Психологическая поддержка пострадавших в дтп конспект мчс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

При дорожном происшествии пострадавшие получают не только физические страдания, но и психологическую травму, которой мало кто уделяет внимание. Совершенно обоснованно возникает вопрос о необходимости оказания психологической помощи пострадавшим во время аварии. Потребность в такой поддержке существует, поскольку во время дорожного происшествия возникает стресс, способный спровоцировать следующие состояния:

  • острую реакцию в виде открытого гнева, плача, истерики, злобы, дрожи тела по причине нервного перенапряжения, агрессивного поведения, ступора, бегства с места происшествия, озноба, нервных реакций;
  • нарушение функционирования органов и систем человека - посттравматическое расстройство;
  • состояние паники на месте ДТП, неосознанные спонтанные действия, способные повлечь очередную трагедию.

Основные практические методы оказания психологической помощи при ДТП

Для оказания эмоциональной поддержки пострадавшим необходимо создать доверительную атмосферу, проявить заинтересованность и внимание к переживаниям и словам для ведения конструктивного диалога вне зависимости от темперамента.

Активная фаза общения с пострадавшим для оказания психологической помощи и поддержки наступает после установления контакта. В начале диалога пострадавший должен почувствовать уверенность, ощутить контроль над ситуацией, для чего необходимо его успокоить.

Наиболее эффективными и понятными для понимания видами психологической помощи при ДТП являются вербальная и невербальная форма.

Пошаговый алгоритм вербальной психологической помощи при ДТП

Вербальная форма психологической помощи основана на словесном объяснении пострадавшему в деталях окружающей обстановки, внушении ему необходимости рационального мышления, переключении его внимания от места ДТП. Алгоритм оказания медицинской помощи заключается в следующем:

  • необходимо начинать с оклика имени пострадавшего, приветствия для установления диалога;
  • внимательно выслушать слова пострадавшего, кивать в знак согласия с его мнением;
  • ответственный этап - побудить пострадавшего излить свои эмоциональные чувства, для чего спокойной интонацией задаются наводящие вопросы: что вы думаете о ситуации? Чем вы занимались до того, как отправились в путь?
  • разъяснение пострадавшему всех ваших действий, технических манипуляций, обращая его внимание на то, что место ДТП тщательно охраняется, посторонние люди не проникают на его территорию.

Пострадавшие автомобилисты волнуются о своей машине, поэтому им важно понять, что она пребывает в сохранности.

Невербальный метод оказания психологической помощи при ДТП состоит в следующем:

  • подойти к пострадавшему;
  • осмотреть его, поддерживая с ним беспрерывно зрительный контакт до момента прибытия скорой медицинской помощи;
  • обеспечение наибольшего комфорта для пострадавшего, создание искусственной опоры для него, если в этом имеется необходимость;
  • держать пострадавшего за руку, плечо, но не касаться лица, поскольку возможно сильное болевое ощущение при наличии внутренних повреждений.

Чтобы оказать психологическую помощь необходимо много сил, поэтому к этому необходимо быть готовыми. Психологическая помощь сбережет здоровье пострадавшим, отведет их от спонтанных неверных решений, множества негативных последствий ДТП.

Психологическая консультация

Ущерб психике участников аварии очевиден. Психологическое состояние потерпевших и виновника аварии необходимо прорабатывать сотрудникам медицинских и других учреждений.

  • 12 минут - на прибытие к месту аварии;
  • 20 минут - для медосмотра, оказания первой помощи;
  • 8 минут - доставка пострадавшего;
  • 20 минут - клиническое обследование и прием больного в медучреждение.

Психологическую помощь специалист оказывает по прибытии на место ДТП, при оказании первой помощи, при сопровождении в больницу. Роль психолога, применяющего различные техники и методики, заключается в следующем:

  • эмоциональная поддержка, заинтересованность пострадавшим как личностью;
  • активное общение с потерпевшим для повышения чувства умиротворения и способности самоконтроля, владения собой с применением вербальных и невербальных знаков внимания к нему;
  • урегулирование острых вопросов о восстановлении здоровья, тонкостей разрешения споров в суде по ДТП, продолжение работы с пострадавшим, пока он полностью не придет в нормальное состояние, не сможет самостоятельно принимать позитивные решения, чтобы перенести испытания.

Во время дорожной аварии человек может оказаться изолированным, например, в автомобиле. Для него важна связь с внешним миром, поэтому психологу нужно разговаривать медленно, громко и четко. Поддержка необходима до оказания медицинской помощи.

Пострадавшему необходимо сообщить о том, что помощь уже идет и ему необходимо беречь силы, медленно дышать - неглубоко, через нос, чтобы сэкономить кислород в организме и окружающем пространстве. Если пострадавший освобожден и эвакуирован из места, где ему угрожает опасность, в первую очередь необходима первая медпомощь, а психологическую помощь оказывают после медицинской.

Ступор

Одной из сильнейших защитных реакций организма является ступор, который включается после сильнейших нервных потрясений, в результате которых организм затратил столько сил на выживание, что их не остается на контакт с окружающим миром. Это состояние опасно для человека тем, что он не замечает опасностей и не предпринимает никаких действий, чтобы их избежать. Если пострадавший от ДТП продолжительное время пребывает в ступоре, это приведет к физическому истощению. Продолжительность такого состояния может продлиться от нескольких минут до нескольких часов. Признаками ступора являются:

  • резкое снижение или отсутствие произвольной речи, движений;
  • возможно напряжение отдельных групп мышц;
  • оцепенение, состояние полной неподвижности;
  • отсутствие реакции на свет, шум, щипки, прикосновения.

Чтобы помочь пострадавшему в ДТП выйти из ступора, необходимо:

  • согнуть пальцы на обеих руках пострадавшего и прижать их к основанию ладони, большие пальцы при этом должны быть расположены наружу;
  • массировать пострадавшему точки на лбу, над глазами, посредине между линией роста волос и бровями, над зрачками;
  • ладонь свободной руки положить на грудь пострадавшего, подстроить собственное дыхание под его ритм;
  • говорить на ухо пострадавшему тихо, медленно, четко то, что может вызвать сильные эмоции, рисовать реальную ситуацию, испугать его, заставить выполнять команды. Необходимо всячески добиваться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение

Критическая ситуация может настолько повлиять на человека, что от потрясения он перестает понимать, что вокруг него происходит, где опасность, где спасение. Потеряв способность мыслить логически, принимать решения, он становится похож на мечущееся в клетке животное. В таком состоянии пострадавший может причинить вред себе и другим. Чтобы ему помочь выйти из возбужденного состояния, необходимо:

Двигательное возбуждение прекращается довольно быстро, сменяясь дрожью, рыданиями, агрессивным поведением.

Как помочь в тяжелых психологических состояниях?

Чтобы унять дрожь, необходимо резко потрясти человека за плечи в течение 10-15 секунд, при этом продолжая разговаривать, чтобы он не воспринял такие действия, как нападение. Когда реакция прекратится, необходимо дать ему возможность отдохнуть, уложив его спать. Пострадавшего нельзя прижимать к себе, укрывать теплыми вещами, требовать от него, чтобы он успокоился.

Если человек сдерживает слезы, у него не происходит эмоциональная разрядка и облегчение. В этот момент не нужно успокаивать пострадавшего, необходимо дать выплакать обиду, горе, страх. Наилучшее решение в такой момент - просто выслушать его.

При истеричном крике, чрезмерном возбуждении пострадавшего необходимо удалить от зрителей, остаться наедине с пострадавшим, если это ничем не угрожает. Можно с грохотом уронить какой-то предмет, дать пощечину, облить его водой, говорить короткими фразами, не потакать его желаниям. После истерики наступает резкий упадок сил, пострадавшему необходим отдых.

Если вы оказались в тяжелой жизненной ситуации, хотите помочь себе или близким, обязательно обращайтесь к нашим специалистам через чат или по телефону за психологической поддержкой и правовой помощью.

Хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что такое общение значительно отличается от повседневного. Это связано с тем, что любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, аварии, войны, катастрофы, террористические акты, потеря, гибель близкого) оставляет в душах глубокий след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования:

  • физиологический (появление усталости, нарушения аппетита, сна, обострения хронических заболеваний и т.д.);
  • психологический (функциональные нарушения всех познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, речи);
  • уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении).

Общаясь с пострадавшими в зоне чрезвычайной ситуации нужно учитывать все эти изменения.

В процессе общения с пострадавшим следует контролировать свое эмоциональное состояние, так как оно может отражаться в речи (тембр, громкость голоса, интонации). В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Следите так же за выражением своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать, что вы сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, так как такие эмоции очень заразны и могут привести к массовой агрессии или панике.

Тем самым, осознавая свои трудности, он продвигается на пути их решения.

Суть метода. По возможности, нужно помочь пострадавшему выговориться. Объяснить, что с ним случилось и как это подействовало на него. Сами вы должны говорить поменьше, будучи лишь хорошими активными слушателями. Необходимо помочь выразить пострадавшему то, что он испытывает: печаль, боль, вину, злобу, агрессию и т.д. Надо постараться внушить пострадавшему надежду, но при этом, надо быть честным с ним, не следует впустую его обнадеживать.

  • Пауза и угу-поддакивание. Угу-поддакивание – это самый простой прием, и любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора необходимо периодически кивать головой, говорить “да”, “угу”, “ага”, и т.п., этим вы даете собеседнику понять, что слушаете его и заинтересованы. Пауза в разговоре необходима, чтобы предоставить собеседнику возможность выговориться до конца (так как человеку необходимо время, чтобы сформулировать свои мысли и чувства). В то же время пауза освобождает разговор от лишней ненужной информации (говорить лишь бы говорить).
  • Парафраз буквально повторение последней фразы собеседника. Это позволяет ему убедиться в том, что вы его поняли, и побуждает к дальнейшему повествованию.
  • Резюме. Прием состоит в следующем: используя слова и выражения говорящего, вы подводите итог определенного этапа разговора. Это очень важная задача, решение которой позволяет, завершив очередной этап разговора, продвинуться далее в решении проблемы.
  • Отражение своих чувств. Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, существенно снижаются негативные чувства и переживания самим фактом того, что они признаны и озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более полной и искренней. И, в-третьих, это побуждает собеседника открыто выражать свои чувства, что необходимо для того, чтобы человек чувствовал себя более комфортно и мог избавиться от сильных внутренних переживаний.
  • Отражение чувств собеседника. Когда мы называем чувства, которые испытывает собеседник, и “попадаем” в его ощущение, угадываем его, человек чувствует “родственность душ”, начинает больше доверять вам, раскрывается.
  1. Стремление дать совет опасно тем, что когда человек выслушивает совет, начинают работать механизмы психологической защиты и пострадавший, как правило, сразу же отвергает предложенный совет, при этом одновременно происходит разрушение уже установленного ранее контакта.

Задавать уточняющие вопросы также не рекомендуется. Во-первых, задавая вопросы, есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы. Во-вторых, задавая вопросы, Вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить пострадавшему.

  1. Продвижение в решении проблемы. Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из данной проблемной ситуации, осознает новые, скрытые от него аспекты ситуации.
  2. Видимое снижение интенсивности негативных переживаний. Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость становится в два раза больше.
  3. Человек начинает рассказывать о себе или о проблеме больше.

Помните, что пострадавшие очень ранимы. Даже, если перед вами стоит крепкий мужчина, с виду вполне здоровый, не забывайте, что этот человек мог только что потерять дорогих ему людей, и сейчас он может быть, очень слаб и раним душевно.

Не делайте того, в пользе чего вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

Правила при оказании психологической помощи:

Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, поэтому может быть опасен для окружающих (применение физической силы). Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в своей физической безопасности (при попытке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и может потянуть за собой того, кто пытается ему помочь; люди могут накинуться с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).

Позаботьтесь о медицинской помощи пострадавшим – при необходимости вызовите врача. Возможны ситуации, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими (речь идет о людях без тяжелых физических травм):

1) Сообщите пострадавшему актуальную для него информацию (информация может быть о том, что помощь идет).

2) При необходимости подскажите пострадавшему, как необходимо себя вести: максимально экономить силы, дышать неглубоко, медленно, через нос.

3) Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (теракт, авария, потеря близкого и др.), не теряйте самообладания. Состояние, поступки и эмоции пострадавших могут быть разными и быстро меняться, что является нормальной реакцией людей на ненормальные для них обстоятельства.

В динамике травматическая ситуация проходит четыре этапа.

Первый этап – фаза отрицания или шока. Этот этап начинается с момента возникновения стрессовой ситуации и может продолжаться до трех дней. Второй этап – этап агрессии и вины. Этот этап длится от 9 до 40 дней. Эта фаза характеризуется тем, что пострадавший либо винит себя в случившемся (фаза вины) или в том, что произошло, винит других: власть, местную администрацию и пр. (фаза агрессии). Третий этап – фаза депрессии. Она длится до 1 года и характеризуется тем, что человек впервые проживает все важные события, которые происходили в его жизни, когда травматического события еще не произошло. И последний этап – фаза исцеления. Она начинается после первого года и заключается в том, что человек научается жить без потери.

При оказании экстренной психологической помощи пострадавшим необходимо помнить, что такого рода помощь нельзя оказывать людям в психотическом состоянии, признаками которого являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред – болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.

Например, после пожара в наркологической клинике в Москве, на опознание пришел мужчина, который говорил родственникам, пришедшим на опознание, что они должны пойти с ним, он знает, что там, за поворотом, есть оазис, в котором все погибшие живы, поют райские птицы и изобилие всего, чего только человеку угодно.

Основная задача при выявлении таких людей – обеспечить собственную безопасность и безопасность других пострадавших и как можно скорее передать такого человека медикам. Тактика общения с пострадавшими, у которых есть подозрения на бред и галлюцинации состоит в следующем:

  • обращаться к здоровой части личности;
  • общаться в рамках картины мира пострадавшего, не вступая в дискуссию о соответствии этой картины реальности.

По МКБ – 10 острые стрессовые реакции характеризуются частичной или полной утратой:

  • целесообразной деятельности;
  • критичной оценки ситуации;
  • контакта с другими людьми.

Острая стрессовая реакция (ОСР) является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства. Острая стрессовая ситуация наступает в момент критического инцидента и может продолжаться до двух – трех суток.

К острым стрессовым реакциям относятся следующие виды:

  1. Плач.
  2. Агрессия.
  3. Истероидная реакция.
  4. Апатия.
  5. Страх.
  6. Психомоторное возбуждение.
  7. Ступор.
  8. Нервная дрожь.

Очередность оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при острых стрессовых реакциях

опасные эмоциональные реакции

При работе с острыми стрессовыми реакциями в первую очередь помощь оказывается при: истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям – эмоциональное заражение. Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего. Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику. Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности. При нервной дрожи, в случае неоказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций.

При оказании экстренной психологической помощи есть ключевые моменты, которые соблюдаются специалистами при работе с острыми стрессовыми реакциями:

Находясь в зоне ЧС, люди подвергаются негативным воздействиям, приводящим к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения. Кто – то из пострадавших пострадал физически, кто – то потерял близких, имущество, иные тоже в какой – то степени причастны к трагическому событию (видели, слышали и т.п.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: здесь необходимо привлечь участников к их собственному опыту, узнать, какие они могли бы выделить группы пострадавших? Попросить вспомнить примеры из жизни, или видеофрагменты фильмов, где происходила экстремальная ситуация. По каким признакам можно выделить группы пострадавших (пол, возраст, степень включённости в ситуацию и т.п.)?

Группы пострадавших:

  1. Жертвы – это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении).
  2. Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.
  3. Очевидцы (свидетели) – это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события (падение самолета рядом с местом их проживания, взрыв в соседнем доме). Данная категория лиц так же получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.
  4. Наблюдатели (или зеваки) – это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).
  5. Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета… К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с “плохой судьбой” своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний. Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей.

Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

  1. Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных мероприятиях.
  2. Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Важно отметить, что данная категория выделяется лишь некоторыми специалистами, но является весьма значимой. Родственники работающих на месте ЧС специалистов, являются особой группой, которую можно выделить в самостоятельную группу пострадавших, так как их близкие, родные люди часто работают в напряженных и опасных условиях. Специалисты не всегда могут позвонить родным и сообщить о себе, следовательно, остается следить за происходящим через средства массовой информации, где ход событий освещается не всегда достоверно, что может породить свои собственные надуманные версии происходящего.

Работа с временно изолированным человеком, включает в себя два этапа:

Сама по себе тема общения пожарных, спасателей с пострадавшими, изолированными в очаге ЧС, довольно актуальна. Сюда можно отнести и ДТП, и пожары, и обрушения конструкций, словом – все ЧС, включающие в себя различную по продолжительности, изолированность человека.

Почему же это происходит? Человек ставит перед собой цель и всеми силами пытается ее достичь. В данном случае основная и, как правило, единственная цель – сделать все, чтобы этот кошмар закончился! Пострадавший прилагает все силы, мобилизует внутренние резервы своего организма, тратит всю энергию на то, что бы спастись. Ему сейчас важно – выжить, а не жить, любить, творить…

Схема работы (общения) с жертвой при ведении АСР:

Цель: Отработка навыков общения с жертвой.

ситуация 1

Молодой человек – зажат в автомобиле, в результате дорожно-транспортного происшествия. С ним существует визуальный контакт. Он находится в сознании, способен к общению.

ситуация 2

Мужчина находится под обломками дома. Визуальный контакт с ним отсутствует. Кроме руки, доступ к другим частям тела пока не возможен. Он в сознании, способен к общению.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: После выполнения задания, обсуждение, где учитывается:

  • передаете человека другим специалистам (медикам);
  • даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь.

Для пострадавшего, на данном этапе, это очень важно! Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен. Самое главное, чтобы пострадавшего, не покидало желание жить!

Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения:

Самое главное, выполняя данную методику, это уметь правильно задать нужные вопросы. Вопросы должны быть короткими, доступными пониманию пострадавшего, задаваться они должны уверенным тоном, а главное – подразумевать только положительные ответы.

Техника пресуппозиции. Предполагает подстройку под совершаемые человеком действия, прогнозирование окончания данного действия, а так же связь прогнозируемого действия с действием или изменением состояния пострадавшего, желательного для вас.

Схема выполнения техники пресуппозиции:

1. Подстраиваетесь под действие человека: Он пьет воду
2. Прогнозирование дальнейшего действия, которое он наверняка совершит: Он допьет воду
3. Связываете прогнозированное действие с действием или изменением состояния, которое вам необходимо: Еще до того, как ты допьешь воду, ты станешь сильнее

Цель: отработка навыка применения техник внушения.

Насилие, связанное с угрозой для жизни

К подобным ситуациям относятся:

  1. Захват террористами.
  2. Ограбление.
  3. Разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой для жизни (в обыден­ной жизни психика создает защиту, позволяя вос­принимать смерть как нечто далекое или даже нереальное).

Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайно­стями. Человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него.

У человека возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Следует помнить, что если человек не подвергся физическому насилию, он все ровно получил сильнейшую психическую травму.

Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что Вы здесь, чтобы ему помочь. Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими и жертвами:

Использование приемов косвенного внушения:

Ресурс – не представляет собой решение самой проблемы! Ресурсом может быть все, что угодно.

Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему оставаться в живых. Ресурсами могут быть: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, факт того, что человек выжил и др.

Поиск ресурса

На разных этапах общения, возможно поэтапное нахождение ресурсов, которые могут быть разными.

В одинаковой ситуации, ресурс, найденный для одного человека, совсем не обязательно будет являться ресурсом для другого.

Основные принципы работы с пострадавшим в течение АСДНР:

  • Стараться держать человека в сознании.
  • Один из специалистов общается с жертвой в течение проведения АСДНР.
  • При возможности поддерживать физический контакт.
  • Сбор информации, информационная поддержка изолированного человека.
  • Поиск ресурса.

Сбор информации о жертве:

  • Имя пострадавшего;
  • Информация о его физическом самочувствии;
  • Информация о том, что вокруг;
  • Информация о том, кто был с ним во время трагедии;
  • Информация о том, кто может находиться поблизости с ним.

Информация для жертвы:

  • Информация о том, что специалисты уже прибыли и делают все для его спасения.

Информация о том, что изолированному человеку:

Общение с пострадавшим после извлечения

Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ре­бенком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в молчании и оцепенении.

У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представ­лять самые страшные моменты происшедшего (на­пример, изуродованных, раненых людей или на­павшего на него человека).

Ребенок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным за­нятиям).

Помните! Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личностном развитии.

Помните! Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания .

Состояние пострадавшего после трагического события:

ЗАБЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ СОБЫТИЯ ОТСУТСТВИЕ ВЗГЛЯДА В БУДУЩЕЕ.

Человек живет настоящим, у него нет надежды на счастливое будущее.

Человек проявляет повышенную осторожность даже в неопасных ситуациях.

Для полного избавления не­обходима помощь специалиста (психолога, психотерапевта). Однако Вы можете помочь себе и другим ослабить нежелательные реакции.

  1. Позаботьтесь о здоровье. Правильно питай­тесь. Занимайтесь физкультурой.

Стресс влияет на весь организм в целом, поэтому можно существенно помочь, если уде­лять здоровью больше времени, чем прежде.

В настоящее время не вызывает сомнения то, что люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут нуждаться в психологической помощи и психологической поддержке.

Психологическая поддержка может быть направлена:

• на другого – помощь человеку, попавшему в беду;

• на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей;

• на себя – снятие собственной тревоги, связанной с тем как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической поддержке.

Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.

1. Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличается от повседневного.

Чаще всего отмечается частичная или полная утрата: способности к целенаправленной деятельности (какие действия необходимы в данной ситуации, их планирование); способности к критической оценке окружающего и своего поведения (оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей); способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта, замкнутость, либо наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой задачу войти в контакт с другим человеком). Подобные изменения – одни из самых распространенных последствий, наблюдаемые у тех, кто часто не имеет физических травм и повреждений, но кто тем или иным образом вовлечен в экстремальную ситуацию. Это люди, которые непосредственно пострадали или те, кто оказался рядом с ними.

2. Ключевые моменты, которые надо учитывать при оказании психологической поддержки.

3. Приемы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего.

Различают следующие острые стрессовые реакции: плач, истероидную реакцию, агрессивную реакцию, страх, апатию. Плач Признаки: • человек уже плачет или готов разрыдаться; • подрагивают губы; • наблюдается ощущение подавленности. Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Нужно дать этой реакции состояться.

Помощь при плаче:

– По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек. – Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов. – Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах. – Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего. – Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.

Истероидная реакция (истерика)

Признаки: • чрезмерное возбуждение; • множество движений, театральные позы; • эмоционально насыщенная, быстрая речь; • крики, рыдания. Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встретить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции, направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.

Помощь при истероидной реакции:

Четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности. Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций. Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам. Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи. Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему. Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться. Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.

В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему негативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:

У пострадавшего нет цели получить выгоду от агрессивного поведения; пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел; пострадавший понимает, что негативный исход действительно может последовать. В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохранительных органов.

Страх

Признаки: напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль собственного поведения. Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку. В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происходит тогда, когда он: не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опасностью, по отношению к которой он возник); настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать. Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение. Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации. При этом он плохо контролирует свои действия и не осознает происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика вероятность эмоционального заражения паникой.

Помощь при страхе:

Апатия

Признаки: непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом; равнодушие к происходящему; отсутствие, каких бы то ни было, эмоциональных проявлений; заторможенность;

Помощь при апатии:

Создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть и набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться). Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук. Говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи. Постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развернуто. Предложите пострадавшему какую-либо незначительную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).

Необходимо наладить контакт с пострадавшим и контролировать его состояние до прибытия скорой помощи или спасателей. НЕ НУЖНО (кроме случаев, описанных ниже) пытаться достать пострадавшего самостоятельно, это может привести к усугублению травм. Самым простым способом контроля состояния пострадавшего является диалог. В ходе общения с пострадавшим можно выяснить его жалобы. У пострадавших в бессознательном состоянии следует периодически проверять признаки дыхания. Обязательно выполнение периодического внешнего осмотра на предмет начавшегося или возобновившегося кровотечения и контроля наложенных повязок или жгутов. Кроме того, следует осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой для своевременного устранения возможных опасностей.

Если пострадавший находится в сознании

Его экстренное извлечение производится так: руки участника оказания первой помощи проводятся под подмышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу (рисунок 1).

Оказание помощи пострадавшим в ДТП

Иногда может возникнуть ситуация, когда требуется извлечение пострадавшего. При этом следует помнить, что экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого труднодоступного места выполняется ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ УГРОЗЫ ДЛЯ ЕГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ (стойкий запах бензина, задымление транспортного средства и пр.) и невозможности оказания первой помощи в тех условиях, в которых находится пострадавший (остановка сердцебиения и дыхания, нет возможности согревания и пр.). Во всех остальных случаях необходимо дождаться приезда скорой медицинской помощи и других служб, участвующих в ликвидации последствий происшествия.

Выключить зажигание и отключить аккумуляторную батарею в поврежденных транспортных средствах, для исключения возникновения пожара и срабатывания подушек безопасности (если они не сработали при ударе).

Отключать аккумуляторную батарею необходимо путем отсоединения (перекусывания) сначала отрицательного (минусового) провода, что устранит вероятность искрового заряда, вызванного случайным заземлением положительного контакта.

Читайте также: