Аллигатор тип развития прямое или непрямое

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

План - конспект учебного занятия

Тема: Постэмбриональный период развития.

Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.

Для студентов 1-го курса специальностей:

Компьютерные системы и комплексы 09.02.01

Компьютерные сети 09.02.02

Информационные системы (по отраслям) 09.02.04

Информационная безопасность автоматизированных систем 10.02.03

Радиосвязь, радиовещание и телевидение 11.02.10

Прикладная информатика 38.02.01

Преподаватель: Субботина Е.А.

Тема занятия:

Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека.

- изучить типы постэмбрионального развития у различных организмов;

- рассмотреть особенности постэмбрионального развития человека;

- сформировать представление о репродуктивном здоровье человека.

- создать условия для развития умений сравнивать, структурировать информацию,

анализировать, делать обобщения, формулировать выводы;

- способствовать развитию информационной компетентности обучающихся через самостоятельную работу с материалом;

- создать условия для развития творческого мышления и самостоятельности.

- создать условия для эффективного взаимодействия студентов друг с другом, реализации коммуникативной компетенции через работу в группах;

- способствовать воспитанию у детей представлений о здоровом образе жизни, через составление рекомендаций по сохранению репродуктивного здоровья с целью развития здорового будущего потомства.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, контрольно-измерительные материалы.

Тип занятия: комбинированный.

Основные понятия: постэмбриональный период развития, метаморфоз, постэмбриональный период развития у человека, репродуктивное здоровье, факторы, влияющие на индивидуальное развитие.

План и хронометраж занятия:

Организационный этап (2 мин.)

Воспроизведение и активизация опорных знаний (15 мин.)

Этап усвоения новых знаний (28 мин.)

Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (5 мин.)

Этап закрепления новых знаний (22 мин.)

Подведение итогов (6 мин.)

Ход занятия:

Организационный момент: Добрый день. Присаживайтесь.

Я уверена, что сегодня, как и обычно, вы будете работать активно, сосредоточенно. Это поможет вам усвоить новый материал, получить хорошие оценки, а на следующем занятии без труда выполнить задания проверочной работы по итогам раздела.

2. Воспроизведение и активизация опорных знаний:

На прошлом занятии мы изучали?

(Эмбриональный период развития).

Материал прошлого занятия сегодня потребуется нам при изучении нового материала, а в будущем вам как успешным родителям!

Давайте проверим, как вы готовы ли вы к усвоению нового материала?

Оформляем без исправлений, каждое будет считаться ошибкой.

1.Период дробления завершается образованием:

2. Печень и желудок развиваются из:

3.Процесс индивидуального развития организмов:

4. Стадия однослойного зародыша называется:

5. Дифференцировка клеток происходит на стадии:

в) первичного органогенеза (нейрулы).

6. Мезодерма это…

1. Клетки бластулы:

2. При образовании бластулы её клетки:

а) делятся и растут;

б) не делятся, но растут;

в) делятся и не растут.

3. Органы чувств и нервная система развиваются из:

4. Какой из факторов в большей мере говорит о генетическом контроле за дифференциацией клеток в эмбриогенезе:

а) во всех соматических клетках организма содержится одинаковая генетическая информация;

б) в каждой отдельной клетке используется только часть генетической информации;

в) между клетками существует механическая и гормональная связь.

5. Двуслойная стадия зародыша называется:

6.Эмбриональная индукция это….

Поменялись работами, проверьте по ключу.

Ключ к тесту:

Это третий зародышевый листок, формируется у многих животных, кроме кишечнополостных, из которого формируются пищеварительные железы (поджелудочная, печень), эпителий средней кишки, легких, жабр.

Эмбриональная индукция это процесс влияния одного участка зародыша на другой за счёт участия клеток -организаторов. Гипотезу выдвинул в 1921г. немецкий биолог Ганс Шпеман.

Критерии оценки:

0 ошибок - оценка 5

1 ошибка - оценка 4

2 ошибки - оценка 3

Больше 2 ошибок - оценка 2

Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; 3 удов.

Молодцы, хорошо подготовились к изучению новой темы.

Выход плода из яйцевых оболочек – это? (рождение).

Как вы думаете, что происходит с организмом после рождения?

Наступает постэмбриональный период в жизни организма.

Т.о. онтогенез состоит из этапов?

1. Эмбриональный период

2. Постэмбриональный период

На основании сказанного, сегодня мы изучим с вами? Ответ студентов.

Запишем тему занятия: Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека. Репродуктивное здоровье.

Цели занятия: изучить типы развития организмов постэмбрионального периода, выявить особенности постэмбрионального развития человека на всех этапах онтогенеза, сформировать представление о репродуктивном здоровье человека.

4. Этап изучения нового материала.

Во время просмотра слайдов презентации заполните схему и ответить на проблемные вопросы: Какой тип развития прямой или непрямой имеет преимущества в природе?

Какие это преимущества?

По ходу выступлений учащиеся заполняют в тетрадях схему:

Постэмбриональное развитие организма

Эмбриональный период заканчивается рождением или выходом нового организма из яйцевых оболочек. С этого момента начинается постнатальное развитие , которое делится на три основных периода:
1. Ювенильный (дорепродуктивный) — от рождения до полового созревания;
2. Зрелый (пубертатный или репродуктивный);
3. Пострепродуктивный или период старости, заканчивающийся естественной смертью.

Постэмбриональное развитие может быть прямое и непрямое. При прямом развитии новорожденное животное не отличается от взрослой особи: у него есть все органы и системы, но, как правило, меньшего размера, недоразвиты лишь половые железы.

В этом случае ювенильный период сводится в основном к росту и завершению развития половых желез. Прямое развитие следует рассматривать как более совершенное и менее древнее по сравнению с непрямым.

При непрямом развитии (с превращением или метаморфозом) из яйца выходит личинка, организованная значительно проще взрослого организма, у нее имеются специальные личиночные органы. Развитие с метаморфозом сопровождается рядом сложных морфогенетических процессов, редукцией одних (личиночных) и формированием других органов.

Значение личиночной стадии
1. Питательная функция
2. Рациональное использование ресурсов.
3. Широкое расселение
4. Заражение организмов паразитами.

Рост в ювениальный период характеризуется увеличением количества и размеров клеток, а также изменение пропорций тела. Различают такие виды роста:
1. ограниченный рост – характерен для насекомых и млекопитающих, которые растут ограниченное время.
2. неограниченный рост – характерен для рыб, земноводных, рептилий, растений, которые растут на протяжении всей своей жизни. Кроме того неограниченный рост может быть периодическим.
Большое значение для роста и развития в постэмбриональный период имеют условия внешней среды. Например для растений основными факторами являются свет, влажность, температура, а также количество и качество питательных веществ в почве. Для животных основное значение имеет полноценное кормление (наличие в корме белков, углеводов, липидов, минеральных солей, витаминов, микроэлементов).
Для всех периодов онтогенеза характерно восстановление утерянных или поврежденных частей тела. Эта особенность называется регенерация. Бывает физиологическая и репаративная.
Физиологическая регенерация — очень сильно распространенна среди животных. Она характеризуется заменой утраченных частей тела в процессе жизнедеятельности организма. Физиологическая регенерация у животных проявляется в виде линьки, которая может быть связана с ростом или с сезонными явлениями.
Репаративная регенерация — это процесс восстановление части тела организма, которая была отторгнута насильственным путем. Репаративной регенерацией у человека обладают эпителиальная, соединительная, мышечная и костная ткани. Данные о регенерации имеют важное значение в медицине, особенно в хирургии.

Жизненный цикл – период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества поколений.
Жизненный цикл бывает:

Простой жизненный цикл – когда все поколения не отличаются друг от друга.

Сложный жизненный цикл - характеризуется чередование отличающихся поколений. В свою очередь сложный жизненный цикл бывает с регулярным чередованием и с нерегулярным чередованием поколений.

Период от выхода организма из яйцевых оболочек или рождения до смерти называется постэмбриональным. Мы с вами находимся в этом периоде. Для него характерен дальнейший рост и развитие организма.

У животных рост ограничен, у растений и грибов возможен неограниченный рост (он ограничен лишь условиями среды, субстратом).

Особенно активный рост и развитие организма, половое созревание.

Функционирование взрослого, сформированного организма. Размножение.

Постепенное угасание процессов жизнедеятельности, старение.

Постэмбриональный период

Прямое и непрямое развитие

В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.

Прямое развитие

Непрямое развитие отличается от прямого тем, что из яйца появляется личинка, которая сильно отличается от взрослой особи. Непрямой тип развития характерен, например, для всех насекомых.

Непрямое развитие может протекать с неполным метаморфозом (неполное превращение) или с полным метаморфозом (греч. μεταμόρφωσις - превращение). В ходе метаморфоза (полного превращения) происходит глубокое преобразование строения организма или отдельных его органов.

Молодая особь (личинка) весьма заметно отличается от взрослой (имаго). Так, например, гусеницы - личинки, ползают на листьях растений и усиленно питаются ими, быстро растут.

На определенном этапе происходят коренные преобразования личинки - ее метаморфоз. Гусеница превращается в куколку: разрушаются почти все органы и системы, кроме нервной и кровеносной систем.

Из кокона выходит совершенно "новый" организм - бабочка, имеющая крылья и способная к полету. Основная функция бабочки - взрослой особи (имаго) - размножение и расселение.

Непрямое развитие

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

При прямом развитии новый организм имеет большое сходство с взрослым - есть все органы взрослого организма, но некоторые из них недоразвиты. Однако, детеныши могут иметь отличные от взрослого пропорции тела, меньший размер и они не способны к размножению.

Одни органы работают активнее, например, тимус человека, отвечающий за развитие лимфоидной ткани (следовательно, за формирование иммунитета) активнее работает в детском возрасте.

Другие, например такие как половые железы, недоразвиты и будут изменятся в процессе онтогенеза.

Примеры позвоночных животных с прямым развитием:

Примеры беспозвоночных животных с прямым развитием:

Планарии (ресничные черви);

Дождевой червь (малощетинковый кольчатый червь);

Брюхоногие и головоногие моллюски;

При непрямом развитии новый организм не похож на взрослую особь (отличается не только размерами, но и может не иметь некоторых органов взрослого организма, у некоторых есть провизорные (личиночные) органы), поэтому должен претерпеть глобальные изменения – метаморфоз.

Превращение может быть полным (со стадией куколки) и неполным (с постепенным изменением).

Беспозвоночные животные с неполным метаморфозом:

Кишечнополостные (личинка планула);

Развитие гидры

Паразитические плоские черви (шестикрючечная личинка онкосфера у бычьего цепня, мирацидий, редия, церкарий у печеночного сосальщика);

Развитие бычьего цепня

Многощетинковые кольчатые черви (личинка трохофора);

Развитие многощетинковых кольчатых червей

Двустворчатые моллюски (трохофора, велигер, глохидий);

Развитие беззубки

Крабы и креветки (личинка зоеа, науплиус);

Развитие краба

Насекомые из отряда полужесткокрылые: клопы, гладыши, водомерки (личинка нимфа);

Насекомые из отряда прямокрылые: кузнечики, сверчки, саранча (личинка нимфа);

Насекомые из отряда стрекозы (личинка наяда);

Насекомые из отряда тараканы (личинка нимфа);

Насекомые из отряда равнокрылые: цикады, тля листоблошки (личинка нимфа);

Насекомые из отряда вши (личинка нимфа);

Позвоночные с неполным превращением:

Бесчелюстные (личинка пескоройка)

Земноводные (личинка головастик)

Беспозвоночные с полным превращением

К этой группе относят насекомых, которые переживают стадию куколки в своем развитии, личинка отличается от взрослой особи по многим признакам: анатомии и морфологии, питанию, месту обитания. Такое отличие уменьшает внутривидовую конкуренцию между молодыми и взрослыми особями и увеличивают выживаемость вида в целом.

Такой тип развития характерен для следующих отрядов насекомых:

Двукрылые (личинка мухи – опарыш, личика комара - мотыль);

Личинка мухи

Чешуекрылые или бабочки (личинка гусеница);

Бабочка гарпия большая и её гусеница

Перепончатокрылые – осы, пчёлы, шмели, муравьи.

Личинка майского жука

Личинка блохи

Полное и неполное развитие

При прямом развитии новый организм имеет большое сходство с взрослым - есть все органы взрослого организма, но некоторые из них недоразвиты. Однако, детеныши могут иметь отличные от взрослого пропорции тела, меньший размер и они не способны к размножению.

Одни органы работают активнее, например, тимус человека, отвечающий за развитие лимфоидной ткани (следовательно, за формирование иммунитета) активнее работает в детском возрасте.

Другие, например такие как половые железы, недоразвиты и будут изменятся в процессе онтогенеза.

Примеры позвоночных животных с прямым развитием:

Примеры беспозвоночных животных с прямым развитием:

Планарии (ресничные черви);

Дождевой червь (малощетинковый кольчатый червь);

Брюхоногие и головоногие моллюски;

При непрямом развитии новый организм не похож на взрослую особь (отличается не только размерами, но и может не иметь некоторых органов взрослого организма, у некоторых есть провизорные (личиночные) органы), поэтому должен претерпеть глобальные изменения – метаморфоз.

Превращение может быть полным (со стадией куколки) и неполным (с постепенным изменением).

Беспозвоночные животные с неполным метаморфозом:

Кишечнополостные (личинка планула);

Развитие гидры

Паразитические плоские черви (шестикрючечная личинка онкосфера у бычьего цепня, мирацидий, редия, церкарий у печеночного сосальщика);

Развитие бычьего цепня

Многощетинковые кольчатые черви (личинка трохофора);

Развитие многощетинковых кольчатых червей

Двустворчатые моллюски (трохофора, велигер, глохидий);

Развитие беззубки

Крабы и креветки (личинка зоеа, науплиус);

Развитие краба

Насекомые из отряда полужесткокрылые: клопы, гладыши, водомерки (личинка нимфа);

Насекомые из отряда прямокрылые: кузнечики, сверчки, саранча (личинка нимфа);

Насекомые из отряда стрекозы (личинка наяда);

Насекомые из отряда тараканы (личинка нимфа);

Насекомые из отряда равнокрылые: цикады, тля листоблошки (личинка нимфа);

Насекомые из отряда вши (личинка нимфа);

Позвоночные с неполным превращением:

Бесчелюстные (личинка пескоройка)

Земноводные (личинка головастик)

Беспозвоночные с полным превращением

К этой группе относят насекомых, которые переживают стадию куколки в своем развитии, личинка отличается от взрослой особи по многим признакам: анатомии и морфологии, питанию, месту обитания. Такое отличие уменьшает внутривидовую конкуренцию между молодыми и взрослыми особями и увеличивают выживаемость вида в целом.

Такой тип развития характерен для следующих отрядов насекомых:

Двукрылые (личинка мухи – опарыш, личика комара - мотыль);

Личинка мухи

Чешуекрылые или бабочки (личинка гусеница);

Бабочка гарпия большая и её гусеница

Перепончатокрылые – осы, пчёлы, шмели, муравьи.

Личинка майского жука

Личинка блохи

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ pril.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:


- развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек.

- развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Постэмбриональное развитие

Продолжительность постэмбрионального периода многоклеточных организмов черепа.

Продолжительность постэмбрионального периода многоклеточных организмов черепаха - 100-150 лет гриф - 117 лет белуга - 80-100 лет попугай - 70-95 лет слон - 77 лет гусь - 50-100 лет человек - 70 лет крокодил - 60 лет актиния - 50-70 лет лошадь - 40 лет обезьяна - 35-40 лет корова - 20-30 лет кот - 27 лет

Основные типы постэмбрионального развития: прямое непрямое

Основные типы постэмбрионального развития: прямое непрямое

Прямое развитие - развитие , при котором из тела матери или яйцевых оболочек.

Прямое развитие - развитие , при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма меньшими размерами и недоразвитием некоторых органов рыбы пресмыкающиеся птицы млекопитающие

Непрямое развитие (с метаморфозом - от греч. metamorphosis – превращение) - и.

Непрямое развитие (с метаморфозом - от греч. metamorphosis – превращение) - из яйца выходит личинка устроенная проще взрослого животного (сильно отличающаяся от него) как правило имеющая специальные личиночные органы отсутствующие у взрослого животного как правило не способная к размножению

 Амфибии Насекомые Ракообразные Моллюски Черви

Амфибии Насекомые Ракообразные Моллюски Черви

Проблема: Почему в природе сложились два типа развития: прямое и непрямое? Ка.

Проблема: Почему в природе сложились два типа развития: прямое и непрямое? Какой из этих типов эффективнее?

Работаем в группах. Для решения проблемы, рассмотрим: Развитие беспозвоночных.

Работаем в группах. Для решения проблемы, рассмотрим: Развитие беспозвоночных (насекомые) Развитие личиночно – хордовых (асцидии) Развитие амфибий (лягушка) Развитие позвоночных (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающих)

Развитие беспозвоночных (на примере саранчи и майского жука)

Развитие беспозвоночных (на примере саранчи и майского жука)

Вывод: Насекомые имеют прямое и непрямое развитие Личинка майского жука –.

Вывод: Насекомые имеют прямое и непрямое развитие Личинка майского жука – гусеница живет в почве, питается корнями растений. Взрослая особь живет в наземно - воздушной среде, питается листьями. Причина метаморфоза: смена образа жизни смена среды обитания

Большинство насекомых размножаются с полным превращением Размножение с превр.

Большинство насекомых размножаются с полным превращением Размножение с превращением позволяет насекомым снизить конкуренцию между потомством и взрослыми особями. Насекомые – самый многочисленный класс - 1 млн. видов.

Развитие личиночно – хордовых (на примере асцидии)

Развитие личиночно – хордовых (на примере асцидии)

Вывод: Личинка асцидии ведет свободноплавающий образ жизни. Взрослая особ.

Вывод: Личинка асцидии ведет свободноплавающий образ жизни. Взрослая особь ведет прикрепленный образ жизни. Причина метаморфоза асцидии: смена образа жизни Личиночно – хордовые имеют непрямое развитие

Развитие амфибий (на примере лягушки)

Развитие амфибий (на примере лягушки)

Вывод: Земноводные имеют непрямое развитие Головастик лягушки развивается.

Вывод: Земноводные имеют непрямое развитие Головастик лягушки развивается в водной среде. Взрослые особи обитают преимущественно в наземно - воздушной среде. Причина метаморфоза лягушки: смена среды обитания

Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).

Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).

Развитие пресмыкающихся Прямое развитие пресмыкающихся– одно из условий успеш.

Развитие пресмыкающихся Прямое развитие пресмыкающихся– одно из условий успешного освоения суши. Развитие крокодила

Развитие птиц Птенцы гуся Птенцы голубя

Развитие птиц Птенцы гуся Птенцы голубя

Особенности развития птиц Птицы по типу развития подразделяются на: Гнездовые.

Особенности развития птиц Птицы по типу развития подразделяются на: Гнездовые – птенцовые (хищные, вороны, грачи, голуби, дятлы, попугаи, воробьи, синицы и др.) беспомощные слабый перьевой покров веки сросшиеся ушные отверстия закрыты Выводковые (тетерева, глухари, перепелки, утки)

Развитие млекопитающих Особенности размножения у разных групп млекопитающих и.

Развитие млекопитающих Особенности размножения у разных групп млекопитающих имеют ясно выраженный приспособительный характер и связаны с особенностями образа жизни Однодневные заяц – беляк (1) и кролик (2)

Вывод: Большинство позвоночных имеют прямое развитие. При прямом развит.

Вывод: Большинство позвоночных имеют прямое развитие. При прямом развитии детеныши более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню полового созревания. Прямое развитие - признак высокой организации

Решение проблемы: В процессе развития организмы приспосабливаются к условия.

Решение проблемы: В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды. Для животных, меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития. Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие.

Выбранный для просмотра документ pril1.doc

Приложение 1

Дополнительный раздаточный материал для учащихся.

hello_html_f718b09.jpg

Рисунок 1

hello_html_6077741f.jpg

Рисунок 2

hello_html_48bc50af.jpg

Рисунок 3

hello_html_5c6f8bb6.jpg
hello_html_m3bb9238c.jpg

Рисунок 4 Рисунок 5

hello_html_m7904241b.jpg

Выбранный для просмотра документ pril2.doc

Приложение 2

Задание 1. Выполните тесты:

1. Установите соответствие между животным и типом его развития:

ЖИВОТНЫЕ ТИП РАЗВИТИЯ
А) черепаха 1) прямое

Б) медоносная пчела 2) непрямое

Г) домовой воробей

Д) жаба обыкновенная

2. Установите соответствие между насекомыми и типом их развития:

НАСЕКОМЫЕ ТИП РАЗВИТИЯ

А) жук – плавунец 1) с полным превращением

Б) постельный клоп 2) с неполным превращением

В) черный таракан

Г) капустная белянка

3.Установите последовательность этапов развития лягушки:

Б) взрослая особь

В) личинка с жабрами

Г) лягушка с хвостом

4. Насекомое, развивающееся с полным превращением, проходит стадии яйца – личинки – куколки – взрослой формы (имаго). Идентичен ли на каждой из стадий развития генетический аппарат насекомого – да, нет? Ответ кратко аргументируйте ______________________________________________ .

Задание № 2. Выполните тесты (выбор одного правильного ответа из четырех вариантов ответа):

1. У кошки родятся котята, похожие на родителей, по­этому такой тип индивидуального развития называют

2. Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма

3. Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:

1) личинка, взрослая особь, куколка

2) куколка, личинка, взрослая особь

3) личинка, куколка, взрослая особь

4) куколка, взрослая особь, личинка.

4. Для большинства млекопитающих характерен тип постэмбрионального развития : ­

1) полное превращение

4) неполное превращение.

5. Развитие организма животного, включающее зиготу, бла­стулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют

3) с полным превращением

4) с неполным превращением.

Задание № 3. Выполните задание: Рассмотрите рисунок, определите виды постэмбрионального развития у животных, изображенных на рисунке (1 – 5); назовите стадии, обозначенные цифрами I – IV

hello_html_2660dbb.jpg

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов".

развивающая: развивать представление об индивидуальном развитии животных организмов;

обучающая:
– обобщить и закрепить представление о типах постэмбрионального развития организмов животных,
– сформировать представление о закономерностях прямого и непрямого развития,
– сформировать представление о причинах различных типов развития;

воспитательная:
развивать научное мировоззрение,
– экологическое воспитание (взаимосвязь организма с окружающей средой),
– поддерживать познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов.

I. Актуализации знаний: Биологический диктант:

Бластула, органогенез, биохимическая специализации митоз, оплодотворение.

Гаструляция, биогенетический закон, эмбрион, половое размножение.

Дробление, дифференциация клеток, закон зародышевого сходства, половое размножение.

Мезодерма, нейрула, бластомеры, мейоз.

Морфологическая специализация, органогенез, зигота, бесполое размножение.

Гаструла, энтодерма, эмбриогенез, зигота.

II. Изучение нового материала:

2. Подготовка к восприятию темы:

– Что такое онтогенез?
– Какие стадии выделяют в онтогенезе?
– Какие способы постэмбрионального развитии вам известны? (Слайд 2–8)

3. Постановка проблемы: “Почему в природе сложились два способа постэмбрионального развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный”? (Слайд 9)

4. Работа в группах над реализацией проблемы: “Почему в природе сложились два способа развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный?” (Слайд 10)

Задания для самостоятельной работы в группах:

Группа 1: “Развитие беспозвоночных (на примере насекомых)”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова – стр. 229, 3 абзац. Рис. 7.9.. Дополнительный материал – рисунок развития саранчи и майского жука ( приложение 1 – риc. 1,2).

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите, как развивается саранча, определите тип ее развития? Ответ обоснуйте.

2. Рассмотрите, как развивается майский жук.

– Какие стадии в развитии майского жука можно выделить? Определите тип ее развития, ответ обоснуйте.
– Какую среду обитания занимает личинка, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую среду обитания занимает взрослая особь майского жука, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую роль выполняет куколка?

3. Насекомых, с каким типом развития больше в природе. В чем причина выбора такого типа развития большинства насекомых?

4. Сделайте вывод: о типах развития насекомых, причине метаморфоза среди насекомых.

5. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 2: “ Развитие личиночно-хордовых (на примере асцидии) ”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие асцидии 7.1.стр. 229 – 1 абзац; рис. 7.7

Подготовить ответы на вопросы:

1. Характерные признаки строения личинки асцидий. Какой образ жизни ведет личинка асцидии (характер передвижения)?

2. Характерные признаки строения взрослой асцидии. Какой образ жизни ведет взрослая асцидия?

3. Сделайте вывод: тип развития асцидии, в чем причина такого развития асцидии.

4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 3: “Развитие амфибий (на примере лягушки)”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие амфибии 7.1. стр. 229 – 2 абзац и рис. 7.8.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите головастика.

– Где живет головастик, и какой, образ жизни он ведет?
– Особенности внешнего строения головастика в связи с водным образом жизни.
– Особенности внутреннего строения головастика в связи с водным образом жизни.

2. Рассмотрите взрослую особь.

– Где живет взрослая лягушка, и какой образ жизни она ведет?
– Особенности строения лягушки в связи с наземным образом жизни.
– В какой период своей жизни лягушка живет в воде, какие особенности строения ей помогают жить в воде.

3. Сделайте вывод: тип развития лягушки, причина такого типа развития.

4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 4: “Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих)”.

Материал для работы: Дополнительный материал – рисунки развития крокодила, развития птиц, развития млекопитающих ( приложение 1 – рис. 3–6).

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите вылупление из яйца крокодила. Определите тип развития. Ответ обоснуйте.

2. Рассмотрите развитие птиц на примере гусей и голубя. Почему птенцы гусей и голубя так отличаются в своем развитии. Какой тип развития у птиц? Ответ обоснуйте.

3. Рассмотрите развитие млекопитающих на примере кролика и зайца. Почему детеныши кролика и зайца так отличаются в своем развитии. Определите тип развития млекопитающих. Ответ обоснуйте.

4. Какой тип развития – прямой и непрямой преобладает у позвоночных животных.

5. Сделайте вывод об эффективности основного типа развития позвоночных.

6. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

5. Отчеты групп над реализацией своих проблем:

Вывод группы 1: Насекомые имеют прямое и непрямое развитие. Причина метаморфоза насекомых – смена образа жизни и смена среды обитания. (Слайд 11–13)

Вывод группы 2: Асцидия имеет непрямое развитие, причина метаморфоза асцидии – смена образа жизни. (Слайд 14–15)

Вывод группы 3: Лягушка имеет непрямое развитие, причина метаморфоза – смена среды обитания в развитии. (Слайд 16–17)

Вывод группы 4 : Большинство позвоночных имеют прямое развитие.

При прямом развитии детеныши, более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню полового созревания. Прямое развитие – признак высокой организации . (Слайд 18–23)

6. Обобщение учителя: В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Для животных , меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития.

Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие. (Слайд 24)

III. Закрепление знаний – выполнение и отчет по выполнению разноуровневых заданий с последующей проверкой (по выбору учащегося – Приложение 2 ).

Период от выхода организма из яйцевых оболочек или рождения до смерти называется постэмбриональным. Мы с вами находимся в этом периоде. Для него характерен дальнейший рост и развитие организма.

У животных рост ограничен, у растений и грибов возможен неограниченный рост (он ограничен лишь условиями среды, субстратом).

Особенно активный рост и развитие организма, половое созревание.

Функционирование взрослого, сформированного организма. Размножение.

Постепенное угасание процессов жизнедеятельности, старение.

Постэмбриональный период

Прямое и непрямое развитие

В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.

Прямое развитие

Непрямое развитие отличается от прямого тем, что из яйца появляется личинка, которая сильно отличается от взрослой особи. Непрямой тип развития характерен, например, для всех насекомых.

Непрямое развитие может протекать с неполным метаморфозом (неполное превращение) или с полным метаморфозом (греч. μεταμόρφωσις - превращение). В ходе метаморфоза (полного превращения) происходит глубокое преобразование строения организма или отдельных его органов.

Молодая особь (личинка) весьма заметно отличается от взрослой (имаго). Так, например, гусеницы - личинки, ползают на листьях растений и усиленно питаются ими, быстро растут.

На определенном этапе происходят коренные преобразования личинки - ее метаморфоз. Гусеница превращается в куколку: разрушаются почти все органы и системы, кроме нервной и кровеносной систем.

Из кокона выходит совершенно "новый" организм - бабочка, имеющая крылья и способная к полету. Основная функция бабочки - взрослой особи (имаго) - размножение и расселение.

Непрямое развитие

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: