Хватает волге широты и сини но с камою она еще сильней

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Вавожского района Удмуртской Республики

(номинация - творческую деятельность (праздник)

Подготовила:

Широбокова Любовь Геннадьевна,

учитель удмуртского языка и литературы,

высшей квалификационной категории

образовательные:

 формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;

 формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;

 формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации

 формирование элементов творческой деятельности.

развивающие:

 развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

 формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

 развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

 развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;

 развитие образного и логического мышления.

воспитательные:

 осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

воспитание толерантного отношения к удмуртскому народу;

 воспитание бережного отношения к истории своего края, кулинарным традициям.

Цель: приобщить детей любого возраста к национальным ценностям удмуртского народа, к их песенному и танцевальному творчеству, кулинарным традициям, играм.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

образовательные:

 формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;

 формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;

 формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации

 формирование элементов творческой деятельности.

развивающие:

 развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

 формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

 развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

 развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;

 развитие образного и логического мышления.

воспитательные:

 осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

воспитание толерантного отношения к удмуртскому народу;

 воспитание бережного отношения к истории своего края, кулинарным традициям.

Предварительная подготовка (оформление помещения, анкетирование, музыкальное сопровождение, презентации, разучивание песен, подготовка национальных костюмов, выбор национального блюда, изучение технологии приготовления национального блюда)

Ребята в национальных костюмах.

Сегодня мы славим не только Удмуртию, но и удмуртский народ, который с давних времён считается коренным населением нашего благодатного края.

Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи народа, который живёт рядом. А нам с вами посчастливилось родиться, жить, учиться и работать на Удмуртской земле. Давайте представим нашу Удмуртию, какая она?

Выступление чтецов:

1: Удмуртия – это наш дом,

Где вместе с вами мы живем!

2: Удмуртия – это край родников и говорливых речек.

3: Удмуртия – это край, где цветет золотой италмас.

4: Край мой родной,

Ты лесами красив,

Ты раскинул поля широко.

5: Серебристыми ветками ив

Шелестят берега над рекой.

Край мой родимый, край мой родной,

Одет рябиной и пахнет сосной.

6: Мальчишки, девчонки,

Мы вместе встречаем наш праздник,

Любимой Республике славу поем

И нет ее в мире прекрасней!

Ведущая: У каждого человека есть Родина, место, где родился и вырос: мы любим и гордимся ею. Интересно, а знают ли наши дети про свою родину? Кто же будет знатокомсвоего родного края? Давайте проверим, мы должны сегодня выбрать самого лучшего знатока.

Назовите оружейную столицу Удмуртии? (Ижевск).

Купеческий город, основанный на берегу реки Кама

Родина П.И. Чайковского (г. Воткинск)

6. Кто является Главой Республики? (А.Бречалов).

7. Назовите государственные символы Удмуртии? Кто является автором этих символов? (флаг, герб, гимн; автор – Юрий Лобанов).

8. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии? (черный цвет – символ земли и стабильности; красный цвет – цвет солнца и символ жизни; белый цвет – символ космоса и нравственных устоев.

На белой полосе есть изображение – это солярный знак – оберег. (Оберегает человека от несчастий).

9. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь или человек-птица, который является символом возрождения).

10. Помимо государственных символов у удмуртского народа существует ещё и своя народная символика. Может быть кто-то знает, о чём я говорю? Какой самый любимый цветок у удмуртов? (Цветы – италмас)

11.Удмурты славятся своими национальными блюдами. А какие национальные блюда вы знаете? (табани – лепешки, перепечи, шаньги, пельмени – король удмуртской кухни, зырет, кыстыбей, кокрок)

12.Ребята, в Удмуртии живёт многонациональный народ, все мы являемся соседями. Кто знает, какие национальности живут в Удмуртии? (русские, удмурты, татары, марийцы, башкиры, бесермяне и другие) Правильно, много народов живёт в Удмуртии, каждый народ имеет свою культуру, свой язык, свой костюм.

13. Ребята, а вы знаете, как называют Удмуртию? Край родниковый – почему его так называли? (Потому что в Удмуртии очень много родников, рек.)

(Представить знатока родного края)

Ведущий: Через века пронесли мы свою национальную культуру. А одним из её главных проявлений является национальный костюм, а также атрибуты, в которых отражается самобытность народа. Сейчас 5 класс представит нам эту возможность.

Ведущий: Молодцы! Наш маленький удмуртский народ не потерял свою самобытность, свой язык, свой колорит, свои традиции за долгие века существования, а нашёл своё место среди огромного количества этносов России, показал свою значимость.

Эта самобытность проявляется также и в танце. Ведь любой праздник у нас в республике отмечается ярко, ну а какой праздник без удмуртского танца? Встречаем младшую группу воспитанников.

( Читает Г.А.Шаляпин)

Лишних нет деревьев,

И если даже вырубить кусты,

То и тогда леса лишатся древней,

Естественной и дивной красоты.

Как согревает чье-нибудь участье,

Когда лихой беды наступит срок,

Так человек тогда бывает счастлив,

Когда он на земле не одинок.

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще сильней.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

Будо, жутско трос писпуос. Быдэс нюлэс.

Бен, нокудиз отын овол мултэс.

Нюлэс дорысь корад ке арамаез,

Нюлэсэдлэн уз тырмы чеберез.

Ведь адями но одигназ овол шудо,

Калык полын гинэ шудэз лыктэ.

Бускельёсыз но улыны солы юртто,

Ачиз но со калыкъёслы юрттэ.

Бен, Волга но Каматэк уз лучебер,

Волгамытэк нош Кама но овол.

Россиятэк овол Удмурт шаер,

Нош мон понна

Удмуртитэк Россия но овол.

(сама рассказываю наизусть (Широбокова Л.Г.)

Ведущая: Сегодня у нас праздник. В течение месяца мы не только изучали историю, обычаи, обряды, песни народа, но и знакомилисьс национальной кухней удмуртов. И итогом нашего месячника является сегодняшняя программа, на которой воспитанники школы и представят национальную кухню удмуртов.

Ведущая: Визитной карточкой удмуртской национальной кухни является праздничное блюдо перепечи. Перепечи стряпали только для самых дорогих гостей. И представить перепечи мы приглашаем 6класс.

Частушки про перепечи.

1. Эх, топну ногой,

да притопну другой.

Устоять я не могу,

Перепечи я хочу.

2. По деревне едет дед,

Перепечи он поел,

Рот не закрывается.

З. Перепечи перед печью,

Печь сейчас я буду.

Созову к себе гостей,

Костю не забуду.

4. Голубые, голубые,

Почему же перепечи,

Так мне хочется всегда.

5. Научите, научите,

А то скоро мой миленок

Приедет меня сватать.

б. Перепечи, перепечи,

Перепечи я хочу.

Перепечи я хочу,

Только стряпать не могу.

7. Мы рекламу создаем,

И об этом вам споем.

Удмуртские и вкусные!

8. Перепечи хоть куда

И в любые времена.

В русской печке испекут.

И на стол вам подадут.

9. Говорят, что вот нашли,

Вы не верьте в это люди

Пицца не замена!

10. Если хочешь быть здоровым,

Перепечи - просто класс.

11. Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли.

Перепечи принесли вам.

Ешьте все и хлопайте.

Ведущая: Молодцы! На самом деле процесс приготовления перепечей сложный и трудоемкий, вот поэтому это блюдо считается праздничным.

Каждый народ очень гостеприимно встречал своих гостей. Сегодня на нашем празднике тоже присутствуют дорогие гости:

У удмуртов есть обычай – своих дорогих гостей садили за стол, и просили угощаться, а сами хозяева не садились за стол, а пели песни, потому что самым лучшим подарком для гостей были и остаются песни.

Ведущая: Другим праздничным удмуртским блюдом и всем нам известным являются табани. Табани похожи на русские блины. А почему же назвали удмурты так свое блюдо - табань? Давайте познакомимся. И помогут нам в этом ученики 7класса.

- девочки стоят и разговаривают

Девочки- красавицы, всем привет!

Нужен мне от вас совет!

Если сможем, мы поможем.

Что случилось, расскажи.

Только, Ваня, не блажи!

Провести наш царь велел.

На фестиваль национальной кухни

Табани испечь велел.

Но к большому огорченью,

Царский повар заболел.

Где рецепты брать не знаю,

Вот бы мне вы подсказали.

Ты кончай, Ванюша ныть!

Мы поможем, так и быть!

Вот тебе клубок волшебный.

Береги, он очень ценный.

Наземь брось, держи за нить,

И беги за ним, во всю ты прыть.

По болотам, по полям,

По нехоженым лесам.

Ваня наш клубочек кинул.

Тот рванул, из виду сгинул.

Клубочек катиться вперед.

Вдруг заминка у болот.

Тут Нюлэсмурт живет

Без хлопот и без забот.

Здравствуй, Ваня, что с тобой?

Поболтай, дружок со мной.

Скучно стало что- то жить.

Не могу, я на работе.

И рецепт табанейудмуртских я ищу.

Ты, Ванюша не горюй!

А пошли скорей за мной.

У моих подружек есть

Все рецепты табаней.

Символ солнца - это табань у удмуртов.

Испекли мы не один.

Подходите, не стесняйтесь

И табанями угощайтесь.

Химии здесь никакой.

Испекли табани с душой.

Наши табани вкусны.

Табани с бабулей

Решили мы испечь,

Но чтоб сковородку

Поставить нам на печь,

Мы в кадку большую

И дрожжи добавим,

А потом табани перед печкой

Мы вместе испечем

И всех гостей к столу позовем.

А начинка – просто класс!

Грибы, мясо, яйцаи лук,

Зырет и сметана - все для вас.

Угощайтесь, не стесняйтесь.

Спасибо этому классу за рассказ о табанях.

Ведущая: Взрослые знают, что удмурты почти чай не пили. В жаркие летние дни жажду утолял деревенское безалкогольное пиво- сур, его пили и дети, и взрослые. Технология приготовления пива-сур очень сложна и процесс трудоемкий. В настоящее время удмуртский напиток уходит из традиций. Но у нас есть уникальная возможность услышать процесс приготовления этого напитка. Приглашаем 9 класс.

1: Здравствуйте, гости дорогие!

Особое место среди напитков у удмуртов занимает сур, иначе удмуртское квас. Готовили его с древних времен с обязательным добавлением ржаной муки, а также добавляли березовый лист, анис и другие приправы.

2: А как же его готовили?

3: Сначала в чугун на дно крест – на- крест кладем маленькие палочки, потом ржаную солому. Затем делаем кашицу из кипяченой воды, солода, ржаной муки и стакана песка. Держим минут 20, пока оно не станет сладким, как кисель. После этого перемешиваем и кладем ячневую мякню и тщательно мешаем. Потом с ведра выливаем в гущу и ставим в русскую печь и там оно варится целый день. А вечером достаем, наливаем кипяченую воду и ночь даем отстояться. А утром пропускаем через маленькую дырку, добавляем кипяченую воду. Затем, когда ведро остынет, добавляем сухую закваску в кислую закваску. И ждем!

2: Да, не так – то просто готовить сур.

1: Я с тобой полностью согласна!

Реклама удмуртского сура

Самый лучший из напитков,
У нас его любят чересчур!
Ценят папы, мамы, дети,
Уважают любимый сур!

Газвода — ерунда!
Сур удмуртов — вот это да!

Сур удмуртов — напиток знатный,
Очень вкусный, ароматный.
В летний зной и от болезней
Сур удмуртов всего полезней!

Жажда нас не пугает —
Ароматный сур покупаем!

Удмуртия суром славится,
Удмуртский сур всем нравится.
Удовольствие доставит,
Удмуртский сур любой похвалит!

Каждая хозяйка знала и передавала по наследству технологию приготовления национальных блюд. Табани, перепечи, пиво были всегда на столе у удмуртов. Когда взрослые сидели за столом, дети вместе со взрослыми за столом не сидели, а играли в другой комнате или сидели на печах. Давайте заглянем к детям ипосмотрим чем же они занимались.

- детские забавы (удмуртские потешки)

(Клубные работники проводят игры)

Лопшо Педунь: Зечбуресь, нылпиос.

Ведущая: Зечбуресь, ты кто такой?

Лопшо Педунь: Вы меня не узнали?

Ведущая: Лопшо Педунь, как ты к нам попал и что у тебя на ногах?

Лопшо Педунь: Лапти.

Ведущая: Где ты их нашел?

Лопшо Педунь: Умой, умой!

Под музыку вбегает Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы. Проходил я мимо вашего сада да услышал звуки праздника. Вот и решил заглянуть. Друг мой Лопшо Педунь и ты здесь? Здравствуй! Лопшо Педунь: Зечбур, Петрушка! Очень рад я нашей встрече.

Ведущая: У нас сегодня, ребята, в гостях персонаж русских народных сказок – Петрушка, и персонаж удмуртских народных сказок – Лопшо Педунь.

Ведущая: Мы с вами познакомились с национальными блюдами, которые нам все известны, а есть блюда у удмуртов, которые ели повседневно, но в настоящее время они забыты.

Любимым лакомством у удмуртов была паронка. Что же это такое?

Похоже на слово парить. Что же парили?

Не будем гадать, а дадим слово 4классу.

Посадил дед калегу — выросла калега большая -пребольшая.

Стал дед калегу из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за калегу. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за калегу. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за калегу. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за калегу. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за калегу. Тянут-потянут — вытащили калегу!

Рецепт удмуртского национального блюда

Паронка была любимой детской сладостью, можно сказать вместо конфет. Вместо сладости дети носили с собой даже в школу.

А как приготовить? Калегу нарезать кусочками среднего размера, залить небольшим количеством воды, можно посыпать сверху сахаром и поставить в печь томиться до темно-коричнего цвета.

1-2 ст. ложки сахарного песка

Ведущая: Наш праздник подошел к концу. Нам сегодня удалось познакомиться с некоторыми традиционными, праздничными блюдами удмуртов.

- На прощание всех приглашаем на праздничное угощение (на столе национальные блюда)

Редакция газеты "Иднакар"

Редакция газеты "Иднакар"

Редакция газеты "Иднакар" запись закреплена

Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы
Не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Перевел В. Савельев

"Флор Васильев – национальный, самобытный поэт. Поэт со своей интонацией, поэт, рожденный природой своего края, потому что нет почти не одного стихотворения, в котором бы не присутствовала природа, будь то снег или река, пшеница или лес, береза или дуб. Это поэт, который живет в лирике своего края" (С.В. Михалков)

История деревни Бердыши Ярского района Удмуртской Республики неразрывно связана с именем выдающегося удмуртского поэта.

В его творчестве отразилось мироощущение сельского жителя, уехавшего из родной деревни в город, но не утратившего сыновней привязанности к дорогим, близким сердцу местам.

В лирических произведениях воспета деревня Бердыши и ее окрестности: соседняя деревня Дусыково, реки Моя, Лекма, Чепца и Чупчи (удмуртское название реки Чепца), ближний лес Шамардан, лога (широкие и длинные овраги с отлогими склонами) под названиями Межа, Межашур, Уклад и Шамашур. Введенные в поэтический язык, эти топонимы и микротопонимы сразу же стали объектами литературного краеведения Удмуртии.

"Эх, уехать бы навсегда в Бердыши! И писать вволю! Бросить все и уехать!" – отец в это мгновение как-то разом раскраснелся, махнул в досаде рукой и погрузился в свои думы. Потом добавил: " Бердыши – это рай" (Из воспоминаний Сергея Флоровича Васильева)

Моя деревня, что стоит
В привольной глубине России,
Невелика, но свет горит
В душе большой, красивой.
Дорога к счастью всех людей
не обошла деревню.
А боль, печаль России всей
– И наша боль издревле.
Трепещет флаг, и новый день
Встает все ярче, шире.
Одна из многих деревень,
Единственная в мире…

Источник

В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишаться древней,
Естественной и дивной красоты.

Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.

Источник

Как чисто небо надо мною,
А на земле такой покой,
Что песня жаркою волною
Звенит в душе сама собой.

Вам, гуси-лебеди, спасибо
За то, что с вами я пою
И вижу - всё живоё живо
И будет жить в родном краю.

Источник

Край мой лесной
С земляникой душистой,
С песней,
Как утро морозное,
Чистой.
Буря ли в песне
Твоей загремит,
Грусть ли такая,
Что сердце щемит, -
С детства я музыке
Этой внимал,
С детства душой
Её понимал.

Источник

Суровый ветер стран Уйшора,
Оставь, покинь страну мою!
Ты видишь: я с тобою в споре.
Суровый ветер стран Уйшора,
Сверни свой путь к Уралу, вгоры,
Или умри со мною в бою!
Суровый ветер стран Уйшора,
Оставь, покинь страну мою!

Источник

Край ты мой родимый,
Край ты мой родной!
Скоро, край любимый,
Распрощусь с тобой!

С песенной отвагой
По чужим полям
Я пойду бродягой
К голубым краям.

Буду помнить Позимь,
Мягкие луга,
Лес, березки, озимь,
На лугах - стога.

Будет с вотской песней,
Что я здесь слагал,
Вспоминать чудесный
Край, где жил, пахал.

Где прохладен вечер,
Где широк простор,
Где, как бархат, ветер
Льется с тихих гор.

Край ты мой родимый,
Край ты мой родной!
Скоро, край любимый,
Распрощусь с тобой!

Источник

Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек,
В синие глаза озёр заглянет,
Для того - проверьте сами! - станет
Край удмуртский памятный навек.
Флор Васильевич

Источник

Край наш удмуртский, родные просторы -
лес, перелески, холмы да поля.
Как хороши твои ясные зори,
как ты прекрасна, родная земля!

Удмуртия, любимая -
наш чудный италмас,
ты золотым цветком любви
живеш в сердцах у нас.
Тобою с детства мы горды,
верны тебе одной,
Удмуртия любимая -
наш дом родной!

Жизнь подарила нам всем эту землю,
чтобы в согласии счастливо жить,
честно трудиться, как мать дорогую,
Родину нашу беречь и любить.

Кто бы ты ни был - удмурт или русский, -
все мы - одна и большая семья.
Славься в веках, край родной наш удмуртский,
благословенна будь, наша земля.
Владимир Тяптин . 1995 г.

Источник

Восхищаться не устану!

Восхищаться не устану
я тобою, край удмуртский!
Ты, мне Богом с детства данный,
стал родным, хоть я и русский.

Пусть родился я далеко,
нет тесней родства меж нами:
мой отец - Амур широкий,
мать - стремительная Кама.

На волне-плече качая,
щедро Кама мне открыла
красоту родного края,
крылья сердцу подарила.

Жар лазоревого цвета
навсегда смутил мне душу,
пробудил во мне поэта,
чувства выплеснул наружу.

Не клянусь, не обещаю
верным быть, хоть есть причина.
Просто долг свой возвращаю
песней сердца - песней сына.
Владимир Тяптин . 1979 г.

Источник

Родимый край! Люблю до боли,
твои знакомые места.
И этот лес, и это поле
целую в жаркие уста.

Люблю безумно твои рощи,
в которых с давних пор бродил,
где знаю каждый куст на ощупь
и сердце с детства обронил.

Лишь небо солнцем окропится,
бегу я прочь от суеты
душой с тобой соединиться,
набраться сил и доброты.
Владимир Тяптин . 1991 г.

Источник

О родная земля:
Лес, покосы, поля!
Я люблю неспроста
Эти наши места.

На широких полях
Наступает страда.
Так и ходят хлеба,
Словно в море вода.

Гнутся травы, шурша,
В них пестреют цветы,
Замирает душа
От такой красоты.

А какие леса!
Не срубить, не свести.
Тут такая краса -
Не захочешь уйти.

Нет дороже земли,
Чем родная земля.
Как мне милы они,
Лес, покосы, поля!

Я скучаю по ним
На чужой стороне.
Край, где я родилась,
Всюду помнится мне.
Ашальчи Оки. Перевел Г. Пагирев

Новинки
Популярное


Народные сказания всегда пользовались спросом, передаваясь из поколения в поколение. С развитием технологий они начали приобретать совершенно новый формат. Удмуртские стихи для детей – классические произведения стихотворного типа, которые привлекут каждого. Подойдут в качестве образовательных материалов всех возрастов. Используются в школах, детских садах, кружках, литературных секциях.
Отражают красоты Удмуртии, ее флору-фауну. Помогают весело и задорно изучать соответствующие края. Сгодятся для чтения даже самым маленьким слушателям. Положительные впечатления, грамотная разнообразная речь гарантируются всем.

Удмуртские стихи для детей короткие

удмуртские стихи для детей короткие

Удмуртия любимая моя,
С тобою рядом я не знаю печали,
Никогда не покину твои безграничные дали,
Что стали родными давно для меня…

Удмуртия любимая моя,
Я навсегда останусь твоим другом,
Даже когда совсем будет туго —
Ты успокоишь и поддержишь меня…

Удмуртия любимая моя…
Удмуртия любимая моя,
Люблю всем сердцем и ценю тебя я…
Савинов Иван

Родная Удмуртия!
Не вижу я красивей края,
Расцветаешь!
Удмуртия, голубушка, как хороша!
Удмуртия, Удмуртия — девица-душа.
Пусть растут в Удмуртии травы и цветы,
Хотим мы жить в Удмуртии
невиданной красы!
Костина Даша

Удмуртия прекрасная, девченка златовласая.
Открыла путь в Россию серебряным ключем,
Здесь воды Камы мчатся, чтоб с Волгой повстречаться,
России быть с Удмуртией единым государством.

Удмуртия поющая, язык свой не забывшая,
Ты подарила миру великого творца,
Легенды стародавние о девушках лебедушках,
Здесь услыхал Чайковский от древнего певца.
Прокошева Галина

Удмуртия, любимая — наш чудный Италмас,
Цветком любви хранимая, живет в сердцах у нас.
Восточными мотивами порадуем крестьян,
Под свисты с переливами звучит в ночи Шулан.
И девицы — красавицы танцуют до утра,
Чтобы парням понравиться у пламени костра…
Бакаев Стас

Моя Удмуртия,
Край мой родниковый.
Тебя люблю я всей душой,
Твой поля лес и горы,
Они прекрасны любой порой.

Как тобой мне не гордиться,
Как тебя мне не любить,
Родина наша это сердца частица,
А без сердца не возможно прожить.
Петровна Елена

В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишаться древней,
Естественной и дивной красоты.

Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Флор Васильев

Стихи удмуртских поэтов детям

стихи удмуртских поэтов детям

Русский я или удмурт —
Не велико значение.
Объединились вместе мы
В общем соглашении.

Прошли года, ещё пройдут
На много лет вперед.
Не разойтись нам никогда,
Такой уж мы народ.

Так пусть повсюду процветает
Моя удмуртская земля!
И к ней любовь не увядает —
Родная родина моя!
Козуб Лев

Удмуртия моя, мой родниковый край,
Люблю тебя всем сердцем, всей душою!
Из года в год берёзкам русским косы заплетай,
Россию покоряй своей красою!

Россия-мать, Удмуртия — одна из многочисленных твоих детей.
Лелеет солнышко её, теплом ласкает ветер.
Сегодня все мы отмечаем новый юбилей:
Вхождение Удмуртии в Россию — четыреста пятидесятилетие!

И пусть не гаснет свет души твоей, твоих бездонных глаз,
Голубизна их в синем небе растворится.
Такая ты одна! И знай, что каждому из нас
Похожим на тебя хотелось бы родиться!
Павлова Танечка

Твой голос — это пенье соловья,
Душа твоя: леса, поля, дубравы,
Все это ты, Удмуртия моя,
Тебя хочу воспеть я и прославить.

Не хватит сил, чтоб оглядеть твои просторы,
Лишь посмотрю на хлебные поля,
И можно говорить об этом снова,
Ведь это все Удмуртия моя.

Тот край, где солнышко лучами ярче светит,
Где Италмас цветет и манит нас в луга.
Тот край, где счастливы и взрослые, и дети,
Все это Родина — Удмуртия моя!
Мерзляков Артем

Родниково-березовый край,
Край лесов, и бескрайних полей.
Здесь столетние города
Среди парков, рек, тополей.

Среди старых, старинных домов
Растут новые города.
Здесь народ дружелюбен и добр,
Здесь таланты рождались всегда.

И Удмуртия в праве гордиться
Отдавая свою любовь,
И людьми, что ее прославили.
И детьми, что прославят вновь.
Сполохова Надежда

Ты — России младшая сестрица,
Милая Удмуртия моя.
Плещет в родниках твоих водица,
Подпевая песне соловья…

А румянец твой — закат весенний,
Словно у девицы молодой
Для меня, наверно, во Вселенной
Нет такой республики второй.
Швыдченко Надежда

Я полюбил тебя еще мальчишкой,
Когда за школьной партою не зря,
Сидел с открытым ртом за первой книжкой,
Читал с трудом я буквы букваря.

Я рос, переходя из класса в классы,
Любовью верной жил с тобой всегда,
Твои труды остались не напрасны
Когда в мой мир нагрянула беда.

Я не тужу еще вернусь я к маме.
Меня как-будто ветер в даль унес,
Чтоб сдать в не легкой жизни свой экзамен,
Который бог-всевышний преподнес.

Я не забуду твой столичный город,
Мне не забыть ни реки, ни поля.
Ох, как же ты, родимый край, мне дорог.
Люблю тебя, удмуртская земля!
Балезино Николай

Люблю простор твоих полей, твоих лугов.
Люблю бродить по лесу, в поисках грибов.
В жару люблю напиться я из родника,
Что бьет из под земли не годы, а века.

Удмуртия, ты Родина моя
Нет красивее и роднее для меня.
Твои поля, твои леса — душа твоя.
Удмуртия, Удмуртия моя.

Люблю я города твои, люблю я села.
Народ живет в них дружный и веселый.
И любоваться долго я готов,
Красою рек твоих, красою берегов.

Удмуртия, ты родина моя.
Нет красивее и роднее для меня.
Твои поля, твои леса — душа твоя.
Удмуртия, Удмуртия моя.
Сполохова Надежда

Удмуртские стихи для детей красивые

удмуртские стихи для детей красивые

Смотрю в тебя, и вижу облик новый,
Задумчив он и, кажется, суров.
Я выросла из города родного,
как вырастают из ребячьих снов.

В коротком платье памяти о прошлом
Бегу по краю будущих веков.
Навстречу Храм, вплывающий на площадь
под дулами отбойных молотков.

Мост деревянный, каждый год сносимый
весенним ледоходом. А снега —
до горизонта. Боже, дай мне силы,
к родным вернуться снова берегам.

…Смотрю в тебя, и вижу облик новый,
Запомню, заберу его с собой.
Удмуртия моя, мой край суровый,
моя судьба, душевный мой покой!
Струина Лариса

Восхищаться не устану
Я тобою, край удмуртский!
Ты мне, Богом с детства данный,
Стал родным, хоть я и русский.

Пусть родился я далёко,
Нет тесней родства меж нами:
Мой отец — Амур широкий,
Мать — стремительная Кама.

На плече-волне качая,
Щедро Кама мне открыла
Красоту родного края,
Крылья сердцу подарила.

Жар лазоревого цвета
Навсегда смутил мне душу,
Пробудил во мне поэта,
Чувства выплеснул наружу.

Не клянусь, не обещаю
Верным быть, хоть есть причина.
Просто долг свой возвращаю
Песней сердца — песней сына.
Тяптин Владимир

Удмуртия лесистая небезразлична мне;
Хранит свои традиции, но с веком наравне,
Как часть страны великой, с ней движется вперед
И от других при этом ни в чем не отстает.

Леса, природу края нельзя не воспевать,
Вернуться, побывав там, так хочется опять…
Частица моей жизни ему принадлежит,
Надеюсь, что с Удмуртией мне встреча предстоит.

С другими операми, в кругу своих коллег,
В Удмуртии, в угрозыске, любимый человек
Боролся с бандитизмом, разбоем, воровством…
Все память воскрешает, все думаешь о том.

В столице ее, в Ижевске, прожив почти что век,
Трудился сам Калашников, умнейший человек.
Его изобретение(простейший автомат)
Взять на вооружение ряд стран был очень рад.

Хор бабушек Бурановских всем оказался мил,
О них — простых, талантливых — узнал огромный мир!
В их голосах нам слышится и птичий голосок,
И протекавший по лесу журчащий ручеек.
Качинская Людмила

И держишь могучую лапу
На пульсе реки нефтяной,
И знаешь, чем дышит Сарапул,
Любуешься в Кезе — весной.

Пусть в Глазове — кружат снежинки,
В Камбарке — уже ледоход.
И плавно березки-можгинки
У пруда ведут хоровод.

Горит италмасами Позимь,
Вся в пене черемух — Кильмезь.
Мы большего счастья не просим,
Ведь вся наша Родина — здесь.

Нам юность ушедшая машет
Невестой-мечтою в цветах:
В Дебесах — венком из ромашек,
Букетом сирени — в Селтах.

Родилось в твоих окоемах
Немало великих людей.
Увидел в каких водоемах
Чайковский своих лебедей?

Здесь все, что мы ценим и любим —
От звезд до пушистой травы.
Простые и добрые люди,
Удмуртия — это же Вы!
Рассветова Ольга

Тут лес густой, луга и речки,
Склонились ивы над водой.
Здесь раньше жили человечки,
Чудь, с белобрысой головой.

А напугал их гул подземный,
Они собрались и ушли.
Как жил народец это древний,
С собою тайну унесли.

Земля недолго пустовала,
Пришёл сюда другой народ.
И вскоре, домна запылала,
Дала истории свой ход.

Теперь повсюду здесь заводы,
Деревни, сёла, города.
По Каме ходят пароходы,
Машины всюду, поезда.

Народ здесь строится веками,
Трудом прославил сам себя.
Талантами, как родниками,
Полна удмуртская земля.
Иродов Виталий

Из нищеты, невежества и мрака,
Во тьме веков, бесправен, угнетён,
Искал народ удмуртский руку брата —
Народа русского, и руку принял он.

В чреде событий, в смене поколений
Чертили годы свой извечный круг,
И над планетой встал бессмертный Ленин —
Народам мира вождь, учитель, друг.

В СССР средь наций равноправных
Пришла и к нам желанная пора:
Страна удмуртов, равная средь равных,
Большой России младшая сестра.

Такая жизнь была бы прежде дивом:
В лесах кизнерских, на реке Чепце
Стоит она, мудра, щедра, Красива,
С мечтою светлой, с радостью в лице.

Шумят леса, цветут поля без края,
Свободным стал удмуртский человек…
Земля моя, Удмуртия родная,
Тебе, любимой, процветать вовек!
Тимонин Виктор

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще сильней.

И для меня бы

Не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

Даже если бы автор этих строк больше не написал ничего в своей жизни — его вклад в поэзию уже был бы значителен.

Флор Иванович Васильев не наш уроженец. Его родиной и бессменной вдохновительницей была деревня Бердыши, что в Ярском районе. 10 лет назад там проживало 11 человек. В середине 30-х жителей было побольше. Там же школа была, правда начальная. В этом удивительном месте зимой 1934 года в семье сельского учителя родился мальчик с цветущим именем Флор. Имя и определило его судьбу. Он стал поэтом, воспевающим природу родного края.

Флор Иванович не писать не мог. Его современники отмечали, что он писал всегда и везде. В том смысле, что заниматься он мог чем угодно, но в голове перманентно сочинялись стихи. Он искал слова и смысл. Рифму, слог. В его карманах всегда было много исписанных листочков. Вдохновение или озарение могли застать его в любой момент — всегда нужно быть во всеоружии.

С детства он знал два языка — удмуртский и русский. Ребёнок-билингва! И писать он начал рано. Причем на обоих языках. Но удмуртский все же был роднее, и победил. Большинство стихотворений Флора Васильева были именно на удмуртском языке. А уже потом переведены на русский и другие. Злопыхатели утверждали, что если б не талантливые переводчики (а иногда ими были известные поэты), то стихи Флора никогда не достигли бы такой популярности, а сам поэт — таких высот. Что бы там ни говорили, это не более, чем зависть. Флор никогда не оправдывался на свой счет. А брал и переводил сам, если изначально текст был на удмуртском. А вообще, у него было 7 сборников на удмуртском и 5 — на русском. При этом почти все его стихи были переведены не только на языки народов СССР, но и других стран.

Председатель правления Союза Писателей Удмуртии, редактор газет, журналов, обладатель всевозможных званий, премий и наград. Он входил в десятку лучших писателей СССР! Его талант был очевиден и признан при жизни. Его приглашали на руководящие должности в Москву, но он не мог оставить Удмуртию. Ему нужна была подзарядка. Место силы. А это Север Удмуртии, леса, поля и овраги Бердышей. Улочки Глазова и его альма-матер — Глазовский Педагогический Институт. И именно с Глазовом связан значительный и наверняка очень счастливый период жизни Флора Ивановича.

В Глазове он встретил свою любовь. В Глазове родился его старший сын. И в Глазове же он стал называться ПОЭТОМ.

А началось всё еще раньше. Когда закончив 7 классов, Флор приехал в Глазов для учебы в педагогическом училище. Потом его направили в деревню, где он преподавал черчение, рисование и, вы не поверите, физкультуру. Но уже через год вернулся в Глазов и поступил на филологический факультет ГГПИ.

На его курсе училась девушка Фаина. Флор и Фаина. Флора и Фауна. Они просто не могли не соединиться. Они очень дополняли друг друга. И были очень счастливы. Но не долго. Фаина умерла очень молодой, ей и 30 не было.

Флор остался один с маленьким Сережей. Во второй раз женился через 4 года на кузине Фаины — Эмилии. В этой семье родилось еще двое сыновей.

Летом 1978 года Флор Иванович Васильев умер от последствий автокатастрофы. Многие до сих пор считают, что роковая случайность неслучайна. Говорят, его не должно было быть в той машине. Просто ему кто-то уступил свое место…

Читайте также: