Почему длина пути за время реакции пропорциональна скорости автомобиля при которой водитель увидел

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 20.09.2024

Методы определения коэффициента сцепления шин с покрытием дороги

Коэффициент сцепления с ними шин авто­мобилей является показателем, зависящим от погодных усло­вий и меняющимися в процессе службы дороги. Для достаточно точного представления о нем должны регулярно проводиться обследования дорог. Для измерений коэф­фициентов сцепления в разных странах было предложено много различных приборов и методов.

Коэффициент сцепления определяют преимущественно прицепными динамометрическими тележками. Прибор Союздорнии ПКРС-2У измеряет реактивный тормозной момент, возникающий при заблокировании колеса тележки. Для увлажнения покрытия под колесом прицепа установка снабжена баком для воды и устройством для разбрызгивания ее по покрытию, создающими перед скользящим колесом слой воды толщиной 1 мм. В связи с влиянием на коэффициент сцепления рисунка протектора и степени его износа испытания проводят с гладкой беспротекторной шиной размером 6,45 – 13 с внутренним давлением воздуха 0,17 МПа и вертикальной нагрузкой 2,94 кН. При отсутствии специальной шины допускается использовать изношенную шину с глубиной канавок протектора не более 1 мм.

Коэффициент сцепления определяют, периодически тормозя колесо тележки. Обычно на одном километре удается выполнить три-четыре торможения, в результате чего получается выборочная характеристика участка, не гарантирующая от наличия невыявленных отдельных мест с отличающимися от полученных значениями коэффициентов сцепления. Поэтому для получения объективной характеристики участка необходимо провести несколько измерений, меняя места торможения.

Для определения коэффициента сцепления динамометрическими тележками требуется длинный участок дороги, на котором автомобиль мог бы разогнаться до обычной скорости испытаний 60 км/ч. Не во всех случаях это возможно. Кроме того при расследовании ДТП бывает необходимо оценить коэффициент сцепления точно на месте происшествия. Для этой цели удобен серийно выпускаемый портативный прибор ударного действия МАДИ-НИИ БД конструкции Кузнецова Ю. В.

За рубежом для практических целей широкое распространение имеют портативные маятниковые приборы. В них маятник с резиновым наконечником, отпущенный с определенной высоты, тормозится трением о покрытие. Наибольшее распространение имеет прибор Транспортной и дорожной исследовательской лаборатории Великобритании. Значение коэффициента трения характеризуется углом отклонения маятника после прохождения зоны контакта. Маятниковые приборы просты в употреблении, дают достаточно хорошее соответствие с результатами измерения при помощи динамометрических тележек на покрытиях с мелкозернистой структурой. Недостаток маятниковых приборов заключается в том, что из-за малой массы маятника скорость проскальзывания резиновой пластины по покрытию зависит от шероховатости покрытия и не соответствует реальным скоростям движения заторможенного колеса автомобиля по дорожному покрытию.

Автомобильные организации и органы ГАИ в практике расследования ДТП иногда определяют коэффициент сцепления по тормозному пути автомобиля, рассчитывая его по формуле: , где V – скорость начала блокировки колес, м/с; g – ускорение свободного падения; L – тормозной путь, м.

Получаемое значение коэффициента зависит от начальной скорости торможения и меняется в процессе. Оно является средним и не может сопоставляться с результатами измерений динамометрическими тележками, которые определяют при постоянной скорости.

Значение коэффициента сцепления зависит от шероховатости дорожных покрытий, наличия на их поверхности мелких выступов, которые вдавливаются в беговую дорожку шины при качении колеса, а при проскальзывании ведущих колес или скольжения заблокированной шины, упруго деформируя или прорезая резину, создают сопротивление смещению шины.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 9 класс ЧАСТЬ 1

1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 9 класс ЧАСТЬ 1 Мониторинг формирования функциональной грамотности Естественно-научная грамотность

3 1. У какого из автомобилей будет самый короткий тормозной путь, если все три автомобиля начинают торможение при одной и той же скорости и во время торможения колеса полностью заблокированы? Отметьте один верный вариант ответа. А. У автомобиля с шинами 1. Б. У автомобиля с шинами 2. В. У автомобиля с шинами 3. Г. Одинаковый у всех трёх автомобилей. 2. Какие шины будут быстрее других изнашиваться (стираться) при условии, что все они эксплуатируются в одинаковых условиях? Отметьте один верный вариант ответа А. Шины 1. Б. Шины 2. В. Шины 3. Г. Все три одинаково. 9 класс Естественно-научная грамотность 3 стр. из 27

6 Чтобы гарантировать высокое качество шин и повысить безопасность даже для таких любителей быстрой езды, как Марина, проводятся испытания шин разных марок на различных дорожных покрытиях. Важная характеристика, которую определяют во время этих испытаний, коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием, иначе говоря, коэффициент трения покоя между шиной и дорогой. Один из способов определения коэффициента сцепления шин с конкретным дорожным покрытием схематично изображен на рисунке ниже. В процессе испытания грузовой автомобиль должен сдвинуть с места легковой автомобиль, у которого колеса заблокированы тормозами. 5. Что показывает динамометр (обозначен на рисунке цифрой 3) в тот момент, когда грузовому автомобилю удаётся сдвинуть с места легковой автомобиль? Отметьте все верные варианты ответа. А. Величину силы тяжести, действующей на легковой автомобиль. Б. Величину силы тяжести, действующей на грузовой автомобиль. В. Величину силы тяги, действующей на легковой автомобиль. Г. Величину силы трения покоя, действующей на легковой автомобиль. Д. Величину силу трения покоя, действующей на грузовой автомобиль. 9 класс Естественно-научная грамотность 6 стр. из 27

7 Молодой инженер, занимающийся испытанием новых шин, предложил ещё один метод измерения коэффициента сцепления. Суть этого метода он схематично изобразил с помощью очень простого рисунка 6. Объясните, в чём состоит этот метод определения коэффициента сцепления шины с дорогой. Запишите свой ответ. 9 класс Естественно-научная грамотность 7 стр. из 27

9 1. В прежние времена в России чай заваривали кипятком из самовара. После этого заварочный чайник ещё некоторое время стоял сверху на самоваре и подогревался паром, часто его ещё и накрывали полотенцем. Для чего заварочный чайник ещё некоторое время грели паром? Отметьте один верный вариант ответа 1. Чтобы ускорить химические процессы, идущие в чайных листьях. 2. Чтобы ускорить переход веществ, содержащихся в листьях, в настой чая. 3. Чтобы разрушить клетки в листьях чая. 4. Чтобы ускорить переход жидкости в газообразное состояние. 9 класс Естественно-научная грамотность 9 стр. из 27

10 Все виды чая можно сделать из листьев одного чайного куста. Главную роль в получении определённого сорта чая играет реакция ферментации, в ходе которой полезные для организма танины окисляются в другие вещества. Чем дольше длится процесс, тем темнее будет чай. На графиках ниже показано содержание некоторых веществ в чае разных сортов. 2. Используя данные графиков и информацию из Таблицы 1, приведённой выше, определите сорта чая, которые более безопасны для людей с проблемами сердечно-сосудистой системы. Свой ответ объясните. Сорта чая: Объяснение: 9 класс Естественно-научная грамотность 10 стр. из 27

11 Оставшаяся с вечера на воздухе заварка чая на следующее утро значительно изменяется. Она приобретает тёмный цвет, становится мутной, теряет характерный вкус и аромат. На поверхности появляется тонкая тёмная плёнка (на фото: вид пленки на поверхности чая под микроскопом). 3. Каковы возможные причины произошедших изменений с заваркой чая? Запишите свой ответ. 9 класс Естественно-научная грамотность 11 стр. из 27

12 Лена из-за недостатка времени часто заваривает чай из пакетика. Однажды она по ошибке опустила пакетик в чашку с водой комнатной температуры и заметила, что заварка окрасила воду. Правда, цвет раствора был менее ярким, чем при опускании пакетика в горячую воду. Лену заинтересовал этот случай. Она нашла в Интернете сведения о свойствах чая в пакетиках. Таблица 2. Сравнительный анализ пакетированного черного чая LipTop GreenF Rich Содержание кофеина + + Содержание танина Содержание витамина С Содержание дополнительных красителей Какой марки мог быть пакетик чая, который использовала Лена? Выберите одну или несколько марок чая и объясните свой выбор. А. LipTop Б. GreenF В. Rich Объяснение: 9 класс Естественно-научная грамотность 12 стр. из 27

13 Есть немало людей, которые испытывают бессонницу, если пьют чай на ночь. При этом считается, что бессонницу вызывает кофеин. Чтобы исследовать, действительно ли виноват кофеин, была сформирована группа из 100 человек, которые испытывают бессонницу после вечернего чая. Эта группа исследовалась в течение нескольких дней. При этом исследователи могли давать людям либо обычный чай (содержащий кофеин), либо чай, из которого химическим путем был удалён кофеин. Ни один человек из группы не знал, какой именно чай ему дают. 5. Какой план исследования позволит получить ответ на поставленный вопрос? Отметьте один верный вариант ответа. А. Всем людям в группе дают на ночь обычный чай. Б. Все пьют на ночь обычный чай, кроме одного случайно выбранного человека, которому каждый раз дают чай без кофеина. В. Случайно выбранная половина людей из группы на всём протяжении исследования пьёт на ночь обычный чай, а другая половина чай без кофеина. Г. Всем людям в группе в первый день дают на ночь обычный чай, во второй день чай без кофеина, в третий день обычный чай, в четвертый чай без кофеина и т.д. 9 класс Естественно-научная грамотность 13 стр. из 27

17 4. Какова роль генетического материала, то есть молекулы ДНК или РНК, содержащейся внутри вирусной частицы? Запишите свой ответ. Вирусы живут исключительно в живых организмах: людей, животных, растений, грибов и бактерий. Без вирусов была бы невозможна эволюция жизни на Земле, но вместе с тем вирусы способны вызывать болезни у любых живых организмов. Человечество знает массовые вирусные заболевания (эпидемии и пандемии), уносящие сотни тысяч, а порой и миллионы жизней. Опасность эпидемий резко уменьшилась после изобретения вакцинации. Например, такая смертельно опасная вирусная болезнь, как оспа, практически полностью исчезла на Земле благодаря массовому вакцинированию. Однако состав вакцин против некоторых вирусных заболеваний приходится часто менять. Например, вакцины для профилактики обычного сезонного гриппа меняются каждый год. 5. Каким свойством вирусов объясняется необходимость каждый год делать прививку против гриппа? Отметьте один верный вариант ответа. А. Очень маленькие размеры Б. Способность адаптироваться к условиям среды В. Способность проникать в клетки живого организма Г. Способность размножаться внутри живого организма 9 класс Естественно-научная грамотность 17 стр. из 27

22 4. Саша знал о том, что разные полушария мозга заняты разными функциями. Он наткнулся на интересный эксперимент, показывающий не только эти разные функции полушарий, но и важную роль мозолистого тела. Какие утверждения, приведённые ниже, соответствуют наблюдаемым результатам эксперимента Роджера Сперри? Отметьте все верные варианты ответа. Из-за рассечения мозолистого тела НЕ передавалась информация из одного полушария мозга в другое. ПРАВОЕ полушарие не воспринимало информацию из ЛЕВОГО поля зрения испытуемого. ПРАВОЕ полушарие воспринимало информацию из ЛЕВОГО поля зрения испытуемого, но не могло выразить ее в форме речи. ЛЕВОЕ полушарие не воспринимало информацию из ПРАВОГО поля зрения испытуемого. ЛЕВОЕ полушарие воспринимало информацию из ПРАВОГО поля зрения испытуемого и могло выразить ее в форме речи. 9 класс Естественно-научная грамотность 22 стр. из 27


в течение времени срабатывания реакции автомобиль продолжает ехать с той же скоростью, при которой водитель увидел помеху. Следовательно, путь за время реакции примерно равен этой скорости, умноженной на время срабатывания реакции, то есть этот путь пропорционален скорости.

Объяснение:

Новые вопросы в Физика

Помогите найти формулу критического угла ? Типо когда направление полета такого, что хорда от точки начала до точки конца, опирается на меньщую дугу т … акую, что касательная к этой дуге имеет угол x. Исходя из этой длинны хорды и радиуса нужно найти x т.е. когда направление полета такого, что хорда от точки начала до точки конца, опирается на меньшую дугу такую, что касательная к этой дуге имеет угол x угол x относительно хорды

СРОЧНО Железное ведро массой 1,27 кг и объёмом 13 л опустили в колодец. Определи, какую силу надо приложить, чтобы поднять полное ведро в воде и над в … одой. Принять g = 9,8Н/кг. Трение не учитывай. Ответ (округли до десятых): чтобы поднять полное ведро в воде, необходимо приложить силу водой — силу Н.

У посудині з рухомим поршнем міститься газ під тиском 100 кПа за температурою 27°С. Чому дорівнюватиме тиск газу, якщо його об'єм зменшити вдвічі,а те … мпературу збільшити до 600 К?

Визначте концентрацію молекул кисню, якщо тиск його 0,2 МПа,а середня квадратична швидкість молекул дорівнює 700 м/с?

ПОМОГИТЕ ПРОШУ визначте об'єм мідного тіла, у якому міститься 2,4•10^26 молекул __________________________________ определите объём медного тела, в ко … тором содержится 2,4•10^26 молекул

площа гострого кінця голки дорівнює 0,01 мм².Який тиск створює голка під час шиття , якщо на неї діє сила 5H ?​

3. Кіт лежить на столі (див. рис. 30.1). Чи буде СВ, пов'язана з котом, інер- ціальною? Чи буде інерціальною СВ, пов'язана з павучком, що рівномірно о … пускається на павутинці зі стелі? Чи буде інерціальною СВ, пов'язана з мишеням, яке побачило кота й гальмує свій рух? .

Амплитуда 50 сантиметров; период 2 секунды; начальная фаза – 45 градусов. Запишите уравнение колебания

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 9 класс

Многие водители уделяют большое внимание выбору шин для своих автомобилей. При этом их интересует, насколько эффективное торможение обеспечивают шины разных марок и размеров, а также насколько быстро происходит износ шин. Основными параметрами шины являются её диаметр и ширина. Представьте, что три одинаковых автомобиля едут по одному и тому же дорожному покрытию с одинаковой скоростью. На автомобилях стоят колеса с шинами, сделанными из одной и той же резины, но имеющими разные размеры: на первом автомобиле – шины 1, на втором – шины 2, на третьем – шины 3 (см. рисунок).





В прежние времена в России чай заваривали кипятком из самовара. После этого заварочный чайник ещё некоторое время стоял сверху на самоваре и подогревался паром, часто его ещё и накрывали полотенцем. 1.Для чего заварочный чайник ещё некоторое время грели паром?

Отметьте один верный вариант ответа 1. Чтобы ускорить химические процессы, идущие в чайных листьях. 2. Чтобы ускорить переход веществ, содержащихся в листьях, в настой чая. 3. Чтобы разрушить клетки в листьях чая. 4. Чтобы ускорить переход жидкости в газообразное состояние.

Все виды чая можно сделать из листьев одного чайного куста. Главную роль в получении определённого сорта чая играет реакция ферментации, в ходе которой полезные для организма танины окисляются в другие вещества. Чем дольше длится процесс, тем темнее будет чай. На графиках ниже показано содержание некоторых веществ в чае разных сортов.

2. Используя данные графиков и информацию из Таблицы 1, приведённой выше, определите сорта чая, которые более безопасны для людей с проблемами сердечно-сосудистой системы. Свой ответ объясните. Сорта чая


Оставшаяся с вечера на воздухе заварка чая на следующее утро значительно изменяется. Она приобретает тёмный цвет, становится мутной, теряет характерный вкус и аромат. На поверхности появляется тонкая тёмная плёнка (на фото: вид пленки на поверхности чая под микроскопом).

3. Каковы возможные причины произошедших изменений с заваркой чая? Запишите свой ответ.

С древности для приготовления теста для хлеба хлебопёк смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто длительно месят и помещают на несколько часов в тёплое место, чтобы начался процесс брожения. Ферменты, вырабатываемые дрожжами, являются катализаторами реакций брожения (наибольшая скорость реакции достигается при 35 o С, а при 40 o С реакция прекращается, так как дрожжевые грибки гибнут). На разрезе качественного хлеба, приготовленного из кислого теста, видно множество мелких отверстий. Это результат химических реакций, протекающих с выделением углекислого газа, воды (пара) и других газообразных продуктов. В реакциях участвуют молекулы крахмала и белков, которые разлагаются на более мелкие молекулы при температурах 70-80 o С. В процессах созревания и выпечки теста образуются глюкоза, спирт, кислоты, газы и другие органические и неорганические вещества, создающие структуру и особый вкус, аромат хлеба.

При выпечке хлеба происходят различные физические и химические процессы. Отнесите перечисленные ниже процессы к той или иной группе в таблице:

Впишите номера процессов в соответствующие столбцы таблицы.

1) Прогревание теста. 2) Крахмал при выпечке переходит в растворимую форму и разлагается на более мелкие молекулы. 3) Осуществляется влагообмен между тестом – хлебом и паровоздушной средой пекарной камеры. 4) Белки теряют воду, при этом разрушаются их пространственные структуры. 5) Происходит теплообмен в тесте – хлебе. 6) Крахмал поглощает воду при замесе теста, набухает.

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 7 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-4. Почему реки текут?

1. Какова основная причина того, что река течёт?

Выберите один ответ.

А) Притяжение Земли

В) Притяжение Луны

С) Разница между температурами воздуха в верховьях и низовьях реки

D) Разница атмосферных давлений в верховьях и низовьях реки

Серёжу заинтересовало, от чего зависит скорость течения реки. Он прочитал, что каждую реку можно описывать с помощью графика, который называется профилем реки (см. рисунок). По горизонтальной оси такого графика откладывается длина реки, а по вертикальной оси – высота местности, по которой течёт река.

2. Ниже в одном и том же масштабе показаны профили трёх рек, на которых побывал Серёжа. Река А Река В Река С. Впишите в окошки ниже обозначения профилей эти трёх рек в порядке возрастания средней скорости течения реки.



Серёжа решил провести следующий эксперимент. На выбранном участке реки он сначала опустил на поверхность воды щепку в самом глубоком месте и стал с секундомером следить за её движением относительно берега. Потом он проделал то же самое на мелководье.

3. Что хотел узнать Серёжа из этого опыта? Запишите свой ответ.

Русло реки может где-то сужаться, а где-то расширяться. Например, русло может сузиться там, где река течёт между скалистыми берегами. Обычно при сужении русла у реки ускоряется течение.

4. Почему при сужении русла у реки обычно ускоряется течение? Запишите своё объяснение.

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 6 класс

На работе у Алёшиного папы используют жидкий азот. В обычных условиях азот – это газ, из которого почти на 80 % состоит воздух. Азот становится жидким при температуре примерно на 200 градусов ниже, чем температура замерзания воды. Если налить жидкий азот, например, в кастрюлю или чайник, то он почти мгновенно испарится. Однако жидкий азот можно хранить очень долго (много дней) в обычных помещениях при комнатной температуре. Для этого его заливают в так называемый сосуд Дьюара, конструкция которого показана на рисунке 2.


Алёша решил провести такое исследование. Вначале он налил в один стакан 200 г воды, а в другой точно такой же стакан – 200 г подсолнечного масла. Затем он поставил оба стакана в холодильник на несколько часов, после чего убедился, что и вода, и масло приобрели там одинаковую температуру 4 о С. После этого вылил воду и масло в два совершенно одинаковых небольших термоса. Затем он хорошо закрыл термосы и оставил их на кухне, где температура воздуха составляла 25 о С. Через 6 часов он открыл термосы и измерил температуру воды и масла.

4. Какую гипотезу собирался проверить Алёша в своем исследовании? Ответ:

Тренировочные задания по оценке естественно-научной грамотности


ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 9 класс

Многие водители уделяют большое внимание выбору шин для своих автомобилей. При этом их интересует, насколько эффективное торможение обеспечивают шины разных марок и размеров, а также насколько быстро происходит износ шин. Основными параметрами шины являются её диаметр и ширина. Представьте, что три одинаковых автомобиля едут по одному и тому же дорожному покрытию с одинаковой скоростью. На автомобилях стоят колеса с шинами, сделанными из одной и той же резины, но имеющими разные размеры: на первом автомобиле – шины 1, на втором – шины 2, на третьем – шины 3 (см. рисунок).





В прежние времена в России чай заваривали кипятком из самовара. После этого заварочный чайник ещё некоторое время стоял сверху на самоваре и подогревался паром, часто его ещё и накрывали полотенцем. 1.Для чего заварочный чайник ещё некоторое время грели паром?

Отметьте один верный вариант ответа 1. Чтобы ускорить химические процессы, идущие в чайных листьях. 2. Чтобы ускорить переход веществ, содержащихся в листьях, в настой чая. 3. Чтобы разрушить клетки в листьях чая. 4. Чтобы ускорить переход жидкости в газообразное состояние.

Все виды чая можно сделать из листьев одного чайного куста. Главную роль в получении определённого сорта чая играет реакция ферментации, в ходе которой полезные для организма танины окисляются в другие вещества. Чем дольше длится процесс, тем темнее будет чай. На графиках ниже показано содержание некоторых веществ в чае разных сортов.

2. Используя данные графиков и информацию из Таблицы 1, приведённой выше, определите сорта чая, которые более безопасны для людей с проблемами сердечно-сосудистой системы. Свой ответ объясните. Сорта чая


Оставшаяся с вечера на воздухе заварка чая на следующее утро значительно изменяется. Она приобретает тёмный цвет, становится мутной, теряет характерный вкус и аромат. На поверхности появляется тонкая тёмная плёнка (на фото: вид пленки на поверхности чая под микроскопом).

3. Каковы возможные причины произошедших изменений с заваркой чая? Запишите свой ответ.

С древности для приготовления теста для хлеба хлебопёк смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто длительно месят и помещают на несколько часов в тёплое место, чтобы начался процесс брожения. Ферменты, вырабатываемые дрожжами, являются катализаторами реакций брожения (наибольшая скорость реакции достигается при 35 o С, а при 40 o С реакция прекращается, так как дрожжевые грибки гибнут). На разрезе качественного хлеба, приготовленного из кислого теста, видно множество мелких отверстий. Это результат химических реакций, протекающих с выделением углекислого газа, воды (пара) и других газообразных продуктов. В реакциях участвуют молекулы крахмала и белков, которые разлагаются на более мелкие молекулы при температурах 70-80 o С. В процессах созревания и выпечки теста образуются глюкоза, спирт, кислоты, газы и другие органические и неорганические вещества, создающие структуру и особый вкус, аромат хлеба.

При выпечке хлеба происходят различные физические и химические процессы. Отнесите перечисленные ниже процессы к той или иной группе в таблице:

Впишите номера процессов в соответствующие столбцы таблицы.

1) Прогревание теста. 2) Крахмал при выпечке переходит в растворимую форму и разлагается на более мелкие молекулы. 3) Осуществляется влагообмен между тестом – хлебом и паровоздушной средой пекарной камеры. 4) Белки теряют воду, при этом разрушаются их пространственные структуры. 5) Происходит теплообмен в тесте – хлебе. 6) Крахмал поглощает воду при замесе теста, набухает.

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 7 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-4. Почему реки текут?

1. Какова основная причина того, что река течёт?

С) Разница между температурами воздуха в верховьях и низовьях реки

D) Разница атмосферных давлений в верховьях и низовьях реки

Серёжу заинтересовало, от чего зависит скорость течения реки. Он прочитал, что каждую реку можно описывать с помощью графика, который называется профилем реки (см. рисунок). По горизонтальной оси такого графика откладывается длина реки, а по вертикальной оси – высота местности, по которой течёт река.

2. Ниже в одном и том же масштабе показаны профили трёх рек, на которых побывал Серёжа. Река А Река В Река С. Впишите в окошки ниже обозначения профилей эти трёх рек в порядке возрастания средней скорости течения реки.



Серёжа решил провести следующий эксперимент. На выбранном участке реки он сначала опустил на поверхность воды щепку в самом глубоком месте и стал с секундомером следить за её движением относительно берега. Потом он проделал то же самое на мелководье.

3. Что хотел узнать Серёжа из этого опыта? Запишите свой ответ.

Русло реки может где-то сужаться, а где-то расширяться. Например, русло может сузиться там, где река течёт между скалистыми берегами. Обычно при сужении русла у реки ускоряется течение.

4. Почему при сужении русла у реки обычно ускоряется течение? Запишите своё объяснение.

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 6 класс

На работе у Алёшиного папы используют жидкий азот. В обычных условиях азот – это газ, из которого почти на 80 % состоит воздух. Азот становится жидким при температуре примерно на 200 градусов ниже, чем температура замерзания воды. Если налить жидкий азот, например, в кастрюлю или чайник, то он почти мгновенно испарится. Однако жидкий азот можно хранить очень долго (много дней) в обычных помещениях при комнатной температуре. Для этого его заливают в так называемый сосуд Дьюара, конструкция которого показана на рисунке 2.


Алёша решил провести такое исследование. Вначале он налил в один стакан 200 г воды, а в другой точно такой же стакан – 200 г подсолнечного масла. Затем он поставил оба стакана в холодильник на несколько часов, после чего убедился, что и вода, и масло приобрели там одинаковую температуру 4 о С. После этого вылил воду и масло в два совершенно одинаковых небольших термоса. Затем он хорошо закрыл термосы и оставил их на кухне, где температура воздуха составляла 25 о С. Через 6 часов он открыл термосы и измерил температуру воды и масла.

4. Какую гипотезу собирался проверить Алёша в своем исследовании? Ответ:

Задача про шины. ОГЭ 9 класс. Продуктивное задание

РАБОЧИЙ ЛИСТ. Ученик__________________________

Прочитай внимательно текс и выполни задания 1-5.

Для маркировки автомобильных шин применяется единая система обозначений (см. рис. 1). Первое число означает ширину В шины (ширину протектора) в миллиметрах (см. рис.2). Второе число — высота боковины Н в процентах к ширине шины. Последующая буква означает конструкцию шины.


Например, буква R значит, что шина радиальная, то есть нити каркаса в боковине шины расположены вдоль радиусов колеса. На всех легковых автомобилях применяются шины радиальной конструкции. За обозначением типа конструкции шины идёт число,

указывающее диаметр диска колеса в дюймах (в одном дюйме 25,4 мм). По сути, это диаметр d внутреннего отверстия в шине. Таким образом, общий диаметр колеса D легко найти, зная диаметр диска и высоту боковины. Последний символ в маркировке — индекс скорости. Возможны дополнительные маркировки, означающие допустимую нагрузку на шину, сезонность использования и тип дорожного покрытия, где рекомендуется использовать шину. Завод производит автомобили и устанавливает на них шины с маркировкой: 225/60 R18. Завод допускает установку шин с другими маркировками. В таблице показаны разрешённые размеры шин.

Просмотрите текст и план. О чем расскажет текст?

Обучающее задание 2. Умение находить информацию.

Прочитайте текст. По ходу чтения: запишите ключевыми словами ответы на вопросы, которые в дальнейшем помогут Вам решить задачи. Соотнесите текст, изображение и таблицу.

Что обозначают буквы на рис.2, напишите единицы измерения

Как находится второе число в маркировке?

Используя маркировку шины на рис 1, напишите ее размеры в мм.

Используя маркировку шины из текста, напишите ее размеры в мм.

Обучающее задание 3. Умение устанавливать соответствие между содержательной и математической моделью объекта в зависимости от условий задачи.

Решите задачи. Используйте подсказки. Запишите решение и ответ.

1. Какой наименьшей ширины шины можно устанавливать на автомобиль, если диаметр диска равен 19 дюймам? Ответ дайте в миллиметрах.

Найди в таблице соответствующий столбик и строку.

2. На сколько миллиметров радиус колеса с маркировкой 215/60 R18 меньше, чем радиус колеса с маркировкой 235/55 R18 ?

Что у этих колес одинаковое?

Из чего состоит общий диаметр колеса?

Можно заменить разницу между радиусами разницей между диаметрами колес?

Как найти процент от числа? Найдите Н1 и Н2.

3. Найдите диаметр колеса автомобиля, выходящего с завода. Ответ дайте в сантиметрах.

Запиши исходные данные. См предыдущую таблицу

Из чего состоит общий диаметр колеса? Выполни соответствующие вычисления и запиши ответ

4.На сколько миллиметров уменьшится диаметр D колеса, если заменить шины, установленные на заводе, шинами с маркировкой 235/45 R20?

Из чего состоит общий диаметр колеса?

Используй ответ предыдущей задачи.

По аналогии найди диаметр второго колеса. Выполни соответствующие вычисления и запиши ответ

5. На сколько процентов уменьшится пробег автомобиля при одном обороте колеса, если заменить шины, установленные

на заводе, шинами с маркировкой 235/45 R20? Округлите результат до десятых.

Как найти длину окружности?

Как найти, сколько процентов составляет одно число от другого?

До какого разряда надо округлить? (Подчеркните).

Какая цифра стоит после подчеркнутой?

Составим и решим пропорцию

Что необходимо найти в задаче? Выполните действие и запишите ответ

Обучающее задание 4. Умение проверять решение задачи. Умение анализировать использованные математические методы решения с точки зрения их рациональности для исследования реального объекта.

Установите, соответствует ли полученный результат условию задачи . Установите, соответствует ли полученное число области своих значений .


Путь реакции это расстояние, которое автомобиль успел проехать с того момента, как вы заметили опасность, до того момента, как вы начали тормозить или поворачивать.

Путь реакции зависит от:

  • Скорости автомобиля. Путь реакции прямо пропорционален скорости: в 2 раза больше скорость = в 2 раза больше путь реакции.
  • Времени реакции. Нормальное время реакции человека составляет 0.5 — 2 сек. На время реакции оказывают влияние опыт, возраст, состояние водителя и многие внешние факторы. Обычно лучшее время реакции у опытных водителей, в возрасте 45 — 54 года.

Путь реакции можно существенно сократить, если вы:

  • Предвидите опасную ситуацию.
  • Внимательно следите за дорогой и готовы к действиям.

Путь реакции может существенно увеличиться, если

  • водителю приходится делать выбор между действиями (например, между торможением и поворотом)
  • водитель находится под воздействием алкоголя, наркотиков или лекарств
  • водитель устал

Расчет пути реакции

Допустим, автомобиль движется со скоростью 50 км/час и время реакции составляет 1.5 секунды.

  • Переводим км/час в м/с. 50 + 10 % = 55
    55 / 4 = 13.75 м/с
  • Умножаем скорость (в м/с) на время (в сек.) получаем пройденный путь. 13.75 * 1.5 путь реакции = 20.625 метра.

Тормозной путь

Тормозным путем называется расстояние, которое проезжает автомобиль с момента начала торможения и до полной остановки.

Тормозной путь зависит от:

  • скорости автомобиля, рост квадратичный, в 2 раза больше скорость => в 4 раза больше тормозной путь. в 3 раза увеличивается скорость => в 9 раз возрастает тормозной путь.
  • состояния дороги, играют роль уклон, состояние дорожного покрытия, сухая дорога или мокрая и пр.
  • массы автомобиля, у груженого автомобиля тормозной путь больше.
  • колес и тормозов, состояние тормозной системы, количество колес, качество протектора, наличие дополнительных систем торможения и пр.

Расчет тормозного пути

Очень трудно расчитать тормозной путь для абстрактного автомобиля. Обычно большинство задач сводится к тому, что зная тормозной путь на одной скорости, необходимо вычислить его для другой скорости. Зная, что зависимость квардратичная, это достаточно просто. Тем не менее есть некоторые цифры, которые можно брать за основу.

Считается, что средний автомобиль на хорошей сухой дороге, двигаясь со скоростью 10 км/час, имеет тормозной путь 0.4 метра. Соответственно, для скорости 20 км/час он составит 1.6 метра, 30 км/час — 3.6 метра, 50 км/час — 10 метров.

Более точные цифры можно получить, воспользовавшись формулой S = V² / (250 * k), в которой S это тормозной путь, V — скорость автомобиля в км/час, k — коэффициент трения колес по асфальту (0.8 для сухой дороги — 0.1 для льда). Формула дает результат для скорости 50 км/час — 12.5 метров.

Остановочный путь

Остановочный путь есть сумма пути реакции и тормозного пути. Задачи по вычислению остановочного пути сводятся к вычислениям пути реакции и тормозного пути.

4.1 Определение остановочного времени автомобиля с полной нагрузкой и без нагрузки

Остановочное время автомобиля определяется по следующей формуле:


(4.1)


где – время реакции водителя, с;


– время срабатывания тормозной системы, с;


– время нарастания замедления, с;

kэ – коэффициент эффективности торможения;

V – скорость автомобиля непосредственно перед началом торможения, м/с;


– коэффициент сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги;

g– ускорение свободного падения;


принимаем равным 0,8 с;


для автомобилей с гидравлическим приводом тормозов 0,2 – 0,3 с, для автомобилей с пневматическим приводом тормозов 0,6 – 0,8 с;


рассчитывается по формуле:


(4.2)

где G– вес автомобиля с данной нагрузкой, Н;

b– расстояние от задней оси автомобиля до центра тяжести, м;

hц– расстояние от центра тяжести автомобиля до поверхности дороги, м;

k1–скорость нарастания тормозных сил, кН/с;

L– база автомобиля, принимаем 3,77м.

Расстояние от задней оси автомобиля до центра тяжести рассчитывается по формуле:


(4.3)

где М1 – масса автомобиля, приходящаяся на переднюю ось, кг;

М– масса всего автомобиля с данной нагрузкой, кг;

k1 выбирается в зависимости от типа тормозной системы:

для автомобилей с гидравлическим приводом тормозов k1 = 15 – 30 кН/с;

kэ выбирается в зависимости от типа автомобиля и его весового состояния из следующей таблицы.

Таблица 4.1 — Значения коэффициентов эффективности торможения

Коэффициент эффективности торможения kэ

Как определить скорость автомобиля и тормозной путь?

Ниже рассматривается небольшая бесплатная программка для расчёта тормозного пути автомобиля при известной скорости и наоборот (можно рассчитать скорость при известном тормозном пути).

Тормозной путь — это расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки.

Полный тормозной путь включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом) необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами.

Длина тормозного пути пропорциональна квадрату скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке, приходящейся на затормаживаемые колёса, коэффициенту сцепления колёс с дорогой, а также зависит от реакции водителя. Длина тормозного пути зависит от состояния тормозной системы, скорости движения автомобиля, состояния дороги, а также от состояния и качества шин. При увеличении скорости движения автомобиля, например в 2 раза, тормозной путь возрастает примерно в 4 раза. На мокрой дороге тормозной путь легкового автомобиля увеличивается по сравнению с сухой дорогой в 2 раза, а на заснеженной и обледеневшей поверхности дороги – примерно в 4 раза. Остановочный путь включает тормозной путь, а также расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя (от осознания опасности до начала нажатия на педаль тормоза). Отрезок пути, который проходит автомобиль за время реакции водителя, автомобиль движется с неизменной скоростью.

Как определить скорость автомобиля по тормозному пути?

Равнозамедленное движение: v х v/2=Sa,

где v — скорость до начала торможения,

S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту),

a-ускорение (замедление) в торможении.

Скорость по тормозному пути, зафиксированному в протоколе, будут определять в ГИБДД: у них имеется рукописная схема, где напротив определенной длины тормозного пути выставлена соответствующая скорость; плюс-минус для них дело несущественное.

Расчет тормозного пути и скорости

Экспертиза ГИБДД и МВД использует следующие формулы и методики. Можете сами найти и сделать расчеты.

Va =0.5 х t3 х j + v2Sю х j = 0,5 0,3 5 + v2 х 21 х 5 = 0,75 +14,49 = 15,24м/с =54,9 км/ч

S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j, где: S0 — путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь); S1 + S2 +S3+ S4 — пути автомобиля за промежутки времени t1 , t2 , t3 , t4; t1 — время реакции водителя, -0,8с; t2 — время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с.; t3 — время нарастания замедления, 0,3с; t4 = Vю/j = Va/j — 0,5t3 — время полного торможения, с.

T0 = t1 + t2 + t3 + t4 = T + Va / j; приняв Т = t1 + t2 + 0,5 t3 можно легко расчитать остановочный путь и остановочное время автомобиля. Это можно расчитать для сравнения условий движения двух участников ДТП.

Тормозной путь S=Kэ*V*V/(254*Фc), где Кэ-тормозной коэффициент (для легкового автомобиля =1); V — скорость в км/ч в начале торможения; Фc — коэффициент сцепления с дорогой (=0.7 сухой асфальт, 0.4 мокрая дорога, 0.2 укатанный снег, 0.1 обледенелая дорога).

След юза

В экспертной практике принято считать, что следы юза, вызванные блокировкой колес, остаются только в период полного торможениия (т.е. торможение в пол), а момент начала следообразования совпадает с моментом возникновения установившегося замедления, отсюда: Sю=Vю*Vю/2j, где Sю — длина следа торможения (м); Vю — скорость автомобиля в начале полного торможения (м/с) j — установившееся замедление транспортного средства при полном использовании сцепления всеми шинами автомобиля (м/(с*с))

Остановочный путь S = (T1+T2+0,5*T3)*V/3,6 + V*V/(26*J), где: T1 = 0,8с — время реакции водителя; T2 = 0,1с — время запаздывания срабатывания тормозного привода; T3 = 0,35 — время нарастания замедления; V = 70 км/ч — скорость; J = 6,8 — установившееся замедление. Существует таблица, указывающая в каких ситуациях какая должна быть реакция водителя. Там T1 находится в пределах 0,6 — 1,4 с (с шагом 0,2). Почему эксперты применяют 0,8 — не понятно (у каждого человека разная реакция — поэтому и применяются пределы), так как уже при T1 = 1с результат уже изменяется (в последствии этого результат экспертизы может быть совершенно противоположным).

Таблица соответствия категорий

Для того, чтобы Вам было проще ориентироваться в многообразии категорий технического регламента, я составил специальную таблицу, содержащую соответствующие категории ПДД и технического регламента. Просмотрев эту таблицу, Вы сразу же сможете определить, к какой категории относится Ваше транспортное средство.

Категория ВУ Категория технического регламента
A L3-L5
B (легковые) M1
B (грузовые) N1
C N2-N3
D M2-M3
E O2-O4

По этой таблице Вы можете без труда определить категорию Вашего транспортного средства по техническому регламенту.

Возможности программы:

Программа позволяет рассчитать:

  • тормозной путь автомобиля;
  • скорость по тормозному пути;
  • если у Вас есть видеорегистратор то программа поможет рассчитать
    скорость и время пройденного пути.

Расчёт скорости по известному тормозному пути

Вычисление значений выходят в зелёных окошках внизу в красном прямоугольнике.


Расчёт тормозному пути по скорости

Вычисление значений выходят в зелёных окошках внизу в красном прямоугольнике.


В программе есть возможность определять скорость по показаниям времени регистратора, проезжая вдоль дороги, засекая время от одной опоры до другой (синий текст в окошке слева).

Деинсталяция: удалить папку со всеми файлами программы.

Размер: 3Мб



П О П У Л Я Р Н О Е:

PodR > Велосипед — хорошо, а с крышей да ещё и с мотором — это вообще круто! Лёгкий, удобный, экономичный и палаткой крытый сверху для защиты от дождя и ветра… много только положительного можно сказать об разработке от JMK-Innovation — PodRide.

Много похожих самоделок, как показано на фото изготавливается по всему миру и даже встречаются проекты мелкосерийного выпуска.


Для работы в сети Интернет нужна программа — браузер.

На компьютере пользоваться Интернет Вы можете стандартной Opera, а для своего телефона удобнее будет использовать Opera Mini.

Opera Mini — это один из популярных в мире браузеров, который отлично работает практически на любом телефоне. Подробнее…


Для изготовления поисковых катушек для металлоискателей необходимо рассчитать точные её параметры.

Для этого предлагаем воспользоваться специализированной простой бесплатной программой — Md Coil Mate.

Читайте также: