Проводки по грантам в бюджетном учреждении

Обновлено: 06.07.2024

С июля для компенсации затрат из-за COVID-19 учреждения получают субсидии и гранты от учредителей. В рекомендации – правила учета всех субсидий и грантов с разъяснениями по КОСГУ, проводками, примерами для учредителей и учреждений.

Что изменилось

Госорганы получили еще одно основание, чтобы перечислить субсидии. Бюджетные учреждения могут возместить свои расходы на COVID-19 из целевых средств. Также им разрешили не урезать расходы, если госзадание не выполнили из-за пандемии. Кроме того, и бюджетные, и автономные учреждения ведут бухучет субсидий по новым правилам.

Новое для органов власти. Региональные госорганы могут перечислять субсидии неподведомственным бюджетным и автономным учреждениям. Это касается целевых субсидий, чтобы предотвратить ухудшение экономической ситуации, а также на профилактику и устранение последствий коронавируса. Новые правила действуют с 1 апреля 2020 года (ч. 9 ст. 2.1 Закона от 12.11.2019 № 367-ФЗ). Читайте в рекомендации, по каким КВР и КОСГУ перечислять субсидии неподведомственным учреждениям.

Новое для федеральных учреждений. Учреждения, которые пострадали из-за пандемии коронавируса, могут тратить средства госзадания на первоочередные расходы независимо от объема оказанных госуслуг. Остатки субсидий можно не возвращать, а выплатить зарплату, перечислить налоги, взносы, оплатить коммуналку, средства защиты и дезинфекции. Новые правила действуют с 23 мая 2020 года. Подробнее>>

Вид субсидии

2020 год

2019 год

Субсидия на иные цели текущего характера

Субсидия на иные цели капитального характера

Субсидии на капитальные вложения

Доходы от субсидии на госзадания учреждения относят к доходам от реализации. Эти доходы отражайте в бухучете:

  • на день подписания соглашения о субсидии – в составе доходов будущих периодов;
  • в день, когда исполнили госзадание, – в составе текущих доходов.

Гранты и целевые субсидии относятся к доходам от необменных операций. Их отражайте:

  • в доходах будущих периодов – в день подписания соглашения;
  • в доходе текущего периода – по мере выполнения условий соглашения.

Учет у учредителя

Выберите нужный вам раздел из списка.

СУБСИДИИ НА ГОСЗАДАНИЕ

Субсидию на госзадание перечисляйте на основании соглашения. Если учреждение не выполнило задание либо выполнило не в полном объеме – вернет остаток субсидии в бюджет. Объем исполнения учреждение отразит в отчете о госзадании.

Субсидии бюджетным учреждениям перечисляйте по КВР 611, автономным – по КВР 621. Код КОСГУ всегда будет 241. В бухучете отразите ЛБО на субсидии, принятые обязательства перед учреждениями, а также расчеты с ними по перечислению субсидий и возврату остатков.

Если срок отчета о госзадании приходится на следующий год, учреждение передаст в декабре отчетного года Извещение (ф. 0504805). Это нужно, чтобы отразить в учете учредителя и учреждения взаимосвязанные проводки по расчетам.

Ещё по теме

Все разъяснения по учету субсидий на госзадание

СУБСИДИИ НА ИНЫЕ ЦЕЛИ

Целевые субсидии перечисляйте учреждениям на основании договора или соглашения. Для санкционирования расходов утвердите каждому из учреждений Сведения о субсидиях (ф. 0501016). После использования субсидии учреждение предоставит отчет о расходах. Неиспользованный остаток и нецелевой расход вернет в бюджет.

Субсидии на иные целы подведомственным бюджетным учреждениям перечисляйте по КВР 612, автономным – по КВР 622. В зависимости от цели субсидии применяйте коды КОСГУ 241 и 281. В бухучете отразите ЛБО на субсидии, принятые обязательства перед учреждениями, а также расчеты с ними по перечислению субсидий и возврату остатков.

Если срок отчета о субсидии приходится на следующий год, учреждение передаст в декабре отчетного года Извещение (ф. 0504805). Это нужно, чтобы отразить в учете учредителя и учреждения взаимосвязанные проводки по расчетам.

Ещё по теме

Все разъяснения по учету субсидий на иные цели

ГРАНТЫ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ

Гранты предоставляйте по результатам конкурса между учреждениями. Основание – заключенное с победителем соглашение.

Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям перечисляйте по КВР 613, автономным – по КВР 623. В зависимости от цели гранта применяйте коды КОСГУ 241 и 281. В бухучете отразите ЛБО на субсидии, принятые обязательства перед учреждениями, а также расчеты с ними по перечислению субсидий. Проводки такие же, как и для целевых субсидий.

Ещё по теме

Все разъяснения по учету грантов

СУБСИДИИ НА КАПВЛОЖЕНИЯ

Субсидии на капвложения предоставляйте на основании соглашения. Если после покупки или строительства недвижимости у учреждения возникнет неиспользованный остаток субсидии, учреждение вернет его в бюджет. Для санкционирования расходов на капвложения утвердите каждому из учреждений Сведения о субсидиях (ф. 0501016).

Субсидии отражайте по КВР группы 410. КОСГУ применяйте в зависимости от экономического содержания расходов – 222, 224, 226, 296, 310, 330, 340 и т. д. В бухучете отразите ЛБО на субсидии, принятые обязательства перед учреждениями, расчеты с ними по субсидиям, а также показатель ОЦИ на счете 204.33.

Если срок отчета о субсидии приходится на следующий год, учреждение передаст в декабре отчетного года Извещение (ф. 0504805). Это нужно, чтобы отразить в учете учредителя и учреждения взаимосвязанные проводки по расчетам.

Ещё по теме

Все разъяснения по учету субсидий на капвложения

БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Расчеты с подведомственными учреждениями по субсидиям и грантам отразите в Сведениях о задолженности (ф. 0503169). Обязательства по субсидиям и грантам отразите в Отчете (ф. 0503128). Возврат субсидий прошлых лет от учреждений отразите в Отчете о движении денежных средств (ф. 0503123) и Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение получает средства в виде гранта от фонда. Согласно условиям соглашения грантополучатель - бюджетное учреждение вправе привлекать для выполнения комплекса мероприятий соисполнителей (бюджетное либо автономное учреждение) на основании заключенных с ними договоров. В соответствии с условиями данных договоров грантополучатель (бюджетное учреждение) обязан передать часть средств гранта для выполнения определенного объема мероприятий, а соисполнитель (бюджетное или автономное учреждение) обязан предоставить отчет о целевом расходовании средств.
Как правильно (на каком счете) в бухгалтерском учете бюджетного учреждения - соисполнителя отразить доходы по начислению и поступлению части средств гранта от грантополучателя? Какие коды вида расходов и статьи КОСГУ следует использовать?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения - соисполнителя начисление и поступление доходов в виде части гранта следует отразить с применением счета 0 205 52 000 "Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" по АнКВД 150 и подстатье 152 КОСГУ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов операции со средствами грантов, а также приобретенные (созданные) за счет средств грантов нефинансовые активы обязательно должны учитываться обособленно - на отдельных аналитических счетах (субсчетах), предусмотренных Рабочим планом счетов.
На основании прямой нормы пп. 12.1.5 п. 12 Порядка N 132н безвозмездные денежные поступления, в том числе в форме грантов, пожертвований, иных безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц относятся на статью 150 "Безвозмездные денежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов. Вместе с этим одним из принципиальных новшеств, установленных действующим Порядком N 209н, является введение отдельных кодов КОСГУ для текущих и капитальных безвозмездных поступлений и перечислений. Так, согласно п. 7 Порядка N 209н под поступлениями (перечислениями) капитального характера понимаются поступления (перечисления), направленные:
- на осуществление получателями расходов капитального характера в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, непроизведенные активы, включая расходы на бюджетные инвестиции (строительство объектов, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) непроизведенных активов);
- на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам;
- на приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов.
В соответствии с пп. 9.6.2 п. 9 Порядка N 209н поступления, предоставляемые государственным (муниципальным) учреждениям на подобные цели, относятся на подстатью 162 "Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ.
К поступлениям (перечислениям) текущего характера относятся безвозмездные поступления (перечисления), не признаваемые поступлениями (перечислениями) капитального характера. Доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели текущего характера; иные трансферы (в части расчетов с автономными и бюджетными учреждениями) текущего характера относятся на подстатью 152 "Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ (пп. 9.5.2 п. 9 Порядка N 209н).
В рассматриваемой ситуации соисполнителем-получателем части средств гранта является бюджетное учреждение, которому предоставляются эти денежные средства для выполнения определенного объема мероприятий. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данное поступление денежных средств относится к поступлениям текущего характера. Следовательно, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения - соисполнителя поступление части гранта следует отразить по аналитической группе подвида доходов бюджетов 150 "Безвозмездные денежные поступления" и подстатье 152 "Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ.
В соответствии с положениями Инструкции N 174н для расчетов по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления*(1) предназначен одноименный счет 0 205 52 000. Отражение в учете доходов в виде поступивших средств гранта будет зависеть от того, предусмотрены ли договором (соглашением) о предоставлении гранта определенные условия или нет. Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая гранты), предоставленных на условиях при передаче актива (п. 6 СГС "Доходы"), признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 СГС "Доходы"). По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений. В свою очередь, безвозмездные поступления денежных средств (включая гранты), полученные без условий при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих доходов от необменных операций текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к отчетному периоду (п. 39 СГС "Доходы").
Таким образом, если часть гранта предоставлена соисполнителю - бюджетному учреждению на условиях при передаче актива, то в бухгалтерском учете учреждения поступление денежных средств следует оформить следующими корреспонденциями счетов:
Дебет 0 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 150, КОСГУ 152) Кредит 0 205 52 662 - поступили средства гранта на лицевой счет учреждения;
Дебет 0 205 52 562 Кредит 0 401 40 152 - начислен доход учреждения-соисполнителя от получения средств гранта;
Дебет 0 401 40 152 Кредит 0 401 10 152 - по мере выполнения условий по использованию средств гранта доходы в виде суммы гранта учтены как доходы текущего года.
Если же часть средств гранта будет предоставлена без условий при передаче активов, в бухгалтерском учете учреждения-соисполнителя необходимо сделать следующие записи:
Дебет 0 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 150, КОСГУ 152) Кредит 0 205 52 662 - поступили средства гранта на лицевой счет учреждения;
Дебет 0 205 52 562 Кредит 0 401 10 152 - начислен доход учреждения от получения средств гранта.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 2 Порядка N 209н к сектору государственного управления относятся органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ, иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (смотрите также Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение субъекта РФ в 2020 году получило грант в форме целевой субсидии текущего (смешанного) характера от Министерства просвещения РФ. Бюджетным учреждением был предоставлен отчет грантодателю на всю сумму субсидии, который не был принят на сумму 1173,00 руб. (данная сумма выплачена сотруднику учреждения неправомерно и 26.12.2020 внесена им на лицевой счет). По состоянию на 01.01.2021 на лицевом счете учреждения остался остаток неиспользованного гранта, подлежащий возврату в бюджет до 01.06.2021. В рассматриваемой ситуации Отчет о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) еще не утвержден. В то же время доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаны в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений на всю сумму.
Как правильно отразить в бухгалтерском учете восстановление средств гранта в 2020 году и возврат в 2021 году?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До утверждения отчета о выполнении условий предоставления гранта у учреждения не было оснований отражать в учете операцию по признанию доходов текущего финансового года, в связи с чем в бухгалтерском учете необходимо отразить исправительные записи.
По нашему мнению, задолженность по возврату гранта, предоставленного в прошлом году из бюджета в форме субсидии, может быть отражена в учете в порядке отражения задолженности по возврату остатков субсидий прошлых лет с применением счета 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

Обоснование вывода:
Начисление доходов в сумме денежных средств, полученных бюджетным (автономным) учреждением в виде грантов, отражается по соответствующему счету учета доходов 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" в корреспонденции со счетом 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" или со счетом 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов" (п.п. 93, 150 Инструкции N 174н).
С учетом п. 6 Стандарта "Доходы", письма Минфина России от 19.07.2019 N 02-07-10/54140 под грантом, предоставляемым с условием при передаче активов, следует понимать грант, порядок предоставления которого предусматривает:
- его использование в соответствии с конкретной целью (достижение заданного результата);
- возврат денежных средств при недостижении результата или невыполнении иных условий их предоставления.
По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от поступления гранта признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений (пп. 31, 40 Стандарта "Доходы"). Данные операции отражаются на основании информации о достижении условий предоставления грантов (о выполнении условия при передаче активов) (п. 158 Инструкции N 174н).
В соответствии с п. 22 Правил предоставления грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках реализации отдельных мероприятий национального проекта "Образование" и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (далее - Правила), получатель гранта направляет в Министерство просвещения РФ в срок, который предусмотрен соглашением, отчеты:
- о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов РФ;
- о достижении результатов предоставления гранта по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов РФ.
При этом в случае недостижения значений результатов грант подлежит возврату в части неисполненных обязательств в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ (п. 27 Правил). Кроме того, не использованный в отчетном финансовом году и не подтвержденный в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, остаток гранта подлежит возврату в федеральный бюджет (п. 28 Правил).
По нашему мнению, до утверждения грантодателем отчета о достижении результатов предоставления гранта у учреждения отсутствовали основания для отражения операции по признанию доходов будущих периодов доходами текущего финансового года. При этом обязанность по предоставлению отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, скорее всего, обусловлена необходимостью осуществления контроля со стороны грантодателя, и не указывает на необходимость отражения оценочных значений в бухгалтерском учете грантополучателя при завершении текущего финансового года.
Согласно п. 27 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" искажение факта хозяйственной жизни в учете признается ошибкой. Принципиальное значение для выбора алгоритма действий при исправлении ошибки имеет факт утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 33 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
В случае если на дату выявления ошибки внести корректировки в комплект годовой бухгалтерской отчетности не представляется возможным, то на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) датой обнаружения ошибки с использованием специальных счетов необходимо отразить операции по исправлению ошибок прошлых лет (пп. 276, 281, 298 Инструкции N 157н, п. 17 раздела V Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480). К таким счетам, в частности, относятся: счет 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному" в части расчетов, не влияющих на финансовый результат, и счет 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному". Детальный порядок применения указанных счетов положениями Инструкции N 174н не урегулирован. Поэтому при необходимости исправления ошибок прошлых лет конкретный порядок применения данных счетов бюджетному учреждению следует определить в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем (п. 4 Инструкции N 174н).
Согласно п. 65.2.1 Порядка N 85н возврат государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением остатков грантов в форме субсидий, как и возврат остатков целевых субсидий, а также субсидий на задание прошлых лет при его невыполнении, отражается с применением АнКВИ 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов". Аналогичное требование в отношении применения статьи 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ в отношении указанных операций предусмотрено п. 14.1 Порядка N 209н. Соответственно, операции по возврату грантов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, подлежат отражению в качестве увеличения по забалансовому счету 18 с указанием АнкВИ 610 и КОСГУ 610 (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
В силу положений п. 259 Инструкции N 157н на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" отражаются расчеты по иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством РФ. С применением данного счета в учете бюджетных и автономных учреждений отражаются расчеты по возврату остатков субсидий прошлых лет, которые также, как и возврат остатков грантов прошлых лет, отражаются в качестве увеличения по забалансовому счету 18 с указанием АнкВИ 610 и КОСГУ 610 (пп. 133, 158 Инструкции N 174н, пп. 159, 186 Инструкции N 183н). По нашему мнению, задолженность по возврату гранта, предоставленного в прошлом году из бюджета в форме субсидии, может быть отражена в учете в порядке отражения задолженности по возврату остатков субсидий прошлых лет. При этом операция по признанию такой задолженности подлежит отражению в отчетности за 2020 год (п. 7 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-2629).
В то же время, учитывая, что в отличие от операций по возврату остатка субсидий прошлых лет, предоставленных органом-учредителем, специального порядка отражения операций по возврату средств гранта в форме субсидии положениями Инструкции N 174н не предусмотрено, схему применяемых корреспонденций счетов необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем.
Таким образом, при отсутствии у учреждения возможности внесения корректировок в комплект годовой отчетности за 2020 год в бухгалтерском учете в 2021 году в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 401 40 152 Кредит 2 401 18 152 "Красное сторно"
- отражено восстановление показателя на счете учета доходов будущих периодов в связи с ошибочным признанием их доходами текущего года в 2020 году;
2. Дебет 2 401 40 152 Кредит 2 304 86 732
Дебет 2 304 86 832 Кредит 2 303 05 731
- в порядке исправления ошибок прошлых лет отражен перенос задолженности по возврату гранта в доход бюджета в связи с невыполнением учреждением условий при передаче актива по состоянию на 01.01.2021;
3. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 401 10 152
- на основании утвержденного отчета о выполнении условий предоставления гранта отражено уменьшение задолженности во возврату в бюджет неиспользованного остатка и одновременно признание доходов текущего периода;
4. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (АнкВИ 610, КОСГУ 610)
- в бюджет возвращен остаток неиспользованного гранта, предоставленного в форме субсидии в прошлом году.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

26 февраля 2021 г.

В государственных (муниципальных) учреждениях всех типов операции со средствами грантов, а также приобретенные (созданные) за счет средств грантов нефинансовые активы обязательно должны учитываться обособленно - на отдельных аналитических счетах (субсчетах), предусмотренных Рабочим планом счетов.

Тем самым будут решаться несколько задач:

1) организация раздельного учета, предусмотренного главой 25 НК РФ;

2) формирование данных, необходимых для подготовки финансового отчета по гранту (в разрезе показателей, предусмотренных отчетами, в том числе с использованием соответствующей группировки расходов, которая может отличаться от группировки, предусмотренной КОСГУ);

3) обеспечение целевого характера расходования средств гранта в соответствии с утвержденными грантодателем сметами, графиками и т.п.;

4) обеспечение выполнения требований грантодателя об особом порядке использования объектов имущества, приобретенного (созданного) за счет средств гранта.

За исключением перечисленных выше особенностей, бюджетный учет операций со средствами грантов, а также учет приобретенных (созданных) за счет средств грантов нефинансовых активов должен осуществляться в общеустановленном порядке в рамках кода вида деятельности 1 "Бюджетная деятельность" .

Бюджетные и автономные учреждения

Поступление грантов подлежит отражению в бюджетном (автономном) учреждении по статье 180 "Прочие доходы" КОСГУ (см. Указания, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н).

По общему правилу поступление и расходование средств грантов отражается в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" (письмо Минфина России от 22.12.2016 N 02-07-10/77351) Соответственно, операции со средствами грантов учитываются на "основном" лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения. Если грантополучателем является автономное учреждение, средства гранта могут быть зачислены на его счет, открытый в кредитной организации.

Однако существуют и исключения из данного правила.

Так, условиями предоставления гранта в форме бюджетной субсидии может быть установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта учредителем. В этом случае независимо от того, какой орган являлся организатором конкурса, грант предоставляется бюджетному (автономному) учреждению его учредителем в форме целевой субсидии (п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843). При таких обстоятельствах операции со средствами гранта учитываются в общеустановленном порядке как операции со средствами целевых субсидий по коду вида деятельности 5 "Субсидии на иные цели" .

Согласно п. 150 Инструкции N 174н и п.п. 96, 178 Инструкции N 183н начисление доходов в сумме денежных средств, полученных бюджетным (автономным) учреждением в виде грантов, отражается бухгалтерской записью:

Дебет 2 205 81 560 (2 205 80 000)*(1) Кредит 2 401 10 180.

Доходы отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н). Соответственно, даже если соглашением (договором) о предоставлении гранта предусмотрено его перечисление на лицевой счет (счет) учреждениями частями в течение отчетного периода, отразить начисление необходимо на всю сумму гранта, предусмотренную оформленным в установленном порядке соглашением (договором).

Поступление средств грантов отражается в регистрах бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений в соответствии с требованиями п. п. 72, 81, 84, 94 Инструкции N 174н и п.п. 72, 77, 84, 87, 97 Инструкции N 183н отражается по кредиту счета 2 205 81 660 (2 205 80 000) и по дебету соответствующих счетов по учету денежных средств:

- 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства";

- 2 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (только у автономных учреждений);

- 2 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации";

- 2 201 34 000 "Касса".

Расходы , осуществляемые за счет средств грантов, подлежат списанию в дебет счета 2 401 20 000 "Расходы хозяйствующего субъекта" (п. 153 Инструкции N 174н; п. 181 Инструкции N 183н).

Если в ходе реализации финансируемого за счет средств гранта проекта создаются или приобретаются какие-либо нефинансовые активы , они принимаются к учету в общеустановленном порядке с указанием кода вида деятельности "2". Данное правило в полной мере распространяется и на нефинансовые активы, созданные (приобретенные) за счет средств грантов, предоставляемых в форме бюджетных субсидий.

Примечание

Между бюджетным (автономным) учреждением, сотрудником учреждения (грантополучателем) и организацией-грантодателем может быть заключен договор, предметом которого является предоставление гранта на выполнение указанным сотрудником работ по определенному проекту. В этом случае средства гранта следует учитывать в общеустановленном порядке как средства во временном распоряжении , в связи с тем, что они средствами учреждения не являются (письма Минфина России от 25.01.2016 N 02-07-10/2899, от 16.10.2015 N 02-07-10/59926, от 23.07.2015 N 02-07-10/42612). При формировании учетной политики учреждение вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов, предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета ( с дополнительной детализацией по видам выплат ). Напомним, что ранее специалисты финансового ведомства допускали возможность отражения учреждениями операций по поступлению и выбытию упоминаемых выше грантов по доходным и расходным кодам КОСГУ в рамках исполнения Плана ФХД (письмо Минфина России от 03.06.2014 N 02-05-10/26776).

Перечисление денежных средств грантополучателю - физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов , осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по проекту, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта.

*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.

Подборка наиболее важных документов по запросу Бухгалтерский учет грантов в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Бухгалтерский учет грантов в бюджетном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как в учете казенного, бюджетного, автономного учреждения отразить безвозмездные поступления в виде пожертвований, благотворительной помощи (взносов) и грантов
(КонсультантПлюс, 2022) 2.2. Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения безвозмездные денежные поступления в виде пожертвований и грантов (в том числе в форме субсидий)

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2021"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2021) Поступление гранта будет отражено в бухгалтерском учете учреждения следующим образом:

Нормативные акты: Бухгалтерский учет грантов в бюджетном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1439
"Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла" д) справка о том, что на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, получатель гранта не находится в процессе ликвидации, реорганизации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, подписанная руководителем получателя гранта или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Минфина России N 02-06-07/97427, Казначейства России N 07-04-05/02-29373 от 01.12.2021
"О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой консолидированной бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2021 год" Обращаем внимание, что предоставление субсидий, переданных бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых федеральные органы исполнительной власти не осуществляют функции и полномочия учредителя, в том числе на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (гранты в форме субсидий). При поступлении средств гранта в форме субсидий на лицевой счет бюджетного учреждения (код 20), на лицевой счет автономного учреждения (код 30) в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений операции по предоставлению гранта в форме субсидии, а также по выплатам за счет указанного источника финансирования следует отражать по коду финансового обеспечения "2 - Приносящая доход деятельность". Порядок применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в данной ситуации разъяснен в письме Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2020 N 02-05-11/57143.

Читайте также: