Особенности действий личного состава амг при ликвидации последствий чс связанных с крупными дтп

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, попробуйте обновить страницу, так же файл доступен по кнопке скачать внизу страницы!

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК МЧС РОССИИ (АМГ)

Аэромобильная группировка сил МЧС России (АМГ) — группировка специально подготовленных и оснащенных сил и средств МЧС России, в состав которой, в зависимости от классификации ЧС или пожара, включаются необходимые органы управления и подразделения МЧС России и доставляются в район бедствия с помощью авиации, авиационных технологий, а также другими видами транспорта для решения поставленных перед ней задач.

АМГ территориальных органов МЧС России создаются на внештатной основе из формирований дислоцированных в зоне ответственности территориальных органов МЧС России и сил усиления, придаваемых решением старшего начальника.

В состав АМГ территориальных органов МЧС России входят силы СВФ, специализированных пожарно-спасательных частей ФПС ГПС, АСФ и других формирований МЧС России, дислоцирующихся в зоне ответственности территориального органа (ВГСЧ, ГИМС, научные, учебные, медицинские учреждения, подразделения психологического обеспечения) с подготовленными, в зависимости от масштаба и характера ЧС, укладками, а также силы авиационных подразделений МЧС России.

АМГ территориальных органов МЧС России предназначены для:

  • оперативного сосредоточения сил и средств в районах крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров с применением авиации и других видов транспорта;
  • проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АДНР) по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, в том числе с использованием авиационных технологий;
  • прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов в зонах ответственности;
  • проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности в пределах своей компетенции;
  • проведения аварийно-спасательных работ (АСР) при ликвидации последствий региональных и межрегиональных чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи АМГ при наводнениях, половодье, паводке, заторе, затоплении и подтоплении:

  • разведка в зоне ответственности для получения данных об обстановке и выявления объектов, населенных пунктов и районов, которые могут оказаться в зоне затопления;
  • подготовка путей эвакуации людей, материальных средств и животных из зон возможного затопления;
  • создание запасов спасательных средств (кругов, поясов, багров, лестниц, веревок и т.д.), необходимых для спасения людей на воде;
  • спасение людей на воде;
  • извлечение погибших;
  • оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
  • первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
  • укрепление гидротехнических сооружений;
  • устройство водоотводных каналов, плотин и дамб для защиты от затопления населенных пунктов, критически важных и потенциально опасных объектов, промышленных предприятий и т.п.;
  • накопление вблизи гидротехнических сооружений аварийных запасов материалов для заделывания промоин и наращивания высоты дамб;
  • оборудование и содержание переправ через водные преграды;
  • осуществление контроля за изменением уровня воды.

Основные задачи аэромобильных группировок при тушении природных пожаров:

  • ведение разведки места пожара;
  • спасение людей и имущества;
  • тушение возгораний;
  • защита населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров;
  • проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС;
  • прикрытие критически важных и потенциально опасных объектов;
  • мониторинг выгоревших площадей.

Основные задачи аэромобильных группировок при тушении техногенных пожаров:

  • ведение разведки места пожара;
  • спасение людей, имущества, тушение пожаров;
  • оперативное сосредоточение сил и средств в районах ЧС;
  • проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС;
  • прикрытие критически важных и потенциально опасных объектов;
  • проведение первоочередных мероприятий по защите населения и территорий в зоне ЧС.

Основные задачи аэромобильных группировок при землетрясениях:

  • ведение разведки районов, участков и объектов АСДНР;
  • локализация и тушение пожаров;
  • поиск и извлечение пострадавших и погибших;
  • оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в лечебные учреждения;
  • расчистка и проделывание проходов в завалах;
  • расчистка и подготовка площадок для размещения техники и личного состава АМГ;
  • обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом;
  • ремонт и поддержание в готовности подъездных путей к участкам проведения работ;
  • оборудование и содержание переправ через водные преграды;
  • эвакуация населения и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения.

Основные задачи аэромобильных группировок в зонах радиоактивного загрязнения:

  • ведение радиационной разведки на аварийном объекте и в зоне загрязнения;
  • осуществление радиационного контроля населения;
  • эвакуация населения и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
  • оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
  • вывоз материальных средств, не подвергшихся радиоактивному загрязнению, из зон отчуждения;
  • разборка завалов и разрушение зданий в районе аварий;
  • дезактивация территорий, дорог, сооружений и техники;
  • пылеподавление на дорогах и участках местности;
  • санитарная обработка людей;
  • вывоз и захоронение радиоактивных отходов и загрязненных свыше установленных норм предметов;
  • участие совместно с представителями МВД в поддержании санитарно-пропускного режима в зоне загрязнения;
  • осуществление контроля за изменением уровня радиоактивного загрязнения.

Основные задачи аэромобильных группировок в зонах химического заражения:

  • ведение разведки на территории аварийного объекта и в зоне заражения;
  • ведение аварийно-спасательных работ на аварийном объекте, в жилой застройке и на других объектах в зоне заражения, где возможно поражение людей;
  • поиск пострадавших, извлечение их из сооружений (зданий);
  • эвакуация населения из опасной зоны и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
  • оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
  • участие совместно со специалистами аварийного объекта в локализации источника химического заражения на технологическом оборудовании;
  • локализация и обеззараживание облака АХОВ;
  • выполнение работ по локализации и обеззараживанию проливов АХОВ;
  • выполнение неотложных работ на аварийном объекте и в зоне заражения;
  • обеззараживание территории, зданий и сооружений, зараженных АХОВ;
  • проведение санитарной обработки населения и личного состава АМГ, действовавших в зоне заражения;
  • участие совместно с представителями МВД России в поддержании санитарно-пропускного режима в зоне заражения;
  • проведение обеззараживания техники;
  • осуществление контроля уровня химического заражения.

Основные задачи аэромобильных группировок при ликвидации последствий ЧС, вызванных крупными транспортными авариями:

  • спасение людей;
  • ликвидация розливов топлива;
  • оказание первой помощи пострадавшим с последующей их эвакуацией;
  • проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС.

Режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — это режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором они привлекаются в установленном порядке к ликвидации ЧС.

При возникновении ЧС на территории субъекта Российской Федерации, а также по решению соответствующего начальника, входящие в состав АМГ подразделения приводятся в режим «Чрезвычайная ситуация«.

При введении указанного режима проводятся следующие мероприятия:

а) на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях, в отношении всех АМГ, при угрозе возникновения и возникновении ЧС федерального, межрегионального и регионального характера:

  • Министр, первый заместитель Министра, статс-секретарь — заместитель Министра, заместители Министра;
  • руководитель структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входят вопросы готовности пожарно-спасательных сил (по согласованию с курирующим заместителем Министра);
  • руководитель структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входят вопросы оперативного управления пожарно-спасательными силами (по согласованию с курирующим заместителем Министра);
  • начальник, старший оперативный дежурный Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России;

б) на межрегиональном уровне, в отношении АМГ, расположенных на территории соответствующих федеральных округов, при угрозе возникновения и возникновении ЧС межрегионального и регионального характера начальник:

  • Сибирского регионального центра МЧС России (далее — РЦ) в отношении главных управлений МЧС России, расположенных на территории Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов;
  • Центрального РЦ в отношении главных управлений МЧС России, расположенных на территории Центрального и Приволжского федеральных округов;
  • Южного РЦ в отношении главных управлений МЧС России, расположенных на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов;
  • Северо-Западного РЦ в отношении главных управлений МЧС России, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа;

в) на региональном уровне, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, при угрозе возникновения и возникновении ЧС регионального характера:

  • начальник ГУ МЧС России, являющийся начальником территориального пожарно-спасательного гарнизона;
  • руководитель структурного подразделения ГУ МЧС России, в полномочия которого входят вопросы организации деятельности пожарно-спасательных сил (по согласованию с начальником ГУ МЧС России);
  • начальник, старший оперативный дежурный центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России (по согласованию с начальником ГУ МЧС России).

При убытии для выполнения задач по предназначению в составе АМГ личный состав должен иметь при себе:

Формирование АМГ, как правило, действует в один эшелон с выделением резерва. В состав резерва выделяются подразделения, способные быстро выдвинуться к новому очагу пожара и тушить его или сменить (усилить) действующие подразделения.

В приказе при постановке задач на тушение крупномасштабного пожара руководитель указывает: средства усиления; задачи; основные тактические приемы локализации и тушения пожара, рубежи лока­лизации; направление отхода личного состава; порядок смены формирований и окарауливания; порядок подвоза воды.

После постановки задач руководитель и штаб принимают меры по обеспечению наиболее быстрой локализации участков пожаров, используя все имеющиеся силы и средства.

Тушение пожара разделяется на следующие последовательно осуществляемые операции (работы): локализация пожара; дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожара; окарауливание пожарища.

Локализация пожара проводится в целях недопущения распространения его на другие участки. В качестве рубежей локализации пожара обычно выбираются просеки, дороги, реки, ручьи, опушки леса.
Удаление рубежа локализации от кромки пожара должно быть таким, чтобы ко времени подхода огня к рубежу работы по его созданию были закончены.

Тактика тушения природных пожаров

При тушении лесных пожаров обычно применяются следующие основные тактические приемы: тушение кромки пожара по всему периметру (при наличии достаточного количества сил и средств); тушение пожара с фронта двумя группами подразделений с последующим продвижением к флангам (при недостатке сил); тушение кромки пожара двумя группами подразделений охватом с тыла и продвижением к флангам (при недостатке сил и средств и пожаре слабой интенсивности).

Под тактикой тушения лесных пожаров понимают совокупность приемов и способов тушения, предусматривающих наиболее целесообразные действия привлекаемых для этого сил, а также рациональное использование средств пожаротушения в конкретных условиях.

Существуют следующие основные способы тушения: захлестывание кромки пожара; забрасывание кромки пожара рыхлым грунтом; устройство заградительных и минерализованных полос и канав; тушение кромки пожара водой или раствором огнетушащих химикатов; отжиг или пуск встречного огня.

Захлестывание кромки пожара применяется для тушения слабых и средней силы беглых и низовых лесных пожаров. Для тушения пожара используются пучки ветвей длиною 1-2 м или метлы из расплетенных отрезков металлического троса. Отделение (3-5 человек) за 1 час может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1200 м.

Забрасывание кромки пожара рыхлым грунтом производится с помощью лопат. На кромку огня набрасывается слой грунта высотой 6-8 см и шириной 40-60 см. Этот способ используется тогда, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, а применять механизированные средства для прокладки минерализованных полос невозможно. Отделение (5-7 человек) за I час может погасить забрасыванием кромку пожара протяженностью до 100-200 м.

Устройство заградительных и минерализованных полос и канав

Заградительной полосой называют полосу местности, с поверхности земли которой удалены лесные насаждения и горючие ма­териалы. Ширина заградительной полосы в тихую погоду должна быть не менее двойной высоты пламени огня. При сильном ветре ширина заградительной полосы может достигать 100 м.

Минерализованной полосой называют полосу местности, с которой удалены лесные насаждения, горючие материалы, травяная растительность, лесная подстилка вплоть до минерального слоя почвы.

Заградительные и минерализованные полосы устраивают по рубежам локализации и, в первую очередь, перед фронтом распространения пожара. Широкие заградительные полосы создают с помощью инженерной техники или отжигом от узкой минерализованной опорной полосы.

Канавы отрывают преимущественно для остановки подземных пожаров. Глубина канав должна быть ниже на 10-15 см слоя торфа или достигать уровня грунтовых вод. Для их прокладки используют плужные канавокопатели, а при большой глубине залегания торфа – экскаваторы и траншейные машины.

Минерализованные полосы оборудуют бульдозерами, путе­прокладчиками, а в местах, где затруднено использование специальных машин, взрывным способом. При этом ширина минерализованной полосы должна быть не менее 40 см.
Тушение кромки пожара водой или раствором огнетушащих химикатов производится с помощью пожарных, поливомоечных машин, авторазливочных станций, машин и оборудования с навесными водяными насосами.

Отжиг – это заблаговременный пуск огня по надпочвенному покрову навстречу низовому или верховому пожару. Цель отжига – создать на пути огня широкую заградительную полосу. Отжиг производится от дорог, троп, ручьев и других естественных рубежей. Ширина выжигаемой полосы должна быть равной трехкратной глубине кромки низового пожара и не менее 200 м перед фронтом верхового пожара.

При выполнении задач по тушению лесных пожаров формирования АМГ на своих участках могут действовать самостоятельно, выбирая наиболее целесообразные тактические приемы и способы. Работы начинаются с оборудования заградительных полос перед фронтом пожара с последующей локализацией очага пожара по всему периметру, а при наличии достаточного количества сил и средств – и с одновременным тушением кромки пожара. Пожарные подразделения и подразделения радиационной, химической и биологической защиты используются для подачи воды к очагу пожара, тушения загораний леса за рубежами локализации.

Для тушения торфяных пожаров целесообразно использовать инженерно-технические и пожарные подразделения. Они локализуют торфяные пожары путем окапывания их заградительными канавами глубиной до минерального грунта или грунтовых вод. Тушение проводится пожарными машинами, поливомоечными машинами и авторазливочными станциями путем заливки мест горения водой или заболачиванием всего участка пожара. При тушении горящих штабелей торфа применяются подача воды из стволов-распылителей и заливка мест горения водой со смачивателями.

При дотушивании район пожара дополнительно разделяется на участки. Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.

Окарауливание заключается в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади в целях предотвращения возникновения пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании.

После ликвидации пожара формирование АМГ, передав органам местного самоуправления пройденные пожаром площади для окарауливания, перемещается к другому очагу пожара на своем участке со сменой района расположения.

Крупные чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера или природные катаклизмы требуют срочного реагирования со стороны государственных структур. От того, насколько быстро прибудет на место ЧС служба спасателей и соответствующих специалистов зависит зачастую жизнь пострадавших и нанесенный ущерб окружающей природе.

Аэромобильная группировка МЧС России (АМГ) представляет собой нештатное формирование, включающее в себя силы и средства подразделений МЧС России, которые предназначены для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС, произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации. Подготовка производится заранее. Необходимый состав, в зависимости от классификации бедствия, доставляется в зону поражения силами авиации.

Назначение и состав

Аэромобильная группа МЧС России

Сбор аэромобильной группы МЧС России

Поскольку назначение аэромобильных группировок зависит от характера чрезвычайной ситуации, то набор участников ведется примерно в следующем количестве:

  • Из спасательных центров в группу могут войти более половины сотрудников, но не более 70%.
  • Поисково-спасательные отряды предоставляют столько же специалистов, что и центры спасения.
  • Около 50% будут составлять огнеборцы из частей конкретного региона.
  • Инспекция по маломерным судам в случае необходимости предоставляет до 50% своих специалистов.

Начальник территориального органа МЧС РФ принимает постановления о комплектации и оснащении группы видами техники и оборудования, которое необходимо в той или иной ситуации.

Осуществляется подготовка кадров, входящих в состав аэромобильных группировок, по нескольким фронтам:

  1. Физическая подготовка: проведение учений, контроль здоровья и показателей выносливости.
  2. Морально-психологическая подготовка путем проведения воспитательных работ культурного и информационного плана.
  3. Медицинская подготовка: укрепление здоровья, обучение оказанию первой помощи, радиационной, биологической, химической защите.

В период подготовки лицам, впервые проходящим обучение, запрещено участвовать в спасательных мероприятиях, ликвидации последствий ЧС и т.д.

По итогам участия данных группировок в учениях и ЧС, регулярно проводится анализ выполненных работ, после чего разрабатываются предложения по усовершенствованию:

  • внесение изменений в программы подготовки, расписание, состав, задачи аэромобильной группировки МЧС;
  • применение нового оборудования, экипировки или включение дополнительной резервной техники;
  • изменение программы подготовки;
  • модернизация медицинской техники.

Это увеличивает эффективность специальной группы и позволяет прогнозировать необходимое финансирование.

Основные цели и задачи

Аэромобильные группировки привлекаются в целях:

  • тушения пожаров, проведения АСДНР при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиации и авиационных технологий;
  • прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов;
  • проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности в пределах своей компетенции.

К задачам относятся:

  1. Защита гражданского населения в случае ЧС различного масштаба, гарантия пожарной безопасности, осуществление спасательной деятельности, устранение разрушений естественного или техногенного характера. Они также проводят эвакуацию населения, поиск жертв, оказывают первичную помощь и организуют доставку в лечащие учреждения.
  2. Контроль и исследование мест возникновения ЧС, наземная и воздушная разведка, отчетность, прогнозирование возможного расширения зон затопления и поражения огнем, радиацией, химическими средствами.
  3. Подготовка, расчистка, укрепление, поддержание возможных путей эвакуации, наведение порядка или пропускной режим в районах ЧС, комплекс обеззараживающих работ для людей, оказавшихся в зоне химического или радиационного поражения.
  4. Расчистка завалов, обрушение или упрочение зданий по необходимости, проделывание проходов для спасения попавших под обвал, подготовка дорог или местности для размещения специальной техники, в том числе авиационной, личного состава самой аэромобильной группировки.
  5. Сооружение переправ через водные препятствия, их поддержание.
  6. Контроль передвижения населения в области, пораженной радиацией, помощь пострадавшим, обнаружение уровня радиации; уничтожение или удаление облученных материалов, вывоз имущества, не подвергнувшегося радиационному загрязнению за пределы зоны отчуждения.
  7. Спасение и эвакуация населения, оказавшегося в зоне затопления, извлечение погибших, оснащение передвижными спасательными средствами, плотами, лодками, доставка в лечащие учреждения, устранение затопления и сооружение защиты от него.
  8. Локализация, устранение, обеззараживание мест химического поражения, защита и эвакуация населения, контроль уровня заражения.
  9. Тушение пожаров, спасение и защита людей и их ценностей, контроль за местами возгорания, их локализация, контроль зон, подверженных лесным возгораниям, оценка ущерба.
  10. В случае транспортных аварий – помощь пострадавшим, ликвидация разлившегося топлива и прочие работы.

Самое важное в назначении аэромобильных группировок – оперативная реакция, полная готовность и комплектация в случае ЧС.

Совместная их работа регулируется при помощи пунктов управления, где осуществляется постоянное круглосуточное дежурство. Руководитель группировки отвечает за размещение пункта и его защищенность в условиях ЧС. Смена положения ПУ также осуществляется по приказу руководителя.

Организация работ производится посменно и только в светлое время суток. Расширение и усиление их эффективности выполняется за счет поступления дополнительных подразделений, которое регулируется командным составом через оповещения при помощи дежурных. Вызовы проводятся параллельно, так как только при помощи этого способа достигается быстрота реакции групп и их оперативное прибытие.

Обеспечение эффективности деятельности

Десант МЧС России

Десант МЧС России

Авиационное обеспечение аэромобильных группировок МЧС России выполняется за счет авиационно-спасательных сил МЧС и других органов, таких как ГИМС, аварийно-спасательные формирования, пожарные части, научные, медицинские и учебные учреждения, военные части, согласно установленных приказов.

В чем заключается поддержка АМГ с воздуха? Авиационные силы выполняют следующие действия:

  1. Спуск десантников, выполняющих спасательные и прочие работы, проведение удаления и транспортировки жертв и потерпевших с разного рода объектов: железнодорожные, транспортные магистрали, равнины, реки и прочие водные объекты.
  2. Тушение пожаров, исследование, оценка, наблюдение за местностью, воздушная обработка химическими или биологическими средствами, монтаж или демонтаж оборудования.
  3. Контакт и контроль взаимодействия между объектами и субъектами АМГ.
  4. Воздушная транспортировка и доставка специальной техники, гуманитарной помощи, вылеты по делегированию Правительства и Верховного главнокомандующего ВС РФ.
  5. Эвакуация потерпевших и вывоз ценных грузов из районов, потерпевших бедствие.

Авиационное обеспечение АМГ, в случае потребности его привлечения, обеспечивает прежде всего мобильность передвижения и оперативность прибытия на места возникновения ЧС, существенную поддержку в случае недоступности наземных работ. Выполнение функций авиационного обеспечения строго регламентировано документами и приказами, устанавливающими стандарты безопасности и эффективности работ.

Аэромобильные группировки МЧС способствуют быстрому, качественному и эффективному решению проблем, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Все сотрудники должным образом должны быть подготовлены, группы оснащены необходимым оборудованием и профессиональными знаниями. Оперативность реагирования имеет место за счет воздушного обеспечения и четких действий командного состава. Благодаря последующему анализу, который проводится по итогам работ, идет регулярное усиление комплектации, развитие состава, появление новой или усовершенствованной спецтехники, медицинского оборудования.

Анализ деятельности специализированных пожарно-спасательных частей федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы с 2015 по 2020 годы

Личный состав

Личный состав подразделений, входящих в состав АМГ, должен:

  • основы ведения АСДНР в зонах ЧС и правила безопасности при их ведении;
  • основы тушения природных и крупных техногенных пожаров;
  • основы радиационной, химической и биологической защиты;
  • средства и способы связи, а также сигналы при ведении АСДНР в зонах ЧС;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим;
  • особенности основных климатогеографических зон и ландшафтов, неблагоприятные факторы природной среды, отрицательно воздействующие на человека в условиях выживания, и методы защиты от них;
  • основные правила выживания в безлюдной местности в различных климатогеографических зонах и ландшафтах;
    способы оказания само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях;
  • пользоваться аварийно-спасательным имуществом, снаряжением, пожарно-спасательным оборудованием и вооружением, первичными средствами пожаротушения;
  • работать на специальных агрегатах (мотопомпы, гидравлический инструмент и т.д.);
  • пользоваться содержимым индивидуальных аптечек, а медицинские работники, входящие в состав АМГ – медицинскими полевыми укладками;
  • оказывать первую помощь штатными и подручными средствами;
  • извлекать пострадавших из завалов и эвакуировать с места ЧС наземным, воздушным и водным транспортом;
  • использовать беспилотные авиационный системы в зонах ЧС;
  • работать с топографической информацией (в том числе с топографическими картами) и ориентироваться на местности с помощью технических средств (в том числе систем спутниковой навигации) и без них;
    преодолевать стрессовое состояние, вызванное экстремальной ситуацией;
  • правильно оценивать обстановку и принимать решение на последующие действия;
  • оказывать первую само- и взаимопомощь штатными и подручными средствами, транспортировать раненых; организовать полевой лагерь;
  • ориентироваться и определять свое местонахождение;
  • преодолевать различные виды препятствий (естественные и искусственные) и труднопроходимые участки горной местности;
  • подбирать и обозначать площадки для посадки вертолетов;

в) иметь подготовку:

  • по программам подготовки пожарных, спасателей;
  • в объеме программ подготовки по специальностям (профессиям) необходимым для обеспечения действий в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС (смежные специальности);
  • в области основ обезвреживания взрывоопасных предметов (при необходимости);
  • альпинистскую и авиадесантную подготовку (при необходимости);
  • к выживанию в условиях природной среды;
  • по способам развертывания полевого лагеря;
  • в области эксплуатации и применения беспилотных авиационных систем.

Дополнительный материал по подготовке личного состава аэромобильных группировок Вы сможете найти в разделе:

Обеспечение готовности

Для обеспечения готовности АМГ к тушению пожаров и проведению АСДНР в каждом из подразделений МЧС России, входящем в состав АМГ, предусматриваются:

  • транспортные средства для доставки сил и средств АМГ к местам базирования воздушных судов (аэропортам) (автобусы, автомобили пожарные контейнерного типа и т.д.);
  • резерв горюче-смазочных материалов;
  • специальная защитная одежда, обувь и экипировка личного состава для тушения пожаров и проведения АСДНР в различных природно-климатических условиях;
  • аварийно-спасательный инструмент (оборудование и снаряжение), пожарно-спасательное оборудование и вооружение;
  • имущество, необходимое для развертывания полевого лагеря в зоне ЧС (полевые кухни, палатки, средства обогрева, спальные мешки и т.д.);
  • медицинское имущество;
  • другое имущество и средства жизнеобеспечения личного состава в полевых условиях.

Экипировка и оборудование

Перечень имущества АМГ утверждается начальником территориального органа, образовательного учреждения или подразделения (организации) МЧС России, на базе которого создается АМГ, с учетом рекомендованного перечня и фактического наличия имущества.

Аварийно-спасательные работы

Тема 11: Организация и развертывание полевого лагеря

Аварийно-спасательные работы

Тема 12: Особенности действий личного состава АМГ при ликвидации последствий ЧС, связанных с паводком

Аварийно-спасательные работы

Тема 13: Особенности действий личного состава АМГ при ликвидации последствий ЧС, связанных с химическими загрязнениями

Аварийно-спасательные работы

Тема 14: Особенности действий личного состава АМГ при ликвидации последствий ЧС, связанных с крупными транспортными авариями

Аварийно-спасательные работы

Тема 15: Основы применения беспилотных летательных аппаратов

Аварийно-спасательные работы

Тема 16: Особенности действий личного состава АМГ при ликвидации последствий ЧС, связанных с природными пожарами

Аварийно-спасательные работы

Тема 17: Основы выживания в различных ЧС

Аварийно-спасательные работы

Тема 18: Авиационное обеспечение АМГ


Это просто работа

О сайте

Сайт для пожарных! Сайт создан специально для помощи тем, кому необходимы материалы по пожарной тематике.

Документы, нормативные акты, конспекты по программе подготовки, приказы МЧС, приказы других ведомств.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 20 октября 2017 года N 448

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376; 2008, N 17, ст.1814, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2009, N 22, ст.2697, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301, N 20, ст.2435, N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193, ст.194, N 2, ст.267, N 40, ст.5532; 2012, N 2, ст.243, N 6, ст.643, N 19, ст.2329, N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131, N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641, N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211, N 31, ст.4987, N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.5481; 2009, N 12, ст.1429; N 29, ст.3688; 2010, N 37, ст.4675; N 38, ст.4825; 2011, N 7, ст.979, 981; N 14, ст.1950; 2012, N 17, ст.2009; N 37, ст.5002; N 44, ст.6026; N 46, ст.6339; 2013, N 24, ст.2999; N 30, ст.4114; 2015, N 16, ст.2389; 2016, N 43, ст.6042; N 49, ст.6929; 2017, N 6, ст.928, N 21, ст.3024.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст.2649; 2010, N 1, ст.116; 2011, N 26, ст.3807; 2013, N 23, ст.2910; 2014, N 21, ст.2694; 2015, N 1, ст.262; 2016, N 27, ст.4500.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 18.01.2016 N 9 "Об обеспечении готовности аэромобильных группировок МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров".

УТВЕРЖДЕНО

приказом МЧС России

от 20 октября 2017 года N 448

Положение об аэромобильных группировках МЧС России

I. Общие положения

1. Положение об аэромобильных группировках МЧС России (далее - Положение) разработано в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, и определяет порядок создания, организации деятельности, особенности оснащения и экипировки аэромобильных группировок МЧС России (далее - АМГ) с учетом климатических особенностей, а также особенности привлечения АМГ к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при крупномасштабных пожарах, при ликвидации аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376; 2008, N 17, ст.1814, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2009, N 22, ст.2697, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301, N 20, ст.2435, N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193, ст.194, N 2, ст.267, N 40, ст.5532; 2012, N 2, ст.243, N 6, ст.643, N 19, ст.2329, N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131, N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641, N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211, N 31, ст.4987, N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.5481; 2009, N 12, ст.1429; N 29, ст.3688; 2010, N 37, ст.4675; N 38, ст.4825; 2011, N 7, ст.979, 981; N 14, ст.1950; 2012, N 17, ст.2009; N 37, ст.5002; N 44, ст.6026; N 46, ст.6339; 2013, N 24, ст.2999; N 30, ст.4114; 2015, N 16, ст.2389; 2016, N 43, ст.6042; N 49, ст.6929; 2017, N 6, ст.928, N 21, ст.3024.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст.2649; 2010, N 1, ст.116; 2011, N 26, ст.3807; 2013, N 23, ст.2910; 2014, N 21, ст.2694; 2015, N 1, ст.262; 2016, N 27, ст.4500.

2. Требованиями настоящего Положения необходимо руководствоваться начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России), руководителям и личному составу спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС), образовательных организаций высшего образования МЧС России, научно-исследовательских учреждений МЧС России, привлекаемым для тушения пожаров и проведения АСДНР в составе АМГ (далее - подразделения).

3. АМГ представляет собой нештатные формирования, включающие в себя силы и средства подразделений МЧС России, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и входящих в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона, которые предназначены для тушения пожаров и проведения АСДНР в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС, произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации.

Для организации и контроля проведения АСДНР в состав АМГ включаются должностные лица ГУ МЧС России.

Расчет сил и средств АМГ приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.

4. Для каждой АМГ соответствующим руководителем в обязательном порядке разрабатывается План применения сил и средств АМГ, который должен содержать следующие разделы:

состав сил и средств, включаемых в АМГ;

эшелонирование и порядок приведения АМГ в режимы готовности; порядок убытия и доставки сил и средств АМГ в зону ЧС с использованием различных видов транспорта;

задачи АМГ при тушении пожаров и проведения АСДНР при ликвидации ЧС;

порядок организации управления и взаимодействия при тушении пожаров и проведения АСДНР при ликвидации ЧС; иная необходимая информация.

5. АМГ привлекаются в целях:

тушения пожаров, проведения АСДНР при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиации и авиационных технологий;

прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов;

проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности в пределах своей компетенции.

6. Привлечение АМГ для тушения пожаров и проведения АСДНР за пределами Российской Федерации осуществляется в составе российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, а также по решению Правительства Российской Федерации.

Состав сил и средств российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования определяется Правительством Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр).

7. Для обеспечения готовности АМГ к тушению пожаров и проведению АСДНР в каждом из подразделений МЧС России, входящем в состав АМГ, предусматриваются:

транспортные средства для доставки сил и средств АМГ к местам базирования воздушных судов (аэропортам) (автобусы, автомобили пожарные контейнерного типа и т.д.);

резерв горюче-смазочных материалов;

специальная защитная одежда, обувь и экипировка личного состава для тушения пожаров и проведения АСДНР в различных природно-климатических условиях;

аварийно-спасательный инструмент, пожарно-спасательное оборудование и вооружение;

имущество, необходимое для развертывания полевого лагеря в зоне ЧС (полевые кухни, палатки, средства обогрева, спальные мешки и т.д.);

другое имущество и средства жизнеобеспечения личного состава в полевых условиях.

Перечень рекомендуемого оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, включаемого в материальный резерв, приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.

8. Оборудование, аварийно-спасательное имущество и снаряжение, включаемое в материальный резерв, распределяется по укладкам, которые размещаются в мобильные контейнерные упаковки различных размеров.

9. Мобильная контейнерная упаковка (далее - МКУ) выполняется из износостойкого материала, на лицевой стороне МКУ размещаются:

а) в центральной части - малая эмблема МЧС России;

б) в правом верхнем углу - табличка синего цвета с указанием наименования подразделения МЧС России;

в) в левом верхнем углу - наклейка размерами 15x15 см с порядковым номером следующих цветов:

Читайте также: