Первой и наиболее важной характеристикой для каждого водителя является производительность

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.09.2024

Человек в системе управления является наиболее важным и одновременно менее надежным звеном. Он легко отвлекается, сравнительно быстро утомляется, его поведение подвержено вли­янию очень многих непредсказуемых факторов, и поэтому он не может безошибочно выполнять работу в течение продолжитель­ного времени. Частота отказов в системах управления по вине че­ловека составляет от 20 до 95 %. Такие отказы в системе управле­ния ВАДС представляют большую угрозу для безопасности до­рожного движения. Именно поэтому такое большое значение при­дается повышению надежности водителя автомобиля.

Надежность водителя — это его способность безошибочно уп­равлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надеж­ность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состо­янию здоровья, психологическим и личностным качествам. При­годность по состоянию здоровья устанавливается при медицин­ском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств, требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообра­зительность, скорость восприятия и реакции, решают исход кри­тической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых явля­ется деятельность коры головного мозга.




Подготовленность водителя определяется уровнем его профес­сиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процес­се обучения и последующей профессиональной деятельности. Хо­рошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диа­пазона навыков, доведенных до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в крити­ческих дорожных ситуациях. Она позволяет максимально исполь­зовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обста­новки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; без­ошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и дру­гих сложных условиях. Профессионализм определяется также уров­нем психологической подготовленности водителя, т.е. формиро­ванием у него психофизиологических свойств, которые обеспе­чивают надежность работы в любых условиях. Успешность психо­логической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизио­логических качеств. Недостаточная подготовленность является наи­более частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, нео­пытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому со­вершенствование подготовки водителей и повышение их профес­сионального мастерства являются важнейшими факторами обес­печения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность — это состояние человека, позво­ляющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспо­собности водитель может допустить грубые ошибки при управле­нии автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспо­собность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при за­болевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуж­дения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работо­способности водителей обеспечивается рациональной организа­цией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием пе­ред рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения. Высокие техни­ко-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправ­ность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, ин­формативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-ги­гиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а следователь­но, повышают их надежность.

Задание:законспектировать ответы на указанный ниже вопросы, конспекты предоставить преподавателю на занятии для проверки и выставления оценки.

Проблемные вопросы для конспектирования:

1. Определение надёжности водителя?

2. Психофизиологические качества: пригодность, подготовленность и работоспособность?

3. Влияние квалификации, образования, стажа работы, и возраста на надёжность водителя?

Ответы на вопросы:

Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения.




Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность [3]. Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надёжной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга. Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведённых до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Профессионализм определяется также уровнем психологической подготовленности водителя, т. е. формированием у него психофизиологических свойств, которые обеспечивают надёжность работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надёжного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения. Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надёжности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Работоспособность снижается после приёма алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетённом состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создаёт угрозу возникновения ДТП. Обстоятельства, при которых возникают и протекают ДТП, чрезвычайно разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по их предупреждению. Кроме того, классификация видов происшествий приводит к единообразию учёта и возможности проведения успешного анализа на его основе.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. обязан работать надежно.

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков.

Могут быть выделены следующие основные на­правления работы по обеспечению надёжности води­телей, поддержанию их профессиональных и психофизиологических качеств, изложенные в документах:

"Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях. " (см. прил. 6) и «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения. " (см. прил. 5).

Подбор водительских, кадров. Здесь в первую очередь учитывается:

- наличие водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;




- наличие справки о прохождении медицинского освидетельствования;

- соответствие квалификации, опыта и стажа работы водителя требованиям, установленным для конкретных перевозок. Так к управлению автобусами, "осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трёх последних лет (см. прил. 7), к перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортных средств данной категории не менее трёх лет [10].

Организация стажировки водителей.

- лица, впервые направленные на работу в качестве водителя после окончания учёбы;

- водители, переведённые на новый тип ТС;

- водители, переведённые на новый маршрут автобусных перевозок;

- водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года;

- водители, назначаемые для работы на горных маршрутах.

Стажировка должна проводиться в реальных условиях движения на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно.

Стажировка осуществляется под руководством водителя-наставника, который подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах на менее 5 лет, легковых и грузовых автомобилей - не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений ПДД, не совершивших за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебных заведениях и имеющих свидетельство водителя-наставника, и назначается приказом по предприятию. Водитель-наставник ведёт учет работы стажёра, заполняя стажировочный лист, в котором по завершению стажировки оформляется заключение о допуске стажёра к самостоятельной работе. Результаты стажировки заносятся в лицевую карточку водителя.

Продолжительность стажировки (до одного месяца) зависит от стажа работы водителя, срока перерыва, сложности перевозок и определяется индивидуально для каждого водителя. Водитель, не получивший допуск к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы или подлежит увольнению.

Поддержание и контроль состояния здоровья водителей обеспечивается за счёт прохождения периодического медицинского освидетельствования и контроля состояния водителей перед выездом на линию.

На предприятиях организуются предрейсовые медицинские осмотры водителей, а для водителей автобусов организуются предрейсовые и послерейсовые осмотры. Осмотры проводятся в соответствии с "Инструкцией о проведении предрейсовых осмотров" (прил. 12) медицинским работником или специально подготовленным инструктором по проведению профилактических осмотров водителей. При осмотрах осуществляется сбор анамнеза (опрос- водителя о его состоянии, настроении, жалобах), измерение температуры, артериального давления, частоты пульса, оценка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе. После осмотра в путевом листе ставится штамп о допуске к рейсу и подпись проверяющего. При отклонениях от нормального состояния штамп в путевом листе не ставится, и водитель направляется в лечебно профилактическое учреждение для экспертно-врачебного заключения. Данные о предрейсовом осмотре заносятся в специальный журнал (см. прил. 12).




Соблюдение режима труда и отдыха является важнейшим направлением по обеспечению надёжности водителя. Нормативы устанавливаются трудовым законодательством и "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" [прил. 13]. Продолжительность нормального рабочего времени -8 часов в сутки и 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учёт рабочего времени, при этом продолжительность работы не должна превышать 10 часов в сутки. В случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать доехать до места отдыха, продолжительность смены может быть увеличе­на до 12 часов.

Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов. Средняя эксплуатационная скорость автомобиля на междугородных перевозках установлена в настоящее время 49 км/ч, следовательно, максимальное задание, которое можно дать водителю по пробегу автомобиля, не нарушая его режим труда и отдыха, - 490 км за сутки.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, то в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

В состав рабочего времени водителя включается:

- время управления автомобилем;

- время остановок для кратковременного отдыха;

- подготовительно-заключительное время для вы­полнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию;

- время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя;

- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля.

В процессе трудовой деятельности водитель пользуется правом на отдых - это:

- кратковременный перерыв на отдых до 15 минут после трех часов непрерывного управления автомобилем (включается в рабочее время водителя), в дальнейшем такой отдых предоставляется не более чем через каждые 2 часа работы;

- длительный перерыв для отдыха и питания (0,5 - 12 часа) предоставляется не позднее чем через 4 часа после начала работы;

- ежедневный (междусменный) отдых не менее 11 - 12 часов;

- еженедельный отдых (выходные дни продолжительностью не менее 42 часов);

- отдых в праздничные дни;

Информирование водителей. Условно можно выделить два основных направления информирования.

1. Обеспечение водителей необходимой информацией об аварийной обстановке в регионе (городе, районе, области) включает сведения:

- - о наиболее характерных ДТП, обстоятельствах их возникновения;

- о местах концентрации ДТП в регионе, опасных условиях движения и работы на маршруте;

- о нарушениях ПДД и других норм БД. Указанная информация периодически (раз в квартал и непосредственно после тех или иных происшествий) доводится до водителей в форме занятий, бесед, а также с применением средств наглядной агитации (плакатов, схем, информационных листков).

2. Обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения на маршруте перевозок. Данная информация доводится до водителей в форме инструктажей и включает сведения:

- об условиях движения и наличии опасных участков;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при се­зонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов;

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности водителей по обеспечению БД.

Инструктажи регистрируются в специальном журнале текущих инструктажей. Возможна запись или постановка штампа в путевом листе "Осторожно гололед", "Осторожно туман" и т. п.

Кроме того, на предприятии должны быть организованы вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте (проводятся при приёме водителя на работу и при начале работы на новом месте), а также повторный (проводится не позднее шести месяцев после вводного).

Для водителя автобуса одним из способов представления информации об условиях движения на маршруте является выдача ему перед выездом на линию схемы маршрута с указанием опасных участков и рас­писания движения на маршруте.

Обеспечение условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей осуществляется путём организации ежегодных занятий с водителями по 20-часовой программе (прил. 14). Занятия организуются без отрыва от производства и обязательны для всех водителей. В ходе занятий изучаются основы безопасности управления автомобилем, причины и условия ДТП, особенности управления автомобилем в сложных дорожных условиях, типичные дорожные ситуации повышенной опасности, ответст­венность за нарушение норм и правил, действующих на транспорте.

О прохождении курса занятий и сдаче экзаменов делается отметка в личной карточке водителя. Предприятие имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе.


Высокий уровень автомобилизации, способствуя более полному удовлетворению перевозочных потребностей на рынке транспортных услуг, имеет и ряд негативных последствий, прежде всего аварийность на транспорте.

Обстоятельства, при которых совершаются происшествия, чрезвычайно разнообразны. Но анализ причин, вызвавших происшествия, показал их известную общность, что позволило свести эти причины в однородные по характеру группы:

несоблюдение правил движения водителями и пешеходами;

несоблюдение водителями правильных приемов управления автомобилями, т. е. применение таких приемов, которые создают возможность заносов, опрокидывания, потери управления или поломки и порчи механизмов;

понижение работоспособности водителей вследствие переутомления или под влиянием причин, вызывающих изменения самочувствия и неправильное восприятие дорожной обстановки;

неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и несоблюдение правил технического использования их;

неудовлетворительное состояние и содержание дорог;

неправильная организация движения [1, с. 703].

Как правило, дорожно-транспортные происшествия вызываются одновременно несколькими причинами.

Обычно показатели аварийности жестко связывают с уровнем автомобилизации. Тем не менее, анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в наиболее развитых странах показывает, что, несмотря на высокие темпы автомобилизации, имеются возможности в общегосударственном масштабе добиться значительного снижения ДТП и поддерживать достаточно стабильно эти показатели аварийности. В качестве примеров можно привести такие страны, как Япония, Германия, США, Англия, Швеция и другие.

Такие существенные результаты в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения были достигнуты за счет реализации общегосударственных комплексных программ борьбы с аварийностью. Эти программы были направлены на инженерное обеспечение организации дорожного движения. Были выделены значительные капиталовложения в строительство и содержание дорог, совершенствование системы организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, разработку конструкций безопасных автомобилей, улучшение программ подготовки водителей.

Высокий уровень автомобилизации создает существенные проблемы при организации стояночного режима. Значительное количество автомобилей, стоящих на магистральных улицах городов, снижает пропускную способность, создает помехи маршрутному транспорту.

Постоянное увеличение численности автопарка вовлекает в процесс дорожного движения большую массу водителей-новичков, имеющих слабые навыки вождения автомобиля, что обостряет проблему обеспечения безопасности дорожного движения.

Структурные изменения, произошедшие в последние годы на автомобильном транспорте, привели к возникновению множества мелких и средних предприятий, занимающихся оказанием транспортных услуг. Как правило, уровень деятельности по обеспечению безопасности движения на таких предприятиях не соответствует современным требованиям [2, с.3].


Рис. 1. Структурная схема системы ВАДС

Высокие технико-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, информативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а, следовательно, повышают их надежность.

Дорога имеет свои параметры. К ним относятся: ширина проезжей части, конфигурация в плане и профиле, состояние покрытия, границы (тротуар, кювет, обочина). К дороге имеют отношение находящиеся на ней и в придорожном пространстве транспортные средства, пешеходы, животные, светофорные объекты, дорожные знаки и разметка, неподвижные препятствия. Обустройство дороги, и уровень организации дорожного движения могут облегчать или затруднять работу водителя и, таким образом, оказывать прямое влияние на его надежность.

Среда движения характеризуется освещенностью, влажностью, температурой, ветром, запыленностью, видимостью, а также солнечной геомагнитной активностью и перепадами барометрического давления. От большей части отрицательных воздействий среды водитель должен быть защищен соответствующим техническим обустройством автомобиля [3, с. 7].

Главным оператором этой системы, несомненно, является водитель, который должен всегда предвидеть, в какой ситуации может оказаться, и знать, каким образом в ней действовать. Водитель должен быстро и точно реагировать на раздражители, оценивать значение окружающих объектов, технические данные автомобиля, которым он управляет, принимать правильное решение для выполнения маневрирования транспортным средством. Часто водителю приходится действовать мгновенно с целью предотвращения дорожно-транспортного происшествия [4, с. 95].

Надежность водителя — это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов (рис. 2). Одно из основных мест в этом комплексе занимает уровень работоспособности водителя. Вместе с тем до настоящего времени неясен вопрос, какой уровень работоспособности водителя и в каких условиях обеспечивает его достаточную надежность как звена упомянутой системы.

Учитывая, что ошибка водителя может угрожать здоровью и жизни как самого водителя, так и других людей, требования к его работоспособности должны быть достаточно высокими. [5, с. 121].


Рис. 2 Основные факторы, определяющие профессиональную надежность водителя

Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении транспортным средством, которые нередко приводят к ДТП [3, с. 7].

Множество действующих на водителя факторов определяют эффективность его труда. Выделяют субъективные — зависящие от водителя и объективные — внешние по отношению к водителю факторы, влияющие на эффективность операторской деятельности (рис. 3).


Рис. 3 Основные факторы, влияющие на работоспособность водителя в пути

К субъективным факторам относят: психологическое и физическое состояние водителя, состояние здоровья, уровень подготовленности к данному виду операторской деятельности и т. д. Под постоянными субъективными факторами понимают совокупность всех физических, физиологических и психических свойств личности водителя и их влияние на успешность трудовой деятельности. Такая группа временных субъективных факторов, как нарушение здоровья, утомление, эмоциональные возбуждения, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием лекарственных или наркотических средств, оказывают существенное влияние на функциональные возможности водителя.

Объективные факторы, в свою очередь, делятся на аппаратурные, зависящие от функционирования техники, и средовые, зависящие от рабочей среды, в которой действует водитель. Аппаратурные факторы определяются организацией рабочего места водителя, формой и видом предъявления потока рабочей информации, особенностями систем, контролирующих выполнение деятельности. Средовые факторы определяются условиями обитаемости, обстановкой, организацией деятельности (режимы труда и отдыха, количество рабочих смен и др.) [6, с. 90].

Причинами снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, сильное эмоциональное возбуждение, депрессивное состояние, прием некоторых лекарственных средств, курение и т. д.

Важным компонентом обеспечения надежности водителя является мотивация. Она выражается в заинтересованности человека в процессе работы, результатах труда, удовлетворенности работой в целом. Мотивация обеспечивается и поддерживается режимом труда, оплатой труда, условиями работы, состоянием рабочего места, отношениями с коллективом предприятия и другими факторами. Поощряя желательные и наказывая нежелательные формы поведения водителя можно достичь необходимого эффекта [7, с. 17].

Вопрос мотивации трудовой деятельности является чрезвычайно важным и актуальным. Известно, что работоспособность человека существенно меняется в зависимости от уровня и особенностей мотивации.

Если водитель не проявляет интереса к сфере профессиональной деятельности, то снижает эффективность своей работы, так как у него отсутствует потребность повышать свое мастерство и квалификацию.

Исследования и жизненные ситуации доказывают, что интерес к работе, трудолюбие, чувство ответственности, скромность и другие положительные человеческие качества, соответствуют надежным водителям.

Ни одно из свойств личности водителя не оказывает столь непосредственного влияния на безопасность дорожного движения и не характеризует надежность самого водителя, как его нравственность.

Среди водителей немало таких, которые не считаются ни с кем и ни с чем. Они считают себя достойнее всех прочих водителей. Для достижения своих эгоистических намерений они с легкостью и необузданным азартом превышают допустимую скорость, выполняют необоснованно опасные маневры, создавая много опасных ситуаций. Рано или поздно с большой вероятностью они совершают ДТП различной тяжести [8, с. 21].

Пригодность водителя в настоящее время устанавливается путем его медицинского освидетельствования.

Однако, обследуя состояние здоровья и функции органов зрения и слуха человека, мы еще не получаем полных данных, позволяющих судить о способностях будущего водителя.

Процесс управления автомобилем связан с решением задач, требующих высокого уровня развития психофизиологических качеств человека. Наиболее ярко психофизиологические особенности водителя проявляются в условиях дефицита времени, высокой интенсивности движения автомобилей, больших скоростей, при управлении автомобилем в темное время суток, в сложной дорожной обстановке и т. п. [9, с. 5].

Приведенные примеры показывают, что психофизиологические качества водителя имеют не только большое значение, но иногда оказывают решающее влияние на безопасность движения.

В настоящее время разработано большое количество технических средств, применяемых для исследования психофизиологических функций и характеристик с целью проведения профессионального отбора на различные виды перевозок [10].

Таким образом, предрасположенность будущих водителей к дорожно-транспортным происшествиям, может быть выявлена специальными методами психофизиологического обследования.

С увеличением количества транспортных средств, скорости и интенсивности их движения повышаются требования к профессиональной подготовки водителей.

Использование различных тренажеров позволяет быстрее овладеть водительскими навыками и совершенствовать их [11].

Профессиональная надежность водителя характеризуется большим количеством параметров, показателей и факторов. Это очень емкое понятие. Водитель занимает особое место в системе ВАДС и имеет непосредственное отношение к ее надежности.

Численность водителей в последние годы значительно увеличилась. Эти изменения привели к существенному увеличению удельного веса молодых, начинающих водителей, у которых нет опыта и навыков управления транспортными средствами. Поэтому водитель, управляющий транспортным средством, должен быть всегда готов уступить дорогу тому, кто совершил ошибку.

Безупречного и абсолютно надежного водителя не существует. Какого бы уровня мастерства не достиг водитель, всегда можно добиться большего. Каждый водитель, не зависимо от возраста, опыта и уровня мастерства, должен всегда учиться на чужих и своих ошибках и не повторять их.

1. Боровский Б. Е. Водителю 2 и 1 класса. Л. Лениздат, 1970. — 768 с.

2. Коноплянко В. И., Гуджоян О. П., Зырянов В. В., Березин А. С. Безопасность движения: Учебное пособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 72 с.

4. Основы управления транспортными средствами и безопасность движения: Учеб. пособие / С. В. Филимонов, С. Г. Талышев, Ю. В. Илясов — Пенза: Изд — во Пенз. гос. ун — та, 2007. — 98 с.

5. Вайсман А. И. Гигиена труда водителей автомобилей. М.: Медицина, 1988. — 192 с.

6. Сергеев С. Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 176 с.

7. ЧЕЛОВЕК-ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА: Учебное пособие / А. Г. Петрушин, Ю. Я. Комаров; Волгоград. Гос. Техн. ун-т. — Волгоград, 1996. — 105 с.

8. Искусство управления автомобилем: Справ. пособие/ А. И. Куперман, М. Б. Афанасьев:- М.: Высш. шк., 2003.-263 с.: ил.

9. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей. Игнатов Н. А., Мишурин В. М., Мушегян Р. Т., Сергеев В. А. — М., Транспорт. 1978. — 88 с., ил.

10. Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования водителей / М. Н. Дятлов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 59–61.

11. Дятлов М. Н. Электронные системы обучения водителя транспортного средства / М. Н. Дятлов // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 52–56.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть, высокий уровень автомобилизации, операторская деятельность, профессиональная надежность водителя, самый водитель, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Несоблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами

Уровень автомобилизации очень высок. Вследствие этого ситуация на дорогах города достаточно сложная.

Мотивация профессиональной деятельности водителей.

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края.

Влияние личностных качеств на профессиональную успешность.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности.

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

В условиях дорожного движения крупного города к водителю, кроме высокой профессиональной подготовки, предъявляются большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

Водитель автомобильного транспорта: потеря профессии на.

дорожное движение, водитель, водитель автобуса, транспортное средство, подвижной состав, общественный транспорт, профессиональный стандарт водителя, требование, мой взгляд, пассажирский транспорт.

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

В настоящее время психофизиологический отбор водителей автомобилей проводится почти во всех странах, где автомобилизация достигла высокого уровня. Введение такого отбора позволяет повысить надежность водителей, снизить количество ДТП.

Методика профессионального отбора водителей на.

водитель, водительская деятельность, дорожное движение, качество, подготовка водителей, транспортное средство, безопасное управление, практическое вождение, динамик аварийности, квалификация водителя.

Опыт работы, безусловно, самый важный раздел в резюме, но выбирая водителя, работодатель обязательно обратит внимание на личностные качества кандидата. Так как в зависимости от специализации это сотрудник, которому доверяют ценности компании, он ответственен за жизнь пассажиров, может быть хранителем огромного числа тайн своего начальника. Другими словами, водитель должен не только профессионально управлять транспортным средством, но и быть личностью с большим списком положительных качеств, которые важны для работодателя не меньше, чем профессиональные.

Личные качества в резюме водителя

Список личных качеств на должность водителя

Список обязательных личных качеств, которые хотят видеть в резюме водителя рекрутеры и работодатели:

  1. Внимательность. Без этой черты характера невозможно садиться за руль. Если человек рассеянный и не может сосредоточиться, возможно, ему стоит сменить профессию.
  2. Аккуратность. Чрезвычайно важна при управлении автомобилем. Это личностное качество желательно указать в резюме.
  3. Стрессоустойчивость. На дорогах стрессовая ситуация не редкость. И способность не растеряться, не поддаться панике, и сохранять хладнокровие — качество, которым должен обладать хороший водитель.
  4. Быстрая реакция. Способность в доли секунды среагировать на аварийную ситуацию, выполнить маневр и тем самым предотвратить негативные последствия — превращает обычного водителя в профессионала.
  5. Физическая выносливость. Особенно это важно для дальнобойщика. Ведь за рулем приходится быть по 12 часов в сутки и больше. Для нетренированного человека — это очень тяжело. У него притупляется внимательность, скорость реакции снижается, человек просто устает и хочет спать. Только физически выносливому под силу проявлять все необходимые качества, находясь в постоянном напряжении в течении длительного времени.
  6. Дисциплинированность. Без этого качества устроиться на работу личным водителем не получиться. Если руководитель или члены его семьи будут постоянно опаздывать из-за непунктуальности водителя, то после нескольких предупреждений горе-водитель окажется на улице.
  7. Порядочность. Водителю доверяют ценный груз, сам транспорт, который стоит немалые деньги, поэтому такая черта как порядочность, обязательна.
  8. Коммуникабельность. Умение общаться важно для водителя, особенно если речь идет о такси. Пассажиры попадаются самые разные. Есть такие, которым хочется поговорить, рассказать о своих бедах и радостях. Если водитель такси способен поддержать разговор, проявить навыки психолога — это его большое преимущество. Но здесь нужно чувствовать границу, излишняя болтливость может не понравиться клиенту или работодателю. Если соискатель планирует устроиться личным водителем руководителя компании, то лучше подчеркнуть, что навыками коммуникации он владеет, но использует их только в случае необходимости.
  9. Грамотная речь. Зачастую водитель, который пользуется доверием у своего руководителя, выполняет различные поручения. И здесь важен навык грамотной речи. Многого эта работа не потребует, но элементарные владения русским языком пригодятся. Не лишними будут такие качества, как вежливость и неконфликтность.
  10. Без вредных привычек. Для поиска хорошей работы лучше эти слабости исключить. И здоровье будет крепче, и преимуществ в глазах работодателя больше.
  11. Бережное отношение к технике. Полезное качество, которое сэкономит работодателю деньги.
  12. Презентабельная внешность. Это качество поможет при устройстве на работу всегда и везде. Водители — не исключение. Конечно, если соискатель планирует работать на грузовом автомобиле, никто не ждет от него голливудской внешности и костюма от кутюр. Но опрятный вид, чистая одежда, аккуратная прическа, отсутствие неприятного запаха — это обязательное условие успешного трудоустройства.
  13. Хорошая ориентация. Это важно, чтобы быстро найти самый короткий и оптимальный путь. Навигатор, конечно, всегда поможет, но профессионал должен уметь доставить пассажира быстро и безопасно и без навигатора.

Больше примеров и информации о том, какие личные качества указывать в своем резюме в разделе личные качества.

Читайте также: