воде, порядок поведения на воде в летний период, правила поведения на водном транспорте.

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Технологическая карта по биологии. Учебник Т.С. Суховой и Т.А. Дмитриевой для 6 класса раздел "Древние обитатели Земли бактерии".

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Технологическая карта к уроку "Можно ли сохранить себя и близких от воздействия опасных бактерий" 6 класс.


Презентация "Переходим дорогу" с шумом проезжающего транспорта и анимацией для уроков "ОБЖ", "СБО" и "Коммуникация" (школа VIII вида, I и II вариант обучения)

Презентция "Переходим дорогу" разработана для использования на уроках: "ОБЖ", "СБО", факультативе "Коммуникация" . С шумом проезжающего транспорта и анимирована.

разработка урока по ОБЖ "Современный транспорт - зона повышенной опасности", 5 класс

Тема: Современный транспорт – зона повышенной опасности.Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.Задачи.1.Обучающие: знакомство с понятиями «.

Как помочь человеку пережить смерть близкого человека? Часть вторая - Как избавиться от чувство выны перед умершим?

Почему возникает чувство вины перед умершим?Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна.Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механ.

Цели и задачи урока: формирование чувства опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; знакомство учащихся с понятиями тормозной и остановочный путь, опасная зона.

Материалы к уроку:

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля, что мы - водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

С момента нажатия на педаль тормоза колеса начинают вращаться медленнее, даже останавливаются, но автомобиль еще не остановился. Путь, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки, называется путем торможения или тормозным путемТ).

остановочный путь

ВложениеРазмер
reshenie_zadach_na_nahozhdenie_dliny_ostanovochno-go_puti.docx 57.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока: формирование чувства опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; знакомство учащихся с понятиями тормозной и остановочный путь, опасная зона.

Материалы к уроку:

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля, что мы - водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

С момента нажатия на педаль тормоза колеса начинают вращаться медленнее, даже останавливаются, но автомобиль еще не остановился. Путь, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки, называется путем торможения или тормозным путем (Р Т ).

А путь, который проходит автомобиль с того момента, когда водитель заметил опасность, до полной остановки, называется остановочным путем (Р ТL ).

Таким образом, остановочный путь (Р ТL ) = пути, проходимому за время реакции водителя (R Т ) + тормозной путь (Р Т ).

Автоинспектор записал имя мальчика, номер школы, домашний адрес и отпустил его домой.

А ведь все могло закончится иначе. Как? (Учащиеся перечисляют все возможные последствия поступка мальчика).

Мальчик мог получить травму, мог остаться инвалидом. Чтобы не наехать на мальчика, водитель мог бы повернуть направо или налево, будучи не в состоянии остановить машину, заехать на тротуар и наехать на пешеходов. Водитель мог бы свернуть с дороги, наехать на столб или здание, получить травму и т.д.

Но работа автоинспектора на месте происшествия этим не кончилась. Вернее, только началась. Надо было установить, с какой скоростью ехал автомобиль, придерживался ли водитель правил дорожного движения. Во-первых, автоинспектор измерил след торможения.

При расследовании причин дорожного происшествия это самое главное, ведь по тормозному пути можно установить скорость автомобиля.

Длина следа торможения составила 12 метров. Это - тормозной путь , путь, который прошел автомобиль с начала торможения до полной остановки. Затем автоинспектор вынул из папки таблицу, подсчитал и сказал водителю, что тот ехал со скоростью 40 км/ч. А мальчика на дороге он заметил в 20-25 метрах. Как он это узнал? Подсчитаем и мы.

Вспомним, что тормозной путь (Р Т ) + путь, проходимый за время реакции водителя ( R Т ) = остановочному пути ( Р ТL ). Длину тормозного пути мы уже знаем, он составляет 12 метров. Нужно узнать длину пути, проходимого за время реакции водителя. Допустим, что время реакции водителя - 1 секунда. Сколько метров пройдет автомобиль за одну секунду, если его скорость 40 км/ч?

1 час - это 60 минут, 1 минута - 60 секунд, значит 1 час = 3600 секунд.

1 километр = 1000 метров, 40 километров = 40 000 метров.

40000 : 3600 = 11,1 метров. Это и есть путь, проходимый за время реакции водителя (R Т ).

А длина остановочного пути (P ТL ):

12 м + 11,1 м = 23,1 м.

На расстоянии 23,1 метров водитель увидел бегущего мальчика. Если бы он заметил его на меньшем расстоянии, то последствия были бы печальными, несчастье стало бы неминуемым. При езде по ровной, сухой асфальтированной дороге со скоростью 40 км/ч водитель легкового автомобиля в состоянии остановить машину через 23 метра после того, как он заметил опасность. Это расстояние называется опасной зоной , сюда нельзя попадать никому. У каждого движущегося транспортного средства своя опасная зона впереди машины, длина этой зоны зависит от:

- скорости движения транспортного средства;

- от массы автомобиля;

- от профиля пути (ровность, наличие подъемов и спусков);

- от состояния покрытия и качества протектора на шинах.

Скорость движения и опасная зона

Чем больше скорость автомобиля, тем длиннее путь, проходимый им за одну секунду. С ростом скорости возрастает в первую очередь путь, который проходит автомобиль за время реакции водителя. Чем больше скорость, чем больше усилие, развиваемое в колесах, тем длиннее и тормозной путь, и опасная зона.

Длина опасной зоны в метрах на сухой асфальтированной дороге при различных скоростях легкового автомобиля:

Путь, проходимый
за 1 секунду времени реакции водителя ( R Т )

Тормозной путь (Р Т )

Опасная зона (P ТL )

Особенно трудно определить расстояние приближающегося автомобиля и приблизительную скорость его в сумерках, в темноте, в туман, в дождь и снегопад. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Пешеходы и водители не очень хорошо различают, что делается на дороге. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. При плохом освещении часто близкие предметы кажутся далёкими, а далёкие – близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, удаляющийся – за приближающийся, и наоборот. В темноте трудно определить по свету фар автомобиля, приближается он или нет. А если приближается, то с какой скоростью.

Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но всё равно ночное зрение значительно хуже дневного.

При плохом освещении, в сумерках, глаза плохо различают цвета. Например, красный цвет кажется тёмным и даже черным. Зелёный цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета. Прежде всего, становится виден зелёный, затем жёлтый и красный. К сожалению, не все пешеходы и водители это знают и не проявляют должной осторожности в темноте.

Вывод простой. В темноте при переходе улицы расстояние до приближающегося автомобиля должно быть больше, чем днём. Торопиться и днём нельзя, а в темноте тем более. Желательно в тёмное время не носить тёмную одежду. Если есть возможность, то надо использовать светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки, которые помогают водителям увидеть вас на большом расстоянии.

Вот как много всего надо знать и учитывать водителю, выбирая скорость движения своего автомобиля, а пешеходу – определяя расстояние до приближающегося автомобиля, если надо перейти дорогу.

Когда водитель выбирает скорость движения, он знает техническое состояние своего автомобиля и свои возможности. Поэтому ему известна и длина тормозного пути автомобиля.

Пешеход же не знает ни технического состояния приближающегося автомобиля, ни в каком физическом состоянии находится водитель, каковы его умение и опыт.

Значит, для пешехода очень важно, переходя дорогу, правильно выбрать расстояние до приближающегося автомобиля или другого транспортного средства. Нельзя переходить дорогу в тех местах, где водитель не ожидает появления пешехода на проезжей части, т.е. там, где нет пешеходного перехода. Пешеход обязан знать, где и как переходить дорогу, и выполнять эти правила очень точно.

Масса автомобиля и опасная зона

Чем больше масса транспортного средства, тем больше его энергия. Поэтому и получается, что при одной и той же скорости у различных транспортных средств разная длина тормозного пути, а, следовательно, и опасная зона. У грузового автомобиля играет роль вес груза, ведь автомобиль без груза легче остановить, чем груженый. Груз увеличивает тормозной путь грузового автомобиля примерно на одну треть

Состояние покрытия дороги и опасная зона

Самое большое влияние на длину пути торможения имеет состояние покрытия. Чем шершавее полотно дороги, тем лучше сцепление колес с дорогой. Когда при торможении колеса начинают вращаться медленнее, нет опасности скольжения. Для торможения это обстоятельство имеет огромное значение. У нас дороги покрываются асфальтобетоном, асфальтом, щебнем и гравием. Они имеют разную степень шероховатости. Водителям нравится больше всего асфальт, покрытый щебнем. Гораздо хуже гладкий асфальт. Асфальт, покрытый щебнем, можно сравнить с наждачной бумагой, а гладкий асфальт - с обычной бумагой, скажем, листом из тетради. Попробуйте провести пальцем по наждачной бумаге. Как-то само по себе происходит сцепление пальцев с бумагой. Иное дело с гладкой бумагой. Пальцы скользят по бумаге, сцепление гораздо хуже. Точно так же обстоит дело со сцеплением шин и дороги при различных покрытиях.

Особенно большое влияние на состояние покрытия имеют метеорологические условия. Лучше всего сцепление шин с дорогой при сухом покрытии. Сцепление сильно ухудшается при мокром покрытии.

Особенно обманчиво и представляет большую опасность для водителей и пешеходов начало дождя. Первые капли дождя, упавшие на дорогу, смешиваются с пылью и покрывают дорогу слизистым слоем. Это значительно ухудшает сцепление шин с дорогой, вождение автомобиля затруднено, на поворотах автомобиль может занести, резкий поворот рулевого колеса может вызвать боковое скольжение.

Когда начинается дождь, то в самом опасном положении оказываются мотоциклисты. Двухколесный мотоцикл становится трудноуправляемым, колеса начинают скользить, и мотоцикл может опрокинуться. Через некоторое время дождь смоет с дороги слизистый слой, сцепление шин с дорогой немного улучшится, но останется все же не таким хорошим, как прежде. Почему?

Все дело в том, что колесо автомобиля при вращении не может полностью вытеснить воду, попавшую в канавки протектора. Между шиной и полотном дороги остается слой воды, автомобиль едет как бы на водяной подушке и поэтому неустойчив. При быстрой езде кажется, что автомобиль как бы плавает на дороге. Это явление называется акваскольжением. По существу оно похоже на катание на водяных лыжах. Невероятно великая сила у дождевой капли на дороге. Она заставит скользить даже самый тяжелый грузовик. Чем больше износились шины, тем больше вероятность скольжения.

В несколько раз опаснее мокрой дороги дорога с укатанным снежным покрытием и особенно гололед. Тормозной путь тут возрастает особенно резко.

Дождь, снег и гололед - нежеланные спутники водителя. Тормозной путь, а также опасная зона возрастают на укатанной снежной дороге в два раза, а при гололеде - в пять раз. Остановить автомобиль зимой гораздо труднее, чем летом.

Много неприятностей причиняют водителям неосторожные пешеходы. Им кажется, что зимой так же просто остановить автомобиль, как и летом. Мы уже разъясняли, что это не так. Опасная зона впереди автомобиля теперь увеличена в несколько раз. А невнимательный пешеход, которому все это нипочем, переходит дорогу перед автомобилем, который, как ему кажется, еще довольно далеко. Водитель инстинктивно нажимает на педаль тормоза. Но так как сцепление колес с дорогой плохое, то колеса перестают вращаться, блокируются, машина же скользит дальше наподобие саней, не подчиняясь управлению рулем.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

Дети


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 813 169 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.01.2016 11678
  • DOCX 253.6 кбайт
  • 234 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Левша Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Российские школьники не примут участие в мировом исследовании PISA

Время чтения: 3 минуты

Роспотребнадзор смягчил меры по COVID-19 в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин подписал указ о выплатах для нуждающихся семей с детьми от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Школьник из Подмосковья научил ворон сортировать мусор

Время чтения: 1 минута

В России в 2022 году создадут около 5 тыс. школьных театров

Время чтения: 1 минута

Онлайн-семинар о привязанности к взрослому в жизни ребенка

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: