Имеет ли право сотрудник гибдд проверять режим труда и отдыха водителя международных перевозок

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня происходит множество споров о правомерности остановки грузового автотранспорта сотрудниками ГИБДД и Ространснадзора. Одни уверены, что это можно делать при наличии карты контролёра, а кто-то утверждает, что таких полномочий госавтоинспекция не имеет.

Попробуем разобраться, у кого есть право и каким образом должна проверяться работа тахографов, а также соблюдение норм РТО водителями.

У кого есть право остановки ТС

Согласно пункту 2.4 в ПДД останавливать транспортные средства, могут регулировщики, к которым относятся и полицейские. Конкретные места, в которых они могут останавливать транспортные средства нигде не обозначается. Следовательно, это может быть, как непосредственно на посту, так и на любом участке дороги.

Здесь стоит отметить, что пункт 84 в Административном регламенте, перечисляющий основания для остановки ТС, где содержит никакой информации по проверке тахографов либо РТО. Другими словами, именно для этого останавливать автомашину никто не имеет права. Однако, этот перечень содержит пункт "остановки для проверки документов. ", который и является основной причиной остановки на постах. Ну и, пользуясь случаем, после того как инспектором были проверены документы, возможно он захочет проверить и РТО с тахографом.

Далее, в пункте 2.4 сказано, что остановку грузовых автомашин и автобусов могут совершать должностные лица Ространснадзора в определённых и на обозначенных специальным знаком пунктах контроля ТС. Сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обязаны быть одетые по установленной форме, а для остановки использовать спецсредства с красным сигналом.

В конце пункта 2.4 сказано, что лица, которые имеют право остановить ТС обязаны показывать своё служебное удостоверение, если того требует водитель.

Имеют ли право сотрудники ГИБДД совершать проверку тахографов и РТО на дороге

В Регламенте МВД по соблюдению БДД есть пункт 66 в котором сказано, что осуществляет надзор за дорожным движением могут приниматься меры, чтобы выявить и пресечь нарушения ПДД его участниками. А нарушение Режима Труда и отдыха является непосредственно и нарушением ПДД согласно пункту 2.7 в нем.

ФЗ №196 ст.20 п.1 гласит, лица, которые осуществляют эксплуатацию ТС, в обязательном порядке должны соблюдать РТО водителей как того требует установленное законодательство РФ, а также оснащать их тахографами. Контролировать этот закон компетенция Госавтоинспекции.

Касаемо проверки тахографов. В регламенте МВД № 727, п. 98 сказано, что для проверки техсостояния должно проводиться снятие с него информации. Т. е. ГИБДД имеет право совершать на дороге проверку РТО и тахограф.

Имеют ли право сотрудники УГАДН совершать проверку тахографов и РТО на дороге

Официальный ресурс Федеральной службы по надзору в сфере транспорта даёт по этому поводу следующий ответ: исходя из пункта 8, подпункта "Г" сотрудники данной службы бы уполномочены совершать проверку тахографа на его наличие, а также снимать с него информацию.

Однако, в Постановлении Правительства № 236 можно прочесть, что, если перевозки происходят внутри РФ никаких мер, контролирующих тахографы и Режим Труда и Отдыха водителей не предусмотрены. Это касается мероприятий на постах. Исходя из этого пункта, на предприятиях также транспортники обязаны проверять организацию работы шофёров для соблюдения РТО, обеспечивающие безопасность дорожного движения, а не то как соблюдаются эти нормы.

В приказе Министерства транспорта № 542, регламентирующий рейдовые осмотры, также ничего не сказано ни о БДД, ни о тахографах, ни о Режиме Труда и Отдыха.

Что должен водитель предоставлять для проверки и кому

В ФЗ № 196, ст. 30 сказано, что осуществлять контроль за тем, оснащены ли транспортные средства тахографами, а также соблюдается ли водителями временные нормы управления автомашинами и отдых могут должностные лица Госнадзора и они же имеют полное право проверить тахограф, установленный на ТС.

Так как госнадзор в области безопасности дорожного движения осуществляется МВД, есть все основания полагать, что в ФЗ говорится о сотрудниках ГИБДД.

Также ещё есть Приказ № 36, регулирующий все вопросы, касаемо тахографов. В его третьем Приложении сказано, что водители ТС должны по требованию сотрудников органов контроля незамедлительно предоставить доступ к водительской карте и тахографу, а также по первому требованию предоставить информацию с них.

Однако, есть одно, но. Все упомянутые выше источники, которые касаются функционирования РосТрансНадзора не дают конкретной информации о том, кто является представителями контрольных органов. Только лишь в Административном регламенте МВД № 727 сказано об инспекторах Госавтоиспекции.

Вся информация с тахографа, а также его правильной эксплуатации может быть передано инспектору соответствующих распечаток, как которые водитель может сделать самостоятельно, не допуская того чтобы инспектор залазил в кабину автомобиля. Это же касается и о Режиме Труда и Отдыха.

Сроки, за которые на трассе сотрудник Госавтоинспекции может осуществлять проверку в правильности использования тахографа и соблюдают ли водитель РТО составляют 28 дней. Это именно тот срок, который хранит всюду жду информацию карта водителя.

Изменения в законах с июля 2021

Что нового в УАТе касательно тахографов и РТО

Вообще, как изменения в УАТе, так и Постановление 1043 касаются, конечно, не только контроля за тахографами и РТО. Они расширяют и закрепляют полномочия сотрудников ГосАвтоДорНадзора для контроля и за другими аспектами автотранспортной деятельности: весогабаритными параметрами, опасными грузами, пассажирскими перевозками, ПЛАТОНОМ, предрейсовыми осмотрами, оформлением документов и многими другими.

В самом Уставе Автотранспорта по-прежнему нет явного указания на контроль РТО и тахографов у внутрироссийских перевозчиков на трассе (не на предприятии). Есть лишь невнятный контроль за соблюдением «обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств

. к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций.

Вот поди разберись, про что здесь, какая часть этого длинючего предложения к чему относится.

Но вот в Постановление 1043 такое явное указание протащить всё же удалось. И это пока единственный документ, касающийся работы Транспортных инспекторов, в котором есть такое указание.
Собственно интересующие нас нормы находятся в 5-м разделе, который называется
V. Специальный режим государственного контроля (надзора), применяемый при осуществлении надзора (постоянный рейд).

8. При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может . составлять более 30 минут (в данный период времени не включается оформление акта).

Виды пунктов контроля для постоянного рейда

Пункт 66. Надзор в режиме постоянного рейда осуществляется в следующих пунктах контроля:
а),б) стационарные и передвижные пункты весогабаритного контроля;
в),г) стационарные и передвижные пункты транспортного контроля на автомобильных дорогах общего пользования;
д) передвижные контрольные пункты на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) ТС;

ж) остановочные пункты, в том числе расположенные на автостанциях, автовокзалах;
з) места посадки и (или) высадки пассажиров в транспортное средство.


Что здесь важно: кроме весовых и обычных постов транспортного контроля, инспекторы могут организовывать контроль на любой стоянке, обозначенной соответствующим дорожным знаком.

Пункты контроля должны ухудшать БДД?


В следующем пункте говорится о том, где и как должны располагаться эти самые посты. И здесь содержится самая прикольная из всех имеющихся в документе ошибок:

Пункт 67. Требованиями к расположению пунктов контроля для постоянного рейда являются:
. б) соблюдение на них требований при осуществлении постоянного рейда к созданию условий, которые способствуют ухудшению основных параметров дорожного движения, угрозе безопасности дорожного движения и нарушению расписания регулярных перевозок.

То есть, согласно данному требованию, пункт транспортного контроля должен располагаться так, чтобы ухудшать дорожное движение и угрожать безопасности дорожного движения. Как-то поперёк дороги его, видимо, полагается ставить.
Эта и прочие ошибки говорят о том, что данное Положение, как и многие другие документы, касающиеся автоперевозок, принималось в спешке, как бы в последний момент.

Может ли инспектор проверять тахографы и РТО на трассе

73. В ходе надзора инспектор осуществляет проверку документов, указанных в пункте 72 настоящего Положения, в том числе контроль:
. в) за соблюдением требования об установке контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), заполнением тахограмм или в установленных случаях ведением водителями регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением водителями транспортных средств режима труда и отдыха с проставлением отметок о прохождении контроля;

Должен ли инспектор ставить отметку в распечатке

Здесь, кстати, впервые за всё время с начала нашей российской тахографической истории (которую пока правильнее называть аферой), введена обязанность для транспортных инспекторов проставлять отметки о контроле (если, конечно, имеются в виду отметки на распечатках или на шайбах).


В заключение что можно сказать: все всё знают и понимают. Режим труда и отдыха на внутрироссийских перевозках практически никем не соблюдается, а все вопросы на трассах решаются взятками. И теперь придётся платить не то, что бы больше, но немного чаще.


Ходит много слухов про контроль тахографов и Режима Труда и Отдыха, например, что те или иные представители контролирующих органов должны для проверки обязательно иметь карту контролёра, или что сотрудники РосТрансНадзора не могут останавливать транспортные средства.
Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Право остановки транспортных средств предоставлено . также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
.
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта . должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.


То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.
Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
.
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:
.
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
.
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
.
оснащать транспортные средства тахографами.

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

ⓘ ВНИМАНИЕ! В 2021.07 некоторые законы, рассмотренные в данной статье, касающиеся контроля за тахографами и РТО со стороны УГАДН, изменены! Подробнее смотрите здесь.

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
.
г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта .
. требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
.
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации - требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта . является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере . автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) .

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36 (с 2021 Приказ № 440), регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:
.
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]?

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге?
Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.
Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев . со дня совершения административного правонарушения .

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.


Теперь смотрим в 36-м приказе (с 2021 440-м приказе), сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в в 36-м приказе (с 2021 440-м приказе)), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней . данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
.

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.
Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.
А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.
А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

Прежде чем платить штраф, стоит разобраться с полномочиями — а для этого нужно знать ответы на несколько вопросов.

КТО осуществляет контроль: ГИБДД или Ространснадзор?

КАКУЮ перевозку осуществляет водитель: международную или внутреннюю?

ЦЕЛЬ перевозки: предоставление услуги или для собственных нужд?

ГДЕ проводится контроль: место проведения контроля?

ЧТО делать после контроля: оспаривать или нет?

Логичный вопрос – а зачем так много вопросов ?

Это нужно всего лишь для того, чтобы разобраться с полномочиями сотрудников надзорных органов!

А для чего разбираться с полномочиями?

Исключительно для осознания справедливости наказания и возможности опротестовать взыскание!

Если такие мелочи, как штраф, перевозчику неинтересны, и он готов оплатить штраф, не заморачиваясь правомерностью действий инспектора, то дальше можно не читать и ответами на вопросы не забивать голову!

Для тех, кто хочет быть уверен, что наказание справедливо и его права, как гражданина и законопослушного налогоплательщика, не нарушены, полезно будет разобраться в вопросе полномочий сотрудников надзорных органов при проведении контроля в дорожных условиях.

Начнем с первого вопроса! Кто вас остановил? ГИБДД или УГАДН?

С чем связан этот вопрос – очень просто: вопрос связан с разделением полномочий между этими ведомствами!

Так вроде бы раньше не было этого разделения полномочий – кто остановил, тот и оштрафовал, да и сейчас ничего не изменилось!

Хочу огорчить всех участников процесса – разделение было и было установлено Федеральными законами РФ, НО не соблюдалось! А почему теперь возник этот вопрос?

Потому что с 01 июля 2021 года разделение полномочий прописали в законе прямым текстом – в надежде, что это будет все же соблюдаться, правда пока на это НИКТО не обратил внимания!

НО сути это не меняет – ПОРА все ставить на рельсы закона, и ВСЕ, в этом случае, зависит от позиции перевозчика – захотят, всех поставят в рамки закона, не захотят, все останется по понятиям!

«Статья 30. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения

… 3. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения являются:

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, …, обязательных требований в области безопасности дорожного движения:

Нормативные правовые акты не оперируют простыми и понятными словами, поэтому поясняем, что:

Из этого следует, что ГИБДД проверяет соблюдение тех обязательных требований, которые не проверяет Ространснадзор. Это и есть разделение полномочий между надзорными органами.

И, самое важное, это разделение напрямую прописано в законе и никаких измышлений не содержит!

Теперь становится понятно, с какой целью задавался вопрос: кто вас остановил ГИБДД или Ространснадзор?

Потому что предмет проверки у них будет разным и водителю нужно готовиться к проверке наличия соответствующих нарушений.

Осталось определить, соблюдение каких конкретно обязательных требований уполномочены проверять сотрудники Ространснадзора?

Когда мы разберемся в этих полномочиях, станет понятно, почему в начале статьи мы задавали так много вопросов – потому что от ответа на эти вопросы зависят полномочия каждого из надзорных органов.

Итак, смотрим в текст Устава:

«Статья 3.1. Контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве …

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение : …

6) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок : …

д) к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей , а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов); …

8) обязательных требований , предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям , осуществляющим эксплуатацию транспортных средств:

… б) к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей , проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров , …, а также по месту нахождения контролируемых организаций ;

Теперь нужно посмотреть: на кого распространяется Устав, иными словами, для кого установлены и кого касаются эти самые обязательные требования?

Ответ на это вопрос дает статья 1 Устава:

А теперь переведем на бытовой язык!

Статья 1 дает нам понимание, что требования возникают только при оказании услуг! Это означает, что если договорных отношений при выполнении перевозки у перевозчика нет, то и Устав к нему не предъявляет обязательных требований. И, как следствие, Ространснадзор в этом случае не имеет полномочий выполнять контроль. Из этого делаем первый вывод: если предоставляется услуга, то полномочия у Ространснадзор возникают, если перевозка выполняется без договорных отношений, то контроль осуществляют органы ГИБДД.

Это был ответ на вопрос: зачем нам знать цель перевозки – услуга или для собственных нужд?

Теперь определяем перечень обязательных требований, которые проверяет Ространснадзор, в случае предоставления услуги по перевозке :

По этим пунктам требуется дать несколько пояснений:

В отношении пункта 1 стоит учесть следующее: при международной перевозке услуга по перевозке действует во время всего рейса и включает путь обратно в страну начала перевозки. Поэтому не играет роли в каком направлении движется водитель к получателю услуги или возвращается на место базирования – в любом случае он контролируется Ространснадзором. Ситуация изменится в том случае, если будут осуществляться каботажные перевозки по территории РФ, тогда путь обратно к месту базирования может выпадать из определения международной перевозки, и тогда, возможно, внутренний рейс будет контролироваться ГИБДД, но это зависит от формулировок закона, регулирующего каботажные перевозки.

Вывод: ГИБДД не контролирует международные перевозки в части контроля режимов труда и отдыха водителей и соответствия контрольного устройства требованиям ЕСТР, этот контроль осуществляется Ространснадзором!

Что из этого следует?

Если сотрудник Ространснадзора остановил водителя, то он, во-первых, должен убедиться, что перевозка выполняется в рамках предоставления услуги и, во-вторых, собирать данные не в отношении водителя, а в отношении работодателя. А кто же тогда будет проверять водителя или контролировать перевозку, выполняемую не в качестве услуги? Этот контроль является прерогативой ГИБДД.

Однозначно – да! Но что есть, то есть, и с этим придется жить и работать!

А кто же уполномочен проверять водителя, или должностное лицо, или в отношении выпуска на линию, или в отношении соблюдения правил использования, или выполнение перевозки не в порядке предоставления услуги – это все входит в полномочия ГИБДД. Еще запутанней, конечно!

И в заключение!

Где Ространснадзор может осуществлять процедуры контроля?

Только в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, а также по месту нахождения контролируемых организаций.

Что же водителю стоит запомнить из данной статьи?

А запомнить стоит то, что сотрудники Ространснадзора могут оштрафовать водителя не за все нарушения, предусмотренные в КоАП! В основном нарушения контролируются сотрудниками ГИБДД! Поэтому в большинстве случаев сотрудники Ространснадзора должны приглашать сотрудников ГИБДД для наложения взыскания на водителя. А вот в случае международной перевозки при проверке соблюдения требований ЕСТР, наоборот, сотрудники ГИБДД не имеют полномочий для осуществления контроля.

У законодателя получилась очень запутанная история, в которой не разберется и сам автор данных законов, но его и не штрафуют за нарушения!

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”


Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее - локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для остальных водителей - 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее - еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

9. Рабочее время водителя включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);

время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее - ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма "регуляторной гильотины".

Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: