Как влияет длительное однообразное движение по дороге с малой интенсивностью на внимание водителя

Обновлено: 06.07.2024

5.1. Психофизиология — отдел психологии, изучающий соотношение между психологическими процессами и физиологическими явлениями, а также нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.

5.3. Основные физические качества водителя: зрение, слух, обоняние, осязание.

5.4. Зрение человека (зрительное восприятие) — способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.

5.5. Поле зрения — пространство, воспринимаемое глазом при неподвижном взгляде.

5.6. Самые распространённые дефекты зрения — ухудшение видимости близких или удалённых предметов (близорукость и дальнозоркость). Дальтонизм (цветовая слепота) — наследственная, реже приобретённая, особенность зрения человека, выражающаяся в сниженной способности или полной неспособности видеть или различать все или некоторые цвета.

5.7. Чем выше скорость движения автомобиля, тем у́же поле зрения водителя.

5.8. Слух — способность человека воспринимать звук с помощью органов слуха; специальная функция слухового аппарата организма, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды. Частичная потеря слуха может быть связана с громким шумом, приёмом определённых медикаментов или с возрастом.

5.9. Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные и другие ощущения. При помощи ощущений водитель непрерывно оценивает положение органов управления автомобиля; форму, цвет и размеры подвижных и неподвижных объектов на дороге; звуковые и световые сигналы.

5.10. Восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности их различных свойств, связанный с пониманием целостности отражённого. Восприятие является последующим этапом обработки поступающей информации. Оно даёт представление о предмете или явлении в виде единого образа.

5.11. Опытный водитель не только воспринимает отдельные объекты дорожной обстановки, но и выделяет объекты и явления, наиболее значимые в данный момент с точки зрения безопасности движения, что позволяет ему своевременными действиями предупредить возникновение аварийных ситуаций, т.е. прогнозировать развитие дорожной ситуации и действовать на опережение.

5.12. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Объём внимания водителя — это одна из характеристик внимания, показывающая, количество дорожных объектов, которое в один момент воспринимаются вниманием, или какое количество действий может совершаться одновременно. Концентрация внимания — намеренное сосредоточение внимания на одном только объекте с одновременным отвлечением от всего остального.

5.13. Длительное однообразное движение по дороге с малой интенсивностью ведёт к быстрому ухудшению всех характеристик внимания.

5.14. Реакция — это ответное действие организма на какой-либо раздражитель. Из всех психологических качеств, непосредственно оказывающих влияние на безопасность движения, самым важным является время реакции водителя на изменения дорожной обстановки.

5.15. Время реакции водителя — это время с момента обнаружения водителем опасности (препятствия) для движения до начала его действий.

5.16. На время реакции водителя влияют время суток и время нахождения за рулём, а также возраст водителя. С возрастом время реакции увеличивается.

5.17. При длительном движении по прямолинейному участку дороги без поворотов, подъёмов и спусков время реакции водителя увеличивается.

5.18. Дисциплинированность — черта характера, или выработанная, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения. Дисциплинированность водителя прежде всего выражается в строгом выполнении Правил дорожного движения, а также в уважении других водителей и пешеходов, в культуре поведения.

5.19. Эмоциональная устойчивость — способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение, контролировать свои эмоции и чувства, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации.

5.20. Выносливость человека — способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности, а также его восстановлению. Показателем выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную форму деятельности.

5.21. Самообладание — это умение в любых условиях управлять своей умственной деятельностью, чувствами и поступками. Самообладание водителя выражается в его способности не поддаваться страху в опасных, критических ситуациях.

5.22. Работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели.

5.23. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов и систем организма.

5.24. Усталость — это психический процесс, выражающийся в субъективном переживании человеком утомления.

5.25. Сонливость — желание заснуть во время поездки.

Сонливость часто наблюдается у людей в болезненном или утомлённом состоянии. Сонливость также наблюдается у здоровых людей при недостаточном ночном сне или в условиях стресса. Может зависеть от времени суток, времени, проведённого за рулём, и иных факторов.

Если Вы в пути следования почувствовали сильную сонливость, необходимо остановиться и отдохнуть.

5.26. Стресс — неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы, воздействующие на него.

5.27. Стрессовое состояние как длительное пребывание в стрессе связано с тем, что автомобиль является источником повышенной опасности, и даже опытный водитель при интенсивном дорожном движении испытывает сильную ответственность за собственную жизнь, за безопасность перевозимых пассажиров и груза. При этом состоянии зачастую преобладают негативные эмоции: тревога, страх, сомнение, беспокойство из-за возможного возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благоприятном исходе.

5.28. Источником аварийных и стрессовых ситуаций является страх, паника и неправильное поведение на дороге.

5.29. Приёмы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния: волевое усилие, дыхательная гимнастика, массаж при помощи гримас.

5.30. На психофизиологические качества водителя оказывают влияние внутренние и внешние неблагоприятные факторы. Неблагоприятные факторы провоцируют отвлечение внимания или вызывают повышенную утомляемость.

5.31. Внутренние неблагоприятные факторы — напряжённость рабочей позы, неблагоприятный микроклимат, загрязнённость токсическими веществами салона, повышенный шум и вибрация.

5.32. Внешние неблагоприятные факторы — неблагоприятные дорожные условия: однообразный ландшафт, длительное движение в условиях интенсивного дорожного движения, неудовлетворительное состояние дороги, слабая освещённость; и неблагоприятные погодные (метеорологические) условия: дождь, снегопад, туман, недостаточная видимость, тёмное время суток.

5.33. Изменение температуры в салоне (кабине) автомобиля от оптимальной для водителя негативно сказывается на его работоспособности.

5.34. Наиболее ядовит этилированный бензин.

5.35. Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

5.36. На надёжность управления автомобилем оказывают влияние стаж и возраст водителя. Исследования показали, что рост аварийности у водителей со стажем до 2 лет связан с недостатком профессиональных знаний и навыков, а при стаже от 3 до 6 лет — с переоценкой водителями своих возможностей и снижением осторожности.

5.37. Увеличение водительского стажа может не привести к повышению надёжности водителя, в том случае если у водителя на стадии обучения сформировались неправильные навыки и ошибочные знания.

5.38. Необходимо периодически проходить курсы повышения квалификации или самостоятельно повышать своё мастерство. Лица в молодом возрасте (18–35 лет) имеют больше шансов получить профессиональные знания и в последующем постоянно повышать свою квалификацию.

5.39. Степень влияния образования на надёжность водителя установить сложно, но можно утверждать, что чем выше степень образования водителя, тем ему проще усваивать теоретические знания при подготовке или переподготовке с одной водительской категории на другую.

5.40. Стажировка водителей механических транспортных средств проводится для водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, а также водителей, переведённых на другую марку (модель) автомобиля.

5.41. Для водителей-любителей (не работающих по найму) важно следить за соблюдением непрерывности вождения автомобиля, чтобы не растерять приобретённые навыки вождения.

Сайт Юридическая психология

// Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 309-312.

Важной особенностью развития современного автомобильного транспорта является постоянное совершенствование его технических характеристик, способствующих повышению активной и пассивной безопасности, надежности в эксплуатации. Постепенно улучшается качество автомобильных дорог. Однако это не приводит к существенным положительным изменениям в безопасности дорожного движения. Как свидетельствует статистика, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Более 75 % всех происшествий на дороге возникает из-за ошибок водителей в принятии решений на дороге.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий также дает основание считать, что наибольшее количество происшествий наблюдается на участках дорог, где водитель испытывает большое нервно-психическое напряжение. Это подтверждает то, что надежность работы водителя согласуется с одной из основных закономерностей психофизиологии — успешностью выполнения работы в зависимости от психического напряжения. Согласно этой закономерности, имеется некоторый интеграл эмоциональной напряженности человека, при котором он выполняет работу с наибольшей эффективностью. Превышение этого оптимального уровня, как и снижение его, сопровождается ухудшением показателей работы. В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующие оптимальному уровню эмоционального напряжения. Исходя из этого, определяется степень надежности действий водителя.

Для поддержания эмоциональной напряженности водителя в оптимальных пределах необходимо постоянное поступление к нему некоторого объема новой информации об условиях движения и окружающем пространстве. Существенную роль в обеспечении надежности действий водителя играет его способность к приему и переработке информации. Качество усвоения информации зависит, главным образом, от ее количества.

Из всех элементов придорожного пространства только информация о движении автомобилей несет для водителя постоянную новизну. Вся же остальная информация привязана к дороге и незнакома водителям, впервые проезжающим по дороге.

Водитель воспринимает информацию избирательно, выделяя из общего потока только значимую. Свое внимание он распределяет не равномерно по полю зрения, а концентрирует его в области, поставляющей наиболее ценную информацию. Однако в случаях, когда нагрузка выше допустимой, водитель может не заметить сигнала светофора или запрещающий дорожный знак, если его внимание сосредоточено на сложных перестроениях автомобилей в рядах. Это объясняется тем, что надежность расшифровки информации водителем снижается по мере удаления объекта от центральной части сетчатки глаза.

Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно реагировать на изменения в дорожной ситуации. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП [2; c. 88].

Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных реакций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или дросселя, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами переключения передач и тормоза и т. п. Такие ответные действия на раздражители называются психомоторными реакциями. В каждой психомоторной реакции различают: скрытый (латентный) период реакции, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного движений, и период реализации двигательного действия — отрезок времени от начала движения до его завершения.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель (сигнал). Например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, подготовился к торможению. Среднее время скрытого периода простой реакции на световой сигнал — около 0,2 с, на звуковой — 0,14 с. Время общей двигательной реакции (продолжительность скрытого периода реакции и ответного действия) значительно варьируется в зависимости от времени, необходимого на выполнение ответного действия. Среднее время общей реакции на включенный стоп-сигнал, и время, затрачиваемое на перенос правой ноги — с педали дросселя на педаль тормоза, составляет 0,4–0,6 с.

Принято считать, что время сложной реакции водителя равно 0,8–1 с. Нужно учесть, что это время может колебаться в значительных пределах — от 0,4 до 1,5 с и даже более. В практике управления автомобилем необходимо считаться с внезапным появлением опасности, что может резко увеличить относительное время реакции. От времени реакции во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении. Общее время, необходимое для остановки автомобиля, включает в себя время реакции водителя (с момента восприятия препятствия на дороге до начала торможения), время срабатывания привода тормозов (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала действия тормозов) и время действия полностью включенных тормозом (от начала торможения до остановки автомобиля [3; c. 55].

Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно. Оно может изменяться под влиянием различных, причин: болезненного состояния или утомления, возраста, сосредоточенности, состояния опьянения и др. Установлено также, что в пределах одного часа после принятия даже незначительной дозы спиртного время реакции возрастает на 30–40 %. При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля должна быть снижена.

Суть водительской деятельности заключается в сложном психологическом взаимодействии водителя и условий движения. Под условиями движения имеется в виду вся совокупность характеристик и параметров проезжей части дороги, придорожного пространства, дорожных знаков, указателей, сигналов светофора, видимости, обзорности, плотность и состав транспортного потока, дорожно-транспортные ситуации и пр., т. е. имеется в виду среда, в которой осуществляется управление транспортным средством [2; с. 123].

В связи с тем, что появляется все больше фактов, подтверждающих взаимосвязь между психофизиологическими характеристиками водителя и аварийностью на дорогах, становится актуальным вопрос о проведении исследования профессионально важных качеств всех кандидатов в водители. Очевидно, что здесь следует начать с подготовки водителей, т. е. проводить подобные исследования в автошколах на начальном этапе обучения. Диагностика психологических особенностей водителей с любой целью предполагает выявление характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования с учетом вида перевозок и надежности водителя.

Исследование можно проводить в форме тестирования, в котором возможно было бы зафиксировать основные показатели, такие как: скорость реакции, память, внимание, устойчивость к различным помехам и т. д. Почему это просто необходимо? Во-первых, тестирование позволит определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата. Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности профессионально-важных качеств. Это даст возможность проводить коррекционные мероприятия, с целью повышения уровня выраженности качеств, не соответствующих заявленным требованиям, а также менять программу обучения таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния. В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. На основании результатов исследования психофизиологических качеств кандидатов, принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, либо по отработке практических навыков вождения.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 1989.- 366с.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2005. — 271 с.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2002.- 224 с.

Читайте также: