Целевая программа возрождение волги ее назначение и основные положения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Несколько лет назад стало однозначно всем ясно, что "главная водная артерия Европейской России" превратилась в "сточную канаву" . К слову, европейцы так называют реку Рейн, по течению которой расположена масса предприятий. Но речь все же о Волге. Она стала стремительно мелеть, и стали появляться острова посреди реки. Экологи забили тревогу, и как итог - был разработан отдельный национальный проект "Оздоровление Волги", в рамках другого проекта "Экология" (вот такой лабиринт😀)

По планам создателей, к 25.12.2024 планируется улучшить экологическое состояние реки и обеспечить устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги. Так, на официальном сайте представлен перечень основных мероприятий:

  • Сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волга
  • Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги
  • Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу р. Волги
  • Снижение негативного воздействия затонувших судов ; и другие мероприятия

На все это закладывается вполне конкретная денежная сумма - 205,4 млрд ₽. И вроде бы все хорошо, но на практике, возникают проблемы. Так, по данным Счётной Палаты допущено 140 нарушений на сумму более 1 млрд рублей. Также проект серьёзно отстаёт по срокам, и из него удаляются объекты, которые необходимо ликвидировать. Сам же проект, по сути оказывается непрозрачным, несмотря на внешнюю имитацию открытости. В общем, с проектом беда!

Кроме того, от себя хочу добавить, что проект изначально был скорее "мёртв, чем жив", ведь в нем не были учтены притоки Волги. В "реанимацию" включили только то, что нужно было сделать для "вида", но не для долгосрочной перспективы. В Нижнем Новгороде в Волгу впадает река Ока, которая последние годы страдает от массового загрязнения. Обмеление в летний период, на этом притоке, достигает критических масштабов, и фактически река судоходна исключительно в фазу весеннего половодья. Более того, на реке, де-факто, не производится широкомасштабных восстановительных мероприятий, которые смогли бы изменить ситуацию. А, к сожалению, все движется, к тому, что лет через 10-15, а может и раньше, экология Оки пройдёт "точку невозврата", и уже изменить ничего не получится.

Если же делать проект "с умом", то "Оздоровление Волги" должно охватить всю Европейскую и часть Уральской территории России, т. к. именно на этих территориях расположены источники питания реки, от которых зависит её полноводность и экологическая чистота. Кроме того, это потребует колоссальных затрат: человеческих, технических и денежных ресурсов; фактически этот проект должен объединить всю страну, и вполне будет сравним с великими советскими стройками.

Таким образом, нынешний проект, не эффективен и решает существующую проблему, не более чем на 10-15%, поэтому сейчас логичнее начать разрабатывать новый "нормальный" проект, нежели продолжать тратить деньги. Ведь по сути, при нынешней ситуации к 2025 году, мы просто "утопим" свыше 200 млрд ₽, но не добьёмся экологического восстановления, и потеряем время. Время, которое в экологии очень часто работает против людей.

С верой в восстановление "Великой русской реки - Волги", Инфоповод!

P. S. В публикуемых материалах нет стремления, кого-либо уничтожить или породить ненависть. Всё мысли и темы, которые затрагиваются, направлены исключены на улучшение жизненной ситуации, путем решения существующих проблем!

1. Роскомводу, Миннауки России, Минприроды России с участием заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, научных и общественных организаций разработать в 1994 году проект федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна" ("Возрождение Волги") и представить ее на утверждение в установленном порядке.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 утверждена подпрограмма "Возрождение Волги" к Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)"

При разработке программы использовать материалы, подготовленные общественным научно-координационным советом по проблеме "Возрождения Волги".

2. Возложить функции государственного заказчика по разработке Федеральной целевой программы "Возрождение Волги" на Роскомвод.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 государственным заказчиком - координатором программы "Возрождение Волги" определено МПР РФ

3. Выделить в 1994 году Роскомводу из резервного фонда Правительства Российской Федерации 800 млн. рублей для финансирования разработки федеральной целевой программы "Возрождения Волги".

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, принять долевое участие в финансировании разработки и реализации федеральной целевой программы "Возрождения Волги".

Председатель Правительства
Российской Федерации

23 апреля 1994 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Распоряжение Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 574-р

Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1994 г., N 1, ст. 58

Принятые решения

Перед совещанием Председатель Правительства осмотрел с борта теплохода объекты водохозяйственной инфраструктуры Волгограда, в том числе строящиеся объекты берегоукрепления правого берега Волги.

Поездка Дмитрия Медведева в Волгоградскую область

8 августа 2017 года

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Из стенограммы:

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр макета строящихся объектов городской инфраструктуры Волгограда

Омотр макета строящихся объектов городской инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Д.Медведев: Мы сегодня встретились в рамках тех совещаний, которые у нас проходят по экологической проблематике. Одно из таких совещаний на прошлой неделе было проведено Президентом, оно было посвящено Байкалу. А второе совещание, наше сегодняшнее, посвящено защите от загрязнения нашей основной европейской реки Волги.

Это две очень важные экологические и в то же время человеческие темы, которые были определены ещё в Послании Президента, и сегодня мы будем говорить о предотвращении загрязнения и рациональном использовании Волги.

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Прежде чем перейти к повестке, несколько слов о документе, который имеет непосредственное отношение к Волге. Я подписал распоряжение о внесении изменений в схему территориального плана страны, которые связаны со строительством Нижегородского низконапорного гидроузла.

Он должен быть сдан в эксплуатацию к 2021 году, после чего на этом мелководном участке реки будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам. И сквозное судоходство по Волге как водной трассе международного значения будет сохранено, что исключительно важно.

Документ

Деньги на эти цели в проекте бюджета заложены. Общий объём финансирования строительства Нижегородского гидроузла составит порядка 43,5 млрд рублей.

Говорю об этом, во-первых, потому, что документ только что подписал, во-вторых, он имеет тоже непосредственное отношение к теме нашего сегодняшнего совещания.

Участники совещания

Список участников совещания о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании р.Волги, 8 августа 2017 года

Теперь по другим позициям, связанным с темой совещания.

Очевидно, что Волга – это действительно не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода нашей страны, её истории, уникальный природный памятник, но ещё и экономическая артерия нашей страны. Напомню, что в бассейне Волги живёт более 60 млн человек – больше трети населения страны. Это, конечно, и важнейшая транспортная составляющая, которая соединяет многие регионы, перевозит более половины всех речных пассажиров и грузов, источник воды и энергии для городов и посёлков, предприятий промышленности и сельского хозяйства. Здесь сосредоточено около 45% промышленного производства страны, примерно 50% сельхозпотенциала и более 20% всего рыбного промысла.

Так что очевидно, что проблематика, которой мы занимаемся, имеет, по сути, общегосударственное значение.

Поездка

Очевидно и другое. Именно в бассейне Волги сложилась самая напряжённая экологическая ситуация, которая по многим позициям существенно хуже, чем общая ситуация в стране. В воды Волги попадает более трети – 38%, если говорить точно, – всех российских загрязнённых стоков. Причина известна: физический износ и технологическая отсталость очистных сооружений промышленных и муниципальных предприятий, их низкая эффективность. Не меньший вред причиняют отходы сельского хозяйства. Кроме того, река захламлена затонувшими судами. Ежегодно в Волгу сбрасывается свыше 5,5 куб. км загрязнённых сточных вод. Нормативная очистка проводится лишь в отношении 10% таких стоков. Со сточными водами в реку поступает свыше 2,5 млн т загрязняющих веществ в год. По разным оценкам, в бассейне находится от 2,5 тыс. затонувших плавсредств, включая не только обычные, но даже нефтеналивные. Так что ситуация весьма тревожная. Она осложняется, по мнению экологов, тем, что Волга уже исчерпала свои возможности по самоочищению. После постройки дамб волжские водохранилища стали практически непроточными, загрязнения не вымываются течением, а накапливаются на дне Волги. Это наносит серьёзный ущерб её биологическим ресурсам. Поэтому если ничего не предпринимать, то в недалёкой по историческим меркам перспективе волжская вода вообще может стать непригодной для людей.

Есть и некоторые другие проблемы, о которых мы тоже поговорим.

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Особое внимание также нужно уделить низовью Волги, сохранению уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. Собственно, мы здесь практически и находимся. Требуется дополнительное обводнение реки Ахтубы с Волгоградского водохранилища. Нужно в целом улучшать пропускную способность гидротехнических сооружений, восстановить проточность рек, создать условия для воспроизводства рыбы. Конечно, очень важно, чтобы идея по восстановлению Волги, по её сбережению дошла до каждого жителя приволжских регионов. Нужно развивать добровольческие начинания, волонтёрство. Понятно, что жить в нормальных условиях хотят все, пить нормальную, чистую воду, но для этого нужно помнить в том числе о том, чего нельзя делать.

Эта работа потребует системного подхода, скоординированных усилий со стороны федерального центра, всех приволжских регионов и, конечно, бизнеса. В регионах должны появиться свои проекты по очистке и сохранению Волги. Нам всем вместе нужно подумать, как эти проекты финансировать, как привлекать инвестиции. Сегодня мы поговорим о предложениях, которые на сей счёт имеются. Общий объём по программе, которая была разработана, составляет 257 млрд рублей. Это долгосрочная программа, она рассчитана до 2025 года, но это не означает, что мы должны всё это вынести на 2025 год в расчёте на то, что потом будет легче и деньги появятся. Нам нужно приступать к исполнению этой программы немедленно. Соединить все имеющиеся источники. В том числе посмотреть на перспективу 2018, 2019 и 2020 годов. По подсчётам Минприроды, требуется в следующем году около миллиарда рублей и потом приблизительно по 11 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Нужно подумать об источниках этих средств, но очевидно, что такие источники должны быть найдены.

Переходим к обсуждению. Слово Министру природных ресурсов и экологии. Пожалуйста, Сергей Ефимович (обращаясь к С.Донскому).

Доклад Сергея Донского на совещании о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Доклад Сергея Донского на совещании о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Теперь о конкретных механизмах и инструментах, которые мы в рамках этого приоритетного проекта хотим использовать и применять.

Справка

Теперь несколько слов о проблемах реки, связанных с регулированием стока. Строительство водохранилищ на Волге в своё время позволило решить многие водохозяйственные проблемы, но они тем не менее сказались на Нижней Волге. В результате было утрачено 98% нерестовых площадей белуги, 80% – осётра, 40% – севрюги. Из 3,5 тыс. га осетровых нерестохранилищ в нижнем течении Волги сохранилось всего 430 га.

Именно поэтому в проект отдельно мы включили комплекс мер по оздоровлению уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. Мы предлагаем обеспечить дополнительное обводнение Ахтубы в меженные периоды путём строительства водопропускного сооружения с расходом около 100 кубометров в секунду. Этот проект предусматривает восстановление пропускной способности русел рек, мелиоративных систем, рыбоходных каналов, проведение рыбохозяйственной мелиорации. Эти задачи планируем решать совместно с Минсельхозом России, Росрыболовством, органами исполнительной власти Волгоградской и Астраханской областей. Здесь общий объём финансирования направления – 37 млрд рублей.

Теперь перейду к наиболее важной части приоритетного проекта – мерам по снижению антропогенного воздействия и сокращению поступления загрязнённых сточных вод. Здесь причина – неудовлетворительное состояние очистных сооружений. Это касается всех 17 регионов, прилегающих непосредственно к Волге. В качестве решения мы видим следующие мероприятия.

Первое. В ближайшее время Росприроднадзор проводит инвентаризацию источников негативного воздействия на водные объекты, их ранжирование по степени опасности. На основании результатов инвентаризации каждый регион подготовит региональные проекты по аналогии с федеральным.

Вторым шагом станет установка к 2020 году автоматизированных систем по контролю за сточными водами на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II категорий опасности.

И наконец, самый главный элемент проекта – это строительство, реконструкция, модернизация самих объектов очистки сточных вод жилищно-коммунального хозяйства и предприятий. Исходим из того, что строительство и реконструкция на предприятиях и в ЖКХ будут реализовываться на принципах наилучших доступных технологий, так называемых НДТ, и в связи с этим просим коллег из Минпромторга о приоритетной поддержке местных предприятий.

Хозяйствующими субъектами в рамках соответствующих соглашений с Росприроднадзором сейчас реализуется около 60 мероприятий по переводу водоснабжения на оборотное, сокращению сброса загрязнений общим объёмом инвестиций свыше 33 млрд рублей. И здесь важно, чтобы при реализации инвестиционных проектов в секторе коммунального хозяйства были задействованы максимально эффективные, отвечающие реалиям сегодняшнего дня инструменты финансирования. В связи с этим просим субъекты Российской Федерации совместно с Минстроем России, ФАС обеспечить целевое использование части средств от оказания услуг по водоотведению на реализацию проекта по модернизации очистных сооружений ЖКХ. Это поможет нам дополнительно аккумулировать, по нашим оценкам, порядка 7 млрд рублей в год.

Кроме того, важно, чтобы плата за негативное воздействие на водные объекты (а 95% этой платы остаётся в региональном бюджете) также была направлена на снижение этого воздействия, фактически целевым образом.

Также считаем необходимым обеспечить (срок – 2019 год) ввод нормы об обязательной очистке сточных вод предприятий – абонентов волжских водоканалов до их сброса в централизованной системе водоотведения. Напомню: ранее мы уже несколько раз переносили срок действия этой нормы закона о водоснабжении и водоотведении. Она существует, но с 2019 года, считаем, здесь её можно было бы уже применять.

Вместе с тем, учитывая комплексность задач проекта, его ресурсоёмкость, хотели бы подробно остановиться на источниках и механизмах финансирования. В целях стимулирования внедрения наилучших доступных технологий планируется создание специального фонда, наделённого функциями центра компетенций и финансового института. Аналогичный опыт есть уже в сфере ЖКХ (он накоплен в рамках деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ), на базе которого мы и предлагаем поддерживать инвестиционные проекты по очистным сооружениям коммунальной инфраструктуры. Предварительно на поддержку деятельности фонда начиная с 2019 года потребуется не менее 10 млрд рублей ежегодно за весь период реализации проекта.

В качестве источников дополнительных доходов федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта мы рассматриваем, во-первых, индексацию платы за пользование водными объектами. В соответствии с ранее принятыми решениями плата повышается на 15% ежегодно, что позволит за период реализации проекта дополнительно привлечь порядка 20 млрд рублей. Во-вторых, однократное увеличение ставки платы за использование акватории водных объектов, а также ставки платы за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Это позволит привлечь порядка 14 млрд рублей до 2025 года, 1 млрд рублей, в частности, – уже в следующем году. Последствия такой корректировки платы мы просчитали с коллегами из Минфина и пришли к выводу, что на ведении бизнеса она особо не скажется.

В целом бюджет приоритетного проекта составляет 257 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 114 млрд рублей, средства региональных бюджетов – 44,5 млрд рублей и внебюджетные источники – 98 млрд рублей.

Вместе с тем для реализации приоритетного проекта объективно существует потребность в дополнительных средствах федерального бюджета. В 2018 году она оценивается в 980 млн рублей, а в 2019 и 2020 годах – по 11 млрд рублей. Эти суммы приведены с учётом их использования на поддержку деятельности в том числе фонда по модернизации очистных сооружений.

В результате реализации проекта мы планируем добиться сокращения сброса загрязнённых вод в 9 раз, ликвидировать наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда и обеспечить сохранение биоразнообразия реки Волги, улучшение условий воспроизводства водных биологических ресурсов.

И ещё два направления, которые тоже поставлены в качестве цели, – это сохранить уникальную систему Волго-Ахтубинской поймы, дельту Волги и, самое главное, улучшить качество жизни 60 млн россиян.

Д.Медведев: Теперь по линии Минстроя комментарий. Пожалуйста, Михаил Александрович (обращаясь к М.Меню).

Несколько лет назад стало однозначно всем ясно, что "главная водная артерия Европейской России" превратилась в "сточную канаву" . К слову, европейцы так называют реку Рейн, по течению которой расположена масса предприятий. Но речь все же о Волге. Она стала стремительно мелеть, и стали появляться острова посреди реки. Экологи забили тревогу, и как итог - был разработан отдельный национальный проект "Оздоровление Волги", в рамках другого проекта "Экология" (вот такой лабиринт😀)

По планам создателей, к 25.12.2024 планируется улучшить экологическое состояние реки и обеспечить устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги. Так, на официальном сайте представлен перечень основных мероприятий:

  • Сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волга
  • Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги
  • Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу р. Волги
  • Снижение негативного воздействия затонувших судов ; и другие мероприятия

На все это закладывается вполне конкретная денежная сумма - 205,4 млрд ₽. И вроде бы все хорошо, но на практике, возникают проблемы. Так, по данным Счётной Палаты допущено 140 нарушений на сумму более 1 млрд рублей. Также проект серьёзно отстаёт по срокам, и из него удаляются объекты, которые необходимо ликвидировать. Сам же проект, по сути оказывается непрозрачным, несмотря на внешнюю имитацию открытости. В общем, с проектом беда!

Кроме того, от себя хочу добавить, что проект изначально был скорее "мёртв, чем жив", ведь в нем не были учтены притоки Волги. В "реанимацию" включили только то, что нужно было сделать для "вида", но не для долгосрочной перспективы. В Нижнем Новгороде в Волгу впадает река Ока, которая последние годы страдает от массового загрязнения. Обмеление в летний период, на этом притоке, достигает критических масштабов, и фактически река судоходна исключительно в фазу весеннего половодья. Более того, на реке, де-факто, не производится широкомасштабных восстановительных мероприятий, которые смогли бы изменить ситуацию. А, к сожалению, все движется, к тому, что лет через 10-15, а может и раньше, экология Оки пройдёт "точку невозврата", и уже изменить ничего не получится.

Если же делать проект "с умом", то "Оздоровление Волги" должно охватить всю Европейскую и часть Уральской территории России, т. к. именно на этих территориях расположены источники питания реки, от которых зависит её полноводность и экологическая чистота. Кроме того, это потребует колоссальных затрат: человеческих, технических и денежных ресурсов; фактически этот проект должен объединить всю страну, и вполне будет сравним с великими советскими стройками.

Таким образом, нынешний проект, не эффективен и решает существующую проблему, не более чем на 10-15%, поэтому сейчас логичнее начать разрабатывать новый "нормальный" проект, нежели продолжать тратить деньги. Ведь по сути, при нынешней ситуации к 2025 году, мы просто "утопим" свыше 200 млрд ₽, но не добьёмся экологического восстановления, и потеряем время. Время, которое в экологии очень часто работает против людей.

С верой в восстановление "Великой русской реки - Волги", Инфоповод!

P. S. В публикуемых материалах нет стремления, кого-либо уничтожить или породить ненависть. Всё мысли и темы, которые затрагиваются, направлены исключены на улучшение жизненной ситуации, путем решения существующих проблем!

Принятые решения

Перед совещанием Председатель Правительства осмотрел с борта теплохода объекты водохозяйственной инфраструктуры Волгограда, в том числе строящиеся объекты берегоукрепления правого берега Волги.

Поездка Дмитрия Медведева в Волгоградскую область

8 августа 2017 года

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Из стенограммы:

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр макета строящихся объектов городской инфраструктуры Волгограда

Омотр макета строящихся объектов городской инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Омотр объектов водохозяйственной инфраструктуры Волгограда

Д.Медведев: Мы сегодня встретились в рамках тех совещаний, которые у нас проходят по экологической проблематике. Одно из таких совещаний на прошлой неделе было проведено Президентом, оно было посвящено Байкалу. А второе совещание, наше сегодняшнее, посвящено защите от загрязнения нашей основной европейской реки Волги.

Это две очень важные экологические и в то же время человеческие темы, которые были определены ещё в Послании Президента, и сегодня мы будем говорить о предотвращении загрязнения и рациональном использовании Волги.

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Прежде чем перейти к повестке, несколько слов о документе, который имеет непосредственное отношение к Волге. Я подписал распоряжение о внесении изменений в схему территориального плана страны, которые связаны со строительством Нижегородского низконапорного гидроузла.

Он должен быть сдан в эксплуатацию к 2021 году, после чего на этом мелководном участке реки будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам. И сквозное судоходство по Волге как водной трассе международного значения будет сохранено, что исключительно важно.

Документ

Деньги на эти цели в проекте бюджета заложены. Общий объём финансирования строительства Нижегородского гидроузла составит порядка 43,5 млрд рублей.

Говорю об этом, во-первых, потому, что документ только что подписал, во-вторых, он имеет тоже непосредственное отношение к теме нашего сегодняшнего совещания.

Участники совещания

Список участников совещания о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании р.Волги, 8 августа 2017 года

Теперь по другим позициям, связанным с темой совещания.

Очевидно, что Волга – это действительно не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода нашей страны, её истории, уникальный природный памятник, но ещё и экономическая артерия нашей страны. Напомню, что в бассейне Волги живёт более 60 млн человек – больше трети населения страны. Это, конечно, и важнейшая транспортная составляющая, которая соединяет многие регионы, перевозит более половины всех речных пассажиров и грузов, источник воды и энергии для городов и посёлков, предприятий промышленности и сельского хозяйства. Здесь сосредоточено около 45% промышленного производства страны, примерно 50% сельхозпотенциала и более 20% всего рыбного промысла.

Так что очевидно, что проблематика, которой мы занимаемся, имеет, по сути, общегосударственное значение.

Поездка

Очевидно и другое. Именно в бассейне Волги сложилась самая напряжённая экологическая ситуация, которая по многим позициям существенно хуже, чем общая ситуация в стране. В воды Волги попадает более трети – 38%, если говорить точно, – всех российских загрязнённых стоков. Причина известна: физический износ и технологическая отсталость очистных сооружений промышленных и муниципальных предприятий, их низкая эффективность. Не меньший вред причиняют отходы сельского хозяйства. Кроме того, река захламлена затонувшими судами. Ежегодно в Волгу сбрасывается свыше 5,5 куб. км загрязнённых сточных вод. Нормативная очистка проводится лишь в отношении 10% таких стоков. Со сточными водами в реку поступает свыше 2,5 млн т загрязняющих веществ в год. По разным оценкам, в бассейне находится от 2,5 тыс. затонувших плавсредств, включая не только обычные, но даже нефтеналивные. Так что ситуация весьма тревожная. Она осложняется, по мнению экологов, тем, что Волга уже исчерпала свои возможности по самоочищению. После постройки дамб волжские водохранилища стали практически непроточными, загрязнения не вымываются течением, а накапливаются на дне Волги. Это наносит серьёзный ущерб её биологическим ресурсам. Поэтому если ничего не предпринимать, то в недалёкой по историческим меркам перспективе волжская вода вообще может стать непригодной для людей.

Есть и некоторые другие проблемы, о которых мы тоже поговорим.

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Особое внимание также нужно уделить низовью Волги, сохранению уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. Собственно, мы здесь практически и находимся. Требуется дополнительное обводнение реки Ахтубы с Волгоградского водохранилища. Нужно в целом улучшать пропускную способность гидротехнических сооружений, восстановить проточность рек, создать условия для воспроизводства рыбы. Конечно, очень важно, чтобы идея по восстановлению Волги, по её сбережению дошла до каждого жителя приволжских регионов. Нужно развивать добровольческие начинания, волонтёрство. Понятно, что жить в нормальных условиях хотят все, пить нормальную, чистую воду, но для этого нужно помнить в том числе о том, чего нельзя делать.

Эта работа потребует системного подхода, скоординированных усилий со стороны федерального центра, всех приволжских регионов и, конечно, бизнеса. В регионах должны появиться свои проекты по очистке и сохранению Волги. Нам всем вместе нужно подумать, как эти проекты финансировать, как привлекать инвестиции. Сегодня мы поговорим о предложениях, которые на сей счёт имеются. Общий объём по программе, которая была разработана, составляет 257 млрд рублей. Это долгосрочная программа, она рассчитана до 2025 года, но это не означает, что мы должны всё это вынести на 2025 год в расчёте на то, что потом будет легче и деньги появятся. Нам нужно приступать к исполнению этой программы немедленно. Соединить все имеющиеся источники. В том числе посмотреть на перспективу 2018, 2019 и 2020 годов. По подсчётам Минприроды, требуется в следующем году около миллиарда рублей и потом приблизительно по 11 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Нужно подумать об источниках этих средств, но очевидно, что такие источники должны быть найдены.

Переходим к обсуждению. Слово Министру природных ресурсов и экологии. Пожалуйста, Сергей Ефимович (обращаясь к С.Донскому).

Доклад Сергея Донского на совещании о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Доклад Сергея Донского на совещании о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги

Теперь о конкретных механизмах и инструментах, которые мы в рамках этого приоритетного проекта хотим использовать и применять.

Справка

Теперь несколько слов о проблемах реки, связанных с регулированием стока. Строительство водохранилищ на Волге в своё время позволило решить многие водохозяйственные проблемы, но они тем не менее сказались на Нижней Волге. В результате было утрачено 98% нерестовых площадей белуги, 80% – осётра, 40% – севрюги. Из 3,5 тыс. га осетровых нерестохранилищ в нижнем течении Волги сохранилось всего 430 га.

Именно поэтому в проект отдельно мы включили комплекс мер по оздоровлению уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. Мы предлагаем обеспечить дополнительное обводнение Ахтубы в меженные периоды путём строительства водопропускного сооружения с расходом около 100 кубометров в секунду. Этот проект предусматривает восстановление пропускной способности русел рек, мелиоративных систем, рыбоходных каналов, проведение рыбохозяйственной мелиорации. Эти задачи планируем решать совместно с Минсельхозом России, Росрыболовством, органами исполнительной власти Волгоградской и Астраханской областей. Здесь общий объём финансирования направления – 37 млрд рублей.

Теперь перейду к наиболее важной части приоритетного проекта – мерам по снижению антропогенного воздействия и сокращению поступления загрязнённых сточных вод. Здесь причина – неудовлетворительное состояние очистных сооружений. Это касается всех 17 регионов, прилегающих непосредственно к Волге. В качестве решения мы видим следующие мероприятия.

Первое. В ближайшее время Росприроднадзор проводит инвентаризацию источников негативного воздействия на водные объекты, их ранжирование по степени опасности. На основании результатов инвентаризации каждый регион подготовит региональные проекты по аналогии с федеральным.

Вторым шагом станет установка к 2020 году автоматизированных систем по контролю за сточными водами на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II категорий опасности.

И наконец, самый главный элемент проекта – это строительство, реконструкция, модернизация самих объектов очистки сточных вод жилищно-коммунального хозяйства и предприятий. Исходим из того, что строительство и реконструкция на предприятиях и в ЖКХ будут реализовываться на принципах наилучших доступных технологий, так называемых НДТ, и в связи с этим просим коллег из Минпромторга о приоритетной поддержке местных предприятий.

Хозяйствующими субъектами в рамках соответствующих соглашений с Росприроднадзором сейчас реализуется около 60 мероприятий по переводу водоснабжения на оборотное, сокращению сброса загрязнений общим объёмом инвестиций свыше 33 млрд рублей. И здесь важно, чтобы при реализации инвестиционных проектов в секторе коммунального хозяйства были задействованы максимально эффективные, отвечающие реалиям сегодняшнего дня инструменты финансирования. В связи с этим просим субъекты Российской Федерации совместно с Минстроем России, ФАС обеспечить целевое использование части средств от оказания услуг по водоотведению на реализацию проекта по модернизации очистных сооружений ЖКХ. Это поможет нам дополнительно аккумулировать, по нашим оценкам, порядка 7 млрд рублей в год.

Кроме того, важно, чтобы плата за негативное воздействие на водные объекты (а 95% этой платы остаётся в региональном бюджете) также была направлена на снижение этого воздействия, фактически целевым образом.

Также считаем необходимым обеспечить (срок – 2019 год) ввод нормы об обязательной очистке сточных вод предприятий – абонентов волжских водоканалов до их сброса в централизованной системе водоотведения. Напомню: ранее мы уже несколько раз переносили срок действия этой нормы закона о водоснабжении и водоотведении. Она существует, но с 2019 года, считаем, здесь её можно было бы уже применять.

Вместе с тем, учитывая комплексность задач проекта, его ресурсоёмкость, хотели бы подробно остановиться на источниках и механизмах финансирования. В целях стимулирования внедрения наилучших доступных технологий планируется создание специального фонда, наделённого функциями центра компетенций и финансового института. Аналогичный опыт есть уже в сфере ЖКХ (он накоплен в рамках деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ), на базе которого мы и предлагаем поддерживать инвестиционные проекты по очистным сооружениям коммунальной инфраструктуры. Предварительно на поддержку деятельности фонда начиная с 2019 года потребуется не менее 10 млрд рублей ежегодно за весь период реализации проекта.

В качестве источников дополнительных доходов федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта мы рассматриваем, во-первых, индексацию платы за пользование водными объектами. В соответствии с ранее принятыми решениями плата повышается на 15% ежегодно, что позволит за период реализации проекта дополнительно привлечь порядка 20 млрд рублей. Во-вторых, однократное увеличение ставки платы за использование акватории водных объектов, а также ставки платы за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Это позволит привлечь порядка 14 млрд рублей до 2025 года, 1 млрд рублей, в частности, – уже в следующем году. Последствия такой корректировки платы мы просчитали с коллегами из Минфина и пришли к выводу, что на ведении бизнеса она особо не скажется.

В целом бюджет приоритетного проекта составляет 257 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 114 млрд рублей, средства региональных бюджетов – 44,5 млрд рублей и внебюджетные источники – 98 млрд рублей.

Вместе с тем для реализации приоритетного проекта объективно существует потребность в дополнительных средствах федерального бюджета. В 2018 году она оценивается в 980 млн рублей, а в 2019 и 2020 годах – по 11 млрд рублей. Эти суммы приведены с учётом их использования на поддержку деятельности в том числе фонда по модернизации очистных сооружений.

В результате реализации проекта мы планируем добиться сокращения сброса загрязнённых вод в 9 раз, ликвидировать наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда и обеспечить сохранение биоразнообразия реки Волги, улучшение условий воспроизводства водных биологических ресурсов.

И ещё два направления, которые тоже поставлены в качестве цели, – это сохранить уникальную систему Волго-Ахтубинской поймы, дельту Волги и, самое главное, улучшить качество жизни 60 млн россиян.

Д.Медведев: Теперь по линии Минстроя комментарий. Пожалуйста, Михаил Александрович (обращаясь к М.Меню).

Читайте также: