Профессиональное мастерство водителя и его оценка

Обновлено: 06.07.2024

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЯ / водитель-наставник / грузовой автомобиль / Экономное вождение / экологичность / fuel and energy resources / Economy / the driver-instructor / the lorry / economical driving / ecological compatibility / Correlation analysis / formulas for calculation population / prediction of population

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

Рассмотрена проблема экономии топливных ресурсов за счет совершенствования процесса эксплуатации транспортных средств. В качестве центрального места в ее решении выделена квалификация водителей транспортных средств.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

Анализ возможности инструментальной оценки потребительских свойств автомобилей с автоматической коробкой переда

The problem of fuel resources economy account by perfection the process of operation of vehicles Is considered. The main role in decision this problem is devoted to the car driver`s qualification.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Б.Д. Ефремов1, Ю.В. Оверин2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская,7

Аннотация - Рассмотрена проблема экономии топливных ресурсов за счет совершенствования процесса эксплуатации транспортных средств. В качестве центрального места в ее решении выделена квалификация водителей транспортных средств.

Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; экономия; водитель-наставник; грузовой автомобиль; Экономное вождение; экологичность.

METHODS FOR ESTIMATION THE CAR DRIVERS PROFESSIONAL QUALITIES

B.D.Efremov, J.V.Overin The St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7

The summary - The problem of fuel resources economy account by perfection the process of operation of vehicles Is considered. The main role in decision this problem is devoted to the car driver's qualification.

Keywords: fuel and energy resources; economy; the driver-instructor; the lorry; economical driving; ecological compatibility.

Проблема экономии топливноэнергетических ресурсов в современных условиях относится к наиболее важным задачам отрасли. Множественные технические мероприятия по снижению расходов топлива постоянно разрабатываются и внедряются в автомобилестроении.

Второе направление экономии топливных ресурсов, находится в сфере совершенствования процессов эксплуатации транспортных средств. Центральное место в его решении принадлежит водителю.

Технология сокращения затрат на топливо автомобилями через повышение мастерства водителей по критерию "Экономия Топлива" заключается в целенаправленной подготовке и воспитании водительского персонала в направлении экономного расходования топлива. В автомобильных школах, на автопредприятиях, при подготовке водителей, вопросы экономного расходования топлива рассматриваются, в основном, лишь в теоретическом, рекомендательном плане.

Человек-оператор является ключевым ресурсом любой хозяйственной системы, а на автомобильном транспорте его роль отличается особой спецификой при высоком уровне ответственности. Боль-

шую роль в экономии топлива играет техника и навыки экономного вождения автомобилей.

В период административноплановой экономики на автомобильном транспорте активно действовал институт классности водителей по профессиональному уровню (первый, второй и третий класс), включавший работу опытных во-дителей-наставников со стажерами, который в настоящее время, как инструмент оценки и повышения квалификации, опыта и мотивации, практически разрушен.

Так, еще советские специалисты установили, что расход топлива на единицу транспортной работы у водителей первого класса на 10 - 14 %, а у водителей второго класса на 3 - 6 % меньше, чем у водителей третьего класса. В абсолютных показателях водитель первого класса на грузовом автомобиле средней грузоподъемности расходует на 100 км пути топлива на 2 - 3 л меньше, чем водитель второго класса, и на 4 - 5 л меньше, чем водитель третьего класса.

Эта тенденция очевидно справедлива и в настоящее время. Поэтому все большее значение приобретает разработка мероприятий по рациональному вож-

дению автомобиля. По подсчетам западных специалистов в целом квалифицированное вождение автомобиля в городских условиях может повысить степень его экономичности в среднем до 10%.

Для различных классов автомобилей предусматриваются различные мероприятия по экономному вождению автомобиля. В целом они сводятся к следующим процедурам:

- плавное начало движения,

- соблюдение соответствия ускорения автомобиля положению акселератора,

- поддержание оптимальной скорости движения с учетом дорожных и погодных условий,

- сведение к минимуму количества резких торможений, возможно меньшему манипулированию рычагами управления, педалью акселератора, выключению ближнего и дальнего света при ночных поездках при достаточном освещении и т. д.

Удельный расход топлива оказывает непосредственное влияние на базовый показатель экологичности транспортного средства - токсичность отработавших газов.

Между двумя этими показателями существует прямо пропорциональная зависимость. При увеличении расхода топлива увеличивается и количество выбросов токсичных компонентов отработавших газов.

Как видно из сказанного, топливная экономичность и экологичность напрямую зависит от квалификации водителя. Поэтому существует необходимость производить оценку квалификации води-

теля с точки зрения эксплуатационных свойств автомобиля.

Сегодня не существует метода, который позволил бы с высокой степенью достоверности посредством измерения, определить уровень профессионального мастерства водителя.

Водительское мастерство - понятие, значительно более широкое, чем техника и тактика управления автомобилем. В это понятие входят и психологические характеристики, и "чувство автомобиля", и умение прогнозировать ситуацию, и многие другие качества, обеспечивающие в итоге - способность водителя обеспечить безопасность пассажиров и других участников движения, при условии минимального расхода топлива.

Существует несколько критериев оценки квалификации водителя.

На практике применяется обязательный медицинский отбор на право управления автотранспортным средством, задачами которого является выявление и отстранение лиц, которые по состоянию здоровья непригодны к такой деятельности. Необходимо отметить, что данный отбор в России, если сравнивать его с европейским, то он не проводится по нескольким важным показателям (например, темновая адаптация водителя). Существует и образовательный отбор в виде обязательного профессионального обучения в автошколах с последующей сдачей квалификационного экзамена на право управления автотранспортным средством.

Этих двух видов профессионального отбора недостаточно для такой сложной профессии как водитель автотранспортного средства. В большинстве развитых стран применяются еще два этапа: психофизические и социальные отборы. У нас в стране такие отборы проводят только для небольшой группы водителей, работающих в органах Министерства обороны, МВД, ФСБ. Особую актуальность при проведении психофизиологического отбора водителей представляет поиск объективных, информативных методов оценки индивидуальных особенностей водителей в соответствии с профессиограммой.

Рассматривается метод оценки техники вождения по элементам, таким,

как руление, торможение, а также по сочетаниям этих приемов, которые обеспечивают безопасность в основных ситуациях движения (разгон, маневрирование, прохождение поворотов, преодоление неровностей и многие другие).

Для оценки элементов техники не требуется больших автодромов, сложных приборов и специально оборудованных автомобилей. На любом автотранспортном предприятии эту работу вполне могут выполнить один или двое работников отдела безопасности дорожного движения. За 1 час можно оценить мастерство группы из 10-12 водителей, так как любое из контрольных упражнений по продолжительности не превышает 1 минуты.

Оценка профессионального мастерства водителей может осуществляться методами индивидуального тестирования, контрольным и соревновательным.

Но все эти методы субъективны, они не отражают полностью все стороны профессиональных качеств водителя, а именно, его влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.

За эталонные показатели принимается величины, полученные при пробном заезде водителя-инструктора с поправочными коэффициентами по скорости 0.85 .а по расходу топлива 1.3 по отношению к эталонному расходу. Так же предлагается проводить три заезда про-

тяженностью каждый по 20 километров, что экономически не выгодно.

Данный прибор рекомендован к установке на карбюраторных автомобилях.

А на сегодняшний момент практически все автомобили, задействованные на пассажирских перевозках, оборудованы либо инжекторными, либо дизельными двигателями с соответствующими системами питания. Поэтому данный прибор потерял актуальность при проверке профессиональных качеств водителя занятого на пассажирском автотранспорте.

Принятие в качестве критериев оценки квалификации водителя расходов топлива автомобилем, и тем более частоты вращения двигателя являются необоснованными и неубедительными, тем более, что их обоснования нигде и не приводится.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что существует реальная необходимость подбора таких показателей эксплуатационных свойств автомобиля, и методов их измерений, которые бы в полной мере и с большей точностью и объективностью характеризовали квалификацию водителя автотранспортного средства.

2 Оверин Юрий Владимирович, аспирант СПбГУСЭ, тел.: (812) 367-39-92, е-mail:

5.1. Профессиональное мастерство водителя и его оценка

Профессиональное мастерство водителя может быть определено как совокупность профессионального интеллекта и технических навыков управления автомобилем Профессиональным интеллектом нарывается способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении, а техническими навыками - умение выходить usопасных и критических ситуаций. Эти составляющие, в свою очередь, определяются качеством структурных: элементов модели управляющей деятельности водителя:

- подготовка выбора решений по управлению автомобилем,

- техническое исполнение решения.

До настоящего времени среди практиков не существует единого подхода к вопросу объективной оценки профессионального мастерства водителя и в большинстве случаев оно оценивается субъективно. Одним из наименее изученных вопросов является выбор критериев качества подготовки и определения способов получения количественных оценок уровня выполнения этих критериев. Известные процедуры и способы оценки не позволяют с достаточной достоверностью оценить мастерство водителя

Количественная оценка профессиональных качеств может проводиться по ряду показателей, отражающих главную функцию перевозочного процесса: обеспечение быстрой и сохранной доставки грузов или пассажиров при минимальном расходе эксплуатационных материалов. В этом случае критериями являются: время и точность доставки, безопасность движения, эксплуатационная экономичность и комфортабельность, сохранность предмета перевозки.

Мастерство управления также может оцениваться по параметрам, характеризующим операторские качества водителя: точность отработки отдельных операций по управлению автомобилем, быстродействие и надежность, водителя.

Точность отработки определяется степенью приближения реальных параметров движения (траектория движения, скорость, соблюдение дистанции между автомобилями) к заданным. Количественно точность оценивается величиной погрешности, с которой водитель устанавливает или регулирует заданный параметр. Быстродействие определяется временем выполнения управляющих воздействии, диктуемых заданными тестами или конкретной дорожной обстановкой.

Надежность водителя может быть определена как способность к сохранению требуемых рабочих качеств в течение некоторого временив условиях возможного усложнения дорожной обстановки. Для ее количественной оценки можно использовать следующие параметры, среднее время работы между двумя ошибками, общее количество ошибок за данный промежуток времени, процент выполненных задают, вероятность безотказной работы в течение определенного промежутка времени.

Анализ работы водителя, кроме количественного подсчета нарушений и допущенных сбоев в управлении автомобилем должен включать качественный анализ ошибок по их характеру, важности, временному распределению и степени влияния на конечный результат деятельности водителя.

Один из вариантов классификации ошибок может быть представлен в следующем виде.

3 Ошибки по забывчивости: не переключение, рычага коробки передач движение с включенным ручным тормозом.

5 Непреднамеренные действия: случайные воздействия на органы-управления.

Определение уровня мастерства по указанным критериям может производиться при наличии показателей, позволяющих количественно оце­нить степень приближения профессиональных качеств конкретного водителя к некоторому сформированном эталону на основе обработки результатов определенных тестов- процедур.

Под тестом в данном случае понимается любое упражнение (или совокупность упражнений), выполняемое с целью идентификации качества рабочей деятельности водителя или его состояния в процессе этой деятельности. Соответственно, тесты разделяются на две группы тесты элементов управляющей деятельности водителя и тесты его физиологического состояния.

Тесты элементов рабочей деятельности в свою очередь, подразделяются на:

-тесты отдельных операций,

-тесты совокупности операций в условиях взаимодействия с неподвижными объектами;

-тесты совокупности операций в условиях взаимодействия с подвижными объектами,

-интегральные тесты деятельности водителя в реальных условиях дорожного движения,

-тесты поведения водителя в условиях имитации критических дорожно-транспортных ситуаций.

Кроме того, тесты можно разделить в зависимости от характера представления выходной информации:

-тесты, основанные на оценке времени выполнения операций (или совокупности операций) и количества допускаемых при этом ошибок,

-тесты, основанные на оценке статистических характеристик определенных параметров выполняемых операций.

Количественная оценка качества подготовки водителя может проводиться либо на Тренажерах, либо на определенных трассах учебного маршрута. Эти ограничения объясняются трудностями алгоритмизации деятельности водителя в условиях реального дорожного движения из-за случайного характера поведения его участников.

В МАДИ разработан метод оценки мастерства управления, основанный на измерении продольных и поперечных ускорений автомобиля, на который устанавливаются специальные датчики (акселерометры) и счетное устройство. Текущие значения ускорений в процессе движения срав­ниваются с заданными пороговыми значениями Количество превышений пороговых значений и их величина характеризуют комфортность движения

Для оценки мастерства водителя может быть использован метод сравнения текущих действий органами управления тестируемого водителя с эталонными действиями инструктора, однако этот метод требует использования специально оборудованных тренажеров или учебных автомоби­лей, в которых управление осуществляется непосредственно инструктором, а обучаемый лишь имитирует управление (поскольку рулевое колесо и педали отключены от исполнительных механизмов). Как показывает практика, необходимо учитывать индивидуальные особенности водителя раздельно по каналам управления скоростью движения и углом поворота автомобиля.

Диапазон допустимых значений ошибок по каждому каналу управления назначается путем осреднения результатов нескольких квалифицированных водителей

Для повышения достоверности оценки профессионального мастерства необходимо использовать не только ошибки, возникающие в процессе рабочей деятельности водителя, но также и динамику его физиологических показателей. Это, в частности, объясняется тем, что такая специфическая характеристика труда водителя как нервно-эмоциональная напряженность, не может быть адекватно оценена на основе только параметров процесса управления. В то же время известно, что напряженность тесно связана с надежностью работы водителя и определяет, в конечном итоге, уровень безопасности движения.

В этом плане мастерство управление автомобилем может быть оценено по следующим показателям:

-точность выдерживания заданной траектории;

-точность выдерживания заданной скорости и дистанции;

-время реакции водителя на предвиденное и непредвиденное событие;

-динамика изменения (относительно к фону) ряда физиологических показателей (пульс, давление и т. д.)

Анализ рассмотренных подходов к оценке мастерства управления автомобилем показывает, что при рассмотрении только отдельных элементов водительской деятельности, в целом ряде случаев исключаются инфор­мационно ценные параметры. Так, например, абсолютное число торможений не может служить критерием качества вождения без дифференциации по его интенсивности, динамика времени запаздывания также является недостаточно надежным показателем из-за неоднозначности ее характера, определяемого внешними воздействиями.

В ряде случаев предлагаемые решения имеют некоторые ограничения связанные с условиями их применения. Так, контроль отклонения траектории учебного автомобиля от заданной требует специально оборудованной площадки

Установление эталонных значений выбранных показателей, осуществляемое, как правило, экспертным путем, вносит в процедуру оценки заметный элемент субъективизма.

Таким образом, анализ структуры мастерства управления автомобилем позволяет принять в качестве рационального следующий алгоритм оценки качества подготовки водителей. На первом этапе проводится пооперационное тестирование рабочей деятельности. В качестве операций выступают как отдельные действия по управлению автомобилем (руление, переключение передач), так и сочетание таких действий в ходе выполнения отдельных простейших элементов вождения (трогание с места, разгон-торможение). Данный этап оценки имеет целью проверку навыков манипулирования органами управления автомобилем.

Качество руления и переключения передач количественно оценивается временем выполнения нескольких циклов данных действии.

На третьем этапе тестируется правильность выполнения совокупности операций, характеризующих деятельность водителя в определенных ситуациях взаимодействия с другими транспортными средствами (сюда входят такие маневры, как обгон, перестроение, встречный разъезд, выдерживание дистанции и т. д.).

Оценка деятельности обучаемого на этом этапе может проводиться на специально оборудованном учебном автомобиле.

Мастерство управления автомобилем оценивается в этом случае по правильности, своевременности и интенсивности воздействия на органы управления. Такая оценка может быть получена на основе сравнения действий обучаемого с эталонной деятельностью водителя-инструктора.

На четвертом этапе оценивается правильность действий водителя в условиях реального дорожного движения. Такая оценка проводится путем проезда учебным автомобилем определенной эталонной трассы. При этом также оценивается правильность, своевременность и интенсивность воздействий водителя на органы управления.

По-видимому, наиболее эффективной является дифференцированная оценка управляющих действий, которая проводится раздельно по каждому из органов управления .автомобилем и позволяет инструктору непосредственно после выполнения задания не только оценить динамику обучения, но и выявить слабые места в системе управления, на которые следует обратить особое внимание.

Количественная оценка уровня мастерства водителя при дифференцированной оценке может быть, получена на основе использования ряда показателей, определяемых по отдельным органам управления (руль, тормоз, сцепление, акселератор, коробка передач) и по системе сигнализации.

При этом необходимо учесть тот фактор, что оценка мастерства управления автомобилем на основе только конечных результатов деятельности водителя не раскрывает динамику его поведения и не позволяет достаточно детально прогнозировать причины ошибочности или неэффективности его действий.

Длительная работа приводит к утомлению, причем оно может быть не только физическим, но и умственным и эмоциональным. При этом растет аварийность, так при работе по 10..12 часов аварийность увеличивается в 2 раза, а при работе более 12 часов – в 9 раз.

Рекомендуемый режим труда водителя – 7…8 часов с перерывом на обед через 3,5…4,0 часов, плюс перерывы по 5…15 минут после каждого часа работы. Следует учитывать и то, что основу хорошей работы составляет хороший отдых и сон.

В соответствии с законодательством о труде в состав рабочего времени водителя включается:

время на медосмотр (до 5 минут на человека);

время в движении;

время технологических простоев;

время простоев не по вине водителя;

время остановок для кратковременного отдыха и осмотра автомобиля;

время стоянки на междугородних перевозках в промежуточных и конечных пунктах для охраны груза и автомобиля (учитывается в соотношении 1 к 3);

половина времени предусмотренного заданием на ездку, при обслуживании автомобиля со спальным местом двумя водителями.

Продолжительность рабочего дня не может устанавливаться более 10 часов, а с разрешения департамента автотранспорта не более 12 часов. Переработка более 4 часов в течение двух дней подряд не допускается, общий годовой уровень переработки не может превышать 120 часов. Междусменный перерыв должен быть не менее, двойной продолжительности работы за предшествующий период. На межгороде это время может быть менее 12 часов, но с соответствующим увеличением отдыха после возвращения.

Еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов, а ежегодный отпуск не менее 24 суток.

Вместе с тем большое значение имеют также психофизические особенности организма, состояние здоровья, личностные качества и уровень работоспособности.

Надо сказать, что профессия водителя не только одна из самых опасных, но и достаточно вредных, Так к 40 годам по профессиональным заболеваниям выбывает до 29 водителей из каждой сотни, а к 50 годам уже 41 из 100.

Поэтому очень важно обеспечить нормальные условия на рабочем месте водителя, что регламентируется нормами, установленными еще в 1988 году, в частности по уровню вибрации, шума, по содержанию вредных веществ, по температурным перепадам и относительной влажности. Большое значение имеют также конструктивные параметры рабочего места водителя.

Вопрос 57. Профессиональное мастерство водителя и его оценка.

Под профессиональным мастерством понимают совокупность профессионального интеллекта и технических навыков управления автомобилем. При этом профессиональный интеллект – это способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций, а технические навыки – умение выходить из критических и опасных ситуаций.

До настоящего времени оценка профессионального мастерства достаточно субъективна. Однако известен ряд методик, позволяющих оценить водительское мастерство с достаточной достоверностью.

По выполнению главной функции перевозочного процесса (быстрая и сохранная перевозка при минимальном расходе топлива);

По оценке операторских качеств водителя (точность управления и быстродействие);

По способности сохранять требуемые рабочие качества в течение определенного времени в условиях возможного усложнения дорожной обстановки (по количеству ошибок во времени);

Тестирование (стремление к идеалу).

Ошибки, присущие водителю можно разделить на несколько групп:

ошибки подмены (смешивание одного органа управления с другим);

ошибки забывчивости (не переключение, движение с не выключенным указателем поворота);

непреднамеренные действия (случайные воздействия на органы управления).

Наиболее качественную оценку мастерства дает тестирование, либо на тренажерах, либо на учебных трассах.

Специалисты трактуют мастерство водителя как набор качеств, определяющих уровень безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом под профессиональным интеллектом понимается способность водителя к восприятию информации и принятию решений с целью предупреждения возникновения опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных и критических ситуаций. Исследованиями установлено, что в обеспечении безопасности движения роль профессионального интеллекта наиболее велика.

Мастерство водителя определяется качеством следующих элементов:

восприятия и обработки информации;

подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;

принятия решений;

технического исполнения решений.

Профессионализм водителя в плане обеспечения безопасности движения в первую очередь определяется единством трех качеств: технического мастерства управления автомобилем; знаний и навыков поведения в дорожном движении; дисциплины и ответственности, включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость. При этом ключевыми и результирующими являются именно знания и навыки поведения в дорожном движении.

Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения обусловлена тем, что именно человек вносит в систему дорожного движения абсолютное большинство возмущающих субъективных факторов. Так, определение причины ДТП сводится главным образом к анализу действий человека, которые в большинстве случаев совершаются при нарушении Правил дорожного движения.

Приобретение опыта и развитие профессионального мастерства. Положительные и негативные навыки.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков прогнозирования опасных ДТС водитель должен проехать за рулем автомобиля около 100 тыс. км. На это требуется от 5 до 10 лет стажа управления автомобилем.

Характеристики водителя, основанные на навыках, играют подчас решающую роль; при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция - процесс торможения нового недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. При этом старыми навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, а также при отвлечении внимания, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками, например оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамики автомобиля. При пересадке на автомобиль, имеющий другие характеристики, водитель постепенно приспосабливается к ним, однако опасность интерференции остается и в сложной дорожной обстановке может привести и к ДТП.

Среди задач повышения надежности водителей задача нейтрализации интерференции навыков занимает важное место. Следует обратить особое внимание на требуемые изменения в действиях по управлению автомобилем, а при малейшей неуверенности - пройти тренаж на закрытой площадке.

Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Профессиональное мастерство водителя определяется как набор качеств, обеспечивающих уровень мастерства безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, его предлагается рассматривать как совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом профессиональным интеллектом называют способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных критических ситуаций. Мастерство управления автомобилем определяется качеством каждого из пяти структурных элементов модели восприятия и переработки информации водителем:

  • восприятия;
  • принятия и обработки информации;
  • подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;
  • принятия решений;
  • технического исполнения решений.
  1. технического мастерства управления автомобилем;
  2. знаний и навыков поведения в дорожном движении;
  3. дисциплины и ответственности (включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость).

Большинство причин, регистрируемых при первичном учете ДТП, квалифицируются как нарушения ПДД участниками дорожного движения. Для обучения водителей и профилактики аварийности важно установить основные механизмы возникновения происшествий и причины ошибочных действий водителей, квалифицируемых как нарушения ПДД. Рассмотрим основные модели поведения водителей при возникновении ДТП.

Применительно к деятельности водителя понятие риска обычно рассматривают в трех взаимосвязанных значениях.

Среднестатистический риск дает лишь общее представление об опасности профессии. Конкретное значение риска существенно различается по видам и условиям перевозок и в большой степени зависит от поведения водителя, от принимаемого им уровня риска.

2) Риск - это действие, в том или ином отношении грозящее водителю возникновением дорожно-транспортного происшествия. Почему водители предпринимают такие действия, которые приводят к ДТП, как при этом оценивают степень риска, какой уровень риска считают для себя приемлемым?

3) Риск - это ситуация выбора между двумя вариантами действия: более привлекательным, но менее надежным и менее привлекательным, но более надежным. Например, водитель выбирает более короткий (привлекательный с точки зрения экономии времени) маршрут, но более опасный.

Склонность к риску - это один из показателей социально психологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Если мотивы деятельности водителя могут быть самыми различными, то склонность к риску в значительной мере индивидуальна. Склонность к риску может быть выявлена при помощи методов психологического тестирования.

Водитель должен постоянно контролировать свое поведение в дорожном движении. Если он замечает, что регулярно в течение рабочего дня он несколько раз становится виновником опасных ситуаций, то следует или пересмотреть свое поведение или совсем отказаться от профессии водителя, поскольку он подвергает опасности жизнь и здоровье многих людей.

Как определить степень опасности ситуации, возникшей на дороге из-за рискованного поведения водителя? Водитель сам это может сделать по своим субъективным ощущениям. Всем водителям хорошо известно чувство страха в опасной ситуации, связанное с импульсивным повышением количества адреналина в крови. При этом возникает кратковременное учащенное сердцебиение, потливость, ощущение жара или холода. Водитель испытывает сложный спектр эмоций от недовольства собой до неприязни и даже агрессии по отношению к другим участникам движения, чувство страха и ощущение своей ущербности по сравнению с другими водителями и т.п. При этом он теряет присутствие духа, становится невнимательным, забывает что надо делать, т.е. подчас не способен к выполнению даже простых действий. Хуже всего, что при этом развивается как бы цепная реакция ошибок и опасных ситуаций, вводящих водителя во все более напряженное и неустойчивое состояние.

Водитель, склонный к риску, постепенно повышает его уровень. Если раньше в подобной ситуации он испытывал желанную встряску, то теперь он воспринимает опасность как должное и обычное. Такая девальвация уровня приемлемого риска ведет водителя к дорожно-транспортному происшествию. Исследования показывают, что на 1000 конфликтных ситуаций, в которых удалось избежать ДТП только благодаря экстренным действиям водителя, и вызывающих у последнего кратковременный стресс, приходится одно ДТП.

С другой стороны, следует признать, что у водителя чаще рискующего в дорожном движении вырабатываются относительно более эффективные технические навыки управления автомобилем. Это позволяет ему справляться с возрастающей сложностью дорожно-транспортных ситуаций. Но вместе с ростом сложности ситуаций быстрее растет и риск вовлечения водителя в ДТП. Систематические исследования американских ученых неоднократно показали, что рискованный стиль вождения, прежде всего выражающийся в повышенной скорости и обгонах, закономерно чаще ведет к ДТП.

С этой целью вводится понятие конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией понимается такая дорожно-транспортная ситуация, при которой действия одного из участников движения или другие факторы дорожной обстановки потребовали действий других участников движения, направленных на предотвращение инцидента, не связанных с целью движения и не вызванных мероприятиями организации дорожного движения. О мере конфликтности или риска дорожно-транспортной ситуации судят по интенсивности предупредительных действий, а также по величине изменений параметров движения транспортных средств при этом, таких, как: скорость, ускорение, замедление, траектория (смена полосы, изменения дистанции, интервала).

Типичные дорожно-транспортные происшествия, связанные со склонностью водителя к риску, чаще всего возникают в условиях взаимодействия участников движения при обгонах, объездах, маневрировании, проезде перекрестков.

Недооценка опасности, наряду со склонностью к риску, является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП. Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта, имеющихся знаний прогнозирует развитие дорожно-транспортных ситуаций (ДТС). Каждой типичной ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС в инцидент и или ДТП. Оценка водителя всегда субъективна. Рассогласование субъективной оценки и объективной опасности приводит к неадекватным действиям водителей.

Каково же взаимоотношение между необходимым временем приобретения навыков прогнозирования ДТС с риском вовлечения в ДТП? На эти вопросы будет дан ответ в следующем разделе, посвященном особенностям процесса развития профессионального мастерства.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков управления транспортным средством и прогнозирования возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций, водитель должен проехать от 10 до 30 тыс. км. Риск совершения ДТП водителем со стажем управления 1 - 2 года существенно выше среднестатистического -для водителей-профессионалов в 3,6 раза, для владельцев индивидуального транспорта в 4,6 раза. Представленные данные свидетельствуют о необходимости компенсации недостаточного уровня квалификации водителей этой категории, в первую очередь, на основе изучений типичных ситуаций повышенной опасности, приводящих к ДТП.

Поведенческие характеристики водителя, основанные на навыках, подчиняются определенным закономерным тенденциям развития, при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция (взаимное влияние).

В качестве одного из механизмов возникновения ДТП может быть рассмотрено явление интерференции навыков. Под интерференцией (взаимным влиянием) понимают процесс торможения недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. Такое торможение сказывается в двух наиболее распространенных ситуациях. Первая состоит в том, что реализация нового навыка осложняется действием старого. Вторая ситуация связана с возникновением ошибочных действий, когда вместо необходимого нового навыка человек действует в соответствии с прочно усвоенным старым.

Все водители прекрасно знают, что на автомобилях, оборудованных запорным устройством руля, категорически запрещается выключать двигатель во время движения или начинать движение (например, на уклоне) до включения двигателя. Такие действия приводят к заклиниванию руля и самым печальным последствиям. Тем не менее у водителей, приобретших навык управления автомобилем на моделях, не имевших запорного устройства руля, имеется опасность совершить указанные ошибки под воздействием старого навыка.

Пример происшествия. Водитель-профессионал, работавший на грузовых автомобилях, управляя недавно приобретенным легковым автомобилем, на затяжном спуске механически, не задумываясь о последствиях, выключил двигатель, повернув ключ в замке зажигания. Рулевое управление заклинило - сработало запирающее устройство. Произошел съезд автомобиля в кювет с последующим опрокидыванием.

В данном случае сработал прочно приобретенный навык водителя за время работы на грузовых автомобилях. При управлении автомобилем с новыми конструктивными особенностями этот навык стал содержать в себе большую опасность.

Особая опасность явления интерференции навыков заключается в том, что сформировавшимися навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, при отвлечении внимания, ситуациях, характерных для условий дорожного движения, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками.

Водитель прочно усваивает навыки, связанные с оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамикой автомобиля. При управлении автомобилем, имеющим другие габариты и динамические характеристики, опасность интерференции остается и в условиях сложной дорожной обстановки зачастую проявляется. Отсюда возникают конфликтные и критические ситуации. Этот же механизм может приводить и к ДТП. Одним из способов нейтрализации явления интерференции навыков является обеспечение преемственности в конструкциях автомобилей, однако в последнее время в нашей стране эта проблема становится очень актуальной. Появление автомобилей новых конструкций с передним приводом, постоянным полным приводом, автоматическими коробками перемены передач (АКПП) и антиблокировочными системами (АБС), ростом числа находящихся в эксплуатации импортных автомобилей с правым расположением руля, а в недалекой перспективе кардинальное изменение расположения органов управления, требуют проведения специальной подготовки водителей для нейтрализации явления интерференции навыков при смене моделей подвижного состава.

Видео YouTube

Читайте также: