На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега волги

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ итоговая по ВОВ м 2МВ.docx

Вариант 1
Часть А

1. Важным событием 1942 г. был

2.Тегеранская конференция лидеров трех держав состоялась в

1) январе 1944 г. 2) мае 1945 г. 3) декабре 1941 г. 4) декабре 1943 г.

3. Укажите командира крупного партизанского соединения

1) С.А. Ковпак 2) И.С. Конев 3) О.В. Кошевой 4) В.Т. Клочков

4. Крупнейшее танковое сражение между советскими и фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны произошло в ходе битвы

1) Курской 2) Сталинградской 3) Московской 4) Берлинской

5. В ходе Второй мировой войны второй фронт против Германии был открыт в (во)

1) Болгарии 2) Югославии 3) Италии 4) Франции

1) оборона Брестской крепости 2) Тегеранская конференция
3) выход на государственную границу СССР 4) форсирование Днепра

8. Укажите результат победы Красной Армии в Курской битве

1) развал Антикоминтерновского пакта 2) полное освобождение территории СССР
3) сдача в плен группировки генерала Ф. фон Паулюса 4) подготовка условий для форсирования Днепра

9. В результате Второй мировой войны

1) США стали единственной сверхдержавой 2) сформировалась двухполюсная политическая система мира 3) рухнула мировая система колониализма 4) сузилась сфера влияния СССР в мире

10. К причинам, обусловившим быструю перестройку экономики на военный лад в 1941 — 1942 гг., относится

1) использование труда немецких и других военнопленных 2) разрешение частной собственности в деревне 3) отправка союзниками воинских подразделений на Восточный фронт 4) плановый характер управления хозяйством

11. Главное значение Сталинградской битвы состоит в том, что в ходе нее

1) начался коренной перелом в Великой Отечественной войне
2) была окончательно разгромлена гитлеровская армия
3) произошло создание Антигитлеровской коалиции
4) произошло открытие второго фронта

1) Сталинград 2) Ленинград 3) Севастополь 4) Одесса

1) Орел и Белгород 2) Сталинград 3) Ленинград 4) Москву

1) партизанском 2) религиозном 3)стахановском 4) политическом

1) Крымской 2) Потсдамской 3) Тегеранской 4) Парижской

16. К причинам неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны следует отнести

A. ослабление командирского корпуса в результате репрессий 1937-1938 гг.
Б. просчеты в определении направления главного удара и времени нападения Германии на СССР
B. Незнание тактики оборонительной войны
Г. нежелание советских солдат сражаться за сталинский режим
Д. сосредоточение основных сил Красной Армии на западных границах

1) АБВ 2) АВГ 3) БГД 4) ВГД

17. В битве под Москвой особую стойкость и героизм проявила дивизия под командованием генерала

1) В. Г. Клочкова 2) И. В. Панфилова 3) Д. Г. Павлова 4) П. М. Гаврилова

18. Первый военный парад в годы Великой Отечественной войны в Москве состоялся в честь

1) годовщины Октябрьской революции в 1941 г. 2) прорыва блокады Ленинграда в 1943 г.
3) разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в 1943 г.
4) освобождения Севастополя в 1944 г.

19. Расположите события в хронологическом порядке

20. Укажите три события, относящиеся ко времени Великой Отечественной войны.

21. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде комбинации цифр.

А) вступление СССР в войну против Японии
Б) окончание Великой Отечественной войны
В) Потсдамская конференция
Г) окончание Второй мировой войны

1) май 1945г.
2) июль-август 1945г.
3) сентябрь 1945г.
4) август 1945г.
5) февраль 1945г.

22. Ниже приведен перечень военачальников. Все они, за исключением одного, относятся к полководцам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Найдите и запишите фамилию военачальника, не принимавшего участия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

1) К.Рокоссовский 2) А. Василевский 3) М. Фрунзе 4) Г.Жуков 5) И.Конев 6) В Чуйков

Часть Б

3. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой и давшего название этому сражению.

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1. Скульптура была создана в период Великой Отечественной войны
2. Скульптура, изображённая на фотографии, находится в г. Бресте
3. Скульптура является символом победы советской армии в сражении периода коренного перелома в Великой Отечественной войне
4. Автор памятника, изображённого на фотографии, — Е.В. Вучетич
памятник посвящен военным событиям 1945 г.

6. Какое из изображений, представленных ниже, относится к тому же сражению Великой Отечественной войны, что и памятник на фотографии? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

1.

2.

3.

4.

Часть 3

1. Из статьи западного историка Б.Л. Гарта.

1.Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?

2.На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.

3. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.

2. Существует следующая точка зрения на основные причины победы СССР в Великой Отечественной войне: Победа в войне была достигнута за счет превосходства советской системы, высокого военного потенциала Советской армии, искусства военачальников, патриотического подъема и массового героизма. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.

Вариант 2

Часть 1

1. Важным событием 1943 г. был (о)

2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск

1) под Сталинградом и на Курской дуге 2) под Москвой 3) в Восточной Пруссии
4) на Висле и Одере

3. Укажите командира крупного партизанского соединения

1) И.В. Панфилов 2) В.И. Чуйков 3) Н.Ф. Ватутин 4) А.Ф. Федоров

4. В ходе Великой Отечественной войны блокаду немецко-фашистских войск выдержал город

1) Севастополь 2) Одесса 3) Мурманск 4) Ленинград

5. На Крымской (Ялтинской) международной конференции в 1945 г. с участием глав правительств СССР, Великобритании и США было принято решение о

1) сроках открытия второго фронта 2) роспуске Коминтерна
3) создании ООН 4) сотрудничестве в области разработки ядерного оружия

6. Важным событием 1944 г. было

1) полное освобождение Ленинграда от блокады 2) образование ООН
3) объявление Советским Союзом войны Японии 4) поражение фашистских войск под Курском

7. В годы Великой Отечественной войны произошло событие

1) подписание Мюнхенского договора 2) Ясско-Кишиневская операция
3) сражение под Кунерсдорфом 4) оборона Царицына

8. Немецкий план захвата Москвы осенью 1941 г. получил кодовое название

9. Несмотря на разногласия, в 1942 г. была создана Антигитлеровская коалиция, потому что

1) этого потребовал Сталин 2) стран-участниц объединяла общая цель
3) возникла угроза выхода США из войны 4) Япония напала на СССР

10. Каково главное значение победы советских войск в битве за Москву?

11.Издание И. Сталиным приказа № 227 "Ни шагу назад!" от 28 июля 1942 г. было вызвано угрозой

1) захвата немцами Крыма 2) нового прорыва немцев под Москвой 3) выхода немцев к Уралу с юга 4) выхода немецких армий к Волге.

12. Главное значение Курской битвы состоит в том, что в ходе нее

1) И.В. Сталин 2) В.М. Молотов 3) Г.К. Жуков 4) К.Е. Ворошилов

1) 1939—1940 гг. 2) 1941 —1942 гг. 3) 1943—1944 гг. 4) 1944—1945 гг.

1) Керчь 2) Ленинград 3) Севастополь 4) Новороссийск

1) Пекинская 2) Квантунская 3) Японская 4) Цусимская

1) Сталинградской 2) Московской 3) Берлинской 4) Курской

18. Достижение превосходства советской военной техники в 1943 г. было обеспечено
A) максимальной интенсификацией труда и жесточайшей трудовой дисциплиной
Б) проведением трудовой мобилизации в городе и на селе, привлечением к работе на оборону страны заключенных ГУЛАГа
B) снижением норм государственных поставок сельскохозяйственной продукции
Г) освобождением части советской территории в результате зимнего (1942 г.) наступления Красной Армии
Д) открытием новых научных учреждений и интенсивной работой конструкторских бюро

1) АВГ 2) БГД 3) АБД 4) БВД

19. Расположите события в хронологическом порядке

1) Нюрнбергский процесс 2) Крымская конференция
3) подписание Декларации странами – участницами антигитлеровской коалиции
4) Потсдамская конференция 5) атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки

20. Укажите фамилии трех военачальников, которые командовали фронтами в годы Великой Отечественной войны.

1) М.В. Фрунзе 2) С.С.Каменев 3) М.Н.Тухачевский 4) А.М.Василевский
5) И.Д. Черняховский 6) И.С Конев

21. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде комбинации цифр.

СОБЫТИЯ
А) Московская битва
Б) Сталинградская битва
В) Тегеранская конференция
Г) Курская битва

ДАТЫ
1) сентябрь 1941– февраль 1942г.
2) июль-август 1944г.
3) июль-август 1943г.
4) июль 1942-февраль 1943г.
5) февраль 1943г.

22. Ниже приведен список аббревиатур. Все они, за исключением одной, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны. Найдите и запишите порядковый номер ответа, относящегося к другому историческому периоду.

1) ГКО 2) НКВД 3) СНК 4) РККА 5) СЭВ 6) СВГК

Часть 2

3. Напишите название военной операции советских войск, которая показана на схеме.

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, считаются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) победа советских войск в этом сражении положила начало коренному в ходе войны
2) окружённой группировке противника удалось прорвать позиции советских войск и выйти из окружения
3)в начале сражения, показанного на схеме, советские войска перешли к преднамеренной обороне
4) одновременно с изображенной на схеме битвой произошла высадка англо-американских войск в Нормандии
5) следствием сражения, изображенного на схеме, в Германии был объявлен траур
6) на завершающем этапе сражения, изображённого на схеме, группировка противника капитулировала

5. Какое суждение о данном плакате является верным?

1) плакат отражает события коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
2) содержание карикатуры отражает оборонительный период Великой Отечественной войны
3) автором карикатуры, изображённой на плакате, является И.М. Тоидзе
4) изображение на плакате отражает наступательные операции советских войск и освобождение территории СССР от немецко-фашистских захватчиков

6. Укажите медаль, которая относится к тому же году Великой Отечественной войны, что и события, изображённые на плакате. В ответе запишите цифру, под которой она указана.

Часть 3

1. Укажите название битвы, о которой говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относятся данные воспоминание.

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

3. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.

2. Существует следующая точка зрения на характер вторжения Германии на территорию СССР 22 июня 1941 г.: Нападение Германии на СССР в 1941 г. было вынужденным, война носила превентивный характер, так как советское руководство планировало нападение на Германию летом 1941г. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Из письма советского писателя в Правительство СССР (1930 г.).

«. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Вот одна из черт моего творчества и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски. в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране.

20. Назовите фамилию писателя — автора письма, а также не менее двух его произведений, в которых содержалась сатира на общество 1920 — 1930-х гг.

20.

1. имя писателя — Михаил Булгаков;

«Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных

Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до

весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен

отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без

круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и

трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По

выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он

имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню

государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на

20. Какая эпоха в развитии страны началась с введением продналога? Укажите не менее двух отличий продналога от продразвёрстки.

20.

1) переход от продразвёрстки к продналогу ознаменовал начало новой экономической политики (НЭП);

2) отличия продналога от продразвёрстки:

а) продналог меньше, чем продразвёрстка;

б) продналог устанавливался до весеннего сева;

в) продналог позволял крестьянину оставить часть урожая в его распоряжении.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем.

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас.

20. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

20.

- партия – большевики (РСДРП(б))

- заявление относится к 1917 г.

- заявление предшествовало октябрьскому перевороту (захвату власти большевиками)

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград ещё ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.

20. Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они происходили.

20.

- Октябрьская революция (Октябрьский переворот) - возможны оба определения, используемые в учебниках

- 26 октября – начало ноября 1917 г.

Из выступления Н. И. Бухарина.

20. О каких событиях идёт речь в выступлении? Определите, от имени какой политической силы составлен документ.

20.

1) речь идёт об установлении советской власти в Москве;

2) документ составлен от имени большевиков.

Из статьи западного историка Б. Л. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

20. Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?

20.

1. город Сталинград; 2. 1942 г.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы.

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами. Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами. появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.

20. О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно происходило?

20.

1. в отрывке из воспоминаний речь идёт о битве за Берлин;

2. события относятся к 1945 г.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития,

20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию, политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

20

1. Десятилетие – 1980-е гг.;

2. Генеральный Секретарь ЦК КПСС – М.С. Горбачев;

Из исторического источника.

«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать. Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.

20. Укажите год, когда происходило событие, о котором идет речь в источнике. Назовите фамилию руководителя СССР, сделавшего данное заявление.

20.

2) Руководитель СССР – Н.С. Хрущев.

Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия.

«Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки. стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:

1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а)в атмосфере; за её пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и

20. Когда был подписан договор? Укажите фамилию руководителя СССР в период подписания договора.

20.

1. дата подписания договора— 1963 г.;

2. руководитель СССР — Н.С. Хрущёв.

Из исторического источника.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете… и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной в референдуме 25 апреля…

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента… - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства…

20. В каком году происходили описанные события? Назовите фамилии Президента России и Председателя Верховного Совета.

20.

Б. Н. Ельцин, Р. И. Хасбулатов

Из воспоминаний О.Лациса о докладе руководителя СССР на XX съезде КПСС

20. Укажите год, когда происходили описанные события и фамилию руководителя КПСС в этот период.

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Из письма советского писателя в Правительство СССР (1930 г.).

«. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Вот одна из черт моего творчества и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски. в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране.

22.

Объяснения:

2. Булгакова, как и Толстого, интересуют не военные события сами по себе, а то, что происходит с людьми, их отношениями, чувствами и т.д. на фоне этих событий.

«Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных

Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до

весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен

отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без

круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и

трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По

выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он

имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню

государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на

22. Каковы были последствия государственных мер по отношению к крестьянству, определенных в обращении? Укажите не менее трёх последствий.

22. Последствия изменения политики государства по отношению к крестьянам:

1) стабилизация ситуации в сельском хозяйстве;

2) восстановление довоенного уровня производства в сельском хозяйстве;

3) экспорт зерна за границу;

4) создание условий для начала индустриализации;

5) прекращение массового протеста крестьян против Советской власти;

6) расслоение крестьянства, появление нэпманов.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем.

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас.

22. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

22.

- влияние большевиков не падает, а со временем только растет

- у большевиков большие шансы получить более трети голосов в Учредительном собрании и законным путем стать преобладающей политической силой

- большевики сейчас не могут опереться на поддержку всего народа (крестьяне – за эсеров)

- в случае захвата власти большевикам придется вести революционную войну, а это вызовет недовольство солдатской массы

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград ещё ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.

22. Какую из сторон, участвовавших в событиях, поддерживает автор? Что свидетельствует о его отношении? Назовите не менее трёх положений.

22.

1. Внимательный анализ текста дает основание считать, что автор поддерживает свергнутую большевиками власть, относится к выступлению большевиков отрицательно.

2. Об упомянутом отношении автора свидетельствует следующее:

- выступление большевиков названо переворотом

- автор говорит об общем неверии в окончательную победу большевиков

- автор уделяет особое внимание действиям антибольшевистских сил

- приводится оценка петроградской Думы как демократического представительного органа, противостоявшего большевикам

Из выступления Н. И. Бухарина.

22.

1) нерешительность Военно-революционного комитета;

2) лучшая организованность юнкеров;

Из статьи западного историка Б. Л. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

22. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.

22.

причины: 1. непревзойденное мужество и героизм защитников города; 2. преимущество обороняющихся в условиях уличных боев; 3. постоянное подкрепление обороняющихся людскими резервами, боеприпасами и т.д.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы.

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами. Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами. появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.

22. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним? Укажите всего не менее трёх положений.

22.

1. значение: Берлинская операция стала завершающим сражением Великой Отечественной и Второй мировой войн в Европе;

а) был взят Берлин;

б) представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития,

22. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

22

1. Частичная свобода слова, гласность, отмена цензуры, ликвидация спец-хранов;

2. Плюрализм мнений;

3. Введение плюрализма власти и отмена однопартийной системы;

4. Разрешение частного предпринимательства (движение кооперативов) и частной собственности.

Из исторического источника.

«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать. Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.

22. Как автор относится к проблеме, возникшей в международных отношениях? Приведите не менее двух его высказываний.

22.

1. Автор демонстрирует негативное отношение к ультиматуму, выдвинутому СССР.

Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия.

«Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки. стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:

1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а)в атмосфере; за её пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и

22. Определите по тексту, в чем состояли основное содержание, цель и значение договора. Назовите не менее трёх положений.

22.

1. основное содержание договора заключалось в том, что участники обязывались прекратить испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой;

2. цель договора — защита человека и природы от возможных последствий ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой;

3. значение договора:

Из исторического источника.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете… и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной в референдуме 25 апреля…

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента… - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства…

22. Какие последствия для государства и общества имел данный указ? Назовите не менее трех таких последствий.

22.

2. Принятие новой Конституции

3. Упразднение Верховного Совета

Из воспоминаний О.Лациса о докладе руководителя СССР на XX съезде КПСС

22. Какое отношение слушателей к докладу выразил автор? В чём оно проявилось? Приведите не менее двух подтверждений этого отношения.

22.

Может быть указано, что

1) отношение слушателей к докладу может быть определено как сочетание потрясения и сомнения;

3) возникли возражения и сомнения;

4) недоумение было вызвано несостоятельностью сведения всех проблем к одной личности;

5) в докладе отсутствовали упоминания о гарантиях, что подобное не повторится.

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Из письма советского писателя в Правительство СССР (1930 г.).

«. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Вот одна из черт моего творчества и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски. в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране.

21. Отметьте на основании источника и вашего знания курса истории, как сложилась творческая судьба этого писателя, и объясните, почему она сложилась таким образом. Назовите в общей сложности не менее трёх положений.

21.

1. судьба писателя была трудной, драматичной;

3. с другой стороны, в 1930-е гг. произведения Булгакова запрещались, не публиковались, некоторые из них были напечатаны только в 1960-е гг., уже после его смерти;

4. в последние годы жизни писатель был практически лишен возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, жил в изоляции;

5. при объяснении причин того, что судьба Булгакова сложилась таким образом, может быть, например, сказано о пристрастном, в конечном итоге — недоброжелательном отношении к нему и его творчеству со стороны И.В.Сталина.

«Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных

Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до

весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен

отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без

круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и

трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По

выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он

имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню

государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на

21. Какие изменения в экономической деятельности крестьян вело за собой введение продналога?Приведите не менее двух изменений.

21. Изменения:

1) введение продналога вело к свободному обмену излишков, т.е. развитию частной торговли;

2) введение продналога способствовало развитию кооперации.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем.

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас.

21. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые

21.

- за большевиков – большая часть народа

- большевики уже взяли под свой контроль многие Советы, в том числе Петросовет

- большевики могут опереться на помощь международного пролетариата

- влияние большевиков при дальнейшем промедлении начнет снижаться

- большевики не смогут выиграть выборы в Учредительное собрание, т.е. легально прийти к власти

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград ещё ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.

21. Почему автор называет большевиков победителями? Укажите не менее двух причин. В силу каких обстоятельств эту победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной? Приведите не менее двух обстоятельств.

21.

1. Большевики названы победителями, так как:

- в руках большевиков оказался Петроград со всеми его учреждениями

- существовавшее до выступления большевиков правительство (Временное правительство) было свергнуто и заключено в Петропавловскую крепость

- военная сила была на стороне большевиков

2. Победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной из-за того, что:

- большевики захватили власть только в Петрограде

- были возможны столкновения между частями, верными Керенскому, и частями, выступавшими на стороне большевиков

- в Москве происходили уличные сражения между большевиками и частью правительственных войск, юнкерами

- петроградская Дума вела борьбу против большевиков

Из выступления Н. И. Бухарина.

21. На основе документа укажите не менее трёх причин победы той политической силы, от имени которой составлен документ.

21.

1) на сторону большевиков перешел солдатский гарнизон Москвы;

2) большевики имели преимущество в вооружении;

3) большевиков поддержали трудящиеся Москвы;

4) большевики действовали решительнее и активнее, чем их противники.

Из статьи западного историка Б. Л. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

21. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.

21.

проблемы: 1. необходимость подвозить подкрепления и боеприпасы через Волгу; 2. превосходство противника в военной технике; 3. недостаток военного опыта у большинства советских воинов; 4. в городе оставались мирные жители

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы.

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами. Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами. появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.

21. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.

21.

1. в Берлинской операции был использован опыт всех крупных сражений, накопленный в течение войны;

2. в сражении был использован новый тактический прием — свет мощных прожекторов для ослепления противника.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития,

21. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

21

1. Практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни;

2. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались;

3. Инертность, застылость форм и методов управления, нарастание бюрократизма – все это наносило немалый ущерб делу.

Из исторического источника.

«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать. Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.

21. Привлекая знания по истории, укажите, каковы были итоги описываемых событий и в чем заключалось их историческое значение. Приведите всего не менее трех положений.

21.

А) советские ракеты на Кубе были демонтированы;

Б) США гарантировали безопасность Кубе;

В) США вывезли ракеты с баз, расположенных в Турции;

2) Историческое значение: начало полосы разрядки международной напряженности (например, заключение договора США и СССР в 1963 г. о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой).

Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия.

«Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки. стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:

1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а)в атмосфере; за её пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и

21. С проведением какого внешнеполитического курса советского руководства связано подписание указанного договора? Почему он не был подписан в предшествующий период? Приведите не менее двух причин.

21.

1. на XX съезде КПСС был определен курс на мирное сосуществование государств с различными социальными системами;

2. в 1959 г. Н.С. Хрущёв на Генеральной Ассамблее ООН выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения.

1. до смерти И.В. Сталина было невозможно достижение компромисса между СССР и капиталистическими странами;

2. резкая конфронтация между двумя образовавшимися военно-политическими блоками — НАТО и ОВД;

3. прямое военное вторжение советских войск в Венгрию в 1956 г.;

4. возможность открытого военного конфликта между СССР и США с использованием ядерного оружия — Карибский кризис 1962 г. (в ходе разрешения этого кризиса противоборствующие стороны получили опыт поиска компромиссов в условиях жесткого столкновения интересов).

Из исторического источника.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете… и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной в референдуме 25 апреля…

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента… - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства…

21. В чем состояла опасность сложившейся политической ситуации? Назовите не менее двух положений, раскрывающих основу описанного противостояния.

21.

Конституционный кризис мог привести к вооруженному противостоянию.

1. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, а Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия Конституции).

Из воспоминаний О.Лациса о докладе руководителя СССР на XX съезде КПСС

21. Какие суждения о докладе, сделанном на XX съезде КПСС, отражены в воспоминаниях автора? Укажите не менее трёх суждений.

21.

Могут быть указаны следующие суждения:

2. сведение вины за все названные преступления к одной личности;

Читайте также: