Обязанности водителя при совершении дтп военного

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 20.09.2024

Оставление места ДТП грозит водителю привлечением к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Данной статьей за оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами до 1,5 лет или административный арест до 15 суток.

В случае если ДТП произошло со смертельным исходом либо тяжкими телесными повреждениями, факт оставления места ДТП может являться отягчающим обстоятельством и, руководствуясь статьей 264 УК РФ, наказание уже будет более суровым, вплоть до 15 лет лишения свободы.

Напоминаем, что Правила дорожного движения регламентируют следующий порядок действий при ДТП:

1. При ДТП водитель, причастный к нему, обязан незамедлительно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (п. 2.5 ПДД РФ).

2. Если в результате ДТП погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фото или видеозаписи положение транспортных средств по отношению друг другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы, предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции (п.2.6 ПДД РФ);

3. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фото видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств (п. 2.6.1 ПДД РФ).

При этом, водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию, и могут оставить место ДТП, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о ДТП может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о ДТП не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, а также если у водителей имеются разногласия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП.

I. Действия водителей на месте ДТП

При столкновении транспортных средств необходимо вести себя в соответствии с пунктами 2.5 - 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Следует сохранить максимально возможное количество следов ДТП. Если знака аварийной остановки недостаточно для ограждения места, где расположены предметы, имеющие отношение к происшествию (осколки стекол, обломки бампера и т.п.), то для ограждения этой территории рекомендуется использовать подручные предметы - ведро, пакет, огнетушитель и пр.

Необходимо успокоиться и оценить обстановку на месте ДТП, понять размеры причиненного вреда, проанализировать поведение других участников. Рекомендуется дать возможность участникам ДТП высказаться и только после этого излагать свою позицию, в том числе по возможности оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (такую процедуру часто называют "европейский протокол"). При попытках запугивания, наличии агрессивного или неадекватного поведения других участников следует прекратить переговоры и сообщить о происшествии в ГИБДД по телефонам 02, 112, 911.

ВНИМАНИЕ! Прежде чем принять решение о том, будете ли Вы вызывать для оформления документов о ДТП сотрудников ГИБДД или оформите эти документы без участия сотрудников ГИБДД, внимательно прочитайте данный раздел. Вы должны убедиться в следующем:

1) в данном ДТП произошло столкновение только двух транспортных средств (ТС);

2) в результате данного ДТП не был причинен вред жизни/здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов), а также иному имуществу, кроме двух транспортных средств участников ДТП (например, если вследствие ДТП причинен вред иным зданиям, сооружениям, предметам, находящихся в автомобилях участников и проч., то документы по данному ДТП не могут быть оформлены без участия сотрудников ГИБДД).

Автопоезд (то есть автомобиль с прицепом) рассматривается как одно транспортное средство. Таким образом, если ТС (неважно, легковое или грузовое), передвигавшееся с прицепом, столкнулось с другим ТС, то документы по данному случаю также могут быть оформлены в рамках процедуры "европейского протокола".

При буксировке транспортного средства, буксируемое транспортное средство не рассматривается в качестве прицепа к транспортному средству, осуществляющему буксировку, и при ДТП с участием такого транспортного средства участники должны сообщить в ГИБДД о происшествии по телефону

3) ответственность каждого из водителей - участников ДТП застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО, полис ОСАГО выдан в отношении именно того ТС, которое участвовало в ДТП.

Это означает, что водителям необходимо проверить наличие полиса ОСАГО у другого участника. Это может быть сделано с помощью специального сервиса на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.autoins.ru, а также с помощью бесплатного мобильного приложения "ДТП.Европротокол". Обратите внимание на то, что полис обязательно должен действовать на момент ДТП.

В процессе проверки наличия у участников и действительности договоров ОСАГО необходимо принимать во внимание, что в соответствии с Законом об ОСАГО с 01.01.2017 договор ОСАГО может быть оформлен в электронном виде.

- отсутствие водителя в числе лиц, указанных в полисе ОСАГО как допущенного к управлению, не означает, что его ответственность не застрахована

4) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением ТС в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений ТС могут быть зафиксированы в Извещении о ДТП, которое совместно оформляется водителями причастных к ДТП ТС на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Необходимо обсудить с другим участником ДТП возможность оформления Извещения о ДТП, при каких обстоятельствах, по его мнению, произошло ДТП, а также внимательно осмотреть свое ТС и ТС другого участника, чтобы внести в Извещение о ДТП перечень именно тех повреждений, которые получены ТС в данном ДТП. Извещение о ДТП подписывается собственноручными подписями двух водителей - участников ДТП при оформлении на бумажном носителе и электронными подписями при оформлении в виде электронного документа.

Если есть подозрение в том, что второй участник находится в состоянии опьянения, или если он ведет себя неадекватно, лучше сообщить о таком ДТП в полицию по телефону. Показания такого участника могут в дальнейшем измениться, а это в свою очередь может привести к проблемам при урегулировании страхового случая.

5) Стоимость возмещения вреда, причиненного ТС, не превышает установленных лимитов выплаты по ОСАГО.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, при оформлении в рамках процедуры "европейского протокола" ДТП, произошедших 01.10.2019 и позднее, страховщик осуществляет возмещение ущерба в пределах следующих лимитов:

- не более 100 тысяч рублей, если у участников нет разногласий касательно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, но данные о ДТП не зафиксированы ни с помощью технических средств контроля , ни с помощью надлежащего программного обеспечения ;

В соответствии с законом об ОСАГО под техническими средствами контроля понимаются устройства, обеспечивающие оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт ДТП и координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП.

В соответствии с законом об ОСАГО к такому программному обеспечению относится программное обеспечение, в том числе интегрированное с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующее требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающее, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП.

- не более 100 тысяч рублей, если у участников есть разногласия касательно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и данные о ДТП зафиксированы с помощью технических средств контроля или с помощью программного обеспечения и переданы в АИС ОСАГО;

- не более 400 тысяч рублей, если у участников нет разногласий, и обстоятельства причинения вреда в результате ДТП зафиксированы с помощью технических средств контроля или с помощью программного обеспечения (мобильного приложения) и переданы в АИС ОСАГО.

Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Если все указанные выше условия выполняются, то Вы можете оформлять ДТП без участия ГИБДД. В этом случае Вам необходимо зафиксировать данные о ДТП с помощью специального программного обеспечения (для фотофиксации можно воспользоваться мобильным приложением "ДТП.Европротокол" или "Помощник ОСАГО", одно из которых рекомендуется установить на мобильное устройство заранее, чтобы ускорить процесс оформления на месте), либо с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы, которые обеспечивают фиксацию данных о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО), а также совместно с другим участником ДТП приступить к заполнению Извещения о ДТП (см. далее).

Если не соблюдается хотя бы одно условие, то Вам необходимо сообщить о ДТП в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления документов о ДТП.

Автоматизированная информационная система обязательного страхования, созданная в соответствии со статьей 30 Федерального закона 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Электронное Извещение о ДТП может быть составлено только в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

- Федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (ЕПГУ) позволяет составить с его использованием Извещение о ДТП в форме электронного документа;

- наличие на мобильном телефоне (смартфоне) хотя бы одного из участников ДТП - мобильного приложения, обеспечивающего составление электронного Извещения с использованием ЕПГУ и получение подтверждения направления электронного Извещения страховщикам, застраховавшим гражданскую ответственность участников ДТП.

Если сотрудник ГИБДД, видя наличие повреждений на Вашем транспортном средстве, остановит Вас и потребует предъявить документы, подтверждающие, что ДТП было оформлено надлежащим образом, следует предъявить Извещение о ДТП, оформленное на бумажном носителе, или проинформировать его об оформлении Извещения о ДТП в виде электронного документа, сообщив полученный из АИС ОСАГО номер ДТП.

Рекомендуем Вам подробно зафиксировать всю информацию, касающуюся произошедшего страхового случая.

Если Ваш автомобиль не оборудован техническими средствами контроля и Вы не планируете проводить фотофиксацию обстоятельств ДТП с помощью указанного выше программного обеспечения, то рекомендуется сфотографировать место ДТП и поврежденные ТС с помощью фотоаппарата или камеры мобильного телефона.

Рекомендации по фотографированию:

- сфотографируйте общий план места происшествия (ТС участников ДТП с привязкой к местности) так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС (например, проезжая часть в городе, во дворе дома, пригородная дорога, парковка);

- сфотографируйте на проезжей части следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС так, чтобы по фото можно было идентифицировать их расположение (стекол, накладок бамперов и т.д.);

- сфотографируйте оба ТС крупным планом спереди, сзади и с боковых сторон (в случае их повреждения). На фотографиях должны просматриваться номера машин. ТС должны занимать около 80% от всей фото и на одном снимке зафиксированы от нижней точки ТС до верхней;

- сфотографируйте все поврежденные детали ТС так, чтобы на фотографии был виден характер повреждения и сопряженные детали (часть детали).

При наличии свидетелей зафиксируйте их фамилии, имена и отчества, контактные телефоны и адреса. Если свидетели готовы дать письменные показания об обстоятельствах ДТП, зафиксируйте эти обстоятельства и попросите свидетелей подписать их. При написании обстоятельств попросите в обязательном порядке указать место, дату и время происшествия.

Не настаивайте, если другой участник ДТП возражает против фотографирования его ТС, или если свидетель отказывается давать показания и свои контактные данные.

Если Ваше транспортное средство оборудовано системой видеорегистрации, то сохраните зафиксированную этой системой картину событий на дороге во время ДТП. Копия этой видеозаписи может быть использована Вами при взаимодействии со страховой компанией в случае спорных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе урегулирования заявленного события.

Данная норма устанавливает уголовную ответственность за управление механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного этой статьёй либо частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ.

Стоит отметить, что правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершённого ими правонарушения.

За нарушение ПДД военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

Под управлением транспортным средством в смысле статьи 264.1 УК РФ понимается непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привёл в движение какой-либо транспорт. Продолжительность управления не имеет значения для квалификации данных действий как состава оконченного преступления.

Факт опьянения определяется наличием этилового спирта или наркотических средств либо психотропных веществ в организме. Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования также расценивается как факт опьянения.

Рассматриваемое деяние наказывается штрафом в размере от двухсот до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В качестве дополнительного наказания виновный может быть лишён судом права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

от 25 октября 2014 года N 777

О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в целях повышения эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации*

* Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - ГИБДД; Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации с подчиненными органами военного управления и подразделениями - военной полицией Вооруженных Сил; военная автомобильная инспекция - ВАИ; безопасность дорожного движения - БДД; водители (механики-водители) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации - водителями; дорожно-транспортные происшествия - ДТП; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - КоАП; Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, - ПДД; Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" - ДОСААФ; вооружение, военная и специальная техника - ВВСТ; военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, управляющие транспортными средствами, не принадлежащими Вооруженным Силам Российской Федерации, - владельцами личного транспорта.

Руководство по обеспечению безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу);

Порядок проверки работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в воинской части (приложение N 2 к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления:

установить в подчиненных воинских частях День безопасности дорожного движения (далее - день БДД) и проводить его ежемесячно, за исключением месяцев подготовки к новому периоду обучения. Во время проведения дня БДД эксплуатацию транспортных средств Вооруженных Сил, за исключением дежурных средств, запретить;

организовать ежегодное проведение смотра-конкурса на лучший парк между подчиненными воинскими частями.

3. Начальнику Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации организовать контроль за работой по предупреждению ДТП в воинских частях.

4. Командирам воинских частей:

а) немедленно информировать ВАИ (территориальные) по месту дислокации воинской части при совершении ДТП с пострадавшими для участия должностных лиц ВАИ в проведении разбирательства по факту ДТП;

б) принимать меры к сокращению или прекращению эксплуатации транспортных средств Вооруженных Сил в сложных метеорологических и дорожных условиях. Обеспечить оперативное информирование по линии дежурных сил о метеорологических и дорожных условиях;

ежегодное проведение профилактических мероприятий по обеспечению БДД при проведении Всемирного дня отказа от автомобиля - 22 сентября;

при организации передвижения военнослужащих в составе походных колонн по обочинам, краю проезжей части или при ее пересечении наличие светоотражающих элементов у военнослужащих крайних рядов и шеренг;

профилактическую работу с владельцами личного транспорта по предупреждению ДТП, искоренению случаев управления ими транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, соблюдению ПДД;

взаимодействие с ВАИ по вопросам организации БДД при передвижении воинских колонн, в том числе на расстояние свыше 200 км, и других мероприятий, связанных с массовым использованием транспортных средств Вооруженных Сил на дорогах общего пользования и оборонного значения;

д) разрабатывать ежегодно систему работы должностных лиц воинской части по профилактике ДТП с участием владельцев личного транспорта с указанием должностных лиц воинской части, ответственных по вопросам деятельности;

е) пропагандировать здоровый образ жизни среди военнослужащих и членов их семей при проведении мероприятий, направленных на предупреждение ДТП.

5. Мероприятия по реализации настоящего приказа осуществлять за счет и в пределах имеющихся материальных и финансовых средств по закрепленным направлениям деятельности Министерства обороны Российской Федерации.

6. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 года N 360.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение N 1
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 25 октября 2014 года N 777

Руководство по обеспечению безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Руководство определяет особенности организации работы должностных лиц воинских частей и ВАИ по предупреждению ДТП в Вооруженных Силах, а также совокупность организационных мер по обеспечению БДД.

2. Должностные лица воинских частей и ВАИ при организации работы по профилактике ДТП в Вооруженных Силах руководствуются Конституцией Российской Федерации, КоАП, Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", другими федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны и настоящим Руководством.

3. Для планирования мероприятий по предупреждению ДТП в воинской части ежегодно до 25 ноября разрабатывается комплексный план по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и травматизма при работе на технике в воинской части (далее - комплексный план) в соответствии с приложением N 1 к настоящему Руководству.

К комплексному плану прилагается система работы должностных лиц воинской части по профилактике ДТП с участием владельцев личного транспорта.

4. Анализ выполнения мероприятий по предупреждению ДТП (далее - анализ) проводится ежеквартально заместителем командира воинской части, ответственным за эксплуатацию транспортных средств Вооруженных Сил, с нарастающим итогом согласно разделам комплексного плана с предложением мероприятий, направленных на предупреждение ДТП.

Результаты анализа отражаются в приказе командира воинской части о состоянии работы по предупреждению ДТП и мерах по обеспечению БДД и доводятся совместно с поступившими обзорами аварийности с участием транспортных средств Вооруженных Сил до всего личного состава.

II. Учет нарушений ПДД

5. Учет нарушений ПДД, допущенных водителями ведется в журнале учета нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - журнал учета нарушений) (приложение N 2 к настоящему Руководству).

6. Сверки по нарушениям ПДД, допущенных водителями, проводятся ежеквартально должностными лицами, ответственными за эксплуатацию транспортных средств, с ВАИ, в районе ответственности которой дислоцируется воинская часть, с отметкой в журнале учета нарушений. Результаты сверки докладываются командиру воинской части.

III. Совершенствование знаний и навыков водителей и старших машин

7. Совершенствование знаний и навыков водителей в Вооруженных Силах осуществляется в ходе:

подготовки водителей по специальности (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву);

занятий и отработки нормативов по технической и специальной подготовке;

дополнительных занятий, в том числе практических, инструктажей, информирования по вопросам обеспечения БДД.

8. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, после прохождения подготовки по специальности "водитель (механик-водитель" и закрепления транспортных средств Вооруженных Сил за ними, допускаются к самостоятельному управлению транспортными средствами Вооруженных Сил.

9. Запрещается допускать к управлению транспортным средством Вооруженных Сил должностных лиц воинской части, штатная должность которых не предусматривает управление транспортным средством Вооруженных Сил.

10. Совершенствование знаний и навыков старших машин проводится ежегодно перед началом учебного года на занятиях по изучению обязанностей старшего машины, ПДД и порядка оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, организуемых командиром воинской части, с привлечением должностных лиц воинской части и ВАИ.

11. Предрейсовый инструктаж водителей и старших машин проводится должностным лицом, определенным приказом командира воинской части на период обучения, в классах безопасности движения, инструктажа водителей и старших машин или на специально оборудованных площадках. Результаты инструктажа отражаются в журнале учета проведения целевого (предрейсового) инструктажа водителей и старших машин (приложение N 3 к настоящему Руководству) и путевом листе.

Инструктаж водителей и старших машин при направлении в рейс транспортных средств Вооруженных Сил, предназначенных для перевозки людей, опасных и крупногабаритных грузов или на расстояние свыше 200 км, проводится лично командиром воинской части.

12. День БДД в воинской части организуется и проводится в соответствии с Методикой организации и проведения Дня безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 4 к настоящему Руководству).

13. Не реже одного раза в квартал со всем личным составом воинской части проводится техническая конференция по вопросам БДД. Методика организации и проведения технической конференции по вопросам безопасности дорожного движения приведена в приложении N 5 к настоящему Руководству.

14. Дополнительные занятия по вопросам обеспечения БДД с личным составом воинской части проводятся по указанию вышестоящих штабов и решению командира воинской части.

15. Должностные лица военной полиции Вооруженных Сил осуществляют контроль за проведением мероприятий по совершенствованию знаний и навыков водителей и старших машин.

IV. Совершенствование знаний и навыков должностных лиц, ответственных за выпуск в рейс транспортных средств Вооруженных Сил

16. Совершенствование знаний и навыков должностных лиц, ответственных за выпуск в рейс транспортных средств Вооруженных Сил (далее - совершенствование знаний и навыков должностных лиц), осуществляется методом двухнедельного сбора при одной из воинских частей вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа.

17. Сборы организуются начальниками соответствующих автобронетанковых (автомобильных) служб видов (родов войск) Вооруженных Сил, военных округов или должностными лицами, ответственными за техническое обеспечение, в видах (родах войск) Вооруженных Сил.

Сборы должностных лиц, ответственных за выпуск в рейс транспортных средств Вооруженных Сил, воинских частей центрального подчинения организуются начальником автобронетанковой службы военного округа, на территории которого они дислоцируются.

18. Сроки проведения сборов включаются в планы подготовки видов (родов войск) Вооруженных Сил, военных округов и воинских частей.

19. Порядок проведения сборов определяется приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих военными округами, родами войск Вооруженных Сил, командирами воинских частей, на базе которых организуются сборы.

20. Программа сборов разрабатывается Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны Российской Федерации.

21. Для проведения занятий по изучению нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны, регулирующих вопросы в области обеспечения БДД, с должностными лицами, ответственными за выпуск в рейс транспортных средств Вооруженных Сил, и принятия зачетов привлекаются должностные лица ВАИ.

22. По итогам сдачи зачета должностным лицам, ответственным за выпуск в рейс транспортных средств Вооруженных Сил, выдается удостоверение техника (по безопасности движения) - начальника контрольно-технического пункта (далее - удостоверение). Рекомендуемый образец удостоверения приведен в приложении N 6 к настоящему Руководству.

23. В каждой воинской части, имеющей самостоятельный парк (гараж), должно быть не менее двух военнослужащих или лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющих удостоверение.

допускать должностных лиц воинских частей, не прошедших сборы, к исполнению обязанностей техника (по безопасности движения) - начальника контрольно-технического пункта;

совмещение обязанностей, в том числе и временное, должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств Вооруженных Сил, их техническое состояние и выпуск в рейс транспортных средств Вооруженных Сил.

25. Должностное лицо, ответственное за выпуск в рейс транспортных средств Вооруженных Сил, отвечает за проверку их технического состояния, а также наличия и соответствия документов, предусмотренных пунктом 2.1.1 ПДД.

V. Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей

26. Предрейсовый медицинский осмотр водителей (далее - осмотр) организуется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации.

27. Осмотры водителей организуются:

непосредственно перед началом рабочего дня (рейса), в случае планирования транспортного средства Вооруженных Сил на сутки и более - после каждого отдыха;

в специально выделенных помещениях (при наличии медицинских работников, прошедших специальное обучение), в военно-медицинских подразделениях воинских частей или военно-медицинских организациях Министерства обороны.

При отсутствии в воинской части медицинских работников, прошедших специальное обучение, а также в пункте дислокации воинской части военно-медицинских организаций Министерства обороны осмотр организуется в медицинских организациях на основании заключенных с ними договоров.

28. Ответственным за организацию проведения осмотров водителей является командир воинской части, который ежемесячно проверяет их результаты.

29. Результаты проведенного осмотра в воинской части заносятся в журнал проведения предрейсового медицинского осмотра водителей (механиков-водителей) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - журнал) (приложение N 7 к настоящему Руководству). Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью воинской части.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 марта 2016 года N 111

Об учете дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации

2. Признать утратившими силу с 1 июня 2016 г. приказы Министра обороны Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. N 185 "Об учете дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации" и от 21 апреля 2009 г. N 198 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2008 года N 185".

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 22 марта 2016 года N 111

Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет единый порядок учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием транспортных средств воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации* (далее - воинские части) и личного состава Вооруженных Сил.

* Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, Вооруженные Силы Российской Федерации для краткости будут именоваться Вооруженными Силами.

2. Учету в Вооруженных Силах подлежат ДТП, совершенные с участием:

транспортных средств (механических транспортных средств) воинских частей;

военнослужащих Вооруженных Сил, являющихся водителями транспортных средств, не принадлежащих воинским частям, в результате которых пострадали люди;

пострадавших военнослужащих Вооруженных Сил, являющихся иными участниками дорожного движения (пешеходами, пассажирами).

3. Учетным документом о ДТП в воинской части является книга учета дорожно-транспортных происшествий (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

В военных автомобильных инспекциях (ВАИ) Вооруженных Сил порядок учета ДТП, проведения сверок и формы учетных документов определяет начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.

II. Учет дорожно-транспортных происшествий

5. В воинской части учет ДТП ведется в книге учета дорожно-транспортных происшествий должностным лицом, ответственным за эксплуатацию транспортных средств воинской части, назначенным приказом командира воинской части. В соединении учет ДТП ведется за подразделения управления и все воинские части (подразделения) соединения.

6. В ВАИ (территориальной) учет ДТП ведется должностным лицом ВАИ (территориальной), ответственным за учет ДТП. Учету подлежат все ДТП, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, за воинские части, дислоцирующиеся в районе ответственности ВАИ (территориальной).

Учет ДТП без пострадавших ведется по справкам о дорожно-транспортных происшествиях (приложение N 2 к настоящей Инструкции), представляемым воинскими частями или дежурными по ВАИ (территориальным).

7. В ВАИ (региональной) учет ДТП ведется должностным лицом ВАИ (региональной), ответственным за учет ДТП, в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей Инструкции. Учету подлежат ДТП с пострадавшими* за воинские части, дислоцирующиеся в районе ответственности ВАИ (региональной).

* Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости ДТП, в результате которых получили ранения или погибли люди, будут именоваться ДТП с пострадавшими.

8. Учет ДТП в ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации ведется должностным лицом ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, ответственным за учет ДТП, по данным, представленным ВАИ (региональными). Учету в ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации подлежат ДТП с пострадавшими за воинские части Вооруженных Сил.

III. Порядок сбора информации о дорожно-транспортных происшествиях

9. Командир воинской части сообщает о ДТП с участием транспортных средств и личного состава воинской части в ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой дислоцируется воинская часть, в день совершения (выявления) ДТП (время, место, принадлежность, обстоятельства, принятые меры). При нахождении воинской части (подразделения) за пределами военного округа (флота) командир воинской части (подразделения) сообщает о ДТП в ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой воинская часть (подразделение) дислоцируется на момент совершения ДТП.

Должностное лицо, ответственное за ведение учета ДТП в воинской части, составляет справку о ДТП и в течение суток с момента совершения (выявления) ДТП направляет ее в ВАИ (территориальную).

Дежурный по воинской части сообщает о ДТП с участием транспортных средств и личного состава воинской части в ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой дислоцируется воинская часть (подразделение), немедленно с получением информации о ДТП (время, место, принадлежность, обстоятельства, принятые меры).

При получении заключений (решений) правоохранительных органов, органов военной прокуратуры, военных следственных органов и судов, в которых изменяются обстоятельства, виновные, пострадавшие и (или) другие сведения о ДТП, совершенных военнослужащими воинской части, командир воинской части сообщает об этом в ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой дислоцируется воинская часть (подразделение).

10. Дежурный по ВАИ (территориальной) докладывает дежурному по ВАИ (региональной) о всех ДТП, совершенных в районе ответственности ВАИ (территориальной) с участием транспортных средств и личного состава воинских частей.

11. Дежурный по ВАИ (региональной) докладывает дежурному по Главному управлению военной полиции Министерства обороны Российской Федерации о ДТП с пострадавшими, совершенных в районе ответственности ВАИ (региональной) с участием транспортных средств и личного состава воинских частей.

12. Дежурный по Главному управлению военной полиции Министерства обороны Российской Федерации ежедневно уточняет у дежурного группы сбора информации Национального центра управления обороной Российской Федерации данные о количестве совершенных за сутки ДТП с пострадавшими.

13. Информация о ДТП с пострадавшими, совершенных с участием транспортных средств и личного состава воинских частей, доводится до дежурного по Главному управлению военной полиции Министерства обороны Российской Федерации в течение суток.

IV. Проведение сверок учетных данных о дорожно-транспортных происшествиях

14. В целях обеспечения полноты и достоверности учета ДТП сверку учетных данных о количестве и последствиях ДТП проводят в установленном порядке:

должностные лица ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, ответственные за учет ДТП, - с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управлением службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации до 15 числа месяца, следующего за отчетным;

должностные лица ВАИ (региональных), ответственные за учет ДТП, - с отделами службы войск военных округов (флотов) и с должностным лицом ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, ответственным за учет ДТП, до 10 числа месяца, следующего за отчетным;

должностные лица ВАИ (территориальных), ответственные за учет ДТП, - с подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами военной прокуратуры, военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации (далее - военно-медицинские организации) и ВАИ (региональными) до 5 числа месяца, следующего за отчетным;

должностные лица воинских частей, ответственные за учет ДТП в воинских частях, - с ВАИ (территориальными) ежемесячно при наличии ДТП в отчетном месяце.

При удалении воинской части от ВАИ (территориальной) более 100 км сверка проводится ежеквартально.

15. О проведении сверки начальник ВАИ (территориальной) производит запись в книге учета дорожно-транспортных происшествий.

V. Отчетность по дорожно-транспортным происшествиям

16. Для подготовки отчетности по ДТП должностное лицо ВАИ (территориальной), ответственное за учет ДТП, на основе имеющихся данных готовит сведения о ДТП в соответствии с табельной отчетностью.

17. В отчетность не включаются сведения о ДТП, не входящих в государственную статистическую отчетность в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647, а также совершенных в ходе боевых действий.

VI. Подготовка аналитических материалов должностными лицами военной автомобильной инспекции

18. Должностное лицо ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, ответственное за учет ДТП, ежегодно до 15 августа и до 15 февраля готовит анализ состояния аварийности в Вооруженных Силах и выполнения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (ОБДД) в войсках (силах) за 6 и 12 месяцев отчетного года (далее - анализ), в котором отражается информация:

о состоянии аварийности в Российской Федерации;

о состоянии и динамике аварийности в Вооруженных Силах с использованием абсолютных и относительных показателей аварийности;

о нарушениях ПДД водителями транспортных средств воинских частей, в результате которых были совершены ДТП;

о нарушениях ПДД со стороны военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, являющихся водителями транспортных средств, не принадлежащих воинским частям;

о работе должностных лиц ВАИ при несении ими дорожно-патрульной службы;

о выполнении мероприятий по ОБДД в войсках (силах).

Анализ подписывается начальником Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, а подготовленный на его основе правовой акт Министерства обороны Российской Федерации о выполнении мероприятий по ОБДД в Вооруженных Силах - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

19. Должностное лицо ВАИ (региональной) на основе данных учета ДТП и сведений о состоянии работы по ОБДД ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным, готовит анализ состояния аварийности на автомобильном транспорте Вооруженных Сил в районе ответственности и выполнения мероприятий по ОБДД в войсках (силах), в котором отражается информация:

о состоянии аварийности в Вооруженных Силах;

о состоянии и динамике аварийности в районе ответственности ВАИ (региональной) с использованием абсолютных и относительных показателей аварийности;

о нарушениях ПДД водителями транспортных средств воинских частей, повлекших совершение ДТП;

о нарушениях ПДД со стороны военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, являющихся водителями транспортных средств, не принадлежащих воинским частям;

о результатах несения дорожно-патрульной службы на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования;

о выполнении мероприятий по ОБДД в войсках (силах).

Анализ подписывается начальником ВАИ (региональной) и направляется командующему войсками военного округа (флотом) для использования при подготовке проекта указаний командующего войсками военного округа (флотом) по ОБДД на территории военного округа (флота).

20. Начальник ВАИ (территориальной) на основе учетных данных и по результатам работы ВАИ в районе ответственности ежемесячно готовит обзор аварийности в территориальном (местном) гарнизоне, который доводит до командиров воинских частей в районе ответственности.

VII. Учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в военно-медицинских организациях

21. Военно-медицинские организации:

учитывают сведения о раненых, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в соответствующих документах медицинского учета;

предоставляют в срок не более одних суток в ВАИ (территориальные), в районе ответственности которых они дислоцированы, сведения о пострадавших в ДТП военнослужащих с указанием фамилии, имени, отчества, воинского звания, года рождения, места службы (работы), даты и времени обращения, направления в другую медицинскую организацию или смерти пострадавшего в течение тридцати суток после ДТП;

обеспечивают ВАИ (территориальным) возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых;

представляют в установленном порядке органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи.

Читайте также: