Самый грустный минорный лад

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Раз уж мы познакомились с тональностями, давайте теперь разберёмся, как можно тональности менять на лету.

Мы помним, что у нас есть три группы аккордов:

- Тональная группа - I ступень, III ступень и VI ступень.

- Субдоминантная группа - II ступень, IV ступень и VI ступень.

- Доминантная группа - III ступень, IV ступень и VII ступень.

Немного о функциональной гармонии.

Как я писал в предыдущих постах, каждая ступень тональности несёт в себе какой-то определённый “вектор эмоции”, если можно так выразиться. И этот вектор ощущается слушателем как до смены аккордов, во время, так и после смены аккордов.

Начнём с первого и самого “главного” аккорда тональности. Первая ступень.

Первая ступень описывается как “отдых”, “дом”. Возвращение в самые устойчивые звуки тональности. Другие аккорды, из-за большего диссонанса для человеческого уха и мозга (мы помним, что было в композиции до этого момента), стараются “разрешиться” в тонический аккорд. Разрешиться - как решить проблему и “скинуть с себя давящий камень”.

Чаще всего тонической нотой или аккордом начинается и заканчивается произведение. Приятное психологическое чувство, когда мелодия началась на тонике, побродила по окрестностям, и потом вернулась “домой”.

Но есть исключения, когда всё начинается на полтона/тон ниже тоники, или заканчивается не на тонике, чтобы оставить небольшое напряжение в восприятии. Это всё отличные творческие решения, и для них тоже есть место в мире музыки.

Следующий аккорд из тонической группы - это VI ступень. По-научному называется “субмедианта” или “нижняя медианта”.

Шестую ступень можно использовать для частичного разрешения мелодии, чтобы потом “дойти домой” в тонику.

Либо можно использовать шестую ступень чтобы постепенно перейти от любого аккорда к тонике.

В доминантной группе, V ступень - самая “торжественная” ступень.

Она подразумевает “пик” активности и энергии в музыке. Например, в припевах часто последний аккорд в квадрате (чаще всего, в конце каждой второй строки) - доминантный.

Переход с пятой ступени на первую - резкий как удар серпом, и жёсткий как удар молотом.

Теперь субдоминантная группа.

IV ступень почти такая же “торжественная” как пятая, но при этом в ней чувствуется больше напряжения из-за не до конца раскрывшегося звука. А точнее, из-за того, что устойчивых ступеней гаммы в V ступени больше, чем в IV. V ступень - чуть больше консонанса, VI ступень - чуть больше диссонанса.

Если сравнивать четвёртую с пятой, то можно провести аналогию с днём победы и новым годом.

Пятая ступень - новый год - это торжество, это неуёмная радость, это энергия

Четвёртая ступень - день победы - это мощь, сила, напряжение, сдерживание энергии. Начало гимна России - вот это взрывное “Рос-СИЯ свящ…” - это G->C - кварта. Ну, то есть, прыжок с первой на четвёртую ступень, если играть аккордами.

Вот я говорю, что четвёртая ступень такая крутая, а по статистике секстаккорд от второй ступени (II6) более распространён.

По ссылке такая картинка:

- Слева направо можно прыгать как угодно.

- Справа налево - лучше по стрелкам.

- Если мы переходим с IV ступени на I, то лучше на секстаккорд первой ступени - I6.

- Пунктирные стрелки - это распространённый путь от аккорда через несколько посредников в тонику. Например из V через IV, потом VI и потом, наконец, I.

Для минора схема практически та же:

Это только кусочек функциональной гармонии. В планах расписать чудеса закономерностей в музыке в отдельных карточках, потому что тема большая и очень интересная.

Модуляция - это когда меняешь тональность в композиции. При этом остаётся только играть те же ступени, но уже в новой тональности - и слушатель уловит, что “вся композиция” поднялась или опустилась. Или вся композиция сменилась с весёлой на грустную, или наоборот.

Часто модуляцию используют для перехода в “новый акт” песни. Когда вся песня поднимается на полтона-тон.

Если переходишь в новую тональность и не возвращаешься обратно - “это норма” (с).

А вот временный переход в тональность - это отклонение. Так и называется :) Отклонение.

Так как отклонение - вещь временная, а значит, чаще всего должна вносить немного смуты и хаоса в композицию - рекомендуют делать отклонения в субдоминантные тональности.

А модуляцию - в доминантные тональности, как эмоциональный выход на новый этап или новый уровень.

Давайте по терминам.

Период - квадрат - это какое-то время для целой фразы. Например Am-C-Dm-G - это период, который повторяется всю песню, кроме бриджа.

Бридж - это проигрыш между квадратами. Это небольшое отхождение от мелодии, чтобы потом к ней вернуться. Например бриджем в описании квадрата я назвал строки “Прожитых под светом звезды по имени Солнце”. Там играется Am-C-Dm-G, потом бридж Dm-Am.

Альтерация (из первой карточки) - теперь, когда мы знаем про гаммы и тональности, название приобретает смысл. У нас есть набор нот в гамме, но, если мы хотим пронести что-то “запрещённое” в композицию - а это иногда можно - мы указываем знаки “альтерации” - диез, бемоль и бекар (который отменяет один диез или бемоль). То есть, мы указываем, где у нас “альтернативные” ноты, которые по правилам здесь быть не должны.

**Плюс, не стоит забывать, что со знаками альтерации намного проще иметь гаммы, в которых есть все 7 нот, и отличающиеся только набором и количеством знаков альтерации.

Тритоновая замена (спасибо, @Zeppelin24) - это замена септаккорда одной ноты септаккордом её тритона.

То есть, поднимаемся от ноты на 6 полутонов, и уже там берём там септаккорд.

Из-за того, что две ноты у аккордов одинаковы (третья и седьмая ступени и наоборот, соответственно), а третья - это диссонирующий тритон в гамме - получаем довольно похожий, и при этом “экзотичный” звук, который любят джаз музыканты.

А каденция - это вообще прикольно. Это определённая последовательность ступеней для окончания части или композиции в целом, которая закрепилась в культуре.

У некоторых каденций есть свои названия, например:

Автентическая - это переход от доминантного аккорда к тоническому. Самая яркая автентическая каденция - это переход от V к I ступени.

Плагальная - это переход от субдоминанты к тонике. Не такая мощная, как автентическая, но при этом к пятой ступени надо ещё подойти, чтобы прочувствовать всю энергию (например I-IV-V-I), а на четвёртую можно прыгать хоть когда, по идее.

Половинная каденция - заканчивается на доминанте. Если не выпустить энергию доминанты последующим переходом на какую-нибудь тоническую ступень - то будет казаться, что show must go on, но музыка уже кончилась. Диссонанс-с.

Прерванная каденция - это когда вместо возвращения “домой” в тонику в конце, музыкант последним штрихом играет не первую, а любую другую ступень. Чаще всего, шестую, потому что она вторая по внутреннему напряжению ступень.

Но каденции можно применять не только с аккордами. Характерные, неожиданные или, наоборот, ожидаемые каденции можно делать и в одноголосной мелодии. Основываясь на нотных ступенях гаммы, а не аккордовых ступенях тональности.

Родство тональностей - это сколько общих нот есть у двух тональностей. Например до-мажор и ля-минор делят одни и те же ноты, а до-мажор и до-минор - только 4 из 7.

Там много вариантов. Нам важно то, что чем больше общих нот между тональностями - тем незаметнее для слушателя будет переход.

**что такое квинтовый круг - в следующей карточке.

С другой стороны, если нужно дать встряску и открыть второе дыхание - можно использовать родственные тональности.

Главное - быть осторожным. Потому что, чем больше тональности отличаются, тем а) сложнее будет перейти из одного в другой через общий аккорд (общих аккордов может даже не быть) и б) тем сложнее будет слушателю связать две части композиции, что тоже не совсем гут.

И последнее - это функциональная роль септаккордов в гармонии.

Имея ограничение нот нашей гаммой до семи, не любые септаккорды можно взять от каждой ноты гаммы. Список на карточке - это те версии септаккордов, которые стоит брать на определённой ступени. Скажем так, “легальные” септаккорды.

Относительная эмоциональная окраска каждого из септаккордов повторяет окраску обычных трезвучий из тональности. Минорное-мажорное наклонение остаётся, плюс добавляется ещё “нотка”, которая эмоционально украшает септаккорд.

V ступень, знакомая нам своей яркостью и торжественностью, получает немного сбивающий минорный звук, делая наш септаккорд не “большим мажорным”, а “большим минорным”.

Что до IV ступени. Так как она была чуть более “сдержанной” - септаккорд привносит более мажорную нотку, поэтому это большой мажорный септаккорд.

А на VII ступени в тональности у нас уменьшенный аккорд VIIdim. Поэтому септаккорд будет уменьшенным малым, при этом с самой выраженной на его фоне дополнительной ноткой.

Дальше рассмотрим квинтовый круг. Боюсь, там может быть ещё больше текста :)

Кто может сказать про это что нибудь?
Если с аккордами всё ясно, использование минорных, но как быть с мелодией.

Присоединяюсь к 'у со следующим вопросом.
Мне очень хотелось бы узнать, в каких тональностях какие ноты можно использовать.
И соответствия тональностей к какому-нибудь настроению, что-то вроде:

до-мажор - белый (Чистота ХТК прелюдия c-dur И.С Бах)
ре-минор - желтый (Слезы "Лакримоза"d-moll Моцарта)
ми-минор - красный (Кровь "Реквием"e-moll Моцарта)
фа-мажор - зеленый (Трава, природа "Пасторальная симфония"f-dur Бетховена)
соль-мажор - коричневый (. )
ля-минор - голубой (. )
си-минор - серый (Скорбь "Месса си-минор" И.С. Бах)
си меболь-минор - черный (. )

судя по фразе, но надеюсь я не правильно понял тебя (image)

, спасибо, но что такое dur и moll? (image)
dur - диез, moll - бемоль?

P.S:
Minesweeper,
"dur" - "мажор"
"moll"- "минор"


Нет, все таки немножко смешно. (image) Таблица, хорошая, наглядная. Можно еще в пианоролле, в меню chords, под надписью scales выбрать нужный лад - минор, мажор и т.д. Тогда будут проставляться все ноты этого лада одновременно. Поставить от основной ноты тональности, и посмотреть, какие там ноты. Но тут еще нужно учитывать, что случайные звуки, не входящие в эту тональность, могут быть при обыгрывании аккорда. Но тут я помочь советом не могу, кому интересно, поищите в инете.
, не совсем ясен вопрос, что там насчет мелодии?
jdoblom

Minesweeper, всё таки я правильно понял Вас? тогда я очень разочарован, от пользователя с наивысшей репутацией(((
Спс за репутацию)))

Edd, пжалста)))

jdoblom, ну как известно минорные тональности - грустные, но минорные и мажорные пересекаются(как видно по первым двум столбцам), так как же быть.
Вообщем суть, как достичь грустной мелодии?


Тут уже от настроения зависит. Песня про ямщика, который в степи замерз, в мажоре написана. Так же, как и песня про невесту казака, утонувшую перед свадьбой. Да и блюзы - в мажорных тональностях.
jdoblom

Ну всё же приёмы существуют же?
Допустим арпеджио в миноре и тож самое в мажоре будут отличатся по настроению)


Простой вариант - использование минорных тональностей. Темп и ритм - вряд ли грустная песня хорошо прозвучит в ритме марша. Длинные, протяжные ноты. На мой взгляд, еще неплохо использовать инструменты, близкие по тембрам к человеческому голосу: гитара, скрипка, саксофон, флейта, орган и т.д.
А то, что тональности по знакам пересекаются, ничего не значит. Ноты-то в аккорде разные.
jdoblom

jdoblom, ну аккорд аккордом, а я про мелодию всё же, типа использованию интервалов каких то между нотами и тд.


Разочаровывайтесь сколько влезет, .
Я не могу всё знать, а с музыкальной теорией у меня не так уж хорошо.
Если не сказать хуже. И плюсы мне не за знание сольфеджио ставят!

Minesweeper, просто песни у тебя очень хорошии, ну знания гамм и тональностей, хотя бы не знание а использование, думал имеет место.
Как ты тогда мелодии пишешь, на слух?

Я кстати тож музыкалку не оканчивал, и в музыкальной грамоте, тож не очень.

кстати про таблицу, в фл есть такая функция как "scales" это гамма минорная и мажроная, можно перемещать по нотам и получите нужную гамму, таблица не обязательна (image)

Странное желание, неизбежно вызывающее встречный вопрос: зачем знать тональность человеку, "совсем не шарящему" - ведь немузыканту это знание абсолютно ничего не даёт.

Попытаюсь пояснить максимально упрощенно: тональность и лад (в до мажоре "до" - это тональность, "мажор" - это лад) - это система взаимоотношений звуков в музыкальной композиции вокруг одной главной ноты, которая называется тональным центром или тоникой. По законам построения композиции, для того, чтобы тема звучала законченной, мелодия обязательно должна заканчиваться тоникой. Т.е. если, последняя нота в мелодии - это "до", значит со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что песня прозвучала в тональности "до".

Мажор это или минор - музыкант определит просто на слух, для этого нужна небольшая практика. Если вы не знаете нот, но немного владеете музыкальным инструментом, достаточно подставить к нашей финальной ноте "до" мажорный или минорный аккорд. Тот который "совпадет", как раз и определит лад.

Но определение тональности ровным счетом ничего не даёт в практическом плане, потому что вокалисты обычно меняют тональность, подстраивая песню под свой вокальный диапазон.

Мне как-то пришлось сидеть на репетиции Демиса Руссоса с местным оркестром во время его последних гастролей в России. Выйдя к микрофону, маэстро обратился к дирижеру: "Что-то я сегодня не в голосе. Давайте сыграем на тон ниже". Дирижер взмахнул палочкой - и аккомпанимент зазвучал вместо ля-мажора, как было написано в нотах, в соль-мажоре. Через пару тактов Руссос снова остановил оркестр: "Давайте еще на полтона ниже". Кое-кто из оркестрантов с досадой крякнул: фа-диез-мажор - крайне неудобная для исполнения тональность. У некоторых инструментов, в частности, у духовых, полностью меняется аппликатура (расположение пальцев на клапанах). Однако профессиональный музыкант обязан уметь играть произведение в любой тональности. В истории с Руссосом оркестр с честью выдержал проверку "на вшивость". При этом некоторые оркестранты были недовольны (из тех, что всегда чем-то недовольны), но маэстро этого не заметил, потому что он не попросил ничего особенного - просто привык работать с профессионалами.

Если вы возьмете популярное произведение, которое входит в репертуар многих исполнителей, типа "Yesterday" или "Bessame Mucho", прогуглите и выберете из YouTube'а пару десятков версий - можете не сомневаться, что найдете варианты исполнения почти во всех возможных тональностях.

Что касается мажора и минора: считается, что мажор предназначен для бодрых, оптимистических тем, а минор - для лирических. Но это, опять-таки, очень условно. Достаточно сказать, что одно из самых трагических произведений в мировой музыке, Похоронный марш Шопена (в оригинале это вторая часть его фортепианной сонаты) и начало Первого фортепианного концерта Чайковского, который считается образцом светлой, жизнеутверждающей музыки, написаны в одной и той же тональности - си-бемоль-минор.

Если вы хотите хотя бы минимально разбираться в музыкальных структурах - даже если не играете на музыкальном инструменте, а только слушаете музыку, я посоветую вам замечательную книжку: "Элементарную теорию музыки" Вахромеева. Это простой и небольшой по объему учебник, по которому последние 100 лет учатся шести-семилетние детки, которые только приступают к занятиям в музыкальных школах. Очень доходчивым языком там поясняются базовые понятия, как устроена музыка. Книжку легко можно одолеть за 3-4 дня, ну, за неделю. Гарантирую, что вы быстро начнёте "шарить" в базовых вопросах, а среди друзей приобретете репутацию глубокого знатока музыки.

Сегодня мы говорим о том, как все наши дробные знания объединить в одну композицию.

Что можно делать, как стоит строить музыку и какие секреты бывают.

Выбор тональности может основываться на чём угодно.

Кто-то играет до мажор или ля минор, потому что там только белые клавиши.

Кто-то играет ми мажор и ми минор, потому что на гитаре это открытые струны (не зажатые нигде).

Кто-то считает, что ре минор - самая грустная тональность, кто-то выбирает определённый лад, чтобы задать тон всей композиции.

Цель первого шага - это с чего-то начать. Выбором тональности мы определяем начальную точку нашей композиции. И не забываем, что мы потом сможем довольно просто поменять тональность пользуясь номерами ступеней, наклонения аккордов, или обычной модуляцией на несколько тонов/полутонов.

Дальше, важно знать, что если у нас несколько партий и каждый музыкант будет играть свою уникальную мелодию - для нас это превратится в какафонию. Мы не сможем услышать и воспринять то, что нам хотел передать автор (если он не хотел передать хаос).

Чтобы не перегружать звуковую картину композиции стоит понимать, что в соло партиях лучше выделять из общей музыки только несколько инструментов, которые будут обыгрывать мелодию, а остальные инструменты будут создавать "фон" для её поддержки - аккомпанемент.

Баланс между соло и аккомпанементом можно использовать для управления настроением слушателя, добавляя, например, хор в припеве, или передавая спор двух мелодий, перебивающих друг друга. Или, наоборот, убрать барабаны, гитары и оставить только арфу, для создания момента лёгкости в композиции.

К тому же, барабаны, или, по-научному, ритм - очень сильно влияет на восприятие музыки. Истинно говорят, что музыка - это не просто правильные ноты и правильные длительности нот, но и правильные паузы. Которые подчёркиваются ритм партией.

Прислушайтесь, в разных жанрах свои характерные ритмы.

Потом мы думаем над структурой песни.

Если мы просто будем играть аккорды по кругу, то результат будет довольно скучный, извините. И приестся через какое-то время.

Представьте, что ваша музыкальная композиция - это история. Пользуйтесь хитростями из других сфер, чтобы открывать новые горизонты в музыке!

У литературы есть завязка, где нас знакомят с героями, действие, когда история развивается, и развязка, когда всё расставляется на свои места и зритель уходит удовлетворённым (или задумавшись, если мы хотим его оставить с внутренним вопросом).

В театре и кино есть акты, которые внутри себя являются более менее законченными, и поэтому можно смелее менять тему при смене актов. Или менять жанр? Темп? Да что угодно.

Чаще всего - традиционно - песни состоят из вступления и потом нескольких куплетов и припевов, сменяющих друг друга (иногда по-разному). Куплеты и припевы по своей идее отличаются энергией, которую они несут. Куплет разогревает слушателя и подводит к точке, где его подхватывает припев и подбрасывает ещё выше. После такого, возврашение из припева в куплет ощущается как приземление на батуте. Да, упал, но мягко, приятно, и хочется ещё!

Ещё есть пред-припев (pre-chorus), который можно использовать для энергетического перехода между куплетом и припевом, если у куплета недостаточно энергии, чтобы "добросить" слушателя до припева. Такой, скажем, мостик, чтобы слушателю было приятнее.

И стоит упомянуть бридж. Это небольшое отступление от темы. Просто небольшой офтопик, чтобы перевести дух. Часто может длиться не целый квадрат (4 такта), а 2 или 1 такт.

Не стоит путать его с, например, барабанной сбивкой, где мелодия не прерывается на такт или больше. Для сбивки барабанщики добавляют некоторые дополнительные удары в конце квадрата для небольшой психологической разгрузки и малого уточнения "границы" между квадратами.

Более классические композиции имеют свои устоявшиеся структуры и, соответственно, названия. Об этом лучше в вики, я точно не мастер классической теории музыки :)

Разные способы разнообразия нашего музыкального создания описаны в карточке. Ниже я распишу поподробнее некоторые из них. (а потом вообще переделаю карточку и напишу нормальные :) ).

Это когда мы начинаем мелодию, или петь не в первую долю, а за долю до этого.

Это можно заметить, например, на песне "В лесу родилась ёлочка". Начальное "Вле-" начинается будто чуть раньше, чем надо. И на сильной доле, которая воспринимается как "начальная" в каждом повторении мы уже "су". Также и дальше (капсом более энергичное пение): Вле-СУ ро-ДИ

лась-ЙО лоч-ка. Затакт довольно сильно меняет звучание. Так, что многие песни, основанные на затакте, не сразу поймёшь в "нормальной" форме.

Это общий сдвиг в мелодии на долю. То есть, в ритме остаётся правильный рисунок сильных и слабых долей, а музыка играет наоборот. На сильные доли играет слабые, а на слабые - сильные.

Сложно на словах, посмотрите видео :)

На слух появляется такое "икание" мелоди, потому что тело, следуя ритму, движется вниз, но дёргается вверх следуя песне песни.

Музыкальный размер - это какой "счёт" мы используем, когда "считаем" вместе с музыкой.

Все знают эти танцевальные или музыкальные "раз-два-три, раз-два-три". Или "раз-два-три-четыре". Или "раз-два-три-четыре пять-шесть-семь-восемь. Живее! три-четыре. Не отстаём! семь-восемь".

Это именно оно. В музыке некоторые размеры сильно ассоциируются у нас с определёнными жанрами. Например, вальс - это раз-два-три раз-два-три. Для того, чтобы это записать, музыканты пишут два числа - 3/4. В знаменателе (внизу) - длина ноты, в числителе - сколько таких нот поместится в такт. Получается, такт длится три четвертьноты.

Попробуйте посчитать вместе с песней. Там ритм 7/8 (duh), но барабаны с вокалом отлично "замедляют" ритм, делая песню в размере 3.5/4, если можно так выразиться. Поэтому слышится какое-то заикание, или обрыв. Потому что мозгу непривычно слышать такой необычных размер.

Это просто повторение фразы. Можно сменить аккорд, но мелодия останется. Или повторить группу аккордов.

Каденция - это немного другое. Каденция - это определённые последовательности (чаще всего, в конце композиции), которые традиционно где-то используются. Например, Неаполитанская каденция.

Ещё есть секвенция - она следит за гармоническим изменением мелодии.

То есть, реприза - это повторение фразы, а секвенция - это как менялись ноты, которые играются. Может, другая тональность, или другой аккорд. Или, например, модуляция. Это всё, в контексте репризы, будет считаться секвенцией.

Инверсия - это когда движение по нотам вверх меняется на "вниз", и наоборот. Мы как бы переворачиваем мелодию с ног на голову. Звучит отлично. Тем более, что все ноты из тональности, поэтому конфликты с аккомпанементом (который не разворачивал ничего) случаются редко.

Нота на слабую долю: это как синкопа. Точнее, это составляющая синкопы. Но можно её использовать единично. Тогда это будет просто нота на слабую долю.

На деле, хитростей, правил и советов намного больше. И многие из них конфликтуют, потому что музыка - это творчество, а не точная наука. Здесь нельзя сказать, что вот это - плохо, а вот это - хорошо. Но можно субъективно предположить, что вот это - получше, а вот это - похуже.

Так что оставляйте свои хитрости в комментариях, я попробую собрать более нормальный список. Времени много, это нужно к переделке 10й карточки, а это ещё 18 перед ней :)

Не болейте, пейте чай

И спасибо большое за помощь!


Лига гитаристов

1.2K постов 6.9K подписчиков

Правила сообщества

Одна из основных и важнейших целей сообщества - помощь новичкам и гитаристам, желающим найти нужную им информацию. Поэтому особое внимание уделяется постам с просьбой о помощи и комментариям с советами. Если вы упорно пересказываете мифы и даете участникам сообщества вредные советы из числа тех, которые могут привести к неправильному выбору инструмента или к ошибкам в обучении и запутать начинающих - такое поведение будет наказываться блокировкой после предупреждения.

При желании выложить своё бренчание под расстроенную акустику в подъезде - серьёзно подумайте, готовы ли вы выслушать те комментарии, которые, с определенной вероятностью, появятся под постом.

Данный пост является ответом не только на указанный пост, но и на всю серию постов юзера ArstList по теории музыки. Данным постом я призываю всех, тех кто только хочет начать обучение музыке или уже владеет определенным багажом знаний -

НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСТАМИ ArstList по следующим причинам.

Эта серия начинается следующими словами:

Благими идеями вымощена дорога в ад. Шпаргалки по теории музыки, да и по любой другой дисциплине лучше всего делать самому с проверенных источников. А ещё лучше пойти в музыкалку и честно отучиться там положенный срок. Автор не является профессиональным музыкантом. Он сам только что сел учиться, но решил, что уже вправе учить других. В его постах скрываются ошибки, которые он сам не в силах осознать. Тем не менее, инфа опубликована и уже ушла в массы. И в таком виде массы будут её читать, лайкать, сейвить и юзать. И это печально.

В качестве примеров приведу два банальных зацепивших лично меня перла.

2. В посте 10/10, обозначенном в заглавии, автор написал:

Был задан вопрос, что за строй гитары проповедует автор, если у него аккорд ми-минор (Ем) не требует зажатия каких-либо струн. На что автор встречно спросил: "а какой строй у гитары" и начал ссылаться на википедию, мол гитара строится в Ми. Что это значит - одному богу известно.

Ок. Разжуем. Стандартный (типичный, всем привычный) гитарный строй следующий (номер струны - нота): 1. ми 2. си, 3. соль, 4. ре, 5. ля., 6. ми.

Тональность Ми-минор определяется основным (разрешающим) аккордом, задающим общий тон всей мелодии и чаще всего стоящим в её завершении. Аккорд Ми-минор (Ем) на гитаре со стандартным строем берётся путём зажатия пятой и четвертой струны на втором ладу. Играя все шесть открытых (незажатых струн) мы получим не чистый аккорд Ми-минор (Ем), а ундецима-аккорд Ми-минор (Ем11). Да, мы попадаем в обозначенную тональность, но написанное автором - бред. Тем более бредово и дилетантски выглядит упоминание открытых струн в Ми-мажоре.

И это касается только стандартного строя. Про drop-D, open-G и прочие даже говорить не приходится.

С одной стороны это мелочи, но именно из мелочей и строится теория музыки. Сольфеджио - сложнейший предмет. Гитара признана одним из сложнейших в освоении инструментов.

Меня дико выбесила глубочайшая некомпетентность автора. При этом она приправлена огромным количеством терминов и сложной к восприятию информации, которая местами является бесполезной для новичков, а местами может оказаться неверна в корне, что хуже.

Именно поэтому, я категорически НЕ РЕКОМЕНДУЮ к использованию материалы, опубликованные ArstList для обучения. Новички могут воспринимать эти статьи как аксиому, а на самом деле, это шпаргалки дилетанта, содержащие ошибки, которые новички просто не увидят. И ходить в Ютуп и Педивикию за подобными знаниями я тоже не рекомендую никому.

Если вы хотите прокачать свои знания по музыке, то вам необходимо поднять свои попки, доехать до музыкального магазина, ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ПРОДАВЦОМ, чтобы исходя из своего уровня знаний купить себе ПРАВИЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, а не вот это вот всё. И, кстати, знания муз.теории прокачиваются куда лучше, когда вы занимаетесь с грамотным преподавателем, а не пытаетесь самообучаться и играть в бегущих по граблям.

Что такое гаммы? Ну, это когда берёшь ноты от До до Си (ABCDEFG), выбираешь, какие у них будут знаки альтерации (диез/бемоль), и это даёт нам определённый окрас нашей мелодии, так как мы выбрали 7 из 12 возможных нот.

Гаммы в музыке являются своего рода общим "языком" композиции. Чтобы все инструменты играли созвучно - коллектив играет в одной (или родственных) гамме.

Идея в том, что играть гармоничные мелодии на всех 12ти нотах - это сложно, и можно ограничить "разрещённые" ноты, чтобы и звучало хорошо, и не слишком много нот.
Та же блюзовая пентатоника состоит из 5 нот. И с помощью этих пяти нот можно играть достаточно сложные и гармоничные произведения.

Одна из самых распространенных гамм, с которой знакомится практически каждый человек из СНГ на уроках пения в школе - это До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Помните? Заметьте, в конце нота До повторилась, но она уже на октаву выше изначальной До. Это всё та же гамма.

Другими словами, конкретная гамма - это конкретный набор нот. И зная этот набор нот можно, соответственно, сказать, что это за гамма.

Гаммы не обязательно должны состоять только из 7 нот. Есть много разных "наборов" нот, которые тоже являются гаммами. Например: пентатоника (из пяти нот), целотоновая гамма - шаг в целый тон (из шести нот), хроматическая гамма - шаг в полтона (12 нот) и многие другие.

Также стоит быстро сказать, что мы говорим о традиционном европейском "темперированном строе". Азиатская музыка, или музыка племён других континентов может быть похожа на европейскую как Цельсий на Фаренгейта.

Добавлю в этот пост ещё продолжение темы про гаммы. Вот примеры популярных гамм (но это точно не все):

Лады - это вообще чудесная штука. По каждому из них можно написать отдельную карточку с применением, описанием, примерами и всяким.

Думаю, в этих карточках лучше упомянуть о ладах вскользь, чтобы человек знал, но пока не заморачивался.

К тому же, было бы клёво найти какую-нибудь общеизвестную мелодию, которая играется не обычной гаммой, а ладом. Так в голове свяжется не только инфа+картинка, но ещё +мыщечная память игры+слуховая память.

Как можно просто понять лады?
Выше говорилось про "ход гаммы" - набор шагов от ноты к ноте внутри октавы.

Помните, в каждой нашей гамме (из семи нот) есть все буквы нашего нотного алфавита (ABCDEFG)? Теперь давайте посмотрим на расположение клавиш на фортепиано (на фортепиано очень наглядно показывать лады).

Из первой карточки мы помним, что первая белая клавиша - До, вторая белая - Ре, а чёрная между ними - До-диез или Ре-бемоль:

Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять "формулу" мажорной гаммы - "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон" - и начальную ноту, по названию которой будет называться полученная гамма.

Например, если мы построим мажорную гамму от ноты "До" - мы получим "до-ре-ми-фа-соль-ля-си".

Заметьте и запомните, что мажорная гамма от ноты "до" содержит в себе ТОЛЬКО белые клавиши.

Теперь глянем на ноту Ля:

Давайте попробуем построить какую-нибудь гамму от ноты Ля, чтобы в ней тоже были ТОЛЬКО белые клавиши.

Логично предположить, что можно построить "гамму" не только от "до" и "ля", но и от любой ноты. Это и есть лады.

Если гамма от ноты "до" и в ней только белые клавиши - это мажорная гамма. Или "Ионийский" лад.

Если гамма от ноты "ре" и в ней только белые клавиши - это так называемый "Дорийский" лад.

От ноты "ми" с только белымми клавишами - "Фригийский" лад.

От ноты "фа" с белыми - "Лидийский" лад.

Белые клавиши от "соль" - "Миксолидийский".

Белые от "ля" - минорная гамма. "Эолийский" лад.

Белые от "си" - "Локрийский" лад.

Но не стоит считать, что лады играются только от определённой ноты. Также как мажор и минор имеют свою уникальную "формулу", лады тоже состоят из попеременных тонов и полутонов.

И имеет "формулу": Тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон.

Зачем нам нужны лады?

Также как и мажорный и минорный (ионийский и эолийский лады) придают "весёлое" или "грустное" настроение композиции, также и другие лады привносят свои особенности в звучание мелодии. Например, многие говорят, что раньше металлисты играли в локрийском ладе, как самом "мрачном".

Читайте также: