Каким образом должно оцениваться соблюдение требований стандарта вождение тс и управление поездками

Обновлено: 06.07.2024

Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

(с изменениями на 10 марта 2021 года)

1. Настоящий социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - стандарт) устанавливает рекомендованные уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

Под транспортным обслуживанием населения в настоящем стандарте понимается выполнение работ по осуществлению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок. Качество транспортного обслуживания населения представляет собой интегральную оценку уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и выражается в совокупности характеристик надежности, доступности и комфортности.

2. Показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные настоящим стандартом, могут применяться органами государственной власти и местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов в сфере транспортного и градостроительного планирования, в том числе подготовке документов планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов между государственными и муниципальными заказчиками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, а также при организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам.

3. Показатели качества и их нормативные значения

Под доступностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.

3.1.1. Территориальная доступность остановочных пунктов

Рекомендуется не превышать значение расстояния кратчайшего пешеходного пути следования в зависимости от категории объекта от ближайшей к остановочному пункту точки границы земельного участка, на котором расположен объект, до ближайшего остановочного пункта, который обслуживается муниципальным маршрутом регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленное в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемые предельные расстояния кратчайшего пешеходного пути от границ участков объектов до остановочных пунктов

Расстояние кратчайшего пешеходного пути, не более, м

Расстояние кратчайшего пешеходного пути, которое допускается устанавливать для отдельных субъектов Российской Федерации с особыми природно-климатическими условиями (таблица 2), не более, м

Индивидуальный жилой дом

Предприятия торговли с площадью торгового зала 1000 м и более

Поликлиники и больницы муниципальной, региональной и федеральной системы здравоохранения, учреждения (отделения) социального обслуживания граждан

Терминалы внешнего транспорта

Таблица 2. Перечень субъектов Российской Федерации с особыми природно-климатическими условиями

Субъекты Российской Федерации

Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Вологодская область, Иркутская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Мурманская область, Магаданская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пермский край, Сахалинская область, Свердловская область, Томская область, Тюменская область, Челябинская область, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Самарская область, Саратовская область

3.1.2. Доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения

Маломобильные группы населения - это инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками, иные категории населения, испытывающие затруднения при пользовании услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.

В целях реализации положений статей 5 и 19 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст.6928; 2016, N 1, ст.14) рекомендуется обеспечить соответствие всех автовокзалов и автостанций, которые обслуживаются маршрутами регулярных перевозок, требованиям, установленным подпунктами 8.4.9-8.4.14 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" и Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. Остановочные пункты, которые обслуживаются маршрутами регулярных перевозок, рекомендуется привести в соответствие с требованиями, установленными подпунктами 7.3.1-7.3.16 "ОДМ 218.2.007-2011. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства".

3.1.3. Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения

Во всех транспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, перевозчику рекомендуется обеспечить посадку и высадку, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно, в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Начиная с 1 января 2022 г. рекомендуется обеспечить предоставление пассажирам возможности дистанционного (с использованием электронных способов и средств связи) получения следующей информации относительно транспортных средств, используемых на конкретном маршруте регулярных перевозок:

- соответствие/несоответствие для проезда маломобильных групп населения (низкий пол, дополнительные поручни, наличие подъемного механизма и т.д.);

- возможность бронирования услуг службы социальных сопровождающих для осуществления маломобильными группами населения поездки, в случае функционирования в пределах конкретного субъекта Российской Федерации или муниципального образования соответствующей службы.

3.1.4. Ценовая доступность поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок

Рекомендуется не превышать 7-процентную долю среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципального образования от величины среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование. При этом величину среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование, рекомендуется рассчитывать для интервалов среднедушевых денежных доходов в распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов, расположенных ниже значения среднедушевого денежного дохода населения в указанном субъекте Российской Федерации, в соответствии с формулой:

=,

- медианная величина среднедушевого денежного дохода в интервале среднедушевого денежного дохода с соответствующей долей населения в распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование;

- доля населения субъекта Российской Федерации, где расположено муниципальное образование, с величиной среднедушевого денежного дохода ниже среднедушевого денежного дохода в указанном субъекте Российской Федерации.

Величину среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок рекомендуется приравнивать к стоимости билета длительного пользования для проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок, предоставляющего право на неограниченное количество поездок в течение месяца, в случае если доля рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в соответствующем муниципальном образовании составляет не более 25% от общего количества рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

В случае отсутствия в муниципальном образовании билетов длительного пользования для проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, предоставляющих право на неограниченное количество поездок в течение месяца, или превышения доли рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам значения в 25% от общего количества рейсов маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании, рекомендуется величину среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципального образования рассчитывать как стоимость количества поездок (в том числе пересадок как отдельных поездок), осуществляемых пассажиром на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с формулой:

Вождение - деятельность, подвергающая наших сотрудников наибольшему риску происшествия с катастрофическими последствиями. Для контроля этого риска на всех локациях Шлюмберже должны соблюдаться как минимум требования данного стандарта.
Свести к минимуму, и в конечном итоге полностью исключить число автомобильных аварий, являющихся причиной гибели и увечья сотрудников компании и подрядных организаций, равно как и членов их семей и третьих лиц, а также минимизировать ущерб оборудованию.

Работа содержит 1 файл

Стандарт по управлению поездками и вождению.docx

Стандарт по управлению поездками и вождению / Внедрение и мониторинг

1. Положение о стандарте

Вождение - деятельность, подвергающая наших сотрудников наибольшему риску происшествия с катастрофическими последствиями. Для контроля этого риска на всех локациях Шлюмберже должны соблюдаться как минимум требования данного стандарта.

Свести к минимуму, и в конечном итоге полностью исключить число автомобильных аварий, являющихся причиной гибели и увечья сотрудников компании и подрядных организаций, равно как и членов их семей и третьих лиц, а также минимизировать ущерб оборудованию. Для достижения этих целей необходимо адекватное управление всеми фазами процесса транспортировки, подразумевающее:

  • определение источников опасности и их устранение, исключение ненужного риска посредством активного управления поездками;
  • предотвращение и снижение остаточного риска, обеспечиваемые правильным отбором и должной подготовкой людей, транспортных средств, оборудования и маршрутов.

3. Области применения

Требования настоящего Стандарта обязательны для исполнения на всех локациях Шлюмберже, для всех сотрудников Шлюмберже и соответствующих подрядчиков.

4. Исполнение и контроль 4.1 Ключевые определения

Знаком (+) помечены определения, взятые из SLB-QHSE S002.

Copyright © 2008 Шлюмберже, неопубликованная работа. Авторские права защищены.

Стандарт по управлению поездками и вождению / Внедрение и мониторинг

Водитель для регулярных рейсов

Любой сотрудник, который водит или может водить любой тип автотранспорта для поездок с/на работу, но не подпадающий под определение Водителя Шлюмберже.

Оценка управления поездками и стандартов вождения

Любое лицо, нанятое компанией на работу и включенное в платежные ведомости, включая сотрудников компании и ее руководителей. Лица, нанятые на условиях краткосрочных контрактов (более 90 дней), считаются сотрудниками компании в том случае, если их работа оплачивается непосредственно компанией.

Засвидетельствованный бригадой факт понимания требований Стандарта по управлению поездками и следования им. Результатом проведения такой оценки должен стать План корректирующих мероприятий (RWP), который будет контролироваться линейным руководством вплоть до его закрытия (см. раздел 4.12).

Местный план управления поездками, учитывающий факторы риска, специфические для конкретной местности, используется в качестве добавления к настоящему Стандарту по управлению поездками (см. раздел 4.7).

Любой сотрудник, имеющий доступ к ТС Шлюмберже, как указано ниже, или использующий в служебных целях личный автомобиль и получающий компенсацию с учетом километража.

Любой сотрудник компании, которому могут вменить в обязанность вождение ТС Шлюмберже.

Подрядчики нанятые для наземных перевозок, в том числе

Поставщики услуг наземных перевозок, нанимаемые на месте, в том числе не заключавшие контракта с компанией (например, городское такси и автобусы), курьеры, поставщики готовой пищи и прочих услуг такого рода, а также Подрядчики, чья работа, согласно оценкам, связана с минимальным риском, не считаются водителями Шлюмберже.

Copyright © 2008 Шлюмберже, неопубликованная работа. Авторские права защищены.

Стандарт по управлению поездками и вождению / Внедрение и мониторинг

Любой автоприцеп, принадлежащий компании или взятый ею напрокат, в аренду либо по условиям контракта. А также любой автоприцеп, по которому регулярно начисляется доплата на транспортные расходы (например, прицеп для хранения и перевозки инструментария или жилой прицеп на буровой).

Любое транспортное средство, в т. ч. автоприцеп Шлюмберже (см. выше), принадлежащий компании или взятый ею напрокат, в аренду либо по условиям контракта. Исключение составляют вилочные погрузчики, мобильные автокраны, используемые на производственных территориях, и ТС подрядчиков, использование которых, согласно оценкам, сопряжено с минимальным риском.

Любой сотрудник, который выступает или может выступать в роли пассажира любого автотранспортного средства (ТС), используемого в целях работы или для поездок на работу / с работы.

Все менеджеры должны - при поддержке персонала отдела QHSE - внедрять и обеспечивать соблюдение данного Стандарта, а также демонстрировать активную и очевидную инициативу и лично участвовать во всех аспектах процесса управления поездками, настаивая на том, чтобы все его подчинённые демонстрировали аналогичную инициативу.

Все пассажиры автомобилей, водители Шлюмберже и водители для регулярных рейсов несут ответственность за:

• выполнение требований Политики Шлюмберже по вождению, Стандарта SLB-QHSE-S001 и местных стандартов и законов;

Copyright © 2008 Шлюмберже, неопубликованная работа. Авторские права защищены.

Стандарт по управлению поездками и вождению / Внедрение и мониторинг

  • обеспечение того, чтобы все, кто находится в салоне автомобиля, были пристёгнуты ремнями безопасности;
  • практическое применение знаний и навыков, полученных на тренингах;
  • знание требований местного плана управления поездками.

Кроме того, водители Шлюмберже несут ответственность за:

Любой сотрудник компании, при управлении любым ТС, в том числе личным автомобилем в нерабочее время, должен соблюдать все принципы и правила безопасного вождения, принятые в Шлюмберже.

4.3 Управление подрядчиками

При найме любых подрядчиков, предоставляющих услуги по перевозкам, сотрудников, оборудования и продукции, следует проводить оценку риска (HARC). Степень применимости требований настоящего Стандарта к

Copyright © 2008 Шлюмберже, неопубликованная работа. Авторские права защищены.

Стандарт по управлению поездками и вождению / Внедрение и мониторинг

знакомство со специфическими для данного места факторами риска, а также проверку водительских навыков сотрудника. Кроме того, программа должна предусматривать специальный инструктаж для сотрудников, переведенных на работу в страну, где дорожное движение ориентировано в противоположную сторону, либо дорожные условия отличаются от тех, с которыми он имел дело раньше (например, зима, пустыня, горы и т.д.).

Лица, на постоянной или временной основе приступающие к работе на другой локации, имеют право водить ТС Шлюмберже только после прохождения вождения с комментариями и оценки водительских навыков. При отсутствии сертифицированного инструктора по вождению непосредственный начальник может провести вводный инструктаж и вождение с комментариями, произведя соответствующую запись в паспорте обучения и квалификации сотрудника, - при условии, что срок действия тренинга по вождению руководителя, и новоприбывшего сотрудника не истек. Вождение с комментариями с сертифицированным инструктором в таком случае обязательно в течение 90 дней с момента прибытия работника на новое место работы либо - в случае краткосрочного пребывания сотрудника на локации - до следующего приезда. Об этом должна быть сделана соответствующая запись в паспорте обучения и квалификации сотрудника.

Сотрудникам, временно работающим на локации, настоятельно предлагается пользоваться договорным транспортом (такси, общественный транспорт и т.п.) и не рекомендуется управлять ТС самостоятельно. Если все же возникает необходимость сесть за руль, такой сотрудник должен иметь в паспорте обучения и квалификации отметку о своевременном прохождении вождения с комментариями в данной стране - в соответствии с местным планом управления поездками.

4.5 Характеристики ТС и средства безопасности

Единственное изменение, которое разрешается внести в исходную конфигурацию автомобиля, - оснастить его устройством по минимизации последствий опрокидывания, в остальном ТС должно эксплуатироваться в том виде, в котором было получено от производителя, продавца или разработчика. Если возникает потребность в каких-либо модификациях, обусловленная характером предполагаемой эксплуатации, необходимо следовать предписаниям относительно Управления изменениями, содержащимся в Стандарте SLB-QHSE-S010.

Copyright © 2008 Шлюмберже, неопубликованная работа. Авторские права защищены.

Стандарт по управлению поездками и вождению / Внедрение и мониторинг

Запрещено использование каких бы то ни было технологий с целью уклонения от выполнения правил дорожного движения (детекторы радаров, умышленное создание помех и т.п.).

Во всех ТС Шлюмберже запрещено использование систем типа автопилот. По возможности их необходимо деактивировать.

Использование стандартных промышленных или соответствующих местным правилам дорожного движения защитных шлемов необходимо при управлении снегоходами.

4.6 Профессиональна пригодность и реакция водителей

До начала использования ТС Шлюмберже, все водители компании должны проходить медицинское освидетельствование, с подтверждением как минимум раз в три года (если иное не потребуется в связи с возрастом, состоянием здоровья или нормативами) для подтверждения физической способности безопасного управления ТС. Оценка будет включать проверку остроты зрения и потенциальных нарушений сна (например, синдром апноэ во время сна).

ГОСТ Р 58782-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЖДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Parameters and criteria for the evaluation of the quality of driving with the aim of assessing the safety of use of vehicles

ОКС 43.020, 13.040.50

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") и Обществом с ограниченной ответственностью "НПП "ИТЭЛМА" (НПП "ИТЭЛМА")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования транспортных средств категорий M и N и требования к составу и характеристикам бортового оборудования, устанавливаемого на них в этих целях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 52230 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

ГОСТ Р 54024 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абонентский телематический терминал: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на контролируемые транспортные средства для определения их текущего местоположения и параметров движения, измерения ускорения по трем осям [боковой, продольной, вертикальной (x, y, z)], обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, взаимодействия с телематическим сервером в части передачи мониторинговой и обмена технологической информацией.

3.2 безопасность использования колесных транспортных средств: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей среде.

3.3 глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.

3.4 диспетчерский центр: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции контроля и координации деятельности транспортного комплекса субъекта РФ или муниципального образования.

3.5 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

3.6 мониторинговая информация: Совокупность навигационной и телеметрической информации, привязанной к шкале времени, передаваемой от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские центры.

3.7 навигационная информация: Совокупность данных о географических координатах, скорости и направлении движения транспортного средства.

3.8 телематический сервер (телематическая платформа): Элемент системы диспетчерского управления, предназначенный для сбора, обработки, хранения и маршрутизации мониторинговой информации от абонентских телематических терминалов.

3.9 телеметрическая информация: Совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и пройденном пути, передаваемая от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские пункты и центры.

3.10 акселерометр: Прибор, измеряющий разность между истинным ускорением объекта и гравитационным ускорением по трем осям: х - боковой, у - продольной, z - вертикальной (проекция кажущегося ускорения).

3.11 гироскоп: Устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации объекта, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета.

3.12 уровень качества вождения: Относительная характеристика качества вождения, основанная на сравнении совокупности параметров качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АБС - антиблокировочная система;

АТТ - абонентский телематический терминал;

БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование;

ТС - транспортное средство;

УКВ - ультракороткие волны;

ADAS - интеллектуальная система помощи водителю (Advanced Driver Assistance Systems);

ESP - электронная система динамической стабилизации автомобиля (Electronic Stability Program);

GPS/GLONASS - глобальные навигационные спутниковые системы;

GPRS - пакетная радиосвязь общего пользования;

GSM - стандарт мобильной сотовой связи;

OBDII - разъем, необходимый для подключения приборов, с помощью которых контролируется функционирование систем автомобиля (On-Board Diagnostic, версия II);

Wi-Fi - телекоммуникационная технология беспроводной связи;

Wi-max - телекоммуникационная технология универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств.

5 Основные положения

5.1 Качество вождения ТС определяется плавностью выполнения маневров (торможения, разгона, изменения направления движения) без создания помех другим участникам дорожного движения при одновременном обеспечении условий безопасности и комфортности поездки для пассажиров ТС.

5.2 С целью обеспечения контроля качества вождения ТС должно быть оборудовано аппаратурой, фиксирующей параметры выполнения маневров, осуществляющей мониторинг состояния водителя в части его внимания и позволяющей сопоставлять действия водителя с изменением дорожной обстановки.

5.3 Для функционирования в режиме реального времени аппаратура должна иметь возможность удаленной связи с телематической платформой и диспетчерским центром.

5.4 Комплект бортового оборудования состоит из средств измерения параметров, используемых для оценки качества вождения, средств навигации, средств контроля внимания водителя и дорожной обстановки вокруг ТС.

5.5 Алгоритм оценки вождения строится на основании данных, полученных телематической платформой от АТТ.

5.6 В основу расчета ложатся показатели превышения разрешенной скорости движения, ускорения, торможения и изменения направления движения, а также дополнительные параметры эксплуатации ТС (степень внимания водителя, реакция водителя на зафиксированное ADAS, изменение дорожной обстановки).

Номинальные значения ускорения, угловой скорости, а также характеристики вертикальных колебаний корпуса ТС устанавливаются предприятием-изготовителем или эксплуатирующим предприятием и заносятся в память абонентского термина (и/или телематической платформы), как и предельно допустимые значения. Кроме этого, в память может быть занесен допустимый интервал времени между двумя соседними ускорениями одного знака.

5.7 Абонентский терминал непрерывно или дискретно определяет значения ускорения, угловой скорости и характеристики вертикальных колебаний корпуса ТС. Полученные значения характеристик движения ТС сравниваются с введенными в память абонентского терминала (телематической платформы) номинальными значениями. Отклонения от номинальных параметров используются для определения плавности движения ТС.

5.8 Информация об изменении дорожной обстановки от блока управления системы интеллектуальной помощи водителя ADAS и о степени внимания водителя от системы мониторинга внимания водителя передается на телематическую платформу синхронизировано с информацией от АТТ по времени и геонавигационным параметрам.

5.9 Анализ мониторинговой информации, включая совместно обработанные данные согласно 5.7 и 5.8, является основанием для расчета и выставления балльной оценки качества вождения.

6 Основные параметры и критерии оценки качества вождения

6.1 Превышение скорости

Устанавливаются значения превышения (минимальное/максимальное), в километрах в час (км/ч), которые будут фиксироваться как нарушение. Следует учитывать, что при оценке качества вождения, превышение скорости определяется по дорожным ограничениям (при условии, что дорожное ограничение более 30 км/ч).

6.2 Резкое ускорение

Параметр, который служит для определения неоправданно резкого разгона ТС. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в g, которые будут фиксироваться как нарушение.

6.3 Резкое торможение

Параметр, который служит для определения неоправданно резкого снижения скорости ТС. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в g, которые будут фиксироваться как нарушение.

6.4 Резкое маневрирование (поворот)

Параметр, который на основании курса при изменении направления движения (поворота), а также ускорения ТС, позволяет оценить качество прохождения данного маневра. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в g, которые будут фиксироваться как нарушение.

6.5 Агрессивное вождение

Параметр, который служит для определения неоправданно резкого разгона ТС с последующим снижением скорости. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в g, которые будут фиксироваться как нарушение.

В соответствии с заданными настройками система фиксирует "пики" нарушений, затем выставляет для каждого пика значение, а также распознает и фиксирует интервалы, на которых присутствуют найденные пики.

6.6 Внимательность

Параметр, который определяется на основании мониторинга направления взгляда водителя во время движения ТС. В качестве критерия устанавливается пороговое значение времени отведения взгляда водителя от дорожной обстановки и органов управления ТС. Отклонение от установленного значения фиксируется, как нарушение.

6.7 Дополнительный параметр

Параметр, который для оценки качества вождения использует любой дополнительный датчик. Для выбранного датчика устанавливаются минимальные/максимальные значения.

7 Функциональный состав и минимальные требования к БНСО*

* С учетом требований ГОСТ Р 54024.

7.1 БНСО должно включать в свой состав, в общем случае, следующие функциональные подсистемы:

Journey Management Planning (JMP) – электронный документооборот для оптимизации процесса согласования поездок с учетом оценки рисков, связанных с усталостью водителя, неблагоприятными дорожными условиями и другими опасными факторами.

Планирование поездок с учетом степени риска широко распространено в нефтегазовых, нефтесервисных и горнодобывающих компаниях, а также для дальнемагистральных перевозок в труднодоступных районах. Функционал подойдет и компаниям других отраслей, которым важно предварительное согласование рейсов и обеспечение максимальной безопасности на протяжении всего маршрута.

Решение CITYPOINT значительно упрощает и ускоряет управление поездками, особенно если в согласовании принимают участие сотрудники из территориально распределённых подразделений.

Решаемые задачи

Контроль, планирование и аналитика

  • Единый интерфейс для сотрудников всех подразделений
  • Гарантия надежности – заявку невозможно подделать и потерять
  • Простота интерфейса - не требует специальных знаний для работы
  • Полный контроль с момента создания до момента выполнения заявки
  • Объективная оценка рисков и обеспечение максимальной безопасности
  • Исключение длительной переписки для согласования
  • Сокращение количества ошибок и опечаток при формировании заявок – данные подтягиваются из справочников
  • Аналитика и отчетность: план\факт анализ с отслеживанием трендов
  • Доступность 24\7\365 в любой точке мира в любое время
  • Полное исключение бумажного документооборота и большого объема таблиц с ручным заполнением
  • Сбор, хранение всех данных и доступ к архиву

Как это работает

Диспетчер формирует заявку на поездку и направляет на согласование ответственным лицам. В зависимости от типа и регионов маршрута в рассмотрении участвует свой круг согласующих лиц, чье одобрение или отказ могут иметь разный вес.

Составление и планирование заявок

Диспетчер заполняет интерактивную форму оценки рисков, предназначенную для выявления всех возможных опасных факторов, которые могут возникнуть во время поездки. В зависимости от транспортного средства, например, личного автомобиля или тяжеловесного грузовика, набор критериев может отличаться.

Читайте также: