Какой музыкальный лад стихотворения а.пушкина зимняя дорога

Обновлено: 06.07.2024

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Вариант 1

Стихотворение создано в 1826 году. Для поэта это было нелегкое время, что нашло свое отображение в этом произведении.

В самом начале произведения перед читателем вырисовываются унылые природные явления, монотонная зимняя дорога, наводящая печаль и тоску. Пустынная даль, туман, зимний вечер, луна, освещающая своим тусклым светом – грустная картина, созвучная меланхоличному настроению героя. Скучная зимняя дорога навевает на поэта тоску. Поначалу звон колокольчика развеивает печаль, но вскоре начинает утомлять. Напевы ямщика утешают в долгой дороге, но и его песни навевают тоску. Все вокруг покрыто грустью и печалью.

Поэт испытывает чувства печали, усталости, одиночества. Но даже когда вокруг мрак и уныние, все равно остается надежда на лучшее будущее. Герой погружается в мечты. В своих грезах он переносится к возлюбленной, по которой скучает и ждет скорой встречи. Воспоминания и мысли о ней утешают и поддерживают его во время утомительного пути.

В этом произведении сочетаются основные темы, которые обычно затрагивает А. С. Пушкин: природа, любовь, размышления о жизни и судьбе. В бесконечной дороге он представляет себе свою судьбу – долгую и печальную.

Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.

Вариант 2

Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору.

Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя. с жизненными невзгодами. Это стихотворение относится к философской лирике Пушкина. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” — это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны.

Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза — Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Нагляжусь не наглядясь.

При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру, его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя приводит героя Пушкина к гармонии.

Вариант 3

Стихотворение Зимняя дорога было написано в 1826 году. Для него это было тяжелое время, когда и он сам, и его друзья были отправлены в ссылки. С помощью описаний природы поэт всегда точно передавал свои мысли и настроения. Изучая стих, сразу видно, что у поэта наступил унылый, одинокий и беспросветный этап в жизни. Л

ирический герой (сам Пушкин) едет в карете по скучной дороге. Звук колокольчика уже раздражает. Все вокруг – это истинные чувства поэта. Единственное, что утешает его, это мысли о будущем, где он будет вместе со своей возлюбленной. Стихотворения Зимняя дорога имеет особенный символизм. Переменчивые полосы – это переменчивая судьба, дорога – это свобода.

Правда, именно в этом стихе природа и дорога стали его тюрьмой, а светлый дом – желанной целью. Размер стиха Зимняя дорога – 4‑стопный хорей. Жанр – элегия, где авторские мысли объединены с описанием природы. Композиция кольцевая. Мы в начале наблюдаем за зимней дорогой, а в конце снова возвращаемся к ней. Средства выразительности здесь помогают передать настроение Пушкина. Эпитеты – скучный, печальные, однозвучный.

Вариант 4

Стихотворение “Зимняя дорога” создано под впечатлением поездки из Пскова в Москву (конец декабря 1826-го года). Это пейзажная лирика с элементами интимной (образ Нины, относительно которого исследователи творчества поэта теряются в догадках: кто бы мог быть прототипом).

В стихотворении использованы разнообразные эпитеты, что сообщает выразительность и многозначность описаниям природы: “волнистые туманы”, “однозвучный колокольчик”, “черная хата”, “версты полосаты”… Мир, увиденный лирическим героем во время ночной поездки, освещенный “печальным” светом луны, оказывается совсем иным, нежели привычный ему мир, и это вносит разлад в его душу, что подтверждается словами: “Скучно, грустно…”.

Бесконечная однообразная смена “вёрст полосатых”, монотонность пути, “печальные поляны”, “утомительный” “гром” (заметим, не “звенит”, а именно “гремит” колокольчик!), — все это созвучно главному, что не даёт покоя лирическому герою и что становится известным читателю только в последней строфе стихотворения: “Грустно, Нина: путь мой скучен…”. Можно предположить, что безрадостный сам по себе пейзаж становится в глазах лирического героя еще более безрадостным потому, что его душевные переживания, его настроение далеки от безоблачных.

Вариант 1

История создания. Стихотворение “Зимняя дорога” (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта — С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ.

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. “домашней” ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.

Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.

В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются “разгулье удалое” и “сердечная тоска”. Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.

Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни (“глушь и снег”). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве.

Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.

Размер стихотворения — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Выразительные средства. Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов (“печальные”, “скучной”, “однозвучный”) и наречий (“печально”, “скучно”, “грустно”). Произведение “оживает” благодаря олицетворениям: “пробирается луна”, “льет”, “полночь… не разлучит”. В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой.

Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение “Зимняя дорога” кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.

Вариант 2

Александр Сергеевич всегда мастерски умел передать человеческие чувства посредством изображения окружающей его природы, не исключением из этого правила стало и данное стихотворение. Произведение написано четырехстопным хореем, жанр- элегии, кольцевая композиция заключена в повторе одного и того же образа– зимы.

Меланхоличное настроение лирического героя, обусловлено недавними событиями в жизни поэта. 1826г – год создания данного поэтического шедевра, был ознаменован все тем же нахождением Пушкина в ссылке в михайловском, и недавними событиями, связанными с восстанием декабристов, в числе которых было очень много друзей поэта. Так же существует информация о некой возлюбленной – родственнице поэта – Софье, к которой Пушкин не только питал к данной особе чистые чувства, а даже пытался сделать предложение. Но на этот момент он не только успел заработать себе славу прекрасного поэта, но и статус мота, любителя игр, на которых он и спустил все небольшое наследство, доставшееся от отца. Возможно, именно это оттолкнула семью Софьи и её саму от персоны Пушкина в роли супруга и зятя.

Стихотворение так же наполнено художественными средствами: метафорический эпитет- волнистые туманы, метафора- пробирается луна, печальные поляны; создают обстановку таинственности с легким оттенком грусти. Колокольчик однозвучный- данный эпитет также использован для поддержания общего состояния скуки лирического героя, усталости от одинаковости жизни. Песни ямщика, как представителя истинной русской души оказываются близки и знакомы лирическому герою, ведь русский народ такой живой, чувственный, способный ежеминутно переживать крайние чувства подобно творческому человеку. Увиденный путником пейзаж безлюден и дик, что подчеркивает внутренне одиночество героя, некую отчужденность от мира, усиливающее так его тягу к дому, уюту, понимающей душе. Многие композиторы обращали внимание на данный поэтический текст, и это не спроста, ведь он по праву считается одним из лучший образцов пейзажной лирики поэта.

Вариант 3

В первой части стихотворения есть экспозиция – ночной зимний пейзаж, лирический герой – он же судя по всему, автор, герой второго плана — ямщик, управляющий лошадьми и поющий грустную, заунывную песню.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Вторая часть стихотворения – это послание к таинственной Нине, которая для читателя осталась загадкой. Из обращения к Нине, читатель понимает, что дорога предстоит долгая. Вот уже и ямщик устал петь, задремал, а лошади бегут самостоятельно, больше по привычке, чем управляемые ямщиком.

Душу поэта утешает мысль о встрече, которая состоится завтра, возможность согреться у камина, и романтическая ночь, которую он проведет с милой.

Стихотворение состоит из 7 четырехстрочных строф. Рифма перекрестная, ударные окончания сочетаются с безударными. Ритмика строфы – плавный 4‑стопный хорей.

Очарование ночной дороги выражено метафорами: волнистые, печальные, зимней, скучной. Эпитет в стихотворении всего один, и тот употреблен в строчках, написанных в устаревшем стиле

Только версты полосаты

Версты полосаты – это верстовые столбики, выкрашенные в черно-белый цвет, и помогающие не сбиться с пути. В зимнем ночном пейзаже все настраивает на грусть: и долгая песнь ямщика, и пустынные печальные поляны, и скучная, безлюдная, зимняя дорога.

Поэт решился опубликовать это произведение лишь два года спустя в 1828 году. Очевидно, потому, что для него это произведение было глубоко личным.

Некоторые литературные критики под зимней дорогой пытаются разглядеть жизненный путь поэта. Но в самом стихотворении нет ни намека на подобное представление. Поэт мог заночевать на любой почтовой станции и выехать с утра, но он рад, что ему разрешили въезд в столицу, торопится встретиться с дорогими его сердцу людьми, и в первую очередь – с Ниной. А в стихотворении он делится своими впечатлениями о времени, проведенном в пути.

В 1826‑м году еще не было ни поездов, ни самолетов, ни автомобилей. Все это начнет появляться через 50 ‑100 лет. Зато были лошади, открытые сани, ветер, дувший в лицо, и романтическое мировосприятие, пусть даже печальное. Не было даже электричества, освещающего дорогу. Только луна, льющая печальный свет.

Вариант 1

Вариант 2

Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе. Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей. Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика – утомительным. Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.

Произведение написано четырехстопным хореем. Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения – кольцевая. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.

Вариант 3

Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость – награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать…

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечнее кажется зимняя дорога.

ЦОР: Вивальди “Зима” (диск “Культурология, раздел “Аудио”, файл 06 011d, Дебюсси “Лунный свет”, там же, файл 08 033d), зимние виды, стихотворение “Зимняя дорога” в исполнении В. Ланового (диск “Литература”)

Словарь урока: тема, эпитет, метафора, аллитерация, композиция, олицетворение

Схема записи на доске:

Словарь урока: тема, эпитет, метафора, аллитерация, композиция, олицетворение

1.Подготовить рассказ о первом приезде А. С. Пушкина на Северный Кавказ, сделать иллюстрации или слайды, или карту (I группа).

2.Подготовить рассказ о втором приезде поэта на Северный Кавказ, сделать иллюстрации или слайды, или карту (II группа).

Исследовательский: анализ поэтического текста, беседа, определение тропов

I. Организационный момент

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

- Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке и надеюсь, что пройдёт он плодотворно и в атмосфере доброжелательности. Дежурные докладывают об отсутствующих на уроке.

- Я предлагаю вам посмотреть в окно (погода за окном пасмурная, холодная, ветреная – прим. автора), что вы видите за окном? (Ветер раскачивает деревья. По небу бегут низкие тучи. Небо свинцовое. На деревьях сидят нахохлившиеся воробьи.)

- Какое настроение вы испытываете, глядя на улицу? (Мне грустно, но уютно в тёплом классе. Безрадостное настроение.)

II. Этап проверки домашнего задания

Задача: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания; стимулировать учеников к успеху, формировать ответственность, дисциплинированность.

Конкурс на лучшее чтение стихотворения “И. И. Пущину”. Один ученик читает стихотворение, остальные внимательно слушают и оценивают ответ одноклассника. (Спрашиваю 4-5 человек)

III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

2) научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.

1) Слово учителя

- Прочитайте внимательно тему урока. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. Какие цели вы сегодня перед собою поставите? (На уроке мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина “Зимняя дорога”. Научимся выразительно его читать. Поработаем над образами стихотворения.) Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

- Перед вами лежат сборники со стихотворением А. С. Пушкина “Зимняя дорога”. Обратите внимание на название произведения. Как вы думаете, каким будет настроение лирического героя, который едет ночью зимой в кибитке? (Я думаю, что настроение лирического героя грустное, тоскливое)

- Теперь послушаем стихотворение (Звучит стихотворение на диске “Литература”). Обратите внимание на мастерское чтение. Во время звучания стихотворения можно продемонстрировать зимние пейзажи, предложить учащимся подумать на вопросом: “Какой из зимних видов, по вашему мнению, может быть иллюстрацией к прозвучавшему стихотворению А. С. Пушкина? (Слайд № 1).

- Каким настроением проникнуто стихотворение “Зимняя дорога”? Подтвердились ли ваши предположения? (Действительно, в стихотворении звучат грусть, тоска, скука).

IV. Этап усвоения новых знаний

1) применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения;

2) организовать максимальное творческое участие детей в работе;

3) проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала; систематизировать новые для учащихся знания.

1) Детальный анализ стихотворения через систему вопросов

- Нарисуйте словесную картину, представленную в начале стихотворения. Перечитайте выразительно первую строфу.

- Какие слова помогают нарисовать пейзаж? (“Волнистые туманы”, “пробирается луна”, “печальные поляны”).

- К каким изобразительно-выразительным средствам они относятся? (Эпитеты: “волнистые” туманы, “печальные” поляны). Какие ещё литературные тропы вы можете назвать? (Олицетворение: луна “льёт печально свет”.) Школьники записывают изобразительно-выразительные средства в тетради /в конце урока мы обратимся к записям при формулировании вывода/. Примерная запись в тетради:

Средства выразительности, используемые автором для создания поэтического мира

Выразительные средства языка Примеры из текста
Эпитеты “волнистые” туманы, “печальные” поляны
Олицетворение луна “льёт печально свет”
Метафора

В ходе работы над текстом ученики обращаются к таблице и записывают примеры.

- Какие однокоренные слова встречаются в этой строфе? Для чего автор дважды употребляет их? (“Печальные”, “печально”. Они помогают понять душевное состояние путешественника.)

- А какие звуки повторяются в сочетании “печальные поляны”? (ПечаЛьНые ПоЛяНы – звуки [п], [л], [н]). Как называется этот стилистический приём? (Аллитерация). Что хочет показать поэт с его помощью? (Если ребята затрудняются ответить, учитель объясняет, что с помощью этих звуков поэт изображает поэтический образ художественного пространства.) Эти примеры дети также записывают в тетради. Примерная запись в тетради:

Стилистическое средство Примеры из текста Цель употребления
Аллитерация печальные поляны создать образ пространства

- Прочитайте вторую и третью строфы. Как изменяется панорама изображения? (Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика.)

- Я предлагаю вам составить киносценарий по данному фрагменту. (Закадровый текст: звучит стихотворение Пушкина “Зимняя дорога”. План изображения: общий план – высоко в тёмном небе жёлтая мутная луна, впереди раскинулась бескрайняя степь, занесённая снегом, сквозь сугробы ведёт дорога, по краям которой стоят полосатые верстовые столбы. По дороге бежит тройка, далеко раздаётся звон колокольчика под дугой. Слышна однообразная, заунывная песня ямщика. Крупный план – камера приближает к нам тройку, всё громче звенит колокольчик, всё ближе песня ямщика. Ямщик, сидящий на облучке, одет в тяжёлый тулуп, воротник тулупа поднят, на голове меховая шапка. Обут он в валенки. В кибитке сидит путешественник. Он зябко кутается в тёплую шубу, ноги его укрывает медвежья полсть. Камера приближает к зрителю лицо седока. Он погружён в невесёлые думы. На лице его печаль. Пролетая мимо камеры, кибитка движется дальше. Общий план – кибитка удаляется, тише звон колокольчика, глуше песня ямщика.

- Какие звуки вы слышите, читая стихотворение? (Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика.)

- Какие эпитеты выбирает поэт, характеризуя звуки? (“Однозвучный колокольчик утомительно гремит”, песня ямщика долгая). Запись в тетради.

- Как вы понимаете значение слова “долгая”? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.)

- Правильно. А какое действие она оказывает на седока? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас? (И читателю невесело.)

- Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное.

2) Словарная работа

- Молодцы. Я предлагаю вам сравнить окончательный вариант строфы с черновыми и ответить на вопрос: а что для героя родное?. Слайд № 3. (Я думаю, родное – это русское.)

- Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Запишите и эти примеры в тетради. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Обратитесь ещё раз к теме урока. К какой её части мы приблизились? (Изображение действительности и внутреннего мира человека.)

Вывод: действительно, рисуя природу, А. С. Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

- Прочитайте четвёртую и пятую строфы. Какой знак препинания обращает на себя внимание? (Пушкин использует многоточие).

- Как вы думаете, почему на небольшом отрезке текста поэт использует этот знак четыре раза? (Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью.)

- Верно. Как мы сформулируем запись в тетради? (Синтаксическое средство – многоточие – поэт использует для того, чтобы передать грустное настроение седока). Ваши мысли доказывает ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит.

- Какое значение имеет эпитет “чёрная”? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни.) Запишите в тетради этот эпитет.

- Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)

- Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя.

4) Слово учителя

- Кто такая Нина, имя которой упоминает лирический герой, осталось неизвестным. Видимо, это любимая женщина. Поэт очень точно и достоверно изображает свидание с нею.

- Прочитайте шестую строфу. Какой звук повторяется в данной строфе? (Звук [ч]). Зачем поэт использует аллитерацию в этой строфе? (Он хочет показать, как проходила встреча героя с любимой женщиной.) Запишите обобщение сказанного в тетради.

- Верно, с его помощью автор придаёт изображённой картине реалистичность. Свидание проходит у камина. Наконец-то в стихотворении появляется “огонь”, и от картинки веет теплом и уютом. Но это лишь временное утешение героя. Какое состояние героя передаётся в последней строфе? (Ему снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик.)

- К какой панораме вновь нас обращает поэт? Какое средство для этого использует? (Мы снова видим небо, изображённое с помощью метафоры “Отуманен лунный лик”). Метафору запишите в таблицу.

- Когда произведение заканчивается теми же картинами, событиями, образами, что и начинается, оно имеет кольцевую композицию. Слайд № 4.

- Вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. Я думаю, что стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)

- Вы правы! А с чем, по-вашему, связаны переживания лирического героя? (Разлука с любимой женщиной.) Вспомните, в какой период жизни самого Пушкина было написано стихотворение. (Ссылка.)

- Одним словом, с жизненными невзгодами. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.

О каком жизненном пути героя свидетельствует данное стихотворение? (Конечно, о нелёгком, полном трудностей, неприятностей.) Эту метафору запишите в тетради.

- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Проанализируйте записи в тетрадях и сделайте вывод: какие художественные средства помогали нам анализировать произведение А. С. Пушкина? (Мы сегодня работали с эпитетами, олицетворением, метафорами.)

- Значит, возвращаясь к теме урока, мы можем сделать вывод: что эпитет, метафора и олицетворение – это средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина и вообще в поэзии. Вывод дети записывают в тетради.

- Какие стихотворения А. С. Пушкина о зиме вы можете назвать? (“Зимнее утро”. “Зимний Вечер”. “Няне”. “Бесы”.)

- Скажите, все ли они такие грустные, как то, с которым мы сегодня работали? (Нет. Например, стихотворение “Зимнее утро” передаёт радостное настроение лирического героя. А стихотворение “Бесы” полно таинственного.)

- Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Пушкин умеет печалиться и восхищаться.)

- Значит, гениальность Пушкина-поэта не только в умении подбирать рифмы, создавать образы, но и в том, что он учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом. За чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.

V. Подведение итогов урока. Слайд № 5. В момент рефлексии включаю фрагмент из произведения Вивальди “Зима”

Задача: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий.

1) Фронтальная беседа:

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Каких целей я достиг?

2) Метод незаконченного предложения:

- Я сегодня работал …

VI. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить рассказ о первом приезде А. С. Пушкина на Северный Кавказ, сделать иллюстрации или слайды, или карту (I группа).

Подготовить рассказ о втором приезде поэта на Северный Кавказ, сделать иллюстрации или слайды, или карту (II группа).

Оборудование: компьютер, презентация.

3. Подготовка к восприятию художественного произведения

4. Организация художественного анализа

5. Работа над идеей стихотворения.

6. Домашнее задание.

– Видели ли вы портрет поэта, написанный художником Тропининым?
Слайд 4.
– Каким изобразил художник Пушкина?

– А каким поэт был в жизни? Давайте послушаем факты его биографии!

1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович.

4. В 12 лет наступает еще один важный период в биографии Пушкина Александра Сергеевича – учеба в Царскосельском Лицее. Это была особая школа для родовитых дворян, она находилась недалеко от Ленинграда – Санкт-Петербурга – в Царском Селе. В лицее Пушкин провёл 6 лет. Он с увлечением занимался историей, литературой, изучал французский, немецкий языки, латынь. Именно здесь впервые его оценили как поэта.
– На сегодняшний день все знают А. С. Пушкина и любят его стихи и сказки.

– О чём это стихотворение?
– Как читалось стихотворение?

– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Прочитать своё четверостишие и найти в нём образы, которые создают грустное настроение.

Работа над четверостишиями.

– Как называется это образное художественное определение?
– Назовите рифму в этом четверостишии.
– Как называется такая рифма?
Слайд13.
– Перечислите образы во втором четверостишии.

– А есть ли в этом отрывке эпитеты?

– Почему колокольчик назван однозвучным?
– Давайте посмотрим, как настроение в стихотворении передаёт ритм.
– Прохлопаем двустишие ладошками и определим, подходит ли тот ритм, которым пользуется Пушкин.
Ко/ло//коль/чик// од/но//звуч/ный
У/то//ми/тель//но/ гре//мит.
Такой ритм Пушкин использует специально, чтобы передать скучный монотонный бег лошади.

– Скачем дальше. Кого видим?
– Как меняется настроение в песнях ямщика? Слайд 14.
– А какие песни у ямщика?

– Барину слышится что-то родное. Подберите однокоренные слова к этому слову.
– Посмотрите, как близки эти слова по значению. Природа соотносится с внутренним состоянием человека.
– Испытывали ли вы когда-нибудь такое чувство?

– Какие образы (картины) видитес в следующем четверостишии? Во всём чувствуется тоска и одиночество.

Верста – русская мера длины.
– Зачем так много многоточий в этом отрывке текста?

– Какое у вас настроение после прочтения этих строк.

– Дочитайте стихотворение до конца. Почему у Пушкина было грустное настроение?

– Что помогает поэту передать его чувства?
– А художнику?
– А музыканту?
– На это стихотворение были написаны разные мелодии. Послушайте романс Алябьева.
– Что хотел передать композитор?

– А что бы вы хотели сделать дома?
– Запишите домашнее задание.

Вопросы на слайде 17.

– Мы сегодня на уроке будем знакомиться со стихотворением.

– Чтобы почувствовать красоту природы, переживания героя, увидеть красоту отдельных строк.

– Задумчивым, умным, серьёзным.

Фотография родителей А.С.Пушкина.

Фотография Пушкина в детстве.

Фотография Арины Родионовны.

Фотография А.С.Пушкина в юности.

– Настроение грустное, печальное, тоскливое…

– О зимней дороге.
– Стихотворение читалось напевно, ласково, мечтательно, немного печально.

Читают 1 четверостишие.

– Луна, волнистые туманы, печальные поляны.
– Она медленно передвигается.
– Олицетворение.

– Туманы густые и движутся, как волны, напоминают море.

– Луна – она;
Туманы – поляны.
– Перекрёстная.

– Зимняя дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.
– Борзая тройка, колокольчик однозвучный.
– Быстрая упряжка из трёх лошадей.
– Его монотонный звук надоедает слушать.

– Ямщика – т. е. кучера.
– То разгулье удалое, то сердечная тоска.
– Длинные, долгозвучные, заунывные, поэтому настроение тоже грустное.

– Например, на улице плохая погода и настроение портится.

– Глушь и снег, вёрсты полосаты.

– Это говорит о недоговорённости, о грусти, о которой поэт не хочет говорить.
– Становится совсем грустно.

4 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина.

ВложениеРазмер
znakomstvo_so_stikhotvoreniem_a.docx 18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающие: учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения;

Развивающие: обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.

–Ребята! Вы любите путешествовать?

–Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

–Что вы себе представили? Какие картины нарисовали?

–Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?

3. Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

Звучит стихотворение в исполнении В. Ланового.

–Понравилось вам стихотворение?

–Каким настроением проникнуто стихотворение?

–Менялось ли настроение в процессе чтения?

– Поделитесь чувствами. Какие картины вы представляете, слушая это стихотворение? (Словесное рисование картин).

4.Постановка учебной задачи.

5. Анализ стихотворения.

–Прочитайте первую строфу.

– Каким настроением она проникнута?

–Как звучат строки?

–Какой звук часто повторяется? (Л )

–Как вы думаете, зачем? (Придаёт особую плавность, нежность).

–Какое настроение у природы?

–Что ощущается в природе в этом стихотворении? (Наоборот. Покой, гармония.)

–Найдите эпитеты в этом отрывке.

–Какой ещё приём использует автор?

–Как вы будете читать этот отрывок? (Медленно, плавно, напевно).

–Прочитайте вторую строфу.

–Как бежит тройка?

–Что означает слово борзая? (Быстрая.)

–Какой звук повторяется в этой строфе? (О). Зачем? (Придаёт заунывность звучанию).

–Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя).

–Какие эпитеты использует поэт?

–Сравните этот отрывок с первым.

–Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось? ( Слышно чёткое, размеренное движение).

–Как будете читать этот отрывок?

–Прочитайте третью строфу.

–О чём просил спеть лирический герой?

–А что слышится в песнях ямщика?

– Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? ( Седоку грустно, тоскливо). А на вас какое действие оказывает? (И читателю невесело.)

– А что для героя родное?

– Сравните состояние героя и состояние природы в первой строфе. Герой ощущает покой?

–Прочитайте 4 строфу.

–Почему огонь или хату хочется увидеть на пути? (Кругом глушь и снег, а хочется домашнего уюта и тепла).

– Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

– С какой интонацией будете читать этот отрывок?

–Прочитайте 5 и 6 строфы.

–Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке.

–Почему герой думает о будущем, а перед этим автор использует слово скучно?(Мысли о будущем, а настроение настоящее).

–Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это скорее мечта. О чём же мечтает герой? ( О доме, о друге, о человеческом счастье, о взаимопонимании).

–Прочитайте 6 строфу.

–Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? (Вновь мотив природы. Песня ямщика. Вновь скучно, грустно.)

–В какой форме использованы прилагательные? ( В краткой форме).

–Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.

–Какое слово характеризуются чувства героя? (Грустно). И этот грустный итог подчёркивает несбыточность мечты о счастье.

Прочитайте этот отрывок выразительно. Какое настроение вы попытаетесь передать?

–Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой? (Да. Сохранилась бы надежда на лучшее.)

– Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)

– Стихотворение написано в декабре 1826 года. Друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы в Сибирь.

– Где в это время находился Пушкин? (В ссылке).

Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение было написано в поездке поэта на допрос к псковскому губернатору.

– Кто такие биографы?

– Как вы думаете, соответствует ли настроение автора стихотворения настроению героя?

– Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)

– Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?

– Что помогает Пушкину передать состояние природы и лирического героя? (Эпитеты, олицетворения, повтор слов).

– Одинаково ли настроение героя и состояние природы?

– К какому выводу мы пришли?

Продолжите предложение: «Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает________________ (внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. )

ВложениеРазмер
urok.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

  • выявить мотивы одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;
  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.
  1. Организация начала урока.
  1. Приветствие
  1. Актуализация ранее изученных знаний.(4 класс)
  1. Работа по карточкам(2 человека)

Вставь вместо пропусков нужные слова. Научись бегло читать.

Александр Сергеевич ………… родился в городе……………в 1799году.

Он получил домашнее образование у гувернеров и учителей- французов.

Повезло Александру и с бабушкой и с няней………………………. От них мальчик слышал много замечательных русских…………….

Когда ему было 12 лет, он поступил в Царско-сельский Императорский………….

Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам и даже искусству стихосложения.

Здесь он встретил лучших своих друзей………., здесь началось общение с великими писателями того времени.

Вставь вместо пропусков нужные слова.

А.С. Пушкин прославил Россию, как …………., потому что написал такие стихи, как …………

Пушкин был и ………………, так как его сказки……………с удовольствием читают и взрослые и дети.

Александр Сергеевич писал и прозу. Я назову такую повесть, как………………….

-Когда родился А. С. Пушкин?

-В каком лицее учился Александр Сергеевич?

-Какова тематика его стихотворений?

-В каких еще жанрах работал А. С. Пушкин?

-Какие лирические произведения А. С. Пушкина вы знаете?

1) Прослушивание песни

2) Беседа по прослушанной композиции

-Какое настроение передает музыка?

-Какая картина возникает перед вами?

-Какое время года представляете?

-Все мы любим лето, с нетерпеньем ждём его прихода, но и зиму мы любим не меньше. Недаром русские поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения русской зиме. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

-Как вы думаете, о чем стихотворение? (О заснеженной дороге).

  1. Чтение стихотворения учителем. (включить композицию как фон )

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег. Навстречу мне

Только версты полосаты

Скучно, грустно. Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Отуманен лунный лик.

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (грусти, печали, тоски).
-Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (тоскливое, грустное).

VI. Повторное чтение и анализ содержания.

-Какую картину вы представляете, когда звучит словосочетание “ Зимняя дорога”?

-Запах зимы. Какой он? Вдохните глубоко. Почувствуйте, как зимний воздух заполняет легкие.

-Давайте прочитаем стихотворение вполголоса и представим картину зимней дороги.

Подчеркните слова, значение которых вам не понятно.
по словарю Ожегова. На доске:
Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей.
Ямщик – кучер.
Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба.
Одне –устаревшая форма одни.
Докучные – надоедливые.
Лик – лицо.

-Понравилось стихотворение? Чем?

-Какие строки особенно запомнились? Прочитайте.

-Какой отрывок захотелось перечитать? Почему?

-Можно ли было только по заголовку определить настроение стихотворения?

-Перечитайте про себя. Попробуйте определить, с каким настроением вы читаете?

-Какие слова и предложения в стихотворении помогают определить грусть, печаль?

-Прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать именно такое настроение.

-А каким цветом раскрашено это произведение?

-Давайте перечитаем стихотворение и поищем, есть ли это слово в этом произведении.

-Как же вы догадались, что стихотворение раскрашено белым цветом, (серым цветом, темными тонами?)

-Прочитаем еще раз и подумаем, какой образ создал Александр Сергеевич в стихотворении?

Читайте также: