Размер штрафа за неиспользование контрольно кассовой машины

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

1. Согласно пункту 2 статьи 14.5 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Под неприменением контрольно-кассовой техники следует, в частности, понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия) (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин").

Вместе с тем, в примечании к данной статье сказано, что лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении соответствующую обязанность, освобождается от административной ответственности, если соблюдены в совокупности следующие условия:

  • на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Во-первых, не понятно, как технически следует исполнить свою обязанность по применению ККТ и выдаче покупателю кассового чека: то ли пробить обычный чек на совершенную ранее покупку более поздней датой, то ли чек коррекции. Официальные разъяснения на сегодняшний день мне не известны.

В пункте 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ сказано, что кассовый чек коррекции формируется при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

По логике вещей чек коррекции следует пробить, если кассир ошибся в сумме "исходного" чека.

Однако Ильчук Евгения Вячеславовна, секретарь государственной гражданской службы РФ 3 класса, в интервью изданию "Главная книга" (2017 год, N 5) высказала следующую точку зрения:

Аналогичное мнение было озвучено Куковской Юлией Александровной - советником государственной гражданской службы РФ 2 класса ("Главная книга", 2017 год, N 16):

Также не совсем понятно, как на практике будет трактоваться условие, согласно которому на момент обращения лица налоговый орган не располагал документами и сведениями о совершенном правонарушении. Например, налоговый орган может утверждать, что из анализа движения денежных средств по расчетному счету налогоплательщика, информации, полученной от оператора фискальных данных, а также налоговых деклараций, ему уже было известно о совершенном правонарушении. Будут ли контролеры подходить так жестко к описанной ситуации, покажет практика, которая на настоящий момент еще не сложилась.

В любом случае, по моему мнению, следует попытаться воспользоваться данной нормой с целью освобождения от возможной административной ответственности.

При этом необходимо учесть отдельные положения Приказа ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@ "Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники", а именно:

  1. соответствующую информацию и документы надо представить в налоговые органы исключительно через кабинет контрольно-кассовой техники (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 Приложения к приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@). Передаваемые сведения нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 5 Приложения к приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).
  2. заявление должно быть предоставлено в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем добровольного исполнения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанности, за неисполнение которой субъект привлекается к административной ответственности (подпункт 11 пункта 9 Приложения к приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).

К сожалению, в КоАП РФ отсутствует определение понятия "длящееся правонарушение".

В то же время согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей и характеризуется непрерывным осуществлением противоправного деяния.

Кроме того, те индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые относятся к малому и среднему бизнесу и совершили ККТ-нарушение впервые, могут рассчитывать на замену штрафа предупреждением (пункт 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

1. Согласно пункту 2 статьи 14.5 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Под неприменением контрольно-кассовой техники следует, в частности, понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия) (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин").

Вместе с тем, в примечании к данной статье сказано, что лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении соответствующую обязанность, освобождается от административной ответственности, если соблюдены в совокупности следующие условия:

  • на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Во-первых, не понятно, как технически следует исполнить свою обязанность по применению ККТ и выдаче покупателю кассового чека: то ли пробить обычный чек на совершенную ранее покупку более поздней датой, то ли чек коррекции. Официальные разъяснения на сегодняшний день мне не известны.

В пункте 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ сказано, что кассовый чек коррекции формируется при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

По логике вещей чек коррекции следует пробить, если кассир ошибся в сумме "исходного" чека.

Однако Ильчук Евгения Вячеславовна, секретарь государственной гражданской службы РФ 3 класса, в интервью изданию "Главная книга" (2017 год, N 5) высказала следующую точку зрения:

Аналогичное мнение было озвучено Куковской Юлией Александровной - советником государственной гражданской службы РФ 2 класса ("Главная книга", 2017 год, N 16):

Также не совсем понятно, как на практике будет трактоваться условие, согласно которому на момент обращения лица налоговый орган не располагал документами и сведениями о совершенном правонарушении. Например, налоговый орган может утверждать, что из анализа движения денежных средств по расчетному счету налогоплательщика, информации, полученной от оператора фискальных данных, а также налоговых деклараций, ему уже было известно о совершенном правонарушении. Будут ли контролеры подходить так жестко к описанной ситуации, покажет практика, которая на настоящий момент еще не сложилась.

В любом случае, по моему мнению, следует попытаться воспользоваться данной нормой с целью освобождения от возможной административной ответственности.

При этом необходимо учесть отдельные положения Приказа ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@ "Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники", а именно:

  1. соответствующую информацию и документы надо представить в налоговые органы исключительно через кабинет контрольно-кассовой техники (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 Приложения к приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@). Передаваемые сведения нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 5 Приложения к приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).
  2. заявление должно быть предоставлено в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем добровольного исполнения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанности, за неисполнение которой субъект привлекается к административной ответственности (подпункт 11 пункта 9 Приложения к приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).

К сожалению, в КоАП РФ отсутствует определение понятия "длящееся правонарушение".

В то же время согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей и характеризуется непрерывным осуществлением противоправного деяния.

Кроме того, те индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые относятся к малому и среднему бизнесу и совершили ККТ-нарушение впервые, могут рассчитывать на замену штрафа предупреждением (пункт 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

За применение онлайн-касс с ошибками или неприменение, если такая обязанность есть, можно получить предупреждение или штраф. Это регулирует КоАП. Рассказываем, какие виды нарушений могут быть и какими штрафами они грозят.

9 сентября 2020

Штраф за неприменение ККТ

Штраф за отсутствие ККТ для ИП

Штраф за отсутствие или неприменение кассы для расчета зависит от суммы, не внесенной в кассу.

Для должностных лиц и ИП штраф составляет от четверти до половины размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей.

Например: Иван должен был поставить кассу и бить чеки в своем обувном магазине с 1 июля 2018 года. О такой обязанности он не знал. Инспекторы пришли с проверкой 17 марта 2019 года. За это время Иван продал примерно 700 пар обуви по 1 500 рублей каждая. Общая сумма расчетов без кассы составила 1 050 000 рублей. Его штраф составит от 262 500 рублей до 525 000 рублей.

Штраф за отсутствие ККТ для ООО

Для юридических лиц размер штрафа за отсутствие или неприменение ККТ составляет — от ¾ до 1 размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Штрафы за нарушение применения ККТ

Нарушение Санкции
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, нарушение порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения. Для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Cанкция за нарушение порядка и условий применения ККТ будет действовать только с 1 февраля 2017 года.
Непредставление документов и информации по запросам налоговых органов, нарушение сроков представления. Для должностных лиц или ИП — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).
Невыдача покупателю кассового чека или БСО на бумажном носителе, ненаправление этих документов в электронной форме. Для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Обратите внимание: при повторном неприменении ККТ организациям и ИП могут приостановить деятельности на срок до 90 суток, если совокупная сумма расчетов, проведенных без кассы, составит один млн рублей или более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Штраф или предупреждение можно получить в течение года после того, как совершено правонарушение.

Как избежать штрафа

Новый порядок работы с кассами вводит и новые санкции на его нарушение.

Штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники

  • для должностных лиц: от ¼ размера суммы расчета (но не меньше 10 000 рублей) до ½ размера суммы расчета (но не меньше 10 000 рублей);
  • для юридических лиц: от ¾ размера суммы расчета (но не меньше 30 000 рублей) до 1 размера суммы расчета (но не меньше 30 000 рублей).

В случае повторного неприменения ККТ, если сумма расчетов, осуществленных без применения кассовой техники, составила в совокупности, один миллион рублей и более:

  • должностное лицо будет дисквалифицировано на срок от 1 года до двух лет;
  • на юридическое лицо будет наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Штрафы за применение ККТ, не соответствующей требованиям законодательства

В случаях применения кассовой техники без фискального накопителя, без подключения к сети интернет, формирующей кассовый чек с нарушениями новых требований и других нарушениях, налагается штраф в размере:

  • до 3 000 рублей на должностное лицо организации;
  • до 10 000 рублей - на юридическое лицо.

Штраф за ненаправление кассового чека в электронном виде

Так же предусмотрен штраф за отсутствие передачи чека покупателю в электронном виде при его запросе или невыдачу чека покупателю на бумажном носителе. В этом случае:

  • должностное лицо может быть оштрафовано на сумму 2 000 рублей;
  • юридическое лицо – 10 000 рублей.

Штрафы за непредоставление информации в ФНС

В случаях нарушения срока предоставления в ФНС информации и документов или отказ от их предоставления применяются штрафы:

  • для должностных лиц до 3 000 рублей;
  • для юридических лиц до 10 000 рублей.

Отдельно предусмотрены штрафы для:

    ;
  • изготовителей ККТ и (или) фискальных накопителей;
  • экспертных организаций.

Важно отметить, что даже в случае совершения правонарушения, связанного с использованием ККТ, есть возможность избежать штрафных санкций.

Для этого необходимо:

Но организациям и индивидуальным предпринимателям не следует увеличивать риски от неприменения нового законодательства по ККТ, так как налоговые органы будут иметь возможность отслеживания применения контрольно-кассовой техники в онлайн режиме. В случае, если чеки в электронном виде не передаются оператору фискальных данных, специалисты налоговой службы будут совершать точечные проверки торговых точек.


Перейти в каталог онлайн касс

Под новые требования закона 290 ФЗ подходят только те кассы, которые опубликованы в гос. реестре на сайте ФНС России. В данный реестр также входят комплекты доработки кассы (запчасти для ремонта). После такой доработки старая касса получает новое название и новые функции для передачи чеков в налоговую через Интернет.

Последняя волна кассовой реформы прошла летом 2021 года. Теперь требования 54-ФЗ распространяются практически на всех ИП и организации в сфере ретейла, оказания услуг и общепита. Оплату от покупателей они должны принимать только через онлайн-кассу. При отсутствии этого устройства или неправильном его применении предусмотрены санкции, вплоть до запрета на ведение деятельности. Какой штраф придется заплатить за неприменение ККМ в 2022 году, и кто избежит наказания, рассказываем в статье.

Штраф за неприменение ККМ

За несоблюдение требований 54-ФЗ (далее — Закон) налоговые органы имеют право применять санкции в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — Кодекс). Предпринимателей, организации и их сотрудников могут штрафовать за:

  • отсутствие онлайн-кассы;
  • непредставление бумажного чека, а также его электронного аналога (по запросу покупателя);
  • регистрацию и использование ККМ без соблюдения требований ФНС;
  • иные ситуации неправильного применения кассы: нет фискального накопителя, чеки не отправляются оператору фискальных данных (ОФД) и др.

С 1 июля 2021 года действует новая редакция Кодекса. В статью об ответственности за отсутствие кассовых аппаратов внесен ряд изменений. Стал проще порядок исправления некоторых нарушений — путем отправки в ФНС чеков коррекции. Для малого бизнеса и некоммерческих организаций возможно предупреждение вместо штрафов.

Основанием для проверки могут служить обращения покупателей, не получивших кассовый чек от продавца (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса). Только при наличии жалобы предприятие и ИП нельзя привлечь к ответственности. Для фиксации правонарушения нужны доказательства, что продажа осуществлялась в обход ККТ (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса). ФНС предоставила разъяснения по этому поводу в письме № ЕД-3-20/8924 от 11.10.2019. Она может самостоятельно инициировать плановую или внеплановую проверку, если на это есть основания.

Штраф за отсутствие ККТ для ИП

Чтобы понять алгоритм начисления штрафа, рассмотрим пример. Частник владеет цветочным магазином, где осуществляются продажи без кассы. Было оформлено 150 чеков на общую сумму 250 тыс. рублей. При выявлении этого нарушения ФНС вправе взыскать от 62,5 до 125 тыс. руб.

После внесения изменений в Кодекс представители малого бизнеса получили послабления. При первичном нарушении они могут обойтись предупреждением при отсутствии:

  • угрозы причинения вреда здоровью и жизни людей и животных, объектам растительного мира и культурного наследия, окружающей среде, безопасности государства;
  • риска возникновения ЧС природного и техногенного характера;
  • имущественного ущерба.

Чтобы избежать наказания в 2022 году уже по факту нарушения, нужно сообщить налоговой о той сумме, которая прошла мимо кассы, и сформировать на эту сумму чек коррекции. Чтобы не попасть под санкции, должны быть соблюдены два условия:

Читайте также: