Перечень приборов и систем контроля управления сигнализации и противоаварийной автоматической защиты

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 20.09.2024

-->В данной статье разобраны изменения по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Лицензия).

За последние семь лет с момента утверждения ПП РФ № 492 глобальных изменений в требованиях к соискателю Лицензии и Лицензиату не было. Точнее усложнения требований не было. Наоборот, скорее Ростехнадзор пытался упростить комплект документов, который необходимо было предоставить. Так, например, исключили необходимость прикладывать копию плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА) на опасных производственных объектах (ОПО). Взамен этого нужно было указывать реквизиты ПМЛА (дата утверждения, наименование аварийно-спасательного формирования).

Попробуем разобраться в изменениях и сделать вывод: стало ли проще жить или нет?

Начнем со сравнительной таблицы для желающих получить Лицензию, т.е. для соискателей Лицензии:

Обращу внимание на значимые изменения:

1. Исключили необходимость прикладывать копию положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах.

Это изменение напрашивалось, т.к. его при подаче в Ростехнадзор в составе комплекта документов никто не читал.

Положение о производственном контроле инспектора всегда читают при осуществлении внеплановой выездной проверки в связи получением или переоформлением Лицензии.

Только не думайте, что если положение о производственном контроле убрали из перечня документов для получения Лицензии, то его не нужно вовсе разрабатывать и утверждать на предприятии.

Положению о производственном контроле приказано жить! Ему посвящена отдельная статья, ознакомьтесь с ней по ссылке.

Положение о производственном контроле теперь входит только в состав лицензионного контроля, т.е. как читали его инспектора при проверках, так и будут читать.

2. Изменились требования к аттестации по промышленной безопасности.

По моему мнению, наиболее существенное изменение, в связи с вступлением в силу ПП РФ № 1661, произошло в требовании о предоставлении сведений об аттестации по промышленной безопасности руководителей и работников организации.

Во-первых, теперь прикладываются не копии протоколов аттестации, а реквизиты протоколов аттестации. Правда не уточняется, какие именно реквизиты нужно указывать. Думаю, по старинке, большинство так и будут прикладывать копии протоколов аттестации. Ведь они все необходимые реквизиты содержат. Большего Ростехнадзор запросить не сможет, да и придраться тоже сложно, т.к. они сами эти протоколы выдают. Только, конечно, если соискатель Лицензии или Лицензиат не приложат недействующие протоколы аттестации.

Во-вторых, ранее достаточно было приложить протоколы аттестации на руководителя или заместителя руководителя организации, тоже самое, касалось и лицензионных требований. Теперь дополнительно нужно указывать реквизиты протоколов аттестации на работников организации, т.е. на инженеров, специалистов начальников и руководителей организации.

Кому-то может показаться, а что такого? И так всем известно, что все работники и руководители организации должны проходить аттестацию в соответствии со своими должностными обязанностями.

Однако, по своему опыту знаю, что наши люди любят искать лазейки в законодательстве, и чем меньше требований можно или нужно выполнить, тем лучше. Зачем лишнее время и деньги тратить на то без чего и так можно жить?

Одна лазейка в требованиях об аттестации заключалась в том, что соискателю Лицензии, по сути, достаточно было аттестовать одного человека в организации. При этом задействовано в эксплуатации ОПО может быть несколько человек или десятки человек, а инспектору при лицензионном контроле нечего было предъявить соискателю Лицензии, ведь в ПП РФ № 492 написано, что достаточно аттестовать руководителя или заместителя руководителя. А мы россияне очень законопослушные… одного человека и аттестовали!

Также это актуально было для организаций, у которых руководитель просто не хочет сдавать аттестацию в Ростехнадзоре, то времени нет, то чин не позволяет, и другие причины.

Теперь лазеек не осталось… нужно прикладывать протоколы на всех работников и на руководителя организации тоже. Как-то скучно стало. Правда?

3. Заменили перечень приборов и систем контроля.

Ранее прикладывался перечень имеющихся приборов и систем контроля, теперь нужно прикладывать описание (информацию) автоматики безопасности на ОПО. Автоматика безопасности на разных видах ОПО разная. У автоматики безопасности бывает название. Мы в документах, пока пишем название автоматики и наличие договора на обслуживание автоматики.

Пока ответа по поданным документам в Ростехнадзор не получили. Если будут замечания, дам новые комментарии к статье.

Об изменениях в пункте 7 ПП РФ 1661 на этом все.

По пунктам 8 и 10 ПП РФ 1661, которые определяют перечни документов на случай переоформления Лицензии по причине изменения адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, и изменения видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, коротко отмечу, что изменения касаются только исключения из состава документов Положения о производственном контроле. Всё остальное на месте.

Внимание к себе привлекают пункты 9 и 11 ПП РФ № 1661. Это абсолютные нововведения.

Начнем с пункта 9, его формулировка:

Как я понимаю, предполагается, что организациям осуществляющим деятельность по использованию буровых установок для геологического изучения недр, добычи углеводородного сырья достаточно будет получить Лицензию по какому-то одному адресу места осуществления деятельности и в дальнейшем при изменении адреса места осуществлении деятельности не потребуется переоформление Лицензии.

Как правило, организации занимающиеся бурением заключают с заказчиками контракты с жесткими сроками выполнения работ и жесткими санкциями за невыполнение сроков, а, как известно, без Лицензии или без нужного адреса в Лицензии на объект никого не допускают, то несложно себе представить какие риски и потери несут такие организации.

Думаю, на эту тему в Ростехнадзор поступала масса обращений, и они учли их.

Остался только вопрос дальнейшего лицензионного контроля таких объектов. Видимо будут отслеживать их по государственному реестру ОПО. Регистрацию как ОПО Участков ведения буровых работ никто не отменял.

Теперь пункт 11, его формулировка:

В интернете удалось найти такое определение: Непрерывное производство - совокупность непрерывных технологических процессов, организованных в виде производственной линии, участка, цеха или предприятия в целом; диктуется характером технологии (металлургия, энергетика, химическая промышленность и др.).

По всей видимости, пункт 11 относится металлургической, нефтехимической, химической и смежных отраслей. Это отрасли, где останавливать производство нельзя.

В общем, у меня по пункту 11 пока только одни вопросы, ни одного ответа.

Есть только одна мысль, и она связана с тем, что речь идет об объектах, которые сдаются владельцами в аренду другим эксплуатирующим организациям, и те по каким-то причинам не хотят показывать в Ростехнадзоре договора аренды, и им придумали такую бумажку в свободной форме.

Ну, точно секрет есть!

В завершении статьи напишу еще о лицензионном контроле.

Процесс получения или переоформления (только в случае изменения видов работ и адреса места осуществления деятельности) Лицензии всегда сопровождается внеплановой выездной проверкой. Выше я упоминал пункты 4 и 5 ПП РФ 1661. В этих пунктах указаны лицензионные требования к соискателю Лицензии и Лицензиату соответственно.

Выездная проверка представляет собой очень интересный и сложный процесс, т.к. она не ограничивается только проверкой бумажек. Инспектор может еще походить по объекту, а там может быть что-то не покрашено, не побелено и еще много чего интересного. Все эти мелочи, это причины отрицательного решения по результатам выездной проверки.

Получение или переоформление Лицензии это серьезная подготовка и железные нервы! Ну и куда без русской смекалки?!

Подготовке к прохождению выездной проверки нужно посвящать отдельную статью. Если будет время, постараюсь её написать. Там тоже есть изменения…

И все-таки… стало проще жить? Я думаю, в среднем также!

Спасибо за внимание! Всем успехов.


С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович

Остались вопросы?


ПРИКАЗ Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ, НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ"

6.3. Системы противоаварийной автоматической защиты

6.3.1. Системы ПАЗ должны обеспечивать защиту персонала, технологического оборудования и окружающей среды в случае возникновения на управляемом объекте нештатной ситуации, развитие которой может привести к аварии.

6.3.2. Системы ПАЗ функционируют независимо от системы управления технологическим процессом. Нарушение работы системы управления не должно влиять на работу системы ПАЗ.

6.3.3. Система ПАЗ выполняет следующие функции:

автоматическое обнаружение потенциально опасных изменений состояния технологического объекта или системы его автоматизации;

автоматическое измерение технологических переменных, важных для безопасного ведения технологического процесса (например, измерение переменных, значения которых характеризуют близость объекта к границам режима безопасного ведения процесса);

автоматическая (в режиме on-line) диагностика отказов, возникающих в системе ПАЗ и (или) в используемых ею средствах технического и программного обеспечения;

автоматическая предаварийная сигнализация, информирующая оператора технологического процесса о потенциально опасных изменениях, произошедших в объекте или в системе ПАЗ;

автоматическая защита от несанкционированного доступа к параметрам настройки и (или) выбора режима работы системы ПАЗ.

6.3.4. Системы ПАЗ для объектов, имеющих в составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, должны строиться на базе программируемых логических контроллеров, способных функционировать по отказобезопасной структуре и проверенных на соответствие требованиям функциональной безопасности.

6.3.5. Методы и средства ПАЗ выбираются на основе анализа опасностей, возникающих при эксплуатации технологических объектов, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций, особенностей технологических процессов и аппаратурного оформления. Рациональный выбор средств для систем ПАЗ осуществляется с учетом их надежности, быстродействия в соответствии с их техническими характеристиками.

6.3.6. Для объектов, имеющих в составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, не допускается использовать в качестве источников информации для систем ПАЗ одни и те же датчики, которые применяются в составе других подсистем АСУТП (например, в системе автоматического регулирования, в системе технологического или коммерческого учета).

6.3.7. Для объектов, имеющих в составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, не допускается использовать в качестве исполнительных устройств систем ПАЗ одни и те же устройства, которые предусмотрены в составе другой подсистемы АСУТП (например, в системе автоматического регулирования).

6.3.8. Контроль за текущими показателями параметров, определяющими взрывоопасность технологических процессов с блоками I категории взрывоопасности, осуществляется не менее чем от двух независимых датчиков с раздельными точками отбора.

6.3.9. В системах ПАЗ не допускается применение многоточечных приборов контроля параметров, определяющих взрывоопасность процесса.

6.3.10. Проектирование системы ПАЗ и выбор ее элементов осуществляются исходя из условий обеспечения работы системы в процессе эксплуатации, обслуживания и ремонта в течение всего жизненного цикла защищаемого объекта.

6.3.11. Показатели надежности, безопасности и быстродействия систем ПАЗ определяются разработчиками систем с учетом требований технологической части проекта. При этом учитываются категория взрывоопасности технологических блоков, входящих в объект, и время развития возможной аварии.

6.3.12. Время срабатывания системы защиты должно быть таким, чтобы исключалось опасное развитие возможной аварии.

6.3.13. К выполнению управляющих функций систем ПАЗ предъявляются следующие требования:

команды управления, сформированные алгоритмами защит (блокировок), должны иметь приоритет по отношению к любым другим командам управления технологическим оборудованием, в том числе к командам, формируемым оперативным персоналом АСУТП (если иное не оговорено в техническом задании (далее - ТЗ) на ее создание);

срабатывание одной системы ПАЗ не должно приводить к созданию на объекте ситуации, требующей срабатывания другой такой системы;

в алгоритмах срабатывания защит следует предусматривать возможность включения блокировки команд управления оборудованием, технологически связанным с аппаратом, агрегатом или иным оборудованием, вызвавшим такое срабатывание.

6.3.14. В системах ПАЗ и управления технологическими процессами любых категорий взрывоопасности должно быть исключено их срабатывание от кратковременных сигналов нарушения нормального хода технологического процесса, в том числе и в случае переключений на резервный или аварийный источник электропитания.

6.3.15. В проектной документации, технологических регламентах на производство продукции и перечнях систем ПАЗ взрывоопасных объектов наряду с уставками защиты по опасным параметрам должны быть указаны границы критических значений параметров.

6.3.16. Значения уставок систем защиты определяются с учетом погрешностей срабатывания сигнальных устройств средств измерения, быстродействия системы, возможной скорости изменения параметров и категории взрывоопасности технологического блока. При этом время срабатывания систем защиты должно быть меньше времени, необходимого для перехода параметра от предупредительного до предельно допустимого значения.

Конкретные значения уставок приводятся в проекте и технологическом регламенте на производство продукции.

6.3.17. Для ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности предусматривается предаварийная сигнализация по предупредительным значениям параметров, определяющих взрывоопасность объектов.

6.3.18. В случае отключения электроэнергии или прекращения подачи сжатого воздуха для питания систем контроля и управления системы ПАЗ должны обеспечивать перевод технологического объекта в безопасное состояние. Необходимо исключить возможность произвольных переключений в этих системах при восстановлении питания.

Возврат технологического объекта в рабочее состояние после срабатывания системы ПАЗ выполняется обслуживающим персоналом по инструкции.

6.3.19. Исполнительные механизмы систем ПАЗ, кроме указателей крайних положений непосредственно на этих механизмах, должны иметь устройства, позволяющие выполнять индикацию крайних положений в помещении управления.

6.3.20. Надежность систем ПАЗ обеспечивается аппаратурным резервированием различных типов (дублирование, троирование), временной и функциональной избыточностью и наличием систем диагностики с индикацией рабочего состояния и самодиагностики с сопоставлением значений технологических связанных параметров. Достаточность резервирования и его тип обосновываются разработчиком проекта.

6.3.21. Показатели надежности систем ПАЗ устанавливаются и проверяются не менее, чем для двух типов отказов данных систем: отказы типа "несрабатывание" и отказы типа "ложное срабатывание".

6.3.22. Технические решения по обеспечению надежности контроля параметров, имеющих критические значения, на объектах с технологическими блоками III категории взрывоопасности обосновываются разработчиком проекта.

6.3.23. Все программные средства вычислительной техники, предназначенные для применения в составе любой системы ПАЗ, подлежат обязательной проверке на соответствие требованиям, указанным в ТЗ, которая проводится их изготовителем или поставщиком по программе, согласованной с заказчиком системы ПАЗ.

6.3.24. Перечень контролируемых параметров, определяющих взрывоопасность процесса в каждом конкретном случае, составляется разработчиком процесса и указывается в исходных данных на проектирование.

6.3. Системы противоаварийной автоматической защиты


6.3. Системы противоаварийной автоматической защиты

6.3.1. Системы ПАЗ должны обеспечивать защиту персонала, технологического оборудования и окружающей среды в случае возникновения на управляемом объекте нештатной ситуации, развитие которой может привести к аварии.

6.3.2. Системы ПАЗ функционируют независимо от системы управления технологическим процессом. Нарушение работы системы управления не должно влиять на работу системы ПАЗ.

6.3.3. Система ПАЗ выполняет следующие функции:

автоматическое обнаружение потенциально опасных изменений состояния технологического объекта или системы его автоматизации;

автоматическое измерение технологических переменных, важных для безопасного ведения технологического процесса (например, измерение переменных, значения которых характеризуют близость объекта к границам режима безопасного ведения процесса);

автоматическая (в режиме on-line) диагностика отказов, возникающих в системе ПАЗ и (или) в используемых ею средствах технического и программного обеспечения;

автоматическая предаварийная сигнализация, информирующая оператора технологического процесса о потенциально опасных изменениях, произошедших в объекте или в системе ПАЗ;

автоматическая защита от несанкционированного доступа к параметрам настройки и (или) выбора режима работы системы ПАЗ.

6.3.4. Системы ПАЗ для объектов, имеющих в составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, при проектировании должны создаваться на базе логических контроллеров, способных функционировать по отказобезопасной структуре и проверенных на соответствие требованиям функциональной безопасности систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью.

6.3.5. Методы создания систем ПАЗ должны определяться на стадии формирования требований при проектировании АСУ ТП на основании анализа опасности и работоспособности контуров безопасности с учетом риска, возникающего при отказе контура безопасности. Рациональный выбор средств для систем ПАЗ осуществляется с учетом их надежности, быстродействия в соответствии с их техническими характеристиками.

6.3.6. Для объектов, имеющих в составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, не допускается использовать в качестве источников информации для систем ПАЗ одни и те же датчики, которые применяются в составе других подсистем АСУТП (например, в системе автоматического регулирования, в системе технологического или коммерческого учета).

6.3.7. Для объектов, имеющих в составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, не допускается использовать в качестве исполнительных устройств систем ПАЗ одни и те же устройства, которые предусмотрены в составе другой подсистемы АСУТП (например, в системе автоматического регулирования).

6.3.8. Контроль за текущими показателями параметров, определяющими взрывоопасность технологических процессов с блоками I категории взрывоопасности, осуществляется не менее чем от двух независимых датчиков с раздельными точками отбора, логически взаимодействующих для срабатывания ПАЗ.

6.3.9. Утратил силу. - Приказ Ростехнадзора от 26.11.2015 N 480.

6.3.10. Проектирование системы ПАЗ и выбор ее элементов осуществляются исходя из условий обеспечения работы системы в процессе эксплуатации, обслуживания и ремонта в течение всего жизненного цикла защищаемого объекта.

6.3.11. Показатели надежности, безопасности и быстродействия систем ПАЗ определяются разработчиками систем с учетом требований технологической части проекта. При этом учитываются категория взрывоопасности технологических блоков, входящих в объект, и время развития возможной аварии.

6.3.12. Время срабатывания системы защиты должно быть таким, чтобы исключалось опасное развитие возможной аварии.

6.3.13. К выполнению управляющих функций систем ПАЗ предъявляются следующие требования:

команды управления, сформированные алгоритмами защит (блокировок), должны иметь приоритет по отношению к любым другим командам управления технологическим оборудованием, в том числе к командам, формируемым оперативным персоналом АСУТП (если иное не оговорено в техническом задании (далее - ТЗ) на ее создание);

срабатывание одной системы ПАЗ не должно приводить к созданию на объекте ситуации, требующей срабатывания другой такой системы;

в алгоритмах срабатывания защит следует предусматривать возможность включения блокировки команд управления оборудованием, технологически связанным с аппаратом, агрегатом или иным оборудованием, вызвавшим такое срабатывание.

6.3.14. В системах ПАЗ и управления технологическими процессами любых категорий взрывоопасности должно быть исключено их срабатывание от кратковременных сигналов нарушения нормального хода технологического процесса, в том числе и в случае переключений на резервный или аварийный источник электропитания.

6.3.15. В проектной документации, технологических регламентах на производство продукции и перечнях систем ПАЗ взрывоопасных объектов наряду с уставками защиты по опасным параметрам должны быть указаны границы регламентированных значений параметров.

6.3.16. Значения уставок систем защиты определяются с учетом погрешностей срабатывания сигнальных устройств средств измерения, быстродействия системы, возможной скорости изменения параметров и категории взрывоопасности технологического блока. При этом время срабатывания систем защиты должно быть меньше времени, необходимого для перехода параметра от предупредительного до предельно допустимого значения.

Конкретные значения уставок приводятся в проекте и технологическом регламенте на производство продукции.

6.3.17. Для ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности предусматривается предаварийная сигнализация по предупредительным значениям параметров, определяющих взрывоопасность объектов.

6.3.18. В случае отключения электроэнергии или прекращения подачи сжатого воздуха для питания систем контроля и управления системы ПАЗ должны обеспечивать перевод технологического объекта в безопасное состояние. Необходимо исключить возможность случайных (незапрограммированных) переключений в этих системах при восстановлении питания. Возврат технологического объекта в рабочее состояние после срабатывания системы ПАЗ выполняется обслуживающим персоналом по инструкции.

6.3.19. Исполнительные механизмы систем ПАЗ должны иметь указатели крайних положений непосредственно на этих механизмах, а также устройства, позволяющие выполнять индикацию крайних положений в помещении управления.

6.3.20. Надежность систем ПАЗ обеспечивается аппаратурным резервированием различных типов (дублирование, троирование), временной и функциональной избыточностью и наличием систем диагностики с индикацией рабочего состояния и самодиагностики с сопоставлением значений технологических связанных параметров. Достаточность резервирования и его тип обосновываются разработчиком проекта.

6.3.21. Показатели надежности систем ПАЗ устанавливаются и проверяются не менее, чем для двух типов отказов данных систем: отказы типа "несрабатывание" и отказы типа "ложное срабатывание".

6.3.22. Технические решения по обеспечению надежности контроля параметров, имеющих критические значения, на объектах с технологическими блоками III категории взрывоопасности обосновываются разработчиком проекта.

6.3.23. Все программные средства вычислительной техники, предназначенные для применения в составе любой системы ПАЗ, подлежат обязательной проверке на соответствие требованиям, указанным в ТЗ, которая проводится их изготовителем или поставщиком по программе, согласованной с заказчиком системы ПАЗ.

6.3.24. Перечень контролируемых параметров, определяющих взрывоопасность процесса в каждом конкретном случае, составляется разработчиком процесса и указывается в исходных данных на проектирование.

6.3.25. На периоды пуска, останова и переключений технологических режимов установок при соответствующем обосновании в проектной документации и технологических регламентах на производство продукции должны быть предусмотрены специальные алгоритмы (сценарии) работы системы ПАЗ, при которых допускается ручное или автоматическое отключение отдельных блокировок. Контроль, индикация и регистрация параметров отключению не подлежат.

X. СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ, УПРАВЛЕНИЯ, СИГНАЛИЗАЦИИ И ПРОТИВОАВАРИЙНОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ


X. СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ, УПРАВЛЕНИЯ, СИГНАЛИЗАЦИИ
И ПРОТИВОАВАРИЙНОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

118. Системы контроля, автоматического и дистанционного управления, системы противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ), в том числе поставляемые в комплекте с оборудованием, должны отвечать требованиям настоящих Правил, действующей нормативной технической документации, проектной документации, технологическим регламентам и обеспечивать установленную в соответствии с технологическими регламентами точность поддержания технологических параметров, надежность и безопасность эксплуатации систем холодоснабжения.

119. Степень защиты электроприборов и средств автоматического и дистанционного управления, располагаемых в помещениях с аммиачным оборудованием, должна быть не ниже IP44.

120. Аммиачные компрессоры должны быть оснащены средствами ПАЗ, срабатывающими по следующим параметрам:

по предельно допустимому значению давления нагнетания;

по предельно допустимой температуре нагнетания;

по предельно допустимой низшей разности давлений в системе смазки;

по верхнему предельно допустимому уровню жидкого аммиака в аппарате или сосуде, из которого отсасываются пары аммиака;

по верхнему предельно допустимому уровню жидкого аммиака в промежуточном сосуде (между ступенями компрессора).

Значения предельно допустимых параметров должны определяться в проектной документации по данным научно-исследовательских организаций, характеристикам средств контроля, измерения и управления, документации организаций-изготовителей оборудования.

121. Для защиты от превышения давления должны предусматриваться штатные реле давления, воздействующие на остановку приводных электродвигателей систем холодоснабжения или обеспечивающие операции, ограничивающие рост давления, но не исключающие необходимость монтажа на оборудовании предохранительных устройств (пружинные предохранительные клапаны, разрушающиеся в сторону выброса мембраны).

122. Системы холодоснабжения с двумя и более компрессорами, обслуживающими несколько испарительных систем, необходимо оборудовать устройствами, обеспечивающими остановку всех компрессоров при срабатывании защитных реле уровня жидкости в сосуде (аппарате) любой системы.

123. Системы охлаждения с хладоносителем должны быть оборудованы приборами, отключающими компрессоры при прекращении движения указанного хладоносителя через кожухотрубные испарители или при понижении в них температуры кипения аммиака до пределов, ведущих к замерзанию хладоносителя.

124. В компрессорах или агрегатах систем холодоснабжения, имеющих водяное охлаждение, должны быть установлены приборы, отключающие данные компрессоры или агрегаты при отсутствии протока воды или снижении давления воды ниже установленного предела, в целях обеспечения безопасности ведения технологических процессов. На трубопроводах подачи воды должны быть установлены прекращающие подачу воды при остановке компрессора электромагнитные клапаны.

125. Пуск и работа компрессоров с неисправными или выключенными приборами защитной автоматики не допускаются.

126. При срабатывании приборов ПАЗ должна автоматически включаться светозвуковая сигнализация, выключение которой должно быть ручным.

127. Каждый из перечисленных ниже сосудов (аппаратов) системы холодоснабжения должен иметь защиту по уровню жидкого аммиака:

а) блок испарителя (кожухотрубного) - два сдублированных реле уровня, отключающих компрессоры при достижении верхнего предельно допустимого уровня аммиака, с предупредительной сигнализацией;

б) циркуляционный ресивер (совмещающий функции отделителя жидкости), промежуточный сосуд - два сдублированных реле уровня, отключающих компрессоры при достижении верхнего предельно допустимого уровня аммиака, с предварительной сигнализацией, а также реле для предупредительной сигнализации об опасном повышении уровня аммиака;

в) отделитель жидкости - два сдублированных реле уровня, отключающих компрессоры в случае превышения в этом сосуде предельно допустимого уровня аммиака, с предаварийной сигнализацией. В установках с дозированной зарядкой аммиака на циркуляционном ресивере (в соответствии с пунктом "б" настоящего пункта) или отделителе жидкости допускается не устанавливать реле уровня для предупредительной сигнализации;

г) защитный ресивер (совмещающий функции отделителя жидкости) - два сдублированных реле уровня, отключающих компрессоры при достижении предельно допустимого уровня аммиака, с предварительной сигнализацией, а также реле для сигнализации об опасном повышении уровня аммиака и реле для предупредительной сигнализации о минимальном уровне аммиака;

д) ресиверы линейный и дренажный - реле для предупредительной сигнализации о достижении максимального уровня аммиака, а также реле для предупредительной сигнализации о минимальном уровне аммиака.

128. При достижении перечисленных в пункте 127 настоящих Правил уровней жидкого аммиака в сосудах и аппаратах должна автоматически включаться световая сигнализация, которая должна быть обеспечена лампами следующих цветов:

красный - сигнал о предельно допустимом уровне (предаварийная сигнализация);

желтый - сигнал об опасном повышении верхнего уровня (предупредительная сигнализация).

129. Световые сигналы об уровнях жидкого аммиака должны одновременно сопровождаться звуковым сигналом, выключение которого должно быть ручным.

130. Питание аппаратов (сосудов) жидким аммиаком следует оценивать с помощью автоматических регуляторов уровня на стороне низкого давления, а в системах с дозированной зарядкой - на стороне высокого давления.

131. Каждый из аппаратов (сосудов) установок (машин), в которые подается жидкий аммиак со стороны высокого давления, должен оснащаться автоматическими запорными клапанами, прекращающими поступление в них жидкости при остановке компрессоров, работающих на отсасывание паров из аппаратов (сосудов).

Установка одного автоматического запорного устройства на общем трубопроводе жидкого аммиака, питающем несколько испарительных систем, допускается, если отсос пара аммиака из этих систем осуществляется одним компрессором.

132. Одновременное использование одного и того же прибора для регулирования и защиты не допускается.

133. Применение многоточечных приборов с обегающими устройствами в качестве средств противоаварийной защиты не допускается.

134. Электрические приборы автоматической защиты холодильных систем должны иметь замкнутую выходную цепь или замкнутые контакты при нормальном состоянии контролируемых параметров, которые должны размыкаться при аварии или выходе прибора из строя.

135. Электрические схемы должны исключать возможность автоматического пуска компрессора после срабатывания приборов защиты. Его пуск должен быть возможен только после ручной деблокировки защиты.

136. Промежуточные колонки, применяемые для установки реле уровня аппаратов (сосудов), должны присоединяться выше максимально возможного уровня скопления в указанных аппаратах (сосудах) масла способом, предотвращающим образование масляных пробок в колонках, и иметь подвод (трубопровод) жидкого аммиака для проверки исправности реле уровня.

137. На нагнетательном и всасывающем трубопроводах каждого компрессора должны быть установлены гильзы для термометров (на расстоянии 200 - 300 мм от запорных клапанов) с оправками для защиты термометров от механических повреждений.

Использование ртутных термометров и ртутных устройств для измерения температуры в контрольных точках аммиачной холодильной системы не допускается.

138. Для аммиачных систем холодоснабжения должны применяться предназначенные для эксплуатации в среде аммиака манометры и мановакуумметры.

Класс точности, размеры, установка контрольно-измерительных приборов и автоматики и сроки их проверки должны соответствовать требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением".

139. Использование других средств измерения и контроля параметров допускается в соответствии с проектной документацией и с учетом документации организаций - изготовителей приборной техники.

140. В целях обеспечения безопасности ведения технологических процессов в системах холодоснабжения на холодильном оборудовании и машинах манометры (мановакуумметры) должны быть установлены:

на компрессоре для наблюдения за рабочими давлениями всасывания, нагнетания, в системе смазки (при принудительной подаче масла насосом) и в картере (поршневых компрессоров, не имеющих уравнивания между всасыванием и картером);

на всех аппаратах, сосудах, аммиачных насосах, технологическом оборудовании с непосредственным охлаждением, а также на жидкостных и оттаивательных коллекторах распределительных аммиачных устройств, соединенных трубопроводами с оборудованием холодильных камер.

В агрегатированных холодильных машинах и установках контейнерного типа необходимость установки манометров (мановакуумметров) на трубопроводах и коллекторах должна определяться организацией - изготовителем оборудования.

В целях обеспечения безопасности ведения технологических процессов в централизованной системе должны быть установлены:

мановакуумметры - на каждой всасывающей магистрали испарительной системы холодильной установки до отделителя жидкости (по ходу паров аммиака);

отдельный манометр - на нагнетательном трубопроводе каждого компрессора, отключаемого запорной арматурой от общей нагнетательной магистрали, за обратным клапаном (по ходу паров аммиака).

141. В целях визуального контроля уровня жидкого аммиака в сосудах (аппаратах) на них должны быть установлены смотровые стекла в соответствии с инструкцией организации-изготовителя сосуда (аппарата). Указатели уровня аммиака должны изготовляться с плоскими рифлеными и термически закаленными стеклами на давление до 3,5 МПа и оборудоваться приспособлениями для их автоматического отключения от сосуда или аппарата при повреждении стекла. Площадь смотровой поверхности стекол с одной стороны не должна превышать 100 см2.

Для предохранения обслуживающего персонала от травмирования при разрыве смотровых стекол на вышеуказанных сосудах должно быть предусмотрено защитное устройство.

142. Исправность автоматических приборов защиты аммиачных компрессоров, а также сигнализаторов концентрации паров аммиака в воздухе помещений и наружных площадок должна проверяться не реже одного раза в месяц, а исправность защитных реле уровня на аппаратах (сосудах) - один раз в 10 дней.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


Лицензия на ОПО Ростехнадзора

Опасные производственные объекты классифицируются в зависимости от степени исходящей от них потенциальной угрозы. ОПО, которым присвоен I, II или III класс опасности, подлежат обязательному лицензированию. Для этого необходимо собрать учредительные и эксплуатационные документы и сдать сформированный пакет бумаг в орган Ростехнадзора, расположенный по месту нахождения предприятия.

Повышенными классами опасности являются I и II. Организации, в распоряжении которых имеются такие производственные объекты, а также организации, владеющие иностранным капиталом, подают документы на рассмотрение в центральный аппарат Ростехнадзора. Если эксплуатируются только объекты с присвоенным III классом, предоставлять документы следует в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения юридического адреса организации.

Процесс лицензирования опасных производственных объектов

Перед проведением выездной проверки заявителю направляют соответствующее уведомление. В нем сообщается намеченная дата, документы, которые следует подготовить к прибытию инспектора, и указываются другие важные детали.

Переоформление существующей лицензии может занять еще меньше времени, если меняется наименование, юридический адрес организации. Срок здесь составляет 10 рабочих дней.

В законодательстве конкретно не указывается, какое время должно пройти от момента регистрации до получения лицензии. Но если будет выявлено, что производственный объект, несущий потенциальную угрозу и подлежащий лицензированию, эксплуатируется без соответствующего разрешения, юридическое лицо или частный предприниматель несет наказание по ст. 9. 1 КоАП РФ – крупный денежный штраф (от 200 до 300 тыс. рублей) или приостановление деятельности на период до 90 суток.

Переоформление лицензии на ОПО

29 июля 2018 г. федеральным законом 249-ФЗ были приняты изменения части 6.1 статьи 22 федерального закона 99-ФЗ, в соответствии с которым, в случае, если соответствующим Положением о лицензировании виды работ изменены чисто формально (без изменения смысла), то лицензии со старыми видами работ переоформлению не подлежат. К примеру, старые лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных (ВП), или химически опасных объектов (ЭХ) в случае, если нет других оснований, в связи с обновлением видов работ переоформлению теперь не подлежат.

Процедура по переоформлению проводится, если:

  • у организации изменилось название, адрес и другие данные;
  • произошли изменения в перечне работ в рамках лицензионной деятельности;
  • деятельность предприятия стала осуществляться по другому адресу.Лицензирование, выполненное в соответствии с требованиями, дает право организации законно осуществлять деятельность, связанную с использованием опасного производственного объекта.

Документы на лицензию ОПО

Порядок действий по Лицензии ОПО в Ростехнадзоре при работе с нами:

  • переговоры, консультирование по возникающим вопросам и постановка первичных задач;
  • составление договора (стоимость составляет от 120000 руб.);
  • подготовка заказчиком документов по присланному нами перечню, оплата гос. пошлины, проверка комплекта нами;
  • составление документов нами (заявления на получение лицензии Ростехнадзора, справок, приказов и др.), отправление заказчику для подписания;
  • сдача документов в Ростехнадзор;
  • сопровождение дела в Ростехнадзоре (уточнение даты проверки, прохождения документов дальше);
  • подготовка документов для выездной проверки, консультирование заказчика по прохождению проверки;
  • получение оригинала лицензии.

Схема получения лицензии на взрывопожароопасные объекты III класса опасности

Схема получения лицензии на ОПО III класса опасности

Читайте также: