Посадка водителя за рулем приемы действий органами управления

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Обучающие: Сформировать понимание у студентов пользования органами управления автомобилем. Научить быстро и правильно занимать рабочее место водителя, умело пользоваться ремнями безопасности, выполнять действия, соответствующие троганию с места, движению и остановке автомобиля (при неработающем двигателе), выходить из автомобиля.

Развивающая: Развивать умение пространственного ориентирования при начале движении автомобиля, привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системы. Способствовать в выработке знании, умений и навыков при переключении передач восходящем и нисходящем порядке.

Воспитательная: Воспитывать ответственность и дисциплинированность будущего водителя.

Используемая педагогическая технология: технология личностно-ориентированного подхода.

Овладение профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".

ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

Овладение общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

правила эксплуатации транспортных средств; назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств; перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; основы безопасного управления транспортными средствами

соблюдать Правила дорожного движения; безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

уверенно действовать в нештатных ситуациях;

управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки; принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при

соблюдать требования по транспортировке пострадавших; использовать средства пожаротушения.

заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований; устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; соблюдать режим труда и отдыха;

Описание рабочего места, инструменты, материалы, оборудования (материальное обеспечение): закрытая учебная площадка, инструктивно-технологическая карта, учебный автомобиль.

Продолжительность занятия: 2 ч

Время выполнения этапа

Открывание дверей, моторного отсека, проверка технологических жидкостей.

Отработка правильной посадки

Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами.

Заключительная часть, контрольный опрос, подведение итогов, постановка автомобиля на стоянку.

Содержание работы: (задание)

Теоретические сведения: тахометр, спидометр, рычаг КПП, стояночная тормозная система.

  1. Инструктаж по охране труда
  2. Принять доклад от учащегося о прибытии на занятия.
  3. Объявить цель занятия.
  4. Проверить знания предыдущего материала.
  1. Показать последовательность выполнения упражнения.
  2. Самостоятельная отработка упражнений студентов.
  3. Наблюдение за действиями и поведением учащегося.
  4. Исправление ошибок, допущенных учащимся при выполнении упражнения.
  5. Контрольная проверка знаний и навыков учащегося по данному упражнению.

Эскиз, схема, график

Инструкция о выполнении упражнения

Отработка правильной посадки обучаемого на место водителя, правила пользования ремнями безопасности, положение рук на рулевом колесе при движении по прямой и на поворотах, приемы резких (крутых) поворотов, положение ног на педалях, выход из автомобиля







А. Положение корпуса: 1- Правильное, спина полностью прилегает к спинке сиденья, ноги легко достают до педалей, руки слегка согнуты в локтях; 2- сиденье отодвинуто слишком далеко, спина не имеет опоры, ухудшается обзорность, повышается утомляемость; 3- сиденье слишком близко придвинуто к рулевому колесу, нога не имеет опоры, слишком согнутые руки затрудняют свободное управление; Б. Положение правой и левой ноги на педалях сцепления и тормоза: 1- правильное, средней частью стопы; 2 и 3- неправильное, передней и задней частью стопы; В. Положение рук на рулевом колесе: 1- правильное; 2 и 3 – неправильные.

Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными, сигнальными и другими приборами. Обучение приемам раздельного и совместного действия педалями сцепления, тормоза, управления дросселями, рычагами переключения передач и стояночного тормоза.




Педаль привода сцепления для кратковременного разобщения коленчатого вала двигателя и трансмиссии, при переключении передач , торможении и остановки автомобиля. Педаль тормоза – осуществляется замедление движения автомобиля и полная его остановка, а в случае возникновения опасной дорожной обстановки предупреждаются столкновения, наезд и т.д. путем экстренного торможения. Педаль дроссельной заслонки – увеличивается поступление горючей смеси. Рычаг переключения коробки передач- происходит включение различных передач для изменения величины и направления крутящего момента .Рычаг стояночного тормоза обеспечивает удержание автомобиля в неподвижном состоянии как на горизонтальном участке дороги, так и на уклоне или подъеме. Приборы: спидометр, указывает скорость в км/ч, показывает общий пробег. Указатель температуры охлаждающей жидкости.

Тренировка действий, соответствующих троганию автомобиля с места, переключению передач, приемам плавного торможения рабочим тормозом и остановке



Отработать приемы раздельного и совместного действия педалями привода сцепления, управления дросселями и рычагом переключения передач. Цель задания - научиться правильно пользоваться педалями и РКПП, при этом обучаемый не должен смотреть на педали и рычаг КПП. Правильно пользоваться педалью: нажимать быстро и обязательно до отказа, отпускать медленно (плавно). Стопа правой ноги осуществляет нажим на педаль постепенно (медленно), передней частью стопы (с опорой каблука на пол). Правильное положение правой руки на рычаге переключения передач.(Объяснение и показ мастера). Мастер показывает обучаемому порядок трогания автомобиля с места, для чего включает указатель поворота, выключает сцепление, включает первую передачу, опускает рычаг стояночного тормоза и убедившись , что не создает помех движению , равномерно увеличивает подачу горючей смеси и плавно включает сцепление, затем убирает ногу с педали сцепления и ставит ее на пол. Переключение передач осуществлять при прямолинейном движении автомобиля. Мастер показывает обучаемому приемы плавного торможения в следующей последовательности: отпускает педаль дроссельных заслонок, выключает сцепление, плавно нажимает на педаль тормоза и замедляет движение автомобиля до нужной скорости или до полной остановки. Затем предлагает обучаемому приступить к самостоятельной тренировке.

Составить отчет о результатах выполненной работы

Отчет о работе должен содержать

  • тема и цель работы;
  • результаты выполнения работы (описать виды выполняемых работ, выполненное задание, фото материалы, по итогам - презентация);
  • перечислить наиболее успешно выполненную операцию;
  • назвать затруднения при выполнении задания;
  • выводы о результатах выполнения работы

1. Какова роль настройки рабочего места водителя и влияние на вероятность возникновения аварийных ситуаций?

2. Назовите последовательность действий при регулировке рабочего места водителя.

3. Обязан ли водитель подавать сигналы указателями поворота при начале движения в жилой зоне, обозначенной соответствующим знаком?

1) Отметить положительные и отрицательные стороны выполнения упражнения.

2) Объявить оценку.

3) Дать задание на дом.

Соблюдение требований охраны труда перед началом работы, во время работы, по окончании работы.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема занятия:

"Посадка водителя. Приемы действия органами управления. Движение по прямой"

Тип урока: Комбинированный.

Продолжительность занятия : 60 мин.

Место проведения: Учебная площадка.

Цели: ознакомить учащихся с рычагами и педалями транспортного средства, правилами использования контрольных приборов и их назначение; формировать навыки движения: трогание с места, остановка, движение вперед, движение на задней передаче; развивать координацию движения, выработка быстроты приемов управления автомобилем.

Методы обучения: словесный, практический, наглядно-демонстрационный.

Демонстрационно-репродуктивный: демонстрация мастером производственного обучения действий согласно плану занятия. Практическое занятие на учебном автомобиле, выполнение практических заданий.

Форма обучения: индивидуальная.

Материальное обеспечение:

1.Автомобиль ВАЗ 219010 ( Lada Granta );

2.Площадка для первоначального обучения.

Ход занятия

1. Организационный этап.

2.Повторение пройденного материала.

4. Основной этап. Текущий инструктаж:

1) Изучение нового материала.

2) Самостоятельное выполнение упражнения.

3) Наблюдение за действиями и поведением учащегося.

4) Разбор и исправление ошибок, допущенных учащимися при выполнении упражнения.

5) Контрольная проверка знаний и умений учащегося.

5. Заключительный этап:

— индивидуальный разбор итогов урока;

— побуждение учащегося к самоанализу и самооценке выполненных заданий;

— анализ недостатков и достижений в работе учащегося на уроке.

Ход занятия

1. Организационный этап: Приветствие. Проверка внешнего рабочего вида. Проверить готовность обучающегося к уроку (проверка психофизического состояния путем опроса о его здоровье, эмоциональном состоянии, наличие удобной формы одежды).

2.Повторение пройденного материала . Ежедневное техническое обслуживание учащийся проводит наружный осмотр автомобиля на предмет целостности комплектации, проверяет давления воздуха в покрышках, проверяет уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкостей. Подготавливает рабочее место водителя к началу движения, запускает и прогревает двигатель.

Требования и действия при начале движения?

Ваши действия при трогании с места?

Правило переключения механической коробки переменных передач.

Назовите способы торможения.

Сегодня мы продолжим первоначальное обучение вождению автомобиля.

Выполнение учащимися отдельных приемов на ровной площадке:

2.Объяснение о правильности выполнения заданий и упражнений на учебном полигоне.

3.Скатывание ТС назад более, чем на 30 секунд.

5.Выбор передачи на подъеме.

6.Выбор работы ручного тормоза.

7.Элементы оборудования на учебном полигоне.

4. Основной этап. Отработка упражнений. Мастер производственного обучения по вождению проводит инструктаж, разъясняет последовательность действия органами управления, важность соблюдения правильного порядка нажатия и отпускания педалей во избежание возникновения неисправностей и поломок автомобиля, а так же избежание возникновения аварийных ситуаций. Учащийся наблюдает за действиями мастера производственного обучения. Воспринимая показ, учащийся должен не только понять, но и запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ изучаемых приемов и способов следует повторять, несколько раз подряд.

Упражнение 1. Подготовка рабочего места водителя. Проверка правильности посадки учащегося в ТС и правильность положения учащегося за рулем.

hello_html_1cbaaf3d.jpg

В этом положении нога не должна испытывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора), при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.

hello_html_m2bf4d445.jpg

Рис.2
Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно. Правильное положение рук на ободе колеса показано на рис.2.

hello_html_m6584ed9e.jpg


Рис.3.
Руки также должны быть слегка согнуты в локтях (рис.3).
Следующее, на что надо обратить внимание – это обзор сзади. Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковом – борт автомобиля по касательной.

hello_html_m7bd37f17.jpg

hello_html_544d5360.jpg

hello_html_m49f109de.jpg

Рис.4
Положения ключа:
I – зажигание выключено, можно включить габариты и фары
О – все отключено
II – зажигание включено
III – стартерное положение (подпружиненное)

Упражнение 4 . Отработка момента срабатывания сцепления
Упражнение 5. Трогание автомобиля с места

Чтобы стронуть автомобиль с места, двигателю нужна определенная мощность, которая зависит от его оборотов. На оборотах холостого хода, на которых работает двигатель без нагрузки при отпущенной педали акселератора, мощность его минимальна. В момент трогания автомобиля двигатель нагружается, преодолевая сопротивление качению автомобиля, и чтобы он не остановился, надо добавить ему обороты, слегка нажав на педаль акселератора. Попробуем для начала просто прибавить обороты, т.е. поработать только правой ногой. Нажимать на педаль акселератора надо очень осторожно. Двигатель без нагрузки будет чутко реагировать. Обороты контролируем на слух.
5. Заключительный этап.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Основы техники пользования органами управления

Под техникой управления автомобилем понимают целенаправленные действия водителя, обеспечивающие безопасность движения. Если водитель недостаточно обучен технике управления, он не успевает реагировать на меняющуюся обстановку и принимать необходимые решения для управления автомобилем. Как правило, такой водитель работает слишком напряженно, быстро устает и не может безошибочно оценивать обстановку. В его действиях неизбежно возникают ошибки, создавая предпосылки для дорожного происшествия.

На основе анализа дорожно-транспортных происшествий определены основные навыки техники управления автомобилем, хорошее владение которыми позволяет избежать аварий. Эти навыки мы и рассмотрим в этой главе.

Все упражнения построены по принципу возрастающей сложности и взаимосвязаны между собой. Обучающийся сначала знакомится с теоретической стороной каждого из них, выполняет упражнение, и затем на базе приобретенного практического опыта вновь рассматривает вместе с инструктором теоретический аспект. Это позволяет каждому ученику накопить собственный осмысленный багаж навыков по управлению машиной в различных ситуациях, которые легко восстанавливаются и по прошествии значительного времени после прохождения курса.

Посадка водителя и действия органами управления

Посадка в машину. Прежде чем садиться в автомобиль, осмотрите место вокруг него и под ним, т.к. там могут оказаться опасные предметы, животные, играющие дети.

Открывая дверь, постарайтесь не задеть за какие-либо предметы или машину, стоящую рядом.

Помните, что открытая дверь не должна создавать помех для движения других транспортных средств.

После посадки лучше сразу же закрыть дверь, чтобы ее не смог повредить порыв ветра или воздушный вихрь от проехавшего мимо на высокой скорости автомобиля.

Посадка водителя за рулем. Посадка за рулем влияет на безопасность движения самым непосредственным образом. Дело не только в том, что неправильная поза водителя вызывает излишнее напряжение мышц, а потому приводит к утомлению, но и в том, что при неправильной позе водитель не в состоянии умело управлять автомобилем.

Первое, что должен сделать водитель, когда садится за руль, это удобно разместиться, отрегулировав положение сиденья и его спинки.

Рациональная посадка для каждого водителя зависит от особенностей его телосложения и поэтому должна определяться индивидуально. При перемещении подушки сиденья водитель подбирает наиболее рациональное расстояние в зависимости от своего роста и длины ног.

Оптимальным считается расстояние, при котором левая нога до упора выжимает педаль сцепления, и при этом водитель не отрывает поясницы от спинки сиденья, не тянется за педалью; верхняя часть ноги (бедро) лежит, опираясь на подушку сиденья, а колено слегка согнуто.

Затем следует отрегулировать оптимальное положение для рук. Изменяя наклон спинки сиденья, вы подбираете расстояние, при котором руки свободно держат руль, и при этом чуть согнуты. При регулировке не забывайте о спине - она должна прилегать к спинке сиденья и при манипуляции ногами и руками оставаться в одном и том же положении. Правильная посадка водителя за рулем обеспечивает хорошую видимость дороги и наименьшую усталость, и является основой, на которой базируется безопасное вождение.

1. Нажать педаль сцепления левой ногой до упора в пол и отрегулировать сидение так, чтобы нога была слегка согнута в коленном суставе.

2. Положить левую руку на верх руля (на 12 часов) и отрегулировать спинку сиденья так, чтобы рука была слегка согнута.

3. Проверить положение за рулем, включив правой рукой дальнюю от водителя передачу (на автомобилях ВАЗ - 3-я передача или 5-я передача); регулировка правильная, если спина водителя при этом не оторвалась от сиденья.

Если после начала движения водитель вскоре начинает менять положение тела, то сидение и его спинка отрегулированы неправильно.

После этого следует отрегулировать ремень безопасности. Правильному положению ремня соответствует обхватывающая туловище на уровне бедер поперечная нижняя часть ремня, при этом плечевой ремень должен прилегать к плечу и проходить через грудную клетку. Ремень должен плотно прилегать к телу, не допускайте его перекручивания.

Затем регулируется положение подголовника так, чтобы он препятствовал перемещению головы назад, и упирался средней частью в затылок.

Далее нужно отрегулировать зеркала заднего вида так, чтобы без изменения положения тела в любой момент можно было просматривать максимальную зону позади автомобиля. Не рекомендуется использовать выпуклые зеркала, которые искажают расстояние до видимых объектов.

Внутреннее зеркало устанавливают так, чтобы видеть в него верхнюю и правую часть заднего стекла.

Боковое зеркало слева устанавливают так, чтобы в его правом нижнем углу было видно по касательной линию крыла автомобиля. Боковое зеркало справа регулируют аналогично.

Правильность положения зеркал можно проверить при наблюдении за объезжающим автомобилем слева или справа: как только его отражение начинает исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться в боковом зеркале.

Положение рук на руле. Основное правильное положение рук на руле строго симметричное. Правая рука должна находиться в зоне от 2 до 3 часов, а левая - соответственно от 9 до 10 часов (условно, если принять руль за циферблат часов)..

Существует два вида захвата руля. Закрытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой находится внутри обода, что хват позволяет вам в любое время приложить максимальное усилие и остановить непроизвольное вращение руля. Открытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой упирается в обод, что позволяет повысить "чувство руля", что повышает вашу безопасность при движении на высокой скорости на прямолинейной траектории автомобиля.

Теперь о том, как держать руль, т.е. об усилии, с которым надо сжимать обод руля. Образно говоря, его надо держать, как маленькую птичку, стараясь не задушить ее и не позволить ей улететь. К сожалению, новички часто сжимают руль, что называется мертвой хваткой. Однако так не следует поступать, только в случае крайней необходимости при движении по неровным дорогам или в критической ситуации, например, при проколе шины переднего колеса. Поэтому водитель должен быть готов к тому, чтобы в любой момент приложить все силы и суметь удержать руль в критической ситуации.

Положение ног. Правильная посадка водителя определяет и правильное положение ног на педалях управления. Левая нога, управляющая педалью сцепления, обычно располагается левее педали или на полу перед ней. Правая нога, управляющая педалью газа и педалью тормоза, располагается напротив педали тормоза с опорой на пятку.

Избегайте посадки, при которой ноги в коленях, слишком согнуты. Правая лодыжка должна всегда находиться в расслабленном состоянии, не согнутой назад по отношению к коленному суставу. Обе ноги нужно развести в стороны на ширину подушки сиденья, образуя вместе с основанием позвоночника своеобразный замкнутый опорный треугольник.

Правила и приемы пользования органами управления автомобиля

Для изучения этой темы лучше использовать автомобиль, на котором будет производиться обучение. Необходимо обратить внимание на движения рук и ног и постараться их запомнить, так как аналогичных действий нет в повседневной жизни вне автомобиля. Обучение следует проводить на стоящем автомобиле с неработающим двигателем.

Ознакомьтесь с назначением и расположением органов управления автомобиля, приборов сигнализации и контрольно-измерительных приборов, расположенных в салоне автомобиля.

Основными органами управления, которыми пользуются чаще всего, являются: рулевое колесо (руль), педаль сцепления (сцепление), педаль тормоза (тормоз), педаль управления подачей топлива (газ), рычаг переключения коробки передач (КП), рычаг стояночного тормоза (ручник), переключатель указателя поворотов, переключатель света фар, включатель габаритных огней, включатель стеклоочистителей, включатель (замок) зажигания.

Рулевое колесо. Больше значение для безопасности движения имеет скорость вращения руля. Правильное положение рук на руле обеспечивает его поворот на максимальный угол в любую сторону. В зависимости от условий водитель применяет силовой или скоростной поворота руля.

Для изменения траектории движения легкового автомобиля рекомендуется использовать скоростной способ вращения руля, который позволяет поворачивать руль в 3-5 раз быстрее, чем силовой способ. Отработку приемов вращения руля удобно проводить на автомобиле с вывешенной передней подвеской.

При скоростном способе вращения руля руки действуют поочередно, и поворот руля производится на 180°, что позволяет быстро поворачивать руль на большие углы.

Упражнение. "Вращение руля".

1. Начальная фаза вращения руля скоростным способом при повороте направо осуществляется двумя руками из положения левая - 9, правая - 3, до того момента, когда левая приблизится до 11, а правая до 5.

2. Затем правая рука отпускает руль и готовится к перехвату на И, а левая продолжает вращение до 5.

3. Как только левая рука приготовится отпускать руль, правая рука делает перехват на 11 и вращает опять до 5, после перехвата левая рука отпускается и готовится к перехвату на 11.

4. При повороте руля налево осуществляется двумя руками из положения левая - 9, правая - 3, до того момента, когда правая приблизится до 1, а левая до 7.

5. Затем правая рука вращает руль до 7, а левая готовится к перехвату на 1 соответственно.

Вращение руля должно быть плавным без остановок. Захват обода не должен сопровождаться ударом. Кисть руки в мгновение захвата движется по дуге со скоростью руля.

После отработки навыка вращения руля скоростным способом двумя руками рекомендуется освоить приемы поворота руля одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти и без переката. Эти способы используются при движении автомобиля задним ходом.

Упражнение "Вращение руля одной рукой"

1. При повороте руля налево левая рука - с 12 поворачивает до 7, а затем, разжимая пальцы и продолжая вращение, осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 5, и продолжает вращение руля до 12.

2. При повороте руля направо левая рука - с 12 поворачивает до 5, а затем осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 7, и продолжает вращение до 12.

Эти же приемы отрабатывают правой (12-5-7-12) и левой (12-7-5-12) рукой.

Упражнения делают сначала медленно в строгом соответствии с указанной схемой, постепенно увеличивая темп вращения руля.

На начальном этапе допускается смотреть на постановку рук на руле; когда же обучаемый усвоит правильный перехват руля, в дальнейшем контроль перехвата взглядом следует считать ошибкой. При вращении руля нельзя смотреть на него даже короткое время.

Типичные ошибки:

- скорость вращения руля неравномерна,

- нарушения координации (руки заплетаются),

- одна рука работает активнее, чем другая,

- захват обода руля изнутри или за спицы,

- при перехвате захват обода сопровождается ударом.

Контроль скорости вращения руля. Установить колеса в крайнее левое положение и сделать 10 циклов (один цикл - поворот руля из крайнего левого положения в крайнее правое и возврат в крайнее левое) с максимально возможной скоростью вращения, и установить с помощью секундомера затраченное время. Время выполнения на оценку "хорошо" составляет 35 - 40 сек.

Педаль сцепления. Управляется левой ногой. На педаль нажимают средней частью стопы, пятка ноги пола не касается, работает вся нога до бедра.

При нажатии на педаль двигатель отсоединяется от трансмиссии, и крутящий момент не передается на ведущие колеса. В этот момент можно включать и выключать передачи в КП.

Упражнение. "Сцепление".

1". Нажать на педаль быстро (на счет раз).

2. Отпускать педаль плавно (на счет раз-два-три-четыре).

Типичные ошибки:

- пятка ноги касается пола,

- резко отпускается педаль.

Педаль газа. Управляется правой ногой. Нажимать на педаль и отпускать ее следует плавно. При нажатии на педаль увеличивается подача топлива в двигатель, что увеличивает обороты и крутящий момент двигателя. Степень нажатия на педаль можно разделить на три части: 1500-2000 об/мин (малый газ), 3000-3500 об/мин (средний газ), 4000-5500 об/мин (большой газ).

Для взаимодействия педалями сцепления и газа нужно отработать следующее упражнение при неработающем двигателе.

Упражнение. "Сцепление и газ".

1. Нажать сцепление, до упора в пол (раз).

2. Слегка нажать газ (два).

3. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Слегка нажать газ (два).

6. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять), и так далее.

Типичные ошибки:

- медленно нажимается сцепление,

- резко отпускается сцепление,

- газ отпускается раньше или позже сцепления.

Педаль тормоза. Управляется правой ногой. На педаль нажимают средней частью стопы, пятка ноги пола не касается. Нажимать на педаль следует плавно, постепенно увеличивая усилие. При нажатии на педаль создается трение между тормозными колодками и дисками или барабанами, что приводит к замедлению автомобиля.

Упражнение. "Сцепление-Газ-Тормоз".

2. Нажать газ, слегка (два).

3. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Плавно нажать тормоз, постепенно увеличивая усилие (два).

6. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять), и так далее.

Рычаг управления КП. Управляется правой рукой. Основное положение рычага нейтральное. В зависимости от условий движения водитель выбирает передачи 1 -2-3-4. Включение производится перемещением рычага, в соответствии со схемой указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля. Переключение передач производится только при нажатой педали сцепления. В противном случае возможна поломка КП. Переключают передачи спокойно без резких движений.

Для взаимодействия педалями сцепления, газа и рычагом переключения нужно отработать следующее упражнение при неработающем двигателе.

Упражнение. "Сцепление-Рычаг КП-Газ".

1. Нажать сцепление до упора в пол (раз).

2. Включить 1-ю передачу и слегка добавить газ (два).

3. Плавно отпустить сцепление, газ слегка нажат (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Включить 2-ю передачу и слегка добавить газ (два).

6. Плавно отпустить сцепление, газ слегка нажат (три - четыре - пять), и так далее.

Переключать передачи по порядку вверх 1-2-3-4 и вниз 4-3-2-1.

Рычаг стояночного тормоза.

Управляется правой рукой. При поднимании рычага срабатывает храповое устройство (слышно щелчки), удерживающее рычаг в поднятом состоянии. При опускании рычага необходимо отключить его, для этого нажать кнопку на рычаге. При движении автомобиля рычаг должен быть опущен вниз.

Пуск и остановка двигателя

Перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в его картере, жидкости в системе охлаждения и топлива в баке. Пуск двигателя производится в такой последовательности:

Упражнение. "Пуск и остановка двигателя".

1. Затормозить автомобиль стояночным тормозом.

2. Нажать сцепление и включить нейтральную передачу в КП.

Упражнение. "Пуск и остановка двигателя".

3. Вытянуть до упора рукоятку управления воздушной заслонки карбюратора (на холодном двигателе) или слегка нажать педаль газа (на горячем двигателе).

4. Включить зажигание поворотом ключа в замке и проверить контрольные лампы аварийного давления масла и зарядки аккумулятора (должны гореть).

5. Включить стартер на 5 - 7 с при выжатом сцеплении.

6. После начала работы двигателя отпустить сцепление и возвратить рукоятку воздушной заслонки до 1 /3 или 1 /2 ее хода, до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала. Контрольные лампы должны погаснуть.

7. Прогреть двигатель до рабочей температуры 80 - 90 °С, постепенно возвращая рукоятку управления воздушной заслонки в исходное положение.

8. Выключить зажигание для остановки двигателя.

Если двигатель при включении стартера не начал работать, необходимо выключить зажигание и повторить пуск через 15 секунд.

При низкой температуре окружающей среды пуск двигателя затруднен из-за повышения вязкости масла, ухудшения испарения и распыления топлива, а также уменьшения емкости аккумулятора.

Основными средствами, обеспечивающими пуск двигателя являются:

- предварительный разогрев жидкости системы охлаждения или масла в двигателе с помощью дополнительного устройства;

- применение специальных сортов масел, специальных аэрозолей, испарителей топлива.

Перед началом движения после прогрева двигателя необходимо проверить, как двигатель реагирует на педаль газа. Прогретый двигатель должен быстро увеличивать обороты без перебоев.

Начинаем первую часть серии статей Управление автомобилем с небольшого отступления. Это необходимо для того, чтобы с самого начала понять важность повторения правильных действий в процессе обучения.

Чем более ясно вы себе представляете предмет, и понимаете для чего он нужен, тем более эффективно будут усваиваться теоретические знания.

Данный материал не претендует на совершенство, тем не менее, любой читатель найдет для себя что-то полезное.

Формирование привычек

Приступая к изучению автодела начинать следует с формирования привычек. Известно, что привычки формируются в результате многократного повторения чего-либо. Если требуется что-то запомнить – нужно многократно (или не очень, в зависимости от степени усвоения) это повторить.

Если требуется освоить какое-нибудь упражнение, то для результата необходимо, опять же, повторить его несколько раз. С каждым разом станет получаться все лучше и лучше.

Так вот, с самого начала автомобильной практики необходимо формировать в себе правильные привычки. Достигается это путем каждодневного повторения правильных действий за рулем.

Не вдаваясь в философию, правильные действия — это те, которые в процессе управления автомобилем приводят к желаемому, т.е. к нужному результату, и это достигается наименьшими усилиями и наименьшим количеством телодвижений.

Другими словами, в результате правильных действий водителя автомобиль без толчков и рывков движется в заданном направлении с желаемой (заданной) скоростью.

Правильность действий достигается тем, что посадка водителя за рулем, хват руля, непосредственно руление, переключение передач, ускорение, замедление автомобиля и т.д. выполняются всегда одним и тем же способом в спокойной манере.

В критической ситуации водитель поступает обычно так, как привык. Поэтому привыкать тоже нужно правильно. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы довести управление автомобилем до автоматизма.

Посадка водителя за рулем

Основа всех правильных действий за рулем — это посадка. НЕ процесс посадки в том смысле, каким образом вы попадаете в салон автомобиля, а именно посадка (расположение) за рулем в процессе управления автомобилем.

Посадка водителя за рулем должна быть такой, чтобы было удобно работать рычагами управления, удобно наблюдать обстановку вокруг автомобиля, и своевременно реагировать на ее изменение.

Как убедиться в том, что вы сидите за рулем правильно = удобно? Для этого нужно своей спиной упереться в спинку кресла (сиденья), полностью выжать педаль сцепления до пола, и обратить внимание на положение своих рук и ног.

Подгоните сиденье так, чтобы нога была не полностью выпрямлена, а чуть согнута в коленном суставе. При этом правая рука должна свободно дотягиваться до рычага переключения коробки передач в положении самой дальней от водителя передачи (если КП механическая).

Спина остается прижатой к спинке сиденья и ни в коем случае не должна скользить вверх! Если это происходит, значит, спинка сильно наклонена. Спинка сиденья должна быть в почти вертикальном положении — наклон примерно 10 градусов.

Т.е. в таком положении мозг корректно улавливает любое отклонение автомобиля: и вертикальной, и в горизонтальной плоскости, в т.ч. смещение с курса передней или задней оси автомобиля (снос или занос).

Расстояние от груди до руля измеряется примерно так: Отрегулировав сиденье для удобства работы с педалью сцепления и тормоза, сядьте и прижмитесь лопатками к спинке сиденья. Согните кисть любой руки в запястье, и положите изгибом на верхнюю точку рулевого колеса.

Изгиб запястья должен лечь ровно на обод руля в его верхней точке. Рука при этом должна быть естественным образом чуть изогнута в локте.

Правильный хват руля

Чтобы лучше сориентировать положение рук на руле – есть один способ. Положите растопыренные ладони на обод руля, чуть выше горизонтальной оси, и слегка покрутите их в разные стороны. В какой-то момент каждая из ладоней как бы провалится в ямку. Это обод руля занял свое место в ладонях.

Теперь можно сжать кисти рук вокруг обода руля — это и будет ваш правильный хват. При этом не следует сильно сжимать рулевое колесо. Кисти рук не должны быть напряжены. Угол между плечом и предплечьем при таком хвате и правильно отрегулированном сидении составляет примерно 120 градусов.

Положение ног за рулем

Позднее необходимо будет научиться быстро переставлять правую ногу с газа на тормоз.

Некоторые курсанты на стадии обучения пытаются нажимать на тормоз левой ногой. Это грубая ошибка! Вы либо ускоряете автомобиль, нажимая на газ (правой ногой), либо тормозите (замедляете движение), нажимая на тормоз (опять же правой ногой).

Положение ног на педалях

Левую ногу целесообразно расположить на упоре для ноги (маленькая площадка слева от педали сцепления) так, чтобы в любой момент можно было перенести ногу с упора на педаль сцепления. Если такого упора нет, то просто поставьте пятку на пол, а стопу облокотите на арку переднего колеса, так, чтоб вам было удобно.

Еще не рекомендуется ставить левую ногу на пол, под педаль сцепления — из такого положения не всегда возможно быстро поставить ногу на педаль.

Разумеется, если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, то левую ногу даже не придется убирать с упора.

Настройка зеркал заднего вида

Зеркала заднего вида бывают плоские и сферические или панорамные. Сферическое или панорамное – это слегка изогнутое зеркало, и в него видно чуть больше, чем в прямое.

Которому именно отдать предпочтение это дело вкуса, можно попробовать и то и другое, но как говорят специалисты, в машине хоть одно зеркало должно быть прямым. Почему это так?

Дело в том, что сферические зеркала отдаляют картинку, тем самым искажая расстояние до тех, кто находится сзади вас. К таким зеркалам нужно будет сначала привыкнуть, одновременно учитывая расстояние отдаления.

Зеркала

Регулировать зеркала следует таким образом: в салонном зеркале заднее стекло должно быть видно полностью, желательно с захватом правого заднего стекла, а в боковом зеркале заднего вида должна быть видна дорога и немного заднее крыло автомобиля. Линия горизонта в отражении проходит посередине зеркала.

Ремни безопасности

Нужно просто запомнить правило: абсолютно все сидящие в автомобиле должны быть пристегнуты. Вы, как водитель, — в первую очередь. И дело даже не в штрафе за не пристегнутый ремень, а в элементарной безопасности.

К тому же, когда вы привыкните ездить с пристегнутым ремнем, то убедитесь, насколько комфортно ремень прижимает корпус тела к спинке кресла. А если вам случится в это время активно работать рулевым колесом, то поймете как это удобно и безопасно.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.03.2022

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить учащегося правильным и безопасным действиям органами управления.

Воспитания: - воспитывать аккуратность и точность в действиях органами управления, от которых зависит безопасность движения;

- воспитывать ответственность за свои действия.

Развития: - формирование умения анализировать показания контрольно-измерительных приборов;

- умение прогнозировать возможные последствия неправильно закрепленных навыков по управлению ТС.

Тип урока: формирование практических умений и навыков.

Методы обучения: объяснительно-практический.

Форма организации урока: индивидуальная.

Материальное обеспечение: тренажер, учебный автомобиль ВАЗ-211540

Дидактические обеспечение: учебник по вождению автомобиля, инструкционно-технологическая карта.

Место проведения урока: тренажерный класс, автодром.

Вводный инструктаж (5-10 минут).

Проверить наличие индивидуальной книжки вождения автомобиля. Осмотреть внешний вид учащегося, одежда должна соответствовать климатическим условиям, должна обеспечивать свободу движений и не нарушать кровообращение.

Ознакомить с инструкцией по охране труда и технике безопасности при проведении учебных занятий по вождению под роспись.

Объявить тему и цели занятия, последовательность выполнения задания:

- ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности;

- действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива;

- действия органами управления сцеплением и переключением передач;

- взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке;

- действия органами управления рабочим и стояночным тормозами;

- взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом;

- взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами;

- отработка приемов руления.

Основная часть: (1 час 40 минут).

Общее ознакомление с автомобилем начинается с его краткой характеристики: называются марка, завод - изготовитель, назначение, грузоподъемность, максимальная скорость, расход топлива на 100 км пробега. Ознакомление с общим устройством: размещение двигателя, сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, ведущих и управляемых колес, расположение приборов освещения и сигнализации, размещение номерных знаков, надписей, топливного бака, запасного колеса, комплекта водительского инструмента. Объясняется, что левую и правую стороны автомобиля определяют по ходу движения вперед. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом на маршрут.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы, назначение, расположение их в салоне автомобиля. Обычно стандартное расположение органов управления на автомобиле следующее:

- справа от рулевого колеса расположены рычаги переключения передач и стояночного тормоза;

- за рулевым колесом находится щиток приборов;

- на полу, под щитком приборов находятся педали:

слева - педаль сцепления;

посередине – педаль тормоза;

справа – педаль управления подачи топлива (газ);

- на рулевой колонке слева расположены комбинированный переключатель света и рычага включения указателей поворота;

- справа на рулевой колонке расположен рычаг стеклоочистителя и стеклоомывателя;

- на рулевом колесе или на комбинированном переключателе находится кнопка звукового сигнала;

- на щитке приборов расположены вспомогательные приборы, переключатели;

- под сиденьем или сбоку от него расположены рычаги и кнопки регулировки сиденья.

Органы управления, расположенные по правую сторону от рулевого колеса, приводят в действие правой рукой, слева – левой. Запрещается при включении рычагов или кнопок на щитке приборов и рулевой колонке пропускать руки между спицами рулевого колеса, так как при необходимости не удастся быстро повернуть рулевое колесо.

Поочередно показывается местонахождение и объясняется порядок включения света, противотуманных фар, указателей поворотов, аварийной сигнализации, стеклоочистителей и стеклоомывателей, звукового сигнала, обогревателей ветрового и заднего стекол, зажигания и стартера, воздушной заслонки.

Показывается размещение контрольных приборов на панели с одновременным объяснением их назначения. Ознакомление с ними целесообразно проводить в последовательности слева направо и сверху вниз.

Посадка на рабочее место водителя начинается с подхода учащегося к стоящему автомобилю. Подходить следует спереди, следуя потоку транспорта, что позволит увидеть и оценить обстановку на дороге, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства, подойти к автомобилю и открыть дверь. После посадки дверь сразу закрыть. Перед выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку на проезжей части, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства и только при отсутствии помех открыть дверь и выйти.

Правильная посадка обеспечивает минимальное напряжение скелетной мускулатуры и постоянную готовность к действиям в критической ситуации. Водитель должен сидеть так, чтобы, не отрываясь от спинки сиденья, мог без напряжения держать вытянутой левой рукой закрытым хватом (большой палец внутри) рулевое колесо в верхней его точке, правой рукой при этом включить любую передачу не меняя положения корпуса. Это достигается регулировкой положения сиденья водителя и регулировкой наклона спинки сиденья автомобиля. Особое внимание обращается на надежность крепления сиденья после его перемещения.

При движении в автомобиле голова водителя должна находиться точно вертикально – такое положение обеспечивает максимальную чувствительность вестибулярного аппарата. Туловище должно иметь незначительный наклон назад. Масса всего тела должна восприниматься только сиденьем, а ноги и руки должны быть полностью разгружены, то есть водитель не должен на них опираться.

Недопустима скованная, напряженная поза водителя. Следует предупредить учащегося о недопустимости изменения положения селенья во время движения.

Регулировка зеркал заднего вида. Сначала показываются места установки зеркал. Затем объясняется, что их использование во время движения позволяет водителя быть в курсе дорожной обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать меры в сложившейся ситуации, исходя из мер требований безопасности.

Следует подчеркнуть, что хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке внутреннего зеркала и в правой его части должен быть виден правый край заднего окна, а в правой части правого наружного зеркала и в левой части правого наружного зеркала - ручка задней двери легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. Необходимо указать, что регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяется перед началом каждой поездки.

Последовательность выполнение регулировок зеркал заднего вида обязательно показывается мастером в ходе ознакомления с ними. Затем всю эту процедуру должен проделать учащийся.

Ремень безопасности. Пристегиваем ремень безопасности. Это требование ПДД обеспечивающее безопасность водителя и пассажиров, за несоблюдение – штраф по административному кодексу. Современные ремни не требуют регулировки.

Положение рук на рулевом колесе. Существуют два правильных способа держать рулевое колесо:

- не полный хват (применяется на прямой дороге)

- закрытый (основной) хват обычно применяется при сложных дорожных условиях, при поворотах, объезде препятствий.

Правильное расположение рук на рулевом колесе - строго симметричное.

Руки должны находиться в положении, соответствующем расположению стрелок на циферблате часов: левая рука между цифрами 9 и 10, правая - между цифрами 2 и 3. Объясняется, что неправильное положение рук затрудняет управление автомобилем и может привести к опасным последствиям.

Затем следует объяснить, что в практической работе водители используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное (перехватом). Выравнивающее руление применяют для удержания движения автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги. При этом поворот рулевого колеса в ту или иную сторону не превышает 70% и осуществляется без поворота рук.

Силовой и ускоренный способы руления применяются при выполнении поворотов и разворота автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ. Но его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса. В условиях сложной дорожной обстановки, когда требуется быстрое изменение траектории движения автомобиля, применяют ускоренный способ руления, позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым. Следует предупредить учащегося о недопустимости поворотов рулевого колеса при неподвижном состоянии автомобиля, что приводит к износу рулевого механизма и шин.

Освоение техники руления. В основу тренировок следует взять 2 способа руления – силовое и ускоренное (перехватом). Отработку их проводить лучше всего на тренажере, или на стоящем автомобиле с вывешенными колёсами.

Вариант силового руления при повороте направо включает следующую последовательность действия руками. Из исходного положения правая рука поворачивает рулевое колесо вправо. А левая рука скользит по ободу вниз. Затем левая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а левая рука скользит по ободу вниз. Затем левая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а правая рука скользит по ободу вверх. Снова правая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а левая рука скользит по ободу вниз. Далее действия рук повторяются.

При ускоренном рулении (перехватом) направо последовательность действия руками иная. Из исходного положения рулевое колесо поворачивается двумя руками до момента, когда левая рука окажется в верхней точке, а правая рука перейдет горизонтальную линию обода. Затем правая рука переводится вверх, а левая рука продолжает вращать обод вправо. После этого правая рука обхватывает обод в верхней части и продолжает его поворачивать вправо, а левая рука переводится в верхнюю часть обода. Далее действия рук повторяются.

В такой же последовательности, но в симметричном исполнении, осуществляется перемещение рук во время руления при поворотах налево.

Для выравнивания автомобиля после поворота достаточно слегка отпустить обод рулевого колеса сквозь пальцы рук в обратном направлении, не допуская при этом самопроизвольного вращения руля.

В ходе освоения техники руления следует предупредить учащегося о недопустимости во время движения оставлять руль в свободном состоянии и позволять ему самому возвращаться в нейтральное положение, делать паузу между поворотом руля и его возвратом в прежнее положение. Во время движения по неровным, обледенелым и сложным участкам дорог руль необходимо держать крепко и двумя руками.

Положение стоп ног при нажатии на падали подачи топлива, тормоза и сцепления. Условно каждая стопа разделяется на три части: 1- передняя - используется для нажатия на педаль топлива; 2- средняя - используется для нажатия на педаль сцепления и тормоза; 3- пятка - служит опорой для ноги. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой – поочередно на педали тормоза и подачи топлива. При движении левая ступня обычно располагается левее педали сцепления или на полу перед ней. Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта части 1 стопы с педалью управления подачей топлива.

Переключение передач. Схема переключения передач зависит от марки автомобиля.

Переключение можно производить только при выключенном сцеплении.

При работе с рычагом переключения передач сохранять правильное положение кисти правой руки на рычаге, обхватив ею рукоятку рычага, и полностью вводить рычаг в передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач.

Действовать рычагом переключения передач быстро, но плавно, делая небольшую паузу в нейтральном положении, не глядя на него и не отвлекаясь от дороги.

Обучение переключения передач начинается с показа последовательности действий водителя по установлению рычага в нейтральное положение, для движения вперёд и задним ходом. Затем проводятся тренировки по переключению передач: сначала совместно с нажатием только на педаль сцепления, а в дальнейшем и на педаль подачи топлива. Первые включения должны проводиться по командам мастера. В дальнейшем самостоятельно.

Стояночный (ручной) тормоз. При показе пользования стояночным тормозом необходимо пояснить, что при затягивании рычага не следует прилагать большим усилия и нажимать на кнопку фиксатора, а при растормаживании немного потянуть вверх, нажать большим пальцем на кнопку фиксатора и опустить вниз до упора. Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций, но обязательно использовать при парковке, особенно по наклонной поверхности.

Обучение приёмам управления педалями и рычагами обычно проводятся в такой последовательности;

- нажатие и отпускание педали сцепления;

- нажатие и отпускание педали подачи топлива;

- согласованные действия двумя педалями;

- нажатие и отпускание педали тормоза;

- согласованные действия двумя педалями;

- перевод рычага коробки передачи из нейтрального положения в рабочее на всех передачах и из рабочего в нейтральное положение;

- действия педалями сцепления, подачи топлива, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие началу движения;;

- включение указателя поворота;

- действия педалями сцепления, подачи топлива, тормоза, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие остановке автомобиля, включения и выключения указателя поворота.

При работе с органами управления автомобиля рекомендуется помнить и соблюдать следующие требования:

- перед запуском двигателя всегда включать сцепление и лишь тогда включать стартер;

- педаль сцепления нажимать быстро и до конца, а отпускать плавно, с удержанием её в конце рабочего хода;

- педаль управления подачей топлива нажимать плавно и плавно отпускать её;

- педаль тормоза нажимать плавно и не до конца её хода. К ударному резкому торможению прибегать лишь при возникновении опасных дорожных ситуаций, требующих экстренного торможения;

- при работе с рычагом переключения передач сохранять правильное положение кисти правой руки на рычаге, обхватив ею рукоятку рычага, и полностью вводить рычаг в передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач;

- указатели поворотов включать пальцами левой руки, стараясь не снимать большой палец с рулевого колеса;

- ноги в кабине (салоне) автомобиля расположить так, чтобы они без труда могли перемещаться на педали, не задевая коленями рулевого колеса;

- действовать педалями сцепления, тормоза и управлением подачей топлива, рычагом переключения передач, не глядя на них и не прекращая наблюдения за дорогой.

Заключительная часть. (5-10 минут)

Оценить действия учащегося по выполнению задания в целом. Объяснить причины имеющихся недостатков.

Занести необходимые данные в Индивидуальную книжку (карточку) учета обучению вождения автомобиля и путевой лист.

Для устранения отмеченных недостатков дать учащемуся задание на дом.

Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "С" утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408.

Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В" утвержденная приказом директора ГАПОУ ЗАК.

Читайте также: