Какой лад подойдет осени

Обновлено: 02.07.2024

Странное желание, неизбежно вызывающее встречный вопрос: зачем знать тональность человеку, "совсем не шарящему" - ведь немузыканту это знание абсолютно ничего не даёт.

Попытаюсь пояснить максимально упрощенно: тональность и лад (в до мажоре "до" - это тональность, "мажор" - это лад) - это система взаимоотношений звуков в музыкальной композиции вокруг одной главной ноты, которая называется тональным центром или тоникой. По законам построения композиции, для того, чтобы тема звучала законченной, мелодия обязательно должна заканчиваться тоникой. Т.е. если, последняя нота в мелодии - это "до", значит со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что песня прозвучала в тональности "до".

Мажор это или минор - музыкант определит просто на слух, для этого нужна небольшая практика. Если вы не знаете нот, но немного владеете музыкальным инструментом, достаточно подставить к нашей финальной ноте "до" мажорный или минорный аккорд. Тот который "совпадет", как раз и определит лад.

Но определение тональности ровным счетом ничего не даёт в практическом плане, потому что вокалисты обычно меняют тональность, подстраивая песню под свой вокальный диапазон.

Мне как-то пришлось сидеть на репетиции Демиса Руссоса с местным оркестром во время его последних гастролей в России. Выйдя к микрофону, маэстро обратился к дирижеру: "Что-то я сегодня не в голосе. Давайте сыграем на тон ниже". Дирижер взмахнул палочкой - и аккомпанимент зазвучал вместо ля-мажора, как было написано в нотах, в соль-мажоре. Через пару тактов Руссос снова остановил оркестр: "Давайте еще на полтона ниже". Кое-кто из оркестрантов с досадой крякнул: фа-диез-мажор - крайне неудобная для исполнения тональность. У некоторых инструментов, в частности, у духовых, полностью меняется аппликатура (расположение пальцев на клапанах). Однако профессиональный музыкант обязан уметь играть произведение в любой тональности. В истории с Руссосом оркестр с честью выдержал проверку "на вшивость". При этом некоторые оркестранты были недовольны (из тех, что всегда чем-то недовольны), но маэстро этого не заметил, потому что он не попросил ничего особенного - просто привык работать с профессионалами.

Если вы возьмете популярное произведение, которое входит в репертуар многих исполнителей, типа "Yesterday" или "Bessame Mucho", прогуглите и выберете из YouTube'а пару десятков версий - можете не сомневаться, что найдете варианты исполнения почти во всех возможных тональностях.

Что касается мажора и минора: считается, что мажор предназначен для бодрых, оптимистических тем, а минор - для лирических. Но это, опять-таки, очень условно. Достаточно сказать, что одно из самых трагических произведений в мировой музыке, Похоронный марш Шопена (в оригинале это вторая часть его фортепианной сонаты) и начало Первого фортепианного концерта Чайковского, который считается образцом светлой, жизнеутверждающей музыки, написаны в одной и той же тональности - си-бемоль-минор.

Если вы хотите хотя бы минимально разбираться в музыкальных структурах - даже если не играете на музыкальном инструменте, а только слушаете музыку, я посоветую вам замечательную книжку: "Элементарную теорию музыки" Вахромеева. Это простой и небольшой по объему учебник, по которому последние 100 лет учатся шести-семилетние детки, которые только приступают к занятиям в музыкальных школах. Очень доходчивым языком там поясняются базовые понятия, как устроена музыка. Книжку легко можно одолеть за 3-4 дня, ну, за неделю. Гарантирую, что вы быстро начнёте "шарить" в базовых вопросах, а среди друзей приобретете репутацию глубокого знатока музыки.

Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.

Основы лада и тональности в музыке

Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор .

Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой , и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.

Тональности имеют названия , по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).

тональность = тоника + лад

Наконец, тональности различаются между собой ещё и знаками альтерации, то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ЗДЕСЬ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).

Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).

знаки в тональностях

А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.

Параллельные тональности

Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами ( // вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.

параллельные тональности и параллельные линии

Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.

Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.

сравнение тональностей до мажор и ля минор

Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.

Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!

А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.

Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).

определение параллельных тональностей

Ещё примеры параллельных тональностей:

  • РЕ МАЖОР // СИ МИНОР (и там, и там два диеза – фа и до);
  • ЛЯ МАЖОР // ФА-ДИЕЗ МИНОР (по три диеза в каждой из тональностей);
  • ФА МАЖОР // РЕ МИНОР (один общий бемоль – си-бемоль);
  • СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // СОЛЬ МИНОР (два бемоля и там, и здесь – си и ми).

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.

вход в параллельный мир

вход в параллельный мир

Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.

как попасть в шестую ступень

Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.

Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.

Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.

ми минор параллелен соль мажору

Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.

ля-бемоль мажор параллелен фа минору

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!

между тониками параллельных тональностей интервал малая терция

Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.

Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.

Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.

Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

построение малых терций

Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?

группировка тональностей

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ИХ ЗНАКИ

МАЖОР

МИНОР СКОЛЬКО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1)

ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7)

ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7)

Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания – СКАЧАТЬ

На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

По программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Андреева Ирина Леонидовна, учитель музыки.высшей категории.

ГБОУ школа№14,Невского района,г. С- Петербурга

Цель урока :Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.

Проследить взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образов родной природы.

1) Формировать умения слушать, слышать и анализировать муз.произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.

2) Совершенствовать уровень исполнения песен, закрепление навыков правильного звукообразования, свободного и ровного пения.

3)Закрепить понятие лад,как средство музыкальной выразительности.

Развивающие: 1) Развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности.

2) Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, муз.память и слух.

3) Развивать творческий потенциал учащихся .

Воспитательные: 1) Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе через музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.

Учитель: Знакома ли вам эта музыка?

Какой композитор написал эту музыку ?

Как она называется?

Какие образы природы раскрывает эта музыка?

-картина наступающего рассвета.

Какими средствами музыкальной выразительности композитор

раскрывает образ утра? (стр 106, цветик-семицветик)

-спокойная, тихая, мелодия,звучащая вначале в миноре,. многократно повторяется,постепенно преображаясь в мажорную мелодию,сопровождаемую колокольным звоном , благовестом.

- сначала звук очень тихий ,но постепенно становится громче

Учитель:. Кто исполнял музыку?

Учитель: Эта музыка звучала на первом уроке,мы ее вспомнили и вернемся к ней еще не раз в следующих классах.

Что означает слово природа для вас?

-все,что нас окружает,времена года, начало и конец дня и т.д.

Сечас мы послушаем произведение из программы 1 класса.

Учитель:Вы узнали эту музыку?Как оно называется? Кто композитор?Какой страны?Как развивалась музыка?

Дети читают на фоне музыки Грига

Учитель:Молодцы! Помогла ли вам музыка в раскрытии образа утра?

Учитель:Разные виды искусства усиливают наше восприятие музыки.

А сейчас мы будем петь. Но вначале послушайте меня.

Учитель читает стихотворение.

Это очень интересно - научиться песни петь .

Но не каждому известно , как дыханием владеть .

Мягким делать вздох старайся , вдыхай носом , а не ртом .

Да смотри , не отвлекайся , сделай вдох - замри потом .

Выдох делай тихим , плавным . как кружение листа .

Вот и выйдет песня славной – и свободна и чиста.

Учитель: . Какие же правила пения вы услышали в этом стихотворении?

-Нужно делать вдох носом,затем задержать дыхание и на выдохе петь.

Распевание:1. Звукоряд

3.Весна,весна к нам пришла весна

Баю,баю, хорошо пою.

4.Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

1.Приди, весна, и снова

Пусть рощи оживут,

Под шум ручья лесного

Фиалки пусть цветут!

Пускай нас с солнцем вместе

Разбудит птичий гам.

Мы станем бегать с песней

По рощам и лугам.

2.Хотим, чтоб рощи эти

Цвели опять пышней.

Веселый май, мы, дети,

Зовем тебя скорей.

Пусть солнце травы сушит,

Сверкает тихий пруд,

Пускай кричат кукушки

Работа над дыханием,разучивание текста.

Учитель:А что вы можите рассказать оМоцарте. Стр.98

Портрет стр.123.Моцарт австрийский композитор.

Моцарт родился в 18 веке,в этом году ему исполнится 257 лет со дня рождения.

Учитель: Какие произведения этого композитора вы слушали?

Учитель: А какую русскую песню о весне мы с вами разучили?

Учитель: Чем они похожи и в чем их различие?

Какие стихи о весне вы знаете?

Дети читают стихи. Даша о природе

Учитель:А сейча сюрприз .( Стук в дверь)

Читают свои стихи .

Меня зовут сеньор Мажор.

Знакомстау с вами рад!

Всегда я приношу с собой

Улыбки для ребят.

Со мною будешь ты всегда

В мажорном настроении.

Любую трудность победишь

Ты всем на удивление

Так пусть везде и пусть всегда

Улыбки красят лица.

Не бойся трудностей в пути,

Иди вперед и пой!

И помни,мой дружок,всегда

Сеньор мажор с тобой!

Ну,а меня зовут Минор.

Я вот что вам скажу:

Со смехом мне не по пути,

Я грустью дорожу.

С улыбкой грустной на лице

Ты в трудные мгновенья

Со мною будешь тих и мил

В минорном настроении.

Улыбка с грустью пополам

Нам тоже пригодиться.

И если хочется. дружок,

Немножко погрустить,

Я буду приходить.

Учитель:А вам знакомы эти два друга?Кто они?

-Два музыкальных лада.Мажор и минор .

Учитель:Почему они одеты в разные цвета?

-.они обозначают изменение настроения,чувств,окраски звучания.

.Учитель:Они к нам пришли не просто так.

Откройте учебники 2класса на стр.120 .

Композитор и художник –каждый по- своему выразил свое отношение к временам года.

Давайте прослушаем эти 2 произведения.

Учитель: Что их отличает?

-весна -светлая,мажорная,(Встаньте ,пожалуйста ,сеньор МАЖОР,) осень -очень тихая,притемненная, минорная ( Встаньте ,пожалуйста ,сеньор МИНОР.)

Учитель:Всего один звук изменен в мелодии,а какой яркий контраст настроений !

Вот зачем пришли к нам в гости 2 сеньора МАЖОР и МИНОР.

.Чтобы вы запомнили,чем отличаются эти 2 лада.?

.Один светлый,солнечный.Другой -темный., печальный.

Учитель:А теперь возьмите рабочие тетради,стр , подберите

еще раз прослушайте эти прозведения Г.Свиридова.

Дети рисуют и слушают музыку.

Учитель: Какой цветовой фон вы выбрали для Весны,а какой для Осени и почему ?Кто выполнил домашнее задание и нарисовал картины природы?

Быстро пролетел урок.
Подведем теперь итог:
Чем сегодня занимались,
В чем с охотой упражнялись,
Что узнали и познали
Почему умней вы стали

Учитель: Как называлась тема нашего урока?

Музыку каких зарубежных композиторов вы слушали?

А музыка русских композиторов звучала на нашем уроке?

Какие песни мы исполнили?

А каких 2сеньора пожаловали к нам?

А еще вы рисовали и знакомились с картинами русского художникаБорисова-Мусатова.Кто не запомнил как его зовут ,можете посмотреть в конце учебника.

Что надо делать ,чтобы сохранить природу на многие годы?

Молодцы! Наш урок подошел к концу.Я всем за урок ставлю 5.

А на прощание хочу прочесть вам одно небольшое стихотворение:

Природа и музыка рядом живут
Снежинки – танцуют, сосульки – поют.
Ветер играет на листьях слегка
И в такт этим звукам плывут облака

То дождь запоет, забасит вдруг пурга.
То звонкая песня несет нас в луга.
А мы будем слушать и подпевать,
А может быть просто стоять и молчать .

Обобщающий урок. Цель урока: осознание обучающимися выразительного значения различных средств музыкальной выразительности.

Содержимое публикации

урока музыки на тему:

Цель урока: осознание обучающимися выразительного значения различных элементов музыкальной речи.

Обучающие:

учить воспринимать средства выразительности в их взаимодействии;

выяснить, как соотносятся средства выразительности с характерами музыкальных образов; расширить представление обучающихся о творчества А. Вивальди, П.И. Чайковского.

Развивающие:

развивать умение сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения; развивать творческое воображение, эстетический вкус, будить творческую фантазию; развивать вокально-хоровые навыки: работать над интонационной выразительностью исполнения, артикуляцией, ансамблем, звуковедением, стремиться эмоционально и осмысленно исполнять вокальные произведения; развивать умение чувствовать музыку с помощью пластических движений.

Воспитывающие:

воспитывать уважение к русской культуре, к людям, их труду; воспитывать чувство доброты; бережное отношение к природе.

Оборудование: инструмент фортепиано, экран, компьютер, проектор, музыкальный сборник, рисунки, фотографии,доска, корзина с овощами и фруктами,

Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Ребята, вы вошли в класс под знакомое музыкальное произведение или незнакомое, оно звучало впервые?

Ученик: Под знакомое произведение.

Учитель: О чем это музыкальное сочинение? Что изображает музыка?

Ученик: Это произведение об утре, о том, как восходит солнце.

Ученик: Мне кажется, что это утро.

Ученик: Оно теплое, нежное.

Учитель: Да, в музыке чувствуется свежее дыхание утра, веет прохладой. Мягкие теплые прикосновения солнечных лучей пробуждают все живое.

Как называется эта пьеса, и кто ее автор?

Ученик: Написал пьесу Эдвард Григ.

Учитель: Хорошо! Кто исполняет это красивое музыкальное произведение?

Ученик: Симфонический оркестр.

Учитель: Как вы думаете, в какое время года может быть такое утро?

Ученик: Я думаю весной.

Ученик: Мне кажется летом, оно теплое.

Учитель: А может быть таким осеннее утро, утро ранней осенью, когда все еще кругом напоминает нам о лете: зеленые листья на деревьях, тепло, цветут травы, цветы, поют птицы?

Ученики: Думаю, что может. Конечно.

Учитель: Какое сейчас идет время года?

Ученик: Осень.

Ученики по очереди: Это Мелодия! Темп! Ритм! Лад! Динамические оттенки! Регистр! Фактура!

Учитель: Ребята, посмотрите, (учитель указывает на таблицу на доске), именно о них, помощниках Музыки, вы узнали на уроках этой четверти. Как их всех вместе еще называют?

Ученики: Их называют элементами музыкальной речи или средствами выразительности.

Учитель: А как называется тема четверти?

Учитель:Молодцы, ребята!

Ученик: Добрым, приветливым!

Ученик: Хочется, чтобы все были веселыми, улыбались друг другу.

Учитель: Хорошо! А какими еще нужно быть, чтобы каждый день радовал нас?

Ученик: Быть добрым.

Ученик:Нужно делать добрые дела, помогать друг другу.

Ученик: Хочется, чтобы люди были вежливыми, не ругались.

Ученики: Слова написал Суслов, музыку Дубравин.

Учитель: У меня хорошее, радостное!

Ученик: Приятное!

Учитель: Что помогло вызвать такое настроение, повысить его?

Ученик: Дружное пение! То, что мы все вместе пели.

Ученик: Добрые слова!

Ученик: Веселая мелодия, мажорный лад!

Ученик: Быстрый темп, пение с движениями.

Учитель: Да, все это вызывает хорошее настроение!

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте музыкальное произведение и подумайте, по его звучанию, настроению, о чем оно рассказывает?

Какие чувства вызывает? (слушание)

Ученики: Это произведение вызвало у меня печаль, оно грустное.

Учитель: Только ли грусть, печаль?

Ученики: Нет. Звучала и радостная музыка, быстрая. Как будто солнышко выглянуло.

Учитель:Как вы думаете, о чем эта музыка.

Ученик: Я думаю, о том, что наступил вечер.

Ученик: Такое ощущение, что идет дождь, хмуро кругом.

Учитель: Почему возникает ощущение приближения вечера, дождливой погоды?

Ученик: Потому что музыкальное произведение спокойного, печального характера.

Ученик: Мелодия плавная, как колыбельная песенка.

Ученик: У нее медленный темп, минорный лад.

Учитель: Только ли грусть, задумчивость в музыке?

Ученик: Нет. Звучала музыка и в быстром темпе, весело.

Ученик: Я услышал мажорный лад.

Учитель: Что напомнила вам эта мелодия? (наигрывает)

Ученик: Солнышко выглянуло.

Ученик: Мне кажется луч солнца. Заход.

Учитель: Да, может быть это робкий луч. Словно он стремится вырваться сквозь тучи, но музыка остается все-таки какой?

Ученик: Грустной, минорной.

Учитель: Ребята, какое время года больше всего напомнило это произведение?

Ученик: Осень. Дождливую, хмурую.

Ученик: И осень с хорошей погодой, солнечной.

Учитель: Да, ведь у осени есть и дождливые дни, и солнечные.

Ребята, это инструментальное или вокальное сочинение?

Ученик: Инструментальное.

Учитель: А похоже оно на песню?

Ученик: Похоже.

Ученик: Очень, как будто это песня без слов.

Учитель: Да, хочется пропеть мелодию. Значит в этой пьеса главное – мелодия, а сопровождает ее, помогает ей…?

Ученик: Аккомпанемент.

Учитель: Кто скажет, какая это фактура?

Ученик: Мелодия с аккомпанементом, сопровождением.

Учитель: Умницы! Ребята, какие стихотворения, строчки из стихотворений по смыслу созвучны осенней мелодии П.И. Чайковского? Вспомните, прочитайте, пожалуйста.

Ученик: Осень наступила.

Ученик: Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит…

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветви шелестит.

Ученик: Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнется раз.

Учитель: Видите, как тесно связаны между собой музыка и поэзия. Стихи звучат словно музыка. Как называется прозвучавшее музыкальное произведение?

Учитель: Кто из композиторов написал это произведение?

Ученик: Русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Учитель: Да! Музыка может запечатлеть разнообразные образы, вызвать в человеке разные чувства, настроения с помощью… (указывает на таблицу).

Ученики: Элементов музыкальной речи.

Беседа с учащимися о признаках осени.

Учитель: За окном осень. Посмотрите, какой запечатлели это время года на фотографиях, рисунках фотографы, юные художники (на доске). Ребята, чем вам нравится эта пора?

Ученик: Осень как художник. Она разукрасила листья в разные цвета: желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Ученик: Листья падают с деревьев на землю.

Ученик: Становится холодно. Идут дожди.

Ученик: Я люблю дождь: на улице тихо, мне нравится сидеть у окна и смотреть, как идет дождь.

Учитель: да, но если стоит теплый, солнечный осенний день, вы рады этому дню, солнцу?

Ученики: Да. Мне нравятся такие дни.

Учитель: Природа как бы оживает, повсюду рассыпаны яркого цвета листья. Природа в эти осенние дни становится сказочной.

Учитель: После таких слов хочется вспомнить песни об этой поре. Вспомните название песни, мелодию которой я сейчас наиграю на инструменте.

Учитель: Как звучит мелодия?

Ученики: Мелодия спокойная, благозвучная, певучая.

Ученики: Показывает, как тихо падают листья, и звучит тихо, на пиано, в умеренном темпе.

Учитель: Ребята, спойте, пожалуйста, также красиво, как вы сейчас говорили о музыке, мелодично, с движениями (исполнение).

Учитель: Молодцы! Внимание, теперь все посмотрите на доску. Что это за запись?

Ученик: Ритмический рисунок.

Учитель: Правильно! Кто из вас догадался какой песни?

Учитель: Умница! Вспомните авторов этой песни.

Ученик: Музыку написал Герчик, а слова Авдиенко.

Учитель: Хорошо. Ребята, снова посмотрите на доску, на эту запись (показ.). Выберите нужные слова, которые подходят этой песне:

Ученики: Спокойно, хмуро, задумчиво.

Учитель: Хорошо! Раз вы выбрали эти слова, то легко ответите на вопрос: в каком ладу звучит мелодия?

Ученики: В минорном ладу.

Учитель: Пожалуйста, спойте эту песню, вспомните, какие движения идут на слова (исполнение).

Учитель: Ребята, что общего между двумя прозвучавшими песнями?

Ученик: Эти две песни об осени.

Ученик: Спокойные, в умеренном темпе.

Учитель: А ритм, динамические оттенки этих песен очень отличаются друг от друга?

Ученики: Нет, ритм ровный, звучат на т.д.

Учитель: А в каком регистре исполняются?

Ученик: В среднем регистре.

Учитель: Ребята, а чем они отличаются друг от друга?

Ученики: Первая песня более светлая, веселая. Она звучит в мажорном ладу. Вторая – хмурая, в минорном.

Учитель: Умница! Обратите внимание, ребята, на то, как композиторы по-разному пишут мелодии песен об осени, вызывая разные чувства, настроения во время исполнения. С помощью чего это получается?

Ученики: Элементов музыкальной речи – средств выразительности.

Ученик: на концертах поют, танцуют артисты, а другие люди, зрители, их слушают, смотрят на них.

Учитель: Пожалуйста, скажите, какой запечатлел композитор осень, ее погоду, настроение?

Ученик: Красивую осень с желтыми, красными листьями.

Ученик: Осенними цветами.

Ученик: Погода хорошая, ясная, солнечная.

Учитель: А как музыка помогла вам это понять? Как она звучала?

Ученики: Торжественно, музыка яркая, похожа на марш, четкий ритм.

Ученики: Веселая, задорная. Как будто люди веселятся под эти звуки. Она в быстром темпе.

Ученики: Хорошим. Созрело много фруктов, овощей, зерна.

Учитель: Люди ликуют празднику Осени, сбору урожая.

Молодцы, ребята! Все это понять нам дает сама музыка, звучание инструментов. Как вы поняли. Что такое концерт как музыкальное произведение?

Ученик: Написал Вивальди.

Учитель: Хорошо!

Учитель: Да, верно! У нее и название такое.

А теперь вспомните, как звучит эта песня. Приготовьтесь к исполнению (исполняют).

Учитель: Какое настроение у этой песенки? (наигрывает)

Ученики: Хорошее, озорное, веселое.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что люди рады, что у них поспели фрукты, есть мед.

Ученик: Фрукты красивые, сочные, вкусные, мед сладкий.

Учитель: Ребята, вы так хорошо говорите, что захотелось послушать песню об этом в вашем исполнении (исполнение с движениями). Молодцы!

Обобщение урока.

Учитель: На этой веселой ноте заканчивается наш урок. О каком времени года звучали сегодня на уроке музыкальные произведения?

Ученики: Об осени.

Учитель: Верно. Как называется тема урока, который подходит к концу?

Ребята, назовите инструментальные произведения об этом времени года, с которыми вы познакомились сегодня на уроке, их авторов.

Учитель: Эти музыкальные сочинения похожи между собой по звучанию?

Ученики: Чуть-чуть. Они отличаются, звучат по-разному.

Учитель: Да, композиторы сочинили музыку об осени, но каждый по-своему, как чувствовали.

Ребята, вспомните, какие небольшие вокальные произведения-песенки вы исполняли?

Учитель: О чем они рассказывают?

Ученики: Об осени, что происходит с природой осенью.

Учитель: И все песни, каждое по-своему раскрыли образ осени. И помогли им в этом известные вам элементы музыкальной речи. Еще раз скажите, какие?

Ученики: Мелодия, лад, темп, ритм, динамические оттенки, регистр, фактура.

Учитель: В музыкальном произведении они отделены друг от друга или связаны?

Ученики: Связаны между собой. Вместе они помогают понять произведение, о чем оно.

Учитель: Правильно! В музыке все они вместе. Музыка – это и есть сочетание всех средств выразительности. Она состоит из них, раскрывает образы с помощью их.

Итог.Оценка работы всего класса и отдельных учащихся.

Читайте также: