Психофизиологические особенности водителя презентация

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 20.09.2024

Веду часы у водителей. Не смогла найти презентаций к лекциям. Может быть кому-нибудь пригодится.

ВложениеРазмер
psihofiziologicheskie_osnovy_deyatelnosti_voditelya.pptx 182.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Психофизиологические основы деятельности водителя Осипова Татьяна Николаевна

Основные психофизические качества водителя Сенсорные ощущения Восприятие Психомоторная реакция Внимание Оперативное мышление Эмоционально-волевая реакция Личностные факторы

Идеальный водитель Развитые системы восприятия Развитое пространственное мышление Гибкость мышления Способность быстро принимать адекватные решения Выносливость Стрессоустойчивость Внимательность Устойчивость к монотонии Ответственность Доброжелательность Баланс между уверенностью и осторожностью Навыки и опыт Безопасный стиль вождения

Развитие профессионализма Преодоление постоянного чувства страха (дни, недели) Недооценка опасности (3,5-4 т. к м пробега) Переоценка собственного опыта Объективная оценка опасности Снижение чувства опасности

Проф.пригодность определяют: Время реакции –период с момента обнаружения опасности до начала срабатывания тормозной системы. Правильность реакций . Точность реакции.

Надежность умение безошибочно управлять ТС в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Сенсорные системы. Зрение. Поле зрения -все пространство, охватываемое глазами. В норме 130 ‘ . Острота зрения - способность различать форму предметов на значительном удалении от глаза. Центральное зрение- Дает человеку возможность различать формы и мелкие детали предметов, поэтому его второе название – форменное зрение. Периферическое (боковое)зрение .

0,2-0,3 с Чем больше скорость, тем длиннее отрезок дороги, который не просматривается.

50% - пешеходы, попутные и встречные ТС. 25-35% - объекты на пути движения ТС. 5-25% -дорожные знаки, разметка и светофоры.

Восприятие зрительной информации зависит от: Скорости движения. Интенсивности движения. Плотность транспортного потока.

Избыток информации о ДТС: Снижает надежность водителя: он не успевает охватить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное решение.

Видимость Возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздуха. Недостаточная Ограниченная

Сенсорные системы (органы чувств) Слуховые ощущения Кожно-мышечные Обоняние Тепловые ощущения

Формирование моторного навыка Зрительный контроль Суставно-мышечное чувство Автоматизм Динамический стереотип Навыки вождения совершенствуются всю жизнь.

Внимание Сосредоточение сознания на каком-либо объекте с отвлечением от остального. Объем внимания – 5 объектов. Переключение Концентрация Распределение Интенсивность

На что обращать внимание?

Мышление Дает возможность познавать то, что непосредственно не наблюдается.

Память Знание ПДД. Запоминание маршрутов (зрительная память). Двигательные навыки безопасного управления ТС (двигательная память).

Психомоторные реакции (ассоциативная память) Нажатие на педаль тормоза или газа. Поворот руля. Переключение передач. Подача сигнала.

Работоспособность Врабатывание (1,5-2,5 ч.) Устойчивая работоспособность Падение работоспособности (через 4-5 ч.) Компенсаторные механизмы –до 9-10ч. Максимум -11-12 ч .

Недельные колебания работоспособности: Понедельник –понижена Вторник, среда, четверг –высокая Пятница, суббота - снижение

Утомление- процесс снижения работоспособности. Снижение остроты зрения Уменьшение поя зрения Снижение устойчивости внимания Увеличение времени реакции Расстройств сна

Причины утомления: Состояние дороги. Плохая организация движения. Высокая интенсивность транспортного потока. Высокая скорость. Изменения освещенности. Неудобное сиденье. Плохая обзорность. Шум, вибрация и т.п.

Виды утомления Эмоциональное Физическое Умственное Дорожный гипноз

Сонное утомление (дорожный гипноз) Жевать кислые конфеты. Разговаривать с пассажирами. Проветривать кабину. Петь песни.

Профилактика утомления: Сон не менее 7 часов. Зарядка. Перерывы в работе (через 3 часа 15-20 мин., затем через каждые 2 часа ). Между двумя длительными поездками должен быть 10 –часовой отдых.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизиологические основы письменной речи

Причины нарушений письменной речи. Профилактика, преодоление.


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОРДЕОНИСТОВ И БАЯНИСТОВ

Доклад о психофизиологических процессах во время исполнительской деятельности.


Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса.


Психофизиологические основы фортепианной техники

При исполнении музыкального произведения принимают активное участие все психические процессы: ощущение, восприятие, представление, эмоции, мышление, воображение, память, внимание, воля. Помощь педагог.


Лекции, практикум и билеты по дисциплине "Психофизиологические основы деятельности водителя"

Лекции по дисциплине "Психофизиологические основы деятельности водителя" разработаны на основе учебного пособия "Курс лекций по учебному предмету "Психофизиологические основы деяте.

Этические основы деятельности водителя.

Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:- здоровье;- любовь и семья;- безопасность и уверенность;- материальный достаток.

Методическая разработка "Психофизиологические основы деятельности водителя"

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательной школы. Данная дисциплина является частью программы базового курса подготовки водителей транспортных средств всех катего.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Занятие №1 Понятия познавательных функций (внимание, восприятие, память, мышл.

Занятие №1 Понятия познавательных функций (внимание, восприятие, память, мышление, ощущение) и их свойств. Цель: Изучить наиболее важные психофизиологические процессы, которые определяют качество и безопасность работы в профессии водитель. Задачи: 1.Сформулировать понятия о познавательных функциях (внимание, восприятие, ощущение, память, мышление) . 2.Раскрыть свойства специфических познавательных процессов и их влияние на качество и безопасность работы водителя. 3.Познакомить с факторами, влияющими на отвлечение внимания водителя. 4.Познакомить с основными видами психологических ошибок в деятельности водителя 5.Выполнить практическое задание по определений уровня развития свойств внимания, памяти и угла бинокулярного зрения.

Профессия водитель Особенности : способность воспринимать дорожную информаци.

Профессия водитель Особенности : способность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать её, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению автомобилем. Требования: уметь воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников движения, о состоянии дороги, окружающей среды, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля; эту информацию анализировать и принимать соответствующее решение, на что отводится ограниченное количество времени.

Ошибки, связанные с дефицитом времени: ошибки в проведении ситуационного ана.

Ошибки, связанные с дефицитом времени: ошибки в проведении ситуационного анализа; неверное принятие решения; - ошибочность действия. Психика является функцией мозга; она объединяет группы взаимосвязанных явлений: познавательные психические процессы, эмоции, волевые действия, навыки и психические свойства личности. Важнейшими психическими свойствами являются: ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля.

Важные психофизиологические водительские качества (ВПВК) Способность глаза ви.

Важные психофизиологические водительские качества (ВПВК) Способность глаза видеть форму предмета и четко различать его очертания называется остротой зрения. Нацеливание обоих глаз на одну точку называется конвергенцией Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.)


Процесс зрительного восприятия значительно замедляется: при резких изменения.

Процесс зрительного восприятия значительно замедляется: при резких изменениях освещенности, в условиях недостаточной освещенности, при недостаточной контрастности.

Иллюзорное восприятие пешехода впереди автомобиля, встречного автомобиля или.

Иллюзорное восприятие пешехода впереди автомобиля, встречного автомобиля или какого-либо препятствия, как правило, вызывают неправильную реакцию водителя: резкий поворот, экстренное торможение и др

 Видимость пешехода при освещениями его фарами автомобиля

Видимость пешехода при освещениями его фарами автомобиля

Важные психофизиологические водительские качества (ВПВК) На точность восприят.

Важные психофизиологические водительские качества (ВПВК) На точность восприятия влияет: освещенность, способность к цветоразличению, способность зрительного восприятия скорости наличие хорошего глазомера, умение точно оценивать временные интервалы. Восприятие – уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации С увеличением скорости движения поле зрения водителя сужается: - 50 км/ч – 105°; - 100 км/ч – 50°; - 160 км/ч – 5°.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема 1: Психологические основы деятельности водителя в процессе управления тр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема 1: Психологические основы деятельности водителя в процессе управления тр.

Тема 1: Психологические основы деятельности водителя в процессе управления транспортным средством L o g o L o g o

Психофизиологические качества пригодности к вождению: Специальные личностные.

Психофизиологические качества пригодности к вождению: Специальные личностные факторы. Внимание; Психомоторная реакция; Восприятие; Ощущение; Оперативное мышление; Память; L o g o

а) ощущение и восприятие Позволяют водителю своевременно и правильно оцениват.

а) ощущение и восприятие Позволяют водителю своевременно и правильно оценивать всю информацию, необходимую для безопасного управления ТС (положение управляемого автомобиля на дороге, объектов на ней, форма, цвет, размер этих объектов, расстояние до них и между ними, показания приборов, временные интервалы, собственная скорость и скорость других объектов) L o g o

Информация поступает к водителю посредством ощущений – отражение в сознании ч.

Информация поступает к водителю посредством ощущений – отражение в сознании человека отдельных признаков предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств L o g o

www.themegallery.com Company Logo L o g o

 Виды ощущений зрительные обонятельные L o g o

Виды ощущений зрительные обонятельные L o g o

Виды ощущений вибрационные слуховые L o g o

Виды ощущений вибрационные слуховые L o g o

Виды ощущений температурные тактильные L o g o

Виды ощущений температурные тактильные L o g o

На основе ощущений формируется ВОСПРИЯТИЕ. - в сознании водителя отражаются.

На основе ощущений формируется ВОСПРИЯТИЕ. - в сознании водителя отражаются свойства предметов и явлений в их взаимосвязи в виде единого образа. Чувство автомобиля Чувство дороги Чувство устойчивости автомобиля L o g o

а) Ощущение и восприятие Системное восприятие информации: А. пространственное.

а) Ощущение и восприятие Системное восприятие информации: А. пространственное восприятие Б. восприятие времени В. восприятие скорости движения L o g o

А) Пространственное восприятие Характеристики: острота зрения; поле зрения; г.

А) Пространственное восприятие Характеристики: острота зрения; поле зрения; глубина зрения. восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направленности, в котором они находятся. L o g o

Пространственное восприятие 1. Острота зрения – способность глаза различать д.

Пространственное восприятие 1. Острота зрения – способность глаза различать детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них L o g o

 L o g o

Допустимое зрение для категории B острота зрения самого сильного глаза должна.

Допустимое зрение для категории B острота зрения самого сильного глаза должна достигать минимум 0,6 единицы. Более слабый глаз может видеть на 0,2 единицы. для категории C зрение для получения водительских прав должно быть лучше. Самый зрячий глаз должен видеть на уровне 0,8 пункта, а слабый — на уровне 0,4 пункта. L o g o

Допустимое зрение L o g o

Допустимое зрение L o g o

Классификация людей: По остроте зрения Близорукие Дальнозоркие С нормальным з.

Классификация людей: По остроте зрения Близорукие Дальнозоркие С нормальным зрением L o g o

 L o g o

При нарушении остроты зрения водители должны пользоваться корректирующими уст.

При нарушении остроты зрения водители должны пользоваться корректирующими устройствами L o g o

Пространственное восприятие 2. поле зрения- видимое пространство, которое чел.

Пространственное восприятие 2. поле зрения- видимое пространство, которое человек может охватывать взглядом при неподвижном глазном яблоке L o g o

 L o g o

С увеличением скорости движения сужается поле зрения водителя при скорости 12.

С увеличением скорости движения сужается поле зрения водителя при скорости 120 км/ч Поле зрения L o g o

Пространственное восприятие 3. глубина зрения – способность различать относит.

Пространственное восприятие 3. глубина зрения – способность различать относительную и абсолютную удаленность наблюдаемых предметов L o g o

Тренировка пространственного восприятия Упражнение 1. Двигаясь по дороге, вы.

Тренировка пространственного восприятия Упражнение 4. Для тренировки перефери.

Тренировка пространственного восприятия Упражнение 4. Для тренировки переферийного зрения: двигаясь на автомобиле по прямой сначала на небольшой скорости (30-40 км/ч), быстро поворачивайте голову в сторону выбранного объекта, бросая на него взгляд. Опишите размер, цвет, форму (все возможные признаки объекта). Возвращайтесь в исходную точку и проделывайте упражнение, уже не поворачивая головы. Упражнение 5. Что видно в зеркала? Остановившись перед светофором, контролируйте по зеркалам приближение других машин. Проверяйте быстро поворачивая голову, где та или иная машина находится в действительности. Соотносите увиденное с информацией, получаемой с помощью зеркал. Кроме этого, проверяйте, слегка поворачивая голову и смотря на отражение в зеркалах, как располагаются остановившиеся машины. Учитесь не задерживать взгляд на зеркале. Упражнение 6. Приучите себя смотреть сквозь машины (если не мешает тонировка). Смотреть нужно не на бампер впереди идущей машины, а как можно дальше. L o g o

Б) Восприятие времени неточная оценка временного интервала приводит к излишне.

Восприятие времени Упражнения для тренировки : Упражнение 1. Выезжая со второ.

Восприятие времени Упражнения для тренировки : Упражнение 1. Выезжая со второстепенной дороги на главную, прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр. Начиная его, считайте: одна тысяча один (на проговаривание этих слов уходит ровно 1 с), одна тысяча два и т.д., пока не завершите маневр. Правильна ли была ваша первоначальная оценка? Упражнение 2. Подъехав к перекрестку, к которому справа приближается транспортное средство, прикиньте, сколько времени пройдет до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со временем на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении. L o g o

В) Восприятие движения зависит от расстояния до объекта, скорости движения на.

В) Восприятие движения зависит от расстояния до объекта, скорости движения наблюдателя, условий освещенности, от состояния зрительного аппарата и вестибулярного аппарата L o g o

Восприятие движения Тренировка : Упражнение 1. Развитие чувства скорости Двиг.

Восприятие движения Тренировка : Упражнение 1. Развитие чувства скорости Двигайтесь с постоянной скоростью, скажем 60 км/ч, ориентируясь по спидометру. Закройте спидометр рукой, сбавьте скорость, затем наберите скорость выше 60-ти (по ощущениям) и снова сбавьте ее точно до 60 км/ч, полагаясь на свое ощущение скорости. Уберите руку, закрывающую спидометр, – он должен показывать скорость 60 км/ч с точностью до 1 км/ч. Повторяйте это упражнение снова и снова. ИЛИ: разгоняйтесь, закрыв предварительно спидометр, до задуманной вами скорости, достигнув которой сверяйтесь по показаниям спидометра. То же полезно делать и при торможении. Тормозите, снижая скорость, скажем, с 90 до 40 км/ч, с закрытым от вашего взгляда спидометром. Таким образом вы разовьете способность точно чувствовать скорость. L o g o

Видимость и иллюзии восприятия Видимость - возможность различать особенности.

Видимость и иллюзии восприятия Видимость - возможность различать особенности окружающей обстановки зависит от времени суток и состояния атмосферы снижается в темное время суток, а также в дождь, снегопад, туман и т. д. Скорость движения воспринимается меньшей чем, чем в действительности, а расстояние большим L o g o

Иллюзии восприятия условия возникновения иллюзий: условия видимости, состояни.

Иллюзии восприятия условия возникновения иллюзий: условия видимости, состояние водителя (утомление, отрицательные эмоции,неуверенность, страх), ослабление внимания, состояние алкогольного опьянения и пр. L o g o

Иллюзии восприятия при определении размеров предметов L o g o

Иллюзии восприятия при определении размеров предметов L o g o

Иллюзии восприятия L o g o

Иллюзии восприятия L o g o

Иллюзии восприятия Скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется.

Иллюзии восприятия Скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) — больше В пасмурную погоду, в тумане и в сумерках скорость движения автомобилей – недооценивается, а расстояние до них – переоценивается. L o g o

Иллюзии восприятия При определенном угле освещения сухое асфальтированное пок.

Иллюзии восприятия При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым L o g o

Иллюзии восприятия Когда фары автомобиля освещают дорогу на близком расстояни.

Иллюзии восприятия Когда фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, создается впечатление движения по спуску L o g o

Иллюзии восприятия На оценку расстояния и скорости влияет цвет Скорость движе.

Иллюзии восприятия На оценку расстояния и скорости влияет цвет Скорость движения темного автомобиля и расстояние до него – недооцениваются. Скорость движения светлого автомобиля и расстояние до него – переоцениваются. L o g o

Иллюзии восприятия ширина дороги оценивается в зависимости от высоты располож.

Иллюзии восприятия ширина дороги оценивается в зависимости от высоты расположенных рядом с ней вертикальных сооружений по отношению к проезжей части L o g o

Методами борьбы с иллюзиями правильный режим труда и отдыха, знание водителям.

Методами борьбы с иллюзиями правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера и причин возникающих у них иллюзий, выработка прочных навыков управления автомобилем и повышение уверенности в себе, изучение качеств внимания, правильное его распределение и устранение его недостатков. мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость L o g o

Психомоторная реакция Время реакции –промежуток времени, отсчет которого начи.

Психомоторная реакция Время реакции –промежуток времени, отсчет которого начинается в момент обнаружения водителем потенциальной опасности и до начала принятия мер, направленных на избежание опасности среднее время реакции приблизительно 1 секунда факторы влияющие на увеличение реакции водителя Субъективные (состояние здоровья водителя, возраст, пол, темперамент, уровень профессиональной и физической подготовленности, самообладание, устойчивость внимания, действие лекарств, алкоголь и т.п.) Объективных (видимость, сложность дорожной обстановки, скорость движения, время суток, климатические условия и т.п.) L o g o

избирательная направленность восприятия на тот или иной объект Внимание подра.

избирательная направленность восприятия на тот или иной объект Внимание подразделяется на: Произвольное – возникает под влиянием сознательно поставленных целей. Оно необходимо для любой целенаправленной деятельности. Непроизвольное – когда оно привлекается на неожиданные или непривычные внешние стимулы (резкий гудок автомобиля, вспышки света и пр.) Внимание L o g o

Качества внимания Устойчивость Концентрация Объем Распределение Переключаемос.

Качества внимания Устойчивость Концентрация Объем Распределение Переключаемость L o g o

Устойчивость и Концентрация L o g o

Устойчивость и Концентрация L o g o

Объем внимания количество объектов, которые охватываются вниманием, одномомен.

Объем внимания количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно (4-6 объектов) Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. L o g o

 L o g o

Распределение. Способность удерживать в центре внимания несколько разнородных.

Распределение. Способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов L o g o

Переключение внимания при повороте налево (правильно-неправильно) L o g o

Переключение внимания при повороте налево (правильно-неправильно) L o g o

Презентация на тему: " Психофизиологические основы деятельности водителя." — Транскрипт:

1 Психофизиологические основы деятельности водителя

2 Основные психофизические качества водителя Сенсорные ощущения Восприятие Психомоторная реакция Внимание Оперативное мышление Эмоционально-волевая реакция Личностные факторы

3 Идеальный водитель Развитые системы восприятия Развитое пространственное мышление Гибкость мышления Способность быстро принимать адекватные решения Выносливость Стрессоустойчивость Внимательность Устойчивость к монотонии Ответственность Доброжелательность Баланс между уверенностью и осторожностью Навыки и опыт Безопасный стиль вождения

4 Развитие профессионализма Преодоление постоянного чувства страха (дни, недели) Недооценка опасности (3,5-4 т. км пробега) Переоценка собственного опыта Объективная оценка опасности Снижение чувства опасности

5 Проф.пригодность определяют: Время реакции –период с момента обнаружения опасности до начала срабатывания тормозной системы. Правильность реакций. Точность реакции.

6 Надежность умение безошибочно управлять ТС в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

7 Сенсорные системы. Зрение. Поле зрения-все пространство, охватываемое глазами. В норме 130. Острота зрения - способность различать форму предметов на значительном удалении от глаза. Центральное зрение- Дает человеку возможность различать формы и мелкие детали предметов, поэтому его второе название – форменное зрение. Периферическое (боковое)зрение.

8 0,2-0,3 с Чем больше скорость, тем длиннее отрезок дороги, который не просматривается.

9 50% - пешеходы, попутные и встречные ТС % - объекты на пути движения ТС. 5-25% -дорожные знаки, разметка и светофоры.

10 Восприятие зрительной информации зависит от: Скорости движения. Интенсивности движения. Плотность транспортного потока.

11 Избыток информации о ДТС: Снижает надежность водителя: он не успевает охватить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное решение.

12 Видимость Возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздуха. Недостаточная Ограниченная

13 Сенсорные системы (органы чувств) Слуховые ощущения Кожно-мышечные Обоняние Тепловые ощущения

14 Формирование моторного навыка Зрительный контроль Суставно-мышечное чувство Автоматизм Динамический стереотип Навыки вождения совершенствуются всю жизнь.

15 Внимание Сосредоточение сознания на каком-либо объекте с отвлечением от остального. Объем внимания – 5 объектов. Переключение Концентрация Распределение Интенсивность

16 На что обращать внимание?

17 Мышление Дает возможность познавать то, что непосредственно не наблюдается.

18 Память Знание ПДД. Запоминание маршрутов (зрительная память). Двигательные навыки безопасного управления ТС (двигательная память).

19 Психомоторные реакции (ассоциативная память) Нажатие на педаль тормоза или газа. Поворот руля. Переключение передач. Подача сигнала.

23 Работоспособность Врабатывание (1,5-2,5 ч.) Устойчивая работоспособность Падение работоспособности (через 4-5 ч.) Компенсаторные механизмы –до 9-10 ч. Максимум ч.

24 Недельные колебания работоспособности: Понедельник –понижена Вторник, среда, четверг – высокая Пятница, суббота - снижение

25 Утомление- процесс снижения работоспособности. Снижение остроты зрения Уменьшение поя зрения Снижение устойчивости внимания Увеличение времени реакции Расстройств сна

26 Причины утомления: Состояние дороги. Плохая организация движения. Высокая интенсивность транспортного потока. Высокая скорость. Изменения освещенности. Неудобное сиденье. Плохая обзорность. Шум, вибрация и т.п.

27 Виды утомления Эмоциональное Физическое Умственное Дорожный гипноз

28 Сонное утомление (дорожный гипноз) Жевать кислые конфеты. Разговаривать с пассажирами. Проветривать кабину. Петь песни.

29 Признаки утомления через 5,5 ч через 6,5 ч. Старше 40 лет через 7 часов

30 Профилактика утомления: Сон не менее 7 часов. Зарядка. Перерывы в работе (через 3 часа мин., затем через каждые 2 часа ). Между двумя длительными поездками должен быть 10 –часовой отдых.

Презентация на тему: " ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – 030300.2010.066 Руководитель проекта, канд.психол.н., доц." — Транскрипт:

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – Руководитель проекта, канд.психол.н., доц. каф. ПДиК И.В. Выбойщик Автор проекта студент группы ПМ-214 Ю.П. Попова Челябинск 2010

2 Сегодня сложно представить общество без автомобильного транспорта, и многие профессии связаны с управлением автомобилем. Автомобиль – транспортное средство повышенной опасности. Управление им предполагает ответственный подход к вождению, уверенность и спокойствие за рулем, способность к самоконтролю, терпеливость. Так, психологические особенности в той или иной мере могут влиять, а то и определять успешность водителя и степень безопасности управления транспортным средством. Данная область еще не была подробно исследована, нет средства диагностики риска ДТП, нет конкретных фактических данных о взаимосвязях психологических характеристик и частоты аварий.

3 ЦЕЛЬ: изучение взаимосвязей личностных качеств водителей с показателями их профессиональной успешности/неуспешности, а именно – со статистикой ДТП. ЗАДАЧИ: 1.Определить возможные психологические факторы, влияющие на аварийность для водителя. 2.Выявить степень выраженности вышеназванных факторов для выборки водителей и провести анкетирование той же выборки водителей для вычисления частоты ДТП испытуемых. 3.Провести корреляционный анализ, выявить значимые связи между психологическими факторами и частотой ДТП для выборки водителей. 4.Проанализировать различия частоты ДТП между подгруппами со средними, низкими и высокими показателями психологических факторов. 5.Подготовить исследовательскую базу для создания новой методики, диагностирующей показатели, коррелирующие со статистикой ДТП для водителей. 6.Разработать план создания и стандартизации новой методики для диагностики риска ДТП.

4 Объект исследования – психологическая компетентность водителей транспортных средств. Предмет исследования – специфика взаимосвязей психологических качеств личности водителя с частотой дорожно-транспортных происшествий с его участием. Гипотеза исследования: Психологические качества личности водителя влияют на вероятность дорожно-транспортного происшествия с его участием.

5 Психологические факторы, которые могут влиять на статистику ДТП для водителя уровень интеллекта личностная тревожность стрессоустойчивость полезависимость/поленезависимость социальность конфликтность самооценка конформность способность к быстрому принятию решений уверенность в себе, интроверсия, экстраверсия

6 Выборка: 87 человек (52 мужчины и 35 женщин) – водители в возрасте от 21 до 35 лет. ОграничениеПричина Реальный водительский стаж не менее двух лет Исключить влияние фактора малоопытности, как побочной переменной Возраст от 21 до 45 летИсключить влияние возрастных физиологических особенностей, которые могут выступить побочными переменными

7 Анализ корреляций между показателями ДТП и психологическими факторами Частота ДТП Напряженность Самоконтроль Агрессивность

8 Анализ различий частоты ДТП между подгруппами со средними, низкими и высокими показателями психологических характеристик Частота ДТП (в целом и с виновностью) у водителей с низкой выраженностью экстраверсии выше, чем у людей, высоко экстравертированных. Возрастает частота ДТП, не зависимо от виновности, от низкого к высокому уровню тревожности. Виновниками ДТП все они могут стать независимо от степени тревожности. Люди с высоким уровнем интеллекта попадают в ДТП (в целом) реже, чем люди со средним и низким. Водители с высоким уровнем эмоциональной устойчивости становятся виновниками аварий реже, чем те, у кого этот показатель низкий. Конформные люди чаще становятся виновниками аварий. Люди, сильно себя контролирующие (с высоким уровнем самоконтроля) попадают в ДТП чаще, чем те, у кого самоконтроль низкий (Возможно искажение? Стремление к самоконтролю) Чаще в ДТП попадают в целом и становятся их виновниками, как низко напряженные и неэнергичные, так и сильнонапряженные и энергичные водители.

9 Итого: Реже попадают в аварии нетревожные, неагрессивные, средне энергичные водители. Как правило, они – выраженные экстреверты с уровнем интеллекта не ниже среднего. Они не слишком скованны, но эмоционально устойчивы. Решения принимают самостоятельно, не ориентируясь на мнение общества. Виновниками же аварий чаще всего становятся конформные и эмоционально неустойчивые личности.

10 План разработки методики 1.Разработка теста-опросника, включающего вопросы по шкалам: Агрессивность Самоконтроль Напряженность Экстраверсия Тревожность Интеллект Эмоциональная устойчивость Конформность Напряженность, энергичность 2.Подборка репрезентативной выборки для проверки методики на надежность и валидность. 3.Проверка методики на надежность. 4.Проверка методики на валидность через сопоставление результатов с реальными данными частоты ДТП. 5.Проверка отдельных шкал (отдельных вопросов) опросника на валидность тем же способом (прагматическая валидизация через сопоставление с частотой ДТП).

11 Основной вывод и перспективы Сделанные выводы позволят однозначно утверждать, что связи между особенностями личности и статистикой аварийности существуют. Практическая значимость этого заключения очевидна. Дальнейшие более точные исследования и подбор конкретного диагностического материала специально для этой области позволят диагностировать вероятность ДТП для водителей. Такой инструмент позволит использовать разработки прикладной области психологии для важных общественно-значимых задач. Более того, разработка диагностического инструмента даст возможность определять риски. А если их знать, значит эти риски можно уменьшить.

Читайте также: