Особенности взаимодействия следователя с органами дознания гибдд по делам о дтп

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.

Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта, повлёкшее за собой дорожно-транспортное происшествие (ДТП), относится к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия, указанные в законе, к которым относятся: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.

Все ДТП подразделяются на следующие типы:

  • столкновение;
  • опрокидывание;
  • наезд;
  • наезд на препятствие (неподвижный предмет);
  • наезд на пешехода;
  • наезд на велосипедиста;
  • наезд на стоящее транспортное средство;
  • наезд на гужевой транспорт;
  • наезд на животное;
  • падение пассажира;
  • прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).

Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц — пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом и другим механическим транспортным средством.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это — результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

Быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных — одна из задач уголовного судопроизводства, которая конкретизируется в обязанностях следователя и органа дознания принятия мер к установлению события преступления и лиц, виновных в его совершении. Важным условием реализации этой публично-правовой обязанности органов расследования является взаимодействие следователя и органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений.

Объем полномочий и характер деятельности этих органов неодинаков, и взаимодействие осуществляется каждым из них в рамках своей компетенции и только им присущими методами и средствами.

Различие в объеме полномочий, в характере деятельности и средствах ее осуществления исключает какое-либо вмешательство следователя в оперативную деятельность органа дознания.

Успешное решение задач, возникающих перед следователем при расследовании преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, невозможно без его делового сотрудничества с другими подразделениями органов внутренних дел (ГИБДД, уголовным розыском, ОБЭП, ИЦ и иными службами), а также с такими государственными органами, как прокуратура, ФСБ, налоговая полиция, таможенная служба. Разумеется, степень участия перечисленных органов в расследовании данной категории преступлений различна. Это связано со спецификой их задач и компетенции. Необходимость координации деятельности названных служб и ведомств обусловлена наличием у них общих задач по борьбе с преступностью. Каждый из них в пределах своей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор необходимой информации, проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения. Нередко сам характер деяния предполагает необходимость согласованных действий различных служб и органов. Так, обще уголовные преступления, совершаемые с использованием авто- транспортных средств, бывают связаны с совершением других посяга¬тельств на государственную безопасность, государственные экономиче¬ские интересы и т. п.

Органы предварительного расследования

. Основные этапы развития органов предварительного расследования Как и старый суд и прокуратура, полицейский аппарат дознания и предварительного следствия царской России был уничтожен Октябрьской революцией. Хотя нужно отметить, что следователи введенные судебными уставами .

Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле — это сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении законности и правопорядка в пределах конкретной террито¬рии. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются при¬оритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных рейдов, проверок и т. д.

Под взаимодействием в узком смысле понимается координация дейст¬вий следователя с другими подразделениями органов внутренних дел и государственными органами по конкретным уголовным делам.

Целью данной дипломной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП, а также взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП путем реализации следующих задач:

1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;

2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;

3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.

4. Выявить особенности взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП.

При написании данной работы использовались различные учебно – методические, учебные материалы, а также периодическая литература, раскрывающая особенности взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП.

Примеры похожих учебных работ

Органы дознания (понятие и организация деятельности)

. в работе, можно сделать определенные выводы. Законодательство в п.24 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что органами дознания . о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним .

Административные процедуры по регистрации транспортных средств их содержание и проблемы .

. новых административных производств, в частности государственной регистрации транспортных средств (ТС). Целью работы является исследование проблем административных процедур по регистрации транспортных средств. В соответствии с поставленной .

Органы дознания и их полномочия

. строителей правового государства. Целью данной курсовой работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и .

Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

. средств; установление механизма следообразования, выявление, изучение, фиксация и изъятие следов преступления, а также объектов, на которых при последующих специальных криминалистических . МП; осмотр транспортных средств. Разновидностью осмотра .

Органы выявления и расследования преступлений в РК

. Акмолинский революционный трибунал и при нем следственная комиссия для производства предварительного расследования представленных трибуналу дел. Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей, которое осуществлялось судьями .

  • Недвижимость
  • Договор дарения
  • Доверенность
  • Арбитражный адвокат
  • Арбитражный процесс
  • Корпоративный адвокат
  • Корпоративное право
  • Защита бизнеса
  • Коммерческое право
  • Налоговые споры
  • Налоговое право
  • Банкротство
  • Таможенные споры
  • Таможенное право
  • Взыскание долгов
  • Коммерческое право
  • Исполнительное производство
  • Интеллектуальная собственность
  • Адвокатский аудит
  • Защита репутации
  • Представительство в суде
  • Антимонополия
  • Земельное право
  • Инвестиционные проекты
  • Раздел имущества
  • Авторское право
  • Страховые споры
  • Адвокат по ДТП
  • Адвокат по разводам
  • Налоговый адвокат
  • Трудовые споры
  • Уголовные дела
  • Наследство
  • Жилищные споры
  • Семейные споры
  • Личный адвокат
  • Защита прав потребителя

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.

Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта, повлёкшее за собой дорожно-транспортное происшествие (ДТП), относится к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия, указанные в законе, к которым относятся: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.

Все ДТП подразделяются на следующие типы:

  • столкновение;
  • опрокидывание;
  • наезд;
  • наезд на препятствие (неподвижный предмет);
  • наезд на пешехода;
  • наезд на велосипедиста;
  • наезд на стоящее транспортное средство;
  • наезд на гужевой транспорт;
  • наезд на животное;
  • падение пассажира;
  • прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).

Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц — пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом и другим механическим транспортным средством.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это — результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

Быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных — одна из задач уголовного судопроизводства, которая конкретизируется в обязанностях следователя и органа дознания принятия мер к установлению события преступления и лиц, виновных в его совершении. Важным условием реализации этой публично-правовой обязанности органов расследования является взаимодействие следователя и органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений.

Объем полномочий и характер деятельности этих органов неодинаков, и взаимодействие осуществляется каждым из них в рамках своей компетенции и только им присущими методами и средствами.

Различие в объеме полномочий, в характере деятельности и средствах ее осуществления исключает какое-либо вмешательство следователя в оперативную деятельность органа дознания.

Успешное решение задач, возникающих перед следователем при расследовании преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, невозможно без его делового сотрудничества с другими подразделениями органов внутренних дел (ГИБДД, уголовным розыском, ОБЭП, ИЦ и иными службами), а также с такими государственными органами, как прокуратура, ФСБ, налоговая полиция, таможенная служба. Разумеется, степень участия перечисленных органов в расследовании данной категории преступлений различна. Это связано со спецификой их задач и компетенции. Необходимость координации деятельности названных служб и ведомств обусловлена наличием у них общих задач по борьбе с преступностью. Каждый из них в пределах своей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор необходимой информации, проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения. Нередко сам характер деяния предполагает необходимость согласованных действий различных служб и органов. Так, обще уголовные преступления, совершаемые с использованием авто- транспортных средств, бывают связаны с совершением других посяга¬тельств на государственную безопасность, государственные экономиче¬ские интересы и т. п.

Органы предварительного расследования

. Основные этапы развития органов предварительного расследования Как и старый суд и прокуратура, полицейский аппарат дознания и предварительного следствия царской России был уничтожен Октябрьской революцией. Хотя нужно отметить, что следователи введенные судебными уставами .

Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле — это сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении законности и правопорядка в пределах конкретной террито¬рии. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются при¬оритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных рейдов, проверок и т. д.

Под взаимодействием в узком смысле понимается координация дейст¬вий следователя с другими подразделениями органов внутренних дел и государственными органами по конкретным уголовным делам.

Целью данной дипломной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП, а также взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП путем реализации следующих задач:

1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;

2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;

3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.

4. Выявить особенности взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП.

При написании данной работы использовались различные учебно – методические, учебные материалы, а также периодическая литература, раскрывающая особенности взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП.

Примеры похожих учебных работ

Органы дознания (понятие и организация деятельности)

. в работе, можно сделать определенные выводы. Законодательство в п.24 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что органами дознания . о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним .

Административные процедуры по регистрации транспортных средств их содержание и проблемы .

. новых административных производств, в частности государственной регистрации транспортных средств (ТС). Целью работы является исследование проблем административных процедур по регистрации транспортных средств. В соответствии с поставленной .

Органы дознания и их полномочия

. строителей правового государства. Целью данной курсовой работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и .

Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

. средств; установление механизма следообразования, выявление, изучение, фиксация и изъятие следов преступления, а также объектов, на которых при последующих специальных криминалистических . МП; осмотр транспортных средств. Разновидностью осмотра .

Органы выявления и расследования преступлений в РК

. Акмолинский революционный трибунал и при нем следственная комиссия для производства предварительного расследования представленных трибуналу дел. Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей, которое осуществлялось судьями .

  • Недвижимость
  • Договор дарения
  • Доверенность
  • Арбитражный адвокат
  • Арбитражный процесс
  • Корпоративный адвокат
  • Корпоративное право
  • Защита бизнеса
  • Коммерческое право
  • Налоговые споры
  • Налоговое право
  • Банкротство
  • Таможенные споры
  • Таможенное право
  • Взыскание долгов
  • Коммерческое право
  • Исполнительное производство
  • Интеллектуальная собственность
  • Адвокатский аудит
  • Защита репутации
  • Представительство в суде
  • Антимонополия
  • Земельное право
  • Инвестиционные проекты
  • Раздел имущества
  • Авторское право
  • Страховые споры
  • Адвокат по ДТП
  • Адвокат по разводам
  • Налоговый адвокат
  • Трудовые споры
  • Уголовные дела
  • Наследство
  • Жилищные споры
  • Семейные споры
  • Личный адвокат
  • Защита прав потребителя

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Министерство внутренних дел Российской Федерации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 июля 2003 года N 928


Об утверждении Инструкции по организации работы
по оформлению и рассмотрению материалов
о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с пострадавшими,
выполнению неотложных следственных действий
и оперативно-разыскных мероприятий

Во исполнение требований Уголовно-процессуального кодекса РФ и в целях организации работы по выезду следственно-оперативных групп на места дорожно-транспортных происшествий на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области

1. Утвердить Инструкцию по организации работы по оформлению и рассмотрению материалов о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с пострадавшими, выполнению неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий (см. приложение).

2. Начальникам горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

2.1. Дать указания руководителям служб ЭКО, ОУР, ГИБДД и дежурной части о проведении инструктажей личного состава и изучении прилагаемой Инструкции с принятием зачетов.

2.2. При поступлении информации из дежурной части УГИБДД в случаях невозможности неотложного прибытия сотрудников специализированного подразделения 5 отдела УОД МОБ ГУВД ответственность за своевременность незамедлительного выезда следственно-оперативных групп горрайорганов внутренних дел на места происшествий возложить на оперативных дежурных горрайорганов внутренних дел.

2.3. О проделанной работе доложить в УОД МОБ ГУВД до 31.07.2003.

3. Приказ довести до личного состава ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Начальник ГУВД
генерал-майор милиции
М.Ваничкин

Приложение
к приказу ГУВД
от 17.07.2003 N 928

Инструкция
по организации работы по оформлению и рассмотрению
материалов о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)
с пострадавшими, выполнению неотложных
следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий


Во исполнение требований норм УПК РФ при поступлении в дежурную часть горрайорганов внутренних дел сведений о ДТП с причинением вреда здоровью гражданам информация должна быть передана в районную ГИБДД и на место происшествия незамедлительно направлен экипаж ДПС.

- определяет число пострадавших; сравнительно оценивает степень тяжести их состояния; вызывает "скорую медицинскую помощь"; до ее прибытия или в случае невозможности вызова принимает меры к оказанию первой медицинской помощи и при необходимости организует доставку в медицинские учреждения; выясняет данные пострадавших;

- по прибытии "Скорой помощи" либо при доставлении пострадавшего в медучреждение уточняет у врача предварительный диагноз, который незамедлительно сообщает в дежурную часть УГИБДД и в ОВД по территориальности, а если ДТП произошло на территории, обслуживаемой строевым подразделением ГИБДД, то в дежурную часть строевого подразделения, приняв меры к установлению номера подстанции "Скорой помощи" и медицинского учреждения, в которое направлен пострадавший;

- устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в ДТП, и других причастных к нему лиц, обеспечивает их присутствие на месте ДТП до прибытия СОГ. В случае если водитель скрылся с места происшествия, незамедлительно информирует об этом дежурные части УГИБДД и РУВД для организации и проведения оперативно-разыскных мероприятий по "горячим следам";

- выявляет очевидцев ДТП и в обязательном порядке записывает их данные;

- принимает меры к сохранности и фиксации следов и предметов, которые имеют отношение к происшествию и в дальнейшем могут быть признаны вещественными доказательствами;

- докладывает прибывшему на место происшествия руководителю следственно-оперативной группы (следователю, дознавателю) полученные сведения и в дальнейшем действует по его указанию;

- при наличии погибших в результате ДТП по указанию руководителя СОГ через дежурную часть УГИБДД вызывает спецтранспорт для вывоза тел;

- по указанию руководителя следственно-оперативной группы (следователя или дознавателя) оказывает содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств до места их дальнейшего хранения (территориального УВД), при наличии у водителя признаков алкогольного или наркотического опьянения сопровождает его в медицинское учреждение на медицинское освидетельствование;

- организует в необходимых случаях движение транспорта в объезд, а при невозможности это сделать - фиксирует в присутствии двух понятых и участников происшествия расположение транспортных средств и следов, после чего принимает меры к возобновлению движения;

- выполняет иные действия, предусмотренные Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ N 297 от 20.04.1999;

- о проделанной работе составляет рапорт на имя начальника территориального РУВД (с указанием даты, времени, места ДТП, моделей и государственных номеров участвовавших в ДТП транспортных средств и фамилий водителей, бортового номера автомашины скорой медицинской помощи (при наличии последней на месте происшествия) и наименовании медицинского учреждения, в которое госпитализированы пострадавшие, предварительный диагноз (со слов врачей), а также с указанием о том, перемещались или нет транспортные средства);

- составляет статистическую карточку по дорожно-транспортному происшествию.

2. Начальник дежурной смены УГИБДД, дежурная часть УГИБДД с учетом предварительного диагноза врача "Скорой помощи" о полученных в результате ДТП телесных повреждениях (при наличии у пострадавшего переломов костей (кроме носа и ребер), ушибов головного мозга, повреждений внутренних органов и других телесных повреждений, которые влекут за собой вред здоровью не менее среднего, а также гибель человека) направляет на место происшествия экипаж 5 отдела УОД ГУВД, а также через дежурную часть ГУВД-РУВД-РОВД на место ДТП вызывает техника-криминалиста для выявления и фиксации следов. В случае если водитель с места происшествия скрылся, для организации и проведения оперативно-разыскных мероприятий "по горячим следам" на место происшествия подлежат направлению сотрудник прикомандированной группы при 6 отделе УГИБДД, а также (через дежурную часть территориального РУВД) сотрудник уголовного розыска, участковый уполномоченный милиции и инспектор по розыску районного ГИБДД.

Если в результате ДТП пострадавшему причинен вред здоровью не более легкого, дает указание инспекторам ДПС ГИБДД о самостоятельном оформлении данного дорожно-транспортного происшествия;

- в случае необходимости направляет на место ДТП сотрудников МЧС, автомобиль-эвакуатор, водолазов и т.д.

- протокол осмотра места происшествия (понятые должны присутствовать с самого начала выполнения следственного действия) - на бланке, предусмотренном приложением N 4 к УПК РФ. В протоколе обязательно должно быть зафиксировано: время суток, освещение, температура воздуха и погодные условия, место осмотра, состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, число полос для движения, наличие разделительного газона и трамвайных путей, дорожных знаков и светофоров, режим работы последних, высота бордюров, наличие разметки, обзорность из кабины водителя, наличие следов торможения, волочения и т.п., наличие осыпей грязи, осколков лакокрасочного покрытия, стекла и т.п., наличие следов соприкосновения транспортных средств с окружающими предметами и бордюрным камнем, наличие пятен крови, обрывков одежды, личных вещей пострадавших на проезжей части и примыкающей территории, наличие автотранспортных средств (модель, госномер, цвет), наличие заградительных решеток и пешеходных переходов.

Транспортные средства, следы торможения, волочения и т.п., пятна крови, положение тела, вещей пострадавшего, осыпи грязи, стекол, средства регулирования дорожного движения, пешеходные переходы привязываются к стационарным неподвижным ориентирам: жилым зданиям, мостовым сооружениям и т.п.

В том же протоколе описываются: транспортные средства с фиксацией явных видимых наружных механических повреждений, производится проверка технического состояния тормозной системы, рулевого управления, колес, осветительных приборов, проводится контрольное торможение на скорости 40 км/ч, о чем делается отметка в протоколе. Если были установлены факты наличия неисправностей тормозной системы или рулевого управления либо техническое состояние тр/средства не проверялось, то в протоколе осмотра в обязательном порядке фиксируются видимые наружные повреждения транспортного средства, наличие материальных ценностей, после чего транспортное средство доставляется к месту хранения (до принятия по нему процессуального решения) - территориальное РУВД-РОВД, где с копией протокола осмотра сдается под роспись ответственному лицу. В протоколе фиксируется информация, полученная от судмедэксперта и техника-криминалиста, после выполнения последними возложенных на них функций по работе на месте происшествия;

- схема, подписанная участниками ДТП и понятыми (ксерокопия рабочего варианта схемы в обязательном порядке приобщается к материалу проверки);

- справка о ДТП с заполнением всех предусмотренных граф, обязательным указанием установленных очевидцев.

Предметы, которые в дальнейшем могут быть признаны вещественными доказательствами, в соответствии с требованиями ч.3 ст.177 УПК РФ подлежат изъятию в ходе осмотра с обязательной фиксацией в протоколе, после чего они на месте осмотра должны быть упакованы, опечатаны и заверены подписями лица, производившего осмотр, и понятых. По возможности должны быть опрошены участники ДТП, очевидцы.

Материал о ДТП незамедлительно предоставляется оперативному дежурному территориального РУВД для регистрации в ЖУИ (рапорта инспектора ДПС о ДТП), при этом на документе указывается дата и номер регистрации, который скрепляется штампом оперативного дежурного РУВД.

В ближайший рабочий день материал о ДТП, в результате которого был причинен вред здоровью граждан, подлежит направлению с нарочным в ГАИ территориального РУВД - для проведения (после соответствующей регистрации) проверки и установления наличия либо отсутствия в действиях участников ДТП состава противоправного деяния (административного либо уголовно наказуемого).

В случае когда в результате ДТП последовала гибель его участников, сотрудником 5 отдела УОД МОБ ГУВД незамедлительно составляется рапорт в порядке ст.143 УПК РФ (приложение N 1 к УПК РФ) на имя начальника органа дознания о выявлении признаков преступления, предусмотренного ч.2 или ч.3 ст.264 УК РФ, после чего материал регистрируется в КУС территориального РУВД и с нарочным передается в УРППБД ГСУ при ГУВД СПб.

4. Оперуполномоченный уголовного розыска при работе по материалу о ДТП, повлекшем причинение не менее среднего вреда здоровью либо гибель его участников, если водитель скрылся с места происшествия, обеспечивает надлежащее оперативное сопровождение уголовных дел данной категории и проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий, направленных на:

- выявление и проверку лиц, подозреваемых в совершении преступления,

- установление и укрепление оперативных позиций на СТО, АТП, в частных авторемонтных мастерских, автостоянках, КАС, ГСК,

- установление очевидцев происшествия, а также лиц, причастных к совершению данного преступления,

- совместно с сотрудниками других служб выполняет поручения следователя о проведении иных оперативно-разыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления.

Другие члены СОГ (техник-криминалист, судебно-медицинский эксперт, инспектор по розыску ГИБДД, участковый уполномоченный и т.д.) на месте происшествия выполняют свои функциональные обязанности, направленные на выявление и закрепление всех возможных следов и раскрытие преступления, выполняют (в своей компетенции) поручения руководителя СОГ, о проделанной работе составляется рапорт на имя начальника органа дознания.

5. Инспектор по дознанию ГИБДД РУВД, получив материал ДТП, при наличии в действиях участников дорожного движения признаков нарушения Правил дорожного движения, повлекших указанное дорожно-транспортное происшествие, в соответствии с главами 26-28 КоАП РФ возбуждает административное производство и проводит по нему административное расследование, в ходе которого получает объяснения с участников ДТП и очевидцев, суждение СМЭ о степени тяжести вреда, причиненного здоровью пострадавших, при необходимости (а в случае наезда на движущегося или внезапно остановившегося пешехода в обязательном порядке) получает суждение специалиста-автотехника (на базах ЭКУ ГУВД или Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы).

Если в результате административного расследования будут выявлены признаки преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, то в соответствии с п.п.3 абзаца 2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ выносит постановление о прекращении административного производства по делу и передаче материалов по подследственности (в орган дознания, следствие или прокуратуру), после чего в порядке ст.143 УПК РФ (приложение N 1 к УПК РФ) составляет рапорт об обнаружении признаков преступления с указанием допущенных участником дорожно-транспортного движения нарушений пунктов Правил дорожного движения, который регистрируется в КУС территориального РУВД-РОВД.

Если в ходе проведенной проверки инспектор по дознанию ГИБДД РУВД, исчерпав свои процессуальные полномочия, из-за противоречий в показаниях участников ДТП и очевидцев не установит наличие признаков противоправного деяния в действиях конкретного лица - участника дорожно-транспортного движения, рапорт в порядке ст.143 УПК РФ составляется по факту ДТП с участием конкретных водителей - участников данного ДТП. Данные материалы, а также материалы, по которым установлено конкретное лицо, нарушившее Правила дорожного движения, при наличии признаков преступления, предусмотренного ч.1 cт.264 УК РФ, после регистрации в КУС РУВД передаются начальнику органа дознания для незамедлительного поручения сотрудникам отдела дознания УВД.

Если в ходе первоначальной проверки будет установлено, что лицо, нарушившее Правила дорожного движения и совершившее ДТП, которое повлекло причинение не менее среднего вреда здоровью граждан, скрылось с места происшествия, то материал после организации разыскных мероприятий и надлежащей регистрации в КУС подлежит незамедлительной передаче в СУ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица по соответствующей части ст.264 и ст.265 УК РФ (т.к. в соответствии с ч.2 ст.223 УПК РФ дознание производится по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, а в соответствии с ч.2 ст.151 УПК РФ расследование преступлений, предусмотренных ст.265 УК РФ, отнесено к подследственности органов предварительного следствия) .

Если в ходе проверки будет установлено, что причинен вред здоровью не более легкого, то инспектором по дознанию ГИБДД принимается решение о применении к нарушителю установленных законом мер административного воздействия.

6. Сотрудником ОД РУВД в срок до 3 суток (при необходимости срок проверки может быть продлен начальником органа дознания, но не более чем до 10 суток) должно быть принято решение в порядке ст.145 УПК РФ.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица (либо по факту дорожно-транспортного происшествия с участием конкретных водителей) по признакам преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ, и согласования принятого решения с надзирающей прокуратурой дознаватель уведомляет об этом заинтересованных лиц, затем в установленные законом сроки проводит дознание, выполняет все необходимые следственные и процессуальные действия (допросы участников ДТП, свидетелей, осмотр и признание вещественными доказательствами изъятых предметов, а также транспортных средств, назначение и получение заключений необходимых экспертиз (судебно-медицинской, технической, дактилоскопической, автотехнической и др.), при этом с постановлениями о назначении экспертиз и заключениями экспертиз своевременно (чтобы участники процесса имели возможность как заявить (подозреваемые, потерпевшие), так и рассмотреть (дознаватель) ходатайство по данному следственному действию) должны быть ознакомлены подозреваемые (потерпевшие в случае изъявления желания имеют право на ознакомление с постановлением о назначении и заключением судебно-медицинской экспертизы в отношении них), после чего по делу принимается предусмотренное законом решение: о направлении его с обвинительным актом в суд, о прекращении по основаниям, предусмотренным УПК РФ, либо о передаче в прокуратуру для решения вопроса о направлении по подследственности.

Следователь СУ (ГСУ) проводит по уголовному делу расследование в соответствии с нормами УПК РФ.

Оформление материалов о ДТП данной категории, совершенных на территории Ленинградской области, при поступлении соответствующей информации из дежурных частей ОВД-ГОВД осуществляется сотрудниками СОГ (дознавателем или следователем) территориальных УВД совместно с сотрудниками строевых подразделений УГИБДД, если ДТП произошло на обслуживаемой ими территории, либо с сотрудниками территориальных ОГИБДД. После чего проверка проводится в соответствии с п.п.3-7 настоящей Инструкции.

Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Текст документа сверен по:
рассылка

Об утверждении Инструкции по организации работы по оформлению и рассмотрению материалов о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с пострадавшими, выполнению неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий

Понятие и правовое обоснование процесса дознания, его принципы и задачи, порядок взаимодействия следователя с органами дознания. Процессуальная и организационная форма проведения дознания, их отличительные признаки, возможности и условия применения.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.09.2009
Размер файла 53,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим. При осмотре места происшествия большое значение имеет правильное распределение обязанностей среди лиц, участвовавших в его проведении, четкое определение характера их действий, своевременное взаимное информирование. В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Паутова Т.А. Правовое регулирование взаимодействия следователей органов внутренних дел с другими службами и подразделениями при осмотре места происшествия // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы Второй международной научно-практической конференции. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2004. - С. 89.

Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступлении получают от участковых уполномоченных. Ведомственными нормативными актами закреплено, что участковый уполномоченный милиции прибывает первым на место происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он информирует следователя и оперативных работников и характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес; исполняет поручения руководителя СОГ. Участковый уполномоченный, не будучи специалистом, как правило в осмотре участия не принимает. Следователь обязан решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и задержанию преступника. Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть.

Неправильная организация взаимодействия на данном этапе способна породить неправильное применение уголовно-процессуального закона.

3.2 Взаимодействие следователя с органами дознания на стадии предварительного расследования

Законодатель и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Процессуальными формами являются:

- поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий;

- содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий;

- уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника.

- возбуждаемые по материалам оперативной проверки;

- возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не установленными.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий.

Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

- пределами самих поручений;

- кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

В первом случае прямых указаний об этих пределах уголовно-процессуальный закон не содержит.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций. Практически такое положение несущественно потому, что следователь физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю совокупность следственный действий, диктуемых конкретной ситуацией. Имеются в виду не только сложные или большие по объему дела. Что касается остальных следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач. Плеснева Л.П. Условия взаимодействия следователя с органами дознания // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - Барнаул: 2004. - С. 92

Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания.

В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться:

- в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий;

- в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия;

- в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;

- в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий;

- в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных следственных действий;

- в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий.

Рассмотрим каждую из указанных форм:

Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного проведения следователем отдельных следственных действий. К этой группе форм содействия относятся:

- оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания.

- оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где будет проводиться обыск.

- сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием;

- сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда имеются основания опасаться эксцессов со стороны данного лица.

Непосредственное участие оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия. УПК РФ не содержит прямых указаний о праве следователя привлекать работников органа дознания к непосредственному участию в производстве отдельных следственных действий. Однако он может привлекать их к такому содействию. Участвуя в производстве того или иного следственного действия, работники органа дознания выполняют часть работы, входящей в содержание этого действия. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. - 2003.

Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве следователем отдельных следственных действий. В качестве таких специалистов чаще всего выступают эксперты-криминалисты. Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве осмотра места происшествия. Какими бы хорошими познаниями ни обладал следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и предметов, могущих быть вещественными доказательствами по делу. Кроме того, участие специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для более тщательного изучения и описания места происшествия. Второе место по степени оказания содействия занимают работники ГИБДД. Они участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о ДТП, а также при производство следственного эксперимента. Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам о поджоге и преступном нарушении противопожарных правил, составляют работники государственной противопожарной службы.

Представление органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий. Хотя на практике научные и технические средства при производстве отдельных следственных действий преимущественно применяются специалистами-криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя, электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находящуюся в ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру.

Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователя возможностью производства отдельных следственных действий. Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является доставление приводом обвиняемого (ст. 147 УПК) и свидетеля (ст. 73 УПК) в случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе производства таких следственных действий, как освидетельствование и получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях, когда, например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться освидетельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потерпевшей при изнасиловании или получении образцов крови, необходимых для сравнительного анализа, а без этого установить истину по делу не представляется возможным.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий. Необходимость в оказании этого содействия возникает при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так, органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов и т.п. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. - 2003.

Оперативно-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его привычках, склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех уловках, к которым он может прибегнуть на допросе. Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно продумать как пути и способы ее использования, так и линию собственного поведения при производстве того или иного следственного действия. Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Данная процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых, применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов внутренних дел возбуждают сами. Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, как правило, возбуждались ими же.

Заключение

Очевидно также, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций. Практически такое положение несущественно потому, что следователь физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю совокупность следственный действий, диктуемых конкретной ситуацией. Имеются в виду не только сложные или большие по объему дела. Что касается остальных следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач.

Положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.

Не менее важная и ответственная роль в управлении принадлежит руководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудникам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства органом либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.

В заключение данной работы мне хотелось бы сказать, что в данное время взаимодействие различных служб в органах внутренних дел находится на невысоком уровне.

А именно взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы не изменяя структуры и состава служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее оборудование, что особенно актуально в настоящее время.

Если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами эффективность работы возрастет в несколько раз.

Хочется отметить, что проблема взаимодействия в ОВД, а в частности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия требуют дальнейшего исследования с внедрением передового научного опыта в практическую деятельность ОВД, чем нам в скором времени и предстоит заняться.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, №237, СЗ РФ от 17.10.2005, №42, ст. 4212.

Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 24.12.2001, №52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 31.07.2006, №31 (1 ч.), ст. 3452.

Читайте также: