Психологические особенности водителей общественного транспорта

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

ВОДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА / ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ИНТРОВЕРТ / ЭКСТРАВЕРТ / НЕЙРОТИЗМ / ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА / ОПРОСНИК "УТОМЛЕНИЕ МОНОТОНИЯ ПРЕСЫЩЕНИЕ СТРЕСС" / БОСТОНСКИЙ ТЕСТ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / THE DRIVER OF PUBLIC TRANSPORT / TYPE OF TEMPERAMENT / RESISTANCE TO STRESS / INTROVERT / EXTROVERT / NEUROTICISM / THE PERSONAL QUESTIONNAIRE BY G. AYZENK / THE QUESTIONNAIRE "EXHAUSTION MONOTONY SATIATION STRESS" / THE BOSTON STRESS TEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна

Динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма у студентов при различных уровнях стрессоустойчивости

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS RESISTANCE OF THE DRIVERS OF PUBLIC TRANSPORT

Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОИЧИВОСТИ .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS RESISTANCE OF THE DRIVERS OF PUBLIC TRANSPORT

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Увеличение количества транспорта на дорогах привело к росту числа аварийных ситуаций, в том числе ДТП с летальным исходом. При этом значительную долю дорожно-транспортных происшествий составляют те, причиной которых является человеческий фактор. Следовательно, работа по снижению аварийности на дорогах должна вестись не только с позиции технического контроля качества автодорог и транспортных средств, но и с точки зрения индивидуально-психологических особенностей людей, получающих возможность управления автотранспортом. Наиболее важен учет личностных особенностей для водителей, которые управляют общественным транспортом, поскольку жизнь пассажиров зависит не только от их мастерства, но и от особенностей личности. Водители городских маршрутов работают в экстремальных условиях. Дело в том, что им приходится совмещать монотонную работу (движение по одному и тому же маршруту в течение всего рабочего дня) и разнообразную деятельность, связанную с общением с пассажирами и соблюдением ПДД, особенно в час-пик.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой про-

блемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Психологические особенности личности рассматриваются в словарях и учебниках по психологии (К.К. Платонов [1], А.В. Петровский, В.А. Петровский [2], Л.Д. Столяренко [3], В.А. Бодров [4], П.Б. Зильберман [5], В.А. Крутецкий [6] и др.), общей психологии (О.В. Лозгачева [7], Е.В. Распопин [8], А.Л. Рудаков [9] и др.). Разнообразные методики на выявление особенностей личности предлагают издания по практической психологии [10]. Кроме того, множество исследований посвящено непосредственно изучению индивидуальных особенностей личности (М.Р. Кораблина [11], В.Л. Романова [12], B.C. Мерлин [13], В.Д. Небылицын [14], К.В. Судаков [15] и др.). Проблема стресса и его преодоления представлена в монографических работах М.В. Гамезо, И.А. Домашенко [16], Е.П. Свитко [17], Н.И. Спиридонова [18], Л.Л. Горячевой [19], Н.И. Даникова [20], А.Н. Дружинина, Б.С. Дехтяра [21], Л.Ю. Хрусталевой [22] и т.п., а также в журнальных статьях В.А. Пономаренко [23], С.Н. Ениколопова [24], А.Б. Леоновой [25], Н.В. Тарабриной [26], И.В. Герасимова [27], М.А. Кленовой, Ю.С. Захаровой [28], А.Н. Цветкова [29], Л.Ю. Кириной [30] и др.

Petrash Irina Aleksandrovna, Loseva Lyudmila Yurevna

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS .

Психологи и медики обозначили наиболее значимые аспекты психологических особенностей личности, а также проанализировали причины возникновения стресса и способы его преодоления.

Рисунок 1 - Диаграмма распределения водителей общественного транспорта по типам темперамента

В ходе использования опросника Г. Айзенка было выявлено, что основная часть водителей обладает типом темперамента сангвиник. Для водителей-сангвиников типична высокая работоспособность и эмоциональная константность. В условиях оживленного городского движения они проявляют себя достаточно хорошо, но при этом малоустойчивы к однообразным раздражителям. Если они двигаются по продолжительным прямым участкам дороги, где ландшафт однообразен, то легко могут заснуть за рулем. Поэтому водители-сангвиники отдают предпочтение дорогам с крутыми виражами, где имеются внезапные повороты и большое число пере-

крестков. Водители общественного транспорта, у которых преобладают черты сангвиника, более надежны именно в городской езде, нежели в поездках на далекие расстояния.

Водители-холерики - люди со стремительными реакциями, сильными чувствами, которые внезапно появляются и ярко проявляются внешне. Для них свойственна порывистость, эмоциональность, легковозбудимость, они склонны к неадекватным и эмоциональным вспышкам. Кроме того, холериков отличает высокая работоспособность, но, при этом, чрезмерная активность, которая, в свою очередь, связана с большим расходом нервной и психической энергии, что оказывает влияние на быстрое утомление. В течение половины дня они могут быть достаточно активными, а на протяжении последующего времени будут уставшими. Такие водители общественного транспорта меньше, чем остальные боятся опасностей, они достаточно решительны, инициативны, причем, недостаточно сдержаны, у них часто наблюдается бессистемность в работе. Водители, которые часто превышают скорость, как правило, именно люди с данным типом темперамента. При управлении транспортом они все время нуждаются в постоянном контроле или самоконтроле.

Небольшая доля водителей общественного транспорта обладают таким типом темперамента, как флегматик и меланхолик. Флегматики очень спокойны, уравновешены, практически никогда не нервничают, у них очень редко может возникнуть стресс. Этих людей трудно вывести из себя, как правило, прежде чем что-то сказать, они это обдумают. Жесты и мимика у них невыразительны и однообразны. Прежде, чем что-то сделать или принять какое-либо решение, они долго будут это обдумывать, анализировать. Такие водители отлично подходят для дальних рейсов, поскольку у них высокая устойчивость к монотонным раздражителям, они не будут засыпать за рулем при однообразном пейзаже. Но реакция водителей-флегматиков обычно замедленная, что затрудняет действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени. Медлительность водителя с флегматическим темпераментом может компенсироваться профессиональным опытом, благодаря которому он заранее и достаточно точно будет прогнозировать развитие дорожной обстановки.

У меланхоликов слабая реакция, медленно меняется настроение. Они достаточно тяжело переживают жизненные трудности, часто замыкаются в себе, малообщительны, все их движения однообразны и медлительны. Водители общественного транспорта, для которых свойственна склонность к колебаниям, растерянность в сложной ситуации, нерешительность, наименее пригодны для водителей общественного транспорта.

Половина опрошенных водителей общественного транспорта обладает средним уровнем нейротизма (таблица 1). Такие водители проявляют спокойствие, уверенность, уравновешенность, но в стрессовых ситуациях могут проявить нерешительность, тревожность, может появиться паника. Практически у всех водителей общественного транспорта часто присутствует утомление, монотония, психологическое пресыщение и стресс.

степень ненротнзм утомление монотония пресыщение стресс

высогаш vpoEera 35 % 10 % 10% 5 % 10 %

средннн уровень 50% 80 % S5 % 80 % 90 %

ннжнн уровень 15 % 10 % 5 % 15 % -

У основной части водителей общественного транспорта в течение половины рабочего дня наблюдается высокая работоспособность, активность, но к концу дня она снижается и возникает утомление, что, в свою очередь, небезопасно. Утомление у водителей возникает от однообразной работы. У 10% водителей низкая работоспособность, активность у них проявляется крайне ред-

Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ .

ко, достаточно часто присутствует чувство усталости. Такие водители могут допускать ошибки в процессе управления транспортным средством (например, из-за утомления не заметят пешехода, переходящего пешеходный переход, или не обратят внимание на встречный автомобиль). У большей части водителей общественного транспорта присутствует монотония, вследствие чего решения принимаются медленнее обычного. Это происходит от того, что каждый день водители городского транспорта вынуждены действовать в условиях однообразия. Они часто бывают нервными, у них могут присутствовать только негативные эмоции, зачастую грубят пассажирам. Очень часто эти водители чувствуют сонливость, могут быть неторопливы. У водителей общественного транспорта часто возникает стресс, присутствуют негативные эмоции, что может возникнуть в силу разных причин.

Рисунок 2 - Диаграмма стрессоустойчивости водителей общественного транспорта

Наибольшее число водителей общественного транспорта достаточно активны, подвижны, легко справляются с различными задачами, быстро выполняют просьбы начальства. Они всегда находятся в хорошем настроении, умеют найти общий язык, как с коллегами, так и с пассажирами. В условиях оживленного городского дорожного движения проявляют себя достаточно хорошо, но, при этом, они недостаточно устойчивы к монотонным раздражителям. Также для водителей общественного транспорта свойственно сильное сопротивление стрессу. К стрессовым ситуациям они достаточно устойчивы, почти никогда не нервничают, а спокойно и адекватно подходят к любой проблеме, их трудно вывести из себя. Чтобы все решилось самым лучшим образом, ищут разные способы решения проблемы и часто прибегают к логике. Для таких людей свойственная гармоничная, спокойная жизнь, без гнева, негативных эмоций. Они меньше, чем остальные, подвержены неврозу. Имеют хорошее душевное равновесие, вполне удовлетворены жизнью, что сказывается не только на настроении, душевном состоянии, отношениях с окружающими, но и на работе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Уровень стрессоустой-чивости водителей общественного транспорта напрямую зависит от психологических особенностей личности, в первую очередь от типа темперамента. Сангвиники, для которых свойственна сообразительность, активность, общительность, эмоциональная устойчивость, имеют сильное сопротивление стрессу. К любой возникающей на дороге проблеме стараются подойти спокойно и адекватно ее решить. С окружающими поддержива-

ют хорошие отношения, у них всегда отличное настроение. Такие водители практически никогда не грубят пассажирам, вежливо разговаривают и, если им кто-то нагрубил, не станут грубить в ответ, просто промолчат или спокойно ответят. Водители-холерики решительны и инициативны на дороге, но при этом недостаточно сдержаны, в силу чего могут нарушать правила дорожного движения. Поэтому для водителей общественного транспорта с холерическим типом темперамента необходим постоянный самоконтроль. Для меланхоликов и флегматиков свойственно спокойствие, медлительность, замкнутость. У водителей с данными типами темперамента присутствуют негативные эмоции, часто возникает раздражительность, стресс; они могут долго переживать, нервничать даже из-за небольшой неприятности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2014. 459 с. ISBN 4-9211-406756-7.

7. Лозгачева О.В. Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 452 с. ISBN 5-7563-5002-6.

8. Распопин Е.В. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 2014. 452 с. ISBN 6-5552-13327-5.

10. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 320 с. ISBN 5-8056-5369-8.

13. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 2014. 296 с. ISBN 5-94444-57356-7.

14. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избр. психологические труды. М., 2016. 378 с. ISBN 5-2336-5363227-4.

15. Судаков К.В. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2016. 207 с. ISBN 555-5369-1023-5.

16.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Стресс и его причины. М., 2015. 257 с. ISBN 5-4589-1556-7.

17. Свитко Е.П. Все о стрессе. М.: АСТ, Олимп, 2017. 192 с. ISBN 5-10236-5246-8.

20. Даников Н.И. Депрессия. Неврозы. Страхи. Стрессы. На вашей стороне сама природа. М.: Этерна, 2017. 148 с. ISBN 4-2144580223-7.

21. Дружинин А.Н. Как защитить себя от стресса/ А.Н. Дружинин, Б.С. Дехтяр. М.: Фаир-Пресс, 2015. 176 с. ISBN 5-9636-57356-7.

22. Хрусталева Е.Ю. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. М.: Технологии развития ООО, 2016. 368 с. ISBN 213-530124-246-1.

24. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998. № 3. С. 50-56.

25. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитаци-онной работы. 2001. № 11. С. 2-16.

26. Тарабрина Н.В. Психологические последствия воздействия стрессоров высокой интенсивности: посттравматический стресс // Психологический журнал. 2012. Т. 33, .№ 6. С. 20-33.

29. Цветкова А.Н. Роль стресса в жизни // Электронный на-

Petrash Irina Aleksandrovna, Loseva Lyudmila Yurevna

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS .

Статья поступила в редакцию 29.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

В статье рассматриваются основные стратегии совладения со стрессом у водителей пассажирского транспорта в зависимости от их темперамента .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хилько В.И.

Связь механизмов психологических защит и совладания (coping) с акцентуациями характера, типом темперамента, эмоциональной компетентностью и агрессивностью

Изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и способов совладающего поведения на примере телевизионных журналистов

Тип темперамента как основа стрессоустойчивости в деятельности сотрудников уголовно-исправительной системы

СТРАТЕГИЯ СОВЛАДЕНИЯ СО СТРЕССОМ У ВОДИТЕЛЕЙ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

В статье рассматриваются основные стратегии совладения со стрессом у водителей пассажирского транспорта в зависимости от их темперамента.

Ключевые слова: стратегия совладения, стресс, профессия-водитель, работа в пассажирском транспортном предприятии, темперамент, транспорт.

Решающая роль водителя пассажирского транспорта в обеспечении безопасности движения обусловлена тем, что именно человек вносит в систему дорожного движения большинство стрессогенных факторов. Так, определение причины ДТП сводится главным образом к анализу действий человека, в ходе которых были совершены нарушения правил дорожного движения. [7]

Дорожная обстановка и так требует постоянной концентрации, повышенного внимания, но особое напряжение вызывают загруженность и необустроенность дорог, хамство участников дорожного движения.

Профессионализм водителя в плане обеспечения безопасности движения в первую очередь определяется единством трех качеств: технического мастерства управления автомобилем; знаний и навыков поведения в дорожном движении; дисциплины и ответственности, включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость. [3]

Всё это вызывает повышенное нервное напряжение у водителей пассажирского транспорта. От личности пассажира во многом зависит стрессовое состояние водителя, особенно если это поездка на дальнее расстояние.

Исследование взаимосвязей между особенностями личности водителя и стратегиями его совлада-ния с профессиональным стрессом характеризуется выраженной актуальностью с теоретической и практической точки зрения, поскольку научных работ, посвященных данной проблеме недостаточно, в то время как обеспечение безопасности пассажирских перевозок является актуальной практической задачи. [6]

Целью настоящего исследования являются изучения стратегий совладания со стрессом у водителей пассажирского транспорта с различным типом темперамента. [2]

• Изучение теоретических источников по проблеме исследования

• Планирование эмпирического исследования

• Подбор диагностического инструментария

• Осуществления эмпирических исследования

• Обработка полученных результатов

Гипотеза: Водители пассажирского транспорта с различным типом темперамента обнаруживают специфические стратегии совладания со стрессом.

Описание выборки: 75 водителей в возрасте 30-66 лет, со стажем вождения от 0-25 лет (сотрудники Домодедовского Пассажирского Транспортного Предприятия (Домодедовского ПАТП) филиал ГУП МО "Мострансавто").

Методики исследования: 1. Для диагностики темперамента водителей использовался тест Г. Ай-зенка (сокращенный вариант): [4]

Содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Опросник рассматривает 4 типа темперамента:

^ Холерик (Импульсивность, агрессия);

Научный руководитель: Азарнова Анна Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Российский новый университет, Россия.

■ Сангвиник (Подвижный, социальный, уверенный в себе);

■ Меланхолик (Грустный, боязливый, подавленный, слабый);

■ Флегматик (Социально отстраненный, погруженный в себя).

2. Для диагностики стратегии совладания со стрессом водителей использовался тест С. Хобфолл (SACS). Цель - выявить особенности поведенческих стратегий преодолевающего поведения.

Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления. Опросник содержит девять моделей преодолевающего поведения:

■ 1. Ассертивные действия (активная стратегия преодоления);

■ 2. Вступление в социальный контакт (просоциальная стратегия преодоления);

■ 3. Поиск социальной поддержки (просоциальная стратегия преодоления);

■ 4. Осторожные действия (пассивная стратегия преодоления);

■ 5. Импульсивные действия (прямая стратегия преодоления);

■ 6. Избегание (пассивная стратегия преодоления);

■ 7. Манипулятивные действия (непрямая стратегия преодоления);

■ 8. Асоциальные действия (асоциальная стратегия преодоления);

■ 9. Агрессивные действия (асоциальная стратегия преодоления).

Описание полученных результатов:

1. Данные, полученные по методике Г. Айзенка представлены в таблице:

Типы темперамента: По результатам тестирования выявлено: (в чел.) В процентах %

Сангвиник 19 20%

Флегматик 12 12%

Меланхолик 10 8%

Флегматик - Меланхолик 5 5%

Сангвиник - Флегматик 4 4%

Холерик - Сангвиник - Флегматик - Меланхолик 1 1%

Из таблицы видно, что в выборке преобладает представители холерического темперамента (50%) в количестве 24 человек.

Холерик, как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Водители холерики, лихо нарушают правила движения, обычно они несдержаны, нетерпеливы и вспыльчивы, а реакция в дорожной обстановке повышенная, тем самым отличный водитель.

Так же видно, что только у одного человека (1%) присущие целых 4 типа темперамента доминирующие друг над другом, это Холерик - Сангвиник - Флегматик - Меланхолик. Этот водитель через чур сдержанный, но иногда проявляет агрессию и повышенную радость. Тем самым, "человек неожиданность", не знаешь, что произойдет в данный момент.

2. Данные полученные по методике диагностики стратегий совладания со стрессом по С. Хобфоллу:

Из таблицы видно, что в выборке преобладает представители высокой конструктивности в количестве 45 человек (60%).

Модели преодолевающего поведения: По результатам тестирования выявлено: В процентах %

Высокая конструктивность ИК > 1,1 45 60%

Средняя конструктивность ИК = 20 25%

Низкая конструктивность ИК < 0,85 10 15%

3. Данные, полученные путем сопоставления результатов по методикам

Г. Айзенка и С. Хобфоллу, большинство водителей пассажирского транспорта показали высокие результаты:

Типы темперамента Конструктивность совладания со стрессом % (чел.)

Высокая Средняя Низкая

Холерик 17 3 - 25 % (20чел)

Сангвиник 9 4 5 23 % (18чел)

Флегматик 8 3 2 15% (13 чел)

Меланхолик 6 4 3 15% (13 чел)

Флегматик - Меланхолик 4 3 - 10% (7 чел)

Сангвиник - Флегматик 3 - - 7% (3 чел)

Холерик - Сангвиник - Флегматик -Меланхолик - 1 - 5 % (1 чел)

Была предпринята попытка изучения влияния типа темперамента, уровня экстраверсии - интровер-сии и нейротизма (эмоциональная стабильность - лабильность) как составляющих темперамента на выбор стратегий совладания у водителей пассажирского транспорта.

Показатели экстраверсии - интроверсии определяют с достаточно большой долей вероятности лишь обращение за поддержкой к близким друзьям и поиск новых дружеских связей. С точки зрения, это можно объяснить тем, что экстраверты более общительны, легче приспосабливаются в обществе, с их стороны исходит большая инициативность в социальных контактах. [5]

Выводы: выдвинутая гипотеза о взаимосвязи темперамента особенности совладающего поведения получила эмпирическое подтверждение.

Таким образом, исследование приводит, что в совладания и холериков, и меланхоликов достаточно много общего: они чаще более эмоционально стабильных типов выбирают неконструктивный копинг, ориентируются на чувства, что снижает возможности рационального разрешения проблем, больше нуждаются в поддержке и помощи социального окружения.

Результаты исследования подтверждают различия в выборе стратегий совладания у водителей пассажирского транспорта с различными типами темперамента и позволяют говорить о том, что для каждого типа темперамента характерен свой стиль совладания с жизненными трудностями, то есть со стрессом.

Рекомендации по профилактике профессионального стресса водителей

Проведение исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации по преодолению стресса у водителей:

3. Тренинги для руководителей - такие как начальников колон, начальник по эксплуатации транспорта, заместителя директора, а также самого директора. Тренинги для управленцев проводятся индивидуально, т. к. выкроить время для групповых занятий - серьезная проблема.

Персональные же обычно проходят в кабинете руководителей 1-2 раза в неделю (по 15-20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителей.

4. Индивидуальные тренинги (коучинг) для владельцев компаний - генерального директора ГУП МО "Мострансавто" как правило, приглашенные специалисты.

5. Корректировка микроклимата в коллективе. Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в филиалах ГУП МО "Мострансавто", что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.

Кадровый отдел может иметь в своем арсенале довольно большой список способов работы с профессиональным стрессом, и их выбор обусловлен спецификой и возможностями предприятия. Но даже при отсутствии финансовых, человеческих или временных ресурсов по персоналу может проводить работу по профилактике профессионального стресса.

Главное - активно общаться с коллегами, оценивать их внутреннее состояние и быть способным влиять на него.

2.Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. — СПб.: ВМА, 1999. - 86 с.

3.Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М: ИП РАН,

4. Психологический словарь / Под ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

5."Стресс на рабочем месте" / Управление персоналом, 2003, № 9, с.74-75

ХИЛЬКО ВИКТОРИЯ ИГОРЕВНА - магистрант, Российский новый университет, Россия.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морковкина Елена Александровна

Данная статья посвящена одному из наиболее сложных видов современной человеческой деятельности , а именно профессии водителей маршрутного такси. Подобная работа осуществляется в особых условиях, сопряженных с эпизодическим воздействием экстремальных факторов , и включает в себя несколько последовательных этапов, а также своевременно выполняемых функций.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морковкина Елена Александровна

Оценка необходимости применения сложного комплекса оборудования при осуществлении допуска водителя на линию

Особенности квалификации административного правонарушения, предусмотренного Ч. 1. 1 и 1. 2 ст. 12. 17 КоАП РФ

Методика определения и развития психофизиологических качеств, необходимых для эффективного управления автотранспортными средствами

Влияние психофизиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством

given article is devoted one of the most difficult kinds of modern human activity, namely a trade of a fixedroute taxi drivers. Such work is carried out in the special conditions interfaced to incidental, changeable influence of extreme factors , and also includes some consecutive stages and in due time executed functions.

социально-психологические условия деятельности водителей маршрутного такси

Аннотация: данная статья посвящена одному из наиболее сложных видов современной человеческой деятельности, а именно профессии водителей маршрутного такси. Подобная работа осуществляется в особых условиях, сопряженных с эпизодическим воздействием экстремальных факторов, и включает в себя несколько последовательных этапов, а также своевременно выполняемых функций.

Ключевые слова: деятельность, экстремальные условия, экстремальные факторы.

The summary: given article is devoted one of the most difficult kinds of modern human activity, namely a trade of a fixed-route taxi drivers. Such work is carried out in the special conditions interfaced to incidental, changeable influence of extreme factors, and also includes some consecutive stages and in due time executed functions.

Key words: activities, extreme conditions, extreme factors.

В условиях современного общества происходят интенсивные изменения содержания и структуры отдельных видов профессиональной деятельности, а также условий, в которых она осуществляется.

Деятельность водителей маршрутного такси осуществляется в особых и экстремальных условиях. Между экстремальными и нормальными условиями деятельности существует промежуточный класс условий, который имеет самосто-

ятельное психологическое содержание и значительно отличается от других. И этот класс условий называется особым. В таких условиях деятельность субъекта сопряжена с эпизодическим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов. Экстремальные условия, имеют место постоянно действующих экстремальных факторов [1 ].

Как показывают исследования, экстремальные факторы связаны со спецификой профессиональной деятельности и являются значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности субъекта. Наиболее распространенными экстремальными факторами в профессиональной деятельности являются:

• механические воздействия типа вибраций, перегрузок и т. п.;

• сильные акустические воздействия;

• ситуация поддержания готовности к экстренным действиям. В таких случаях известно, что экстремальная ситуация может возникнуть обязательно, но время ее наступления и характер предстоящей оперативной деятельности не определены. Поддержание подобной высокой функциональной готовности требует от субъектов мобилизации внутренних резервов, что связано с высокими психоэнергетическими затратами;

• ситуация риска, которая обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия соответствующего решения, риск еще сопряжен и с боязнью совершить ошибку;

Прикладная юридическая психология №3 2010 г.

• специфика деятельности — стресс, психическая напряженность, монотонность [2].

В деятельности водителя транспортного средства по получению, переработке и реализации информации различают пять этапов:

1. Прием информации. На этом этапе происходит активное обнаружение, выделение и восприятие нужных сигналов из окружающей обстановки. Источником информации для водителя являются объекты, находящиеся на проезжей части дороги, состояние дороги и среды движения, околодорожное пространство, светофоры, дорожные знаки, показания приборов, шум двигателя и шум, возникающий при трении колес с грунтом, вибрация и другие сигналы, несущие информацию, необходимую для ориентировки в дорожной обстановке. У водителя вырабатываются навыки избирательного восприятия наиболее важной в данный момент информации. Затруднения возникают вследствие ее недостаточного или избыточного поступления.

2. Переработка информации осуществляется путем опознания, оценки и сопоставления поступающей информации, что позволяет получить целостное представление о состоянии транспортного средства, его положении по отношению к другим участникам движения. Для восприятия и оценки ситуации иногда требуется мгновение, но в сложных ситуациях это время может возрастать, что иногда объясняется и недостатком необходимой информации. Начинается поиск недостающих данных, что достигается сопоставлением прошлого опыта с конкретной дорожной обстановкой. Важным фактором в процессе переработки

информации является прогнозирование, то есть предвидение изменения дорожной обстановки и выполнение действий, упреждающих возможность возникновения аварийной ситуации.

3. Принятие решений. Если из оценки ситуации следует, что решение однозначно, то выбора решения не происходит. При наличии нескольких возможных решений водитель выбирает оптимальный вариант. Однако при этом увеличивается время принятия решения. Оно увеличивается и при особо ответственном решении. Быстрота и правильность решения зависят от профессионального опыта и индивидуальных особенностей водителя.

4. Выполнение решений может выражаться в воздействии на органы управления в соответствии с принятыми решениями, прекращении выполняемого действия, изменении его амплитуды или направления, сохранении движения в прежнем режиме. Рабочее движение состоит их двух основных фаз: поисковой (перемещение рук, ног к определенному рычагу или педали управления) и исполнительной (собственно действия). Скорость и точность действий зависит от автоматизации двигательных навыков. При недостаточной автоматизации движения выполняются сознательно и под контролем зрения. При хорошо автоматизированных навыках поисковый и исполнительный этапы сливаются в один двигательный акт, который выполняется без участия зрения, но под контролем мышечно-суставного чувства и сознания. Такой способ действий значительно сокращает время выполнения решений.

5. Контроль за выполненным действием осуществляется с помощью об-

ратной связи, представляющей собой осведомительную информацию о результатах управляющих действий водителя. Основную осведомительную информацию водитель получает от изменений в положении и динамике автомобиля на проезжей части дороги после выполнения управляющего действия, от изменения его соотношения с подвижными и неподвижными объектами на дороге и в околодорожном пространстве, а также от изменений напряжения мышц и амплитуды движения, положения рычагов, педалей и силы их сопротивления мышечным воздействиям, показаний приборов, интенсивности шума, вибрации и т. д. Вся информация по каналам обратной связи поступает к органам чувств и после ее переработки является основной для оценки изменившейся обстановки, принятия нового решения [3].

На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрация; не всегда удовлетворительное со-

стояние дороги; дождь, туман, снегопад и др. Такие факторы затрудняют работу водителя, утомляя его, создавая предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке.

Условия, в которых осуществляют свою деятельность водители маршрутного такси, можно назвать еще более сложными, так как помимо управления транспортным средством, получения необходимой информации для ориентировки в дорожной обстановке, принятия необходимых решений, водитель контактирует с пассажирами при коммуникативном взаимодействии (отвечает на вопросы: как правильно добраться, на какое маршрутное такси нужно сесть и т. д.), а также при продаже своих услуг (принимает оплату за проезд, передает сдачу).

Осуществляя деятельность в таких условиях, водитель маршрутного такси должен обладать высоким чувством ответственности за безопасность пассажиров и сохранность транспортного средства.

Изложенные условия делают профессию водителей маршрутного такси одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. — М., 1998.

2. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. — М., 1985.

3. Мишурин В.М., Романов А.Н., Игнатов Н.А. Надежность водителя и безопасность движения. — М., 1990. — 167 с.

4. Ротенберг Р.В. Основы надежности системы водитель-автомобиль-дорога-среда. — М., 1986. — 216 с.


Как правило, профессии неоднородны по своей психофизиологической характеристике. Задачи, составляющие профессиональную деятельность, требуют мобилизации различных психофизиологических функций, и для их успешного решения нужны различные индивидуальные особенности. Чем больше таких задач входит в профессиональную деятельность, и чем они разнообразнее, тем труднее овладение профессией [1, с. 218].

В нашей стране, как и во многих странах, наибольший объем перевозок приходится на городские автобусные маршруты.

Работа водителей в городах связана со значительными нервно-эмоциональными нагрузками, причинами которых являются повышенное внимание, быстро изменяющаяся ситуация на дороге, необходимость воспринимать и перерабатывать большое количество информации.

Организация труда водителей городского пассажирского транспорта по сравнению с водителями других транспортных средств имеет свои особенности. Их работа связана с выполнением социально значимого заказа — перевозки пассажиров. Водитель автобуса несет ответственность за находящихся в салоне пассажиров и не должен подвергать опасности своими действиями других участников дорожного движения. В отличие от большинства транспортных средств, движение автобусов происходит по заданному маршруту и строго регламентированному графику.

В случаях отсутствия кондуктора в салоне в обязанности водителя входят продажа и проверка проездных билетов.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление автотранспортными средствами, особенно перевозящими большое количество пассажиров, является сложным и ответственным делом. Чтобы эффективно и качественно управлять транспортным средством, водитель должен обладать необходимыми психофизиологическими, психологическими и личностными качествами.

Первая группа — мотивационные компоненты. В мотивах раскрывается, насколько данная профессия желательна или нежелательна человеку.

Вторую группу переменных составляют компоненты квалификации. Знания и умения, независимо от того, приобретаются ли они в учебном заведении или на практике, естественно, сказываются на отношении к профессии и на формирование пригодности к ней.

Подготовка, по крайней мере, в некоторых профессиях, не предусматривает всех тех ситуаций, которые возникают в трудовой деятельности, причем не из-за того, что что-то не учли при составлении программ обучения, а в силу специфики самой профессиональной деятельности. Вряд ли можно так обучить шофера, чтобы у него была готовая программа действий при любом дорожном происшествии.

Третью группу переменных составляют индивидуальные психофизиологические особенности личности [1, с. 9–10].

Особое место в изучении профессиональной деятельности специалистов занимает исследование психологических составляющих успешности. Изучение данных составляющих всегда привлекало внимание ученых.

Существуют исследования, рассматривающие характерологические и темпераментальные особенности в качестве ключевых факторов профессиональной успешности. Так, например, в исследованиях психологии операторской деятельности (В. А. Бодров, А. М. Емельянов, М. А. Котик, А. И. Куперман, Л. С. Нерсесян, Р. В. Ротенберг и др.) показано влияние личностных особенностей на эффективность и надежность профессиональной деятельности операторов в гражданской авиации, на железной дороге и автотранспорте.

Огромная роль человеческого фактора проявляется и в процессе эксплуатации автотранспортных средств.

Для того чтобы спрогнозировать действия и поступки водителя в сложной и опасной дорожной обстановке, необходимо изучить не только его психофизиологические свойства, обеспечивающие высокий уровень водительского мастерства, но и личностные качества.

От поведения человека в семье, в обществе, по отношению к людям, его взглядов, интересов и убеждений будет завесить его профессиональная надежность за рулем автотранспортного средства.

Люди, которые ведут себя в обществе агрессивно, нагло, надменно, эгоистично, проявляя явное неуважение к другим, и в качестве водителя создают много опасных дорожных ситуаций.

Личностные качества во многом определяются такими факторами, как семейное воспитание, круг общения, образование, семейное положение, возраст, стаж работы, и другими. Они, безусловно, могут быть изменены, но это довольно длительный процесс.

В исследованиях Митракова В. М. по определению психолого — акмеологических условий развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях были выделены личностные качества, имеющие большое значение для профессиональной пригодности водителей и ряд социально-психологических качеств, которые создают предрасположенность к совершению ошибок в экстремальных ситуациях.

Личностные качества, имеющие большое значение для профессиональной пригодности водителей (по данным Митракова В. М.):

- отношение к работе, интерес к ней;

- точность, аккуратность, чувство ответственности;

- отношение к другим людям: коллективизм, гуманность, чуткость, вежливость;

- отношение к себе (самооценка);

- скромность, самокритичность, способность правильно, объективно оценивать собственное поведение [3, с. 106].

В первые две недели после начала лекций, чтобы приступить к практическим занятиям, необходимо пройти медицинскую водительскую комиссию и получить справку установленного образца.

В состав водительской комиссии входят терапевт, хирург, невролог, офтальмолог, оториноларинголог (ЛОР — врач), нарколог и психиатр [5].

Выводы о несоответствии кандидата требованиям профессии водителя до обучения делаются на основании явных и резких отклонений от средних показателей состояния здоровья и функций органов зрения и слуха.

Таким образом, в настоящее время, пригодность водителя определяется медицинским отбором.

Продолжительность обучения в автошколе составляет около четырех месяцев с момента начала занятий до сдачи экзаменов в ГИБДД (ГАИ) и получения водительских прав.

В настоящее время, практически любой желающий, который имеет права категории B или С, водительский стаж три года и достиг 21-летнего возраста, в течение нескольких месяцев обучения может стать водителем автобуса.

По мнению ряда отечественных психофизиологов, работающих в областях авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта (Н. А. Игнатов, В. В. Козлов и др.) обучаться и качественно выполнять операторскую работу могут люди, психофизиологические особенности которых соответствуют требованиям профессии.

Люди различны по своим психологическим особенностям, а, следовательно, по психофизиологическим возможностям при управлении автомобилем. Дисциплинированный, старательный водитель в сложной дорожной ситуации может допустить ошибку в управлении автомобилем, если его психофизиологические возможности ограничены.

Возникает необходимость изучать психофизиологические особенности водителя не после дорожно-транспортного происшествия, а до его совершения или еще лучше до получения водительских прав [7, с. 45].

Большое, а иногда решающее значение в водительской деятельности имеет ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям. Каковы бы ни были психофизиологические данные, если у водителя не достаточно развиты морально — нравственные качества, он периодически будет подвергать опасности жизнь пассажиров из-за агрессивной езды, неоправданному риску и пренебрежительному отношению к водительскому труду.

Не стоит также забывать, что на качество и производительность любого труда влияет удовлетворенность человека своей профессией.

Таким образом, можно сделать вывод, что при профессиональном отборе водителей пассажирского транспорта, необходимо учитывать целый комплекс психофизиологических, психологических и личностных качеств конкурсантов. И применение только медицинского отбора нельзя считать средством для выявления профессиональной пригодности будущих водителей автобусов.

1. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970.

2. Дятлов, М. Н. Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии / М. Н. Дятлов, О. А. Мишустин, С. Н. Мишустина, С. Б. Хантимирова // Молодой ученый. — 2014. — № 10.

3. Митраков, В. М. Психолого — акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях. Дисс. канд. психол. наук. Шуя, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель автобуса, дорожное движение, качество, группа переменных, категория, медицинский отбор, пассажирский транспорт, профессиональная деятельность, профессиональная пригодность водителей, управление автомобилем.

Похожие статьи

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Методика профессионального отбора водителей на.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Престиж профессии и профессиональный отбор водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Мотивация профессиональной деятельности водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Значимость и методы диагностики психологических качеств.

тест, высокая оценка, респондент, тест Белова, Тип темперамента, психологический отбор, пассажирский транспорт, дорожное движение, успешная деятельность водителя, анализ темпераментов.

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, вина водителей, водитель, волгоград, процент ДТП, ошибка, ситуация

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных.

Основные факторы, снижающие работоспособность водителя.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Похожие статьи

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Методика профессионального отбора водителей на.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Престиж профессии и профессиональный отбор водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Мотивация профессиональной деятельности водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Значимость и методы диагностики психологических качеств.

тест, высокая оценка, респондент, тест Белова, Тип темперамента, психологический отбор, пассажирский транспорт, дорожное движение, успешная деятельность водителя, анализ темпераментов.

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, вина водителей, водитель, волгоград, процент ДТП, ошибка, ситуация

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных.

Основные факторы, снижающие работоспособность водителя.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.


Есть категория людей, у которых как положительные, так и отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение у таких людей возникает даже по незначительному поводу, очень быстро, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Таких людей называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. Установлено, что водители, которые из-за эмоциональной неустойчивости совершают неблаговидные поступки в личной жизни, чаще являются нарушителями Правил дорожного движения и участниками ДТП. Людей эмоционально неуравновешенных не принимают в авиационные училища — они отсеиваются при поступлении, не выдержав проверки методами психофизиологического отбора. Не допускаются они и к работе машинистами на железнодорожном транспорте. Однако за рулем автомобиля таких людей можно встретить нередко. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения [1, с. 95].

Все чаще на дорогах России встречаются водители с буйными темпераментами, которые часто превышают разрешенную скорость и совершают много неоправданных опасных маневров. Недисциплинированными обычно бывают люди морально неустойчивые, легкомысленные, излишне самоуверенные, эгоистичные.

Необходимо также учитывать, что неблагоприятные для деятельности водителя психологические качества в сложной дорожной обстановке могут привести к неадекватным действиям со стороны водителя: ошибкам, панике, бездействию и еще больше усугубить опасную ситуацию.

Аварийные ситуации на дорогах могут возникать вследствие недостаточной подготовленности водителя, из-за ограниченных или сниженных психофизиологических качеств.

Подготовка, по крайней мере, в некоторых профессиях, не предусматривает всех тех ситуаций, которые возникают в трудовой деятельности, причем не из-за того, что что-то не учли при составлении программ обучения, а в силу специфики самой профессиональной деятельности. Вряд ли можно так обучить шофера, чтобы у него была готовая программа действий при любом дорожном происшествии [2, с. 10].

Выводы о несоответствии кандидата требованиям профессии водителя до обучения делаются на основании явных и резких отклонений от средних показателей состояния здоровья и функций органов зрения и слуха.

Таким образом, в настоящее время пригодность водителя определяется медицинским отбором.

Работа водителей в городах связана со значительными нервно-эмоциональными нагрузками, причинами которых являются повышенное внимание, быстро изменяющаяся ситуация на дороге, необходимость воспринимать и перерабатывать большое количество информации [3].

Отклонения в ту или другую сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или, напротив, депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Именно поэтому психические особенности водителя имеют большое значение для производительной работы и безопасности дорожного движения.

Задача психологического отбора — определение людей, индивидуально — психологические особенности которых соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой деятельности по конкретной специальности.

Традиционный способ решения задачи психологического отбора состоит в построении психограммы профессии, то есть в выявлении профессионально важных качеств, необходимых для эффективной деятельности, и диагностики уровня развития этих свойств у претендентов [4, с. 54].

Лучшими для профессии водителя являются флегматический и сангвинический типы [5, с. 165]. Хотя с этим высказыванием можно и поспорить.

Для определения индивидуально-психологических характеристик личности, являющимися предпочтительными для успешной деятельности водителя пассажирского транспорта, был проведен сравнительный анализ психологических черт студентов Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) имеющих права на вождение легковых автомобилей.

В рамках исследования все респонденты (более 60 человек) прошли тест Айзенка, Белова и Кеттелла.

Тест Айзенка включает 57 вопросов.

Анализ темпераментов исследуемой группы показывает:

1. Возможны 4 варианта темпераментов (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).

2. Результатом анализа теста Айзенка являются цифровые показатели шкалы экстраверсии (Э) и шкалы нестабильности (Н) — от 0 до 24 баллов.

3. Тип темперамента определяется с большой вероятностью за счет достаточно большого количества вопросов.

4. В тесте Айзенка два варианта ответа (да, нет).

5. Этот тест позволяет определять промежуточный тип темперамента, который характеризуется точкой в системе координат плоскости (Э,Н).

6. Тест предоставляет возможность выбора личности из группы, имеющий один вариант темперамента.

8. Учитывая двойную систему координат (Э — Н) тест не позволяет делать более сложные прогнозы. Например, не учитывается пол, уровень образования, временной фактор, возраст и т. д. Для решения этих проблем графическая система координат должна быть более сложной.

В рамках исследования все респонденты прошли тест Белова. Этот тест включает 160 вопросов.

Анализ темпераментов исследуемой группы показывает:

1. Возможны четыре варианта темпераментов (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).

2. Для каждого типа темперамента одна форма характеристики, независимо от возраста и пола.

3. Тип темперамента определяется с большой вероятностью за счет большого количества вопросов.

4. В тесте Белова два варианта ответа (да, нет).

5. Этот тест не позволяет определить промежуточные типы темпераментов. И не позволяет определять выраженность отдельных психологических факторов.

6. В случае необходимости выбора личности из группы, имеющий один вариант темперамента, тест не работает.

В рамках исследования все респонденты прошли тест Кеттелла.

Личностный опросник в предлагаемом варианте (форма С) содержит 105 положений, касающихся различных свойства личности, установок и интересов, и предназначен для людей от 18 лет и старше без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам [6, с.137–138].

На рисунке 1(а,б,в,г) представлены диаграммы по психологическим факторам для четырех испытуемых, выбранных в качестве примера.


Рис. 1 Диаграммы по психологическим факторам респондентов по результатам личностного опросника Кеттелла; а — респондент № 1, б — респондент № 2, в — респондент № 3, г — респондент № 4.

В таблице 1 представлены, в качестве примера, результаты психодиагностических тестов четырех респондентов.

Результаты психодиагностических тестов на примере четырех респондентов

Читайте также: