Методика оценки и расчета нормативов социально экономического ущерба от дтп

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

- низкое качество функционирования автомобильного транспорта и его инфраструктуры, недостатки в организации его движения, что влечет разнообразные негативные последствия, как то нарушение сроков перевозок, дискомфортность перевозок пассажиров, обусловленная переполнением автобусов и нерегулярностью их движения, потери (хищение) грузов, ухудшение их потребительских свойств;

- значительный экологический ущерб, наносимый эксплуатацией автотранспортных средств окружающей среде вследствие их плохого технического состояния, отсутствия в их конструкции систем и устройств экологической защиты;

- недостаточная развитость дорожной сети (десятая часть населения России проживает в условиях бездорожья, ряд регионов имеют сезонные транспортные связи, а отдельные районы страны не имеют постоянных связей вообще);

- нестабильность финансового обеспечения отрасли в целом, что связано с отсутствием закрепленных источников финансирования и невозможностью использования для этих целей доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог;

- отсутствие четких формулировок и взаимоувязки целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки финансовой деятельности органов управления дорожным хозяйством разных уровней;

- недостаточная эффективность процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств.

Необходимо отметить, что, являясь мощным рычагом подъема экономики, автомобилизация несет с собой много отрицательных явлений, одним из которых являются народнохозяйственные потери от дорожно-транспортных происшествий. В странах с развитой автомобилизацией наблюдается тенденция роста парка транспортных средств и числа, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Однако тяжесть последствий аварийности определяется не только ростом парка подвижного состава автомобильного транспорта, а зависит от уровня деятельности по предотвращению аварийности и совершенствованию организации дорожного движения в стране. Это обусловливается значительными темпами роста количества транспортных средств на автомобильных дорогах и активизацией работы по улучшению организации дорожного движения. Эта деятельность требует значительных материальных затрат, для обоснования которых необходима достоверная информация о потерях народного хозяйства страны от ДТП.

При этом следует учитывать, что не все потери в настоящее время имеют статистическую оценку, ряд потерь на сегодня не поддаются учету (или не учитываются) в денежном выражении (к ним можно отнести опозданий рабочих на производство, потери от простоя транспортных средств в пробках на дорогах и т. п.).

Сегодня все развитые страны мира ежегодно выделяют огромные средства на развитие сети коммуникаций, прежде всего, на развитие сети автомобильных дорог. В США в дорожную отрасль ежегодно инвестируется 109-110 млрд. долларов (при этом перед конгрессом ставится вопрос об увеличении расходов еще на 100 млрд. долларов); Япония вкладывает в дорожное строительство 107 млрд. долларов; Германия – 50 млрд. евро. Россия же с ее огромным бездорожьем тратит на эти цели не более 7 млрд. долларов.[6]

В России сроки службы автомобилей на 15-20 % ниже, чем в США и странах Западной Европы; а межремонтные сроки в 1,5-2 раза короче. Расход горюче-смазочных материалов в нашей стране в 1,5 раза выше, чем в развитых странах мира. Из-за плохих дорожных условий стоимость обслуживания автомобилей увеличивается в 2,5-3,4 раза, а сроки службы автомобильных покрышек сокращаются в 1,5-1,8 раза. На дорогах ежегодно теряется значительная часть перевозимой по ним сельскохозяйственной продукции.[8]

Таким образом, сложившийся уровень ущерба от функционирования автомобильного транспорта России подтверждает актуальность и необходимость научной и практической проработки вопросов оценки и предупреждения экономических потерь от угроз в сфере автотранспорта, а особенно в сфере дорожно-транспортных происшествий, а также вопросов обеспечения экономической безопасности в указанной сфере.

Главным признаком ДТП (с позиции законодателя) является причинение вреда (ущерба), который может по-разному проявляться: физический ущерб (гибель или ранение человека), материальный ущерб (повреждены транспортные средства, груз, сооружения). На практике же, круг негативных последствий ДТП указанным перечнем не исчерпывается. Ряд экономических потерь остаются за рамками официального определения и, как правило, государственными органами не учитываются (потери связанные с простоем транспорта, подготовкой персонала, потерей рабочего времени). В целом, потери от дорожно-транспортных происшествий могут быть классифицированы различным образом. В частности, по направленности потери могут быть прямыми и косвенными.[9]

Прямые потери – потери части национального дохода страны в результате гибели пострадавших, а также получения ими инвалидности или временной нетрудоспособности; выплата пенсий, затраты на медицинскую помощь, компенсация по страхованию, расходы, связанные с восстановлением транспортных средств, дорожных сооружений, порча или утрата груза.

Косвенные потери – это потери, связанные со снижением производительности и подготовки нового специалиста для замещения погибшего, затраты государственных органов, затраты, связанные с заторами движения и простоями транспортных средств, с нарушением сроков доставки грузов и пассажиров, с нарушением ритмичности работы предприятий и невыполнением плановых перевозок.

По характеру потери могут делиться на: потери от вовлечения человека в ДТП (гибель, ранение, инвалидность человека); потери от повреждения транспортного средства и грузов (восстановление ТС, ремонт, порча грузов, нарушение ритмичности работы автопредприятий, невыполнение обязательств по перевозкам); потери от повреждения дорог и дорожных сооружений и средств организации дорожного движения; затраты на расследование причин ДТП.

В условиях рыночной экономики не может быть рассчитан и установлен норматив ущерба от гибели или ранения человека в абсолютном исчислении, который может быть использован в течение длительного периода. Данная Методика позволяет произвести точный расчет стоимостной оценки ущерба на каждый конкретный год. Это связано с тем, что эта оценка зависит от величины валового внутреннего продукта (ВВП), как основного показателя экономического потенциала страны.

В основе российской системы оценки лежит тезис о том, что величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия включает в себя указанные автором ранее составляющие: ущерб в результате гибели и ранения людей, повреждения транспортных средств, порчи груза, повреждения дороги.

В методике содержатся формулы расчета стоимостных оценок ущерба по категориям. В частности, стоимостная оценка ущерба в результате гибели или ранения людей, которая включает:

- экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;

- затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помощи и лечение;

- выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);

- оплату по временной нетрудоспособности.

Важным разделом Методики явились стоимостные оценки (нормативы) ущерба от ДТП по категориям, а также предусмотренные параметры корректировки указанных нормативов в зависимости от изменения экономической ситуации (динамики инфляции и т. д.).

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате ДТП погибает около 1,2 млн. человек и свыше 50 млн. человек получают ранения, причем на страны с низким и средним уровнем доходов приходится около 90% всех погибших и пострадавших в ДТП.[11]

Рис. 1. Динамика количества ДТП и пострадавших в них в России за 2001-2008 г. г.[12]

Положительной тенденцией является улучшение динамики тяжести последствий ДТП, т. е. снижение количества погибших по отношению к пострадавшим, что имеет важное социально-экономическое значение для общества.

В соответствии с Методикой[13], рассмотренной автором в параграфе 1.2. исследования, социально-экономический ущерб от ДТП по различным категориям в 2006 году составил 462 млрд. руб.

Мировой экономический ущерб от ДТП составляет 518 млрд. долларов США в год. Экономические издержки, связанные с дорожно-транспортным травматизмом, оцениваются в среднем в 1 % внутреннего валового продукта в странах с низким уровнем доходов, примерно в 1,5% – в странах со средним уровнем доходов и 2% – в государствах с высоким уровнем доходов. Так, в США ущерб от ДТП определяется в размере 230 млрд. долларов (2,3% ВВП), в странах Евросоюза – 180 млрд. евро (примерно 203 млрд. долларов США). В странах Центральной и Восточной Европы и странах СНГ ущерб от ДТП равен примерно в 1,5 % ВВП, или 9,9 млрд. долларов США[14].

Рис. 2. Динамика социально-экономического ущерба от ДТП за 2000- 2006 г. г.[15]

Рис. 3. Структура социально-экономического ущерба от ДТП в 2006 г. г.[16]

Важным элементом социально-экономического ущерба от ДТП являются его негативные демографические последствия для России, среди показателей которых в рамках настоящего исследования следует выделить: снижение численности населения страны, уровня здоровья россиян, продолжительности жизни человека, продолжительность трудоспособного периода, естественного прироста, искажение возрастной пирамиды населения, снижение среднего возраста раненых в ДТП, ожидаемая продолжительность здоровой жизни человека.

В настоящее время национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения действуют во многих странах, но единообразия в формах разрабатываемых программ нет. Во многих странах они представляют собой самостоятельный документ (в Республике Корея, Малайзии, Австралии, Турции, Австрии, Италии, Финляндии, Болгарии, Норвегии, Литве). В некоторых государствах программы обеспечения безопасности дорожного движения являются частью более глобальных программ.

Для анализа социально-экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение ущерба от ДТП, можно применить Методику оценки эффективности инвестиционных проектов[17], утвержденную Минэкономики, Минфином в 1999 году. В соответствии с ней эффективность в себя включает две главных составляющих: общественную (социально – экономическую) и коммерческую эффективность. А для оценки эффективности мероприятий, направленных на снижение социально-экономического ущерба от ДТП, можно предложить двухэтапную схему. Предварительно определяется общественная значимость проекта. Приведенный автором анализ объемов социально-экономического ущерба от ДТП ее подтверждает и говорит о крупномасштабности проблемы.

ЕДИНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО, ПРИРОДНОГО И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ КЛАССИФИКАЦИИ И УЧЕТА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К.Шойгу 1 декабря 2004 г.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (исх. от 15.10.04. N 621-ВС)

Министерством образования и науки Российской Федерации (исх. от 15.10.04. N 10-396)

Министерством природных ресурсов Российской Федерации (исх. от 08.10.04. N 21-36/4554)

Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (исх. от 28.09.04. N 01-01-538)

Министерством транспорта Российской Федерации (исх. от 01.10.04. N АМ-30/2279)

Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации (исх. от 27.09.04. N ДМ-П10-274)

Министерством финансов Российской Федерации (исх. от 20.10.04. N 10-4-1/3295)

Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (исх. от 15.10.04. N 7-715)

Федеральным агентством по атомной энергии (исх. от 20.10.04. N 30-660)

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. от 22.10.04. N 2-18/1002)

Российской академией наук (исх. от 12.10.04. N 2-10103-2114.2/929)

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного Совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. Протокол N 4 разработана Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций.

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера разработана на основе обобщения проводимых ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) многолетних исследований по анализу и управлению риском ЧС техногенного и природного характера, а также работ других ведущих научно-исследовательских и проектных учреждений.

В работе учтен зарубежный опыт по оценке ущерба, изложены подходы к проведению оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций и их прогнозированию, указаны основные показатели социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

В ходе дальнейшего проведения исследований по оценке социально-экономических последствий и получения новых данных Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера будет уточняться и дополняться, в том числе документами, законодательными актами, необходимыми для организации работ в этой области.

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера предназначена для обеспечения информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Область применения

1. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера (далее по тексту - Методика), а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера в отраслях и сферах экономики Российской Федерации.

2. Методика может быть использована для оценки ущерба при расследовании аварий и чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) техногенного, природного и террористического характера, разработке декларации промышленной безопасности, страховании ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, категорировании опасных производственных объектов по степени риска и т.д.

3. Методика предназначена для прогнозирования ущерба на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, муниципальном и объектовом) территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

4. Методика предназначена для обучения:

специалистов организаций и учреждений, занимающихся оценкой ущерба на различных этапах чрезвычайных ситуаций, проблемами прогнозирования чрезвычайных ситуаций и планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения, производственного персонала и территорий от воздействия поражающих факторов при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

экспертов по оценке ущерба от ЧС для оценки стоимости ущерба от ЧС и стоимости восстановления ущерба от ЧС.

5. Методика может быть использована в качестве:

методического документа в системе мониторинга ущерба от ЧС в рамках РСЧС;

нормативного документа системы добровольной сертификации услуг по оценке ущерба от ЧС в отраслях и сферах экономики;

рамочного методического документа укрупненных оценок ущерба, которые могут быть применены при определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственника (эксплуатирующей организации) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при планировании мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, а также при страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.

6. Методика позволяет устанавливать общие требования органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации (органов управления ГОЧС) по оценке ущерба:

возможного - на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасного объекта;

фактического - нанесенного чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и террористического характера.

7. Методика может использоваться при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации производственных комплексов, в состав которых входят расположенные на обособленной территории или обеспечивающие единый технологический процесс опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов, объекты использования атомной энергии, аварии на которых при их эксплуатации могут привести к причинению вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.

8. Методика позволяет проводить оценки социально-экономического ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера на этапах прогнозирования и локализации ЧС в расчете на период один год после свершения события.

9. Методика может быть использована при:

определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственников (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при составлении деклараций безопасности, планировании аварийно-спасательных работ, а также при обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

страховании гражданской ответственности собственников опасных объектов (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварий на этих объектах, для определения размера страховой суммы;

планировании аварийно-спасательных работ;

обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

прогнозировании размера сумм, необходимых для возмещения вреда от аварии опасного объекта и ликвидации ее последствий.

1.2. Общие положения

1. Оценка ущерба от ЧС является основой для:

учета и регистрации ЧС по единым экономическим показателям;

оценки риска ЧС на опасных производственных объектах;

принятия обоснованных решений по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах, защите населения и территорий от ЧС;

категорированию опасных производственных объектов по степени риска ЧС;

анализа эффективности мероприятий, направленных на снижение размера ущерба от ЧС.

При разработке отдельных разделов Проекта Методики использовались также: законодательные, нормативные и правовые акты Российской Федерации; действующие нормативные и инструктивные положения; фондовые материалы организаций и учреждений, в том числе корпораций; литературные источники.

3. Методика позволяет организовать проведение объективной и единообразной оценки фактического и возможного ущербов от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористической характера для принятия решений в органах государственной власти Российской Федерации.

4. Методика построена на единой методической основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценки ущерба и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Методические положения Методики основываются на результатах научных исследований, обработки большого объема статистических данных, анализа информационно-справочного обеспечения и практического опыта оценки ущерба от ЧС, а также на основе анализа зарубежного опыта в сфере оценки ущерба от ЧС.

6. Результаты, получаемые при применении Методики действительны для условий конкретных отраслей и сфер экономики, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики на территории Российской Федерации.

7. В случаях, когда рекомендации Методики носят качественный характер или допускают принятие решений в определенном диапазоне, окончательное решение принимается экспертом по оценке ущерба от ЧС.

8. Методика имеет рекомендательный характер и является исходной базой для разработки частных методик оценки показателей социально-экономических последствий ЧС техногенного, природного и террористического характера в отраслях и сферах экономики.

9. По объекту воздействия негативных факторов различают следующие виды ущерба:

ущерб жизни и здоровью конкретных людей (медико-биологический), который определяется конкретными нарушениями их здоровья, приводящими для некоторой их общности (населения страны, общества) к социальным потерям и, в итоге, сокращению средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни;

ущерб социально-экономической системе (социально-экономический), который состоит в утрате того или иного вида собственности, затратах на переселение людей, выплате компенсаций пострадавшим, упущенной выгоде от не заключенных и расторгнутых контрактов, нарушении процесса нормальной хозяйственной деятельности, ухудшении условий жизнедеятельности людей и т.д.;

ущерб государству (социально-политический);

ущерб природной среде (экологический), под которым понимается ухудшение природной среды или затраты на ее восстановление, потеря народнохозяйственной ценности территорий или затраты на ее реабилитацию.

10. Наряду с понятием "ущерб" в Методике используются и другие близкие или эквивалентные ему термины: вред, потери, убытки, урон, риск, последствия, выбытие, гибель, затраты и т.д.

11. Деятельность по определению экономического ущерба вторична по отношению к определению физического ущерба от ЧС.

Это означает, что прежде чем приступить к экономической оценке ущерба от ЧС, должна быть проведена работа по определению разрушений и иных потерь в натуральных (физических и иных) измерителях, т.е. определен физический ущерб от ЧС.

При определении физического ущерба от ЧС прямо или косвенно воспроизводятся (моделируются) физические (технические, организационные, природные и др.) процессы возникновения, развития и ликвидации ЧС.

12. При определении экономического ущерба:

осуществляется переход (пересчет) показателей физического ущерба в стоимостные (денежные) измерители;

прямо или косвенно воспроизводятся (моделируются) экономические процессы функционирования объектов экономики и социальной инфраструктуры применительно к условиям ЧС.

13. При определении экономического ущерба выделяется фактический (расчетный) экономический ущерб, как правило, исчисляемый в годовом измерении и выражаемый в ценах и расценках предыдущего года. Такое "запаздывание" объясняется спецификой статистической отчетности. Принимается годовой лаг в расчетах ущерба, он принят в качестве базового. Аналогичную продолжительность имеет народнохозяйственный воспроизводственный цикл.

14. При оценке фактического ущерба:

оценка ущерба для юридических лиц осуществляется преимущественно на основе инвентаризации ущерба;

оценка ущерба для физических лиц осуществляется на основе экспертных оценок ущерба;

экспресс-оценка ущерба осуществляется на основе экспертных оценок ущерба.

15. Принимается, что объем ущерба в основном определяется двумя факторами: интенсивностью ЧС (модель воздействия) и сопротивлением этому воздействию (законами разрушения - для зданий, сооружений и законами поражения - для людей). Все другие факторы, влияющие в той или иной степени на последствия ЧС, учитываются через эти факторы.

Все без исключения ЧС техногенного, природного и террористического характера наносят или могут нанести ущерб интересам личности, общества и государства, выражающийся в следующих видах ущерба:

ущерб жизни и здоровью населения;

экономический ущерб, связанный с материальными потерями, вызванными повреждениями и разрушениями производственных и непроизводственных объектов, нарушением их функционирования, затратами на предупреждение и ликвидацию ЧС;

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ И РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА
ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Срок действия с 01.12.2000
до 01.12.2005

РАЗРАБОТАНА по заказу Министерства транспорта Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА Минтрансом РФ (Насонов А.П)

СОГЛАСОВАНА с МВД РФ (Федоров В.А.) 23.11.2000, с Минфином РФ, N 06-03-35 от 23.03.2000, с Минэкономики РФ, N BK-140/23-61 от 02.02.2000

к.т.н. И.А.Венгеров, к.т.н. А.П.Юров (руководитель разработки), к.т.н. О.Ю.Матанцева (ответственный исполнитель), И.Т.Касьянова, А.М.Рюмочкин, к.т.н. Ю.В.Андрианов, И.Н.Титова, Л.И.Зеленина (ФГУП НИИАТ), к.т.н. И.Ф.Живописцев (ГП "РосДорНИИ"), к.э.н. В.А.Аксенов (МАДИ)

под общей редакцией И.А.Венгерова (ФГУП НИИАТ)

Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП содержит методы расчета социально-экономического ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека, повреждения транспортных средств и дорожных сооружений.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), вызывающие гибель и ранения людей, потери материальных ценностей, приносят значительный социально-экономический ущерб. По оценкам зарубежных специалистов эти потери могут составлять до 5% валового внутреннего продукта государства.

Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение, оценивать эффективность различных мероприятий и целевых программ, направленных на сокращение аварийности. Оценка стоимости потерь от ДТП и доведение этой информации до населения имеют мощный социально-психологический эффект: эта информация предупреждает людей об угрозе их жизни и здоровью, способствует осознанию ими значения мероприятий и формированию общественной поддержки для их внедрения.

Отечественные методики учета потерь народного хозяйства от ДТП (ВСН 3-69, ВСН 3-81) были основаны на принципах плановой экономики и соответствующих закономерностях роста национального дохода. Поэтому заложенные в них закономерности и способы расчета требуют корректировки, соответствующей современным экономическим отношениям.

В условиях рыночной экономики не может быть рассчитан и установлен норматив ущерба от гибели или ранения человека в абсолютном исчислении, который может быть использован в течение длительного периода. Данная методика позволяет произвести точный растет стоимостной оценки ущерба на каждый конкретный год. Это связано с тем, что эта оценка зависит от величины валового внутреннего продукта (ВВП), как основного показателя экономического потенциала страны. В практической деятельности целесообразно использовать упрощенный метод расчета стоимостных оценок ущерба (нормативов) от гибели или ранения человека, принимая за основу точные стоимостные оценки, приведенные в разделе 2.9.

Методика разработана в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в России". Она может быть использована для оценки эффективности мероприятий, при расчете денежного выражения потерь общества в результате гибели или ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ущерб) включает в себя несколько составляющих:

- ущерб в результате гибели и ранения людей;

- ущерб в результате повреждения транспортных средств;

- ущерб в результате порчи груза;

- ущерб в результате повреждения дороги.

Ущерб в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включает в себя следующие социально-экономические параметры:

- экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства;

- социально-экономические потери государства при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности;

- социально-экономические потери из-за гибели детей.

Величина ущерба от ДТП оценивается на основе расчета прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь.

К прямым (непосредственным) относятся потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП и грузоотправителей, затраты ГИБДД и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами аварий (оплата бюллетеней, выдача пособий), затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты.

К косвенным относятся потери народного хозяйства вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.

Полная оценка ущерба от гибели и ранения людей включает элементы как прямых, так и косвенных потерь.

Для оценки потерь из-за выбытия человека из сферы материального производства используется метод общих доходов. Основой этого метода является выражение в денежной форме экономической пользы, которую общество получит благодаря тому, что предотвратит гибель человека в ДТП. При таком подходе собственное потребление человека рассматривается как составная часть государственной прибыли, полученной от производственной и социально-экономической деятельности отдельных граждан.

РАЗДЕЛ 2. РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ УЩЕРБА ОТ ДТП В РЕЗУЛЬТАТЕ ГИБЕЛИ
ИЛИ РАНЕНИЯ ЛЮДЕЙ


2.1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЩЕРБА В РЕЗУЛЬТАТЕ ГИБЕЛИ И РАНЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Общий ущерб () от дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими определяется по формуле:


, (1)

где - потери, связанные с гибелью людей, имевших семью;


- потери, связанные с гибелью людей без семьи;

- потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, лишившей полностью их трудоспособности;

- потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, частично лишившей их трудоспособности;

- потери, связанные с временной нетрудоспособностью;

- потери, связанные с гибелью детей.

Потери, связанные с гибелью людей, имевших семью () и без семьи () вычисляются по формулам:

; ; (2)


где - количество погибших, имевших семью;

- удельный вес людей из числа погибших, имевших семью;


- количество погибших без семьи;

- общее число погибших в ДТП;

- стоимостная оценка ущерба от гибели человека, имевшего семью;

- стоимостная оценка ущерба от гибели человека, не имевшего семью;

Потери, связанные с получением инвалидности, в результате которой пострадавшие не работают () и работают () устанавливаются по формуле:

; ; (3); (4)


где - количество инвалидов, которые получают пенсию;


- количество инвалидов, которые получают пенсию и одновременно работают;

- удельный вес инвалидов, которые получают пенсию и одновременно работают;


- количество пострадавших, получивших инвалидность;

- удельный вес пострадавших, получивших инвалидность;


- количество пострадавших, получивших временную нетрудоспособность.

- стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы;

- стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности и возможностью дальнейшей работы.

Потери от ранения людей, получивших временную нетрудоспособность, определяются по формуле:


; (5)

- стоимостная оценка ущерба от ранения без получения инвалидности;

- стоимостная оценка ущерба от гибели ребенка.

Потери от гибели детей определяются по формуле:


; (6)

где - число погибших детей.

Расчет суммарного ущерба за 1999 год в результате гибели и ранения людей в ДТП по Москве и России приведен в Приложении 1.

2.2. СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА В РЕЗУЛЬТАТЕ ГИБЕЛИ ИЛИ РАНЕНИЯ ЛЮДЕЙ

К основным составляющим ущерба от ДТП с пострадавшими относятся следующие:

а) экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;

б) затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помощи и лечение;

в) выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);

г) оплата по временной нетрудоспособности.

При подсчете потерь в результате гибели человека определяется ожидаемая продолжительность его трудовой деятельности до пенсионного возраста и оценивается недополученный вклад в ВВП. Средний возраст погибших в ДТП определяется на основе данных государственной статистической отчетности. Для этого используется формула, отражающая удельный вес числа погибших каждой возрастной категории:


; (7)

Ущерб от повреждения дорожных сооружений в результате ДТП определяется величиной затрат на последующее восстановление дороги, дорожных и придорожных сооружений.

Поскольку в результате ДТП могут оказаться поврежденными одновременно несколько дорожных сооружений или их элементов расчет общего ущерба в каждом конкретном случае выполняется по формуле:

Временные нормативы затрат на восстановление поврежденных элементов дороги

N
п/п
Поврежденный элемент дороги Ед.
изм.
Затраты на
восстановле-
ние, руб.
1 2 3 4
1. Дорожные знаки
1.1. Знаки: указательные, запрещающие,
предупреждающие, предписывающие, километровые
1 шт. 257,4
1.2. Стойки знаков 1 шт. 184,8
1.3. Дорожные металлические указатели на 2 стойках 1 шт. 343,2
1.4. Дорожные металлические на 3 стойках 1 шт. 5062,2
1.5. Металлические рамные конструкции 1 шт. 19800
1.6. Сигнальные столбики 1 шт. 85,5
1.7. Знаки на безфундаментной стойке 1 шт. 191,4
2. Дорожные ограждения
2.1. Пешеходные ограждения 1 п.м. 39,6
2.2. Барьерные ограждения 1 п.м. 151,8
2.3. Опоры ограждений 1 шт. 165
2.4. Мостовые ограждения 1 п.м. 66
2.5. Металлические ограждения 1 п.м. 0
2.6. Железобетонные ограждения 1 п.м. 0
3. Автобусные павильоны 1 шт. 0
4. Бортовые камни 1 п.м. 118,8
5. Водосбросы и водоотводные лотки на откосе
земляного полотна
1 п.м. 574,2
6. Обочины 1 м2 19,8
7. Откосы земляного полотна 1 м2 13,2
8. Кюветы 1 м3 19,8
9. Оголовки водопропускных труб 1 п.м. 32029,8
10. Гасители у подошвы насыпи 1 шт. 2620,2
11. Опоры светильников 1 шт. 4620
12. Опоры мостов, путепроводов 1 шт. 6204

Для упрощенных расчетов в целях определения ущерба от повреждения дорожных сооружений используются средние оценки по видам ДТП в соответствии с данными табл. 8.

N
п/п
Вид ДТП Средний ущерб от повреждения
дорожных сооружений, руб. в
ценах 1998 г.
1 2 3
1. Наезд на неподвижное препятствие 4752
2. Опрокидывание 660
3. Столкновение 165
4. Наезд на пешехода 165

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

  • Раздел 1. Общие положения
  • Раздел 2. Расчет величины ущерба от ДТП в результате гибели или ранения людей
  • Раздел 3. Оценка ущерба от ДТП вследствие повреждения автотранспортных средств и грузов
  • Раздел 4. Оценка ущерба от повреждения дорожных сооружений
  • Приложение 1. Оценка величины ущерба от ДТП в результате гибели и ранения людей за 1999 год
  • Приложение 2. Расчет норматива величины ущерба от ДТП в результате гибели и ранения людей за 1998 год
  • Приложение 3. Пример расчета величины составляющих потерь от ДТП владельца транспортного средства в Московской области
    • 8. Невостребованная часть страхового возмещения за ТС

    Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий Р-03112199-0502-00
    (утв. Минтрансом РФ)

    ГАРАНТ:

    Настоящая методика прекратила действие в связи с истечением срока

    Срок действия: начало: 01.12.2000 г.,

    окончание: 01.12.2005 г.

    Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), вызывающие гибель и ранения людей, потери материальных ценностей, приносят значительный социально-экономический ущерб. По оценкам зарубежных специалистов эти потери могут составлять до 5% валового внутреннего продукта государства.

    Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение, оценивать эффективность различных мероприятий и целевых программ, направленных на сокращение аварийности. Оценка стоимости потерь от ДТП и доведение этой информации до населения имеет мощный социально-психологический эффект: эта информация предупреждает людей об угрозе их жизни и здоровью, способствует осознанию ими значения мероприятий и формированию общественной поддержки для их внедрения.

    Отечественные методики учета потерь народного хозяйства от ДТП (ВСН 3-69, ВСН 3-81) были основаны на принципах плановой экономики и соответствующих закономерностях роста национального дохода. Поэтому заложенные в них закономерности и способы расчета требуют корректировки, соответствующей современным экономическим отношениям.

    В условиях рыночной экономики не может быть рассчитан и установлен норматив ущерба от гибели или ранения человека в абсолютном исчислении, который может быть использован в течение длительного периода. Данная методика позволяет произвести точный расчет стоимостной оценки ущерба на каждый конкретный год. Это связано с тем, что эта оценка зависит от величины валового внутреннего продукта (ВВП), как основного показателя экономического потенциала страны. В практической деятельности целесообразно использовать упрощенный метод расчета стоимостных оценок ущерба (нормативов) от гибели или ранения человека, принимая за основу точные стоимостные оценки, приведенные в разделе 2.9.

    Методика разработана в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в России". Она может быть использована для оценки эффективности мероприятий, при расчете денежного выражения потерь общества в результате гибели или ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях.

    1. Аксенов В.А., Попова Е.П., Дивочкин О.А. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения. Москва, "Транспорт", 1987 г.

    2. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Москва, издательство "ДИС", 1997 г.

    3. Гребенников П.И., Гальперин В.М. Макроэкономика. Санкт-Петербург, издательство С.-Петербургского университета экономики и финансов, 1997 г.

    4. Инструкция по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при проектировании автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР ВСН N 81, Москва, "Транспорт", 1981 г.

    5. Комплект прейскурантов отпускных и рыночных цен на запасные части к автомобилям. НАМИ. Москва, 1997.

    6. "Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения" Р-03112194-0377-98. Министерство транспорта Российской Федерации. Москва, 1998 г.

    7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647.

    8. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N 1090.

    9. Приказ Министра транспорта Российской Федерации от 02.04.1996 г. N 22 "Об утверждении Формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств".

    10. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ, Москва, 1997 г.

    11. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ, Москва, "Логос", 1996 г.

    12. Сборник нормативов трудоемкостей на техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. РД 37.009.027-93. Утвержден Комитетом Российской Федерации по машиностроению 31.05.96. (Часть I. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ЗАЗ и ЛуАЗ. Часть II. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ВАЗ. Часть III. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей АЗЛК и ИЖ. Часть IV. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ и УАЗ).

    13. "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния" Р-0311294-0376-98. Министерство транспорта Российской Федерации. Москва, 1998 г.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий Р-03112199-0502-00 (утв. Минтрансом РФ)

    Текст методики приводится по изданию Минтранса РФ, Москва, 2004 г.

    Разработана по заказу Министерства транспорта Российской Федерации

    Утверждена Минтрансом РФ (Насонов А.П.)

    Согласована с МВД РФ (Федоров В.А.) 23.11.2000, с Минфином РФ, N 06-03-35 от 23.03.2000, с Минэкономики РФ, N ВК-140/23-61 от 02.02.2000

    Авторский коллектив: к.т.н. И.А. Венгеров, к.т.н. А.П. Юров, (руководитель разработки), к.т.н. О.Ю. Матанцева (ответственный исполнитель), И.Т. Касьянова, A.M. Рюмочкин, к.т.н. Ю.В. Андрианов, И.Н. Титова, Л.И. Зеленина (ФГУП НИИАТ), к.т.н. И.Ф. Живописцев (ГП "РосДорНИИ"), к.э.н. В.А. Аксенов (МАДИ). Под общей редакцией И.А. Венгерова (ФГУП НИИАТ)

    Читайте также: