От чего зависит ощущение скорости и каковы причины ошибок водителей при ее оценке

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.09.2024

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы :

· ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, что непосредственно влияют на органе чувств (различают ощущение зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

· восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;

· психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

· внимание - широкий объем и распределение внимания, его скорая переключаемость и стойкость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

· эмоционально-волевая реакция - эмоциональная стойкость, завадостійкість, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

· оперативное мышление - скорость оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

· личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, смекалка, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от скорости оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предусмотреть ее возможные изменения и никогда не попадати в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель добывает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

При руссе автомобиля, перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя - с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) к ответу на него действием, которое загодя не определил и к выполнению которого не был подготовлен, - представляет 0,8 из, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы - 1 из и более.

Простые, загодя определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, невзирая на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4. 0,6 с), потому что содержит в себе и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги из педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Реакция в опасной зоне занимает особенное место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, к ответу на них простым, загодя определенным действием, к осуществлению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), загодя готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель производит на подъезде к возможному месту опасности, тот это время (0,2. 0,3 с) называется порою реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию. Путь, проходной автомобилем за время разных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рис. 5.6.


Рис. 5.6. Путь автомобиля, пройденный за время разных видов реакции водителя

Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавания, гребли, легкая атлетика. Занятие спортом содействуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятие такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия в течение всего изменения. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон длительностью не менее 7 год, чтобы чувствовать себя бадьор, что отдохнули, физически полноценным работником.

Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию нервные центры, которые возбуждают, непосредственно управляют важными функциями. Систематическое занятие вступительной гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

Необходимая физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 год езды. Задание паузы - предупредить развитие усталости, ускорить течение окислительно-восстановительных процессов, способность поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физкультурную паузу нужно проводить с появлением первых признаков снижения работоспособности.

При длинной езде по автомагистрали, где отсутствующие пересекания в одном уровне с другими дорогами, где нет сигнализации (светофоров) и можно двигаться на высоких скоростях, возникает специфический вид усталости - дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, невнимательностью, недомоганием, отчужденностью, наступлением более-менее резко выраженным ослаблением рефлексов, замедлением времени реакции. В таком случае необходимо остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: повороты, наклоны, вращения туловища и председателя, прогибания у поясницы, сгибания и разгибания рук и ног.

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что малая нагрузка не выявляет никакого влияния на организм, больше способствуют чрезмерному влиянию и приносит вред. Благоприятный эффект достигается только при нагрузке средней величины. Достаточно объективным показателем для определения степени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса растет на 30 %. (Да, при частоте пульса в состоянии спокойствия 70 ударов в 1 хв число ударов после упражнений средней нагрузки сложит 70 + 21 = 91 уд.)

Для того, чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством в состоянии усталости, если это состояние может повлиять на безопасность движения. Поэтому управлять автомобилем можно до тех пор, пока не наступит усталость.

Удлинение времени поездки более 8 год вызывает изменения в организме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количеству которых особенно резко растет после 10 часов непрерывной работы за рулем.

Между двумя длительными поездками ( до 8 ч) должен быть как минимум 10 часовой отдых, который включает 7. 8 год нормального сна. Если поездка была длительной (более 8 ч), то после нее отдых должен быть не менее 12 часов. Усталость резко растет в условиях недосыпки: водители начинают засыпать уже через 3. 5 часов движения.

Важный фактор снижения усталости - использование в поездке кратковременных перерывов. Установлено, что более целесообразные кратковременные перерывы после относительно кратковременной езды, чем длительные перерывы после длительной поездки. Поэтому рекомендуется делать 10 минутный перерыв после первых 3 часов движения, а потом через каждые 2 ч. Эти перерывы лучше использовать для активного отдыха. При непрерывном управлении автомобилем более 5 год необходимый отдых длительностью 30 мин.

Характерным симптомом усталости является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным случаям с чрезвычайно тяжелыми последствиями. Засыпание при управлении автомобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего между 24 и 5 часами утра. Засыпанию способствует отсутствие нормального сна перед ночной поездкой, например, когда время отправления в туристические поездки назначают на 4-5 часов утра. В этих условиях водитель выезжает в длительную поездку, прервав нормальный сон, и через 3-4 год движения у него наступает опасная сонливость. Выезжать в длительную многочасовую поездку нужно только после нормального отдыха и хорошо выспавшись.

В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участников движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на доброжелательное отношение ко всему окружающему: пропустить водителя, который спешит, или пешеход, ехать без спешки и нервозности.

Человек в системе управления является наиболее важным и одновременно менее надежным звеном. Он легко отвлекается, сравнительно быстро утомляется, его поведение подвержено вли­янию очень многих непредсказуемых факторов, и поэтому он не может безошибочно выполнять работу в течение продолжитель­ного времени. Частота отказов в системах управления по вине че­ловека составляет от 20 до 95 %. Такие отказы в системе управле­ния ВАДС представляют большую угрозу для безопасности до­рожного движения. Именно поэтому такое большое значение при­дается повышению надежности водителя автомобиля.

Надежность водителя — это его способность безошибочно уп­равлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надеж­ность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состо­янию здоровья, психологическим и личностным качествам. При­годность по состоянию здоровья устанавливается при медицин­ском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств, требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообра­зительность, скорость восприятия и реакции, решают исход кри­тической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых явля­ется деятельность коры головного мозга.




Подготовленность водителя определяется уровнем его профес­сиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процес­се обучения и последующей профессиональной деятельности. Хо­рошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диа­пазона навыков, доведенных до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в крити­ческих дорожных ситуациях. Она позволяет максимально исполь­зовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обста­новки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; без­ошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и дру­гих сложных условиях. Профессионализм определяется также уров­нем психологической подготовленности водителя, т.е. формиро­ванием у него психофизиологических свойств, которые обеспе­чивают надежность работы в любых условиях. Успешность психо­логической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизио­логических качеств. Недостаточная подготовленность является наи­более частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, нео­пытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому со­вершенствование подготовки водителей и повышение их профес­сионального мастерства являются важнейшими факторами обес­печения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность — это состояние человека, позво­ляющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспо­собности водитель может допустить грубые ошибки при управле­нии автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспо­собность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при за­болевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуж­дения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работо­способности водителей обеспечивается рациональной организа­цией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием пе­ред рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения. Высокие техни­ко-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправ­ность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, ин­формативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-ги­гиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а следователь­но, повышают их надежность.

При очень сильном ослеплении свет фар, который видит водитель, некоторое время не исчезает и после разъезда. Необходимо также знать и учитывать, что после ослепления в течение от 1 - 2 до 10 - 15 минут нарушается координация движений, снижается точность управляющих действий водителя.

Мероприятия, направленные на предупреждение ослепления водителей, имеют большое значение для повышения безопасности движения. Основное из них - контроль за исправностью и правильной установкой автомобильных фар. Так, при разрегулировке фары вверх всего на 3° дальность видимости в режиме дальнего света снижается на 25 % (соответственно должна быть снижена и скорость движения), а слепящее действие фары возрастает почти на 50 %; в режиме же ближнего света слепящее действие фар увеличивается в несколько десятков раз. Для более точной установки светораспределения автомобильных фар вводятся компенсаторы нагрузки, учитывающие развиваемую мощность. Для защиты глаз водителя от ослепления предлагаются различные технические устройства, которые, однако, широкого распространения не получают. Например, на автомобилях применяются дымчатые (тонированные) стекла, которые поглощают часть света днем (эффект светозащитных очков). Правда, в темное время суток часть отраженного светового пучка собственной системы освещения также поглощается тонированными стеклами, что приводит к уменьшению дальности видимости, но наблюдается и положительный эффект - уменьшается слепящее действие фар встречного автомобиля. Существует и другая система противоослепляющих очков - с установкой на них горизонтальных ребристых решеток. Стоит водителю при появлении встречного автомобиля чуть наклонить голову, как он перестает видеть встречный автомобиль со слепящими фарами, но также перестает видеть и дорогу перед собой на расстоянии до встречного автомобиля. Однако можно и без таких очков избежать ослепления или значительно снизить его. Ночью разъезд со встречными автомобилями осуществляется по другим ориентирам, чем днем. Если днем водитель смотрит на встречный автомобиль и по нему ориентирует положение собственного автомобиля на полосе движения, следя за тем, чтобы не произошло столкновения, то ночью наблюдать за приближающимся автомо билем нельзя - это вызовет ослепление. В темное время суток необходимо ориентировать свой автомобиль по правой обочине дороги, т. е. взгляд водителя должен быть отвернут вправо от встречного автомобиля и перенесен вниз - на границу между проезжей частью и обочиной. Очень помогает такой ориентировке дорожная разметка, обозначающая правый край проезжей части.

Ночное зрение снижется при недостатке в пище витамина А, а при продолжительном его дефиците может развиться куриная слепота - заболевание, при котором человек в темноте вообще ничего не видит. Достаточно высокое содержание в пище витамина А не только улучшает ночное зрение, но и снижает у водителей чувствительность к ослеплению. В ходе исследований, проведенных в Швейцарии, 152 человека ежедневно получали среднюю дозу витамина А - по 150 тыс. единиц. Через неделю они оказались менее чувствительны к ослеплению. В другой серии исследований среди 900 водителей лишь у 19 % до приема витамина А отмечалось среднее зрение или чуть выше. После же курса витаминизации эта цифра повысилась до 67 %. Уровень улучшения зрения сохранялся в течение полугода.

К продуктам с высоким содержанием витамина А относятся все молочные продукты (молоко, масло, творог, сыр, сметана), а также печень и рыбий жир. Многие овощи и ягоды (морковь, щавель, зеленый лук, салат, черника и др.) содержат особое вещество - каротин, из которого в организме синтезируется витамин А. Водителям следует рекомендовать, особенно если они работают в ночную смену, употреблять в пищу больше молочных продуктов и овощей. Большое значение для сохранения работоспособности водителя при работе в ночную смену имеет полноценный отдых перед рейсом днем. Спать водитель должен в тихом затемненном помещении не менее 7-8 часов. Если же продолжительность работы ночью превышает это время, то и продолжительность сна должна соответственно увеличиваться.

Успешно прошли испытания установки для предупреждения столкновений в тумане, в дождь, снегопад и в других сложных метеорологических условиях. При минимально допустимом уменьшении расстояния между автомобилями включается оптическое или звуковое предупреждение. В Италии разработаны специальные дорожные знаки, которые хорошо видны в условиях плохой видимости в тумане. Это герметически закрытые источники света, покрытые сверху стеклом большой прочности, выдерживающим нагрузку до 10 тонн. Они вделаны в дорожное покрытие и освещают дорожный знак. Перед водителем возникает метровой высоты световой столб, повторяющий своими очертаниями дорожный знак. Такие знаки успешно прошли испытания на автостраде Милан - Бергамо.

Повышение надежности водителей и обеспечение безопасности движения в темное время суток должно проводиться комплексно в следующих направлениях:

- улучшение освещения дорог и повышение информативности технических средств, регулирующих дорожное движение в условиях ограниченной видимости;

- обеспечение систематического контроля за исправностью и правильной установкой головной системы освещения и противотуманньгх фар;

- строгое соблюдение водителями ПДД, направленных на предупреждение ослепления водителей других транспортных средств, и жесткий контроль за соблюдением этих Правил; ознакомление водителей с нарушениями зрительного восприятия и других психофизиологических функций ночью и обучение их правильному поведению при таких нарушениях;

- обучение в автошколах безопасному управлению автомобилем в темное время суток и совершенствование таких навыков в процессе дальнейшей профессиональной деятельности;

- совершенствование рабочего места водителей с учетом особенностей зрительного восприятия и состояния водителей при управлении автомобилем ночью;

- обеспечение должного контроля за состоянием водителей перед ночным рейсом и рационального режима труда и отдыха.

Контрольные вопросы

1. От чего зависит ощущение скорости и каковы причины ошибок водителей при ее оценке?

2. Назовите допустимые значения предельной скорости движения в разных дорожных условиях.

3. Как движение на большой скорости влияет на состояние водителя, восприятие и оценку им дорожной информации?

4. Охарактеризуйте методы контроля и объективного воздействия на водителей, превышающих установленные ограничения скорости.

5. Почему в темное время суток количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается?

6. Какое освещение при встречном разъезде в темное время суток предпочтительнее для водителя:

а) на правой стороне дороги;

б) на левой стороне дороги?

7. Какие нарушения зрительного восприятия возникают в темное время суток и как это влияет на поведение и надежность водителей?

9. Расскажите о технических устройствах для защиты глаз водителя от ослепления светом фар встречных автомобилей.

10.Расскажите о мероприятиях, направленных на снижение вероятности наезда на пешеходов в темное время суток.

Личность водителя и его профессиональная деятельность

Цель – дать основные понятия, определения и способы выявления качеств личности водителя и его профессиональной пригодности.

1. Понятие о личности и ее роли в деятельности водителя.

2. Свойства личности.

3. Значение свойств личности в обучении водителя.

4. Морально – нравственные особенности личности водителя и его надежность.

Каждый день на дорогах нашей страны увеличивается количество автомобилей, следовательно, растет и количество ДТП. В статье представлен анализ психофизических особенностей человека, которые развиваются при управлении автомобилем на большой скорости. Не корректный выбор скорости, при управлении автомобилем, нарушение скоростного режима, являются одной из наиболее частых причин ДТП. При увеличении скорости не каждый водитель осознает возможные последствия своих действий, огромное значение имеет сознательность самих участников движения.


Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать обстановку движения, принимать правильное решение и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.

Точность, скорость и надежность этих процессов и действий, а значит, и мастерство вождения автомобиля зависят от личных качеств и навыков водителя. Чтобы хорошо управлять автомобилем, каждый водитель должен знать уровень развития своих качеств, от которых зависит быстрая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение.

Водителю необходимо зрительно оценивать положение автомобиля на дороге, направление и скорость движения, положение и расстояние до предметов. Важнейший для водителя орган зрения – глаз позволяет различать предметы, их цвет и свойства, определять расстояние до них.

Основным условием зрительного восприятия предмета является выделение его из фона. Такое выделение затрудняется при слабом освещении, одинаковой окраске предмета и фона, ослеплении глаз ярким светом или при въезде с освещенной улицы в темный проезд.

Когда человек смотрит двумя глазами, поля зрения правого и левого глаза совмещаются, и он видит перед собой определенное пространство, ограничиваемое горизонтальным углом зрения (обзорностью) которая составляет около 160—180 °. Объекты, находящиеся близко, в центре поля зрения и на небольшом расстоянии от него, рассматриваются более четко, и человек способен наиболее точно определить размеры, особенности объектов и расстояние до них [1].

Далее на рис. 1 изображено поле зрения водителя в градусах.

Бинокулярное зрение – дает возможность четко видеть предмет и точно определять расстояние до него.

Периферийное зрение – обеспечивает ориентацию человека в пространстве, дает возможность видеть во тьме и полутьме [2].

На рис. 2 представлено поле зрения водителя в зависимости от скорости движения.

При неподвижном положении тела и глаз поле зрения в горизонтальной плоскости составляет 120 градусов. При скорости 20 км/ч поле зрения сужается до 80 градусов, при 40 км/ч – до 45 градусов, при 80 км/ч – до 30 градусов, при 100 км/ч – до 22 градусов, при 160 км/ч – до 5 градусов. За пределами этих секторов водитель ничего увидеть не может. В результате увеличивается опасность столкновения или наезда на объекты, которые перемещаются с обочины дороги к ее центру.

Также нужно учесть, что когда два автомобиля на большой скорости движутся на встречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения водители не видят встречные автомобили. При увеличении скорости увеличивается дальность сосредоточения взгляда на дороге. Если при скорости 50-60 км/ч достаточно фиксировать взгляд на 150-180 м., чтобы рассмотреть объект на дороге, то при скорости 140-160 км/ч это расстояние увеличивается до 640-720 метров [3].

На рис. 3 изображено поле зрения водителя при скорости 120 км/ч.

При движении с этой скоростью водитель не в состоянии видеть встречную машину на расстоянии ближе 30-ти метров от себя.

При вождении автомобиля водитель набирает опыт, со временем у него притупляется страх от управления, он становится более самоуверенным.

Существует много различных заблуждений водителей связанных с психофизическими особенностями управления автомобилем, вот самые популярные и опасные заблуждения:

На большой скорости автомобиль лучше реагирует на руль;

Это не так, просто автомобиль на большой скорости проезжает большее расстояние за ту же единицу времени, что и на меньшей. Особенно это заблуждение опасно при поворотах на высокой скорости.

Высокая скорость помогает не заснуть ночью;

На большой скорости внимание обостряется, и человек может реагировать моментально.

Очень распространенное заблуждение, к тому же очень опасное. Такой эффект достигается за счет того, что на высокой скорости человек концентрируется на одной точке перед собой, в то время как в другие он смотрит в 10-15 раз реже, чем на меньшей скорости [4].

rib1.tif

Рис. 1. Поле зрения

rib2.tif

Рис. 2. Поле зрения от скорости

rib3.tif

Рис. 3. Поле зрения при скорости 120 км/ч

Итак, водитель (гонщик) управляет машиной взглядом. Он смотрит туда, где хочет оказаться, и его руки, в нужный момент поворачивают руль на нужный угол, и машина попадает точно в цель. Но водитель смотрит уже на следующий ориентир, и опять его руки направляют автомобиль в нужном направлении. Идет как бы сканирование пространства впереди автомобиля, причем если водитель смотрит недостаточно далеко, то возникшие препятствия станут для него неожиданностью и среагировать на них своевременно будет трудно. Если же сфокусировать взгляд слишком далеко, то из поля зрения выпадут фрагменты дороги непосредственно перед капотом.

Сканировать пространство взглядом учат военных летчиков: взгляд по горизонту слева направо, затем – контролирование показаний приборов, затем взгляд вверх и вперед, снова приборы, взгляд от носа самолета к горизонту и так далее. Водитель делает, по сути, то же самое.

Значит, оптимальным вариантом будет постоянное ведение взгляда, согласованное со скоростью автомобиля по направлению от капота автомобиля и далее вперед, причем фокус взгляда не должен задерживаться на конкретных ориентирах, а все время скользить ближе – дальше и так далее. При этом периферийным, или боковым, зрением постоянно должна контролироваться вся зона видимости перед автомобилем. И не только она, но еще и зеркала заднего вида и показания приборов [5].

А теперь подытожим вышесказанное:

1. Первая и, пожалуй, самое важное заключается в том, что управляем автомобилем необходимо глазами;

2. Второй и не менее важный момент говорит о том, что в распоряжении гонщика есть всего пять органов управления автомобилем: руль, рычаг переключения скоростей, педали тормоза, газа и сцепления. От того, как водитель будет обращаться с ними, зависит, как будет ехать автомобиль. Это инструменты, при помощи которых на автомобиль начинают действовать всевозможные силы и ускорения, т.е. гонщик своими действиями загружает или разгружает переднюю и заднюю оси или одно из колес автомобиля. Во всяком случае, именно так воспринимал бы это сам автомобиль, если бы умел чувствовать.

Выезжая на трассу, гонщик каждый раз проверяет себя, пробует, насколько он готов к тому, чтобы себе самому продемонстрировать мастерство и получить свежий опыт, новые эмоции. Здесь нет встречных машин, пешеходов и непредвиденных препятствий, и никто не мешает показать отличный результат. Здесь гонщик находится наедине с машиной и проверяет её возможности

Если спросить у любого гонщика высокого уровня о его мастерстве, то услышите в ответ, что он постоянно совершенствуется, учится. Учится на своих и чужих ошибках, которых совершается великое множество.

Управление автомобилем на больших скоростях требует от водителя большого мастерства и высокого чувства машины

Движение на больших скоростях опасно также и потому, что в 2-3 раза возрастает время реакция водителя и одновременно увеличивается остановочный путь, который проходит автомобиль за это время.

Так же нужно помнить, что дефекты зрения или усталость глаз, снижают реакцию, тем самым увеличивая время до принятия решения водителем.

Мр-1

Юлия Шикарева

Юлия Шикарева
запись закреплена

Перечислите основные психофизиологические свойства пригодности к вождению автомобиля?

От чего зависит время реакции человека?

Какой стиль вождения является оптимальным, и каким темпераментом обладают его водители?

Что снижает уровень надежности водителя?

Охарактеризуйте агрессивного водителя.

Как скорость движения сказывается на возможности восприятие пространства?

1.От чего зависит надежность водителя?

2. Перечислите факторы, влияющие на снижение работоспособности?

3. Какой стиль поведения вы выберите при встрече с агрессивным водителем?

Что такое работоспособность? Рекомендуемая продолжительность рабочего времени водителя?

Перечислите основные положения этики водителя.

Какие действия нужно выполнять для разрешения конфликтных ситуаций на дороге?

От чего зависит ощущение скорости?

Каким видам утомления подвергается водитель?

Как преодолеет страх вождения?

Назовите известные вам способы саморегуляции

Перечислите знаки вежливости автомобилистов.

Как бороться с утомлением?

Перечислите приемы повышения эффективности общения водителей?

Что такое видимость? Какие условия ухудшают видимость?

Влияние алкоголя на надежность водителя?

1.Почему нарушается зрительное восприятие при ослеплении водителей и как это влияет на их поведение и надежность?

2.​ Приведите пример сенсомоторной реакции.

3.​ Что такое утомление? Как влияет утомление на работоспособность водителя?

1.Перечислите рекомендации для поддержания оптимальной работоспособности при длительной работе.

2.Почему в темное время суток увеличивается количество ДТП?

3. Какие стили вождения вы знаете? Охарактеризуйте их.

Что такое работоспособность? Какова суточная динамика работоспособности?

Какие нарушения зрительного восприятия возникают в темное время суток и как это влияет на надежность и поведение водителя?

Назовите примеры общения автомобилистов посредством световых приборов.

1.Укажите характеристики агрессивного стиля вождения.

2.С помощью каких сигналов водители общаются ​ между собой?

3. Какова величина поля зрения и отчего оно может измениться?

Сколько времени может понадобиться для восстановления четкости видения после ослепления светом фар?

Какую информацию водитель получает с помощью слухового анализатора?

Охарактеризуйте классический стиль общения?

Каково время зрительного поиска транспортного средства при подготовке к пересечению главной дороги?

Приведите примеры иллюзий восприятия в деятельности водителя?

Правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Назовите правила этики водителя

При какой дистанции между автомобилями внимание предельно напряжено, и возникает невозможность слежения за дорожной обстановкой?

Какие сенсорные сигналы, кроме зрительных, важны для оценки дорожной ситуации?

Каковы возрастные параметры безопасности движения?

Как на стиль вождения влияет тип темперамента водителя?

Назовите экспресс-техники саморегуляции.

Приведите примеры общения водителей посредством звуковых сигналов

Роль эмоционального стресса в возникновении конфликтной ситуации между участниками движения.

Способы общения участников дорожного движения.

Роль памяти в деятельности водителя

Что такое монотония и как снизить ее проявления.

Как повысить эффективность общения в процессе дорожного движения?

От чего зависит ощущение ​ скорости и каковы причины ошибок водителей при ее оценке?

Факторы, влияющие на надежность водителя?

​ Что такое видимость, какие условия ухудшают видимость?

Что такое время реакции и что происходит в это время?

Как бороться с утомлением?

Какие две категории агрессивных водителей выделяют?

1.Перечислите стратегии поведения в конфликте?

2.​ Что делать, если вам на дороге повстречался агрессивный водитель?

3.​ Какие качества являются ценными в условиях трассы?

Как скоро при длительной поездке обнаруживаются признаки снижения работоспособности?

В каких условиях увеличивается опасность наезда на пешехода, идущего с обочины к центру дороги?

Перечислите приемы повышения эффективности общения при обсуждении конфликтной ситуации.

Что такое тоннельное зрение и как оно влияет на надежность водителя?

Дайте характеристику действий агрессивного водителя.

От чего зависит время реакции человека?

Какие действия нужно выполнять для разрешения конфликтных ситуаций на дороге?

Назовите примеры общения автомобилистов посредством световых приборов.

От чего зависит надежность водителя?

Какие нарушения зрительного восприятия возникают в темное время суток и как это влияет на надежность и поведение водителя?

Перечислите рекомендации для поддержания оптимальной работоспособности при длительной работе.

Охарактеризуйте классический стиль общения?

Назовите известные вам способы саморегуляции

Перечислите знаки вежливости автомобилистов.

Как бороться с утомлением?

Каковы возрастные параметры безопасности движения?

Как на стиль вождения влияет тип темперамента водителя?

Назовите экспресс-техники саморегуляции.

От чего зависит надежность водителя?

2. Перечислите факторы, влияющие на снижение работоспособности?

3. Какой стиль поведения вы выберите при встрече с агрессивным водителем?

От чего зависит ощущение скорости?

Каким видам утомления подвергается водитель?

Как преодолеет страх вождения?

Укажите характеристики агрессивного стиля вождения.

2.С помощью каких сигналов водители общаются ​ между собой?

3. Какова величина поля зрения и отчего оно может измениться?

От чего зависит ощущение ​ скорости и каковы причины ошибок водителей при ее оценке?

Читайте также: