Дтп в внг причины и последствия и виды ответственности за их допущение

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, порядок организации деятельности военной автомобильной инспекции 1 войск национальной гвардии Российской Федерации 2 и полномочия должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии.

2 Далее - "войска национальной гвардии".

2. ВАИ войск национальной гвардии предназначена для обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии.

3. В своей деятельности ВАИ войск национальной гвардии руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии и настоящим Положением.

II. Задачи ВАИ войск национальной гвардии

4. ВАИ войск национальной гвардии выполняет следующие задачи:

а) осуществление в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 3 , отдельных функций по федеральному государственному надзору в области обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии, а также организация в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнения специальных разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4446; 2018, N 43, ст. 6601.

б) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 ;

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2018, N 18, ст. 2562. Далее - "КоАП".

в) сопровождение с применением автомобилей ВАИ войск национальной гвардии передвижения воинских колонн войск национальной гвардии и транспортных средств войск национальной гвардии, осуществляющих перевозку особо опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов оборонного назначения;

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3608; 2015, N 24, ст. 3478.

д) регистрация транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования 3 и иных организаций войск национальной гвардии, а также транспортных средств, являющихся опытными (испытательными) образцами военной и специальной техники, изготавливаемыми предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд Росгвардии, на срок проведения испытаний в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" 4 ;

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1999; 2017, N 42, ст. 6156.

е) организация и проведение в войсках национальной гвардии мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.

III. Функции ВАИ войск национальной гвардии

5. ВАИ войск национальной гвардии в целях реализации своих задач осуществляет следующие функции:

а) в отношении поднадзорных управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также водителей транспортных средств войск национальной гвардии:

проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

анализировать исполнение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

б) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 КоАП;

в) привлечение лиц, не уплативших административный штраф, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП, в пределах компетенции;

г) реализация дополнительных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования;

д) обеспечение приоритетного передвижения сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования в соответствии с Положением о сопровождении транспортных средств автомобилями государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 20 1 , Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 1 ;

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст. 525; 2016, N 49, ст. 6914.

1 Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531. Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 50, ст. 7789. Далее -"Правила дорожного движения".

е) проведение технического диагностирования транспортных средств и оформление диагностической карты о прохождении технического осмотра транспортного средства;

ж) постановка на регистрационный учет и снятие с регистрационного учета транспортных средств, внесение изменений в регистрационные данные транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;

з) выдача регистрационных знаков "ТРАНЗИТ", государственных регистрационных знаков и свидетельств о регистрации транспортного средства на транспортные средства территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;

и) пропаганда безопасности дорожного движения;

к) учет дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств войск национальной гвардии;

л) разработка проектов правовых актов Росгвардии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

IV. Организация деятельности ВАИ войск национальной гвардии

6. Руководство деятельностью ВАИ войск национальной гвардии осуществляет ее начальник.

7. Состав ВАИ войск национальной гвардии определяется штатами центрального аппарата Росгвардии, управлений оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, ВООВО войск национальной гвардии и штатными расписаниями территориальных органов Росгвардии.

8. Военнослужащие ВАИ войск национальной гвардии имеют служебные удостоверения и нагрудные знаки инспектора ВАИ войск национальной гвардии 2 .

9. ВАИ войск национальной гвардии в пределах компетенции взаимодействует с ВАИ Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения 1 .

1 Далее - "взаимодействующие органы".

10. Несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии организуется начальником ВАИ войск национальной гвардии, начальником ВАИ оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, начальником ВАИ соединения войск национальной гвардии 2 .

2 Далее - "начальник ВАИ".

11. Организация несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется на основании ежегодно издаваемых распоряжений:

Росгвардии - для управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии и управления соединения, воинских частей и иных организаций, непосредственно подчиненных директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации 3 ;

3 Далее - "воинские части, непосредственно подчиненные директору".

командующих округами войск национальной гвардии - для органов управления, соединений и воинских частей оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, подчиненных территориальных органов Росгвардии, а также ВООВО, дислоцированных в границах территории оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии.

12. В распоряжении на несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии указываются:

а) границы районов ответственности;

б) периодичность и порядок проведения инструктажа и подведения итогов несения службы с должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии;

в) состав наряда ВАИ войск национальной гвардии;

г) специальная одежда и экипировка должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии при несении службы;

д) формы и способы несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии.

13. Несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с ежемесячным графиком несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии, утвержденным начальником ВАИ, в котором указываются дата, время и место несения службы и подразделения ВАИ войск национальной гвардии (должностные лица ВАИ войск национальной гвардии), заступающие на службу.

14. Несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется на контрольных постах ВАИ войск национальной гвардии 1 .

1 Далее - "контрольный пост ВАИ".

15. Контрольные посты ВАИ выставляются в местах интенсивного движения транспортных средств войск национальной гвардии и местах дислокации управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии.

16. На каждый контрольный пост ВАИ начальником ВАИ разрабатывается карточка контрольного поста ВАИ в двух экземплярах. Первый экземпляр находится у начальника ВАИ, второй - у должностного лица ВАИ войск национальной гвардии, назначаемого для несения службы.

17. В карточке контрольного поста ВАИ указываются:

а) границы района ответственности;

б) пункты дислокации и телефоны управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;

в) места расположения и телефоны медицинских организаций и взаимодействующих органов;

д) аварийно-опасные участки;

е) схема маршрута патрулирования.

18. Контрольные посты ВАИ могут быть подвижными и неподвижными.

19. Остановка транспортных средств войск национальной гвардии осуществляется должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии с помощью громкоговорящего устройства или жеста руки, направленной на транспортное средство войск национальной гвардии.

20. Основаниями для остановки транспортных средств войск национальной гвардии являются:

а) нарушение Правил дорожного движения водителем транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажирами;

б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления;

в) нахождение транспортного средства войск национальной гвардии в розыске, а также наличие данных об использовании его в противоправных целях;

г) необходимость опроса водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, очевидцами которого они являлись;

д) выполнение решений об ограничении или запрещении движения;

е) необходимость привлечения водителя транспортного средства войск национальной гвардии или транспортного средства войск национальной гвардии для оказания помощи другим участникам дорожного движения либо должностному лицу ВАИ войск национальной гвардии.

21. При необходимости предотвращения или пресечения административного правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении либо в случае непосредственного обнаружения таких событий остановка транспортного средства войск национальной гвардии может быть осуществлена должностным лицом ВАИ войск национальной гвардии независимо от его местонахождения в районе ответственности ВАИ войск национальной гвардии и от времени.

22. Основанием для остановки транспортного средства войск национальной гвардии на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством войск национальной гвардии, документов на перевозимый им груз.

23. Не допускается остановка транспортного средства войск национальной гвардии при отсутствии оснований, предусмотренных пунктами 20 - 22 настоящего Положения.

24. При получении информации о нахождении в транспортном средстве войск национальной гвардии военнослужащих и (или) сотрудников, подозреваемых в совершении преступления, или водитель транспортного средства войск национальной гвардии скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, либо своими действиями подвергает опасности жизнь и здоровье других участников дорожного движения, либо не выполняет требования должностного лица ВАИ войск национальной гвардии об остановке, должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии осуществляет преследование этого транспортного средства.

25. Должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии оставляет контрольный пост ВАИ только с разрешения или по указанию начальника ВАИ, которому он подчинен по службе, в случае:

а) применения соответствующих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении водителей транспортных средств войск национальной гвардии;

б) преследования водителей и транспортных средств войск национальной гвардии, совершивших нарушения Правил дорожного движения;

в) оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии, несчастных случаях;

Строгое соблюдение требований безопасности и правил дорожного движения является надежной гарантией против травматизма и ДТП.

Причиной дорожного происшествия в основном является халатное отношение водителя а также и должностных лиц к осмотру техники перед выездом .

Специалисты допускаются к работам по техническому обслуживанию машин только после инструктажа по мерам безопасности и правилам обращения с ядовитыми жидкостями, с оформлением документов о производственном инструктаже.

Оборудование, инструмент и приспособления должны быть исправными и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74 и 12.2.027-77. Строго соблюдать правила пользования монтажным инструментом, не применять сильно изношенные или несоответствующего размера ключи, а также другой инструмент с неисправной или неправильно закрепленной рабочей частью, сломанными или плохо насажанными ручками.

Машина, установленная на пост технического обслуживания, должна быть заторможена стояночным тормозом, в коробке передач включена пониженная передача, зажигание (подача топлива для дизеля) должно быть выключено, под колеса (гусеничные цепи) установлено не менее двух упоров (башмаков).

Если снятие агрегатов (сборочных единиц) или деталей связано с большими физическими нагрузками, а также создает неудобства в работе (снятие и постановка на месте тормозных и клапанных пружин, барабанов, форсунок и др.), следует применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность и легкость выполнения трудоемких работ.

Агрегаты и узлы массой более 20 кг должны перемещаться с помощью механизмов.

При обслуживании машин на подъемнике, плунжер подъемника в рабочем (поднятом) положении должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания.

Запрещается поднимать (вывешивать) машину за буксирные крюки и работать под вывешенной машиной, установленной на одних домкратах.

Техническое обслуживание машин производиться только при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима для проведения диагностических и регулировочных работ.

При техническом обслуживании двигателя механизм подъема капота должен быть закрыт на предохранительный крючок Чтобы подняться на буфер автомобиля, используйте подножку, центральное и крайне левое (по ходу автомобиля) ребра облицовки радиатора, имеющие на внутренней стороне вкладыш.

Не подогревайте двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.

Антифризы и тормозные жидкости ядовиты, обращайтесь с ними осторожно.

При опускании запасного колеса остерегайтесь откидного кронштейна его держателя.

При проведении электросварочных работ на автомобиле снимите топливный бак, отключите аккумуляторные батареи. Присоединяйте массовый провод сварочного аппарата вблизи от места сварки, исключив прохождение электрического тока через подшипники и пары трения.

Пускать двигатель и трогать машину с места разрешается при условии полной безопасности для людей, находящихся вблизи. До пуска двигателя или начала движения машины необходимо подать продолжительный звуковой сигнал.

При обслуживании машин снизу, вне смотровой ямы, эстакады или подъемника, специалисты обязаны пользоваться лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) категорически запрещается.

Остерегаться отравления скопившимися в смотровой яме отработанными угарными газами и парами горючего.

Для предотвращения пожара запрещается:

  • Оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и горючим обтирочные материалы;
  • Допускать скопления на двигателе грязи, смешанной с горючим и маслом;
  • Курить в непосредственной близости от приборов системы питания;
  • Пользоваться открытым огнем для определения и устранения неисправностей, а также при проверке уровня электролита в аккумуляторных батареях;
  • Подогревать агрегаты шасси открытым пламенем (факелами, паяльной лампой и др.).

Пожарные средства (огнетушители, бочки с водой, ящики с песком и др.) должны быть исправны и готовы к применению.

Анализ происшествий с автомобильной техникой показывает, что основными причинами аварийных ситуаций является: недисциплинированность водителей, невыполнение ими требований ПДД, неопытность и недостаточная подготовка водителей, техническая неисправность и нарушения правил использования машин, сон водителей за рулем.

Больше половины происшествий с автомобильной техникой совершается в результате низкого уровня дисциплины некоторых водителей машин, причем, как правило, эти происшествий происходят с тяжкими последствиями.

Дисциплинированность – это важное морально-боевое качество воина-водителя, сложная черта его характера, комплекс морально-политических, волевых, познавательных и других качеств человека.

Наиболее серьезные нарушения дисциплины связаны с употреблением спиртных напитков. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии приводит к наиболее тяжелым последствиям.

Водителей, допустивших употребление спиртных напитков, необходимо отстранять от вождения машин. Если же они во время управления автомобилем находились в состоянии опьянения, то немедленно отстраняются от управления автомобилем и направляются на медицинское освидетельствование, а затем документы об освидетельствовании и протокол о нарушении, составляемый должностным лицом ВАИ, направляются в Госавтоинспекцию для лишения водительских прав.

Большинство аварий и катастроф происходит в результате нарушения ПДД (превышение допустимой скорости движения, нарушение правил перевозки л/с и др.).

Изучение происшествий по этим причинам показывает, что большинство водителей, создавших аварийные ситуации, — это молодые водители со стажем работы до 2 лет, не имеющие достаточного опыта вождения машин, нарушения ПДД из-за переоценки своих возможностей, незнания ПДД или личной неспособности и недисциплинированности.

Из-за превышения скорости движения совершается более четверти всех авто происшествий. Самонадеянность, незнание собственных сил и возможностей, отсутствие достаточных навыков в выполнении приемов управления машиной и необходимой реакцией на изменение дорожной остановки приводит к тому, что на повышенных скоростях водители не справляются с управлением машины, в результате чего происходит столкновение и опрокидывание, наезды на пешеходов и на различные препятствия.

Большинство аварий создается при обгоне и маневрировании, проезде перекрестков и ж/д переездов. Причиной этих ситуаций являются нарушения ПДД. Все эти нарушения связаны с недисциплинированностью отдельных водителей, неумелым выбором места и времени выполнения маневра, отсутствие у водителей необходимых навыков управления автомобилем в условиях возрастающей интенсивности движения средств и в других условиях дорожного движения.

Происшествия с машинами могут возникать из-за различных неисправностей. Технические неисправности машин имеют место там, где недостаточно четко организовано 10 машин, а контрольные осмотры техники в подразделениях и на КТП проводят недостаточно.

До 30% аварийных ситуаций возникает в темное время суток с тяжелыми последствиями. Одной из опасных причин является ослепление светофора встречного автомобиля, так как многие водители не снижают скорость движения при ослеплении светом фар встречного автомобиля, не останавливают машину, что становится причиной столкновений, наездов, опрокидывания с тяжелыми последствиями. Поэтому при обучении водителей необходимо уделять внимание практической отработке приемов вождения машин ночью, в том числе действий водителя при ослеплении светом фар встречного автомобиля.

Неумение управлять автомобилем в темное время суток является весьма распространенным недостатком начинающих водителей. Из-за темноты сокращается обзорность местности дороги, недостаточно просматриваются изъяны, плохо видны неосвещенные предметы на обочинах, значительно уменьшается видимость дороги на поворотах – все эти причины приводят к необходимости резко тормозить или круто изменить направление движения для объезда препятствий, что рождает происшествия.

С т а т ь я 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

  1. Нарушение привил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
  1. УК 1996 г. ввел более дифференцированную уголовную ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации машин.
  1. Правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.
  1. К боевым машинам относятся танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины с передвижными командными пунктами и др.

Специальные машины представляют собой самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: строительных, пожарных, медицинских, ремонтных и т.п.

Транспортные машины (легковые и грузовые) предназначены для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, имущества и других грузов.

Одним из признаков, отличающих квалификацию деяния по данной статье от квалификации по ст. 2б4 общеуголовное деяние (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является принадлежность машины воинским частям и учреждениям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

  1. 0 понятии нарушения правил вождения и эксплуатации машин см. комментарий к ст. 2б4.
  1. Уголовно наказуемыми нарушениями правил вождения и эксплуатации являются только такие, которые повлекли причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Уничтожение или повреждение машин в число преступных последствий не входит.

  1. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
  1. По устоявшейся судебной практике субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной (см. постановление Пленума Верховного Совета СССР № 7 от 30 марта 1973 г. «0 квалификации нарушения и вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления”. – Сб. – Пленума Верх. Суда СССР. 1924 – 1986. М., 1987, с. 763).

Субъектом нарушения правил эксплуатации машин может – военнослужащий, на которого возложена обязанность по эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин. Это может быть водитель, закрепленный за автомашиной, начальник контрольно-технического пункта, военнослужащие, на которых возложены обязанности ремонта и технического обслуживания машин.

Данная норма устанавливает уголовную ответственность за управление механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного этой статьёй либо частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ.

Стоит отметить, что правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершённого ими правонарушения.

За нарушение ПДД военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

Под управлением транспортным средством в смысле статьи 264.1 УК РФ понимается непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привёл в движение какой-либо транспорт. Продолжительность управления не имеет значения для квалификации данных действий как состава оконченного преступления.

Факт опьянения определяется наличием этилового спирта или наркотических средств либо психотропных веществ в организме. Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования также расценивается как факт опьянения.

Рассматриваемое деяние наказывается штрафом в размере от двухсот до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В качестве дополнительного наказания виновный может быть лишён судом права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения квалифицируют следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда здоровью человека. На водителя накладывается штраф, равный 10000 - 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Санкции за административные правонарушения

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей Гражданского кодекса РФ.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Прокуратура Правдинского район призывает граждан соблюдать Правила дорожного движения и быть внимательными на дороге.

Читайте также: