График вождения в автошколе образец

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.09.2024

Задача ведения графиков вождения, записи за занятия, контроля расписания, ведения путевых листов стоит в практически любой автошколе. Зачастую она решается стихийно — сами инструкторы ведут графики, считают часы, записывают фамилии в блокнотах после звонка курсанту или сразу на занятии.

При таком подходе получить полную картину процесса практического вождения по всей автошколе фактически невозможно.

В Автошкола-Контроль эта задача решается комплексно. Чтобы организовать всех участников процесса, мы выделили основные роли и набор операций:

Роли:

  • Администратор (менеджер филиала)
  • Руководитель
  • Старший мастер
  • Инструктор
  • Курсант

Операции:

  • Создание сетки расписания
  • Корректировка сетки
  • Запись на занятие
  • Отмена записи

С помощью гибких настроек Сервиса вы сможете определить, какие роли могут выполнять те или иные операции учета вождения, а Сервис автоматически проконтролирует соблюдение этих правил.

Вы можете настроить длительность одного учебного часа вождения и максимальное количество занятий в неделю. Количество занятий в неделю может быть определено для конкретного договора.

После того, как установлены настройки, определены роли, все участники процесса могут работать в Сервисе.

Если курсант не включил контроль времени, забыл телефон или его телефон не позволяет использовать Личный кабинет, через 2 часа после планового окончания занятия Сервис автоматически зафиксирует занятие как проведенное и спишет часы вождения с баланса договора.

В случае отмены занятия по инициативе автошколы курсанта необходимо снять с записи до момента автоматического списания. После списания часов корректировка станет невозможна, что также исключает возможность списания часов задним числом.

Процесс учета вождения становится полностью контролируемым, прозрачным и понятным для всех участников. Уникальное мобильное приложение вашей автошколы, которым пользуется курсант, вызывает интерес к вашей автошколе среди его друзей.

Типы занятости

  • У каждого слота времени в расписании инструктора указывается тип занятости: основное вождение, контрольные занятия, экзамены, личное время, поручения автошколы — список настраивает сама автошкола. Благодаря такому разделению вы можете в любое время собрать табель отработанных инструктором часов для расчета заработной платы. Также возможно задать индивидуальные настройки записи и отмены для каждого типа занятий. Например, на контрольные занятия записывает только старший мастер, отмена курсантом невозможна и так далее — практически любые сценарии.

Учет путевых листов

  • Когда график вождения инструктора составлен, вы можете создавать путевые листы, в которые автоматически подставятся все данные инструктора, автомобиля, автошколы и список курсантов с указанием времени занятий. Все путевые листы хранятся, автоматически нумеруются и выводятся на печать в пару кликов мышью.

Табель учета рабочего времени инструктора

  • На основании фактически проведенных занятий вы можете в один клик построить Табель учета рабочего времени инструктора с разбивкой по типам занятий, детализацией по каждому инструктору для расчета, например, заработной платы.

Для нас все это сложно, инструкторы не смогут…

  • Гибкая модель организации учета позволит вести онлайн-запись, даже если у инструктора или курсанта нет смартфона или они по каким-либо причинам не могут пользоваться приложением и сайтом. Большинство клиентоориентированных организаций имеет собственные мобильные приложения, пусть ваша автошкола будет в их числе с приложением Автошкола-Контроль..

Индивидуальная карточка учета вождения транспортных средств выдается каждому курсанту на руки после зачисления его в учебную группу. Ответственность за бережное хранение Индивидуальной карточки (книжки) учета вождения возлагается на курсанта. Карточка предъявляется курсантом мастеру производственного обучения перед началом каждого занятия по вождению. При отсутствии индивидуальной карточки учета вождения транспортных средств курсант не допускается к практическому занятию по вождению транспортного средства. После окончания занятия курсант предоставляет индивидуальную карточку учета вождения транспортного средства мастеру производственного обучения (инструктору) для внесения в нее соответствующих отметок, выставления оценки за практическое занятие по вождению. Внесенные записи заверяются подписью самого курсанта и мастера производственного обучения.

Индивидуальная карточка учета вождения

Индивидуальная карточка учета вождения


После окончания обучения Индивидуальная карточка (книжка) учета вождения сдается в учебную часть автошколы и хранится там как отчетный документ.

Образец Индивидуальной книжки учета вождения

Книжка учета вождения в автошколе

Карточка учета вождения

  • водительское удостоверение соответствующей категории;
  • свидетельство на право обучения вождению;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  • документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп, в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
  • путевой лист;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • талон о прохождении государственного технического осмотра;
  • график очередности вождения;
  • схему учебных маршрутов;
  • индивидуальную книжку учета обучения вождению обучающегося.

Редактирование шаблона Индивидуальной карточки учета вождения

Редактирование Индивидуальной карточки учета вождения

Редактирование Индивидуальной карточки учета вождения

Вид карточки в редакторе

Если вы сохраняете в базе данных фото своих учеников, то у вас есть возможность добавить вывод фотографии ученика в Индивидуальную карточку учета вождения. Если распечатка карточек выполняется на цветном принтере, то и фото можно сохранять в БД цветными. Узнать больше…

Добавление номера телефона в Карточку учёта вождения

Часто возникает необходимость добавления номера телефона в Индивидуальную карточку учета вождения. Также иногда задают вопрос: Как добавить адрес учащегося в карточку учета вождения. Попробуем добавить адрес и номер телефона в шаблон карточки учета вождения самостоятельно. На видео ниже приведен как раз такой пример редактирования шаблона карточки учёта вождения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 августа 2014 г. № АК-2131/06 “Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств”


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 августа 2014 г. № АК-2131/06 “Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств”

Приложение: на 11 л. в 1 экз.

Разъяснения
об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств - автошколы.

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 - Примерные программы.

Вопрос 1. Федеральным законом № 196-ФЗ установлено 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Приказом № 1408 утверждено 28 примерных программ. Чем вызвана необходимость такого количества примерных программ?

Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., с поправками принятыми 28 сентября 2004 г. в г. Вене, и направлено на облегчение процесса обучения и получения водительских удостоверений. Например, желающим управлять грузовиками с небольшой грузоподъемностью и автобусами вместимостью менее 16 посадочных мест не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и многоместными автобусами. Желающие также могут освоить вождение автомобиля с автоматической трансмиссией.

В целях реализации Федерального закона № 196-ФЗ приказом № 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:

Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.

Вопрос 2. В чем принципиальное отличие Примерных программ, утвержденных приказом № 1408 от тех, которые были утверждены приказом № 636?

В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).

При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.

Примерными программами предусмотрены различные учебные планы для обучения вождению на транспортных средствах с механической трансмиссией и на транспортных средствах с автоматической трансмиссией.

В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.

Длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах.

Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.

Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, кроме тех, где учебная езда запрещена правилами дорожного движения.

Кроме изменения содержания учебных предметов, новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.

Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.

Вопрос 3. Нужно ли будет педагогическим работникам автошкол проходить повышение квалификации?

Примерные программы содержат требования к кадровым условиям их реализации. Так, педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам. Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Также у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Вопрос 4. Действительно ли все кандидаты в водители после обучения в автошколе получат навыки профессионалов?

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие соответствующего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие профессиональное обучение.

Из этого следует, что результатом обучения является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. Следует отметить, что данный подход, относящийся к водителям транспортных средств различных категорий, присутствует давно. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации действуют программы обучения, не устанавливающие различия в обучении водителей, работающих по найму и не имеющих право работать по найму. Отсутствует и отметка в водительском удостоверении, запрещающая работать по найму.

Включение учебных предметов профессионального цикла в Примерные программы обучения предполагает введение обучающегося в автомобильную профессию посредством изучения общих положений транспортного законодательства, основ организации грузовых и пассажирских перевозок, а также методов оптимизации перевозочного процесса и снижения вредного влияния на окружающую среду.

Данный подход соотносится с международным опытом и соответствующими нормативными правовыми документами.

Получение дополнительных практических профессиональных навыков Примерными программами не предусмотрено. Практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности в качестве водителя могут быть приобретены при прохождении профессионального отбора в автопредприятиях, при стажировке водителя перед допуском к самостоятельной работе.

Вопрос 5. Можно ли осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств без заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы установленным требованиям и согласования программ с Госавтоинспекцией?

В связи с этим для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных приказом № 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.

Вопрос 6. Кем устанавливается процедура согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям?

Порядок согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно- материальной базы установленным требованиям устанавливается Госавтоинспекцией.

Вопрос 7. Как привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями программ?

Установлен минимально допустимый размер закрытой площадки (автодрома) - не менее 0,24 га. Примерные программы устанавливают различные требования к закрытым площадкам и автодромам. Автошколам, которые начнут обучение на новые категории и подкатегории, понадобится оснащение соответствующим учебным оборудованием и транспортными средствами.

Вопрос 8. Необходимо ли иметь в автошколе прицеп?

Необходимо. В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом, поскольку Примерной программой предусмотрено обучение вождению транспортного средства с прицепом по желанию обучающегося. Наличие прицепа является также одним из требований к учебно-материальной базе, установленной Примерными программами.

Вопрос 9. Необходимо ли иметь в автошколе аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажер?

Необходимость применения аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется автошколой. В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.

Вопрос 10. Когда автошколы должны начать работать по Примерным программам, утвержденным приказом № 1408?

Автошколы должны начать обучение по Примерным программам с момента вступления в силу приказа № 1408.

Вопрос 11. Каким образом будут завершать обучение в автошколе обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа № 1408?

Обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа № 1408, завершают обучение в соответствии с программами, утвержденными приказом № 636.

С момента вступления в силу приказа № 1408 обучение должно производиться в соответствии с Примерными программами.

Вопрос 12. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

В соответствии с разделом VI Примерных программ по результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя. Минобрнауки России подготовлены и направлены в автошколы Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя.

Вопрос 13. Необходимо ли будет переоформлять лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с вступлением в действие Примерных программ?

Автошколы могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.

Вопрос 14. Какие преимущества дают Примерные программы, утвержденные приказом № 1408?

Введение в действие Примерных программ позволит гражданам страны реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий, установленных Федеральным законом № 196-ФЗ.

Примерные программы предоставляют возможность обучения и, соответственно, получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами как с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией.

Программы повышения квалификации позволяют водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, достаточно быстро обучиться и получить право на управление транспортным средством с механической трансмиссией.

Преимуществом для автошкол является то, что базовый цикл имеет единое содержание во всех Примерных программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории BE, CE, DE, и подкатегории, в которых базовый цикл отсутствует). Это обеспечивает возможность одновременно проводить занятия с обучающимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться.

Для тех обучающихся, которые по собственной инициативе желают повторно изучить базовый цикл при обучении на другую категорию, такая возможность Примерными программами предусмотрена.

Объем времени, отводимый Примерными программами на обучение приемам вождения автомобилем увеличен за счет того, что один час практических занятий обучения вождению рассматривается как астрономический.

В Примерные программы включены темы, предусматривающие обучение приемам экономичного, безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Директор департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Н.М. Золотарева

Обзор документа

Поправками к Закону о безопасности дорожного движения от 07.09.2013 вместо прежних 5 категорий были установлены 10 категорий и 6 подкатегорий водительских удостоверений. В частности, появились такие категории как Tm - трамваи, Tb - троллейбусы, M - мопеды и легкие квадрициклы; подкатегории А1 - мотоциклы с рабочим объемом двигателя не выше 125 кубов и максимальной мощностью не более 11 кВт, В1 - трициклы и квадрициклы. Также введены несколько подкатегорий для управления автобусами и грузовиками с прицепами.

11.08.2014 вступает в силу Приказ об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий. Приведены разъяснения об особенностях реализации примерных программ.

Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении.

В примерных программах содержание образования разделено на 3 цикла: базовый, специальный и профессиональный. Первый изучается 1 раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию, второй необходим для подготовки водителей определенной категории или подкатегории, третий обеспечивает освоение основ профессии водителя и изучается при обучении на те категории и подкатегории, которые предусматривают перевозку пассажиров и грузов.

Количество часов практических занятий увеличено.

Количество часов по предмету "Первая помощь" сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи.

Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. Также впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.

В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом.

Обучающиеся, которые начали обучение до вступления приказа в действие, завершают обучение по прежним программам.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408
"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"

С изменениями и дополнениями от:

19 октября 2017 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. N 808 настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2022 г.

См. Методические рекомендации по разработке организационно-методической документации для реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, направленные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2292/06

См. Методические рекомендации по разработке методики и технического средства контроля эффективности, безопасности и экологичности вождения в условиях дорожного движения и рекомендаций по их применению для профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, направленные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2290/06

См. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, утвержденные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2294/06

См. Методические рекомендации по дополнению учебных планов и программ подготовки водителей положениями, касающимися обучения применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, и организации обучения по данной теме, направленные письмом Минобрнауки России от 13 апреля 2015 г. N АК-1041/06

Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств см. письма Минобрнауки России от 11 сентября 2014 г. N АК-2924/06, от 11 сентября 2014 г. N АК-2925/06 и от 1 августа 2014 г. N АК-2131/06

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 "Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации:

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "А" (приложение N 1);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В" (приложение N 2);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "С" (приложение N 3);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "D" (приложение N 4);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "BE" (приложение N 5);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "СЕ" (приложение N 6);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "DE" (приложение N 7);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "Тm" (приложение N 8);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "Тb" (приложение N 9);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "М" (приложение N 10);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории "А1" (приложение N 11);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории "В1" (приложение N 12);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории "С1" (приложение N 13);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории "D1" (приложение N 14);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории "С1E" (приложение N 15);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории "D1E" (приложение N 16);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "В" на категорию "С" (приложение N 17);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "В" на подкатегорию "С1" (приложение N 18);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "В" на категорию "D" (приложение N 19);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "В" на подкатегорию "D1" (приложение N 20);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "С" на категорию "В" (приложение N 21);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "С" на категорию "D" (приложение N 22);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "С" на подкатегорию "D1" (приложение N 23);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "D" на категорию "В" (приложение N 24);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "D" на категорию "С" (приложение N 25);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории "D" на подкатегорию "С1" (приложение N 26);

примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий "М", "А", подкатегорий "A1", "B1" с автоматической трансмиссией (приложение N 27);

примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий "В", "С", "D", подкатегорий "B1", "C1", "D1" с автоматической трансмиссией (приложение N 28).

Регистрационный N 33026

Поправками к Закону о безопасности дорожного движения от 07.09.2013 вместо прежних 5 категорий были установлены 10 категорий и 6 подкатегорий водительских удостоверений. В частности, появились такие категории как Tm - трамваи, Tb - троллейбусы, M - мопеды и легкие квадрициклы; подкатегории А1 - мотоциклы с рабочим объемом двигателя не выше 125 кубов и максимальной мощностью не более 11 кВт, В1 - трициклы и квадрициклы. Также введены несколько подкатегорий для управления автобусами и грузовиками с прицепами.

В связи с этим утверждены примерные программы профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий.

Приказ Минобрнауки России об утверждении Примерных программ подготовки водителей ТС различных категорий признан утратившим силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"

Регистрационный N 33026

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 1 августа 2014 г. N 172/1 (специальный выпуск)

Приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. N 808 настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2022 г.

Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской, примерным учебным планом, примерными рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Примерной программы, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.

Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.

Базовый цикл включает учебные предметы:

"Основы законодательства в сфере дорожного движения";

"Психофизиологические основы деятельности водителя";

"Основы управления транспортными средствами";

"Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии".

Специальный цикл включает учебные предметы:

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "В" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "В";

"Вождение транспортных средств категории "В" (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)".

Профессиональный цикл включает учебные предметы:

"Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом";

"Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом".

Примерные рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.

Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).

Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.

Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.

Примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц, не достигших 18 лет.

II. Примерный учебный план

Учебные предметы базового цикла

Основы законодательства в сфере дорожного движения

Психофизиологические основы деятельности водителя

Основы управления транспортными средствами

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

Учебные предметы специального цикла

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "В" как объектов управления

Основы управления транспортными средствами категории "В"

Вождение транспортных средств категории "В" (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)*

Учебные предметы профессионального цикла

Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом

Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом

* Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.

III. Примерные рабочие программы учебных предметов

3.1. Базовый цикл Примерной программы.

3.1.1. Учебный предмет "Основы законодательства в сфере дорожного движения".

Распределение учебных часов по разделам и темам

Наименование разделов и тем

Законодательство в сфере дорожного движения

Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы

Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения

Правила дорожного движения

Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения

Обязанности участников дорожного движения

Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части

Остановка и стоянка транспортных средств

Регулирование дорожного движения

Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов

Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов

Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств

Информация об изменениях:

Подпункт 3.1.1.1 изменен с 25 ноября 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 19 октября 2017 г. N 1016

3.1.1.1. Законодательство в сфере дорожного движения.

Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения: задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; понятие преступления и виды преступлений; понятие и цели наказания, виды наказаний; экологические преступления; ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; административное правонарушение и административная ответственность; административное наказание; назначение административного наказания; административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения против порядка управления; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; размеры штрафов за административные правонарушения; гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав; право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; страхование; оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции; обязательства вследствие причинения вреда; возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность при отсутствии вины причинителя вреда; общие положения; условия и порядок осуществления обязательного страхования; компенсационные выплаты.

3.1.1.2. Правила дорожного движения.

Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения: значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения; структура Правил дорожного движения; дорожное движение; дорога и ее элементы; пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки; прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям; порядок движения в жилых зонах; автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям; запрещения, вводимые на автомагистралях; перекрестки, виды перекрестков в зависимости от способа организации движения; определение приоритета в движении; железнодорожные переезды и их разновидности; участники дорожного движения; лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения; виды транспортных средств; организованная транспортная колонна; ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью; опасность для движения; дорожно-транспортное происшествие; перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств; темное время суток, недостаточная видимость; меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости; населенный пункт: обозначение населенных пунктов с помощью дорожных знаков; различия в порядке движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения.

Обязанности участников дорожного движения: общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства; порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям; права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств; обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Дорожные знаки: значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков; назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком; назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; назначение запрещающих знаков; название, значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков; название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации.

Дорожная разметка и ее характеристики: значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной разметки.

Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части: предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъемах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части. Решение ситуационных задач.

Остановка и стоянка транспортных средств: порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки. Решение ситуационных задач.

Регулирование дорожного движения: средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Проезд перекрестков: общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрёстку, регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков. Решение ситуационных задач.

Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов: правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Решение ситуационных задач.

Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов: правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения.

Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов: условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах; случаи, когда буксировка запрещена; требование к перевозке людей в грузовом автомобиле; обязанности водителя перед началом движения; дополнительные требования при перевозке детей; случаи, когда запрещается перевозка людей; правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве; перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства; обозначение перевозимого груза; случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция).

Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств: общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств.

3.1.2. Учебный предмет "Психофизиологические основы деятельности водителя".

Читайте также: