Взаимодействие служб участвующих в работах по ликвидации последствий дтп

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

3) эффективным управлением работами (действиями сил и средств) по ликвидации последствий ДТП.

8. В интересах взаимодействия ГУВД по Свердловской области в рамках полномочий, определенных законодательством, осуществляются:

1) своевременное оповещение и информирование структур взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере происшествия, принимаемых мерах и составе привлекаемых сил;

2) координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, организация связи на месте ДТП;

3) оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП;

4) организация движения транспорта на подъездах к месту ДТП;

5) оказание первой помощи пострадавшим (до прибытия медицинских формирований) на месте ДТП;

6) содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия транспортных средств подразделений, задействованных в ликвидации последствий ДТП;

7) организация доставки пострадавших в ДТП в учреждения здравоохранения;

8) участие в аварийно-спасательных работах на месте ДТП в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к ДТП;

9) предоставление представителям подразделений, задействованным в ликвидации последствий ДТП, ведомственных каналов и средств связи, при условии отсутствия других каналов, для организации оперативного управления формированиями, принимающими участие в ликвидации последствий ДТП;

10) охрана общественного порядка и имущества, оставшегося без присмотра на месте ДТП.

9. В интересах взаимодействия Главным управлением МЧС России по Свердловской области в рамках полномочий, определенных законодательством, осуществляются:

1) ликвидация последствий ДТП с привлечением необходимых сил и средств подразделений Главного управления МЧС России по Свердловской области, в том числе деблокирование и извлечение людей из поврежденных транспортных средств, оказание первой помощи, эвакуация пострадавших;

2) организация (при необходимости) проведения контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП;

3) организация и проведение (при необходимости) комплекса работ по специальной обработке (дегазация, дезактивация, дезинфекция) транспортных средств, места ДТП и прилегающей территории, мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;

4) организация тушения пожаров и проведения комплекса аварийно- спасательных работ;

5) организация водолазных поисковых и спасательных операций (при необходимости), операций по обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных предметов;

6) при необходимости организация применения средств индивидуальной защиты, определения и соблюдения режимов радиационной, химической и биологической опасности.

10. В интересах взаимодействия Министерством в рамках полномочий, определенных законодательством, осуществляются:

1) медицинская разведка места ДТП;

2) определение потребностей в медицинских силах и средствах;

3) привлечение необходимых сил и средств, в том числе ОГУЗ "ТЦМК", для оказания в необходимом объеме медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП;

4) медицинская сортировка и регистрация пострадавших;

5) координация медицинского обеспечения, организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

6) оказание пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, на этапе эвакуации и непосредственно в учреждениях здравоохранения;

7) материально-техническое обеспечение медицинских подразделений, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП;

8) обучение личного состава ГИБДД приемам оказания первой помощи пострадавшим при ДТП.

11. Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте ДТП осуществляется должностными лицами органов управления ГУВД по Свердловской области (по решению руководства и исходя из режима служебной деятельности), а до их прибытия - первым прибывшим на место ДТП должностным лицом (специалистом) других участников взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

12. Должностное лицо, осуществляющее руководство работами по ликвидации последствий ДТП:

1) оценивает обстановку на месте ДТП, передает (дает указания) необходимую информацию и организует спасение людей (при необходимости) и оказание медицинской помощи;

2) определяет и обеспечивает безопасные условия работы по ликвидации последствий на месте ДТП;

3) организует (при необходимости) проведение комплекса аварийно-спасательных работ.

13. При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее к месту ДТП должностное лицо государственной противопожарной службы, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями (личным составом) всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

14. При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и по возможности фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий, а также необходимых и установленных мер безопасности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

2.1. В интересах взаимодействия осуществляются следующие функции:

2.1.1. Органы внутренних дел _____________________________:

наименование субъекта РФ

координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, связь и оповещение на месте ДТП;

содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия транспортных средств, задействованных в ликвидации последствий ДТП;

обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП;

организация движения на подъездах к месту ДТП;

незамедлительное информирование (оповещение) сил Главного управления МЧС России, пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований и органов управления здравоохранением о наличии и характере угрозы жизни и здоровью участников ДТП;

участие в аварийно-спасательных работах в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию;

охрана общественного порядка и имущества на месте ДТП.

2.1.2. Силы Главного управления МЧС России, пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований, находящихся на территории ___________:




наименование субъекта РФ

проведение работ по спасению людей (деблокирование и извлечение людей из поврежденных транспортных средств, транспортировка, передача сотрудникам здравоохранения и т.д.);

организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП;

организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) транспортных средств, места ДТП и прилегающей территории, проведения мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;

организация тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологической безопасности;

организация, при необходимости, эвакуации населения из опасной зоны.

2.1.3. Органы управления здравоохранением ______________________:

наименование субъекта РФ

привлечение необходимых сил (в том числе службы медицины катастроф) для оказания в полном объеме медицинской помощи пострадавшим;

обеспечение оказания пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, при эвакуации пострадавших с места ДТП и непосредственно в медицинских учреждениях.

2.2. Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте ДТП осуществляется должностным лицом органов внутренних дел.

При первоочередном прибытии на место ДТП должностных лиц других субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, они в своих действиях руководствуются также положениями пункта 2.4.

2.3. Должностное лицо, осуществляющее руководство работами по ликвидации последствий ДТП, обязано:

оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую информацию и организовать, при необходимости, спасение людей;

обеспечить безопасные условия работ по ликвидации последствий на месте ДТП;

организовать, при необходимости, аварийно-спасательные работы.

2.4. При возникновении пожара, распространении АХОВ на месте ДТП, непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар старшее должностное лицо гарнизона пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

2.5. При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

При проведении аварийно-спасательных работ на месте дорожно- транспортного происшествия личный состав аварийно-спасательных формирований исполняет обязанности по следующим оперативным должностям:

o руководитель работ;

Оптимальный состав группы, для ликвидации ДТП – 6 человек, допускается изменение численности группы, как в сторону уменьшения, так и в сторону ее увеличения при упрощении или усложнении условий проведения спасательных работ.

Руководитель - осуществляет общее руководство проведением операций по спасению и взаимодействие с другими службами, принимающими участие в ликвидации последствий ДТП.

Обеспечивает выполнение следующих задач:

§ проведение работ по спасению людей (деблокирование и извлечение людей из поврежденных транспортных средств, транспортировка, передача сотрудникам здравоохранения и т.д.);

§ организацию, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП (при проведении разведки необходимо использовать документацию (аварийные карточки опасных грузов) и сведения, представляемые обслуживающим персоналом);




§ организацию, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) транспортных средств, места ДТП и прилегающей территории, проведения мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;

§ организацию тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологической безопасности;

§ расстановку пожарных и специальных автомобилей на месте вызова с учетом обеспечения оптимальных условий для работы личного состава;

§ организацию, при необходимости, эвакуации населения из опасной зоны.

Парамедик – спасатель, имеющий соответствующую подготовку, осуществляет оказание первой помощи пострадавшим.

По указанию руководителя работ выполняет следующие виды действий:

§ оценка физического состояния пострадавшего и определение необходимых первоочередных действий для спасения пострадавшего;

§ оказание пострадавшим первой помощи;

§ непосредственное руководство действиями спасателей при извлечении пострадавшего из аварийного транспортного средства.

Порядок и способы спасания людей определяются руководителем в зависимости от обстановки и состояния людей.

Обязан соблюдать требования правил охраны труда и техники безопасности.

Подчиняется руководителю работ. Спасатель:

Спасатель - выполняет действия по ликвидации последствий или доведению до возможного минимального уровня опасных факторов, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия.

По распоряжению руководителя работ выполняет на месте дорожно- транспортного происшествия следующие виды действий:



Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

Взаимодействие при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий ДТП — это согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам выполнения действия сил и средств органов управления и АСФ. Организация взаимодействия при ликвидации последствий ДТП включает комплекс мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами сторон и органами управления по согласованию действий сил и средств при совместном выполнении ими задач спасения пострадавших и ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие организуется с целью повышения оперативности и эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с ДТП, между привлекаемыми к их ликвидации федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также между аварийно-спасательными формированиями на месте ДТП.
Взаимодействие обеспечивается:
- взаимным оповещением и информированием о фактах ДТП, о составе и готовности сил и средств, имеющихся для их ликвидации;
- совместным и скоординированным применением АСФ;
- эффективным управлением работами и мероприятиями по ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие органов управления и АСФ, привлекаемых к спасению пострадавших в ДТП, организуется на всех уровнях РСЧС.
При этом органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем РСЧС решаются следующие задачи:
а) МВД России, территориальными органами внутренних дел, ГИБДД:
- информирование (оповещение) органов управления служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере ДТП;
- привлечение дежурных сил и средств, находящихся в их ведении, для выполнения АСР, пожаротушения и других мероприятий в зоне ДТП, а также охраны общественного порядка, имущества и обеспечения оперативно-следственных действий;
- принятие мер по прибытию к месту происшествия медицинских работников и оказанию первой экстренной медицинской помощи пострадавшим;
- ограничение или запрещение движения, направление транспортных средств в объезд зоны ДТП;
- содействие беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных и других служб;
- принятие мер и оповещение участников движения об опасности, вызванной ДТП;
- принятие мер по деблокированию пострадавших из поврежденных транспортных средств;
- обеспечение безопасности работ на месте ДТП;
- обеспечение эвакуации пострадавших из зоны ДТП;
- контроль за выполнением АСР в части сохранения первичной обстановки ДТП, сохранения вещественных доказательств;
- учет ДТП, анализ причин происшествий и разработка мер по их предупреждению; б) Минздравом России, территориальными и местными органами здравоохранения:
- привлечение дежурных сил и средств (в том числе Службы медицины катастроф) для деблокирования пострадавших из поврежденных транспортных средств и оказания медицинской помощи пострадавшим при проведении АСР;
- организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения с целью оказания специализированной медицинской помощи;
- организация оказания всем пострадавшим квалифицированной медицинской помощи;
в) Минтрансом России, территориальными и местными органами управления автотранспортом:
- обеспечение перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для спасения пострадавших в ДТП и осуществления эвакуационных мероприятий;
г) ФДС России, федеральными дирекциями или территориальными органами дорожной службы:
- обеспечение беспрепятственного и безопасного движения по автомобильным дорогам общего пользования в зоне ДТП;
д) МПС России, его территориальными и местными органами:
- участие в спасении пострадавших в ДТП, связанных с объектами железнодорожного транспорта (вокзалами, станциями, переездами, эстакадами, мостами, путепроводами и др.) и восстановление движения автотранспорта и железнодорожного транспорта;
е) МЧС России, региональными, территориальными и местными органами управления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно):
- организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП;
- обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды в зоне ДТП;
- организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;
- организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдением режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности;
- оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
- обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России;
- обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непосредственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России (инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.
ж) Комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, комиссиями по ЧС объектов:
- назначение руководителя работами по спасению пострадавших в ДТП (при ДТП местного и территориального уровней);
- организация передачи оперативной информации в Центр управления в кризисных ситуациях, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, региональные информационно-управляющие центры, информационно-управляющие центры органов управления по делам ГОЧС, информационные центры организаций;
- принятие решения о привлечении необходимых сил и средств для спасения пострадавших в ДТП;
- руководство работами по спасению пострадавших в ДТП;
- обращение за помощью к вышестоящим органам исполнительной власти или через них к органам исполнительной власти федерального уровня при недостаточности собственных сил и средств;
- информирование органов социальной защиты населения при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления о гражданах, пострадавших в ДТП, для оказания помощи пострадавшим в соответствии с действующим законодательством;
- контроль и оценка результатов деятельности по совершенствованию взаимодействия при ликвидации последствий ДТП.



1. Общие положения. В компетенцию МЧС России, региональных, территориальных и местных органов управления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно) входит: организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП; обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды в зоне ДТП; организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности; оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России; обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непосредственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России (инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.

2. Порядок действий по ликвидации последствий ДТП.
Первый, прибывший на место ДТП, руководитель одного из подразделений сил спасения или сотрудник ГИБДД принимает на себя полномочия руководителя ликвидации последствий ДТП и исполняет их до прибытия назначенного комиссией по чрезвычайным ситуациям руководителя ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Руководитель ликвидации последствий ДТП обязан:
— произвести разведку и оценить обстановку на месте; немедленно организовать спасение людей, предотвратить панику, используя для этого имеющиеся силы и средства;
— определить решающее направление, необходимые силы и средства, способы и приемы действий;
— поставить задачи подразделениям (службам), обеспечить выполнение поставленных задач;
— непрерывно следить за изменением обстановки, принимать соответствующие решения;
— по прибытии к месту ДТП передать информацию на центральный узел связи (ЦУС) города (зоны) или пункт связи подразделения (ПСП), где произошло происшествие; после принятия решения и отдачи приказаний сообщить точные координаты происшествия, что произошло, какие силы и средства введены в действие, есть ли опасность развития ситуации, какие необходимы дополнительные силы и средства; поддерживать в дальнейшем непрерывную связь с ЦУС или ПСП, периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на месте ДТП;
— вызывать дополнительные силы и средства одновременно, а не по частям, организовать встречу прибывающих сил и средств;
— по прибытии к месту ДТП старшего начальника доложить об обстановке, о принятых мерах, задействованных силах и средствах; силах и средствах, прибывших к месту ДТП; силах и средствах, вызванных дополнительно;
— в зависимости от обстановки на месте ДТП при необходимости организовать оперативный штаб и определить место его расположения;
— информировать оперативный штаб о принимаемых решениях;
— создать резерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможность отдохнуть, обогреться и переодеться;
— назначить из числа лиц начальствующего состава ответственного за соблюдение мер безопасности; при необходимости организовать на месте ДТП пункт оказания медицинской помощи;
— в случае прибытия к месту ДТП сил и средств различных направлений начальнику тыла выделить помощников со средствами передвижения и связи;
— организовать взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации последствий ДТП, поддерживать постоянную связь с инженерно-техническими сотрудниками, принимать решения о приемах и способах ведения работ;
— определить порядок убытия с места ДТП подразделений и взаимодействующих служб.
Прибывший к месту ДТП старший начальник сил АСФ обязан:
— оценить обстановку и правильность ведения работ по ликвидации последствий ДТП;
— определить необходимость вызова дополнительных сил и средств;
— при необходимости принять на себя руководство работами.
Старший начальник, прибывший к месту ДТП, несет ответственность за исход работ независимо от того, принял он руководство на себя или нет. Принятие старшим начальником руководства на себя обязательно, если руководитель работами по ликвидации последствий ДТП не обеспечивает управления привлекаемыми силами и средствами.
В зависимости от обстановки на месте ДТП для управления силами и средствами руководитель работ может организовать отдельные (боевые) участки и оперативный штаб.
Старший начальник должен объявить руководителю работ о своем решении принять руководство и оповестить об этом начальника оперативного штаба, начальника тыла и начальников участков. Моментом принятия руководства старшим начальником на себя считается отдача им первого распоряжения. Отдельные участки могут создаваться по видам работ или по территориальному признаку. При работе на месте ДТП двух и более подразделений АСФ назначается начальник тыла из числа среднего и младшего начальствующего состава того подразделения, в зоне ответственности которого ведутся работы.
При внезапном изменении обстановки в зоне ДТП и невозможности своевременного получения приказания от руководителя работ, начальники (командиры) подразделений должны действовать самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Отсутствие приказаний руководителя работ не может служить оправданием бездеятельности командира.
В зависимости от состояния зоны ДТП в ходе работ производится корректирование технологии выполнения АСР. При этом сведения о всех изменениях обстановки, а также информация о применяемых технологиях спасения пострадавших направляются от руководителя работ в вышестоящие органы управления, которые уточняют и согласовывают ранее принятые организационные решения и обеспечивают их выполнение через соответствующие мероприятия, в результате чего процесс ликвидации последствий ДТП продолжается в принятом порядке.
Основными способами управления ведением АСР являются: личное наблюдение руководителем работ за ликвидацией последствий ДТП; изучение обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; контроль за ходом выполнения поставленных задач; личные переговоры с подчиненными и вышестоящими руководителями (командирами, начальниками) по средствам связи; отдача коротких распоряжений; уточнение задач; изучение донесений; постановка новых задач.
Основным средством управления ведением АСР при ликвидации последствий ДТП является связь.
Средства связи используются комплексно. Организация связи должна обеспечивать устойчивость управления, возможность передачи сигналов, распоряжений и информации по нескольким каналам связи. Связь устанавливается с органами управления ГИБДД, Минздрава России, МЧС России и других ведомств и со спасателями на месте проведения АСР.

3. Основные принципы проведения АСР при ликвидации последствий ДТП
1. Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия (ЛП ДТП). Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
2. Распределение полномочий, ответственности и обеспечение взаимодействия служб различных ведомств по ЛП ДТП. Порядок организации управления и взаимодействия служб различных министерств и ведомств Российской Федерации по ликвидации последствий ДТП приведен в разделе 2.
3. Заблаговременное распределение обязанностей по спасению пострадавших при ДТП в спасательной группе.
К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:
— командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями;
— водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП;
— 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС;
— спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР;
— медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.
4. Разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС.
5. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т. п.) на спасателей и пострадавших, а также исключению действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использования электроинструментов при розливе топлива).
6. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами.
Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой помощи. 7. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП.
Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т. п.
8. Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при извлечении его из автомобиля.
9. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях: при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей; при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала.
10. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего:
— противошоковой терапии;
— обезболивания;
— остановки кровотечения и т.п.;
— фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.

Читайте также: