Взаимодействие при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий дтп это

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Сломянский В. П., Глебов В. Ю., Пляскина И. В.

В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы спасения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, вопросы взаимодействия федеральных органов власти (МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России), участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Сломянский В. П., Глебов В. Ю., Пляскина И. В.

Меры принимаемые органами власти, входящими в РСЧС для повышения эффективности системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях

There are viewed main questions of rescue system improvement in traffic accidents, questions of cooperation of federal bodies involved in accident and accident consequences liquidation

В.П. Сломянский к.т.н., В.Ю. Глебов к.т.н., И.В. Пляскина к.м.н. (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ))

ОБ ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ СИСТЕМЫ СПАСЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

V. Slomyansky, V. Glebov, I. Plyaskina (FGU VNIIGOChS Emercom of Russia (FC)) ABOUT THE MAIN FACTORS OF RESCUE SYSTEM OF SUFFERED IN CAR ACCIDENTS

В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы спасения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, вопросы взаимодействия федеральных органов власти (МВД России, МЧС России,

Минздравсоцразвития России), участвующих в ликвидации последствий ДТП.

There are viewed main questions of rescue system improvement in traffic accidents, questions of cooperation of federal bodies involved in accident and accident consequences liquidation.

При спасении пострадавших важным фактором является время происшедшее с момента возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) до начала спасательных работ. Наиболее эффективно спасение пострадавших, когда действия спасателей проводятся в течение 30 минут с момента дорожно-транспортного происшествия.

Анализ данных региональных центров показал, среднее время прибытия спасателей при расстоянии от мест их дислокации до ДТП 10 км составляет 11,6 мин, до 20 км —17,7 мин, до 30 км — 28,1 мин, 40 км — 36 мин, 50 км — 53 мин и свыше 50 км — 1 час 15,6 минут. При этом среднее удаление спасателей от мест ДТП составило 19,3 км. Таким образом, в среднем после оповещения спасатели могут прибыть на место ДТП через 20 минут. Если учесть время обнаружения и оповещения, то помощь пострадавшим в ДТП оказывается за пределами 30 минут, что существенным образом снижает ее эффективность.

В связи с этим совершенствование системы спасения при ДТП прежде всего должно быть направлено на сокращение времени обнаружения, оповещения и доставки спасателей к месту дорожно-транспортных происшествий.

Задача сокращения времени обнаружения решается путем установки вдоль автомобильных трасс информационных щитов с указанием координат служб спасения, датчиков на транспортных средствах, сигнализирующих службы спасения о ДТП.

В настоящее время происходит дальнейшее совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (АИУС РСЧС).

В рамках АИУС созданы единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), решающие задачи приема экстренной информации в т.ч. и о ДТП. Наибольший опыт в этом вопросе накоплен в Москве, Красноярском крае, Курской, Ростовской, Ярославской, Нижегородской, Саратовской, Московской областях.

Следующей задачей совершенствования системы спасения является сокращение времени доставки спасателей к месту ДТП.

В МЧС России ставится задача рационального размещения мобильных групп ПСС в местах концентрации ДТП на территориальной и федеральной сети дорог. В настоящее время места постоянной дислокации поисково-спасательных служб значительно удалены от участков концентрации дорожно-транспортных происшествий. Обоснование рациональных мест размещения спасателей с учетом ожидаемых мест и объемов выполнения аварийно-спасательных работ при ДТП, особенно на федеральных автомобильных дорогах, позволит существенно сократить сроки прибытия спасателей на место ДТП.

Спасатели с необходимым оборудованием доставляются к месту ДТП аварийно-спасательными мотоциклами, машинами и вертолетами. Аварийно-спасательные мотоциклы могут быстро доставить двух спасателей и небольшой комплект аварийно спасательного оборудования к месту ДТП. В аварийно-спасательных машинах (АСМ) может

разместиться значительно больший расчет спасателей и комплект оборудования. Удаленность пунктов расположения аварийно-спасательных формирований и лечебных учреждений от мест автомобильных аварий (особенно происходящих вне населенных пунктов), перегруженность автомобильных дорог, транспортные пробки, наличие разрушений, затоплений и других препятствий на маршрутах движения затрудняет или делает невозможным доставку спасателей и эвакуацию пострадавших наземным транспортом. В этих условиях возникает необходимость в применении аварийно-спасательных вертолетов (АСВ), позволяющих своевременно доставить требуемые силы и средства и эвакуировать пострадавших в безопасные места или лечебные учреждения.

Анализ результатов экспериментов по отработке спасательных вертолетных технологий в г. Москве и Нижегородской области свидетельствует о высокой эффективности вертолетных технологий при эвакуации пострадавших в лечебные учреждения. Время доставки пострадавших до городских лечебных учреждений составило 5-7 минут, до районных 10-20 минут.

Одним из направлений улучшения системы спасения пострадавших в ДТП является совершенствование технологии спасения на месте дорожно-транспортных происшествий.

Одной из причин запаздывания в сроках начала оказания медицинской помощи на месте ДТП является блокирование (зажатие) пострадавших в салоне автомобиля, препятствующее доступу к ним медицинского персонала. В этом случае для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП необходимо выполнять разборку автомобилей: вскрывать двери, удалять крышу, снимать рулевую

колонку и приборную панель, полностью разбирать боковую сторону транспортного средства (ТС) со стороны пострадавшего и т.п.

По данным научно-практической работы, проведенной МЧС России, в Республике Башкортостан из 1493 случаев ДТП, спасатели привлекались только 27 раз, в Амурской области из 268 случаев — 6 раз, в Астраханской области из 340 — 4 раза, в Псковской из 1075 — 27 раз, в Томской из 708 — 7, в Ярославской из 397 — 11 раз; в то время как по крайней мере 10 % зафиксированных случаев ДТП требуют участия спасателей. В субъектах в ликвидации последствий ДТП в основном принимали участие пожарные и аварийно-спасательные формирования, содержащиеся за счет местных бюджетов.

Эффективность системы спасения пострадавших в ДТП существенным образом зависит от организации взаимодействия всех участников ликвидации последствий ДТП.

Основными целями взаимодействия являются:

- оказание помощи пострадавшим в возможно короткие сроки;

- предотвращение распространения вторичных поражающих факторов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях;

- создание условий для восстановления в короткие сроки нормального функционирования участка

^Российско-шведскии семинар по дорожно-транспортной безопасности

' У ssian-Swedish Road and Traflic Safety Seminar ' / Ж

№ .-acea, 25 сентября. 2007 sV September 25,h,2007

дороги, железнодорожного переезда, дорожных сооружений, а также прилегающей территории и расположенных на этой территории объектов, подвергшихся воздействию поражающих факторов при ДТП;

- обеспечение сохранности вещественных доказательств и фиксации обстановки на месте ДТП до окончания спасательных и необходимых оперативных и следственных действий.

В результате проведенных исследований установлен ряд причин, при которых затруднено спасение людей при ДТП и даны предложения по их устранению.

1. Низкое оперативное реагирование спасателей на ЧС, связанных с ДТП, объясняется потерей времени при передачи информации о произошедшем случае. Часто информация от пострадавшего или очевидца ДТП поступает к спасателям, через четыре-пять промежуточных инстанций (сотрудники ДПС — районный отдел ГИБДД — городское (республиканское) управление ГИБДД — диспетчер ЕДДС-01 — ОД КЧ ПСО), при этом происходит сильное искажение реальной обстановки и данных о точном месте ЧС.

2. Причиной задержки проведения АСНДР на месте ДТП и оказания доврачебной помощи пострадавшим, является значительная удаленность мест дислокации аварийно-спасательных формирований от автомобильных трасс. Необходима активизация работы главных управлений МЧС России субъектов по отработке и внесению изменений в планы прикрытия автомобильных дорог органами ГИБДД и

медицинскими службами и рациональное размещение подразделений АСФ и ПСО с учетом наиболее опасных участков федеральной сети дорог. Необходимо проводить учебно-тренировочные сборы для овладения спасателями современными методами ведения АСР при ДТП, а также использования опыта и наработок по данной проблеме.

3. Запаздывание сроков оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП из-за несвоевременного выполнения мероприятий по деблокированию (извлечению) людей (на месте происшествия не всегда есть в наличии специальный гидравлический инструмент и специалисты, умеющие пользоваться этим инструментом). Необходимо доукомплектовать ПСО современным аварийно-спасательным гидро-, пневмо-, электро-инструментом и оборудованием, позволяющими выполнять работы по деблокированию пострадавших из автомобилей с улучшенными показателями безопасности.

4. Невозможность спасателей приступить к проведению работ по оказанию помощи пострадавшим в ДТП до окончания проведения следственных мероприятий правоохранительными органами.

5. Необходимо рассмотреть возможность о централизованной поставке в ПСО или финансировании приобретения на месте средств пожаротушения при ДТП.

6. Усилить требования к квалификации диспетчеров ЕДДС-01 по аналогу иностранных служб (обязательное наличие знаний в области медицины и психологии, понятий об аварийно-спасательных технологиях и сфере их применения и т.п.)

7. Необходимо проводить обучение сотрудников ГИБДД методике проведения работ по ликвидации последствий ДТП и других ЧС, возникающих на автомобильных дорогах.



  • Пользователей: 465422
  • Гостей: 80
  • Скрытых пользователей: 0 Сегодня отмечают день рождения Савва Цубатов ( 34 ), Władimir Pepliński ( 33 ), Ярослав Янов ( 37 ), Guilermo Chmielowski ( 35 ), ocydigo ( 36 ), finickydisease1 ( 36 ), azyjywyku ( 36 ), wistfulwaif56 ( 35 ), odetifeb ( 41 ), unijyge ( 33 ), atoqu ( 34 ), vhoddveri ( 28 ), esygukub ( 35 ), uqupozed ( 32 ), ohadegy ( 35 )

Управление аварийно-спасательными работами

Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

Взаимодействие при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий ДТП — это согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам выполнения действия сил и средств органов управления и АСФ. Организация взаимодействия при ликвидации последствий ДТП включает комплекс мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами сторон и органами управления по согласованию действий сил и средств при совместном выполнении ими задач спасения пострадавших и ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие организуется с целью повышения оперативности и эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с ДТП, между привлекаемыми к их ликвидации федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также между аварийно-спасательными формированиями на месте ДТП.
Взаимодействие обеспечивается:
- взаимным оповещением и информированием о фактах ДТП, о составе и готовности сил и средств, имеющихся для их ликвидации;
- совместным и скоординированным применением АСФ;
- эффективным управлением работами и мероприятиями по ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие органов управления и АСФ, привлекаемых к спасению пострадавших в ДТП, организуется на всех уровнях РСЧС.
При этом органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем РСЧС решаются следующие задачи:
а) МВД России, территориальными органами внутренних дел, ГИБДД:
- информирование (оповещение) органов управления служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере ДТП;
- привлечение дежурных сил и средств, находящихся в их ведении, для выполнения АСР, пожаротушения и других мероприятий в зоне ДТП, а также охраны общественного порядка, имущества и обеспечения оперативно-следственных действий;
- принятие мер по прибытию к месту происшествия медицинских работников и оказанию первой экстренной медицинской помощи пострадавшим;
- ограничение или запрещение движения, направление транспортных средств в объезд зоны ДТП;
- содействие беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных и других служб;
- принятие мер и оповещение участников движения об опасности, вызванной ДТП;
- принятие мер по деблокированию пострадавших из поврежденных транспортных средств;
- обеспечение безопасности работ на месте ДТП;
- обеспечение эвакуации пострадавших из зоны ДТП;
- контроль за выполнением АСР в части сохранения первичной обстановки ДТП, сохранения вещественных доказательств;
- учет ДТП, анализ причин происшествий и разработка мер по их предупреждению; б) Минздравом России, территориальными и местными органами здравоохранения:
- привлечение дежурных сил и средств (в том числе Службы медицины катастроф) для деблокирования пострадавших из поврежденных транспортных средств и оказания медицинской помощи пострадавшим при проведении АСР;
- организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения с целью оказания специализированной медицинской помощи;
- организация оказания всем пострадавшим квалифицированной медицинской помощи;
в) Минтрансом России, территориальными и местными органами управления автотранспортом:
- обеспечение перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для спасения пострадавших в ДТП и осуществления эвакуационных мероприятий;
г) ФДС России, федеральными дирекциями или территориальными органами дорожной службы:
- обеспечение беспрепятственного и безопасного движения по автомобильным дорогам общего пользования в зоне ДТП;
д) МПС России, его территориальными и местными органами:
- участие в спасении пострадавших в ДТП, связанных с объектами железнодорожного транспорта (вокзалами, станциями, переездами, эстакадами, мостами, путепроводами и др.) и восстановление движения автотранспорта и железнодорожного транспорта;
е) МЧС России, региональными, территориальными и местными органами управления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно):
- организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП;
- обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды в зоне ДТП;
- организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;
- организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдением режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности;
- оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
- обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России;
- обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непосредственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России (инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.
ж) Комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, комиссиями по ЧС объектов:
- назначение руководителя работами по спасению пострадавших в ДТП (при ДТП местного и территориального уровней);
- организация передачи оперативной информации в Центр управления в кризисных ситуациях, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, региональные информационно-управляющие центры, информационно-управляющие центры органов управления по делам ГОЧС, информационные центры организаций;
- принятие решения о привлечении необходимых сил и средств для спасения пострадавших в ДТП;
- руководство работами по спасению пострадавших в ДТП;
- обращение за помощью к вышестоящим органам исполнительной власти или через них к органам исполнительной власти федерального уровня при недостаточности собственных сил и средств;
- информирование органов социальной защиты населения при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления о гражданах, пострадавших в ДТП, для оказания помощи пострадавшим в соответствии с действующим законодательством;
- контроль и оценка результатов деятельности по совершенствованию взаимодействия при ликвидации последствий ДТП.



  • Пользователей: 465422
  • Гостей: 80
  • Скрытых пользователей: 0 Сегодня отмечают день рождения Савва Цубатов ( 34 ), Władimir Pepliński ( 33 ), Ярослав Янов ( 37 ), Guilermo Chmielowski ( 35 ), ocydigo ( 36 ), finickydisease1 ( 36 ), azyjywyku ( 36 ), wistfulwaif56 ( 35 ), odetifeb ( 41 ), unijyge ( 33 ), atoqu ( 34 ), vhoddveri ( 28 ), esygukub ( 35 ), uqupozed ( 32 ), ohadegy ( 35 )

1. Общие положения. В компетенцию МЧС России, региональных, территориальных и местных органов управления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно) входит: организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП; обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды в зоне ДТП; организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности; оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России; обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непосредственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России (инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.

2. Порядок действий по ликвидации последствий ДТП.
Первый, прибывший на место ДТП, руководитель одного из подразделений сил спасения или сотрудник ГИБДД принимает на себя полномочия руководителя ликвидации последствий ДТП и исполняет их до прибытия назначенного комиссией по чрезвычайным ситуациям руководителя ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Руководитель ликвидации последствий ДТП обязан:
— произвести разведку и оценить обстановку на месте; немедленно организовать спасение людей, предотвратить панику, используя для этого имеющиеся силы и средства;
— определить решающее направление, необходимые силы и средства, способы и приемы действий;
— поставить задачи подразделениям (службам), обеспечить выполнение поставленных задач;
— непрерывно следить за изменением обстановки, принимать соответствующие решения;
— по прибытии к месту ДТП передать информацию на центральный узел связи (ЦУС) города (зоны) или пункт связи подразделения (ПСП), где произошло происшествие; после принятия решения и отдачи приказаний сообщить точные координаты происшествия, что произошло, какие силы и средства введены в действие, есть ли опасность развития ситуации, какие необходимы дополнительные силы и средства; поддерживать в дальнейшем непрерывную связь с ЦУС или ПСП, периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на месте ДТП;
— вызывать дополнительные силы и средства одновременно, а не по частям, организовать встречу прибывающих сил и средств;
— по прибытии к месту ДТП старшего начальника доложить об обстановке, о принятых мерах, задействованных силах и средствах; силах и средствах, прибывших к месту ДТП; силах и средствах, вызванных дополнительно;
— в зависимости от обстановки на месте ДТП при необходимости организовать оперативный штаб и определить место его расположения;
— информировать оперативный штаб о принимаемых решениях;
— создать резерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможность отдохнуть, обогреться и переодеться;
— назначить из числа лиц начальствующего состава ответственного за соблюдение мер безопасности; при необходимости организовать на месте ДТП пункт оказания медицинской помощи;
— в случае прибытия к месту ДТП сил и средств различных направлений начальнику тыла выделить помощников со средствами передвижения и связи;
— организовать взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации последствий ДТП, поддерживать постоянную связь с инженерно-техническими сотрудниками, принимать решения о приемах и способах ведения работ;
— определить порядок убытия с места ДТП подразделений и взаимодействующих служб.
Прибывший к месту ДТП старший начальник сил АСФ обязан:
— оценить обстановку и правильность ведения работ по ликвидации последствий ДТП;
— определить необходимость вызова дополнительных сил и средств;
— при необходимости принять на себя руководство работами.
Старший начальник, прибывший к месту ДТП, несет ответственность за исход работ независимо от того, принял он руководство на себя или нет. Принятие старшим начальником руководства на себя обязательно, если руководитель работами по ликвидации последствий ДТП не обеспечивает управления привлекаемыми силами и средствами.
В зависимости от обстановки на месте ДТП для управления силами и средствами руководитель работ может организовать отдельные (боевые) участки и оперативный штаб.
Старший начальник должен объявить руководителю работ о своем решении принять руководство и оповестить об этом начальника оперативного штаба, начальника тыла и начальников участков. Моментом принятия руководства старшим начальником на себя считается отдача им первого распоряжения. Отдельные участки могут создаваться по видам работ или по территориальному признаку. При работе на месте ДТП двух и более подразделений АСФ назначается начальник тыла из числа среднего и младшего начальствующего состава того подразделения, в зоне ответственности которого ведутся работы.
При внезапном изменении обстановки в зоне ДТП и невозможности своевременного получения приказания от руководителя работ, начальники (командиры) подразделений должны действовать самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Отсутствие приказаний руководителя работ не может служить оправданием бездеятельности командира.
В зависимости от состояния зоны ДТП в ходе работ производится корректирование технологии выполнения АСР. При этом сведения о всех изменениях обстановки, а также информация о применяемых технологиях спасения пострадавших направляются от руководителя работ в вышестоящие органы управления, которые уточняют и согласовывают ранее принятые организационные решения и обеспечивают их выполнение через соответствующие мероприятия, в результате чего процесс ликвидации последствий ДТП продолжается в принятом порядке.
Основными способами управления ведением АСР являются: личное наблюдение руководителем работ за ликвидацией последствий ДТП; изучение обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; контроль за ходом выполнения поставленных задач; личные переговоры с подчиненными и вышестоящими руководителями (командирами, начальниками) по средствам связи; отдача коротких распоряжений; уточнение задач; изучение донесений; постановка новых задач.
Основным средством управления ведением АСР при ликвидации последствий ДТП является связь.
Средства связи используются комплексно. Организация связи должна обеспечивать устойчивость управления, возможность передачи сигналов, распоряжений и информации по нескольким каналам связи. Связь устанавливается с органами управления ГИБДД, Минздрава России, МЧС России и других ведомств и со спасателями на месте проведения АСР.

3. Основные принципы проведения АСР при ликвидации последствий ДТП
1. Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия (ЛП ДТП). Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
2. Распределение полномочий, ответственности и обеспечение взаимодействия служб различных ведомств по ЛП ДТП. Порядок организации управления и взаимодействия служб различных министерств и ведомств Российской Федерации по ликвидации последствий ДТП приведен в разделе 2.
3. Заблаговременное распределение обязанностей по спасению пострадавших при ДТП в спасательной группе.
К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:
— командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями;
— водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП;
— 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС;
— спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР;
— медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.
4. Разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС.
5. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т. п.) на спасателей и пострадавших, а также исключению действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использования электроинструментов при розливе топлива).
6. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами.
Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой помощи. 7. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП.
Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т. п.
8. Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при извлечении его из автомобиля.
9. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях: при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей; при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала.
10. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего:
— противошоковой терапии;
— обезболивания;
— остановки кровотечения и т.п.;
— фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.

3) эффективным управлением работами (действиями сил и средств) по ликвидации последствий ДТП.

8. В интересах взаимодействия ГУВД по Свердловской области в рамках полномочий, определенных законодательством, осуществляются:

1) своевременное оповещение и информирование структур взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере происшествия, принимаемых мерах и составе привлекаемых сил;

2) координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, организация связи на месте ДТП;

3) оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП;

4) организация движения транспорта на подъездах к месту ДТП;

5) оказание первой помощи пострадавшим (до прибытия медицинских формирований) на месте ДТП;

6) содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия транспортных средств подразделений, задействованных в ликвидации последствий ДТП;

7) организация доставки пострадавших в ДТП в учреждения здравоохранения;

8) участие в аварийно-спасательных работах на месте ДТП в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к ДТП;

9) предоставление представителям подразделений, задействованным в ликвидации последствий ДТП, ведомственных каналов и средств связи, при условии отсутствия других каналов, для организации оперативного управления формированиями, принимающими участие в ликвидации последствий ДТП;

10) охрана общественного порядка и имущества, оставшегося без присмотра на месте ДТП.

9. В интересах взаимодействия Главным управлением МЧС России по Свердловской области в рамках полномочий, определенных законодательством, осуществляются:

1) ликвидация последствий ДТП с привлечением необходимых сил и средств подразделений Главного управления МЧС России по Свердловской области, в том числе деблокирование и извлечение людей из поврежденных транспортных средств, оказание первой помощи, эвакуация пострадавших;

2) организация (при необходимости) проведения контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП;

3) организация и проведение (при необходимости) комплекса работ по специальной обработке (дегазация, дезактивация, дезинфекция) транспортных средств, места ДТП и прилегающей территории, мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;

4) организация тушения пожаров и проведения комплекса аварийно- спасательных работ;

5) организация водолазных поисковых и спасательных операций (при необходимости), операций по обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных предметов;

6) при необходимости организация применения средств индивидуальной защиты, определения и соблюдения режимов радиационной, химической и биологической опасности.

10. В интересах взаимодействия Министерством в рамках полномочий, определенных законодательством, осуществляются:

1) медицинская разведка места ДТП;

2) определение потребностей в медицинских силах и средствах;

3) привлечение необходимых сил и средств, в том числе ОГУЗ "ТЦМК", для оказания в необходимом объеме медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП;

4) медицинская сортировка и регистрация пострадавших;

5) координация медицинского обеспечения, организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

6) оказание пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, на этапе эвакуации и непосредственно в учреждениях здравоохранения;

7) материально-техническое обеспечение медицинских подразделений, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП;

8) обучение личного состава ГИБДД приемам оказания первой помощи пострадавшим при ДТП.

11. Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте ДТП осуществляется должностными лицами органов управления ГУВД по Свердловской области (по решению руководства и исходя из режима служебной деятельности), а до их прибытия - первым прибывшим на место ДТП должностным лицом (специалистом) других участников взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

12. Должностное лицо, осуществляющее руководство работами по ликвидации последствий ДТП:

1) оценивает обстановку на месте ДТП, передает (дает указания) необходимую информацию и организует спасение людей (при необходимости) и оказание медицинской помощи;

2) определяет и обеспечивает безопасные условия работы по ликвидации последствий на месте ДТП;

3) организует (при необходимости) проведение комплекса аварийно-спасательных работ.

13. При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее к месту ДТП должностное лицо государственной противопожарной службы, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями (личным составом) всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

14. При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и по возможности фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий, а также необходимых и установленных мер безопасности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

УПРАВЛЕНИЕ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ / ПОСТРАДАВШИЕ / ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ / КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ / КАРТОЧКА УЧЕТА ДТП / ЭВАКУАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СИЛЫ И СРЕДСТВА / MANAGEMENT IN CRISIS SITUATIONS / SUFFERED / LIQUIDATION OF THE TRAFFIC ACCIDENTS CONSEQUENCES / INFORMING / PROVIDING SAFETY / COORDINATION OF MANAGEMENT BODIES / COORDINATION OF MANAGEMENT BODIES ACTIONS / EVACUATION / MEDICAL AID / FORCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Склярова Людмила Михайловна

Рассмотрено взаимодействие различных ведомств, необходимое для эффективного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), рациональное распределение задач, сил и средств при их ликвидации.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Склярова Людмила Михайловна

Обучение современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий

Interaction of Different Departments in Traffic Accidents Elimination

Interaction of different departments for efficient assistance for suffered in traffic accidents and rational distribution of tasks, forces and means is examined in the article.

Взаимодействие структурных образований различных ведомств при ликвидации дорожно-транспортных происшествий

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Л.Г. Одинцов, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Л.М. Склярова, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Рассмотрено взаимодействие различных ведомств, необходимое для эффективного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), рациональное распределение задач, сил и средств при их ликвидации.

Ключевые слова: управление в кризисных ситуациях, пострадавшие, ликвидация последствий ДТП, информирование, обеспечение безопасности, взаимодействие органов управления, координация действий органов управления, карточка учета ДТП, эвакуация, медицинская помощь, силы и средства.

Interaction of different departments in traffic accidents elimination

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

L.G. Odintsov, VNII GOChs L.M. Skliarova, VNII GOChs

Interaction of different departments for efficient assistance for suffered in traffic accidents and rational distribution of tasks, forces and means is examined in the article.

Key words: management in crisis situations, suffered , liquidation of the traffic accidents consequences, informing, providing safety, coordination of management bodies, coordination of management bodies actions, evacuation, medical aid, forces.

^П Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

Существо взаимодействия состоит в том, что каждое структурное образование решает свои, четко очерченные задачи и создает определенный вклад в достижении общей цели — спасение людей и ликвидация последствий ДТП.

Основными задачами различных ведомств по ликвидации последствий ДТП являются:

а) для органов внутренних дел:

• информирование (оповещение) органов управления и служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП о факте и о характере происшествия. Карточка учета ДТП (первичный учетный документ) должна отражать не только информацию, интересующую органы управления ГИБДД, но и показатели, характеризующие действия сотрудников других министерств и ведомств (степень зажатия, степень тяжести травм, состав привлекаемых сил и средств, время их прибытия и т.п.);

• содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия транспортных средств спецслужб;

• принятие мер по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП;

• обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП;

• обеспечение оперативно-следственных действий;

• принятие мер к оповещению участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП;

• обеспечение безопасности работ на месте ДТП;

• ограничение или запрещение движения в районе места ДТП, направление транспортных средств в объезд места ДТП;

• контроль за проведением аварийно-спасательных работ (в части не нарушения первичной обстановки места происшествия и сохранения вещественных доказательств и следов до проведения фиксации обстановки);

• охрана общественного порядка и имущества на месте ДТП.

б) для органов здравоохранения города, района:

• привлечение имеющихся сил и средств (в том числе службы медицины катастроф) для оказания медицинской помощи пострадавшим;

• обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП;

• оказание пострадавшим медицинской помощи.

• привлечение наличных сил и средств (в том числе службы медицины катастроф) для оказания медицинской помощи пострадавшим;

• обеспечение эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

• оказание пострадавшим медицинской помощи.

в) для дорожно-эксплуатационных управлений (ДЭУ) и дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ) Минтранса России:

• обеспечение перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ДТП и осуществления эвакуационных мероприятий;

• восстановление элементов дороги, поврежденных в результате ДТП.

г) для отделений (управлений) железной дороги МПС России:

• участие в ликвидации последствий ДТП, связанных с объектами железнодорожного транспорта (железнодорожные переезды и др.).

д) для органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города, района и их структурных подразделений:

координации действий всех органов управления, сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП,

связи и оповещения на месте ДТП;

• обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП;

• организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;

• организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдением режимов радиационной, химической и других требований безопасности;

• обеспечение доставки на место ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

• привлечение сил и средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к ликвидации последствий ДТП;

• обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями аварийно-спасательных формирований непосредственно по прибытии на место ДТП (в случае отсутствия сотрудников МВД России, инспектора по дознанию ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.

е) для Комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объектовых комиссий:

• назначение руководителя ликвидации последствий ДТП (при чрезвычайной ситуации местного и территориального уровня);

• организация передачи оперативной информации:

в центр управления в кризисных ситуациях; в информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

в региональные информационно-управляющие центры;

в информационно-управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Российской Федерации;

• в абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

• в информационные центры организаций;

• принятие решения о привлечении сил и средств для ликвидации последствий ДТП;

• руководство работами по ликвидации последствий ДТП;

• организация эвакуационных мероприятий, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации последствий ДТП в места постоянного проживания;

• обращение при недостаточности собственных сил и средств за помощью к органам исполнительной власти;

• информирование органов социальной защиты населения при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления о гражданах, пострадавших в ДТП, в целях оказания помощи пострадавшим в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• контроль и оценка результатов деятельности по совершенствованию взаимодействия при ликвидации последствий ДТП.

Можно значительно снизить количество погибших в ДТП, уменьшить количество пострадавших с частичной или полной потерей трудоспособности, значительно сократить размеры материального ущерба при при возникновении рассматриваемых ситуаций, если каждое структурное образование будет решать свои, четко очерченные задачи в достижении общей цели — спасение людей и ликвидация последствий ДТП.

4. Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД, МЧС и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП, утвержденное заместителями Министров МВД, МЧС и Минздрава России 17.04.2003 г.

5. Руководство по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007, 90 с.

9. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2002, 161 с.

Сведения об авторах

Леонид Григорьевич Одинцов: главный научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н.

Людмила Михайловна Склярова: старший научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Читайте также: