Повышение уровня защищенности участников дорожного движения от последствий дтп

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РУКОВОДСТВО ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧАСТКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

1. РАЗРАБОТАН ФГУП "РОСДОРНИИ" (Федеральное государственное унитарное предприятие РОСДОРНИИ) по заказу Росавтодора.

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Раздел 1. Область применения

Настоящие Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог распространяется на существующие автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения и является рекомендательным для дорожно-эксплуатационных организаций и предприятий Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России и органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации.

Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

в) ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения".

г) ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". - М.: Стандартинформ, 2005 г.

д) ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации движения. Знаки дорожные. Общие технические требования". - М.: Стандартинформ, 2005 г.

е) ГОСТ 52291-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Общие технические требования".

з) ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.

и) ГОСТ Р 52607-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования". - М.: Стандартинформ, 2007 г.

н) ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (Взамен 6-90)". - М., 2002.

о) Указания по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. ВСН 25-86/ Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1988. - 183 с.

Раздел 3. Термины и определения

В Руководстве по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог (далее - Руководство) использованы следующие термины и определения:

расчетный период - минимальный период времени (в годах), соответствующий совокупности данных о ДТП, позволяющий получать статистически достоверные оценки показателей аварийности;

километровый участок дороги - участок дороги между двумя смежными указателями километров на дороге (в общем случае длина участка равна 1000 м);

плотность ДТП на участке дороги - среднее число ДТП в год на 1 км рассматриваемого участка дороги;

критический показатель аварийности на участке дороги - предельное значение показателя аварийности, превышение которого свидетельствует о существенном отклонении уровня аварийности от среднестатистического значения, полученного для дорог рассматриваемого типа с учетом интенсивности движения транспортных потоков;

участок концентрации ДТП - ограниченный по длине участок автомобильной дороги, характеризующийся устойчивым и не случайным совершением дорожно-транспортных происшествий;

выявление участка концентрации ДТП - определение местонахождения (адрес начала и конца) участка концентрации ДТП и его характеристик (степени опасности, стабильности и т.п.);

уровень безопасности дорожного движения - степень соответствия наблюдаемого состояния процесса дорожного движения такому его качественному состоянию, при котором условия дорожного движения и поведение его участников находятся в пределах допустимых норм и не способствуют возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Раздел 4. Общие положения

а) Руководство предназначено для использования в деятельности органов управления автомобильными дорогами и дорожных организаций при планировании и реализации мероприятий по профилактике и устранению участков концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

б) Участки концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения выявляются в соответствии с "Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации".

в) На автомобильных дорогах целесообразно различать четыре качественных уровня безопасности дорожного движения: высокий, допустимый, предельный и низкий (см. табл.4.1). Уровень безопасности дорожного движения определяется степенью соответствия показателей технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и искусственных сооружений установленным нормам, исходя из требований обеспечения безопасности движения.

К 2030 году в дорожно-транспортных происшествиях не должно погибать более четырех человек на 100 тысяч населения. Что для этого необходимо сделать еще? Каковы основные проблемы в области безопасности дорожного движения на сегодняшний день? Какие нововведения ожидают водителей и какие задачи стоят перед Госавтоинспекцией? Обо всем этом в интервью "Российской газете" рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Михаил Черников: наезды на пешеходов, выезды на полосу встречного движения и управление в нетрезвом виде - имеют наиболее тяжкие последствия. Фото: ГУОБДД МВД России

Михаил Черников: наезды на пешеходов, выезды на полосу встречного движения и управление в нетрезвом виде - имеют наиболее тяжкие последствия. Фото: ГУОБДД МВД России

Разговор начали с самой громкой темы последних дней. МВД выступило с инициативой сделать техосмотр добровольным для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов. Как это может повлиять на безопас­ность на дорогах? Возможно ли вообще такое решение в свете международных обязательств?

Фото: Сергей Михеев

Вы предложили сделать техосмотр для легковых автомобилей, а также мотоциклов добровольным. Эксперты опасаются, что это обернется ростом аварийности в связи с ростом неисправных машин.

Михаил Черников: Действительно, МВД России подготовило предложения в правительство России по внесению изменений в некоторые нормативные акты, где процедуру прохождения тех­осмотра для личных легковых автомобилей предложено сделать не обязательной, а добровольной. Мы считаем, что ответственные автолюбители заинтересованы в исправности своего автомобиля и потому должны проходить ТО добровольно. Что касается роста аварийности, то оцените сами: за последние десять лет, когда большинство автовладельцев не проходили тех­осмотр, а покупали диагностические карты, катастрофического всплеска аварийности по причине неисправностей автомобилей не произошло. Это подтверждают и данные страховщиков. Российский союз автостраховщиков указывает, что по технической неисправности автомобиля происходит менее 0,1 процента ДТП.

В соответствии с правилами владелец обязан исключить из эксплуатации технически не­ис­правный автомобиль вне зависимости от того, прошел он техосмотр или нет. Согласно правилам водитель должен убедиться в исправности автомобиля перед выездом и обеспечивать его исправность во время эксплуатации. При этом не важно, есть у него действующая диагностическая карта или нет.

А это не противоречит международным актам?

Михаил Черников: Международные обязательства Российской Федерации по допуску к экс­плуатации транспортных средств, предусмотренные Венской Конвенцией о дорожном движении от 1968 года, предписывают обязательное проведение периодических техос­мотров для автобусов и грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны, а также прицепов к ним. Надо понимать, что сегодня значительная часть водителей оплачивает услугу по проведению техосмотра только для того, чтобы оформить полис ОСАГО, но при этом автомобиль не проходит реальную диагностику. Это многомиллиард­ный рынок.

В то же время проведенный МВД России мониторинг доступности для населения услуг по тех­осмотру транспортных средств показал неготовность действующей системы к реализации новых положений законодательства. В ряде субъектов РФ не выполняются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра. При этом тарифная политика регионов при формировании стоимости технического осмотра оказывает негативное влияние на ситуацию с развитием рынка данных услуг. Принимая во внимание негативные факторы, МВД России выступило с инициативой отменить обязательное прохождение тех­ничес­кого осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам.

Также мы предлагаем проработать меры стимулирования автовладельцев к добровольному прохождению процедуры технического осмотра. Такими мерами могли бы стать понижение ставки транспортного налога или снижение стоимости полиса обязательного страхования гражданской ответствен­ности владельцев транспортных средств.

А что будет с техосмотром автомобилей, участвующих в перевозках пассажиров и грузов?

Михаил Черников: Наши инициативы не коснутся автомобилей, участвующих в перевозочной деятельности: автобусов, такси, грузовиков, а также легковых автомобилей предприятий и организаций - для них техосмотр останется обязательным. Более того, действующими правилами предусмотрено участие сотрудников Госавтоинспекции в процедуре техосмотра автобусов. Это важно, потому что зачастую техническая неис­правность становится сопутствующей причиной ДТП при оказании услуг по грузопассажирским перевозкам. Нередко экономические причины преобладают над разумом, над безопасностью, и водители, перевозящие пассажиров или грузы в коммерческих целях, нацелены на то, чтобы сделать больше рейсов, получить больший доход. А на то, что транспортное средство уже давным-давно требует ремонта, внимание обращается в самую последнюю очередь.

Итак, техническое состояние транспорта не главная причина аварийности. А какова главная?

Михаил Черников: Мы не раз говорили, что наиболее тяжкие последствия имеют наезды на пешеходов, выезды на встречную полосу и управление транс­порт­ными средствами в состоянии опьянения.

Фото: Сергей Михеев

Насколько остро сейчас стоит проблема пьянства за рулем?

Михаил Черников: Достаточно сказать, что каждое двенадцатое ДТП произошло по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения. Несмотря на снижение количества ДТП с участием водителей с признаками опьянения, число погибших и пострадавших в них людей, тяжесть последствий таких ДТП в два раза выше, чем в авариях с трезвыми водителями, и составляет 14 погибших на 100 пострадавших. Госавтоинспекцией последовательно реализуется комплекс мер, направленных на повышение уровня правосознания участников дорожного движения и профилактику данного вида правонарушений.


По итогам шести месяцев 2021 года в этой работе достигнуты определенные положительные результаты. За указанный период сотрудниками Гос­автоинспекции пресечено свыше 238 тысяч фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения. Из них более 89 тысяч случаев, когда водители отказались от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Сегодня Госавтоинспекция осуществляет активное взаимодействие с общественными организациями, включающее целый комплекс мероприятий. Это и оперативное информирование активистами подразделений ГИБДД о нарушениях общественного порядка, о фактах управления транспортными средствами в состоянии опьянения либо иных грубых нарушениях ПДД, а также других обстоятельствах, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

По итогам шести месяцев 2021 года в субъектах Российской Федерации организовано и проведено свыше 25,4 тысячи профилактических мероприятий, в том числе почти 7,2 тысячи с привлечением СМИ. В ходе этих мероприятий выявлено более 26,8 тысячи водителей, управлявших транспорт­ными средствами в состоянии опьянения.

Одно из широко обсуждаемых нововведений в области контроля за пьяными водителями - так называемые экспресс-тесты. Что это за приборы?

Михаил Черников: В настоящее время в рамках реализации федерального проекта "Безопас­ность дорожного движения" национального проекта "Безо­пасные качественные дороги" прорабатывается вопрос применения индикаторов паров алкоголя, или так называемых экспресс-тестов.

Такие экспресс-тесты станут одним из перспективных способов выявления нетрезвых водителей. В отличие от традиционных алкотестеров они сразу показывают наличие или отсутствие алкоголя в выдохе водителя, но без указания точного коли­чест­ва вещества.

Эти системы получили широкое распространение за рубежом. Они, в частности, активно применяются в Канаде, Великобритании и других странах.

Количество ДТП с нетрезвыми водителями сокращается, но тяжесть последствий в них в два раза выше, чем в авариях с трезвыми, и составляет 14 погибших на 100 пострадавших

Экспресс-тесты могут быть эффективны при проведении массовых проверок водителей на состояние опьянения. Это когда автоинспекторы останавливают одновременно несколько автомобилей и проводят проверку. Экспресс-тест займет пару минут, водителям даже не надо будет выходить из машины. Достаточно приоткрыть окно и следовать указаниям инспектора. Тот, у кого выдох "чистый", сразу сможет продолжить движение и будет избавлен от необходимости проходить полноценную проверку с понятыми, ви­део­фиксацией, оформлением документов. Очевидно, что это гораздо удобнее.

Если же будут выявлены пары алкоголя, водителя направят на освидетельствование, как это делается сейчас. Сегодня, чтобы проверить водителя на трезвость, необходимо сначала отстранить его от управления, для чего оформить протокол, указав признаки опьянения, и только потом предложить пройти освидетельствование на алкогольное опьянение. Все это занимает время, за которое мимо может проехать действительно нетрезвый водитель.

Применение средств индикации позволит минимизировать временные затраты при общении водителей с сотрудниками полиции, исключить их субъективизм, предотвратить конфликтные ситуации.

При этом показания указанных технических средств - это лишь метод первичной диагностики, позволяющий сотрудникам Госавтоинспекции оперативно проверять каждого остановленного в ходе проведения соответствующего профилактического мероприятия водителя, который может отказаться от такой проверки, что не повлечет наступления каких-либо правовых последствий. По сути, показания такого теста - это лишь один из признаков опьянения.

Применение экспресс-тестов будет способствовать профилактике и предупреждению управления транспортными средствами в состоянии опьянения, что, в свою очередь, позволит эффективно исключать из транспортного потока нетрезвых водителей.

Одно время обсуждалась возможность информационного обмена между МВД и минздравом. Планировалось, что минздрав будет оперативно информировать о появлении у того или иного водителя противопоказаний к управлению автомобилем. В какой стадии эта работа сейчас?

Михаил Черников: Сейчас ведется работа по совершенствованию информационного обмена сведениями о выданных медицинских заключениях между МВД России и Минздравом России. В настоящее время отсутствие таких сведений затрудняет выявление граждан, имеющих медицинские ограничения по допуску к управлению транспортными средствами. Но работа идет. И есть надежда, что такой информационный обмен будет налажен.

Довольно остро стоит проблема аварийности с участием такси. Тут и переработки, и отсутствие предрейсового медосвидетельствования. Да и водительские удостоверения таксистов зачастую вызывают вопросы. Что делается для ее решения?

Михаил Черников: Во-первых, мы сейчас прорабатываем вопрос удаленного доступа освидетельствования водителя в части его допуска к управлению - так называемый предрейсовый медицинский осмотр. Телемедицина давно шагнула вперед. Водитель, прежде чем сесть за руль, сможет пройти в режиме удаленного доступа все процедуры: проверку давления, температуры, содержания алкоголя в выдохе. Тогда мы заведомо будем понимать, что этот водитель неуставший, здоровый и его можно выпускать на дорогу.

Также мы планируем соз­дать к концу этого года единую информационную платформу с информацией о водителях такси. Через нее компании и предприятия смогут увидеть, лишен ли прав управления тот или иной водитель такси, сколько раз он привлекался к административной ответственности, нарушая ПДД и так далее. На этом основании уже агрегаторы будут решать, допускать такого водителя к перевозкам пассажиров или нет.

В этом году началась реализация доработанного федерального проекта "Безопасность дорожного движения" в рамках нацпроекта "Безо­пасные качественные дороги". В чем его основные отличия?

Михаил Черников: Федеральный проект "Безопасность дорожного движения" включает комп­лекс мероприятий, направленных на снижение смерт­ности населения в ДТП. В результате на дорогах в 2020 году общее количество происшествий сократилось на 11,07 процента, число погибших в них людей - на 4,49 процента, раненых - на 12,75 процента. Удалось сохранить более 900 человеческих жизней.

В соответствии с указом президента заложенный в национальных проектах горизонт планирования сместился с 2024 на 2030 год.

Главный показатель федерального проекта "Безопас­ность дорожного движения" - снижение риска гибели участников дорожного движения в ДТП - сохранен в качестве приоритетного. В 2030 году он должен составлять не более 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения. Но он не в полной мере отражает эффективность проводимых мероприятий, поскольку сильно зависит от демографии в регионах, от миграционных процессов. Поэтому с 2021 года будет применяться также транспортный риск - ­число погибших в дорожно-транспортных происшествиях человек на 10 тысяч транспортных средств.

В рамках федерального проекта подразделения получали новые патрульные автомобили. Как обстоят дела с этим в 2021 году?

Михаил Черников: Как и в прошлые годы, продолжается закупка и поставка в регионы оборудования, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения. По линии МВД России в рамках федерального проекта на эти мероприятия в 2021 году выделено 8,6 миллиарда рублей. Подразделения получат 4,2 тысячи новых патрульных автомобилей, сейчас по будущим конт­рактам проводятся конкурс­ные процедуры. Закупаемые автомобили имеют улучшенные эксплуатационные качества, в том числе повышенную проходимость, что позволяет автоинспекторам работать в разных дорожных условиях. Также в рамках федпроекта планируется закупить новые приборы контроля за состоянием автодорог. В этом году будет приобретено более 900 люксометров - средств измерения освещенности дорожного покрытия, все они скоро поступят в распоряжение инспекторов. Часть мероприятий 2021 года касается вопросов медицины. К примеру, для оперативного оказания помощи пострадавшим в ДТП людям закупаются новые автомобили "скорой помощи". Проходят закупки хроматографов для выявления у водителей в условиях медицинских стационаров и поликлиник состояния опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных веществ.

Спасибо, Михаил Юрьевич, за подробный, информативный рассказ. Поздравляем Вас и ваших коллег с юбилейным 85 годом образования Госавтоинспекции!

Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.
Она достигается содержанием дорог в соответствии с установленными требованиями и обустройством их объектами сервиса, исправным техническим состоянием и оборудованием транспортных средств, умелой организацией движения и строгим выполнением всеми участниками дорожного движения соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.

Организация и регулирование дорожного движения возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Регулирование производится сигналами светофоров и регулировщиков, а также дорожными знаками и дорожной разметкой.

Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы, пассажиры, а также другие лица, принимающие участие в дорожном движении.

Правила дорожного движения являются основополагающим документом. Все участники дорожного движения должны строго выполнять их требования.

Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пешеходами также являются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед (мопед, мотоцикл), везущие санки (тележку, коляску).

Водитель – это лицо, управляющее транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Основные шибки водителей, которые приводят к ДТП:

1. Вождение в нетрезвом виде.

На первом месте стоит самая очевидная причина всех дорожно-транспортных происшествий – вождение под воздействием наркотиков или алкоголя. По этой причине происходит большинство ДТП со смертельным исходом. Все водители знают, что алкоголь притупляет внимание и лучше в таком состоянии вообще за руль не садиться, однако некоторые продолжают упорно игнорировать это правило. Результат – покалеченные люди.

2. Усталость водителя.

У сонного или уставшего водителя притупляется внимание и увеличивается время реакции. Поведение таких водителей практически также непредсказуемо, как и вождение нетрезвых водителей. В сводках ГИБДД достаточно часто мелькают дорожно-транспортные происшествия с участием уснувших водителей.

3. Превышение скорости.

Почетное третье место заняли любители быстрой езды. Превышение скорости является второй наиболее распространенной причиной ДТП со смертельным исходом. Многочисленные исследования подтвердили, что вероятность попасть в аварию повышается, если водитель двигается быстрее или медленнее средней скорости потока. Замечено, что при быстрой езде водитель привыкает к скорости и не способен адекватно оценить быстро меняющуюся ситуацию на дороге, в результате чего происходят самые ужасные аварии с самыми трагическими последствиями.

4. Склонность водителей отвлекаться от дороги.

5. Недооценка погодных и дорожных условий.

Зачастую даже небольшое превышение скорости на мокрой дороге или несоблюдение дистанции чревато заносом и последующим столкновением. Своевременная смена резины в зависимости от времени года убережет водителей от многих неприятностей на дорогах.

6. Игнорирование ремней безопасности.

Эффективность ремней безопасности доказана годами их существования, тем не менее, многие водители и пассажиры продолжают игнорировать их использование, тем самым ставят под угрозу свою жизнь и здоровье. Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении
в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — в 5 раз!

7. Отсутствие детского кресла или удерживающего устройства.

Несмотря на значительное увеличение штрафов за нарушение правил перевозки детей многие водители и родители продолжают нарушать правила перевозки несовершеннолетних. Непристегнутый ребенок во время аварии получит тяжелые травмы и увечья, что подтверждает статистика.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы (далее – Стратегия), определившая основу для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях.

Целями Стратегии определены повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.

В качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска[1], составляющий не более четырех погибших на 100 тысяч населения.

В соответствии с паспортом и планом мероприятий по реализации федерального проекта целевым показателем 2020 года установлен общероссийский уровень социального риска гибели в ДТП, не превышающий 10,9 погибшего на 100 тысяч населения.

По итогам прошедшего года этот показатель составил 10,8.

Указанное достижение обусловлено соблюдением основных принципов комплексного воздействия на решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения и максимальной эффективностью мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий, осуществленных МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

МВД России совместно с Минпросвещения России в 2020 году разработаны типовые документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и организации деятельности отрядов юных инспекторов движения в образовательных организациях.

С 2019 г. по 2020 г. реализован проект по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движения и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения (далее – ЮИД) в образовательных организациях, которые действуют во всех 85 субъектах Российской Федерации. По данным мониторинга Минпросвещения России, проведенного в декабре 2020 г., общее количество отрядов ЮИД составило 29 743, численность детей, вовлеченных в отряды ЮИД – 443 409 обучающихся.

В прошедшем году в рамках федерального проекта реализованы мероприятия, направленные на повышение уровня правосознания и культуры поведения участников дорожного движения.

В 35 субъектах Российской Федерации на базе родильных домов и перинатальных центров организовано проведение более 3,4 тыс. тренингов по профилактике ДДТТ с участием женщин рожениц. В текущем году планируется организовать проведение таких тренингов во всех субъектах Российской Федерации.

В 2020 году разработан и принят ряд законодательных инициатив, направленных, в том числе, на совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, внесены изменения в правила учета дорожно-транспортных происшествий.

Осуществлена работа по приведению ответственности за нарушения ПДД в соответствие с их общественной опасностью, а также по повышению уровня квалификации и профессиональной подготовки лиц, деятельность которых связана с безопасностью дорожного движения.

Одновременно МВД России осуществлен мониторинг реализации региональных проектов по безопасности дорожного движения, по результатам которого подготовлены и направлены аналитические и методические материалы в 49 субъектов Российской Федерации, имевших риски недостижения целевых показателей снижения смертности в 2020 году, для принятия дополнительных мер по совершенствованию этой деятельности.

Приняты меры по укреплению технической оснащенности подразделений Госавтоинспекции, в рамках которых в территориальные органы МВД России на региональном уровне поставлены патрульные автомобили (4 326 ед.), специальные технические средства контроля за безопасностью эксплуатации автомобильных дорог (2 362 ед.) и транспортных средств (1 501 ед.). Значительные средства выделены на осуществление их ежегодной поверки и ремонта.

Государственным заказчиком-координатором Программы выступило МВД России. В ее реализации совместно с МВД России участвовали МЧС России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минпромторг России, Минтранс России и Росавтодор.

На заключительном этапе, начиная с 2019 года, реализация Программы продолжилась уже в рамках мероприятий федерального проекта.

При этом включение Программы в состав федерального проекта существенно повлияло на первоначально запланированные в ней целевые ориентиры, оценка и расчет по которым осуществлялись на этапе разработки проекта Программы.

В этой связи показатели Программы были приведены в соответствие с показателями федерального проекта и тем самым увеличили задание по числу сохранных жизней участников дорожного движения, повлекшее за собой установление нового планового значения цели Программы – сокращение смертности от ДТП к 2020 году на 11 981 тыс. человек (42,8%) по сравнению с базовым 2012 годом, что на 3 981 человек и на 13,98% выше первоначальных плановых значений соответственно.

Благодаря принятым государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками Программы мерам удалось достичь установленных значений всех показателей и индикаторов Программы по всем годам ее выполнения.

Число сохраненных за период выполнения Программы жизней участников дорожного движения[5] составило 56 447 человек.

Также были достигнуты в полном объеме такие индикаторы Программы, как число детей, погибших в ДТП, показатели социального риска (число лиц, погибших в ДТП, на 100 тыс. населения) и транспортного риска (число лиц, погибших в ДТП, на 10 тыс. транспортных средств).

В процессе выполнения Программы за счет средств консолидированных бюджетов по линии всех государственных заказчиков приобретено 5 714 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, созданы интерактивные наглядные пособия, дидактические игры, интерактивный конструктор, программа для диагностики знаний учащихся, анимационные и видеофильмы, обучающая мультимедийная игра, электронный интерактивный курс, набор учебно-методических пособий, рекомендаций и диагностических материалов, электронные интерактивные книги, мини-игры, пособия, методические указания, интерактивная образовательная программа (ИОП) и т.д., проведены информационно-пропагандистские кампании, созданы и размещены телерадиопрограммы по тематике безопасности дорожного движения, проведены публикации в печатных и онлайн СМИ, поставлено 27 мобильных автогородков, приобретено 4 414 единиц оборудования, позволяющего в игровой форме формировать навыки безопасного поведения на дороге, проведены тематические информационно-пропагандистские мероприятия с несовершеннолетними участниками дорожного движения, поставлено 5,6 млн световозвращающих приспособлений, проведено оснащение участков улично-дорожной сети городов и населенных пунктов 821,7 п. км. пешеходных ограждений, модернизировано 8 068 нерегулируемых пешеходных переходов и 5 396 светофорных объектов, проведены специализированные семинары в форме круглых столов по различным аспектам безопасности дорожного движения, выполнены работы по развитию автоматизированных систем сбора, учета и анализа показателей состояния безопасности дорожного движения.

Построен учебно-тренировочный комплекс для подготовки сотрудников МЧС России и отработки действий экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, в Сибирском федеральном округе (пос. Дивногорск, Красноярский край).

В Московской области (пос. Пионерский, Истринский район) открыт Федеральный учебный центр подготовки и переподготовки сотрудников Госавтоинспекции.

В отчетном периоде продолжилось внедрение современных образцов специальной техники, инструментов, оборудования и технологий, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ, в подразделения МЧС России, привлекаемые к ликвидации последствий ДТП (поставлено 89 единиц современных образцов специальной техники: аварийно-спасательные автомобили, пожарно-спасательные мотоциклы, пожарные автомобили первой помощи, подвижные спасательные посты с прицепом, снегоходы, квадроциклы, мобильные комплексы обеспечения деятельности высокоманевренных пожарно-спасательных средств), 27 единиц мобильных автономных быстроразвертываемых комплексов жизнеобеспечения спасателей, более 680 единиц гидравлического аварийно-спасательного оборудования, вспомогательного оборудования, экипировки, имущества, используемого при ликвидации последствий ДТП (бензорезы, кусачки, тросорез, разжимы-кусачки, дисковые резаки, автономные осветительные установки, мотоциклетные шлемы и пр.).

В федеральные центры по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, специалистов по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий и подкатегорий, водителей транспортных средств различных категорий поставлены технические средства обучения и тестирования, оборудование, наглядные, учебные и методические пособия, электронные образовательные ресурсы и т.д.

Осуществлялось материально-техническое, метрологическое и методологическое обеспечение проведения научных исследований, направленных на повышение активной и пассивной безопасности автомототранспортных средств, предоставлялось стендовое оборудование, манекены, измерительно-регистрирующая аппаратура, испытательные участки дорог, методическое обеспечение и сопровождение и т.д.

Курсы повышения квалификации прошли 1 301 сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Госавтоинспекции.

Обустроено 81 пересечение на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Оборудовано искусственным освещением 89 мест концентрации ДТП, 124 таких места на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения оборудовано также элементами обустройства и др.

В целях повышения безопасности движения устроено более 635 тыс. пог. м. линий искусственного электроосвещения, установлено более 2 650 светофорных объектов, 700 тыс. пог. м. барьерных ограждений, 344 тыс. пог. м. пешеходных ограждений и т.д.

Доля контрактов с использованием Реестра новых технологий и материалов составила более 54% при плановом показателе – 20%. Доля контрактов на принципах контрактов жизненного цикла составила 22% при плановом значении – 20%.

На автомобильных дорогах регионального и местного значения размещено 156 Автоматических пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК), что на 18 единиц выше планового значения.

Достигнут результат по увеличению количества стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального значения до 161% от базового количества 2017 года, при плановом значении 2020 года – 133%.

В рамках мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в 14 городских агломерациях поставлено 654 единицы транспорта – 547 автобусов, 64 троллейбуса и 43 трамвая.

Выполнялись мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (64 города, накопленным итогом).

2020 год в истории обеспечения безопасности дорожного движения является особым. Этот период совпал с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и внес существенные коррективы в повседневную деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения и на практике показал влияние экономических и демографических факторов на достижение целевых показателей и результатов национальных проектов.

Введение ограничительных мер и запретительных режимов вызвало необходимость оперативного реагирования на возникающие риски в области обеспечения безопасности дорожного движения и способствовало переосмыслению ключевых показателей и направлений реализации федерального проекта.

Отличительной чертой новой редакции проекта является смена горизонта планирования до 2030 года и ориентир на общественно значимый результат (повышение безопасности участников дорожного движения), достижение которого непосредственно связано с сохранением населения, здоровья и благополучия людей, обеспечением комфортной и безопасной среды для жизни.

С учетом закрепления новых целей национального развития Российской Федерации на период до 2030 года по результатам мониторинга и оценки состояния безопасности дорожного движения Стратегия может быть скорректировна.

[1] Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тысяч населения.

постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";

распоряжение МВД России от 15.03.2019 N 1/2617 "Об организации и осуществлении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения".

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУОБДД МВД России).

Предотвращение рисков возникновения нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения;

снижение количества нарушений обязательных требований;

создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;

формирование модели социально ответственного и добросовестного поведения субъектов надзора;

снижение количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП, происшествие);

снижение количества погибших и раненных людей в ДТП.

Выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;

установление и оценка влияния видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий на эффективность профилактической работы;

повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции;

создание системы консультирования субъектов надзора, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Сроки реализации программы

Программа профилактики нарушений рассчитана на 2020 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Уменьшение административной нагрузки на субъекты надзора;

повышение уровня правовой грамотности субъектов надзора;

обеспечение единообразия понимания обязательных требований субъектами надзора;

снижение количества погибших и раненых в ДТП.

1. Аналитическая часть

Из них в 24347 ДТП установлены факты отсутствия горизонтальной дорожной разметки. Вторым часто встречающимся недостатком транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети является отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (9857), третьим - недостатки зимнего содержания (5594).

Количество ДТП на автомобильных дорогах в границах железнодорожных переездов, где установлены нарушения обязательных требований, в текущем году снизилось на 34,7% (120 - 2017 г., 141 - 2018 г., 92 - 2019 г.), число погибших - на 60,3% (46 - 2017 г., 53 - 2018 г., 21 - 2019 г.) и раненых - на 26,4% (139 - 2017 г., 174 - 2018 г., 128 - 2019 г.).

Остается сложной ситуация с аварийностью в местах производства дорожных работ, где достигнуто незначительное снижение количества ДТП (1194 - 2017 г., 1056 - 2018 г., 1000 - 2019 г.), при этом количество погибших участников дорожного движения остается существенным (177 - 2017 г., 194 - 2018 г., 151 - 2019 г.).

В 2019 году незначительно снизилось (на 3%) количество ДТП по вине водителей автобусов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (2868 - 2017 г., 3255 - 2018 г., 3155 - 2019 г.).

Отмечается рост на 3,6% происшествий с участием технически неисправных автобусов (569 - 2017 г., 494 - 2018 г., 512 - 2019 г.).

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется МВД России в целях обеспечения соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Надзорная деятельность осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" - применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий.

Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 г. предусмотрены мероприятия в отношении 1246 субъектов надзора (информация представлена на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на портале ФГИС "Единый реестр проверок" Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Надзорная деятельность также ориентирована на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

В 2019 году осуществлялось информирование субъектов надзора и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в частности демонстрировались проблемные аспекты в соблюдении обязательных требований, выдавались соответствующие рекомендации, разъяснялись положения имеющихся и новых обязательных требований, а также порядок их применения.

Так, за 6 месяцев 2019 года проведено 10586 публичных мероприятий с приглашением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них конференций и семинаров - 2291, консультаций - 8295. С целью сокращения количества внеплановых проверок подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне субъектам надзора объявлено 1308 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В целях обеспечения информационной доступности на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения и проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в целях оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения при проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, в ходе анализа профилактической работы установлено, что в каждом третьем субъекте Российской Федерации (34) не осуществляется обобщение правоприменительной практики с последующим опубликованием соответствующих докладов для всеобщего сведения, в связи с чем субъектам надзора не предоставляется развернутая информация о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований и основных причинах и условиях их совершения (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Крым, Тыва, Удмуртия, Чеченская Республики, Забайкальский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Белгородская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский - Югра автономные округа, города Москва и Севастополь).

В 38 субъектах не используется в рамках профилактической деятельности объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха - Якутия, Тыва и Чеченская Республика, Алтайский, Забайкальский, Пермский, Хабаровский края, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Курская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский - Югра и Чукотский автономные округа, город Москва).

При этом по состоянию на 6 месяцев текущего года в 15 из указанных выше субъектов Российской Федерации отмечается рост погибших в дорожно-транспортных происшествиях (республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Алтайский, Красноярский, Пермский края, Белгородская, Магаданская, Тверская, Томская, Ульяновская области и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

В 6 подразделениях Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне не осуществляется разъяснительная и консультационная работа, а также информирование субъектов надзора по вопросам соблюдения обязательных требований, не проводятся публичные мероприятия (республики Алтай, Крым и Чеченская Республика, Курская область, Ханты-Мансийский - Югра и Чукотский автономные округа).

Успешная реализация программы профилактики нарушений в 2020 году будет способствовать достижению отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" целей, в том числе по снижению к 2024 году смертности результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году - стремление к нулевой смертности), а также уменьшению количества фактов нарушений обязательных требований и увеличению доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МВД России.

Читайте также: