Зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Наиболее частыми причинами снижения работоспособности водителей являются утомление и переутомление, болезненные состояния, приём алкоголя и курение.

В результате исследований установлено, что количество ДТП зависит от времени, в течение которого водитель управляет автомобилем. При управлении автомобилем от 7 до 12 ч водители совершают ДТП в 2 раза, а при продолжительности управления свыше 12 ч в 9 раз чаще, чем при работе продолжительность до 7 ч. Водители, работающие более 7 ч, совершают 1/3 всех ДТП. Происшествия при этом приводят к более тяжёлым последствиям. Так, у водителей, работающих более 12 ч, ДТП со смертельным исходом возникают в 1.5 раз чаще.

Причиной снижения работоспособности водителей и возникновения ДТП является утомление. Утомление – это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов систем организма человека. Ведущая роль в развитии утомления принадлежит нервной системе и прежде всего головному мозгу, клетки которого утомляются значительно раньше, чем работающие мышцы. Развитию утомления водителей способствуют многие факторы, к которым относятся и состояние дороги, и плохая организация движения, высокая интенсивность транспортного потока, плохая видимость и обзорность, неудобное сиденье и непродуманная компоновка ОУ и СОИ, дискомфортный микроклимат в кабине и т.п. Утомлению способствуют некоторые психофизические и личностные особенности водителя – повышенная эмоциональность, впечатлительность, холерический темперамент и ряд других. Наиболее значимым фактором, который чаще всего приводит к выраженному утомлению, является продолжительность рабочего дня более 8ч.




В результате физиологических исследований был выявлен ряд закономерностей в изменении функционального состояния организма в зависимости от напряжённости и длительности работы, которые сформулированы в виде гипотезы о трёх стадиях развития утомления.

Первая стадия характеризуется замедлением латентных периодов сенсомоторных реакций не более чем на 15 – 20 %, незначительными изменениями в анализаторных системах и сердечно–сосудистой деятельности, ощущением усталости.

Вторая стадия наступает при увеличении длительности и напряжённости работы, вследствие чего возникает повышенное возбуждение в центрах анализаторов. Латентные периоды сенсомоторных реакций при этом замедляются на 30- – 40 %. Эта стадия может быть охарактеризована как начало накопления утомления. У водителей такая стадия отмечается обычно после непрерывной работы в течение 7 и более часов.

Третья стадия наступает при дальнейшем увеличении длительности непрерывной работы. Это стадия – тормозная, характеризуемая заторможенностью всех анализаторных функций. Латентный период зрительно–моторной реакции замедлятся до 70% по сравнению с исходным в начале работы.

Управление автомобилем в состоянии утомления чрезвычайно опасно, так как возможны грубые ошибки, засыпание за рулём и ДТП.

Следует иметь в виду, что работоспособность человека в течение рабочего дня не одинакова и в процессе её изменения можно выделить три характерные фазы: врабатывания, устойчивой работоспособности, падения работоспособности в результате утомления.

Врабатывание характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период длится 1 – 1.5 ч, после чего устанавливается необходимый уровень работоспособности. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой фазе снижены, что приводит к большему числу ДТП, чем в последующие 2 – 3 часа.

Вторая фаза (устойчивая работоспособность) характеризуется достаточно высокой работоспособностью. В этот период требуемый результат деятельности достигается при минимальной затрате энергии. Продолжительность этой фазы 2 – 2.5 часа.

Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени проходит от начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки водителя и, как следствие, ДТП.




Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, но соотношение фаз повторяется. Но фазы врабатывания и устойчивой работоспособности становятся короче, а третья фаза наступает раньше.

Установлено, что функциональное состояние водителей и их работоспособность улучшаются на 2–ой день работы после выходного дня и начинают ухудшаться с 5–ого дня ежедневной работы.

В зависимости от характера выполняемой работы различают утомление умственное, физическое и эмоциональное. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от физических. Это связано с тем, что нервные клетки головного мозга расходуют очень много энергии. Установлено также взаимное влияние умственного и физического утомления. Кроме того, при умственной работе всегда имеет место более или мене выраженное физическое напряжение. Водитель, оценивая дорожную обстановку, принимая решение, выполняет умственную деятельность и одновременно совершает мышечную работу с органами управления. Утомление водителя является комбинированным, то есть умственным, физическим и эмоциональным. Однако нервное напряжение водителя приводит к преобладанию эмоционального утомления.

При утомлении снижается острота и уменьшается поле зрения, изменяется пульс и артериальное давление. Одновременно снижается интенсивность и устойчивость внимания, замедляется его переключение, увеличивается время сенсомоторных реакций, нарушается мышление, что выражается в замедлении процессов переработки информации.

В результате увеличивается время принятия решений и выполнения управляющих действий. В таком состоянии снижается степень автоматизма ранее выработанных навыков, нарушается точность и координация движений, снижается воля, решительность, контроль за выполняемыми действиями. Более частыми становятся непроизвольные, кратковременные отключения внимания от управления автомобилем. Такие отключения в деятельности водителя могут быть причинами ошибок и ДТП. Характерным симптомом утомления и переутомления является сонливость и засыпание водителя за рулём. Так, например, в США около 4% всех водителей, ставших жертвами ДТП, в момент происшествия спали. В России, на некоторых автотрассах, от 1.7 до 2.4.% ДТП происходит от того, что водители засыпают на прямолинейных участках дороги.

При управлении автомобилем, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее чувствует усталость, чем при управлении в условиях интенсивного движения. Как правило под влиянием однообразного движения у водителей возникает апатия, вялость, появляются отвлечённые мысли, не имеющие отношения к управлению. Такое состояние называется заторможенным, а также ступором или дорожным гипнозом. Причины 15% ДТП, происходящих на прямых участках дороги, остаются невыясненными. Предполагается, что они связаны с заторможенным состоянием водителей. По зарубежным данным ступор не испытывает лишь 3% водителей; состояние ступора возникает, но легко переносится у 74% водителей; в сильной степени ступору подвержены 23% водителей.

Бороться с сонливостью на ходу не следует, она может наступить внезапно. Необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Попытки бороться с усталостью и сонливостью применением возбуждающих средств (пилюли, чёрный кофе) не только не дают желаемых результатов, но при систематическом их использовании могут привести к опасным последствиям, так как после непродолжительного нервного подъёма наступает резкий спад.

Большое значения для сохранения работоспособности водителей имеет рациональное проектирование дорог с учётом человеческого фактора, а именно: чёткая разметка дороги, хорошее состояние дорожного покрытия, правильно поставленные и легко читаемые дорожные знаки, благоустроенные площадки для отдыха и стоянки автомобилей, гостиницы, кемпинги, станции техобслуживания и т. д.

Стояночные площадки должны быть пространственно отделены от дороги и рассчитаны для стоянки 10 грузовых и 20 легковых автомобилей. Размещать их желательно на расстоянии Lс = 0.2V, V – расчётная скорость движения, км/ч.

Автозаправочные станции необходимо располагать так, чтобы всегда имел некоторый запас топлива. Исходя из потребностей автомобилей разных марок и объёма баков можно установить максимальное расстояние между станциями LМ = 1.2V.

Пункты отдыха для водителей следует располагать также в зависимости от расчётной скорости движения, а именно: 0.4V – для кафе и закусочных; 1.0V – для мотелей и кемпингов. Количество мест NМ в пунктах питания при расположении их на расстоянии 0.4V принимается равным

NМ = 15 + 0.04J,

где J – интенсивность движения, авт/ч.

Количество мест для стоянки (Nс), душевых (Nд) и туалетов (NТ) принимается равным Nс = 10 + 0.01J, Nд = 2 + 0.01J, NТ = 2 + 0.05J.

Необходимо отметить, что правильная организация режима труда, создание условий для своевременного и полноценного отдыха и питания водителей в пути, совершенствование дорог и организации дорожного движения – комплекс мероприятий в значительной мере обеспечивающий предупреждение ДТП, связанных со снижением работоспособности водителей в результате их утомления и переутомления.

Человек в системе управления является наиболее важным и одновременно менее надежным звеном. Он легко отвлекается, сравнительно быстро утомляется, его поведение подвержено вли­янию очень многих непредсказуемых факторов, и поэтому он не может безошибочно выполнять работу в течение продолжитель­ного времени. Частота отказов в системах управления по вине че­ловека составляет от 20 до 95 %. Такие отказы в системе управле­ния ВАДС представляют большую угрозу для безопасности до­рожного движения. Именно поэтому такое большое значение при­дается повышению надежности водителя автомобиля.

Надежность водителя — это его способность безошибочно уп­равлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надеж­ность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состо­янию здоровья, психологическим и личностным качествам. При­годность по состоянию здоровья устанавливается при медицин­ском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств, требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообра­зительность, скорость восприятия и реакции, решают исход кри­тической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых явля­ется деятельность коры головного мозга.




Подготовленность водителя определяется уровнем его профес­сиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процес­се обучения и последующей профессиональной деятельности. Хо­рошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диа­пазона навыков, доведенных до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в крити­ческих дорожных ситуациях. Она позволяет максимально исполь­зовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обста­новки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; без­ошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и дру­гих сложных условиях. Профессионализм определяется также уров­нем психологической подготовленности водителя, т.е. формиро­ванием у него психофизиологических свойств, которые обеспе­чивают надежность работы в любых условиях. Успешность психо­логической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизио­логических качеств. Недостаточная подготовленность является наи­более частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, нео­пытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому со­вершенствование подготовки водителей и повышение их профес­сионального мастерства являются важнейшими факторами обес­печения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность — это состояние человека, позво­ляющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспо­собности водитель может допустить грубые ошибки при управле­нии автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспо­собность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при за­болевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуж­дения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работо­способности водителей обеспечивается рациональной организа­цией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием пе­ред рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения. Высокие техни­ко-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправ­ность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, ин­формативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-ги­гиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а следователь­но, повышают их надежность.

Задание:законспектировать ответы на указанный ниже вопросы, конспекты предоставить преподавателю на занятии для проверки и выставления оценки.

Проблемные вопросы для конспектирования:

1. Определение надёжности водителя?

2. Психофизиологические качества: пригодность, подготовленность и работоспособность?

3. Влияние квалификации, образования, стажа работы, и возраста на надёжность водителя?

Ответы на вопросы:

Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения.




Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность [3]. Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надёжной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга. Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведённых до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Профессионализм определяется также уровнем психологической подготовленности водителя, т. е. формированием у него психофизиологических свойств, которые обеспечивают надёжность работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надёжного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения. Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надёжности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Работоспособность снижается после приёма алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетённом состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создаёт угрозу возникновения ДТП. Обстоятельства, при которых возникают и протекают ДТП, чрезвычайно разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по их предупреждению. Кроме того, классификация видов происшествий приводит к единообразию учёта и возможности проведения успешного анализа на его основе.


Высокий уровень автомобилизации, способствуя более полному удовлетворению перевозочных потребностей на рынке транспортных услуг, имеет и ряд негативных последствий, прежде всего аварийность на транспорте.

Обстоятельства, при которых совершаются происшествия, чрезвычайно разнообразны. Но анализ причин, вызвавших происшествия, показал их известную общность, что позволило свести эти причины в однородные по характеру группы:

несоблюдение правил движения водителями и пешеходами;

несоблюдение водителями правильных приемов управления автомобилями, т. е. применение таких приемов, которые создают возможность заносов, опрокидывания, потери управления или поломки и порчи механизмов;

понижение работоспособности водителей вследствие переутомления или под влиянием причин, вызывающих изменения самочувствия и неправильное восприятие дорожной обстановки;

неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и несоблюдение правил технического использования их;

неудовлетворительное состояние и содержание дорог;

неправильная организация движения [1, с. 703].

Как правило, дорожно-транспортные происшествия вызываются одновременно несколькими причинами.

Обычно показатели аварийности жестко связывают с уровнем автомобилизации. Тем не менее, анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в наиболее развитых странах показывает, что, несмотря на высокие темпы автомобилизации, имеются возможности в общегосударственном масштабе добиться значительного снижения ДТП и поддерживать достаточно стабильно эти показатели аварийности. В качестве примеров можно привести такие страны, как Япония, Германия, США, Англия, Швеция и другие.

Такие существенные результаты в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения были достигнуты за счет реализации общегосударственных комплексных программ борьбы с аварийностью. Эти программы были направлены на инженерное обеспечение организации дорожного движения. Были выделены значительные капиталовложения в строительство и содержание дорог, совершенствование системы организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, разработку конструкций безопасных автомобилей, улучшение программ подготовки водителей.

Высокий уровень автомобилизации создает существенные проблемы при организации стояночного режима. Значительное количество автомобилей, стоящих на магистральных улицах городов, снижает пропускную способность, создает помехи маршрутному транспорту.

Постоянное увеличение численности автопарка вовлекает в процесс дорожного движения большую массу водителей-новичков, имеющих слабые навыки вождения автомобиля, что обостряет проблему обеспечения безопасности дорожного движения.

Структурные изменения, произошедшие в последние годы на автомобильном транспорте, привели к возникновению множества мелких и средних предприятий, занимающихся оказанием транспортных услуг. Как правило, уровень деятельности по обеспечению безопасности движения на таких предприятиях не соответствует современным требованиям [2, с.3].


Рис. 1. Структурная схема системы ВАДС

Высокие технико-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, информативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а, следовательно, повышают их надежность.

Дорога имеет свои параметры. К ним относятся: ширина проезжей части, конфигурация в плане и профиле, состояние покрытия, границы (тротуар, кювет, обочина). К дороге имеют отношение находящиеся на ней и в придорожном пространстве транспортные средства, пешеходы, животные, светофорные объекты, дорожные знаки и разметка, неподвижные препятствия. Обустройство дороги, и уровень организации дорожного движения могут облегчать или затруднять работу водителя и, таким образом, оказывать прямое влияние на его надежность.

Среда движения характеризуется освещенностью, влажностью, температурой, ветром, запыленностью, видимостью, а также солнечной геомагнитной активностью и перепадами барометрического давления. От большей части отрицательных воздействий среды водитель должен быть защищен соответствующим техническим обустройством автомобиля [3, с. 7].

Главным оператором этой системы, несомненно, является водитель, который должен всегда предвидеть, в какой ситуации может оказаться, и знать, каким образом в ней действовать. Водитель должен быстро и точно реагировать на раздражители, оценивать значение окружающих объектов, технические данные автомобиля, которым он управляет, принимать правильное решение для выполнения маневрирования транспортным средством. Часто водителю приходится действовать мгновенно с целью предотвращения дорожно-транспортного происшествия [4, с. 95].

Надежность водителя — это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов (рис. 2). Одно из основных мест в этом комплексе занимает уровень работоспособности водителя. Вместе с тем до настоящего времени неясен вопрос, какой уровень работоспособности водителя и в каких условиях обеспечивает его достаточную надежность как звена упомянутой системы.

Учитывая, что ошибка водителя может угрожать здоровью и жизни как самого водителя, так и других людей, требования к его работоспособности должны быть достаточно высокими. [5, с. 121].


Рис. 2 Основные факторы, определяющие профессиональную надежность водителя

Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении транспортным средством, которые нередко приводят к ДТП [3, с. 7].

Множество действующих на водителя факторов определяют эффективность его труда. Выделяют субъективные — зависящие от водителя и объективные — внешние по отношению к водителю факторы, влияющие на эффективность операторской деятельности (рис. 3).


Рис. 3 Основные факторы, влияющие на работоспособность водителя в пути

К субъективным факторам относят: психологическое и физическое состояние водителя, состояние здоровья, уровень подготовленности к данному виду операторской деятельности и т. д. Под постоянными субъективными факторами понимают совокупность всех физических, физиологических и психических свойств личности водителя и их влияние на успешность трудовой деятельности. Такая группа временных субъективных факторов, как нарушение здоровья, утомление, эмоциональные возбуждения, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием лекарственных или наркотических средств, оказывают существенное влияние на функциональные возможности водителя.

Объективные факторы, в свою очередь, делятся на аппаратурные, зависящие от функционирования техники, и средовые, зависящие от рабочей среды, в которой действует водитель. Аппаратурные факторы определяются организацией рабочего места водителя, формой и видом предъявления потока рабочей информации, особенностями систем, контролирующих выполнение деятельности. Средовые факторы определяются условиями обитаемости, обстановкой, организацией деятельности (режимы труда и отдыха, количество рабочих смен и др.) [6, с. 90].

Причинами снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, сильное эмоциональное возбуждение, депрессивное состояние, прием некоторых лекарственных средств, курение и т. д.

Важным компонентом обеспечения надежности водителя является мотивация. Она выражается в заинтересованности человека в процессе работы, результатах труда, удовлетворенности работой в целом. Мотивация обеспечивается и поддерживается режимом труда, оплатой труда, условиями работы, состоянием рабочего места, отношениями с коллективом предприятия и другими факторами. Поощряя желательные и наказывая нежелательные формы поведения водителя можно достичь необходимого эффекта [7, с. 17].

Вопрос мотивации трудовой деятельности является чрезвычайно важным и актуальным. Известно, что работоспособность человека существенно меняется в зависимости от уровня и особенностей мотивации.

Если водитель не проявляет интереса к сфере профессиональной деятельности, то снижает эффективность своей работы, так как у него отсутствует потребность повышать свое мастерство и квалификацию.

Исследования и жизненные ситуации доказывают, что интерес к работе, трудолюбие, чувство ответственности, скромность и другие положительные человеческие качества, соответствуют надежным водителям.

Ни одно из свойств личности водителя не оказывает столь непосредственного влияния на безопасность дорожного движения и не характеризует надежность самого водителя, как его нравственность.

Среди водителей немало таких, которые не считаются ни с кем и ни с чем. Они считают себя достойнее всех прочих водителей. Для достижения своих эгоистических намерений они с легкостью и необузданным азартом превышают допустимую скорость, выполняют необоснованно опасные маневры, создавая много опасных ситуаций. Рано или поздно с большой вероятностью они совершают ДТП различной тяжести [8, с. 21].

Пригодность водителя в настоящее время устанавливается путем его медицинского освидетельствования.

Однако, обследуя состояние здоровья и функции органов зрения и слуха человека, мы еще не получаем полных данных, позволяющих судить о способностях будущего водителя.

Процесс управления автомобилем связан с решением задач, требующих высокого уровня развития психофизиологических качеств человека. Наиболее ярко психофизиологические особенности водителя проявляются в условиях дефицита времени, высокой интенсивности движения автомобилей, больших скоростей, при управлении автомобилем в темное время суток, в сложной дорожной обстановке и т. п. [9, с. 5].

Приведенные примеры показывают, что психофизиологические качества водителя имеют не только большое значение, но иногда оказывают решающее влияние на безопасность движения.

В настоящее время разработано большое количество технических средств, применяемых для исследования психофизиологических функций и характеристик с целью проведения профессионального отбора на различные виды перевозок [10].

Таким образом, предрасположенность будущих водителей к дорожно-транспортным происшествиям, может быть выявлена специальными методами психофизиологического обследования.

С увеличением количества транспортных средств, скорости и интенсивности их движения повышаются требования к профессиональной подготовки водителей.

Использование различных тренажеров позволяет быстрее овладеть водительскими навыками и совершенствовать их [11].

Профессиональная надежность водителя характеризуется большим количеством параметров, показателей и факторов. Это очень емкое понятие. Водитель занимает особое место в системе ВАДС и имеет непосредственное отношение к ее надежности.

Численность водителей в последние годы значительно увеличилась. Эти изменения привели к существенному увеличению удельного веса молодых, начинающих водителей, у которых нет опыта и навыков управления транспортными средствами. Поэтому водитель, управляющий транспортным средством, должен быть всегда готов уступить дорогу тому, кто совершил ошибку.

Безупречного и абсолютно надежного водителя не существует. Какого бы уровня мастерства не достиг водитель, всегда можно добиться большего. Каждый водитель, не зависимо от возраста, опыта и уровня мастерства, должен всегда учиться на чужих и своих ошибках и не повторять их.

1. Боровский Б. Е. Водителю 2 и 1 класса. Л. Лениздат, 1970. — 768 с.

2. Коноплянко В. И., Гуджоян О. П., Зырянов В. В., Березин А. С. Безопасность движения: Учебное пособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 72 с.

4. Основы управления транспортными средствами и безопасность движения: Учеб. пособие / С. В. Филимонов, С. Г. Талышев, Ю. В. Илясов — Пенза: Изд — во Пенз. гос. ун — та, 2007. — 98 с.

5. Вайсман А. И. Гигиена труда водителей автомобилей. М.: Медицина, 1988. — 192 с.

6. Сергеев С. Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 176 с.

7. ЧЕЛОВЕК-ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА: Учебное пособие / А. Г. Петрушин, Ю. Я. Комаров; Волгоград. Гос. Техн. ун-т. — Волгоград, 1996. — 105 с.

8. Искусство управления автомобилем: Справ. пособие/ А. И. Куперман, М. Б. Афанасьев:- М.: Высш. шк., 2003.-263 с.: ил.

9. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей. Игнатов Н. А., Мишурин В. М., Мушегян Р. Т., Сергеев В. А. — М., Транспорт. 1978. — 88 с., ил.

10. Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования водителей / М. Н. Дятлов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 59–61.

11. Дятлов М. Н. Электронные системы обучения водителя транспортного средства / М. Н. Дятлов // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 52–56.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть, высокий уровень автомобилизации, операторская деятельность, профессиональная надежность водителя, самый водитель, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Несоблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами

Уровень автомобилизации очень высок. Вследствие этого ситуация на дорогах города достаточно сложная.

Мотивация профессиональной деятельности водителей.

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края.

Влияние личностных качеств на профессиональную успешность.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности.

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

В условиях дорожного движения крупного города к водителю, кроме высокой профессиональной подготовки, предъявляются большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

Водитель автомобильного транспорта: потеря профессии на.

дорожное движение, водитель, водитель автобуса, транспортное средство, подвижной состав, общественный транспорт, профессиональный стандарт водителя, требование, мой взгляд, пассажирский транспорт.

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

В настоящее время психофизиологический отбор водителей автомобилей проводится почти во всех странах, где автомобилизация достигла высокого уровня. Введение такого отбора позволяет повысить надежность водителей, снизить количество ДТП.

Методика профессионального отбора водителей на.

водитель, водительская деятельность, дорожное движение, качество, подготовка водителей, транспортное средство, безопасное управление, практическое вождение, динамик аварийности, квалификация водителя.

Сайт Юридическая психология

// Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 309-312.

Важной особенностью развития современного автомобильного транспорта является постоянное совершенствование его технических характеристик, способствующих повышению активной и пассивной безопасности, надежности в эксплуатации. Постепенно улучшается качество автомобильных дорог. Однако это не приводит к существенным положительным изменениям в безопасности дорожного движения. Как свидетельствует статистика, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Более 75 % всех происшествий на дороге возникает из-за ошибок водителей в принятии решений на дороге.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий также дает основание считать, что наибольшее количество происшествий наблюдается на участках дорог, где водитель испытывает большое нервно-психическое напряжение. Это подтверждает то, что надежность работы водителя согласуется с одной из основных закономерностей психофизиологии — успешностью выполнения работы в зависимости от психического напряжения. Согласно этой закономерности, имеется некоторый интеграл эмоциональной напряженности человека, при котором он выполняет работу с наибольшей эффективностью. Превышение этого оптимального уровня, как и снижение его, сопровождается ухудшением показателей работы. В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующие оптимальному уровню эмоционального напряжения. Исходя из этого, определяется степень надежности действий водителя.

Для поддержания эмоциональной напряженности водителя в оптимальных пределах необходимо постоянное поступление к нему некоторого объема новой информации об условиях движения и окружающем пространстве. Существенную роль в обеспечении надежности действий водителя играет его способность к приему и переработке информации. Качество усвоения информации зависит, главным образом, от ее количества.

Из всех элементов придорожного пространства только информация о движении автомобилей несет для водителя постоянную новизну. Вся же остальная информация привязана к дороге и незнакома водителям, впервые проезжающим по дороге.

Водитель воспринимает информацию избирательно, выделяя из общего потока только значимую. Свое внимание он распределяет не равномерно по полю зрения, а концентрирует его в области, поставляющей наиболее ценную информацию. Однако в случаях, когда нагрузка выше допустимой, водитель может не заметить сигнала светофора или запрещающий дорожный знак, если его внимание сосредоточено на сложных перестроениях автомобилей в рядах. Это объясняется тем, что надежность расшифровки информации водителем снижается по мере удаления объекта от центральной части сетчатки глаза.

Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно реагировать на изменения в дорожной ситуации. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП [2; c. 88].

Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных реакций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или дросселя, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами переключения передач и тормоза и т. п. Такие ответные действия на раздражители называются психомоторными реакциями. В каждой психомоторной реакции различают: скрытый (латентный) период реакции, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного движений, и период реализации двигательного действия — отрезок времени от начала движения до его завершения.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель (сигнал). Например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, подготовился к торможению. Среднее время скрытого периода простой реакции на световой сигнал — около 0,2 с, на звуковой — 0,14 с. Время общей двигательной реакции (продолжительность скрытого периода реакции и ответного действия) значительно варьируется в зависимости от времени, необходимого на выполнение ответного действия. Среднее время общей реакции на включенный стоп-сигнал, и время, затрачиваемое на перенос правой ноги — с педали дросселя на педаль тормоза, составляет 0,4–0,6 с.

Принято считать, что время сложной реакции водителя равно 0,8–1 с. Нужно учесть, что это время может колебаться в значительных пределах — от 0,4 до 1,5 с и даже более. В практике управления автомобилем необходимо считаться с внезапным появлением опасности, что может резко увеличить относительное время реакции. От времени реакции во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении. Общее время, необходимое для остановки автомобиля, включает в себя время реакции водителя (с момента восприятия препятствия на дороге до начала торможения), время срабатывания привода тормозов (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала действия тормозов) и время действия полностью включенных тормозом (от начала торможения до остановки автомобиля [3; c. 55].

Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно. Оно может изменяться под влиянием различных, причин: болезненного состояния или утомления, возраста, сосредоточенности, состояния опьянения и др. Установлено также, что в пределах одного часа после принятия даже незначительной дозы спиртного время реакции возрастает на 30–40 %. При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля должна быть снижена.

Суть водительской деятельности заключается в сложном психологическом взаимодействии водителя и условий движения. Под условиями движения имеется в виду вся совокупность характеристик и параметров проезжей части дороги, придорожного пространства, дорожных знаков, указателей, сигналов светофора, видимости, обзорности, плотность и состав транспортного потока, дорожно-транспортные ситуации и пр., т. е. имеется в виду среда, в которой осуществляется управление транспортным средством [2; с. 123].

В связи с тем, что появляется все больше фактов, подтверждающих взаимосвязь между психофизиологическими характеристиками водителя и аварийностью на дорогах, становится актуальным вопрос о проведении исследования профессионально важных качеств всех кандидатов в водители. Очевидно, что здесь следует начать с подготовки водителей, т. е. проводить подобные исследования в автошколах на начальном этапе обучения. Диагностика психологических особенностей водителей с любой целью предполагает выявление характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования с учетом вида перевозок и надежности водителя.

Исследование можно проводить в форме тестирования, в котором возможно было бы зафиксировать основные показатели, такие как: скорость реакции, память, внимание, устойчивость к различным помехам и т. д. Почему это просто необходимо? Во-первых, тестирование позволит определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата. Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности профессионально-важных качеств. Это даст возможность проводить коррекционные мероприятия, с целью повышения уровня выраженности качеств, не соответствующих заявленным требованиям, а также менять программу обучения таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния. В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. На основании результатов исследования психофизиологических качеств кандидатов, принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, либо по отработке практических навыков вождения.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 1989.- 366с.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2005. — 271 с.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2002.- 224 с.

Читайте также: