Определите в каком ладу звучит тема вступления в финале какой смысл она приобретает

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

а) кто является создателем русского национального эпического симфонизма?

б) Какова роль программно-изобразительного и жанрового начал в симфоническом творчестве кучкистов?

в) Кто из композиторов "Могучей кучки" был непревзойденным мастером оркестрового колорита?

г) Кто назвал Вторую симфонию (кого. ) "Богатырской"? Правильно ли это? Какое еще название имеет эта симфония и кто ее так назвал?

д) Каково строение цикла "Шехеразада" Римского-Корсакова?

е) Какие темы повторяются на протяжении всего произведения?

2. В каких тональностях звучат следующие темы:

Главная партия 1 части сюиты "Шехеразада" Ре мажор

Тема главной партии 1 части Симфонии №2 Бородина ми минор

Первая тема 2 части "Шехеразады" Ми мажор

Лейттема Шехеразады Фа мажор

Побочная партия 1 части Симфонии №2 Бородина Соль мажор

Вторая тема 3 части "Шехеразады" си минор

Скерцо Симфонии №2 Бородина Си-бемоль мажор

Первая тема 3 части "Шехеразады"

3. Определи следующие фрагменты и укажи верные тональности:

ПЕСНЯ И РОМАНС В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ

1. Из каких вокальных произведений взяты эти слова?

"… полюби меня, неразумного, приголубь меня, горемычного…"

"…Слух прошел, что в лес дремучий…"

"… чтобы бедной сиротиночке беспечально век прожить…"

"… А у нас-то в дому теснота, духота…"

"…моей души коснулась ты…"

"…В час незабвенный, в час печальный я долго плакал…"

"…на нее бы все глядел, сидя у окошка…"

"…течет Арагва предо мною…"

"… здесь под водой и прохлада, и покой…"

"…Люблю твой слабый свет в небесной вышине…"

"…На расправу шла силушка, города брала волюшка…"

"…С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь…"

2. Определи следующие фрагменты:


3. Составь вопросы к кроссворду:

Б
Р О Н Д О М
Р У Ф
Г О Л О С О
Д О Р
С Е М И Н А Р И С Т
И Н Г Е
Р Н Е К Р А С О В П
О П У Ш К И Н И
Т И А
О К Т А В А Й Н
А О

4.Стрелками соедини название романса и его автора

"По-над Доном сад цветет" А.П.Бородин

"Редеет облаков летучая гряда"

"На холмах Грузии" М.П.Мусоргский

"Песня темного леса"

"Не ветер, вея с высоты"

"Для берегов отчизны дальной" Н.А.Римский-Корсаков

"У людей-то в дому"

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ"




1. О каких произведениях идет речь?

а) В основе этой восточной фантазии лежит название кабардинской народной пляски.

б) Эта пьеса напоминает портрет в живописи. Волшебство музыки дает возможность сначала отдельно представить два образа, а затем соединить их в одновременности - в виде контрастного дуэта.

в) Легкие, "чирикающие" интонации пролетают в стремительном движении, в воздушно-легком, высоком регистре. Это типичное скерцо - выражение в музыке веселой игры, юмора, шутки.

2. Вставь названия пьес из цикла "Картинки с выставки".

В 1922 году французский композитор Морис Равель осуществил симфоническую инструментовку этого цикла. Центральная тема всего цикла - тема ____________. Она пронизывает все произведение и придает ему внутреннее единство, передавая эмоциональное впечатление от увиденного и воссозданного в воображении. Она может звучать светло и нежно, предваряя встречу со ____ ______; бурно и задиристо, описывая игры и ________ _______ _ _________________; тоскливо и протяжно, выражая глубокую жалобу крестьянина на тяготы своей доли (________); печально и скорбно, когда мы останавливаемся у ___________________, осматривая при свете фонаря древние _____________, служившие местом последнего успокоения; торжественно и мощно, когда мы переносимся в седую древность и разделяем радость наших предков, встречающих возвращающихся с победой и славой с поля сражения _____________. Для фантазии композитора нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Мир сказки отражен в _____________________.

3.Определи следующие фрагменты:

ВЕРШИНА МУЗЫКАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА ( П. И. ЧАЙКОВСКИЙ )

Вспомни и выполни все задания в Пособии "По странам Европы. Великие имена", относящиеся к творчеству П. Чайковского.

1. Выбери правильный ответ:

а) Любимыми жанрами Чайковского были… 1- опера, 2- симфония, 3- балет, 4- романс, 5- фортепианная музыка.

б) Чайковский - автор… 1- 6 опер, 2- 10 опер, 3- 12 опер.

в) произведения, вдохновившие Чайковского на создание опер, принадлежат… 1- Н. Островскому, 2- Н.Гоголю, 3- А.Пушкину, 4- Л.Толстому.

г) в качестве либреттиста опер выступал… 1- сам композитор, 2- его брат Модест, 3- К. Шиловский, 4- Никольский.

д) опера "Пиковая дама" была написана за… 1- один год, 2- 4 месяца и 10 дней, 3- 44 дня, 4- 22 дня эскизно.

е) последней оперой Чайковского стала… 1- "Иоланта", 2- "Пиковая дама", 3- "Евгений Онегин"

ж) идея создания оперы "Евгений Онегин" композитору был подсказана… 1- Пушкиным, 2- певицей Лавровской, 3- критиком Ларошем.

2.Для каких голосов написаны партии следующих персонажей оперы:

Татьяна -_______, Ольга -_________, Ленский - _______, Онегин - _______, Гремин - __________.

3. Ответь на следующие вопросы:

а) Кто является главным героем оперы? Как и почему друзья советовали назвать оперу?

в) Почему Чайковский скромно назвал оперу "лирическими сценами"?

г) Как развивается образ Татьяны на протяжении оперы? Есть ли лейтмотивы в ее партии?

д) Сравни арию и ариозо Онегина. Образ его дан в развитии или не изменяется?

е) В какой форме написаны ариозо и ария Ленского? Где ярче дан контраст и почему?

ж) Какова оперная Ольга?

з) Какой дуэт играет декоративную роль, создавая лишь атмосферу, в которой происходит действие?

и) Сравни две сцены бала (4 картина и 6 картина). Какие танцы звучат на этих балах?

к) Как строится сцена дуэли? В какой она картине? Какая тема звучит после слов "Убит…"?

л) С чего начинается опера? Кому оно посвящено? Какой прием изложения и развития темы использует Чайковский здесь? Каково значение этой темы в опере? Какие инструменты ее исполняют?

4.Определи следующие фрагменты оперы:


5. Вспомни, что такое симфония? Каково ее строение? Какая часть цикла определяет характер целого? В какой форме она обычно пишется? Какая часть является лирическим центром? А какая часть - жанровая (как понимаешь это)? Каково значение финала в цикле?

6. Автором скольких симфоний стал Чайковский? Какие самые известные?

7. Какова идея Четвертой симфонии Чайковского? Можно ли ее сформулировать словами писателя Короленко: "Человек создан для счастья, как птица для полета"?

Кому посвящена Четвертая симфония?

Какова роль темы вступления в драматургии симфонии?

Что такое "судьба" в Четвертой симфонии Чайковского? Какой смысл вложил Чайковский в это понятие: а) судьба - это жизнь человека, как она сложилась, как она протекала в действительности;

б) судьба - это враждебные человеку обстоятельства, неблагоприятная внешняя среда, которая окружает его, события, которые мешают ему, препятствуют его светлым порывам к идеалу.

Какова роль финала в цикле? Почему в нем появляется знакомая русская народная песня? Какая? Какой прием развития темы использовал здесь Чайковский?

8. К какому типу симфонизма можно отнести Шестую симфонию?

( подсказка: "…Мы словно в интродукции видим "героя" Чайковского в конце его пути, пережившим большую жизненную трагедию. В траурные, словно движимые суровой закономерностью фразы фагота (в контрапункте с контрабасами) вкрапливаются встрепенувшиеся "зовы" валторн и альтов… как отголосок порывов и надежд. Это очень значительная интонация симфонии - ее развитие завершится в финале ".

"Тайная" программа симфонии, все драматургическое развитие ее образов требовали решения финала в духе реквиема. Трагедия смерти, страстное сопротивление человека силам, разрушающим жизнь - вот тема финала. Потому так сильна эта трагедия мучительного расставания с жизнью, что внутренний мотив ее - жизнь как самое прекрасное и ценное, во имя чего борется человек". (Н.Николаева)

Чем необычно строение цикла Шестой симфонии? Где находится его кульминация?

9. Определи следующие фрагменты:

10. Выбери правильный ответ:

а) Чайковский - автор более… 1) 200 романсов, 2) 100 романсов. 3) 60 романсов.

б) Чайковский не писал романсы на стихи…1) А.К.Толстого, 2) Мея, 3) Майкова, 4) Фета, 5) Лермонтова, 6) Пушкина, 7) Кукольника, 8) Полонского, 9) Ратгауза,10) Есенина, 11) Тютчева, 12) Гейне, 13) Блока, 14) Апухтина.

в) В вокальной лирике Чайковский продолжает традиции… 1) Глинки, 2) Даргомыжского.

г) Партия фортепиано в романсах Чайковского… 1) поддерживает голос, 2) развивает и досказывает мысли, прозвучавшие в голосе.

д) Гимном любви стал романс Чайковского… 1)" Хотел бы в единое слово…", 2)"То было раннею весной…", 3) "Благословляю вас, леса…", 4) "День ли царит".

е) В цикле на слова Д.Ратгауза преобладают настроения… 1) глубокого драматизма, 2) одиночества и тоски, 3) радостного ожидания.

ж) Примером симфонизации романса может служить романс… 1) "Средь шумного бала", 2)" Я ли в поле да не травушка была", 3) "Нет, только тот, кто знал…"

Prostochuda

4. Первую часть открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе.

темы излагаются все более мелкими длительностями, обрастают новыми мелодическими линиями, полифоническими имитациями, но всегда сохраняют ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавыми и торжественными.

5. солирующий гобой декламирует ритмически свободную фразу.

6. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память.

7. Звучит в 3 части. Это совершенно необычно трактуемое скерцо — вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. Первая тема пред­ ставляет собой диалог — затаенному вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми. После ферматы валторны, а за ними весь оркестр фортиссимо утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он до сих пор еще не встречался. Второй раз диалогическая тема звучит неуверенно, дробясь на отдельные мотивы, не получая завершения, отчего тема судьбы, по контрасту, предстает еще более грозной. При третьем появлении диалогической темы завязывается упорная борьба: с задумчивым, певучим ответом полифонически соединяется мотив судьбы, слышатся трепетные, молящие интонации, и кульминация утверждает победу судьбы.

8. Картина резко меняется в трио — энергичном фугато с подвижной мажорной темой моторного, гаммообразного характера. Совершенно необычна реприза скерцо. Впервые Бетховен отказывается от полного повторения первого раздела, как это всегда было в классической симфонии, насыщая сжатую репризу интенсивным развитием. Оно происходит словно вдали: единственное указание силы звучности — варианты пиано. Обе темы значительно изменены. Первая звучит еще более затаенно (струнные пиццикато), тема судьбы, утрачивая грозный характер, возникает в перекличках кларнета (затем гобоя) и пиццикато скрипок, прерывается паузами, и даже тембр валторны не придает ей прежней силы. В последний раз ее отголоски слышны в перекличках фаготов и скрипок; наконец, остается только монотонный ритм у литавры пианиссимо. И тут наступает удивительный переход к финалу.

9. Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами.

Ослепительным светом заливает все вокруг начинающиюся без перерыва 4 часть.

10. финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала вскочили с мест и отдали честь. Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, — броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.

11. композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо, которые звучат в финале.

pottik

Вступление представляет собой завершенный период симметричного строения, в котором первое предложение движется от тоники к доминанте, а второе, наоборот, от доминанты к тонике. Измененная тема вступления прозвучит далее в Allegro и в первоначальном виде — в коде первой части. Такая непосредственная тематическая связь между вступлением и сонатным аллегро в симфониях Гайдна встречается редко.

После небольшого развития темы вступления, звучащей в более высоком регистре, появляется параллельный до минор. Он придает концу вступления несколько сумрачный характер, резко контрастирующий с жизнерадостно-веселой, танцевальной темой главной партии Allegro. Двойственное значение приобретает повторяющийся последний звук вступления соль: он является одновременно доминантой до минора и мажорной терцией ми-бемоль мажора. Тональная неопределенность этого звука, задержанного ферматой, заставляет слушателя насторожиться.

Allegro con spirito главная партия носит народно-танцевальный характер, напоминая австрийский лендлер.
Обращает внимание характерный для Гайдна прием, создающий юмористический эффект: в момент тонического разрешения при окончании темы вступает forte весь оркестр (tutti).
Сразу же в развитии темы главной партии обнаруживается наиболее активный первый элемент темы, получающий в дальнейшем самостоятельное значение. Он используется и в связующей партии.
В связующей партии появляется также сильно измененная (по темпу, ритму и фактуре) тема вступления.

Таким образом, еще в пределах главной и связующей партии экспозиции выявляется основной принцип венского классического симфонизма: строить произведение на основе тематического развития. Минимальное количество тем и максимальное использование всех их возможностей в процессе развития — таков творческий метод венских классиков, включая Бетховена.
Побочная партия симфонии изложена в доминантовой тональности и по своему характеру не контрастирует с главной, несмотря на то, что она строится на другом тематическом материале. Побочная партия также танцевальна, жизнерадостно-весела, грациозна и близка к австрийскому лендлеру.

Экспозиция завершается утверждением доминантовой тональности. Почти вся разработка строится на развитии вычлененного первого элемента главной партии, изложенного имитационно-полифонически и проходящего через различные тональности. Это придает разработке характер активный, устремленный. Как и в связующей партии экспозиции, в разработке звучит преобразованная тема вступления.
Заключительный раздел разработки строится на развитии темы побочной партии. Сначала она проводится целиком, а затем вычленяется один элемент (заключенный в 3-м такте), подвергающийся самостоятельному развитию. Таким образом, в разработке использованы все три темы — вступления, главной и побочной партий.
Реприза несколько сокращена по сравнению с экспозицией: в ней пропущена связующая партия. Сразу же после главной партии вступает побочная в основной тональности. Зато тема вступления (не использованная в репризе) появляется в коде, где сначала звучит в основном виде (в том же темпе adagio и с тремоло литавр), а затем так, как в связующей партии экспозиции, но уже в основной тональности (в отличие от доминантовой тональности в экспозиции). Итак, структурной особенностью первой части симфонии является то, что большое место в ее развитии занимает тема вступления.

5 Симфония Чайковского, ми минор, соч. 64 (1888)

I. Andante. Allegro con anima. II. Andante cantabile con alcuna licenza. III. Allegro moderato IV. Allegro moderato. Allegro vivace

5 Симфония Чайковского. I часть

Впервые этот образ возникает в первой части произведения в облике, напоминающем траурный марш. В угрюмой, медлительно-грузной теме есть нечто давящее и в то же время обреченно-покорное.

Мысль о неразрешимости жизненных проблем, о тщете человеческого существования вызывает страстное желание проверить и опровергнуть ее. Так вступление становится некой отправной точкой, драматургическим стимулом симфонии. Мрачный отблеск вступления лежит на главной теме I части. В ней сохраняется движение марша, но теперь оно отмечено тревожной поспешностью.

Облик этой темы во многом определяет характер всей части. Музыка постоянно стремится ввысь, словно пытаясь вырваться из тисков оцепенения, но неизменно откатывается вспять. Лишь ненадолго вспыхивает луч надежды: поэтичный вальсовый образ второй темы.

II часть

III часть. Вальс

Третья часть в симфониях композитора обычно представляет собой скерцо. Но в 5 симфонии Чайковского вместо скерцо оказывается нежный, мечтательный вальс. Это своего рода лирическое интермеццо, мир поэзии и покоя, фантазии и мечты…

5 Симфония Чайковского. Финал

Однако начало финала сметает возникшие сомнения. Та же тема вступления звучит мажорно и величественно, знаменуя готовность человеческого духа к борьбе против мрачных, парализующих волю сил. Разгорается последняя, отчаянная схватка. Она начинается темой удалой и грозной пляски. Одна за другой вовлекаются в действие новые темы – импульсивные и короткие. Быстрая смена мелодий накапливает ощущение неустойчивости, беспокойства.

Наступает томительная пауза. И вот возвращается преображенная тема судьбы, открывавшая финал. Гимном человеку, победившему скорбь и неверие, звучит она. В героический марш трубы вплетают еще один обновленный образ – главную тему I части, перенесенную в ослепительный мажор. Этим последним красноречивым штрихом композитор заканчивает симфонию.

Ответ

На сторонах АВ, ВС, CD квадрата ABCD отмечены соот

решение задания по геометрии

Ответ


Потому что автор этих слов композитор. Именно поэтому он использовал музыкальные эпитеты.

Ответ


Видимый годовой путь Солнца проходит через 13 созвездий, начиная от точки весеннего равноденствия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, 12 из которых относятся к знакам зодиака. Пояс из 12 зодиакальных созвездий называется Зодиаком. Созвездие Змееносца не входит в число знаков Зодиака. Это произошло потому, что в древности зодиакальный пояс делили на 12 созвездий, выполнявших роль календаря, в каждом Солнце находилось около месяца. Поэтому зодиакальных созвездий 13, а знаков зодиака –12.
2 тысяч лет назад знаки зодиака совпадали с одноименными зодиакальными созвездиями. Причиной смещения знаков зодиака и одноименных зодиакальных созвездий является установленная еще Гиппархом Родосским во II веке до нашей эры прецессия, или предварение равноденствий.

Ответ


В трапеции ABCD основания ВС и AD соответственно р

решение задания по геометрии

Читайте также: