Жить в ладу с собой со своей совестью не в этом ли самое большое счастье

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

Смерть писателя также подаётся в рамках морской образности: Ты / к причалу пришёл – / расступилась / в гордой скорби / родная земля… Родной северный край гордится своим сыном, чьё творчество, действенное слово неразрывно связано с его духовными традициями: Голос твой – / без лукавства и брани – / с песней Севера / в кровном родстве…

Завершается стихотворение патетически, и снова в качестве основополагающей нравственной категории самого Фёдора Абрамова и его творений провозглашается совесть, сопровождаемая определением неизбывная, характеризующим её вечную, непреходящую ценность: Жизнь твоя – / бесконечная песня, / смерть – не гибель, / а факт бытия. / Нас / не станет, – / в потомках воскреснет / неизбывная совесть твоя.

Ещё одна рифма с этим топонимом не менее выразительна: Время путь его коверкало, / размывало большаки. / Но встречала сына Веркола / всем прогнозам вопреки. Жизненный и творческий путь писателя отнюдь не был гладким, и проходил он вовсе не через большаки.

Поэт неизменно отмечает неразрывную связь между реальной и литературной деревнями, ищет и находит черты сходства между ними: Здесь от веркольца пекашинца / отличить я не могу; Между нею и Пекашином / неприметная межа. Неповторимый деревенский колорит создаёт упоминание о народной поминальной традиции с использованием житного хлеба, приводится его диалектное наименование: Поминаем тёплым житничком / с крупной солью и снежком…

Стихотворение строится на антитезе: противопоставляются разные взгляды на жизнь, полярные представления о долге и чести, о правде и лжи. С одной стороны баррикад Абрамов, который стремился Явить всё то, что наболело, / на все вопросы дать ответ, который рискуя, мучась, / жалея нас, ругая нас, / спасал наш дом и нашу участь (лирический герой отождествляет себя с народом, для которого писал, за судьбу которого переживал писатель), с другой стороны – лукавые лжедрузья, тайные недруги Абрамова, чья жизнь хитра, а хата с краю / и кто душою глух и нем, для которых писатель и после смерти вдвойне опасен.

Важным для поэта является образ-символ, вынесенный в заголовок, – честный счёт побед Абрамова, который растёт посмертно. Правда писателя живёт и побеждает, она помогает жить и трудиться его последователям, единомышленникам, всем, кто разделяет его нравственные принципы: А он в страду сегодня – с нами, / как прежде, в буднях тяжких лет; / по-братски делит с земляками / он честный счёт своих побед.

В наш космический век, век спутников, информатики, вычислительной техники невольно возникает вопрос: не утратило ли сегодня силу простое человеческое слово, слово писателя, которое заставило былые поколения плакать и радоваться над страницами любимых книг, сопереживать страданиям, восхищаться подвигами? Отвечая на этот вопрос, Федор Абрамов писал: "Именно в XIX веке явила миру свой светоносный лик русская литература". Сам Федор Абрамов продолжал традиции русской классической литературы.

- Как вы понимаете выражение "жить в ладу с самим собой и со своей совестью"?

II. Слово об авторе (Биография Ф.Абрамова).

Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далекой северной деревне Веркола Архангельской губернии Пинежского уезда, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озерами. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведенные в далекой таежной глуши, были нелегкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья: отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Тяжелый крестьянский труд, когда хлеб добывался в поте лица, и учеба сначала в начальной школе Верколы, а затем - в Карпогорах, за пятьдесят верст от дома, куда подросток в праздники добирался то пешком, то на попутных подводах.

Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Появились иные мечты, иные кумиры, иные идеалы. Романтика революции, героика гражданской войны и первых пятилеток. А затем - филологический факультет Ленинградского университета, Великая Отечественная война, вместе со своими сокурсниками ушел он ополченцем защищать Ленинград. Тяжелые ранения, блокадный госпиталь, переправа по Дороге жизни через Ладогу, отпуск по ранению на родное Пинжье.

Окончание университета, аспирантура, работа на кафедре советской литературы, лекции, экзамены, статьи. И только поздние вечера, выходные дни и летние отпуска посвящал он писательской работе. Труден дописателький путь Федора Абрамова.

Доживают свой век те поколения, о которых с болью и восхищением писал Абрамов. Но остались его книги. Остались не только как память об уходящей эпохе, но и как вечно живое мудрое слово, обращенное к современникам и потомкам, слово о душе человеческой, о смысле жизни, о чести и совести. "Лучше на свете не жить без совести", - говорит любимая героиня Абрамова Лиза Пряслина. Но как трудно следовать этому простому завету. О том свидетельствуют многочисленные судьбы абрамовских героев. Представляем на ваш суд рассказ "Золотые руки"

III. Чтение с остановками:

1. Чтение I части рассказа.

"В контору влетела как ветер, без солнца солнцем осветило.

Александр Иванович, меня на свадьбу в Мурманск приглашают. Подруга замуж выходит. Отпустишь?

А как же телята? С телятами-то кто останется?

Маму с пенсии отзову. Неделю-то, думаю, как-нибудь выдержит.

Тут председатель колхоза, еще каких-то полминуты назад считавший себя заживо погребенным (некем подменить Марию, хотя и не отпустить нельзя: пять лет без выходных ломит!), радостно заулюлюкал:

-Поезжай, поезжай, Мария! Да только от жениха подальше садись, а то чего доброго с невестой перепутают.

Председатель говорил от души. Он всегда любовался Марией и втайне завидовал тому, кому достанется это сокровище. Красавицей, может, и не назовешь, и ростом не очень вышла, но веселья, но задора - на семерых. И работница. За свои сорок пять лет такой не видывал. Три бабенки до нее топтались на телятнике, и не какая-нибудь пьяная рвань - семейные. И все равно телята дохли. А эта пришла - еще совсем-совсем девчонка, но в первый же день: "Проваливайте! Одна справлюсь". И как почала-почала шуровать, такую революцию устроила - на телятник стало любо зайти.

Мария вернулась через три дня. Мрачная. С накрепко поджатыми губами."

-Как вы думаете, почему Мария вернулась без настроения? Была ли она на свадьбе? (предполагаемые ответы: "свадьба не понравилась", "опоздала на самолет", "подруга не встретила на аэродроме", "на нее на свадьбе не обратили внимания", "ей самой замуж захотелось" и т.д.)

2. Инсценирование II части рассказа.

Председатель: Да ты что, перепила на свадьбе?

Мария: Не была я на свадьбе (со злостью бросает на стол свои руки). Куда с такими крюками поеду? Чтобы люди посмеялись?

Председатель: Ничего не понимаю.

Мария: Да чего не понимать-то? Зашла на аэродроме в городе в ресторан перекусить чего, думаю, два часа еще самолет на Мурманск ждать, ну и пристроилась к одному столику - полно народу: два франта, да эдакая фраля накрашенная. Смотрю, а она и есть перестала. Грабли мои не понравились! Все растрескались, все красные, как сучья, - да с чего же им понравиться?

Председатель: Мария, Мария.

Мария: Все! Наробилась больше. Ищите другую дуру. А я в город поеду красоту на руки наводить, маникюры. Заведу, как у этой кудрявой фрали.

Председатель: И ты из-за этого. Ты из-за этих пижонов не поехала на свадьбу!

Мария: Да как поедешь-то? Фроська медсестрой работает, жених - офицер - сколько там будет крашеных да завитых? А разве я виновата, что с утра до ночи и в ледяную воду, и в пойло, и навоз отгребаю. Да с чего же у меня будут руки?

Председатель: Мария, Мария. У тебя золотые руки. Самые красивые на свете. Ей-богу!

Мария: Красивые. Только с этой красотой в город нельзя показаться.

Задание: Ребята, каково ваше мнение: осталась Мария в деревне или уехала в город?

Работа в группах:

Задание первой группе: обосновать версию: Мария осталась в деревне.

Задание второй группе: обосновать версию: Мария уехала в город.

3. Чтение заключительной части рассказа.

  1. Какую проблему поднимает автор в рассказе?
  2. Председатель колхоза, каким он перед вами представился?
  3. Какую характеристику дает автор главной героине рассказа?

- Каково отношение автора к героине рассказа?

Вывод учителя: "Жизнь и в городе, и в деревне ставит перед человеком свои проблемы. И в городе, и в деревне жизнь испытывает человека на прочность его нравственных устоев, на человеческую состоятельность".

-Мало кто из современников так чувствовал и понимал значение воспитательного слова, предостерегающего, ощущающего и врачующего душу. Многие рассказы писателя имеют сходство с житийной литературой. Нередко этот сказ о подвиге, о светлой душе, несущей даже в скорбные дни свет и радость людям. Такова Милентьевна из повести "Деревянные кони", которая заражает добротой окружающих.

IV. Выступление ученика-ассистента о рассказе "Деревянные кони".

Когда Абрамова спрашивали, кого он считает своими учителями, он, конечно, называет старшего брата, учителя Алексея Федоровича. И был еще один близкий пример - пример чистой душевности. Это была его родная тетка Иринья. "Она была старая дева, - вспоминает о ней Абрамов, - что называется в народе христова невеста, швея, она обходила и обшивала всю деревню. Каждый ее приход был великой радостью, потому что вместе с ней входил в дом свет, входила доброта, милосердие и бескорыстие. На глазах люди добрели, набирались добрых и хороших помыслов". Прототипом Милентьевны была именно Иринья.

Чувство долга всегда мучило Абрамова. Оно сопрягалось с чувством вины перед теми, кто сделал ему добро и кому он не успел оплатить благодарностью. Таких людей было немало. Возьмем, к примеру, хотя бы двоих: врача из Ленинградского госпиталя, который не дал ампутировать ногу, когда его ранило разрывной пулей в бедро и учителя, который в 1937 г. исчез бесследно.

Все рассказы Федора Абрамова - сказания о неприметных, обычных людях, которые живут в ладу с самим собой и со своей совестью, каждодневно умножая добро и красоту на земле. А цикл рассказов "Трава-мурава" - памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу. Скромная и неброская красота русской души открывается в этих миниатюрах. Завершается "Трава-мурава" короткими речениями, авторскими размышлениями, многие из которых звучат как заповеди-завещания.

  1. "Сотвори мир в душе и пошли его людям".
  2. "Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем: сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное".
  3. "Если люди научатся чувствовать и мыслить справедливо, то они тем самым помогут оздоровлению мира".

V. Заключительное слово учителя.

Читала я Абрамова и думала: есть галерея русских полководцев в Эрмитаже, есть музей боевой славы, а галереи русской бабы нет. Нет памятника тем, на ком, может быть, Родина стояла и до сих пор стоит. Не будь их - ничего бы не было. У одной их них руки, "как грабли", у другой - "как крюки", у третьей - "как сучья и красные". Ведь именно эти руки и детей вырастили, и свой, и колхозный скот пасли. А все же женщины они, красавицы. Даже те, кто некрасив лицом или до срока состарился, красивы, прекрасны. Герои произведений Федора Абрамова - это обычные люди, которые живут без шума и горделивой позы, каждодневно умножая добро и красоту на земле. Живут не только сегодняшним днем, а живут, серьезно думая о своей будущей жизни. Живут в ладу с самим собой и со своей совестью.

Дифференцированное задание на дом:

Написать сочинение-рассуждение на одно изречение из цикла рассказов "Трава-мурава" Ф.Абрамова.

"Чудо! Господи, приближусь ли я когда-нибудь к тому языку, которым говорят мои земляки. Какая свежесть, какая простота, какая сердечность". Речь героев произведений Абрамова. Исследовательская работа.

СПРОСИ У СОВЕСТИ СВОЕЙ
Споко.. н и счас.. лив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не) завидна участь того кто разм.. нулся с ней поступился с совестью ради ( сию) минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг.. изма.
Совес.. ливый человек ( не) обман.. т (не) украдет (не) пр.. даст на производств.. (не) схалтурит. В час.. ной жизн.. (не) оставит без помощ.. и внимания старых родителей или собствен.. ого ребенка (не) обид.. т слабого и (не) униз.. т себя лиц.. мерием и лестью. //начало выделенного текста//Совес.. ливый значит порядочный чес.. ный человек наделен.. ый чувством достоинства справ.. дливостью добротой. //конец выделенного текста// О совес.. ливом человеке можно сказать словами Н. А. Добролюбова Пусть его жизнь (не) оз.. рилась блеском какого (либо) деяния на пользу общества все (таки) его нравствен.. ое значение (не) потерян.. о.
Добавим что нравствен.. ое значение каждой личности живущ.. й по (не) писан.. ым законам совести (не) оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.
(К. Ткаченко)

СПОКОЕН И СЧАСТЛИВ ТОТ (инверсия), кто живёт В ЛАДУ со своей СОВЕСТЬЮ (метафора). НЕЗАВИДНА УЧАСТЬ ТОГО (инверсия), кто РАЗМИНУЛСЯ С НЕЙ (метафора), поступился совестью ради СИЮМИНУТНОЙ (эпитет) выгоды или, хуже того, ОТРЕКСЯ ОТ НЕЁ (метафора) из ЛИЧНОГО (эпитет) эгоизма.

Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным ЗАКОНАМ СОВЕСТИ (метафора), неоценимо, ибо ВСЕМ ОКРУЖАЮЩИМ ОНА ДАРИТ (инверсия) ТЕПЛОТУ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (метафора).

❶ Синтаксический разбор предложения

Совестливый – значит порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливостью, добротой.

Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, полное, осложнен однородными определениями и обособленным определением.

● Кто? совестливой – подлежащее, выраженное прилагательным, употреблённым в значении существительного.
● Кто такой совестливой? значит человек – составное именное сказуемое: глагол-связка + существительное в основной (именной) части сказуемого.
● Человек какой? порядочный, честный – однородные согласованные определения, выраженные притягательными.
● Человек какой? |наделенный чувством достоинства, справедливостью, добротой| – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом: причастие / существительное + существительное / существительное / существительное.

❹ Художественные средства указала в тексте.

❺ Сформулируйте позицию автора. Жить надо в ладу со своей совестью. Нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо.

Пропустила в характеристике предложения слово ДВУСОСТАВНОЕ и окончание -О в слове ОСЛОЖНЕНО:

Повествовательное, невосклицательное, простое, ДВУСОСТАВНОЕ, распространённое, полное, осложненО однородными определениями и обособленным определением.

Всё, чем я могу помочь, это грамотно написать данный текст, когда будет время, а всякие разборы и орфограммы, это я, извини, уже не помню, школу окончила больше 40 лет назад.

Вариант 1

Что значит быть в ладу с самим с собой? Прежде всего, это умение не сожалеть о совершенных ошибках. Каждому свойственно в жизни оступаться, но важно подняться с колен, и продолжить свой путь, следуя собственным целям, а не общественным требованиям или убеждениям. Человек, живущий в согласии с самим собой, может без сожаления и самобичевания оглядываться в свое прошлое, потому что понимает, что все принятые им решения, пусть даже и ошибочные, способствовали его личностному росту и духовному обогащению.

Во всех остальных случаях Печориным двигал его эгоизм и желание развлечься. Так, из скуки, он влюбил в себя княжну Мэри, а затем бросил ее. Только из-за собственной прихоти похитил Бэлу, и не испытал мук совести даже после ее гибели. И дружба не значила для главного героя так много, как для других людей. Он не испытывал к Максиму Максимычу ничего кроме временной привязанности, в то время как старик бросил все свои дела, ради встречи со старым другом.

Вся сущность Печорина противоречива. В нем беспрерывно идет внутренняя борьба, он постоянно ищет свое место в жизни. Его характер уникальный и неповторимый, поэтому так трудно в жизни, ведь он совсем не похож на других. Пытаясь осознать причины внутреннего конфликта, понять собственное предназначение, Печорин оказывается в состоянии постоянной борьбы с самим собой, закончить которую ему не удастся до конца своей жизни.

Вариант 2

Одним из самых важных условий счастливой жизни является согласие с самим собой. Согласие с собой приносит мир и гармонию в душу человека, позволяет ему жить так, как хочется. Когда человек находится в ладу с самим собой, он наслаждается тем образом жизни, который ведет. Признает значимость своих достижений, не сравнивает себя с другими людьми.

Защита Родины, страдающей от Пугачевского восстания, любовь к Маше и подлость Швабрина помогли Гриневу понять собственное предназначение. Он понял, что ошибался, и истинное счастье заключается не в праздных удовольствиях, а в согласии с самим собой. События в крепости оказывают на главного героя значительное влияние, он взрослее, становится мудрее и опытнее. В итоге он обретает самого себя, и понимает, что значит быть в ладу с самим собой.

Катерина пытается противиться своим чувствам, потому что не хочет нарушать клятву, данную в церкви во время венчания. Она считает измену большим грехом, но все-таки выбирает любовь. После долгих терзаний и сомнений Катерина соглашается встретиться со своим возлюбленным, и после этого продолжает с ним видеться вплоть до приезда Тихона. Но прекращение встреч с Борисом ничего не меняет. Совершенный грех тяготит Катерину, она боится Божьей кары, поэтому решает покаяться. Так, о ее измене узнает Тихон, Кабаниха и практически весь город Калинов. Однако признание не избавляет главную героиню от переживаний, их становится еще больше. Не в силах терпеть далее муки совести, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Смерть кажется ей единственным способом прекратить душевные мучения.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок-рассуждение в 10-м классе по творчеству Ф.Абрамова "Жить в ладу с самим собой и своей совестью"

Учитель - Никитина О.Н.

Рассказать о жизни Ф.Абрамова, помочь учащимся увидеть его позицию, его отношение к жизни, к людям.

Ознакомить учащихся с авторскими представлениями о жизни, добре и зле.

"Жить в ладу с самим собой и со своей совестью - не в этом ли самое большое счастье?"

I. Вступительное слово учителя.

В наш космический век, век спутников, информатики, вычислительной техники невольно возникает вопрос: не утратило ли сегодня силу простое человеческое слово, слово писателя, которое заставило былые поколения плакать и радоваться над страницами любимых книг, сопереживать страданиям, восхищаться подвигами? Отвечая на этот вопрос, Федор Абрамов писал: "Именно в XIX веке явила миру свой светоносный лик русская литература". Сам Федор Абрамов продолжал традиции русской классической литературы.

- Как вы понимаете выражение "жить в ладу с самим собой и со своей совестью" ?

II. Слово о писателе фронтовике Ф.А. Абрамове ( презентация ученицы).

Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далекой северной деревне Веркола Архангельской губернии Пинежского уезда, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озерами. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведенные в далекой таежной глуши, были нелегкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья: отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Тяжелый крестьянский труд, когда хлеб добывался в поте лица, и учеба сначала в начальной школе Верколы, а затем - в Карпогорах, за пятьдесят верст от дома, куда подросток в праздники добирался то пешком, то на попутных подводах.

Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Появились иные мечты, иные кумиры, иные идеалы. Романтика революции, героика гражданской войны и первых пятилеток. А затем - филологический факультет Ленинградского университета, Великая Отечественная война, вместе со своими сокурсниками ушел он ополченцем защищать Ленинград. Тяжелые ранения, блокадный госпиталь, переправа по Дороге жизни через Ладогу, отпуск по ранению на родное Пинжье.

Окончание университета, аспирантура, работа на кафедре советской литературы, лекции, экзамены, статьи. И только поздние вечера, выходные дни и летние отпуска посвящал он писательской работе. Труден дописателький путь Федора Абрамова.

Слово учителя:

Доживают свой век те поколения, о которых с болью и восхищением писал Абрамов. Но остались его книги. Остались не только как память об уходящей эпохе, но и как вечно живое мудрое слово, обращенное к современникам и потомкам, слово о душе человеческой, о смысле жизни, о чести и совести. "Лучше на свете не жить без совести", - говорит любимая героиня Абрамова Лиза Пряслина. Но как трудно следовать этому простому завету. О том свидетельствуют многочисленные судьбы абрамовских героев. Представляем на ваш суд рассказ "Золотые руки"

III. Чтение рассказа с остановками:

1. Чтение I части рассказа.

"В контору влетела как ветер, без солнца солнцем осветило.

Александр Иванович, меня на свадьбу в Мурманск приглашают. Подруга замуж выходит. Отпустишь?

А как же телята? С телятами-то кто останется?

Маму с пенсии отзову. Неделю-то, думаю, как-нибудь выдержит.

Тут председатель колхоза, еще каких-то полминуты назад считавший себя заживо погребенным (некем подменить Марию, хотя и не отпустить нельзя: пять лет без выходных ломит!), радостно заулюлюкал:

-Поезжай, поезжай, Мария! Да только от жениха подальше садись, а то чего доброго с невестой перепутают.

Председатель говорил от души. Он всегда любовался Марией и втайне завидовал тому, кому достанется это сокровище. Красавицей, может, и не назовешь, и ростом не очень вышла, но веселья, но задора - на семерых. И работница. За свои сорок пять лет такой не видывал. Три бабенки до нее топтались на телятнике, и не какая-нибудь пьяная рвань - семейные. И все равно телята дохли. А эта пришла - еще совсем-совсем девчонка, но в первый же день: "Проваливайте! Одна справлюсь". И как почала-почала шуровать, такую революцию устроила - на телятник стало любо зайти.

Мария вернулась через три дня. Мрачная. С накрепко поджатыми губами."

- Как вы думаете, почему Мария вернулась без настроения? Была ли она на свадьбе? (предполагаемые ответы: "свадьба не понравилась", "опоздала на самолет", "подруга не встретила на аэродроме", "на нее на свадьбе не обратили внимания", "ей самой замуж захотелось" и т.д.)

2. II часть рассказа.

Председатель: Да ты что, перепила на свадьбе?

Мария: Не была я на свадьбе (со злостью бросает на стол свои руки). Куда с такими крюками поеду? Чтобы люди посмеялись?

Председатель: Ничего не понимаю.

Мария: Да чего не понимать-то? Зашла на аэродроме в городе в ресторан перекусить чего, думаю, два часа еще самолет на Мурманск ждать, ну и пристроилась к одному столику - полно народу: два франта, да эдакая фраля накрашенная. Смотрю, а она и есть перестала. Грабли мои не понравились! Все растрескались, все красные, как сучья, - да с чего же им понравиться?

Председатель: Мария, Мария.

Мария: Все! Наробилась больше. Ищите другую дуру. А я в город поеду красоту на руки наводить, маникюры. Заведу, как у этой кудрявой фрали.

Председатель: И ты из-за этого. Ты из-за этих пижонов не поехала на свадьбу!

Мария: Да как поедешь-то? Фроська медсестрой работает, жених - офицер - сколько там будет крашеных да завитых? А разве я виновата, что с утра до ночи и в ледяную воду, и в пойло, и навоз отгребаю. Да с чего же у меня будут руки?

Председатель: Мария, Мария. У тебя золотые руки. Самые красивые на свете. Ей-богу!

Мария: Красивые. Только с этой красотой в город нельзя показаться.

Задание: Ребята, каково ваше мнение: осталась Мария в деревне или уехала в город?

Работа в группах:

Задание первой группе: обосновать версию: Мария осталась в деревне.

Задание второй группе: обосновать версию: Мария уехала в город.

3. Чтение заключительной части рассказа.

"Успокоилась Мария немного лишь тогда, когда переступила порог телятника. В семьдесят пять глоток, в семьдесят пять зычных труб затрубили телята от радости".

Какую проблему поднимает автор в рассказе?

Председатель колхоза, каким он перед вами представился?

Какую характеристику дает автор главной героине рассказа?

- Каково отношение автора к героине рассказа?

Вывод учителя: "Жизнь и в городе, и в деревне ставит перед человеком свои проблемы. И в городе, и в деревне жизнь испытывает человека на прочность его нравственных устоев, на человеческую состоятельность".

-Мало кто из современников так чувствовал и понимал значение воспитательного слова, предостерегающего, ощущающего и врачующего душу. Многие рассказы писателя имеют сходство с житийной литературой. Нередко этот сказ о подвиге, о светлой душе, несущей даже в скорбные дни свет и радость людям. Такова Милентьевна из повести "Деревянные кони", которая заражает добротой окружающих.

IV. Выступление ученика-ассистента о рассказе "Деревянные кони".

Когда Абрамова спрашивали, кого он считает своими учителями, он, конечно, называет старшего брата, учителя Алексея Федоровича. И был еще один близкий пример - пример чистой душевности. Это была его родная тетка Иринья. "Она была старая дева, - вспоминает о ней Абрамов, - что называется в народе христова невеста, швея, она обходила и обшивала всю деревню. Каждый ее приход был великой радостью, потому что вместе с ней входил в дом свет, входила доброта, милосердие и бескорыстие. На глазах люди добрели, набирались добрых и хороших помыслов". Прототипом Милентьевны была именно Иринья.

Чувство долга всегда мучило Абрамова. Оно сопрягалось с чувством вины перед теми, кто сделал ему добро и кому он не успел оплатить благодарностью. Таких людей было немало. Возьмем, к примеру, хотя бы двоих: врача из Ленинградского госпиталя, который не дал ампутировать ногу, когда его ранило разрывной пулей в бедро и учителя, который в 1937 г. исчез бесследно.

Все рассказы Федора Абрамова - сказания о неприметных, обычных людях, которые живут в ладу с самим собой и со своей совестью, каждодневно умножая добро и красоту на земле. А цикл рассказов "Трава-мурава" - памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу. Скромная и неброская красота русской души открывается в этих миниатюрах. Завершается "Трава-мурава" короткими речениями, авторскими размышлениями, многие из которых звучат как заповеди-завещания.

Чтение цитат из этого цикла:

"Сотвори мир в душе и пошли его людям".

"Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем: сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное".

"Если люди научатся чувствовать и мыслить справедливо, то они тем самым помогут оздоровлению мира".

V. Заключительное слово учителя.

Читала я Абрамова и думала: есть галерея русских полководцев в Эрмитаже, есть музей боевой славы, а галереи русской бабы нет. Нет памятника тем, на ком, может быть, Родина стояла и до сих пор стоит. Не будь их - ничего бы не было. У одной их них руки, "как грабли", у другой - "как крюки", у третьей - "как сучья и красные". Ведь именно эти руки и детей вырастили, и свой, и колхозный скот пасли. А все же женщины они, красавицы. Даже те, кто некрасив лицом или до срока состарился, красивы, прекрасны. Герои произведений Федора Абрамова - это обычные люди, которые живут без шума и горделивой позы, каждодневно умножая добро и красоту на земле. Живут не только сегодняшним днем, а живут, серьезно думая о своей будущей жизни. Живут в ладу с самим собой и со своей совестью.

Дифференцированное задание на дом:

Написать сочинение-рассуждение на одно изречение из цикла рассказов "Трава-мурава" Ф.Абрамова.

"Чудо! Господи, приближусь ли я когда-нибудь к тому языку, которым говорят мои земляки. Какая свежесть, какая простота, какая сердечность". Речь героев произведений Абрамова. Исследовательская работа.

Читайте также: