Профессиональная подготовка водителей допущенных к транспортировке опасных отходов учебный план

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации[1], выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I–IV классов опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании[2].

• на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.;

• лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как видим, наказание довольно суровое, поэтому обучать персонал стараются все, хотя курсы по повышению квалификации для лиц, допущенных к обращению с отходами, стоят недешево.

Документы об обучении выдаются согласно Федеральному закону № 273-ФЗ.

Извлечение
из Федерального закона № 273-ФЗ

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

[…]
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
[…]

В связи с этим нередко возникают спорные ситуации, которые разрешаются в суде с различными исходами.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 09.08.2012 генеральный директор Общества был признан виновным в нарушении требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, поскольку он допустил отсутствие профессиональной подготовки работников на право обращения с отходами I–IV классов опасности.

Работники Общества были обучены и имели свидетельства о повышении квалификации и о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами I–IV классов опасности, однако суд признал указанные свидетельства недостаточными, т.к. обучающие программы курса повышения квалификации имели меньше часов, чем положено по закону. Так, при повышении квалификации изучаются 4 дисциплины за 100 ч, а при получении профессиональной подготовки — 13 учебных дисциплин за 112 ч, также предусмотрены практические мероприятия и самостоятельная подготовка.

Спорность терминов профессионального образования, обучения, повышения квалификации дает возможность различным образовательным учреждениям организовывать сомнительные курсы, результатом которых становится получение столь же сомнительных документов, не обеспечивающих право работы с отходами I–IV классов опасности.

Помимо этого, путаница возникает еще и потому, что в одних образовательных учреждениях выдают свидетельства о повышении квалификации, в других — свидетельства о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки, в третьих — удостоверения и сертификаты. Ранее Федеральный закон № 89-ФЗ требовал наличия свидетельств (сертификатов), сейчас — просто документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Надлежащим подтверждением профессионального обучения суды чаще всего признают сертификаты, свидетельства, удостоверения, однако есть случаи, когда предприятия попадали под штрафные санкции (особенно если пройденные курсы не соответствовали требованиям законодательства по продолжительности обучения и перечню изучаемых предметов).

Кому нужно обучаться?

Еще одним проблемным моментом является количество работников, которых необходимо обучать обращению с отходами. На многих предприятиях в каждом цехе в результате той или иной операции образуются остатки сырья, упаковка, некондиционная продукция, иными словами — отход. Например, если работники собирают остатки сырья, они осуществляют сбор отходов. В случае если предприятие транспортирует свои отходы за пределы промплощадки либо обезвреживает их на собственном производстве, то круг лиц, задействованных в процессе того или иного этапа обращения с отходами, разрастается чуть ли не до размеров всего коллектива предприятия. Возникает резонный вопрос: нужно ли обучать всех работников? Федеральный закон № 89-ФЗ не дает прямого ответа на этот каверзный вопрос.

• профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

• профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Срок прохождения повышения квалификации составляет 112 аудиторных часов.

Форма обучения очно-заочная, заочная, дистанционная. Стоимость 6500 руб. на одного слушателя. Программа разработана в целях повышения квалификации специалистов субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, для обновления их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области обращения с отходами I-IV класса опасности.Правовой основой образовательной программы являются:

Цель Программы – подготовка специалистов предприятий, организаций и учреждений в сфере безопасного обращения с отходами производства и потребления, организации предупреждения угрозы вреда от деятельности, способной оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Программа предназначена для повышения уровня квалификации специалистов, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности.Слушатели, успешно завершившие обучение по Программе, могут замещать должности специалистов хозяйствующих субъектов, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности и выполнять следующие работы:

  • разработка предложений по вопросам безопасного сбора, накопления, обезвреживания, использования, транспортированию и размещению отходов I-IV класса опасности;
  • выполнение работ (деятельности) по сбору, накоплению, обезвреживанию, использованию, транспортированию и размещению отходов I-IV класса опасности;
  • организация заключения соглашений и договоров в области обращения с отходами производства и потребления;
  • участие в проведении инвентаризации источников образования отходов, разработке паспортов отходов I-IV класса опасности, проектов нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение, подготовке документов для получения соответствующей лицензии на право работы с отходами I-IV класса опасности;
  • участие в организации и осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления, разработке соответствующей программы производственного контроля;
  • ведение учета и отчетности в области обращения с отходами производства и потребления;
  • выполняет (участвует при выполнении) расчеты платежей за размещение отходов;
  • другие виды работ в области профессиональной подготовки.

Нормативный срок прохождения повышения квалификации по Программе вне зависимости от формы получения образования составляет 112 аудиторных часов. Форма обучения очно-заочная, заочная, дистанционная. Обучение по Программе проводится путем преподавания дисциплин в форме авторских лекционных занятий и применения дистанционных технологий в соответствии с действующей нормативной базой.Допускается стажировка без изучения теоретических дисциплин Программы в случае, если при зачислении слушателя на обучение представлены документы государственного образца о высшем, послевузовском и дополнительном профессиональном образовании, свидетельствующие об освоении программ:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации[1], выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I–IV классов опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании[2].

• на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.;

• лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как видим, наказание довольно суровое, поэтому обучать персонал стараются все, хотя курсы по повышению квалификации для лиц, допущенных к обращению с отходами, стоят недешево.

Документы об обучении выдаются согласно Федеральному закону № 273-ФЗ.

Извлечение
из Федерального закона № 273-ФЗ

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

[…]
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
[…]

В связи с этим нередко возникают спорные ситуации, которые разрешаются в суде с различными исходами.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 09.08.2012 генеральный директор Общества был признан виновным в нарушении требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, поскольку он допустил отсутствие профессиональной подготовки работников на право обращения с отходами I–IV классов опасности.

Работники Общества были обучены и имели свидетельства о повышении квалификации и о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами I–IV классов опасности, однако суд признал указанные свидетельства недостаточными, т.к. обучающие программы курса повышения квалификации имели меньше часов, чем положено по закону. Так, при повышении квалификации изучаются 4 дисциплины за 100 ч, а при получении профессиональной подготовки — 13 учебных дисциплин за 112 ч, также предусмотрены практические мероприятия и самостоятельная подготовка.

Спорность терминов профессионального образования, обучения, повышения квалификации дает возможность различным образовательным учреждениям организовывать сомнительные курсы, результатом которых становится получение столь же сомнительных документов, не обеспечивающих право работы с отходами I–IV классов опасности.

Помимо этого, путаница возникает еще и потому, что в одних образовательных учреждениях выдают свидетельства о повышении квалификации, в других — свидетельства о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки, в третьих — удостоверения и сертификаты. Ранее Федеральный закон № 89-ФЗ требовал наличия свидетельств (сертификатов), сейчас — просто документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Надлежащим подтверждением профессионального обучения суды чаще всего признают сертификаты, свидетельства, удостоверения, однако есть случаи, когда предприятия попадали под штрафные санкции (особенно если пройденные курсы не соответствовали требованиям законодательства по продолжительности обучения и перечню изучаемых предметов).

Кому нужно обучаться?

Еще одним проблемным моментом является количество работников, которых необходимо обучать обращению с отходами. На многих предприятиях в каждом цехе в результате той или иной операции образуются остатки сырья, упаковка, некондиционная продукция, иными словами — отход. Например, если работники собирают остатки сырья, они осуществляют сбор отходов. В случае если предприятие транспортирует свои отходы за пределы промплощадки либо обезвреживает их на собственном производстве, то круг лиц, задействованных в процессе того или иного этапа обращения с отходами, разрастается чуть ли не до размеров всего коллектива предприятия. Возникает резонный вопрос: нужно ли обучать всех работников? Федеральный закон № 89-ФЗ не дает прямого ответа на этот каверзный вопрос.

• профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

• профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В настоящее время не существует действующих подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы профессиональной подготовки в сфере охраны окружающей среды.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Строгий правовой анализ указанной нормы позволяет сделать вывод о ее некорректности, что нашло отражение в судебной практике.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

При проведении Росприроднадзором плановой проверки соблюдения Учреждением требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды было установлено его нарушение, которое выразилось в необеспечении подготовки руководителей Учреждения и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Росприроднадзора Учреждение было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1[1] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания было указано, что Учреждению вменялось нарушение п. 1 ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления. Решением арбитражного суда заявленные требования были удовлетворены.

Рассмотрев кассационную жалобу Управления Росприроднадзора на указанное решение арбитражного суда, федеральный арбитражный суд пришел к выводу, что непрохождение должностными лицами Учреждения соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Решение суда: решение арбитражного суда было оставлено без изменений, кассационная жалоба Управления Росприроднадзора — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2009 по делу № А69-1837/2009).

Расценивать данный посыл можно так: суд не отрицает необходимости прохождения сотрудниками Учреждения специальной подготовки, однако не относит данное нарушение — непрохождение такой подготовки — к нарушению в рамках эксплуатации Учреждения. А специальной нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие специальной подготовки, законодательством не предусмотрено. То есть здесь имеет место правовой пробел, который позволяет природо пользователям нарушать закон без привлечения их к ответственности.

2. Программы подготовки в области обеспечения экологической безопасности согласовываются с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. При разработке и согласовании данных программ необходимо руководствоваться:

Данное письмо было актуально, пока полномочия по организации и контролю подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности не были переданы от Ростехнадзора Росприроднадзору:

1. Центральному аппарату Росприроднадзора:
[…]
1.9. организовывать в контролировать подготовку и аттестацию специалистов в области обеспечения экологической безопасности;
[…]

Несмотря на то что соответствующие функции были переданы Росприроднадзору еще в 2010 г. (5 лет назад!), нормативный правовой акт, которым можно было бы руководствоваться при подготовке и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности[4], пока не был принят данной Федеральной службой.

Не секрет, что Росприроднадзор исправно пользуется документами Ростехнадзора, которые были изданы в большом количестве в тот непродолжительный период, когда функции по регулированию природоохранной деятельности осуществляла эта Федеральная служба (причем даже теми документами, которые сам Ростехнадзор отменил). Таким образом, есть вероятность, что Росприроднадзор, если захочет, сможет ссылаться в будущем на документы Ростехнадзора о подготовке и аттестации специалистов.

Как правило, ответственным за принятие решений на предприятии (в организации) является генеральный директор: именно он в первую очередь должен пройти необходимую подготовку. Кроме того, дополнительно можно обучить сотрудника, ответственного за охрану окружающей среды (чтобы у представителей контролирующей инстанции не возникало лишних вопросов). Вроде все логично. Логика исчезает тогда, когда речь заходит об обучении в области обращения с отходами, о чем мы расскажем далее.

ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации[5].

3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Давайте сравним ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ в действующей редакции со ст. 15 в редакции, которая предложена рассматриваемым законопроектом (выделено автором):

СЛОВАРЬ

В соответствии с пп. 12 и 13 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ:

•профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

•профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Что ж, оставим пока данную коллизию и рассмотрим ситуацию, сложившуюся в области профессиональной подготовки, как будто п. 3 вообще нет в ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ.

Кто должен пройти обучение?

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ профессиональную подготовку обязаны иметь лица, допущенные к обращению с отходами I–IV класса опасности. Если строго следовать этой норме, то обучение должны пройти все сотрудники предприятия (организации), т.к. любой сотрудник рано или поздно выбросит что-нибудь в урну, тем самым став образователем отхода, передавшим его на накопление. Чем не лицо, осуществляющее обращение с отходами? Но если в этом случае еще можно поспорить, сказав, что урна, в которую сотрудник бросил, например, салфетку, ему не принадлежит и, соответственно, он не занимается деятельностью по накоплению отходов, то как быть с уборщицей, которая выбрасывает мусор из урны в контейнер? Она занимается деятельностью по обращению с отходами?

Например, такой информацией поделился участник семинара по обращению с отходами: надзорный орган соглашается на то, чтобы 40 сотрудников обучили на специальных курсах вне предприятия, а остальной штат (500 человек) — с помощью внутренних ресурсов предприятия и заполнением соответствующего журнала (с Ф.И.О. и подписями обученных).

Такая тенденция нашла отражение и в судебной практике, которая, к сожалению, с каждым годом вселяет все меньше оптимизма.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Общество обратилось в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами.

В рамках рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов была проведена внеплановая выездная проверка Общества, в ходе которой Обществом были представлены свидетельства о профессиональной подготовке на право работы с отходами I–IV классов опасности на заместителя генерального директора и машиниста-бульдозериста. Другие работники Общества, допущенные к деятельности по обращению с отходами (персонал на КПП, мастер по строительным работам, нормировщик), не имели профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности.

Решением Центрального управления Ростехнадзора было отказано Обществу в предоставлении лицензии на основании ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного решения. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления было отказано. В кассационной жалобе Общество просило отменить решение и постановление, поскольку они были приняты незаконно и необоснованно.

Согласно мнению федерального арбитражного суда, суды правильно установили, что Обществом были представлены свидетельства о профессиональной подготовке на право работы с отходами I–IV классов опасности только на заместителя генерального директора и машиниста-бульдозериста; свидетельств на других сотрудников представлено не было. Кроме того, заявителем не были приведены доказательства того, что технология рекультивационных работ на участке производства работ исключает необходимость участия в работах с отходами I–IV классов опасности персонала на КПП, мастера по строительным работам, нормировщика.

Решение суда: решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда были оставлены без изменения, а кассационная жалоба Общества — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2011 № КА-А40/7167-11 по делу № А40-131967/10-152-803).

Таким образом, по мнению суда, должны быть обучены даже те сотрудники, которые сидят на КПП. Или нужно доказать, что эти лица обращения с отходами не осуществляют. При этом бульдозерист, отходы закатывающий, и экскаваторщик, отходы грунтом засыпающий, с точки зрения надзорного органа и суда точно осуществляют деятельность по обращению с отходами. Транспортируют их, что ли?

По какой программе нужно пройти обучение?

Согласно ч. 6 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Отметим, что Приказ № 868, которым была утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами (к слову, она рассчитана на 112 ч), силу не утратил, но особо и не приобретал (не был опубликован и не проходил регистрацию в Минюсте России).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В ходе плановой проверки Общества по вопросам соблюдения природоохранного законодательства Управлением Росприроднадзора было установлено, что Общество допустило к обращению с отходами I–IV классов опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами. В связи с этим Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2[7] КоАП РФ в виде 100 тыс. руб. штрафа.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности. Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований Общества было отказано. В кассационной жалобе Общество просило отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции.

По мнению федерального арбитражного суда, поскольку в материалы дела не были представлены доказательства того, что к работе с отходами I–IV классов опасности допущены лица, прошедшие обучение по Программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами в объеме 112 ч, утвержденной Приказом № 868, согласованной с Минобрнауки России, вывод судов о наличии в действиях Общества состава правонарушения является правомерным.

Решение суда: решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда были оставлены без изменения, а кассационная жалоба Общества — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.05.2014 по делу № А01-1409/2013).

Справедливости ради отметим, что в рассматриваемом деле Общество вообще не предпринимало никаких попыток по обучению персонала. Кстати, мы не встретили ни одного судебного дела, в котором факт обучения не засчитали бы по причине того, что в результате обучения было получено удостоверение, а не сертификат, или продолжительность программы составила не 112 ч, или программа не соответствовала Приказу № 868.

Какой документ нужно получить по результатам обучения?

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV классов опасности, должна быть подтверждена свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности. Однако в перечне документов об образовании (обучении), приведенном в ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ, сертификата нет — есть только свидетельство. Получается, что лучше всего проходить профессиональное обучение с получением свидетельства.

В соответствии с ч. 15 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Таким образом, любой организатор семинаров по обучению в области обращения с отходами может выдать вам и сертификат, и свидетельство, нарисовав их даже от руки (можно даже обойтись без печати). А вот подписать свидетельство (сертификат) должно лицо, которое вправе подписывать документы от имени организации (на основании устава), или лицо, его заменяющее (на основании доверенности или локального акта).

Напоследок отметим, что согласно Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062[8]:

[1] Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 1000 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц — от 2000 до 5000 руб.;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 руб.

[2] Данный Приказ является действующим и по сей день (в новой редакции от 30.06.2015).

[3] Подробнее о данных программах см.: Никитина В.В. Обучение в области экологической безопасности // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 68–79 (прим. редакции).

[5] См. Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

[7] В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 1000 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

[8] Анализ данного Положения см.: Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (прим. редакции).

Типовая программа профессионального обучения по программе повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (базовый курс)
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 21 сентября 2016 г. N 273)

ГАРАНТ:

См. Типовую программу профессионального обучения по программе повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (базовый курс), утвержденную приказом Минтранса России от 11 января 2022 г. N 1

I. Общие положения

1.2. Профессиональное обучение (далее - обучение) проводится по образовательной программе (далее - Программа), разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании Типовой программы.

1.3. Целью реализации Программы является приобретение водителями знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности водителя, осуществляющего перевозки опасных грузов, в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - водитель, перевозящий опасные грузы).

1.4. Обучение проводится по учебно-тематическому плану, предусматривающему последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков водителя по имеющейся профессии без повышения образовательного уровня, необходимых для профессиональной деятельности водителя, перевозящего опасные грузы (далее - первичное обучение), или по учебно-тематическому плану, предусматривающему последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков водителя, перевозящего опасные грузы, по имеющейся профессии без повышения образовательного уровня (далее - повторное обучение).

1.5. Повторное обучение проводится не реже одного раза в пять лет.

1.6. Для получения обучающимися необходимых знаний Типовой программой предусматривается проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы - проведение итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена.

1.7. Продолжительность обучения, а также перечень разделов курса обучения (в соответствии с терминологией ДОПОГ - перечень тем) устанавливается учебно-тематическим планом первичного обучения и учебно-тематическим планом повторного обучения.

1.8. В Типовой программе предусматриваются также индивидуальные практические занятия, охватывающие в первую очередь действия по оказанию первой помощи пострадавшим, тушению пожара и иные действия, принимаемые в случае дорожно-транспортного происшествия или аварии.

1.9. Содержание Типовой программы представлено общими положениями, учебно-тематическими планами, содержанием разделов (тем) учебно-тематических планов, планируемыми результатами освоения Программы, условиями реализации и системой оценки результатов освоения Программы.

1.10. К обучению допускаются водители, имеющие национальное водительское удостоверение соответствующей категории и стаж работы в качестве водителя транспортного средства указанной категории не менее трех лет.

1.11. К прохождению курса повторного обучения водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, допускаются лица, имеющие свидетельство о подготовке водителя автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы (далее - свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя), выданное в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 202.

II. Учебно-тематический план первичного обучения

Разделы (темы) курса - базовый курс (первичное обучение)

Количество учебных часов

Общие требования, регулирующие перевозку опасных грузов, и роль ДОПОГ

Основные виды опасности при перевозках опасных грузов и меры по защите окружающей среды. Контроль за перевозкой отходов

Классификация и общая характеристика опасных грузов

Маркировка, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета

Требования к транспортным средствам, контейнерам и цистернам, упаковкам и дополнительному оборудованию

Транспортно-сопроводительные документы при перевозке опасных грузов

Организация перевозок опасных грузов

Обязанности и ответственность водителя и других участников перевозок опасных грузов

Меры по обеспечению безопасности при перевозке, погрузке и разгрузке опасных грузов

Действия водителя в случае аварии или дорожно-транспортного происшествия при перевозках опасных грузов

Изъятия, ограничения и вопросы совместимости при перевозках опасных грузов

Особенности мультимодальных перевозок опасных грузов, осуществляемых с участием автотранспортных средств

Читайте также: