Особенности мсо при дтп

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 20.09.2024

К особенностям транспортных аварий (катастроф) и отягощающим факторам, возникающим в их результате, можно отнести:

· тяжелые телесные повреждения, которые сопровождаются шоком и часто заканчиваются гибелью пострадавших;

· несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что приводит к запаздыванию помощи, росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

· отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств, что увеличивает время до оказания эффективной медицинской помощи;

· трудность в выявлении пострадавших и их численности на месте аварии или катастрофы, сложность в организации массовой эвакуации в медицинские учреждения с учетом специфики транспортировки и последующего лечения – это осложняет принятие решения о потребных силах и средствах для оказания медицинской помощи и последующей эвакуации;

· усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;

· необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств на месте катастрофы (часто на больших площадях);

· необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, оказание медико-психологической помощи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и отправки погибших к местам их захоронения;

· необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

Для осуществления эффективного медико-санитарного обеспечения ЧС на транспорте необходимо помнить, что подготовка к ликвидации ЧС должна начинаться задолго до ее возникновения. С этой целью заблаговременно разрабатывается план по предупреждению ЧС и ее ликвидации.

В плане применительно к ЧС транспортного характера все транспортные магистрали разбиваются на определенные участки – зоны обслуживания (ответственности). Согласно этому делению ближайшие ЛПУ должны определить объем необходимых медико-санитарных мероприятий и подготовить необходимые силы и средства для ликвидации медико-санитарных последствий возможных дорожно-транспортных ЧС в зоне их ответственности.

В организации помощи в зоне катастрофы основную роль необходимо отводить местным органам власти и близлежащим лечебно-профилактическим учреждениям, фельдшерско-акушерским пунктам, осуществляющим доврачебную, первую врачебную и по возможности остальные виды медицинской помощи.

В очаге поражения или вблизи от него пораженным оказывают первую или доврачебную помощь. В том случае, если в это место прибывают врачебные бригады, возможно выполнение отдельных элементов первой врачебной помощи. Далее пораженных эвакуируют в ближайшие лечебные учреждения, где в зависимости от возможностей им оказывают первую врачебную, квалифицированную, а в части случаев – специализированную медицинскую помощь.

Если район чрезвычайной ситуации находится на большом расстоянии от лечебно-профилактического учреждения, развертывают двухэтапную систему лечебно-эвакуационного обеспечения.

Для оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях создают систему быстрого реагирования при ДТП, спасения пострадавших и оказания им высокопрофессиональной экстренной медицинской помощи на месте происшествия и в стационаре. Обязательным элементом данной системы должен быть медицинский вертолет. Основные задачи системы быстрого реагирования:

· точная и своевременная информация о характере происшествия, количестве пострадавших и доступности медицинской помощи;

· быстрое извлечение пострадавших из поврежденных автомобилей спасателями, имеющими на оснащении соответствующие технические средства;

· оказание неотложной медицинской помощи на месте происшествия и немедленная эвакуация пострадавших в специализированные медицинские учреждения авиационным или автомобильным санитарным транспортом;

· заблаговременное определение лечебных учреждений, осуществляющих госпитализацию пострадавших при ДТП;

· оборудование вертолетных площадок при лечебных учреждениях, принимающих пострадавших;

При некоторых транспортных катастрофах медицинскую помощь оказывают штатные силы и средства, входящие в организационную структуру соответствующих министерств или ведомств.

В 2010 году создана в 14 субъектах РФ трассовая служба, в том числе за счет штатных формирований ТЦМК, позволяющая прибытие медицинских бригад к месту ДТП на 50%.

Повышению эффективности медицинского обеспечения пострадавших при ДТП ЧС на догоспитальном периоде, способствует совместная согласованная деятельность СМК и скорой медицинской помощи.

Первый медицинский работник (врач, фельдшер), прибывший в зону ЧС, организует медико-санитарное обеспечение (при крупных ЧС создается оперативная группа, которая немедленно выезжает в зону ЧС). Медицинский работник, первым прибывший в зону ЧС, оценивает медико-санитарную обстановку, организует встречу прибывших медицинских сил и средств, ставит им конкретные задачи и руководит работой до прибытия в район транспортной ЧС официально назначенного руководителя работ.

В большинстве транспортных аварий на месте, где получено поражение, или вблизи от него пострадавшим оказывается первая или доврачебная помощь; в случае, если в зону ЧС прибывают врачебные бригады, ими могут выполняться отдельные элементы первой врачебной помощи.

Основными задачами медицинской службы на данном этапе являются:

· организация сортировки пострадавших;

· оказание медицинской помощи;

· при недостатке медицинских кадров – руководство оказанием первой помощи;

· назначение ответственного лица для составления пофамильного списка эвакуируемых пострадавших с обязательной отметкой, каким транспортом (номерные знаки) отправлен пострадавший.

Эвакуация пораженных с места ЧС, как правило, начинается автомобилями скорой медицинской помощи с наращиванием сил и средств за счет прибывающего автотранспорта ЛПУ, попутного транспорта, привлекаемого к эвакуации сотрудниками ГИБДД, транспорта спасательных отрядов, а также региональных центров медицины катастроф.

Эвакуация пострадавших из зоны аварии, удаленной от населенных пунктов, осуществляется авиацией, в том числе и санитарной. Для выноса и погрузки привлекается персонал спасательных подразделений, непострадавшие участники аварии, местное население.

В рамках сохранения жизни пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествиях в гражданской авиации созданы специальные формирования: поисково-спасательная служба и аварийно-спасательные команды. Укомплектованность этих формирований медицинскими силами и медико-санитарным имуществом должна соответствовать структуре санитарных потерь и объему оказываемой помощи.

На территории объектов гражданской авиации медико-санитарное обеспечение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ организует начальник медицинской службы, а в районе ответственности – начальник медицинского учреждения предприятия или учебного заведения гражданской авиации.

Аварийно-спасательную команду аэропорта формируют из работников авиационно-технической базы, медсанчасти и охраны аэропорта. Задачи этой команды – спасение пассажиров и экипажа воздушного судна при авиационном происшествии, оказание медицинской помощи пострадавшим, ликвидация пожара. В состав аварийно-спасательной команды входит медицинский расчет, формируемый из медицинских работников медсанчасти (амбулатории, здравпункта), выполняющий свои профессиональные функции самостоятельно и согласно инструкции во взаимодействии с ЛПУ других ведомств.

Вместе с тем при авиационной катастрофе широко используют скорую медицинскую помощь города, вызываемую диспетчерской службой аэропорта.

Оказание помощи и спасение на море строго регламентированы международными конвенциями, предписывающими государствам не только оказывать помощь терпящим бедствие на море, но и заключать региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами. При авариях на судах, находящихся в море, сложности оказания медицинской помощи резко возрастает из-за того, что в первые часы (а возможно, и сутки) медицинскую помощь оказывает только штатная медицинская служба судна. Привлечение для оказания помощи медицинских сил и средств извне требует определенного времени, так как передвижные медицинские формирования могут находиться на большом расстоянии от места аварии.

По этой причине медико-санитарное обеспечение при авариях судов в море во многом зависит от организации поисково-спасательных работ, степени подготовки органов управления медицинской службой, специальной подготовки медиков на судах, а так же медицинской подготовки команды судов. Отсюда следует, что при организации медицинской помощи в фазе изоляции особое внимание следует уделять само- и взаимопомощи, а также помощи силами персонала судна. Первая врачебная помощь в большинстве случаев может быть организована по прибытии спасательных средств (водные или вертолетов). Пораженных доставляют на берег, где организуют и проводят неотложные мероприятия первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи.

В случае ЧС на железной дороге первичная информация с определенными медицинскими сведениями доводится прежде всего до главного (дежурного) врача железнодорожной больницы по месту стоянки аварийно-восстановительного поезда и до начальника (заместителя) врачебно-санитарной службы железной дороги. На место происшествия в составе аварийно-восстановительного поезда следует санитарный вагон с соответствующим оснащением, экипировкой и медицинской аварийной бригадой, способной оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

Эвакуируемых пораженных сопровождает врачебно-сестринский состав.

Психические последствия ДТП

ДТП может привести к психологическим проблемам или даже развитию серьезных психических нарушений.

Тяжесть последствий зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальных личностных особенностей; дополнительных факторов к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Острое стрессовое расстройство развивается в пределах четырех недель после травмирующего события и длится, как минимум, два дня, а как максимум - четыре недели. Если симптоматика сохраняется дольше, то исходом будет посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

ПТСР - это специфическая, отсроченная во времени форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся воздействием стресс- факторов, выходящих за пределы жизненного опыта личности, субъективно воспринимаемые как необычные и вызывающие сильные эмоциональные реакции.

ПТСР возникает, когда есть 2 фактора:

· человек пережил или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьезным ранением - угрозой физической целостности своей или других людей;

· событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса.

Основными признаками ПТСР являются:

· психогенная амнезия, т.е. неспособность вспомнить о важных аспектах травмы;

· нарушения сна (затруднение засыпания);

· раздражительность или вспышки гнева;

· затруднение концентрации внимания;

· повторные переживания горя при воздействии ситуаций, ассоциирующихся со стрессором;

· стремление избегать ситуаций, напоминающих стрессор;

· повышенный уровень настороженности, сверхбдительность, постоянное ожидание угрозы;

· гипертрофированная реакция испуга;

· чувство отсутствия перспективы в будущем;

· чувство отстраненности, или отдаленности от других людей.

Исход травматического стресса и разовьется ли ПТСР зависит не только от физиологического состояния человека, предшествовавшего ДТП, но и от психологических факторов (когнитивного оценивания ситуации ДТП, негативных ожиданий и прогнозирования последствий ДТП, наличия психологических механизмов успешного совладания со стрессом), социальных факторов (степень материального ущерба, виновность и ответственность в ДТП, эмоциональная поддержка ближайшего окружения), а также, безусловно, была ли оказана человеку профессиональная психологическая, психотерапевтическая помощь.

1. Сахно В.И.,Захаров Г.И., Карлин Н.Е. и др. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие - СПб: Издательство ФОЛИАНТ, 2003. - 247 с.

2. Медицина катастроф. Курс лекций: учеб. [пособие для мед. вузов] / Левчук И.П., Третьяков Н.В.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2012.-240с.

Порядок оказания медицинской помощи поражённым на месте любой катастрофы и во время их транспортировки едины. В период изоляции, когда пострадавшие в зоне ЧС предоставлены сами себе, основной принцип их действий — оказание само- и взаимопомощи. Продолжительность периода изоляции зависит от срока прибытия спасательных и медицинских сил извне и может составлять от нескольких минут до нескольких часов. К примеру, при железнодорожных катастрофах в Арзамасе, Башкирии, Бологое, Свердловске этот период продолжался от 30 мин до 2,5 ч.

Накопленный опыт свидетельствует о том, что при железнодорожных катастрофах в наложении повязок на раны нуждаются около 4 % поражённых, во введении аналгезирующих средств — 50 %, в транспортной иммобилизации — до 35 %, в эвакуации на носилках или щите — 60—80 %.

В организации помощи в зоне катастрофы основную роль необходимо отводить местным органам власти и близлежащим лечебно-профилактическим учреждениям, фельдшерско-акушерским пунктам, осуществляющим доврачебную, первую врачебную и по возможности остальные виды медицинской помощи.

В очаге поражения или вблизи от него поражённым оказывают первую или доврачебную помощь. В том случае, если в это место прибывают врачебные бригады, возможно выполнение отдельных злементов первой врачебной помощи. Далее поражённых эвакуируют в ближайшие лечебные учреждения, где в зависимости от возможностей им оказывают первую врачебную, квалифицированную, а в части случаев — специализированную медицинскую помощь.




Если район чрезвычайной ситуации находится на большом расстоянии от лечебно-профилактического учреждения, развёртывают двухэтапную систему лечебно-эвакуационного обеспечения.

Для оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях создают систему быстрого реагирования при ДТП, спасения пострадавших и оказания им высокопрофессиональной экстренной медицинской помощи на месте происшествия и в стационаре. Обязательным элементом данной системы должен быть медицинский вертолёт. Основные задачи системы быстрого реагирования:

•точная и своевременная информация о характере происшествия, количестве пострадавших и доступности медицинской помощи;

•быстрое извлечение пострадавших из повреждённых автомобилей спасателями, имеющими на оснащении соответствующие технические средства;

•оказание неотложной медицинской помощи на месте происшествия и немедленная эвакуация пострадавших в специализированные медицинские учреждения авиационным или автомобильным санитарным транспортом;

•заблаговременное определение лечебных учреждений, осуществляющих госпитализацию пострадавших при ДТП;

•оборудование вертолётных площадок при лечебных учреждениях, принимающих пострадавших;

При решении этих задач предпринимают следующие действия:

- применение санитарных вертолётов и реанимобилей;

- оснащение лечебных учреждений (стационаров), включённых в систему медицинской помощи на дорогах и принимающих пострадавших, современными приборами реанимации, интенсивного лечения и мониторинга;

- специальную подготовку медицинского персонала для сопровождения пострадавших в вертолётах;

- обеспечение радиосвязью медицинского работника вертолёта с руководителем спасательных работ и приёмным отделением медицинского стационара, принимающего пострадавшего.




При некоторых транспортных катастрофах медицинскую помощь оказывают штатные силы и средства, входящие в организационную структуру соответствующих министерств или ведомств.

В рамках сохранения жизни пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествиях в гражданской авиации созданы специальные формирования: поисково-спасательная служба и аварийно-спасательные команды. Укомплектованность этих формирований медицинскими силами и медико-санитарным имуществом должна соответствовать структуре санитарных потерь и объёму оказываемой помощи.

На территории объектов гражданской авиации медико-санитарное обеспечение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ организует начальник медицинской службы, а в районе ответственности — начальник медицинского учреждения предприятия или учебного заведения гражданской авиации.

Аварийно-спасательную команду аэропорта формируют из работников авиационно-технической базы, медсанчасти и охраны аэропорта. Задачи этой команды — спасение пассажиров и экипажа воздушного судна при авиационном происшествии, оказание медицинской помощи пострадавшим, ликвидация пожара. В состав аварийно-спасательной команды входит медицинский расчёт, формируемый из медицинских работников медсанчасти (амбулатории, здравпункта), выполняющий свои профессиональные функции самостоятельно и согласно инструкции во взаимодействии с ЛПУ других ведомств.

Вместе с тем при авиационной катастрофе широко используют скорую медицинскую помощь города, вызываемую диспетчерской службой аэропорта.

Оказание помощи и спасение на море строго регламентированы международными конвенциями, предписывающими государствам не только оказывать помощь терпящим бедствие на море, но и заключать региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами. При авариях на судах, находящихся в море, сложность оказания медицинской помощи резко возрастает из-за того, что в первые часы (а возможно, и сутки) медицинскую помощь оказывает только штатная медицинская служба судна. Привлечение для оказания помощи медицинских сил и средств извне требует определённого времени, так как передвижные медицинские формирования могу находиться на большом расстоянии от места аварии.

По этой причине медико-санитарное обеспечение при авариях судов в море во многом зависит от организации поисково-спасательных работ, степени подготовки органов управления медицинской службой, специальной подготовки медиков на судах, а также медицинской подготовки команды судов. Отсюда следует, что при организации медицинской помощи в фазе изоляции особое внимание следует уделять само- и взаимопомощи, а также помощи силам персонала судна. Первая врачебная помощь в большинстве случаев может быть организована по прибытии спасательных средств (водных или вертолётов). Поражённых доставляют на берег, где организуют и проводят неотложные мероприятия первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи.

Организация и оказание медицинской помощи при взрывах и пожарах включают следующие мероприятия:

• оказание помощи большому количеству обожжённых, а также отравленных угарным газом и дымом;

• тщательный розыск пострадавших на задымлённой территории и внутри горящих помещений.

Первая врачебная помощь должна быть оказана в максимально короткие сроки и приближена к месту пожара. При массовом количестве поражённых лечебно-профилактические учреждения должны быть усилены ожоговыми бригадами и иметь необходимые специальные средства оказания медицинской помощи и лечения.

Своевременная ликвидация последствий техногенных аварий и катастроф требует создания высокоэффективной системы медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Такая система может быть создана лишь при том условии, что Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) будет приоритетной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иметь организационную структуру, соответствующую условиям работы и выполнению задач на любом уровне — федеральном, региональном, территориальном, местном или объектовом.

III Заключение – 5 мин.

1. Подвести итог лекции, напомнить тему лекции, основные учебные вопросы;

2. Ответить на вопросы;

3. Дать указания по следующим видам занятий;

4. Закончить лекцию.

Контрольные вопросы

I. Медико-тактическая характеристика радиационных аварий.

2. Организация медико-санитарного обеспечения при ликвидации радиационных аварий.

3. Временные фазы радиационных аварий.

4. Современная классификация острой лучевой болезни.

5. Медико-тактическая характеристика очагов химических аварий.

6. Основные мероприятия по организации медицинской помощи пострадавшим в химическом очаге.

7. Медико-тактическая характеристика транспортных и дорожно-транспортных ЧС.

8. Организация медицинского обеспечения при ЧС на транспортных и дорожно-транспортных объектах.

Транспортный травматизм в нашей стране является не только медицинской, но и социальной проблемой.

Среди всех транспортных происшествий - происшествия

на водном транспорте составляют - 3,9%,

на авиацион­ном - 1,4%,

на железнодорожном - 0,5%.

дорожно-транс­портные составляют 94,2%.

На дорогах в нашей стране ежегодно происходит около 230 тыс. ДТП, в которых гибнет, 30 - 32 тыс. человек, получают травмы 250-285 тыс. человек. Дорожно-транспортный травматизм является ведущей причиной смертности и госпитализации среди людей моложе 50 лет. Социально-экономический ущерб от ДТП, в 2007г. составил 294 млрд. руб.

В реализации этой программы большое значение принадлежит СМК, а также муниципальным и территориальным органам здравоохранения.

Уровень смертности пострадавших при ДТП зависит от следующих причин:

1. Быстроты получения информации о ДТП. (Несв. информирование - 16%)




2. Умения оказывать первую помощь при ДТП (в 19% не умели ее оказать).

3. Времени начала оказания медпомощи (Задержка прибытия бригад скорой медпомощи на место происшествия – 35%).

4. Недостаточная профподготовка специалистов службы скорой помощи, во время оказания медпомощь при множеств. и сочетанных травмах – 20%.

5. Неполноценность автомоб. аптечек и стандартных медукладок –10%.

На госпитальном этапе это связано:

1. С недостаточной готовностью больниц, расположенных вдоль автотрасс. (Низкая укомплектованность ЛДО этих больниц хирургами, травматологами, нейрохирургами, анестезиологами – реаниматологами. В 40-55% больниц имеют по 1 такому специалисту, а почти каждый 2-ой поступающий имеет множественные или сочетанные травмы).

2. Недостаточное оснащение ЛУ современны­ми приборами для ИВЛ, реанимации, интенсивного лечения и мониторинга или высокая степень их износа (55-77%).

3. Недостаточные профзнания многих специалистов этих больниц.

Эта система включает в себя следующие компоненты:

2. Для экстренной организации оказания медпомощи пострадавшим в результате ДТП, созданы автоматизированные информационно-управляющие системы (АИУС) в ТЦМК, интегрированные в РСЧС (АИУС включает в себя мобильные комплексы оперативного управления, связи и телемедицины).

3. Систему обучение лиц оказывающих первую помощь пострад. при ДТП.

К этим лицам относятся: водители, сотрудники ДПС, сотрудники дорожных служб и другие лица, участвующие в ликвидации последствий ДТП. Такое методическое обучение организуют ТЦМК. Для этого разработаны учебные программы, оборудованы специальные учебные классы по оказанию первой помощи. В ТЦМК ЯО такой класс создан в 2008г. на 8 учебных мест, оснащен компьютерами, манекенами, тренажерами, учебными фильмами.

4. Своевременное оказание медпомощи пострадавшим в ДТП.

Это осуществляется за счет: немедленного прибытия бригад скорой медпомощи на место ДТП с последующей эвакуацией пострадавших в трассовые больницы (травмоцентры 2 го уровня), с использованием специальных реанимобилей и санитарных вертолетов.

С этой целью проведено заблагов. закрепление определенных участков автодорог за ЛУ, чтобы время прибытия бригад СМП было не более 40 мин.

5. Создание 2-х уровневой системы оказания медпомощи при ДТП.

На первом уровне оказывается неотложная медпомощь на месте ДТП с последующей доставкой пострадавших в травмоцентры 2 уровня. В ЯО на федеральной дороге М-8 это - Переславская, Ростовская, Даниловская ЦРБ.




При необходимости пострадавших из травмоцентров 2 уровня эвакуируют, на современных реанимобилях, в травмоцентр 1 уровня, где оказывается высокоспециализированная медпомощь. В нашей области травмоцентром 1 уровня является больница им. Соловьева. По этой программе наша область получила 10 специальных реанимобилей.

6. Оснащение ЛУ, включенных в систему ме­дпомощи на дорогах, современны­м диагностическим оборудованием (рентгеновскими томографами, дыхательной аппаратурой, приборами реанимации, интенсивного лечения и мониторинга за состоянием пострадавшего).

7. Спецподготовку, медперсонала ССМП, специалистов трассовых больниц и лиц сопровождения по­страдавших в вертолетах.

Обеспечение радиосвязью медицинского работника вертолета с руководите­лем спасательных работ и приемным отделением медстационара, принимающего пострадавшего.

8. Разработку и совершенствование стандартов и лечебных технологий оказания медпомощи пострадавшим с различными видами травм.

1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий.

2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий.

3. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий транспортных ЧС.

4. Медико – санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах и террористических актах.

Введение

В России насчитывается около 45 тыс. потенциально опасных произ­водств. Наиболее аварийно опасны­ми являются предприятия химического профиля.

Другим видом опасных произ­водств являются РОО. Большинство действующих в России атомных электростанций расположено в густонаселенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих АС проживает более 4 млн. человек.

По данным зарубежной печати средний уровень риска возникновения ЧС техногенного характера в нашей стране на 2 порядка превышает, принято допустимый уровень в развитых странах.

Вопрос № 1




Химически опасный объект (ХОО) - это объект, на котором хра­нят, перерабатывают, используют или транспортируют АОХВ, при аварии или разрушении которого может произойти химзаражение окружающей природной среды с поражением людей, с/х животных и растений.

На территории России находится более 3000 ХОО.

Причинами химаварий являются:

в 58% случаев неисправность оборудования,

в 38% - ошибки операторов,

в 4% - ошибки при проектировании производств.

Разрушение ХОО возможно, также в результате вооруженных конфликтов или террористических актов.

50% аварий происходит при перевозке ядовитых веществ.

При авариях на ХОО основным поражающим фактором является хим заражение окружающей среды, которое приводит к поражению людей.

Для оперативных расчетов в очаге химпоражения обычно берется, что у: 60-75% может быть легкая степень поражения, у 10-25% - средняя и у 4-10% - тяжелая. Летальность 1-5%.

При крупных авариях к основному поражающему фактору зачастую присоединяются и другие поражающие факторы - механический, термический, обусловленные взрывами и пожарами, что приводит к возникновению комбинированных пора­жений. При пожарах у 60% пострадав­ших могут быть отравления продуктами горения.

Количество и структура возможных потерь населения в очаге зависит от:

1. численности людей в зоне поражения,

2. глубины распространения очага на местности,

3. своевре­менности оповещения людей об опасности

4. степени защищенности людей,

5. своевременности и полноты эвакуации.

Мероприятия по МСО при авариях на ХОО осуществляются в тесном контакте с газоспасательной, противохимической, охраны общественного порядка и другими службами.

В очаге химпоражения проводятсяследующие основные мероприятия по организации оказания медпомощи пораженным:

1. В очаге поражения проводятся мероприятий противохимической защиты (укрытие людей в защитных сооружениях, использование СИЗ, проведение ЧСО, использование антидота и т.д.).

2. Организуется проведение медразведки очага поражения АОХВ (осуществляется бригадами скорой медицинской помощи, которые должны иметь СИЗ).

3. Пораженным, в максимально короткие сроки организуется оказание первой медицинской помощи, которая имеет исключительно важное значение в сохранении жизни. Большинству пораженных она оказывается, как на месте поражения (в зараженной зоне) - оказываются жизненно необходимые мероприятия, так и после их эвакуации (выхода) за пределы этой зоны. Она оказывается рабочими, служащими объекта в порядке само- и взаимопомощи, личным составом спасательных и медицинских формирований, вводимых в очаг, а также персоналом МСЧ и здравпунктов предприятий.

Общее руководство по оказанию первой медицинской помощи в очаге поражения на территории предприятия осуществляется ответственным медработником МСЧ, здравпункта.




Организация оказания медпомощи населению, пораженному АОХВ, вокруг ХОО возлагается на местные органы здравоохранения и осуществляется на базе учреждений здравоохранения и СМК.

4. Важнейшим элементом в сохранении жизни людей попавших в зону химзаражения является их эвакуация из зараженной зоны.Она производится пешим порядком и всеми видами транспорта за пределы зоны заражения.

В случае возникновения очага поражения быстродействующими АОХВ на пути эвакуации пораженных из очага вблизи границы зоны заражения в незараженном районе организуются места сбора пораженных. В этих местах силами ВСБ, бригад скорой медпомощи, БДП оказывается медпомощь по жизненным показаниям.

Пораженные АОХВ удушающего и нервно-паралитического действия нуждаются в эвакуации из очага на носилках

5. Пораженным стойкими или неизвестными АОХВ организуется проведение санитарной обработки;

6. Практически все пораженные нуждаются не только в первой медицинской, но и в первой врачебной помощи. Поэтому проводится ее приближение к очагу поражения. Пораженные с тяжелой и средней степенью тяжести нуждаются в госпитальной медпомощи и стацлечении.

7. После госпитализации пораженных организуется оказание им квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

8.Основным принципом организации медпомощи при массовом пораже­нии является ЛЭО пораженных АОХВ по системе: очаг поражения - лечебное учреждение. При этом используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, са­нитарно - гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.

Оказание первой врачебной помощи организуется вне зоны химического загрязнения в безопасном районе и оказывается она в закрепленных за ХОО ЛУ здравоохранения. В случае большого числа потерь могут привлекаться формирова­ния СМК (ПМГ, ПГ). Причем в 40% случаев данный вид медицинской помощи совмещается с медсортировкой; тяжелопораженным первая врачебная помощь оказывается в условиях развернутого функционального подразделения.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь пораженным АОХВ, организуется в тех медучреждениях, куда они были первично госпитализированы. Как правило, даль­нейшей эвакуации пораженные не подлежат. Они лечатся до выздоровления, там же решаются вопросы их реабилитации. За ХОО, как правило закрепляется больница, которая специально подготавливается к работе по массовому приему и лечению пораженных с данного объекта.

В крупных городах большая роль по оказанию медпомощи и лечению пораженных АОХВ отводится центрам по лечению острых отравлений.

При поступлении в ЛУ пораженных нестойкими АОХВ отделение спецобработки не развертывается и спецобработка не проводится.

При стойких или неизвестных АОХВ все пораженные считаются загрязненны­ми, а защитные мероприятия выполняются в полном объеме.

При проведении медсортировки пораженных в ЛУ, из очага химаварии, выделяют следующие группы пораженных:

• Тяжелопораженные, которые нуждаются в оказании медпомощи по жизненным показаниям, выведении из состояния нетранспортабельности и последующей эвакуацией в специализированные стационары для лечения;

• Пораженные средней тяже­сти - нуждаются в оказании медпомощи и лечении в данном ЛУ, куда они были первоначально госпитализированы;

• Легкопораженные – которые нуждаются в обсервации (срок одни сутки) или в амбулаторной помощи и направляемые под наблюдение в медицинские учреждения по месту жительства;

• Практически здоровые, не имеющие признаков отравления химическими веществами.

При поражениях АОХВ, в большинстве случаев мероприятия первой медицинской, доврачебной, первой врачебной и госпитальной помощи в основном одинаковы (меняется только перечень применяемых лекарственных средств).

Вопрос

В результате аварийного выброса воз­можны следующие радиационные воздействия на население:

• внешнее облучение от радиоактивного облака и от радиоактивно загрязнен­ных поверхностей земли, зданий, сооружений и др.;

• внутреннее облучение при вдыхании находящихся в воздухе РВ и при потреблении загрязненных радионуклидами продуктов пита­ния и воды;

• контактное облучение за счет загрязнения РВ кож­ных покровов.

Радиационные аварии могут возникать:

3. В про­мышленности, строительстве, исследовательских и медицин­ских учреждениях, использующих радиоактивные источники.

Аварии с такими источниками могут происходить без их разгерметизации и с разгерметизацией. В случае разгерметизации радиактивного источника возможно радиактивное загрязнение значительной территории. Так в г.Гояния (Бразилия) 12 сентября 1987 г. два человека обнаружили ампулу с порош­ком l 37 Cs. В результате разноса порошка в городе образовалось 7 относительно боль­ших и до 50 мелких участков загрязнения. Загрязнению кожи и одежды, а также внутреннему облучению подверглись 249 чел., из числа которых у 129 развились ост­рые радиационные поражения средней и тяжелой степеней тяжести, и 4 чел. погибли от острой лучевой болезни.

Особенностью аварии с радиоактивным источником является сложность уста­новления факта аварии, часто подобная авария устанавливается после регистрации тяжелого радиационного поражения.

4. Загрязнение окружающей среды возможно при перевозках радиоактивного сырья.

По границам распространения РВ и последствиям радиационные аварии подразделяются на; локальные (в пределах объекта), местные (в пре­делах санитарно-защитной зоны объекта) и общие аварии.

Характерной особенностью следа радиоактивного облака при авариях на АЭС является: пятнистость и мозаичность загрязнения, обусловленная мно­гократностью выбросов, разными ме­теоусловиями во время выброса, а также значительно более медленным снижением уровня радиации, чем при ядерных взрывах, за счет большего количества долгоживущих изотопов. По опыту Чернобыля установлено, что уровень радиации за первые сутки снижается в 2 раза, за месяц - в 5, за квартал - в 11, за полгода - в 40 и за год - в 85 раз.

К основным силам по ликвидации медико-санитарных последствий радиационных ава­рий в МЗ относятся:

2. ЦГСЭН на федеральном, регио­нальном и территориальном уровнях. В их составе функционируют ра­диологические лаборатории.

4. Специализированный гематологический НИИ РАМН и другие учреждения Мин­здрава России.

Аварии на стационарных РОО и в пределах их санитарно-защитных зон ликвидируются силами ФМБА

Организация медико - санитарного обеспечения пострадавших от РВ включает:

• оказание доврачебной и первой врачебной помощи пораженным на месте поражения;

• лечение пораженных в специали­зированных ЛУ;

• амбулаторное наблюдение и обследование населения, находящегося в зонах радиационного загрязнения местности.

В очаге поражения сразу же после возникновения аварии доврачебная и первая врачебная помощь пораженным оказывается медперсоналом аварийного объекта и прибывающими бригадами скорой медпомо­щи МСЧ.

На первом этап медпомощь включает в себя:

· вывод (вывоз) поражен­ных из зоны аварии,

· проведение необходимой специальной обработки,

· размещение пострадавших в зависимости от условий в МСЧ или других помещениях,

· оказа­ние первой врачебной помощи,

· подготовку к эвакуации

При сортировке лиц попавших зону радиоактивного заражения (поражения) выделяются две группы людей:

1-я группа - подлежащая направлению в ЛУ с определением очередности эвакуации и 2-я группа - остающаяся на амбулаторное наблюдение по месту проживания.

При небольшом числе пораженных, все они подлежат эвакуации в ближайшие после аварии сроки в специализированные (радиологические) ЛУ для диагностики и последующего стационарного лечения.

При значительном числе пораженных действует следующая схема:

• лица с ОЛБ I степени, не имеющие клинических проявлений болезни (облу­чение в дозе до 2 Гр), после купированных симптомов первичной реакции могут быть оставлены на амбулаторном лечении; это же относится и к полу­чившим легкие местные поражения (доза мест. облучения до 12 Гр);

• лица, получившие облучение в дозе свыше 2 Гр, подлежат эвакуации в специализи­рованные ЛУ не позднее исхода первых суток после облучения;

• в специализированных ЛУ при большом числе поступив­ших с крайне тяжелой и острейшей формами ОЛБ пациенты мо­гут получать лишь симптоматическое лечение.

Важным разделом медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий радиационных аварии является организация меднаблюдения за людьми, вынужденными находиться различное время в зонах радиоактивного загрязнения местности.

К этой категории относятся: ликвидаторы и население, остающееся в зонах радиоактивного загрязнения до эвакуации или до завершения эффективной дезактивации района проживания.

Транспортный травматизм в нашей стране является не только медицинской, но и социальной проблемой. Структура транспортных происшествий:

− на водном транспорте – 3,9%,

− на авиационном транспорте – 1,4%,

− на железнодорожном транспорте – 0,5%.

− дорожно-транспортные происшествия – 94,2%.

На дорогах в нашей стране ежегодно происходит около 230 тыс. ДТП, в которых гибнет, более 20 тыс. человек, получают травмы 250-285 тыс. человек. Дорожно-транспортный травматизм является ведущей причиной смертности и госпитализации среди людей моложе 50 лет. Социально-экономический ущерб от ДТП, составляет до 300 млрд. руб. в год.

Принципы оказаниямед помощи пораженным на месте любой транспортной катастрофы и во время транспортировки пораженных, как правило,едины.

В период изоляции (длится от нескольких минут до нескольких часов), когда пострадавшие в зоне ЧС предоставлены сами себе, основной принцип их поведения – оказание само- и взаимопомощи.

- в извлечении пораженных из потерпевших аварию транспортных средств;

- в размещении пораженных по возможности дальше от охваченного пламенем транспортного средства;

- оказание первой помощи в зоне происшествия.

Основная роль в организации помощи в зоне катастрофы принадлежит местным органам власти и близлежащим ЛПУ, фельдшерско-акушерским пунктам, которые осуществляют доврачебную, первую врачебную и по возможности, остальные виды медицинской помощи.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП)понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и сего участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются:

1. наезд на пешеходов,


3. опрокидывание транспортных средств.

(Утверждена постановления правительства № 100 от 20.02-06г.).

Основная цель Программы – сократить на 10% количество ДТП и смертность пострадавших в 1,5 раза.

В реализации этой программы большое значение принадлежит СМК, а также муниципальным и региональным органам здравоохранения.

Уровень смертности пострадавших в догоспитальном периоде при ДТП зависит от следующих причин:

1. От быстроты получения информации о ДТП. (Несвоевременное информирование о ДТП составляет 16%)

2. От умения оказывать первую помощь при ДТП (в 19% случаев окружающие не умели ее оказать).

3. Времени прибытия бригад скорой медпомощи на место происшествия и начала оказания медпомощи (Задержка составляет в 35% всех случаев ДТП).

4. Недостаточная профессиональная подготовка специалистов службы скорой помощи, во время оказания медпомощь при множественных и сочетанных травмах (вклад этого фактора составляет 20%).

5. Неполноценность автомобильных аптечек и стандартных мед укладок (вклад 10%).

На госпитальном этапе это связано:

1. С низкой укомплектованностью лечебно диагностических отделений больниц вдоль автотрасс травматологами, нейрохирургами, анестезиологами – реаниматологами. В 40-55% больниц имеют по 1-му такому специалисту, а почти каждый 2-ой поступающий имеет множественные или сочетанные травмы.

2. С недостаточным оснащением ЛУ современными приборами для ИВЛ, реанимации, интенсивного лечения и мониторинга или высокой степенью их износа, последний составлял 55-77%.

3. С недостаточными профессиональными знаниями многих специалистов больниц принимающих пострадавших при ДТП.

Эта система включает в себя следующие компоненты:

3. Систему обучение лиц оказывающих первую помощь пострадавшим при ДТП.

К этим лицам относятся: водители, сотрудники ДПС, сотрудники дорожных служб и другие лица, участвующие в ликвидации последствий ДТП. Такое методическое обучение организуют ТЦМК. Для этого разработаны учебные программы, оборудованы специальные учебные классы по оказанию первой помощи. В ТЦМК Ярославской области (ЯО) такой класс создан в 2008г. на 8 учебных мест, оснащен компьютерами, манекенами, тренажерами, учебными фильмами.

4. Своевременное оказание медпомощи пострадавшим в ДТП.

Это осуществляется за счет:

А). Немедленного прибытия бригад скорой медпомощи на место ДТП с последующей эвакуацией пострадавших в трассовые больницы (травмоцентры), с использованием специальных автомобилей.

С этой целью проведено заблаговременное закрепление определенных участков автодорог за ЛУ, чтобы время прибытия бригад Скорой медпомощи было не более 40 мин., в городах 12 минут.

5. Создание 2-х уровневой системы оказания медпомощи при ДТП.


На первом уровне оказывается неотложная медпомощь на месте ДТП и доставка пострадавших в травмоцентры 3 - 2 уровня. В ЯО на федеральной дороге М-8 это - Переславская, Ростовская, Ярославская и Даниловская ЦРБ. При необходимости могут использоваться возможности телемедицины в виде видеоконференции и системы ГЛОНАСС.

Пострадавших в ДТП при необходимости, из травмоцентров 3 - 2 уровня эвакуируют, в травмоцентр 1 уровня, где оказывается им специализированная медпомощь, в том числе и высокотехнологическая.

В нашей области травмоцентрами 1 уровня являются больница им. Соловьева и областная детская больница.

6. Оснащение ЛУ, включенных в систему медпомощи на дорогах, современным диагностическим оборудованием (рентгеновскими томографами, дыхательной аппаратурой, приборами реанимации, интенсивного лечения и мониторинга за состоянием пострадавшего).

7. Проводится специальная подготовка медперсонала Станций скорой медпомощи, специалистов трассовых больниц и авиа медицинских бригад участвующих в ликвидации медицинских последствий ДТП.

8. Внедрение современных средств связи и телемедицины, а так же обеспечение радиосвязью медицинского работника вертолета с руководителем спасательных работ и приемным отделением мед стационара, принимающего пострадавшего.

9. Разработка и совершенствование новых стандартов и лечебных технологий оказания медпомощи пострадавшим с различными видами травм при ДТП.

Происшествия на железнодорожном транспорте делятся на:

столкновения, сходы, пожары, комбинированные катастрофы (столкновение + сход, столкновение + пожар, сход + пожар, столкновение + сход + пожар).

Катастрофы на железной дороге по характеру поражений ЧС бывают: с механическими, ожоговыми травмами, с отравлениями, радиационными поражениями, загрязнением окружающей среды, а также с комбинированными поражениями.

Авиапроисшествие – это событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее гибель, травмы людей или не причинившее телесных повреждений. Они подразделяют на летные и наземные.

Оказание помощи терпящим бедствие судам в море отличаются исключительной сложностью, затрудненным розыском пораженных и оказанием мед помощи. Вопросы оказания помощи и спасения на море регламентированы международными конвенциями. Главный принцип оказания помощи и спасения - принцип спасения без дискриминации. Согласно статье 11 Международной конвенции 1910г. и соответствующим статьям национальных кодексов торгового мореплавания государства, каждый капитан обязан, если нет серьезной опасности для его судна, экипажа и пассажиров, оказывать помощь всякому лицу в море, даже враждебному, когда его жизни угрожает опасность. Уклонение от выполнения этой обязанности влечет за собой ответственность виновного лица перед законом государства, гражданином которого это лицо является.

Для ликвидации последствий прикрушениях на железных дорогах, авиационных происшествиях, происшествиях на водесозданы специальные ведомственные силы для их ликвидации. В составе этих сил из состава ведомственной медицины для организации оказания медицинской помощи пораженным, создаются медицинские расчеты, которые в своей работе тесно взаимодействуют и с силами ВСМК.

Читайте также: