Профессиограмма водителя автомобиля образец

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

В профессии водителя различают много специальностей: водитель автомобиля, трамвая, троллейбуса, транспортно-уборочной машины, аэросаней, вездехода, дрезины, мототранспортных средств, погрузчика, электро- и автотележки, водитель-испытатель.

Преимущества профессии: не требуется длительный период обучения; возможность мобильно перемещаться, побывать во многих местах.

Ограничения профессии: повышенный риск для жизни и здоровья (вероятность дорожно-транспортных происшествий).

Тип и класс профессии

Профессия водителя относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам.

Содержание деятельности

Водитель управляет транспортом (автомобилем, автобусом, трамваем и др.) и осуществляет пассажирские или грузовые перевозки. Он анализирует оперативную обстановку на дороге через лобовое стекло и зеркала бокового и заднего вида, считывает показания приборов с приборной доски, использует средства управления транспортным средством с учетом дорожных знаков, погодных условий, дорожного покрытия, интенсивности движения потока и других важных факторов.

Водитель обеспечивает правильную эксплуатацию транспортного средства, в том числе обкатку новой машины. Он регулярно проводит профилактические осмотры и техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом, смазка, проверка состояния шин, давления масла в системе смазки двигателя, температуры охлаждающей жидкости, т.п.). Водитель обеспечивает своевременную смену расходных материалов и жидкостей машины.

В случае поломки транспортного средства на дороге водитель по возможности устраняет возникшие неисправности, а также участвует в ремонте автомобиля в гараже.

Требования к знаниям и умениям

  • правила дорожного движения (с учетом специфики страны),
  • назначение, устройство и схемы взаимодействия механизмов и приборов транспортного средства,
  • правила оказания первой медицинской помощи,
  • правильный порядок и периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию вверенного ему транспортного средства.
  • уверенно действовать на дороге, усвоить навыки практического вождения до уровня автоматизмов,
  • анализировать и прогнозировать развитие дорожной ситуации на короткий промежуток времени, быть внимательным,
  • совершая маневры, использовать пространственное мышление, точный глазомер, проявлять рассудительность и разумную осторожность, во избежание аварийных ситуаций,
  • сохранять уравновешенность и самообладание в любых, даже критических обстоятельствах,
  • принимать верные решения в быстро изменяющейся дорожной ситуации, по ходу движения,
  • проявлять выносливость, устойчивость к монотонии (уметь сохранять бодрое состояние длительное время, в условиях движения по трассе),
  • вовремя обнаруживать и устранять неисправности транспортного средства.

Требования к индивидуальным особенностям

Для успешной деятельности в качестве водителя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • развитое пространственное мышление,
  • острое зрение,
  • точная мелкая моторика (ловкость и координация движений конечностей),
  • выраженная лабильность,
  • склонность к работе с техникой,
  • склонность к ручному труду,
  • развитая способность к концентрации внимания,
  • высокая эмоциональная устойчивость,
  • физическая выносливость, активность и физическая подвижность.

Условия труда

Большую часть времени водитель находится вне помещения, в дороге, в любое время суток и в любую погоду. Условия работы сидячие. Специфика рабочего места: микроклимат внутри автомобиля.

Главными рабочими инструментами водителя являются механические и электрические средства управления автотранспортом. Для мелкого ремонта водитель также использует ручные инструменты (баллонник, домкрат, отвертки,

Медицинские противопоказания

Пути получения профессии

Профессию водителя можно получить в профессиональных образовательных организациях, а также пройти профессиональную подготовку, переподготовку в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по завершению обучения успешно сдать экзамены и получить водительское удостоверение.

Области применения профессии и перспективы карьерного роста

Водители работают в сфере пассажирских или грузовых транспортных перевозок. Они востребованы в самых разных областях: на автотранспортных предприятиях, на промышленных предприятиях, в торговле, в отраслях сельского хозяйства, в сфере услуг, в условиях индивидуального бизнеса, в автомобильном спорте.

Имея профессию водителя, можно переучиться на родственные профессии, например: машинист электропоезда (в железнодорожных колледжах), летчик (в авиационных техникумах), специалист по судовождению, тракторист.

Данный карьерный путь предполагает, что при достижении определенного уровня профессионального мастерства и жизненного опыта, водитель может решить работать на себя. Например, он может организовать коммерческий таксопарк для частного извоза пассажиров. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.


3. Содержание деятельности
Водитель управляет транспортом (автомобилем, автобусом, трамваем и др.) и осуществляет пассажирские или грузовые перевозки. Он анализирует оперативную обстановку на дороге через лобовое стекло и зеркала бокового и заднего вида, считывает показания приборов с приборной доски, использует средства управления транспортным средством с учетом дорожных знаков, погодных условий, дорожного покрытия, интенсивности движения потока и других важных факторов.
Водитель обеспечивает правильную эксплуатацию транспортного средства, в том числе обкатку новой машины. Он регулярно проводит профилактические осмотры и техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом, смазка, проверка состояния шин, давления масла в системе смазки двигателя, температуры охлаждающей жидкости, т.п.). Водитель обеспечивает своевременную смену расходных материалов и жидкостей машины.
В случае поломки транспортного средства на дороге водитель по возможности устраняет возникшие неисправности, а также участвует в ремонте автомобиля в гараже.

4. Условия труда
Большую часть времени водитель находится вне помещения, в дороге, в любое время суток и в любую погоду. Условия работы сидячие. Специфика рабочего места: микроклимат внутри автомобиля.
Главными рабочими инструментами водителя являются механические и электрические средства управления автотранспортом. Для мелкого ремонта водитель также использует ручные инструменты (баллонник, домкрат, отвертки, т.п.).

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный водитель должен знать:

  • правила дорожного движения (с учетом специфики страны);
  • назначение, устройство и схемы взаимодействия механизмов и приборов транспортного средства;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • правильный порядок и периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию вверенного ему транспортного средства.
  • уверенно действовать на дороге, усвоить навыки практического вождения до уровня автоматизмов;
  • анализировать и прогнозировать развитие дорожной ситуации на короткий промежуток времени, быть внимательным;
  • совершая маневры, использовать пространственное мышление, точный глазомер, проявлять рассудительность и разумную осторожность, во избежание аварийных ситуаций;
  • сохранять уравновешенность и самообладание в любых, даже критических обстоятельствах;
  • принимать верные решения в быстро изменяющейся дорожной ситуации, по ходу движения;
  • проявлять выносливость, устойчивость к монотонии (уметь сохранять бодрое состояние длительное время, в условиях движения по трассе);
  • вовремя обнаруживать и устранять неисправности транспортного средства.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве водителя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • развитое пространственное мышление;
  • острое зрение;
  • точная мелкая моторика (ловкость и координация движений конечностей);
  • выраженная лабильность;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к ручному труду;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость;
  • физическая выносливость;
  • быстрая и четкая двигательная реакция;
  • устойчивость к монотонии;
  • хорошая зрительная память;
  • способность различать цвета;
  • решительность, смелость.

9. Области применения профессии
Водители работают в сфере пассажирских или грузовых транспортных перевозок. Они востребованы в самых разных областях:

  • на автотранспортных предприятиях;
  • на промышленных предприятиях;
  • в торговле;
  • в отраслях сельского хозяйства;
  • в сфере услуг;
  • в условиях индивидуального бизнеса;
  • в автомобильном спорте.

11. Родственные профессии
Слесарь по ремонту автомобилей, бульдозерист, водитель пассажирского транспорта, комбайнер, тракторист


3. Содержание деятельности
Слесарь-автомеханик ремонтирует грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, автобусы. Предметом его труда являются механизмы, узлы и агрегаты самодвижущихся транспортных средств. Он выявляет и устраняет неисправности и дефекты транспортных средств. Деятельность слесаря-автомеханика включает техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, а также контроль технического состояния автомобилей с помощью современного диагностического оборудования и приборов, управление автотранспортом. Слесарь-автомеханик оформляет приемо-сдаточную документацию.
Современные технологии ремонта автотранспорта требуют строгого соблюдения технологических процессов.
Ключевой этап в работе слесаря-автомеханика – техническая диагностика транспортного средства для выявления причин неисправностей, способов и последовательности их устранения, подбора необходимого инструмента, деталей и материалов, определения трудоемкости ремонта.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Слесарю-автомеханику необходимы базовые знания по физике (механика, электромеханика), химии, математике.
Квалифицированный слесарь-автомеханик должен знать:

  • устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;
  • конструктивные особенности автомобилей, их электрических и монтажных схем;
  • виды, свойства, правила использования смазок, масел, изоляционных материалов;
  • технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки;
  • правила эксплуатации используемого оборудования;
  • методы выявления и способы устранения неисправностей;
  • способы восстановления изношенных деталей;
  • свойства обрабатываемых металлов, основы взаимозаменяемости.
  • разбираться в устройстве автомобиля;
  • устанавливать технический диагноз путем внешнего осмотра;
  • производить инструментальный контроль и техническую диагностику автомобиля с применением специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
  • определять уровень сложности неисправности и пути ее устранения;
  • производить сборку, разборку, ремонт, замену и регулировку механизмов, деталей, соединений, узлов и электрооборудования, с учетом конструктивных особенностей автомобилей различных марок;
  • проводить испытание исправности деталей и узлов автомобиля.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве слесаря-автомеханика необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • аккуратность;
  • конструкторское воображение;
  • точная мелкая моторика;
  • явно выраженная склонность к работе с техникой;
  • склонность к ручному труду;
  • физическая выносливость;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость;
  • хороший технический слух;
  • наблюдательность;
  • развитое техническое мышление.
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
  • хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония);
  • нарушения слуха и зрения (косоглазие, сильная близорукость);
  • отсутствие физической выносливости (хроническая слабость);
  • аллергические заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • болезни, связанные с потерей сознания.

8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии слесаря-автомеханика можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В профессию слесаря-автомеханика приходят молодые люди с выраженным интересом к работе с автомототехникой и умелыми руками.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Слесари-автомеханики работают в сфере автосервиса:

  • на автотранспортных предприятиях;
  • в автомобильных подразделениях армии и милиции;
  • в автобусных, троллейбусных, грузовых и легковых таксомоторных парках;
  • на станциях технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
  • в ремонтных мастерских промышленного, железнодорожного и сельскохозяйственного транспорта;
  • в автомобильном спорте;
  • в автосервисах;
  • в автомастерских.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути построения карьеры для слесаря-автомеханика.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно браться за все более сложные и ответственные задачи, повышать уровень своей квалификации, а также осваивать новые специальности в рамках имеющейся профессии.
Либо переобучиться на родственные профессии. Например, повысить образовательный уровень в техническом колледже и перейти на работу в страховую компанию в качестве оценщика ущерба автотранспорту после дорожно-транспортных происшествий.
В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем уверенный в себе, общительный работник с профессией слесаря-автомеханика может стать главным механиком, бригадиром, техником, то есть начать руководить другими специалистами либо заняться наставничеством. При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если Вам ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.
Организация собственного дела
Уже превратившись в настоящего мастера своего дела, имея заслуженный авторитет и постоянных клиентов, работник с профессией автомеханика может решить, что пора начать работать на себя и открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется дополнительно развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.



Смежные профессии В профессии водителя различают много специальностей: водитель автомобиля, трамвая, троллейбуса, транспортно-уборочной машины, аэросаней, вездехода, дрезины, мототранспортных средств, погрузчика, электро- и автотележки, водитель-испытатель, БелАЗа.

В компании АК АЛРОСА преобладают водители автобусов, для перевозки рабочих, водители грузовых, ведомственных и легковых автомобилей, водители БелАЗов.

Профессия имеет три класса: её можно получить непосредственно на производстве через курсы, в автошколах, профессиональных училищах или в автодорожных техникумах и колледжах. Профессия имеет категории А, В, С, Д, Е.

По данным Отдела кадров АК АЛРОСА в компании работает 286 человек по профессии водитель автомобиля и 450 человек по профессии водитель БелАЗа.


Характеристика процесса труда:

Важнейшие технологические операции

Водитель управляет транспортным средством, следит за его техническим состоянием и при необходимости осуществляет мелкий ремонт. Иногда выполняет другие функции, например, помогает при погрузке и разгрузке. Одной из основных задач водителя – это вовремя выполнять свои обязанности.

Орудие труда

Главными рабочими инструментами водителя являются механические и электрические средства управления автотранспортом. Для мелкого ремонта водитель также использует ручные инструменты (баллонник, домкрат, отвертки, т.п.).

Большую часть времени водитель находится вне помещения, в дороге, в любое время суток и в любую погоду. Особенностью, и не очень приятной, этой профессии является то, что при всей внешней динамики и свободе передвижения у водителя сидячая работа. Это источник большого напряжения, как и у пилота самолёта, у всех, кто управляет транспортом. Не случайно самое пристальное внимание автомобильных конструкторов, дизайнеров приковано к рабочему креслу водителя. Оно создаётся в результате расчётов, исследований инженеров, медиков и специалистов по эргономике.

Рабочая поза, преобладающие движения при труде Водитель постоянно находится в напряжении, его задача внимательно следить за действиями на дороге, соблюдать правила дорожного движения, не создавать аварийных ситуаций. Рабочая поза водителя –это поза сидения. Преобладающие движения – это движения ног на педали переключения сцепления, тормоза и скорости, движения рук, которые контролируют переключения скоростей и движение руля, обострённая работа органов зрения и слуха. Водитель должен обладать быстрой и чёткой реакцией.
Продукция Водитель должен вовремя доставить или пассажиров, или груз.
Виды брака по вине специалиста и возможности их устранения По вине водителя может произойти поломка машины, ДТП, опоздание при перевозке грузов или людей.
Характер работы

Водитель управляет транспортом (автомобилем, автобусом, трамваем и др.) и осуществляет пассажирские или грузовые перевозки. Он анализирует оперативную обстановку на дороге через лобовое стекло и зеркала бокового и заднего вида, считывает показания приборов с приборной доски, использует средства управления транспортным средством с учетом дорожных знаков, погодных условий, дорожного покрытия, интенсивности движения потока и других важных факторов.

Водитель обеспечивает правильную эксплуатацию транспортного средства, в том числе обкатку новой машины. Он регулярно проводит профилактические осмотры и техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом, смазка, проверка состояния шин, давления масла в системе смазки двигателя, температуры охлаждающей жидкости, т.п.). Водитель обеспечивает своевременную смену расходных материалов и жидкостей машины.

В случае поломки транспортного средства на дороге водитель по возможности устраняет возникшие неисправности, а также участвует в ремонте автомобиля в гараже. Требования к знаниям и умениям специалиста


В чём и как проявляется утомляемость после работы

Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курение.

Утомление - это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой районе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира. Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный уровень информационной нагрузки. Избыток или недостаток информации способствует развитию утомления. Имеет также значение и характер поступающей информации. При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения и ландшафт однообразен, водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения. В монотонной обстановке, при недостатке информации или вынужденной бездеятельности чувство усталости может возникнуть быстрее, чем при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при этом еще может и не быть.

Зрительное утомление отрицательно сказывается на работе водителя. Усталый мышечный аппарат глаз не обеспечивает четкого пространственного восприятия. Взгляд даже у опытных водителей при утомлении чаще переносится на боковую часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет восприятие и прогнозирование развития дорожной обстановки. При утомлении могут сохраняться простые навыки, достигшие автоматизма, которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных ситуациях. Нарушаются же сложные виды психической деятельности, что снижает готовность к действиям при неожиданном и необычном изменении дорожной обстановки. Все это снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП. Поэтому сохранение достаточно высокой работоспособности водителей является

важнейшим фактором в обеспечении безопасности дорожного движения. Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий день водителя, тем более выражено утомление, более вероятны ошибки. Статистикой установлена прямая зависимость между временем управления автомобилем и количеством ДТП.


Санитарно – гигиенические условия труда

Режим труда и рабочий ритм

В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии, по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы смены не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством (ст. 99 Трудового кодекса РФ).

Состав и продолжительность подготовительных работ, включаемых в подготовительное время и время проведения медицинского осмотра водителя, устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным

работниками органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Время отдыха водителей устанавливается и в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации

Требования к микроклимату, составу воздушной среды в рабочей зоне и к другим условиям труда водителя автомобиля в основном регламентируются Санитарными правилами (СП) по гигиене труда водителей автомобилей. Санитарно-технические средства автомобиля (вентиляция, отопление, кондиционирование, теплоизоляция) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных или допустимых параметров микроклимата (в холодный и переходный период года в диапазоне от 18 - 25 -С, в теплый - не более 28 -С) не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем. Перепад температуры по вертикали не должен превышать 3 - 5 -С.

Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное тонированное остекление, жалюзи и т.д.), а также термоизоляцией от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя не более 35 Вт/кв. м, а от окон - не более 100 Вт/кв. м.

Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать допустимых санитарно-гигиенических норм Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива, а также включать в себя оценку запыленности.

Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБ по шкале А; уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБ. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБ в соответствии с гигиеническими нормативами.

Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя грузовых, легковых автомобилей и автобусов должны соответствовать ГОСТ. Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 12 лк.

При всей простоте и незамысловатости профессии водителя, существуют чёткие требования к такому работнику, особенно с точки зрения его физической подготовке, состояния здоровья и уровня ответственности. Вместе с этим, если предусмотрены дальние перевозки, то такие качества, как бдительность и выносливость становятся первостепенными, так как одной из опасностей может стать авария вследствие того, что водитель заснул за рулём. В целом, согласно автотранспортной лицензии к работе допускаются только водители с правами категории


Презентация профессии

Содержание деятельности

Водитель управляет транспортом (автомобилем, автобусом, трамваем и др.) и осуществляет пассажирские или грузовые перевозки. Он анализирует оперативную обстановку на дороге через лобовое стекло и зеркала бокового и заднего вида, считывает показания приборов с приборной доски, использует средства управления транспортным средством с учетом дорожных знаков, погодных условий, дорожного покрытия, интенсивности движения потока и других важных факторов.
Водитель обеспечивает правильную эксплуатацию транспортного средства, в том числе обкатку новой машины. Он регулярно проводит профилактические осмотры и техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом, смазка, проверка состояния шин, давления масла в системе смазки двигателя, температуры охлаждающей жидкости, т.п.). Водитель обеспечивает своевременную смену расходных материалов и жидкостей машины.
В случае поломки транспортного средства на дороге водитель по возможности устраняет возникшие неисправности, а также участвует в ремонте автомобиля в гараже.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Квалифицированный водитель должен знать:

  • правила дорожного движения (с учетом специфики страны),
  • назначение, устройство и схемы взаимодействия механизмов и приборов транспортного средства,
  • правила оказания первой медицинской помощи,
  • правильный порядок и периодичность выполнения работ, по техническому обслуживанию вверенного ему транспортного средства.
  • уверенно действовать на дороге, усвоить навыки практического вождения до уровня автоматизмов, анализировать и прогнозировать развитие дорожной ситуации на короткий промежуток времени, быть внимательным, совершая маневры, использовать пространственное мышление, точный глазомер, проявлять рассудительность и разумную осторожность, во избежание аварийных ситуаций, сохранять уравновешенность и самообладание в любых, даже критических обстоятельствах, принимать верные решения в быстро изменяющейся дорожной ситуации, по ходу движения, проявлять выносливость, устойчивость к монотонии (уметь сохранять бодрое состояние длительное время, в условиях движения по трассе), вовремя обнаруживать и устранять неисправности транспортного средства.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве водителя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • развитое пространственное мышление;
  • острое зрение;
  • точная мелкая моторика (ловкость и координация движений конечностей);
  • выраженная лабильность;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к ручному труду;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость;
  • физическая выносливость;
  • активность и физическая подвижность.

Условия труда

Большую часть времени водитель находится вне помещения, в дороге, в любое время суток и в любую погоду. Условия работы сидячие. Специфика рабочего места: микроклимат внутри автомобиля.
Главными рабочими инструментами водителя являются механические и электрические средства управления автотранспортом. Для мелкого ремонта водитель также использует ручные инструменты (баллонник, домкрат, отвертки, т.п.).

Пути получения профессии

Области применения профессии

Водители работают в сфере пассажирских или грузовых транспортных перевозок. Они востребованы в самых разных областях:

  • на автотранспортных предприятиях,
  • на промышленных предприятиях,
  • в торговле,
  • в отраслях сельского хозяйства,
  • в сфере услуг,
  • в условиях индивидуального бизнеса,
  • в автомобильном спорте.

Имея профессию водителя, можно переучиться на родственные профессии, например: машинист электропоезда (в железнодорожных колледжах), летчик (в авиационных техникумах), специалист по судовождению.

Данный карьерный путь предполагает, что при достижении определенного уровня профессионального мастерства и жизненного опыта, водитель может решить работать на себя. Например, он может организовать коммерческий таксопарк для частного извоза пассажиров. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

Профессиональный праздник

Читайте также: