Какое художественное средство выразительности использует автор когда волнуется желтеющая нива

Обновлено: 07.07.2024

Находясь в Петербургской тюрьме, Лермонтов с особой остротой чувствует тоску по гармоничному миру природы и воспроизводит в своём воображении череду пейзажей, помогающих ему пережить испытания неволей.

В сборнике стихотворений 1840 года данное произведение впервые увидело свет.

2. Литературное направление

Стихотворение написано на стыке реалистической и романтической традиции.

Внимание к миру природы вписывается в концепцию романтизма. Поэт обращается к реальным, не оторванным от действительности, воспоминаниям, но пишет свои пейзажи не с натуры. Они составляют часть его внутреннего, сокрытого от посторонних глаз, мира.

3. Род

Перед нами лирическое стихотворение, сочетающее черты пейзажной и философской лирики.

4. Жанр

В звучании лермонтовских строк чувствуется исповедальность. По своему звучанию они напоминают благодарственную молитву. Это подтверждают итоговые строки стихотворения.

Жанр — лирическое стихотворение-исповедь.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему отношений человека и природы. Только в слиянии с ней всякое живое существо может чувствовать себя счастливым.

6. Тематика

Основная тема стихотворения – совершенство природы и её Создателя. Лирический герой любуется временами года и видит надо всем этим Бога.

7. Идея

На земле много прекрасного: это её плоды, цветы, небесные светила. Глядя на совершенные создания Бога, человек успокаивается, забывает обо всех тревогах и вспоминает о том, кто сотворил мир.

8. Пафос

Стихотворение написано в настроении благостного примирения с природой и её созданиями. Поэт любуется красотой божьего мира и чувствует радость от слияния с ним.

9. Система образов

Лермонтов не привязывает изображение к конкретному времени и пространству: желтеющая нива – это примета лета, ландыш – дитя майского леса. Для поэта хороши все сезоны, главное – почувствовать первозданную прелесть природы.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: человек и Бог.

Человек наблюдает за картинами природы и любуется каждой их деталью. Поднимаясь глазами от земли к небу, он всё глубже постигает совершенство мира и, наконец, в небесах видит Бога. Этот образ пронизывает собой всё. Он не совершает конкретных действий, а как бы показывает уже совершённое, содеянное. Человеку радостно жить среди всего, что сотворил Господь.

11. Лирический герой

12. Сюжет

Сюжет стихотворения включает в себя три пейзажных фрагмента, описывающих жаркий день августа, сумрак майской рощи и переливы журчащего ручья. Итогом описания становится признание героя в том, что минуты созерцания прекрасного делают его счастливым, позволяя увидеть в небесах Бога.

13. Композиция

Композиция произведения линейная. Картины следуют друг за другом последовательно.

В первых трёх строфах описаны различные проявления первозданной природы.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат прилагательными, что наполняет картину воздухом жизни, ощутимой почти физически прелестью природы.

С точки зрения синтаксиса текст выполнен оригинально: он представляет собой одно сложное предложение с несколькими придаточными времени (когда…, когда…, когда…).

Каждая из картин природы является тем условием, которое позволяет герою почувствовать череду внутренних изменений. Из-за плотной синтаксической структуры текст воспринимается как единый выдох, спонтанный порыв восторга.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано разностопным (6-8 стоп) ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются. За счёт того, что строки выглядят удлинёнными, текст не становится тяжеловесным. Он максимально сближается с ритмом естественной неторопливой человеческой речи, приближаясь к прозе.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст состоит из 4-х четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

Обилие олицетворений необходимо Лермонтову, чтобы показать, сколько жизни разлито в каждом создании природы. Они играют, шумят, лепечут, волнуются – т.е. живут полной духовной жизнью.

17. Значение произведения

Для Лермонтова важна не столько телесная, кожная связь с землёй, сколько чувство общности энергии, одинаково присутствующей в каждом божьем создании.

18. Актуальность

Размышления Лермонтова о природе актуальны и сегодня, когда мы не приблизились к ней, а стали ещё дальше от неё.

Быт человека налажен, благодаря современным технологиям. Насущной потребности отправляться в лес, к реке или в поле у нас нет. Тем не менее, поэт напоминает, что только живая красота земли может исцелить человека от душевной боли, наполнить силой, возродить к жизни.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова близко мне по своей простоте. Я очень люблю ландыши и с нетерпением жду их появления. Для меня они — маленькое чудо, которое происходит каждый год в конце весны. Это значит, что скоро летние каникулы, можно отдохнуть и погулять на свежем воздухе. Поэт выражает свои чувства более изысканно, но их суть в том, что природа радует нас.

20. Чему учит

Биография Пушкина

Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. ХРОНИКА


Метафора-это средство художественной выразительности,основанное на скрытом сравнении и переносом значения с одного предмета или явления,на другой,через сходство или контраст значения слов.
Метафоры из стихотворения(основаны на скрытом сравнении):
"волнуется нива"-сходство нивы с волной;
"лес шумит"-переносное значение шумит;
”ключ играет"( по оврагу)-переносное значение играет;;
"погружая мысль "-переносное значение погружая;
"лепечет мне сагу"-переносное значение лепечет;
"смиряется тревога"-переносное значение смиряться ;
"расходятся морщины"( на челе)-переносное значение расходятся.
Олицетворения :
Ответ :
1.Волнуется желтеющая нива !
Нива не может волноваться
2.Прячется в саду малиновая слива .
3.Приветливо кивает головой .
Вроде все

Эпитеты :
1.Свежий лес
"желтеющая нива", "малиновая слива", "зеленый листок"; "сладостная тень""румяный вечер", "утра час златой", "ландыш серебристый" "студеный ключ" "смутный сон" "таинственная сага", "мирный край"

НастяшаБро

Новые вопросы в Литература

1. Куда ушла веселость героев сказа: Хозяйки и Степана? 2. Перечитайте сцену смерти Степана. Почему он от всех прятал камушки? 3. Что в сказе реально … го и что волшебного? 4. Подберите иллюстрации А.Ковалева, Г.Буреева, Палех. Подберите к ним строки из сказа, которые пояснят фрагменты иллюстраций и миниатюр Палеха.

1.Есть ли различия в танцевальной музыке русского иукраинского народов?2.Какие чувства выражают прослушанные тобой фраг-менты песен?3.Назови самые поп … улярные музыкальные произведениярусского и украинского народов.4.Охарактеризуй музыкальные инструменты этих двухнародов. Назови отличительные и сходные черты.​

Спираючись на прочитаний уривок поясніть як автор переосмислює античний міф про Пігмаліона та Галатею

В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива” отражена идея, что человек может обрести счастье и приблизиться к Богу, только в гармонии с природой. Полный и краткий анализ “Когда волнуется желтеющая нива” по плану пригодится для подготовки к уроку литературы в 7 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Когда волнуется желтеющая нива.

Тема – связь природы с духовным становлением человека.

Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.

Эпитеты – свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”.

Олицетворение – “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.

История создания

В 1837 году после написания стихотворения “Смерть поэта”, посвящённого гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов был заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива”. Поэт писал его угольками на бумаге, в которой заворачивали пищу. Именно там, в заключении, он прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным свободным миром природы.

Объёмный образ пейзажей, относящихся к разным временам года, подчёркивает то, что написанное было не результатом наблюдения за подобной картиной, а замыслом, созревшим в воображении автора. В 1840 году было опубликовано в сборнике стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического героя. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора, передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

Композиция

Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива” , “кивает ландыш” , “лепечет сагу ключ” . Все три первые строфы начинаются со слова “когда” , последнее четверостишие – “тогда” , которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога).

В первых трёх четверостишиях автор рисует волнующие картины природы, в последней строфе – внутренний мир лирического героя.
Стихотворение написано шестистопным ямбом (в последнем стихе 4 стопы), иногда они “теряются” из-за длинных слов, это создаёт особый ритм и стих, характерный для многих стихотворений Лермонтова.

Это лирическое стихотворение пейзажного характера с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажным, из-за присутствия в последней строфе основной мысли, выражено философской направленности. К только философской лирике стихотворение также отнести нельзя, оно содержит полноправный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию.

Средства выразительности

В произведении Лермонтова много ярких эпитетов ( “свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край” ) чем оно заметно выделяется среди остальных стихотворений этого периода. Очень живо предстают перед читателем картины, описанные автором, благодаря его художественной “щедрости”. Стихотворение полно олицетворений: “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет” .

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задания Д8 № 625

Укажите размер, которым написано лермонтовское стихотворение (без указания количества стоп).

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

M. Ю. Лермонтов, 1837


Задание 8 № 621

Такие образные определения называются эпитетами. Дадим определение.

Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.


Задание 9 № 624

В стихотворении воссозданы сменяющие картины русской природы. Как называется описание природы в художественном произведении?

Описание природы в художественном произведении называется пейзаж. Дадим определение.

Пейзаж — это жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.


Задания Д10 C3 № 628

Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

Автор не находит места в этом мире ликования и радости, ему все чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место.

В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.


Задание 10 № 8531

10.1. Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют эпитеты?

Автор не находит места в этом мире ликования и радости, ему все чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место.

В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

Эпитеты работают на раскрытие идейного замысла стихотворения. Так, автор создаёт прекрасную картину мира, используя яркие эпитеты: сладостная тень, румяный вечер, мирный край, час златой. На этом фоне сильнее чувствуется одиночество лирического героя, который надеется в природе найти гармонию. И эта мысль центральная в стихотворении. Таким образом, эпитеты — важная составляющая художественного замысла в стихотворении.


Метафора-это средство художественной выразительности,основанное на скрытом сравнении и переносом значения с одного предмета или явления,на другой,через сходство или контраст значения слов.
Метафоры из стихотворения(основаны на скрытом сравнении):
"волнуется нива"-сходство нивы с волной;
"лес шумит"-переносное значение шумит;
”ключ играет"( по оврагу)-переносное значение играет;;
"погружая мысль "-переносное значение погружая;
"лепечет мне сагу"-переносное значение лепечет;
"смиряется тревога"-переносное значение смиряться ;
"расходятся морщины"( на челе)-переносное значение расходятся.
Олицетворения :
Ответ :
1.Волнуется желтеющая нива !
Нива не может волноваться
2.Прячется в саду малиновая слива .
3.Приветливо кивает головой .
Вроде все

Эпитеты :
1.Свежий лес
"желтеющая нива", "малиновая слива", "зеленый листок"; "сладостная тень""румяный вечер", "утра час златой", "ландыш серебристый" "студеный ключ" "смутный сон" "таинственная сага", "мирный край"

НастяшаБро

Новые вопросы в Литература

1. Куда ушла веселость героев сказа: Хозяйки и Степана? 2. Перечитайте сцену смерти Степана. Почему он от всех прятал камушки? 3. Что в сказе реально … го и что волшебного? 4. Подберите иллюстрации А.Ковалева, Г.Буреева, Палех. Подберите к ним строки из сказа, которые пояснят фрагменты иллюстраций и миниатюр Палеха.

1.Есть ли различия в танцевальной музыке русского иукраинского народов?2.Какие чувства выражают прослушанные тобой фраг-менты песен?3.Назови самые поп … улярные музыкальные произведениярусского и украинского народов.4.Охарактеризуй музыкальные инструменты этих двухнародов. Назови отличительные и сходные черты.​

Спираючись на прочитаний уривок поясніть як автор переосмислює античний міф про Пігмаліона та Галатею

Читайте также: